- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Анализ произведения Записки сумасшедшего
Произведение сочиняется писателем в период написания нескольких других его работ, впоследствии ставших составными частями общего цикла под названием «Петербургские повести».
По жанровой направленности произведение, имеющее средний объем, концентрацию в отношении одной сюжетной линии и определенное количество героев, относится к повести. Однако ее отличительной особенностью является написание в виде дневниковых заметок главного героя, создаваемых в течении четырех месяцев.
Своеобразие повести заключается в реализме художественного выражения, раскрытии тем, имеющих общественную значимость, а также в критическом отношении к социальной действительности.
Композиционная структура повести состоит из пяти частей, первая из которых описывает довольно никчемную жизнь главного героя, его тайные желания, затем идет завязка сюжетной линии в качестве мечты героя о женитьбе на дочке начальника Софи, переходящая в основные события в виде зачатков безумия персонажа. Кульминацией сюжета представляется момент прекращения героем посещения службы и его болезненного воображения о связи с наследниками испанского короля. Финал повести представляется трагичным, поскольку герой оказывается в сумасшедшем доме.
Главным героем повести является Поприщин Аксентий Иванович, представленный в образе мелкого чиновника, одинокого сорока двухлетнего человека, влачащего бедственное существование, пытающегося на протяжении всей сюжетной линии понять собственное предназначение.
Для раскрытия образа главного героя писатель использует второстепенных персонажей в образе, в первую очередь, дочери начальника департамента, Софи, в которую влюбляется Поприщин, невероятно красивую девушку, насмехающуюся над героем. Также второстепенными героями являются Теплов, изображенный камер-юнкером, избранник Софи, директор департамента, представленный непосредственным начальником Поприщина, Фиделька и Меджи, собачки, письма которых прочитывает главный герой.
Основной темой повести является изображение маленького человека, на примере которого показывается существование людей в нечеловеческих условиях.
Произведение затрагивает несколько значимых общественных проблем, при этом ключевой из них является уничижительная бедность. Раскрытие данной проблемы осуществляется путем описание протеста главного героя в отношении несправедливости общественного устройства, в котором основная часть населения чувствует себя угнетенной и слабой.
Кроме того, автор размышляет над человеческим одиночеством, в котором невольно погибает главные герой, покинутый и непонятый обществом.
Смысловая нагрузка произведения заключается в акценте на существующее неравенство и угнетение в отношении отдельных людей, попавших в безысходную ситуацию, ставших следствием несправедливости общественной государственной системы, отличающейся невежеством, завистью, жестокостью, фальшью, ложью.
История создания
«Записки сумасшедшего» – повесть, имевшая в первоначальном варианте другое название. Произведение вышло в свет в 1835 году. Оно вошло в сборник «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего».
Согласно переписке писателя, которую скрупулезно изучили литературоведы, в тридцатые годы он был увлечен творчеством Одоевского. Этот автор – яркий представитель русского романтизма. Он, в свою очередь, большую часть своих произведений написал под влиянием книг Гофмана и Шеллинга. Незадолго до того, как Гоголь приступил к созданию повести, о которой идет речь в этой статье, был опубликован сборник «Дом сумасшедших». Тема безумия вдохновила Николая Васильевича.
В 1834 году Гоголь задумал написать комедию о русских чиновниках. Но ряд сюжетных и стилистических деталей, предназначенных для этого произведения, писатель использовал в сочинении «Записки сумасшедшего». Повесть рассказывает о человеке, стремящемся к карьерному росту и прочим жизненным благам, но в силу множества разочарований постепенно лишающемся рассудка.
Записки сумасшедшего
«Записки сумасшедшего» именно как записки, то есть рассказ о себе героя, не имеют в творчестве Гоголя ни прецедентов, ни аналогий. Культивировавшиеся Гоголем до и после «Записок» формы повествования к данному замыслу были неприложимы. Тема безумия одновременно в трёх аспектах (социальном, эстетическом и лично-биографическом), которые находил в ней Гоголь, естественнее всего могла быть развёрнута прямой речью героя: с установкой на речевую характеристику, с подбором острых диалектизмов ведущего свои записки чиновника. С другой стороны, эстетический иллюзионизм, подсказавший Гоголю первую мысль подобных записок, сделал возможным включение в них элементов фантастического гротеска (заимствованной у Гофмана переписки собак); естественна была при этом известная причастность героя к миру искусства, однако предназначавшаяся сперва для этого музыка не мирилась с определившимся окончательно типом героя, и место музыки в записках чиновника занял театр, — вид искусства, с которым одинаково удачно сочетались все три аспекта темы сразу. Александринская сцена и занесена поэтому в «Записки сумасшедшего», как одно из главных мест развёртывающейся в них социальной драмы. Но иллюзорный мир театрального эстетизма у Гоголя совсем иной, чем у Гофмана. Там он утверждается как высшая реальность; у Гоголя, напротив, он чисто реалистически низводится до сумасшествия в прямом, клиническом смысле слова.
