РАТМИР. РОГДАЙ. ФАРЛАФ
РАТМИР. РОГДАЙ. ФАРЛАФ
РАТМИР, РОГДАЙ, ФАРЛАФ — три любовных соперника Руслана (помимо соперника-антагониста Черномора), которые вместе с ним отправляются из Киева на поиски пропавшей Людмилы, чтобы в награду за спасение жениться на ней. (Имена двух из них — Рогдая (Рохдая) и Фарлафа непосредственно взяты из «Истории государства Российского» H. М. Карамзина.) Все они обречены своим несовершенством оттенять великолепие главного героя; в каждом из них спит страсть, которая сильнее любви к Людмиле, и только Руслан неуклонно стремится к цели, только он безраздельно предан своей любви. Естественно, на развилке любовные соперники разъезжаются в разные стороны, и судьбы их складываются различно.
Рогдай — «воитель смелый, /Мечом раздвинувший пределы/ Богатых киевских полей». Главная черта воителя Рогдая — жестокость; он хочет мстить Руслану за его счастье и сначала (песнь 2-я) набрасывается в темноте на невинного Фарлафа, а затем (песнь 3-я), напав на Руслана, гибнет от его меча.
Фарлаф — «крикун надменный», пьяница, «воин скомный средь мечей», выше всего ставит лень и довольство; он рад получить Людмилу, но не прилагая для того особых сил. Именно это толкает его в лапы колдуньи Наины, которая отправляет Фарлафа отдыхать в «наследственное селенье», а затем посылает на коварное убийство сонного Руслана. Финал Фарлафа очевиден. Доставив Людмилу в Киев, он не в силах пробудить ее от волшебного сна; на битву против печенегов «благоразумный наш герой» тоже не спешит; только доброта Владимира-Солнце и великодушие вернувшегося Руслана спасают Фарлафа от заслуженной смерти.
Ратмир. Сюжетная роль хазарского хана намного сложнее. Как в фольклоре путник, покинув город, попадает в незащищенное, дикое пространство, где царствуют демонические силы, так в пушкинской поэме всякий герой, выехавший за пределы Киева, покидает ограниченное законами жанра пространство «старины глубокой» и оказывается на вольном просторе авантюрного сюжета. Здесь его ждут не только настоящие и мнимые испытания, но и разнообразные жанровые ловушки. Стоит герою единожды свернуть со столбовой дороги любовного сюжета — и он сразу оказывается в «параллельном мире» русской баллады, полусмешной, полусерьезной, полудемонической, полушутовской, полуфольклорной, полулитературной; из этого мира мало кто находит возвратный путь. Погибший Рогдай становится добычей вполне балладной Русалки; Фарлаф оказывается «на посылках» у Наины, чье ведьмовство также вполне балладного свойства; Ратмир в 4-й песне заслушивается сладким, манящим пением балладной девы, чей голос раздается «Долины в тишине глубокой». (Этот стих из оды Ломоносова служит как бы литературной границей, которая отделяет «свое» пространство, «хорошее», от «чужого», «плохого».)
Пение балладных героинь опасно, как пение сирен. Ратмир не может пересилить себя; он сворачивает к замку, в котором обретаются двенадцать дев; в отличие от «Двенадцати спящих дев» из балладной поэмы В. А. Жуковского, которого Пушкин охотно пародирует, это отнюдь не девы-монахини, а скорее наоборот, девицы легкого поведения, и замок — отнюдь не монастырь, но… (тут автор стыдливо опускает глаза и делает фигуру умолчания). Всё: авантюрная карьера Ратмира завершена; Людмила забыта; входная дверь, через которую он проник в балладу, захлопнута. И если бы не сюжетная необходимость, «юный хан» навсегда остался бы в «одеждах неги», среди «прелестных, полунагих» дев, вкушать наслаждение русской баней, пирами и лобзаниями, «страстными и немыми».
