Краткий анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Краткое содержание «Руслан и Людмила» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Руслан и Людмила

Число страниц: 136. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». Издательство «Издательский Дом Мещерякова». 2011 год

Жанр: Сказочная поэма

Год написания: 1820 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Своеобразие жанра

Роман «Руслан и Людмила» вышел из-под пера А. С. Пушкина в пору его молодости. Но уже тогда поэт имел свой уникальный стиль, основанный на любви к народным сказаниям, былинам и песням. Воспитанный добрейшей нянюшкой Ариной Родионовной, молодой гений перенял её самобытность, развил это качество в своей душе, а затем талантливо, беззаветно и щедро поделился им со своими читателями.

В поэме-сказке повествование сосредоточено на том, как происходит становление истинных чувств главного героя Руслана. По ходу развития событий читатель видит, как упорно он стремится к похищенной невесте. Его почти ничто не может остановить. Только коварные замыслы колдуньи оказываются сильнее его воли. Но «зло не вечно» и вероломство Наины побеждается мужеством Финна. Таким образом, анализ поэмы «Руслан и Людмила» показывает, что это произведение эпическое и имеет характерные особенности:

Князь Владимир-Солнце

  1. Повествование ведётся в форме рассказа с использованием просторечных выражений, основывается на идее самобытного народного творчества. Автор представляет свою поэму читателю как «преданья старины глубокой».
  2. Иронические и самокритичные замечания придают элемент несерьёзного отношения к рассказчику. Но такой приём рассчитан на недалёких людей, видящих в чтении сказок досужее развлечение. Глубокомысленный человек сразу найдёт ценное зерно и выявит суть в повествовании о героических «делах давно минувших дней».
  3. Сказочность произведения также можно взять под сомнение. Из истории известно, что князь Владимир-Солнце был реальной личностью. Но в то же время поэт рассказывает о событиях, наполненных чародейством. Невольно напрашивается заключение, что во время правления князя Владимира магия была чем-то обыденным. Это интуитивное предположение является ещё одной причиной популярности поэмы: её с удовольствием читают как юные ценители сказок, так и повзрослевшие юноши и девушки. Не обходят вниманием этот роман и люди старшего поколения. Его сюжет, герои и необычные события преподносятся поэтом как что-то реально существовавшее, что пробуждает ощущение причастности к неведомому и великому.

Главные герои

Руслан – отважный, смелый витязь и преданный возлюбленный.

Людмила – красивая, добрая, верная жена Руслана.

Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы, заботливый, щедрый.

Рогдай – смелый, сильный воин, предавший Руслана.

Ратмир – молодой хазарский хан, горячий, вспыльчивый.

Фарлаф – витязь, трусливый хвастун.

Черномор – могущественный злой волшебник, уродливый карлик с длинной бородой.

Старец в пещере – добрый волшебник, оказавший большую помощь Руслану.

Гигантская голова – старший брат Черномора, некогда могучий, непобедимый воин.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Руслан и Людмила»

для самых компанейских —

Главные герои «Руслан и Людмила»

для самых крутых —

Читать «Руслан и Людмила» полностью

Структура произведения

В прологе, сразу после стихотворного посвящения своего произведения юным девицам, А. С. Пушкин знакомит читателя с Лукоморьем. Все фразы и слова, описывающие этот чудесный край, наполнены глубокими смыслами, которые раскрываются только пытливому уму.

Вся поэма разбита на шесть частей (песен), каждая из которых начинается со вступления. Поэт включает в них элементы иронии над собой, однако не забывает и о назиданиях девицам и добрым молодцам.

Сюжет

На свадьбу Руслана и Людмилы было приглашено много гостей. Отец невесты, князь Владимир, не поскупился на пышное пиршество, и только трое гостей не радовались счастью новобрачных. Это были соперники Руслана в амурных делах, витязи: хазарский хан Ратмир, хвастун Фарлаф и Рогдай.

Неожиданно Людмила исчезла в брачную ночь. Разгневанный на бездействие Руслана, князь Владимир пообещал отдать в жёны Людмилу и полцарства в придачу тому, кто её найдет. Мужественные витязи отправились на поиски пропавшей княжны.

Руслан, терзаемый мрачными думами, прискакал к пещере, в которой жил учёный старец. Он поведал витязю, что его суженую украл могущественный волшебник Черномор – большой любитель красивых девушек. Старик предрёк Руслану победу над Черномором в честной схватке, сказав, что его будущее заключено в собственной воле. Окрылённый надеждой, Руслан отправился в путь.

Тем временем Рогдай задумал устранить главного соперника – Руслана, и поскакал вслед за ним. Трусливому же Фарлафу на пути повстречалась старая ведьма, которая посоветовала юноше вернуться домой и не подвергать себя смертельной опасности: Людмила и так будет его.

Оказавшись в волшебном дворце Черномора, Людмила не польстилась на богатые дары своего похитителя. Ей был противен один вид злого волшебника – горбатого лысого карлика с длинной седой бородой, от которого она скрывалась при помощи найденной шапки-невидимки.

Когда Руслан спешил к Людмиле, на него напал Рогдай, но потерпел поражение. Руслан продолжил свой путь, и вскоре его взору предстала огромная голова в шлеме, возвышающаяся над землёй. Витязь одолел страшную голову, и под ней обнаружил меч. От поверженной гигантской головы Руслан узнал, что когда-то она была отважным воином-гигантом, но на свою беду имела завистливого брата-карлика, который совершил страшное предательство и обезглавил родного брата. Голова посоветовала Руслану взять волшебный меч и отомстить Черномору.