В своё время Юрий Лотман о с лубком. Поприщин хорошо знает о разного рода аномальных явлениях. «Говорят, в Англии выплыла рыба, которая сказала два слова на таком странном языке, что учёные уже три года стараются определить и ещё до сих пор ничего не открыли. Я читал тоже в газетах о двух коровах, которые пришли в лавку и спросили себе фунт чаю». В лубочной письменности имелось значительное количество сообщений об аномальных явлениях, причём в качестве источника информации авторы лубков указывали газеты. В газетах авторов лубочных текстов интересовало всё необычное, не встречающееся читателям в повседневной жизни. Например, одна из картинок рассказывает, что 6 апреля в Париже была поймана удивительная птица — «оная величиною какъ фазанъ, носъ ея какъ у индеискаго петуха, голова и уши наподобие мышеи <?…> 4 имеетъ крыла, на спине — гробница, вкоеи — две мёртвые кости съголовою, все тело ея какъ бархатъ, перьевъ кроме крылъ не имеетъ, а на хвосте — перья какъ у утки»[4]. Лубочные тексты такого рода с детальными описаниями различных уродцев, драконов и монстров действительно напоминают речь сумасшедшего. Многие факты, свидетельствующие об умопомешательстве героя повести, и стиль их изложения, были заимствованы Гоголем в «Северной пчеле» (Поприщин — регулярный подписчик «Пчёлки»). Заметки в разделе «Смесь» печатались в ней без единого иронического комментария, и так же всерьёз воспринимал их несчастный чиновник. Некоторые из этих публикаций попали в его дневник почти дословно. Например, это: «Какой-то мистик, — повествовала „Северная пчела“, — напечатал в баварском календаре, что 20 марта 1832 года в 3 часа пополудни начнётся осень»[5].
По мнению литературоведа Андрея Кузнецова неслучайным является выбор женского имени Софи: «Среди прочих персонажей русской литературы, носящих это имя, особо выделяется Софья Павловна Фамусова из комедии Грибоедова „Горе от ума“, примыкающей к повести Гоголя разработкой темы сумасшествия (и обличения сумасшедшим окружающего его общества, — вспомним поприщинское: „Аренды, аренды хотят эти патриоты!“). Поприщин, как видно, соотносится (в случае привлечения комедии) с Чацким после „схождения с ума“, то есть начиная с отрывка „Год 2000…“, а до этого отрывка он сопоставим с Молчалиным: его обязанности и отношение к директору очень схожи с отношением к Фамусову Молчалина. Соответственно, больший вес получает и зыбкая любовная линия Поприщин-Софи (многократно усиливается ирония по поводу расположения Софи к Поприщину). А замечание, отпускаемое Поприщиным в момент, когда он вспоминает Софи (замечание, ставшее крылатым выражением): „Ничего… ничего… молчание!“ — прямо наводит нас на фамилию героя Грибоедова, то есть на Молчалина»[6].
Непосредственно связана с замыслом повести реплика Хлестакова, присутствовавшая в первоначальной редакции комедии «Ревизор»: «А как странно сочиняет Пушкин, вообразите себе: перед ним стоит в стакане ром, славнейший ром, рублей по сту бутылка, какова только для одного австрийского императора берегут, — и потом уж как начнёт писать, так перо только тр…тр…тр… Недавно он такую написал пьесу: Лекарство от холеры, что волосы дыбом становятся. У нас один чиновник с ума сош`л, когда прочитал. Того же дня приехала за ним кибитка и взяли его в больницу…»[7]
А. Блок отмечает, что заключительный монолог Поприщина — это уже не речь прежнего Поприщина, а лирика самого Гоголя, перекликающаяся с рассказом о птице-тройке в «Мёртвых душах»[8].
Краткое содержание
«Записок сумасшедшего» читатель мог бы никогда не прочитать, если бы автор этой повести менее критично относился к чиновничьему миру. О том, какой он видел жизнь сотрудников рядовой конторы, можно понять и из знаменитой «Шинели». Но, в отличие от этого произведения, не содержит никакой мистичности повесть «Записки сумасшедшего». Главные герои, впрочем, напоминают персонажей из истории о несчастном Башмачкине.