Но автор увлечен параллелью: отшельник Финн (волшебный помощник Руслана) — витязь Ратмир (любовный соперник Руслана). Последний был призван на авантюрный путь, но потерял право на Людмилу, свернув на балладную обочину. Первый, наоборот, рожден был чухонским рыбаком, счастливым и тихим персонажем речной идиллии. Однако ради Наины навсегда покинул счастливое идиллическое пространство, а с Наиной так и не совладал. Теперь неудавшийся рыцарь Ратмир должен как бы прожить несостоявшуюся жизнь «рыбака» Финна; автор помогает Ра из баллады, — но не обратно в поэму (ибо, раз выпав из сюжета, в него уже не вернуться), а в речную идиллию.
На возвратном пути, в 5-й песни, Руслан случайно заезжает на склон «темных берегов / Какой-то речки безымянной» и видит «поникшей хаты кров», где Ратмир, как и положено героям речной идиллии и буколики, живет бедно, мирно, спокойно вместе с юной пастушкой, ради которой он бежал из амурного плена двенадцати бодрствующих дев. Он теперь не витязь, подобный Руслану; он отшельник, подобный Финну, — и счастлив своей судьбою.
Описание жилища Ратмира будет повторено Пушкиным в описании «финского рыболова», вступлении к «петербургской повести» «Медный Всадник».
Источник
Цитатная характеристика Ратмира
Представлены цитаты из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», характеризующие одного из героев — витязя Ратмира. Цитаты сопровождаются краткими комментариями. Данный материал пригодится при написании сочинений и подготовке докладов по темам поэмы.
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Молодой хазарский хан Ратмир вместе с двумя другими богатырями сидит в унынии за свадебным столом, затаив в душе ненависть к сопернику в любви.
Ратмир радостно откликнулся на призыв Владимира скакать за Людмилой.
«Я! я!» — воскликнули с Рогдаем Фарлаф и радостный Ра.
Богатыри и Руслан вместе отправляются на поиски княжны. Ратмир полон надежд найти Людмилу.
Хазарский хан, в уме своем Уже Людмилу обнимая, Едва не пляшет над седлом; В нем кровь играет молодая, Огня надежды полон взор: То скачет он во весь опор, То дразнит бегуна лихого, Кружит, подъемлет на дыбы Иль дерзко мчит на холмы снова.
ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Ратмир мчится на поиски Людмилы, но по дороге встречает замок, и дева заманивает его остановиться на ночлег.
Младой Ратмир, направя к югу Нетерпеливый бег коня, Уж думал пред закатом дня Нагнать Русланову супругу. Но день багряный вечерел; Напрасно витязь пред собою В туманы дальние смотрел: Всё было пусто над рекою. Зари последний луч горел Над ярко позлащенным бором. Наш витязь мимо черных скал Тихонько проезжал и взором Ночлега меж дерев искал. Он на долину выезжает И видит: замок на скалах Зубчаты стены возвышает; Чернеют башни на углах; И дева по стене высокой, Как в море лебедь одинокий, Идет, зарей освещена; И девы песнь едва слышна Долины в тишине глубокой.
«Ложится в поле мрак ночной; От волн поднялся ветер хладный. Уж поздно, путник молодой! Укройся в терем наш отрадный. Здесь ночью нега и покой, А днем и шум и пированье. Приди на дружное призванье, Приди, о путник молодой!
У нас найдешь красавиц рой; Их нежны речи и лобзанье. Приди на тайное призванье, Приди, о путник молодой!
Тебе мы с утренней зарей Наполним кубок на прощанье. Приди на мирное призванье, Приди, о путник молодой!
Ложится в поле мрак ночной; От волн поднялся ветер хладный. Уж поздно, путник молодой! Укройся в терем наш отрадный».
Она манит, она поет; И юный хан уж под стеною; Его встречают у ворот Девицы красные толпою;
Ратмира окружают заботой красные девицы, и он забывает о Людмиле.
