- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Руслан и Людмила. История создания
Поэма «Руслан и Людмила» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в период с 1818 по 1820 год, после того, как он окончил лицей. Сам автор иногда говорил, что начал произведение ещё во время обучения, однако анализируя фактам можно сделать вывод, что в это время была рождена сама идея и написаны лишь некоторое количество набросков. Живя в Петербурге, он писал поэму в основном, когда находился в постели из-за болезней, так как вёл он жизнь довольно рассеянную.
Главной поставленной целью поэта, было написание «богатырской» поэмы-сказки, схожей по смыслу с произведением «Неистового Роланда» Ариосто, которое было доступно ему во французском переводе. Этот жанр был назван критиками «романтическим», что ошибочно принимают за романтизм в сегодняшнем представлении. Также Пушкина вдохновляли произведения не без известного Вальтера и народные русские сказки. Главным стимулом, подтолкнувши поэта к созданию поэмы, стала публикация начальных томов «Истории государство российского» в 1818 году, автором которых был Н.М.Карамзин. Именно там поэт взял образы и информацию главных конкурентов Руслана (Рагдай, Ратмир, Фарлаф).
Пушкин написал поэму, используя астрофический четырёхстопный ямб, ставший главенствующей формой написания романтических поэм, начиная с «Руслана». Также в произведении можно найти некоторые пародийные элементы, относящиеся к произведению «Двенадцать спящих дев».
Начиналась же она публиковаться весной 1820 года отрывками в «Сыне отечества». Самостоятельное первое издание было выпущено в мае этого же года (во время ссылки поэта на юг). Оно вызывало негативные отзывы у большинства критиков, увидевших в нём неприличность и безнравственность.
Однако, несмотря на тяжёлый путь и оценки критиков, данное произведением стало классической поэмой Пушкина. Нету ни одного человека, который в школе бы не изучал этот шедевр. Большинство литературных заданий в школах и колледжах содержат анализ и сочинения по поэме «Руслан и Людмила». Интересный сюжет заставляет читателя дочитать поэму до конца, будто в руках он держит какой-нибудь детектив знаменитого писателя. Элемент сказки в произведении добавляет ему определённое волшебство, что также скрашивает чтение и делает его лёгким и менее напряжённым. Также этому способствует форма стиха, в которой была написана поэма Александра Сергеевича.
Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»
Титульный лист первого издания, 1820 год
Автор начинает свою поэму с лирического вступления, где описывает волшебный край Лукоморье. Живущий там ученый кот и поведывает читателям сюжет поэмы.
СОДЕРЖАНИЕ
Киевский князь Владимир выдает свою красавицу-дочь Людмилу замуж за храброго богатыря Руслана. Однако случается неожиданное – в ночь до свадьбы возлюбленная Руслана неведомым образом исчезает. Разгневанный князь Владимир отменяет свадьбу и объявляет, что отдаст свою дочь в жены только тому, кто найдет и спасет ее. За право жениться на Людмиле вызываются побороться ее жених Руслан, а также три его соперника: суровый Рогдай, трусливый хвастун Фарлаф и юный хазарин Ратмир.
Однако, страсть соперников не имеет ничего общего с любовью Руслана. Внезапно воспламенившись, она также быстро затухает в мужчинах: Рогдай пытается коварно убить Руслана, но сам погибает от его руки; Фарлаф не хочет напрягать себя поисками девушки; а Ратмир случайно забредает в замок с прелестными девами и решает остаться там.
По пути Руслан знакомится с добрым старцем-волшебником финном, который приоткрывает ему тайну похищения Людмилы. Оказывается, юную княжну выкрал злой колдун Черномор, который промышлял похищением молодых невест. Финн рассказывает Руслану и свою историю: когда-то он отверг чувства коварной колдуньи Наины, и та, оскорбленная этим, еще больше ожесточилась и сдружилась с Черномором. С тех пор они творят свои злобные дела вместе. Финн подсказал богатырю, что победить злого колдуна можно только отрубив ему бороду, так как в ней заключена вся сила Черномора.
Бой Черномора с Русланом. Литография, 1887.
Отправившись в дальнейший путь, Руслан на поле боя встретил отрубленную громадную говорящую голову. Чудище попыталось уничтожить богатыря, сдув его с лица земли, но Руслан проявил мужество и упорство. Восхищенная смелостью воина, голова оставляет попытки убить богатыря и рассказывает ему, что некогда принадлежала брату-великану Черномора, но тот предательски обезглавил сородича. На земле под головой великана Руслан обнаруживает волшебный меч, и дает клятву с помощью этого оружия отомстить злому колдуну. Далее автор переносит нас во дворец Черномора.