Главное действующее лицо «Записок сумасшедшего» – сорокадвухлетний чиновник Поприщин Аксентий Иванович. Он занимает рядовую чиновничью должность. В обязанности Поприщина входит очинка перьев для директора департамента. Кстати сказать, фамилия этого героя символична. Ведь Аксентий Иванович не удовлетворен своей должностью. Он мечтает о другой работе, грезит подходящим для себя поприщем.
Писатель продолжил тему страдания «маленького человека» в повести «Записки сумасшедшего». Гоголь рассказал в этом произведении о том, до чего может дойти человек, страдающий от нужды, зависти и притеснения коллег. Семьи у Поприщина нет. Его должность – титулярный советник. Денег Поприщину хронически не хватает, а потому он носит старую шинель из третьесортного сукна. Произведение Гоголя построено на записях главного героя. Аксентий Иванович изливает на бумагу свои переживания, связанные с неразделенной любовью и работой, не приносящей ни морального, ни финансового удовлетворения.
Душевное состояние Поприщина постепенно ухудшается. Сперва он начинает общаться с собачкой, затем чудным образом получает письма от нее. А после и вовсе представляет себя королем Испании. Когда же бедного чиновника отправляют в сумасшедший дом, он полностью погружается в собственные фантазии.
Записи его становятся хаотичными. Даты в них явственно говорят о помешательстве. Последняя фраза в дневнике Поприщина не содержит никакого смысла. В ней больной человек упоминает некоего алжирского дея.
Таково краткое содержание «Записок сумасшедшего». Сумбурные рассуждения Поприщина могут вызвать улыбку у читателя. Но эта повесть, несмотря на неповторимую гоголевскую сатиру, имеет довольно печальный сюжет. Какие темы автор поднял в книге «Записки сумасшедшего»?
Поприщина увозят в психиатрическую клинику
Гоголь «Записки сумасшедшего» заканчивает следующим образом. Разрешается напряженное ожидание главным героем приезда испанских депутатов их появлением. Однако весьма странной является земля, куда его отвозят. В ней обитает множество различных грандов, головы которых выбриты, им капают холодную воду на темя и бьют палками. Здесь, очевидно, правит великая инквизиция, решает Поприщин, и именно она мешает ему делать достойные его поста великие открытия. Главный герой пишет своей матушке слезное письмо с просьбой помочь, но его скудное внимание отвлекает шишка, расположенная у алжирского бея под самым носом.
Так заканчивает Гоголь «Записки сумасшедшего». По мнению психиатров и психологов, автор не ставил цели описать сумасшествие как таковое. Гоголь («Записки сумасшедшего») анализирует состояние общества. Он лишь показал убожество духовности и нравов светской и чиновничьей среды. Настоящие записки сумасшедших людей, конечно, выглядели бы иначе, хотя писатель ярко и правдоподобно описал бред главного героя.
Характер сумасшествия чиновника, как отмечают специалисты, относится к мании величия, которая бывает при так называемой параноидной форме течения шизофрении, паранойе и сифилитическом параличе. При прогрессивном параличе и шизофрении идеи мания величия существенно беднее интеллектуально, чем при паранойе. Следовательно, бред героя носит именно параноидальный характер.
Происхождение Поприщина
Герой повести находится в угнетенном состоянии уже в начале сюжета. Диагноз, с которым он попадает в больницу, – мания величия. Некоторые признаки этого заболевания читатель видит уже после прочтения первых станицы книги. Поприщин невероятно гордится своим дворянским происхождением. Более того, он свято верит в то, что заниматься столь важным делом, как переписывание документов, может только аристократ. Эти несуразные мысли становятся предвестниками тяжелой болезни. Состояние чиновника усугубляется влюбленностью в дочь начальника. Постепенно Поприщин начинает видеть то, чего в действительности не существует.
Меджи и Фидель
Если рассуждения о дворянском происхождении можно объяснить глупостью и недостаточной образованностью героя, то его общение с собаками не оставляет сомнений относительно прогрессирующей душевной болезни.
Досуг свой Поприщин проводит, как и любой другой чиновник его уровня: читает периодические издания, посещает театр. Но на работе все чаще происходят неудачи. Герой повести становится жертвой нападок со стороны начальства. Он часто что-то путает, не может справиться даже с простыми обязанностями. А однажды вдруг ему в руки попадает собачья переписка. Безусловно, письма Меджи – это не что иное, как плод его воспаленного воображения. Страдая шизофренией, Поприщин начинает жить в мире грез и фантазий. И чем дальше, тем сложнее ему свыкнуться со своим социальным положением. Жалкую должность, по мнению Аксентия Ивановича, он занимает несправедливо. Ему бы в генералы… Тогда б он отомстил всем своим обидчикам!