При шуме ласковых речей Он окружен; с него не сводят Они пленительных очей; Две девицы коня уводят; В чертоги входит хан младой, За ним отшельниц милых рой; Одна снимает шлем крылатый, Другая кованые латы, Та меч берет, та пыльный щит; Одежда неги заменит Железные доспехи брани. Но прежде юношу ведут К великолепной русской бане. Уж волны дымные текут В ее серебряные чаны, И брызжут хладные фонтаны; Разостлан роскошью ковер; На нем усталый хан ложится; Прозрачный пар над ним клубится; Потупя неги полный взор, Прелестные, полунагие, В заботе нежной и немой, Вкруг хана девы молодые Теснятся резвою толпой. Над рыцарем иная машет Ветвями молодых берез, И жар от них душистый пашет; Другая соком вешних роз Усталы члены прохлаждает И в ароматах потопляет Темнокудрявые власы. Восторгом витязь упоенный Уже забыл Людмилы пленной Недавно милые красы; Томится сладостным желаньем; Бродящий взор его блестит, И, полный страстным ожиданьем, Он тает сердцем, он горит.
Главные герои «Руслан и Людмила» характеристика персонажей поэмы Пушкина
С детства известная нам поэма великого русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочной форме повествует нам о доблести и геройстве, о криводушии и вероломстве, о любви и преданности.
Главный персонаж повествования – храбрый и умелый русский витязь Руслан.
На долю Руслана выпадают тяжёлые испытания. Чтобы спасти свою любимую невесту Людмилу из плена злобного волшебника Черномора, Руслан отправляется в далёкий неизведанный путь, полный коварных врагов и непреодолимых препятствий.
Встретив на своём пути старого отшельника Финна, доблестный витязь получает от последнего дельные советы по поиску Людмилы. Руслан храбро борется с врагами, постепенно приближаясь к логову злого карлика Черномора, который похитил его невесту.
Захватывающая своим сюжетом поэма Пушкина написана простым и доступным языком. Все герои изображены так красочно и реалистично, что они встают в нашем воображении как живые.
Вероломные и коварные соперники Руслана вызывают в читателе отрицательные чувства. Старая колдунья Наина, отвергнутая Финном, вызывает жалость.
Читатель высоко оценивает великодушие и благородство вещей головы, указавшей Руслану путь к чертогам Черномора и подсказавшей тому, как лишить злого карлика его волшебной силы.
Смелый и решительный витязь добирается до Черномора и одерживает над ним блестящую победу. Руслан лишает Черномора могущественной силы, отрубив ему волшебную бороду.
Освободив заколдованную Людмилу, князь отправляется в обратный путь.
Подлость хитроумного Фарлафа толкает его на убийство спящего человека, и он коварно закалывает мечом уснувшего Руслана.
Витязя воскрешает отшельник Финн, он же даёт Руслану кольцо, с помощью которого предстоит разбудить заколдованную Людмилу.
Финн торопит Руслана скорее отправляться к Киеву, который в этот момент осаждают полчища печенегов.
Взяв кольцо, князь, вскочив на коня, мчится к Киеву. Сильный и бесстрашный Руслан вызывает панику среди печенегов, и русское войско одерживает победу.
С честью и доблестью преодолев все невзгоды, князь Руслан возвращается в Киев. При помощи кольца Людмила пробуждается от сна.
Благородство Руслана позволяет ему простить Фарлафа и Черномора.
Как всегда, добро побеждает зло.
Путешествие
Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» включает анализ поведения персонажа во время его поисков своей невесты, которую украл злой волшебник Черномор.
В пути он раскрывается читателю с новой стороны. Так, именно ему доверяет Финн свою страшную тайну, поскольку видит в нем честного и порядочного воина. Молодой витязь сумел противостоять гигантской фантастической голове, перед которой до сих пор никто не смог остаться целым и невредимым. Наконец, он один из всех четверых претендентов на руку княжны сумел добраться до того места, где она была спрятана колдуном.
Фарлаф в культуре
Тем не менее Михаил Иванович продолжил работу над оперой, привлекая к сотрудничеству друзей. Некоторые моменты из оригинала не вошли в сюжет музыкального произведения — к примеру, среди соперников Руслана остались только Фарлаф и Ратмир.
Первая постановка состоялась 9 декабря 1942 года. Роль вероломного болтуна исполнил Доминик Този. Тембр голоса героя — бас. Опера неоднократно ставилась не только в России, но и за рубежом. Среди артистов, исполнявших партии варяжского витязя, были знаменитые певцы, в том числе Федор Иванович Шаляпин.