Иллюстрация И. Я. Билибина (1917).
Здесь юная Людмила пришла в себя после похищения. Колдун предпринимает попытки поразить девушку роскошью дворца, но она равнодушна к пышному богатству. Княжна находит шапку-невидимку и на время скрывается от колдуна, она гуляет по его хоромам, разглядывая диковинный дворец. Наконец, Черномор смог заманить девушку, отнять шапку-невидимку и с помощью чар усыпить ее. Однако, совершить злодеяние колдун не успел, так как во дворец ворвался Руслан. Между богатырем и Черномором происходит бой, и, в конце концов, Руслан побеждает колдуна, отрубив ему бороду. Тот лишается всех своих чар и сдается в плен Руслану. Но несчастный жених, хотя и нашел невесту, пока еще не знает, как разбудить ее от заколдованного сна.
Возвращаясь в Киевское княжество, Руслан встречает Ратмира, который к этому времени уже женился и стал рыбаком. Но испытания на этом не заканчиваются – коварная Наина подговаривает трусливого и алчного Фарлафа на подлость, чтобы тот убил спящего Руслана, сам привез спящую Людмилу к отцу и смог жениться на юной деве. Так Фарлаф и поступает.
Но в дело вмешивается волшебный старец-финн: он с помощью живой и мертвой воды оживляет Руслана и вручает ему кольцо, способное разбудит Людмилу от колдовского сна. Богатырь, не теряя ни секунды, отправляется в Киев.
Ф. И. Шаляпин в роли Фарлафа.
Тем временем на Киевское княжество нападают печенеги. Руслан ввязывается в бой и помогает разгромить врага. Затем с помощью кольца пробуждает Людмилу. Фарлафу ничего не остается, как сознаться в содеянном. Но князь так рад возвращению дочери, что не казнит трусливого злодея. Молодые влюбленные Руслан и Людмила празднуют свадьбу. А Черномор становится придворным шутом у князя Владимира.
История создания поэмы «Руслан и Людмила»
Сам Александр Пушкин отмечал, что приступил к написанию поэмы еще обучаясь в Лицее (напомним, из Царскосельского лицея поэт выпустился в июне 1817 года). Биографы Александра Сергеевича склоняются ко мнению, что все же в Лицее юноша лишь сделал первые наброски произведения, активную же работу над поэмой он вел в течение 1818-20 гг. Как признавался сам Пушкин, текстом он занимался лишь в период болезней, так как в ту пору вел весьма «рассеянный» образ жизни.
Молодой талант ставил перед собой задачу создать «богатырскую» поэму с элементами сказки. Пушкин был вдохновлен как зарубежными, так и отечественными авторами. Так, он восхищался итальянским поэтом Людовиком Ариосто и его рыцарской поэмой «Неистовый Роланд», «Орлеанской девственницей» Вольтера, а также русскими сказками в литературном изложении, среди его любимых были: повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина и особенно «Альоша Попович» Николая Радищева. Также большое влияние на Александра Сергеевича произвела «История государства российского» Николая Карамзина, которая вышла в свет в феврале 1818 года и стала настоящим большим культурным событием. Оттуда Пушкин позаимствовал многие подробности для своего сюжета и даже имена соперников Руслана.
Н. Н. Ге. Руслан и Людмила.
Очевидно также, что в «Руслане и Людмиле» встречаются пародии на балладу Василия Жуковского «Двенадцать спящих дев». Возвышенные образы Жуковского Пушкин насыщает гротеском (например, встреча с говорящей головой), фривольными сценами, простонародной лексикой. Однако такая пародия носила лишь дружеский, но никак не негативный характер, и сам Жуковский искренне радовался искрометности пушкинских шуток. А когда поэма вышла в печать, Василий Андреевич подарил Александру свой портрет с памятной надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Известно, правда, что позднее Александр Сергеевич ругал себя за то, что решился на пародию «Двенадцати спящих дев».