Знакомство с Софи и Фиделькой
Произведение начинается с того, как мелкий чиновник Аксентий Поприщин, закутавшись в шинель, шел в дождливый день на свою работу, которую сильно ненавидел. Он думал, что ругающий его за плохое отношение к обязанностям руководитель департамента просто ему завидует. Поприщин отрицательно относился и к казначею, потому что тот не хотел заранее платить зарплату. Герой мечтал трудиться в губернском правлении, где всем работникам постоянно дают взятки.
По этим причинам Поприщин чувствовал себя обделенным судьбой. Днем, думая о коллегах, он увидел Софи, которая вышла из кареты и вошла в магазин. За ней следовала маленькая собака, случайно встретившаяся с давней знакомой Фиделькой, питомицей двух дам, делавших покупки в лавке. Неожиданно для себя мужчина подслушал беседу между животными.
Герой подумал, что Фиделька много знает о красивой девушке от другого песика, поэтому решил пойти за ее хозяйками. Так он узнал, что они проживают на последнем этаже небольшого дома. Затем писатель намекает читателю, что у Поприщина явно не все в порядке с головой. Его не удивило, что собаки разговаривали, но очень изумило, что они могут обмениваться записками.
На следующее утро, когда Аксентий точил гусиные перья в кабинете руководителя, к тому пришла дочка. Он считал своего начальника довольно мудрой личностью, так как у него на полках стояло много книг на зарубежных языках. Поприщин думал, что мужчина относится к нему благосклонно, как и Софи. Когда молодая особа обронила платок, то герой чуть не расшибся, стараясь быстро поднять его и вернуть владелице.
Испанский король
Шизофрения – заболевание, которое в большинстве случаев передается по наследству. Но Гоголь был писателем, а не психиатром. В своей повести русский прозаик рассказал историю человека, причиной болезни которого стали уязвленное самолюбие, маниакальное стремление занять высокое положение в обществе.
Представления о собственных возможностях расходятся с реальностью. Поприщин уверен, что должен занимать важную, ответственную должность. Поскольку окружающие не разделяют его взглядов, он назначает себя сам. Отныне он — король Испании. Примечательно, что в роли царской особы Поприщин невероятно мудр и гуманен.
В повести Гоголя переплетается смешное и трагическое. Один из критиков, современников писателя, назвал «Записки сумасшедшего» произведением, которое по глубине и философичности достойно Шекспира.
Анализ 3
По первому замыслу, эта повесть должна была представлять комедийный рассказ о жизни чиновников. Но потом Николай Васильевич Гоголь изменил направление жанра, представив произведение в виде записей дневника.
Аксентий Иванович Поприщин, бедный чиновник, завидующий своим губернским собратьям, имеющим возможность взяточничества. Он стыдится своей одежды, думает попросить у казначея денег в счет жалования, и влюблен в дочь своего начальника. Но признаться в этом, ему не хватает духу даже самому себе.
Досугом этого мелкого служащего можно назвать редкое посещение театра и чтение газеты, лежа у себя на диване.
Ничем не примечательная жизнь обычного человека, каких абсолютное большинство в любом городе, ничем не намекает на душевную болезнь этого человека, которая тихо прогрессирует.
Читатель начинает узнавать о душевной болезни главного героя с самых первых строк дневника. Далее Поприщин видит и слышит то, что другие люди не видят.
Герой узнает о планирующейся свадьбе девушки, в которую тайно влюблен и разражается возмущением по поводу того, что счастье достается только генералам и камер-юнкерам. От обиды он решает стать генералом и мстить своим обидчикам.
Попранное самолюбие, мелкая зависть и жгучее желание иметь положение в обществе приводят Поприщина к паранойе и заставляют полностью погрузиться в мир своих фантазий, воображая себя испанским королем. Герой постоянно говорит об этом окружающим, что естественным образом приводит его в психиатрическую клинику.
Душевная болезнь главного героя обогащает его духовный мир, как ни парадоксально это не звучит. Поприщин с королевским достоинством и спокойствием принимает все тяготы судьбы и жестокости и низости лечения паранойи в клинике. Именно здесь и сейчас он начинает понимать всю бренность бытия, что с уверенностью можно обозначить мудростью житейской.
Именно записками сумасшедшего человека Николай Васильевич пытался представить низость душ и нравственную пустоту чиновничьей среды, вырваться из которой подвластно только в иной мир. Будет ли он миром, придуманным или потусторонним, решать нам не дано, так как попранные мораль и нравственность не имеют там права голоса, а уж тем более, решений.
Другие сочинения: <- Анализ повести Вий? ГогольАнализ комедии Женитьба Гоголя ->
🗹