Опубликовано Олегом Цыпцыным Среда, 20 мая 2021 г.
Федор Шаляпин в образе Фарлафа
И сегодня эта музыка не оставляет равнодушными ценителей творчества русских классиков. Особую популярность получило рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего», а также ария Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями».
Советский кинематограф тоже не оставил без внимания сказочную поэму. В 1938 году Иван Никитченко и Виктор Невежин выпустили фильм, приуроченный к памятной дате — столетию со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Амплуа трусливого богатыря воплотил Борис Керопьян.
В 1972 году вышла двухсерийная картина Александра Птушко, которую назвали вершиной творчества этого режиссера. Героя, с позором изгнанного в конце мини-сериала из Киева, сыграл актер Вячеслав Невинный.
Анимационный мультфильм «Руслан и Людмила: Перезагрузка» 2019 года продемонстрировал альтернативный пересказ великого произведения. Здесь Фарлаф — стройный светловолосый рыцарь, горделивый и мнящий себя будущим королем. Но упрямая Людмила жаждет настоящей любви и невероятных приключений. Все это девушка обретает с бродячим артистом.
История создания персонажа
Великое произведение русского классика было опубликовано в 1820 году, хотя автор задумал сюжет еще во времена обучения в лицее.
На создание поэмы Александр Пушкин вдохновился благодаря русским былинам и шедеврам зарубежной литературы — «Неистовому Роланду» Ариосто, «Орлеанской девственнице» Вольтера.
Стимулом же для написания произведения автором стал 1-й том «Истории государства российского» Николая Карамзина. Собственно, из этого исторического труда были заимствованы имена некоторых персонажей, в том числе Фарлафа.
Опубликовано Ником Келем Четверг, 6 февраля 2020 г.
Изображение Фарлафа
Значение имени отрицательного героя поэмы, а также его происхождение становились предметами дискуссий литературоведов. Существуют версии, что параллель стоит проводить с Фальстафом из хроники Вильяма Шекспира «Король Генрих IV».
В пользу такой теории свидетельствует не только созвучие имен, но и явная схожесть в характерах. Оба мужчины являют собой трусов и хвастунов, к тому же нечистых на руку. Кроме того, сам Пушкин интересовался этим персонажем.
Другие исследователи уверены, что описания пиров князя Владимира за авторством Карамзина оказали влияние на сюжет. Рохдай перевоплотился к Рогдая, а путем совмещения имен вельмож Фарлова и Фелелафа образовалось такое неопознанное имя соперника славного Руслана.
Сочинение по поэме Пушкина Руслан и Людмила
Пушкин частенько обращается к народному фольклору, в частности, к сказкам. Налицо положительный герой – Руслан, отрицательный герой – Черномор. Чтобы действие было интересней и динамичней, нужна женщина. Мужчины любят драться из-за женщин друг с другом, выяснять кто сильнее.
А сказки пишутся на основе реальных событий. Реально существовала Киевская Русь и стольный град Киев, где правил князь Владимир. Нападали на древних русичей половцы, печенеги, хазары. И приходилось нашим предкам воевать с ними. А остальное уже вымысел автора.
У положительного героя, как водится, есть соперники и в делах ратных, и в делах любовных. Вот они Ратмир, Рогдай, Фарлаф. Хотят породниться с русским князем. А там глядишь, и Киев к рукам прибрать. Да что Киев, всю Киевскую Русь. Но выбирает красавица Людмила храброго Руслана.
Но так же не интересно и скучно. Пушкин добавляет динамики, как сейчас говорят «экшен», в поэму. А пусть Людмилу похитит страшилище, карлик Черномор, а Руслан отправится спасать её и докажет на что способен. Ведь должен Владимир знать, кому Киев и Русь оставит.
Но есть и люди, которые помогают и Руслану. Это огромная сказочная голова, добрый волшебник Фин. У него старые счёты с Наиной. Он когда-то любил её, но она его отвергла. И теперь вредит при каждом удобном случае.
Руслан добирается до царства Черномора. Бьётся с ним, несмотря на его превосходство и волшебные предметы – шапка-невидимка, и побеждает. Но Людмилу от волшебного сна не может разбудить. Пристроив к седлу Черномора в мешке, с Людмилой на руках он отправляется в обратный путь.
Вот тут-то Наина и направляет руку Фарлафа с острым ножом в грудь Руслана. Он – просто слепое орудие мести в её руках. Но в сказках добро всегда побеждает зло. Добрый, мудрый Фин воскрешает Руслана.
А Киев атакуют половцы и печенеги. Тупой Фарлаф – не воин, хоть и привёз спящую Людмилу и якобы отбил её у злого волшебника. И она не просыпается даже от самого громкого звука. Князь понимает, что нужен настоящий воин, а не этот полстопуз.
Образ и биография Руслана
Руслан женится на Людмиле, младшей дочери князя Владимира. На пиру присутствуют трое мужчин, которые не радуются вместе с остальными. Это соперники витязя — хвастливый Фарлаф, хазарский хан по имени Ратмир и некий витязь Рогдай.
Пир подходит к концу, гости разъезжаются. Однако любовным грезам жениха не суждено стать явью — в опочивальне внезапно меркнет свет, гремит гром, раздается загадочный голос, что-то взвивается и исчезает во мраке. Когда мужчина приходит в себя, выясняется, что Людмилы больше нет рядом — девица похищена «безвестной силой».
Вариант 4
Начинается всё отлично. Киевский князь Владимир выдаёт замуж свою красавицу-дочь Людмилу. И жених под стать ей красивый витязь Руслан. Вместе они красивая пара. Но в уголке сидят, нахмурившись, три соперника Руслана, Рогдай, Ратмир и Фарлаф. Как будто специально остались на свадебный пир в надежде, что ситуация может измениться в их сторону.
Но в сказке не бывает без тёмных сил. Вот откуда ни возьмись, налетел вихрь, и злой волшебник Черномор унёс Людмилу неизвестно куда. Владимир снова обещает Людмилу в жёны тому, кто её спасёт. Вот и дождались три отвергнутых жениха своего часа. Они резво отправляются на поиски Людмилы. Также на поиски отправляется и Руслан.
Злой карлик Черномор принёс Людмилу в свой дворец. Он тоже хочет на ней жениться. Вся его сила в длинной бороде. Но Людмила при виде этого карлика начинает звонко смеяться. Он даже не может приблизиться к ней. Случайно, кидая подушки, она сбивает с его головы шапку. Конечно же, её надо примерить на свою головку.
А шапка оказалась волшебной. Это шапка-невидимка. Теперь Людмила может спокойно перемещаться по дворцу и прятаться от Черномора. Чтобы перехитрить девушку, карлик превращается в раненого Руслана. Людмила бросается к нему и попадает прямо в лапы Черномора. Он усыпляет её, да ещё и надевает ей на голову шапку-невидимку. Теперь никто не найдёт Людмилу.
Но Наина тоже не теряла времени даром. Она изучала чёрную магию. И стала злой колдуньей. Финн и Наина состарились, им теперь не до любви. Между ними идёт борьба, кто сильней. Наина решает чужими руками убрать Руслана. Она пристально наблюдает за тремя женихами-неудачниками. Они по ходу дела уже забыли про Людмилу. Каждый устроил свою жизнь и доволен.
Лишь один Руслан идёт вперёд на поиски Людмилы. По дороге ему встречается волшебная голова. Оказалось, что это голова богатыря, брата Черномора. Пока богатырь спал, карлик подкрался и отрубил ему голову. Голова хранит волшебный меч, которым можно сразить Черномора. Руслан забирает его.
Мёртвого Руслана находит Финн, оживляет его. Даёт ему кольцо, его надо надеть на палец Людмиле и она проснётся. Руслан подъезжает к Киеву. Его осаждают половцы. Они не знают, что Руслан заходит им в тыл. Он достаёт мешок с Черномором и приказывает ему рычать, как дикий зверь.
🗹