216 Л. Н. НАЗАРОВА
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
В. Г. Белинский, имея в виду четвертую песнь первой поэмы Пушкина, справедливо отмечал, что в ней содержится пародия на «Двенадцать спящих дев» Жуковского. Повод к такого рода заключению дал Белинскому сам Пушкин в стихах 17—53 четвертой песни «Руслана и Людмилы», обращенных к Жуковскому («Поэзии чудесный гений…»). Позже исследователи также неоднократно сопоставляли «Руслана и Людмилу» с «Двенадцатью спящими девами». Так, например, А. И. Незеленов считал, что первая поэма Пушкина является «переделкой» «Двенадцати спящих дев», и ошибочно утверждал, что «если сравнить содержание обеих поэм, то окажется, что они почти тождественны». Против утверждения Незеленова выступил П. В. Владимиров, отрицавший решающее значение для Пушкина «Двенадцати спящих дев» в период работы над «Русланом и Людмилой». Однако несколько позже, в 1902 году, к мнению А. И. Незеленова присоединился (хотя и с некоторыми оговорками) П. Н. Шеффер, находивший, что в «Руслане и Людмиле» «могут быть указаны несомненные… реминисценции из поэмы Жуковского». Отметим, что и по мнению советского исследователя Д. Д. Благого «поэма Пушкина тесно и непосредственно связана со „старинной повестью“ Жуковского „Двенадцать спящих дев“».
Сопоставляя «Руслана и Людмилу» с «Двенадцатью спящими девами», исследователи обходили молчанием вопрос о возможных связях между первой поэмой Пушкина и одним из неосуществленных замыслов Жуковского. Так, А. Л. Слонимский и Д. Д. Благой6 лишь вскользь упоминают в своих исследованиях о намерении Жуковского написать поэму о Владимире. Некоторые сопоставления «Руслана и Людмилы» с планом Жуковского сделаны А. Н. Соколовым. Между тем именно в связи с этим задуманным, но не написанным произведением (сохранились только планы
217
поэмы «Владимир») надо рассматривать, по нашему мнению, знаменитую надпись Жуковского на портрете, который он подарил Пушкину: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820 марта 26 великая пятница».
В конце XVIII—начале XIX века героическая эпопея классицизма уже отмирала. Поэмы Хераскова перестали удовлетворять читателей. Знаменитая «Россиада» подверглась в 1815 году резкой критике в статье П. М. Строева. Правда, автор судил «Россиаду» с позиций классицизма, отдавая предпочтение другим эпическим поэмам — далеким предшественницам поэмы Хераскова, но характерен уже самый факт: критика показывала, что жанр классической или героической эпопеи является жанром вырождающимся. Многочисленные героические поэмы эпигонов Хераскова, подобные «Сувориаде» И. Завалишина (1796), «Петру Великому» Р. Сладковского (1803), «Петриаде» А. Грузинцова (1812), не имели значения. К. Н. Батюшков в двух своих эпиграммах, направленных против Шихматова, осмеял его попытку вернуться к героической поэме о Петре Великом.
Сказочно-богатырские поэмы авторы задумывали с разных идейных позиций, но эти поэмы уже не могли претендовать на ту роль, которую играла раньше героическая поэма, а поэты-карамзинисты были заняты преимущественно разработкой малых жанров — элегий, посланий, баллад. Необходимость поэмы нового типа, по своему значению не уступающей героической поэме, осознавалась ясно как ведущими поэтами-карамзинистами (Жуковский, Батюшков), так и второстепенными литераторами карамзинистского лагеря. Как известно, особенные надежды возлагались в этом отношении на Жуковского, от которого ожидали народного произведения в русском духе.
Мы знаем, что в 1810 году у Жуковского возникает замысел поэмы «Владимир». В большом письме к А. И. Тургеневу от 12 сентября этого года он пишет:
218
«На твое мнение предпочесть Владимиру Святослава теперь не отвечаю ничего, ибо мой план, как я уже сказал выше, есть только одно семя; но Владимир есть наш Карл Великий, а богатыри его те рыцари, которые были при дворе Карла; сказки и предания приучили нас окружать Владимира каким-то баснословным блеском, который может заменить самое историческое вероятие…».
Упомянув далее, что Владимир будет в его поэме не главным действующим лицом, но «точкою соединения всех посторонних действий, для сохранения единства», Жуковский подчеркивает: «Поэма же будет не героическая, а то, что называют немцы romantisches Heldengedicht; следовательно, я позволю себе смесь всякого рода вымыслов, но наряду с баснею постараюсь вести истину историческую, а с вымыслами постараюсь соединить и верное изображение нравов, характера времени, мнений, позволяя однако себе нравы и мнения времен до Владимира перенести в его время…».
Из этого письма (а также в особенности из плана «Владимира») видно, что Жуковский собирался написать волшебно-рыцарскую поэму, которая русскими теоретиками литературы того времени могла бы быть отнесена к поэмам «романтическим» или «романическим». Так, например, Н. И. Греч указывал, что «в романтических поэмах господствует чудесное,
т. е. содействие духов, волшебников, фей, исполинов, гномов… Поэма сия занимает средину между героическою и комическою».
В 1815 году, когда Карамзиным были окончены первые восемь томов «Истории Государства Российского», Жуковский провел несколько времени в его обществе. Отчасти в связи с этим, по мнению П. Загарина, поэт снова возвращается к замыслу поэмы о Владимире, память о котором, по словам Карамзина, «хранилась и в сказках народных о великолепии пиров его, о могучих богатырях его времени: о Добрыне Новгородском.., Илье Муромце, сильном Рахдае… и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях».
О содержании задуманной поэмы можно иметь некоторое представление на основании послания Жуковского «К Воейкову» (1814), в котором поэтом упоминается «Владимир князь с богатырями» в Киеве, осажденном «бусурманами».
Замысел Жуковского остался неосуществленным. В бумагах его сохранились лишь наброски плана «Владимира» и два наброска «Мыслей для поэмы».
219
Наброски плана относятся, судя по почерку и бумаге, к 1809 или 1810 году. По ним можно проследить, в основных чертах, содержание поэмы, задуманной Жуковским, сюжет которой, очевидно, был бы довольно фантастическим и запутанным.
Отметим еще, что в одной из тетрадей стихотворений Жуковского 1819— 1820 годов есть пять зачеркнутых строк, может быть, относящихся к какому-то эпизоду поэмы: «Лодомир и Милороза. Лодомир в беседах с Владимиром…».
Несмотря на большую подготовительную работу, проведенную Жуковским (сбор материалов, составление планов и пр.), его желание создать произведение большого жанра — поэму на материале русской старины осталось неосуществленным.
Знал ли Пушкин о том, что Жуковский в течение ряда лет собирал материалы для поэмы «Владимир»? Был ли ему известен план этого произведения? Думается, что на эти вопросы можно ответить утвердительно.
Обратимся сначала к биографическим фактам. В сентябре 1815 года Жуковский, побывав в Царском Селе, познакомился там с Пушкиным и в письме к П. А. Вяземскому сообщал: Пушкин «написал ко мне послание, которое отдал мне из рук в руки — прекрасное! Это лучшее его произведение! Но и во всех других виден талант необыкновенный!» (Речь идет о послании, до сих пор неизвестном, утрата которого представляется «почти невероятной»).
В том же году Жуковский снова посетил Пушкина и читал ему свои стихотворения. Очевидно, уже тогда он высоко ценил мнение молодого поэта, так как уничтожал или переделывал те свои стихи, которые его младший товарищ в следующие свидания не мог вспомнить. В 1816 году Пушкин встречался с Жуковским в Петербурге, куда приезжал на рождественские каникулы (25—31 декабря), причем пообещал доставить ему собрание своих лицейских стихотворений. В марте 1817 года Жуковский прислал Пушкину
220
свое стихотворение «Певец на Кремле» с надписью: «Поэту товарищу
Ал. Серг. Пушкину от сочинителя». Тогда же, т. е. в первой половине 1817 года, Пушкин начал работу над «Русланом и Людмилой». Он писал стихи поэмы на стенах комнаты, куда был посажен в наказание, как в карцер.
Таким образом, несомненным является факт довольно близкого и притом творческого общения двух поэтов в годы 1815—1817, т. е. тогда, когда старший из них — Жуковский — еще не отказался от мысли написать поэму о Владимире, а младший — Пушкин — уже приступил к созданию «Руслана и Людмилы».
Сопоставление некоторых эпизодов и деталей «Руслана и Людмилы» с планом «Владимира», по нашему мнению, свидетельствует, что Пушкин не просто знал о замысле Жуковского, но и читал план его поэмы.
Отметим, что действие поэмы «Руслан и Людмила» начинается и оканчивается в Киеве, как и в плане неосуществленной поэмы Жуковского. В обоих произведениях героями являются князь Владимир и его богатыри, среди которых находится Рогдай (имя его взято и Пушкиным и Жуковским, очевидно, из «Истории Государства Российского» Карамзина).
Первая песнь поэмы Пушкина начинается с изображения пира князя Владимира по случаю брака его дочери Людмилы с Русланом. «Владимир» должен был начинаться с описания приготовлений к торжеству — женитьбе Владимира на Милолике, новгородской княжне.
Осада Киева печенегами (эпизод, сведения о котором Пушкин почерпнул из «Истории» Карамзина), описанная в шестой песни «Руслана и Людмилы», — событие, вокруг которого Жуковский предполагал развернуть, как это видно из плана, всё действие поэмы «Владимир».
Певец Баян на пиру князя Владимира является действующим лицом и у Пушкина и у Жуковского (образ Баяна, знакомый обоим поэтам по «Слову о полку Игореве», был, впрочем, почти традиционным в сказочно-богатырских поэмах).
Имя похитителя Людмилы — Черномора, взятое Пушкиным, вероятно, из поэмы «Илья Муромец» Карамзина, упоминается и в плане «Владимира». Роль, которую играет Фин в «Руслане и Людмиле», аналогична роли святого Антония у Жуковского, а Наина напоминает о «влюбленной чародейке» (Велледе) из плана «Владимира». Наконец, из отдельных мелких деталей отметим шапку-невидимку, играющую значительную роль в третьей песни «Руслана и Людмилы» и упоминаемую Жуковским в «Мыслях для поэмы».
221
Наличие подобного рода отдельных совпадений не помешало, однако, молодому поэту совершенно самостоятельно разработать композицию и сюжет «Руслана и Людмилы». Совершенно прав был Белинский, когда отмечал впоследствии, что «в этой поэме всё было ново: и стих, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами».
Первая поэма Пушкина вытеснила со сцены героическую эпопею классицизма. Она была тем произведением большого жанра, о котором мечтали арзамасцы, которого они тщетно ждали от Жуковского.
Выше мы указывали, что на основании плана «Владимира» можно предположить, что Жуковский задумал написать так называемую «романическую» или «романтическую» поэму (по определению теоретиков литературы того времени). В связи с этим отметим, что Н. Ф. Остолопов, перечислив ряд характерных жанровых признаков такого рода поэмы, указывал: «На русском языке в романическом
вкусе мы имеем написанную г. Пушкиным поэму
Людмила и Руслан
». С ним был согласен и Н. И. Греч, который находил, что «важнейшее его <?Пушкина> сочинение есть романтическая поэма „Руслан и Людмила“…».
Произведение Пушкина было первым этапом его на пути к народности, первой попыткой молодого поэта создать национальную поэму. Принципиальное значение имело обращение Пушкина в ряде случаев к русским источникам (например, народным сказкам), интерес его к русской старине (отнесение действия поэмы к временам княжения Владимира в Киеве), исторический элемент в поэме (осада Киева печенегами, а не татарами, как это изображалось, вопреки истории, в былинах) и, наконец, язык поэмы, приближающийся порой к разговорной народной речи.
————
Критика
Первое издание поэмы подверглось критике из-за присутствия в тексте большого количества «безнравственных» и «неприличных» моментов. К моменту второго издания автор убрал из поэмы многие эротические эпизоды и лирические отступления. Однако эти правки, по мнению самого Пушкина, сделали текст лишенным подлинного чувства: «Многие и не заметили, что теперь поэма сделалась совсем холодна», – писал поэт.
Однако в целом публика приняла поэму восторженно. Именно с «Руслана и Людмилы» к Пушкину пришла всероссийская слава.
Большое видится на расстоянии
В наше время поэма Пушкина «Руслан и Людмила» любима многими. Её проходят в школе, заучивают наизусть знаменитый пролог «У лукоморья…», ищут в ней скрытые мотивы и подтекст, однако в момент выхода она получила множество негативных откликов. Поэта обвиняли в искажении русской сказки с целью подражать французским произведениям, и, одновременно, в излишней «народности», безнравственности… Но как тогда, так и теперь, поэмой нельзя не восхищаться: лёгкость стиха, изящность и богатство речи, яркость описаний и многогранность образов всегда были и остаются образцом высочайшей русской литературы.
Поэма «Руслан и Людмила» В культуре
В 1821 году русский балетмейстер Адам Глушковский поставил большой волшебно-героический балет в пяти действиях «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» на музыку композитора Фридриха Шольца.
В 1842 году русский композитор Михаил Глинка представил публике свою оперу в пяти действиях «Руслан и Людмила».
«Руслан и Людмила». Издание , 1885
Поэма Александра Сергеевича несколько раз экранизировалась. Самой известной киноверсией произведения является одноименный фильм советского режиссера Александра Птушко.
В Петергофе находится скульптура, изображающая говорящую голову из поэмы «Руслан и Людмила». Скульптура высечена из большого валуна, известно, что она появилась в XIX века, но имя мастера затерялось.
Поделиться новостью в Соцсетях:
🗹