Оказавшись в чертогах Черномора, отважный витязь схватил его за длинную бороду и отсёк её мечом. Он нашёл Людмилу спящей и поспешил с ней в Киев. По дороге Руслан встретил Ратмира с молодой женой: хазарский хан обрел своё счастье.

Тем временем Фарлаф, увидев прилегшего отдохнуть Руслана, убил его спящего и со спящей Людмилой поспешил во дворец к князю. Воскресил юношу старец из пещеры, который на прощанье подарил ему кольцо, способное пробудить Людмилу. Руслан поспешил к своей возлюбленной и освободил её от заклятья.

Романтизм любви и неизбежность рока

Конечно, именно любовь играет в романе главную роль. Вокруг этого замечательного чувства строится весь сюжет произведения. Но А. С. Пушкин смог показать саму суть и многогранность любви. Не секрет, что она пробуждает в человеке огромные силы, является опорой для многих великих свершений. Но всегда ли? И все ли люди правильно осознают этот мощный дар?

Поэт показывает, как любовь вскрывает все уголки человеческой души. У истинных героев она пробуждает дополнительные силы и устремления к борьбе со злом, а низменные натуры под её влиянием вынашивают коварные планы. Сразу появляется вопрос: «А любовь ли этому причиной?». Конечно, нет. Поэт говорит о Руслане:

Но, страстью пылкой утомлённый… щипля ус от нетерпенья, считает каждые мгновенья.

Чародей похищает Людмилу

Чего больше в мыслях у витязя: страсти или любви? Он, как и его неудачные соперники, которые на пиру не едят и не пьют, а только «в душе несчастные таят любви и ненависти яд».

Ещё одна «неразлучимая парочка», на которую А. С. Пушкин указывает внимательному читателю, — ненависть и любовь. Поэт как бы предлагает задуматься вместе с молчаливыми витязями над тем, есть ли в душе у человека любовь, когда его обуревает ненависть, или нет, могут ли эти противоположные чувства ужиться вместе.

Известно, что истинность любви проверяется именно поступками. Подтверждая это, поэт кратко и ярко обрисовывает действия и чувства героев в минуты постигшего горя:

  1. Царь Владимир: «На зятя гневом распалясь».
  2. Витязи-соперники: «Мы рады весь изъездить мир».
  3. Жених: «Руслан уныньем как убит».
  4. Черномор: «Он только немощный мучитель прелестной пленницы своей».
  5. Старик Финн: «Решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь».
  6. Людмила: «…в волнах решилась утонуть, однако в воды не прыгнула и дале продолжала путь».

Любовь — это уникальное чувство, не поддающееся никакой грубой силе, будь она материальная, духовная или колдовская. Это дар, получаемый не за вздохи или лживые дифирамбы. Истинную любовь не интересуют сверкающие каменья. Даже отважный витязь с кровью на мече может услышать: «Герой, я не люблю тебя!».

Делая разбор стихотворения, следует выделить ещё одну важную тему — неизбежность роковых свершений. Злобному колдуну Черномору открылась тайна:

Колдун Черномор

Сей меч, известен будет нам, что нас он обоих погубит.

Но все его действия, направленные на нейтрализацию угрозы, только стимулируют её осуществление. Колдун «умён как бес и зол ужасно», поэтому легко обводит вокруг пальца своего брата-великана и даже собственноручно исполняет первую часть жуткого предсказания. Но он такая же марионетка в руках рока: добыв заветный меч, он только приблизил ножницы богини Атропос к нити своей судьбы.

Почти так же печальна судьба Финна, который ещё в молодости услышал «Пастух, я не люблю тебя!» и не понял, что ключевое слово здесь не «пастух». Его молодые чувства не позволили заметить истинную душу красавицы.

Особенности композиционного построения

Жанр поэмы «Руслан и Людмила относится к романам и поэмам конца восемнадцатого начала девятнадцатого века, тяготеющим к творчеству в «национальном» духе. Также в нем отражены влияние на автора таких направлений в литературе как классицизм, сементализм, и рыцарская романтика.

По примеру всех волшебно-рыцарских поэм данное произведение имеет сюжет, построенный по определенному шаблону: герои-рыцари ищут своих возлюбленных, похищенных каким-либо мифическим злодеем, преодолевают для этого ряд испытаний, вооружившись определенными талисманами и волшебным оружием, и в конце получают руку и сердце красавицы. Поэма «Руслан и Людмила» построена в том же ключе, однако её отличает удивительная грациозность, свежесть, тонкое остроумие, яркость красок и легкий шлейф эпикуреизма, характерного для многих произведений, написанных Пушкиным в период его обучения в Царскосельском лицее. Именно ироническое отношение автора к содержанию поэмы не может придать этому произведению настоящий «национальный» окрас. Главными достоинствами поэмы можно назвать её легкую и прекрасную форму, игривость и остроумность стиля, задорность и бодрость общего настроя, яркой нитью проходящих через все содержание.

Сказочная поэма Пушкина «Руслан и Людмила», веселая, легкая и остроумная стала новым словом в устоявшихся литературных традициях написания героических баллад и поэм, она пользовалась огромной популярностью среди читателей и вызвала большой резонанс в среде литературных критиков. Недаром сам Жуковский признал свой полный провал, и отдал ветвь первенства молодому таланту Александра Сергеевича Пушкина, который благодаря этому произведению занял лидирующую позицию в рядах русских поэтов и стал знаменитым не только в России, но и далеко за её пределами.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: