Гоголь известен как автор мистических и фантастических произведений. Но не только мистика интересовала Николая Васильевича. Так во многих произведениях автор затрагивает и тему «маленького» человека. Но делает это так, что сатира обличает устройство общества и бесправного положения человека в этом обществе. Известно, что впервые повесть «Нос» была опубликована в 1836 году. В данной статье можно найти и характеристику главных героев произведения, и его краткий пересказ. «Нос» изучается в школе, поэтому эта статья будет полезна школьникам для ознакомления. …
История создания произведения
«Нос» — это произведение из цикла «Петербургских рассказов». Он был написан в 1832—1833 годах. По одной из версий, сюжет повести основан на популярном в то время французском анекдоте. Но существует и другое мнение: прототипом героя стал один из современников писателя.
Гоголь несколько раз переписывал свое произведение, чтобы улучшить его и избежать замечаний цензуры. Так, в одном из вариантов фантасмагорические события, произошедшие с героем книги, объясняются его сновидениями.
В 1835 году автор пытался опубликовать повесть в журнале «Московский наблюдатель», но там ее отвергли. Редакторы сочли ее пошлой и тривиальной. Однако Александр Сергеевич Пушкин был другого мнения. Он посоветовал Гоголю не отступать и отправить повесть в другое издательство. В 1836 году «Нос» был напечатан в журнале «Современник».
Тема мистики часто появляется в произведениях Гоголя. К тому времени он уже напечатал рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки», где описываются сверхъестественные события, основанные на народных легендах. А в повести «Нос» автор умело переплетает мистику с реальностью, создавая новое направление — фантастический реализм. Такой прием позволил ему наиболее драматичным образом дать характеристику общества того времени.
Литературная экскурсия
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (20 сентября 2016) |
- Цирюльник, нашедший в печёном хлебе нос, живёт на Вознесенском проспекте, а избавляется от него на Исаакиевском мосту.
- Квартира майора Ковалёва находится на Садовой улице.
- Разговор между майором и носом происходит в Казанском соборе.
- Цветочный водопад дам сыплется по тротуару Невского от Полицейского до Аничкина моста.
- Танцующие стулья танцевали на Конюшенной улице.
- По сведениям Ковалева именно на Воскресенском мосту торговки продают очищенные апельсины.
- Студенты Хирургической академии бегали смотреть на нос в Таврический сад.
- Орденскую ленточку майор покупает в Гостином дворе.
- «Нос-близнец» питерской версии находится на Андреевском спуске в Киеве.
- Литературный фонарь «Нос» установлен на ул. Гоголя в г. Бресте.
Нос (повесть) в Викицитатнике |
Нос (Гоголь) в Викитеке |
Содержание повести
Ранним утром Петербургский брадобрей Иван Яковлевич обнаруживает в хлебе, который испекла его суровая супруга, человеческий нос. К своему ужасу, узнает в нем часть тела, принадлежащую его постоянному клиенту майору Ковалеву. Испуганный цирюльник несколько раз неудачно пытается избавиться от своей находки. Наконец он бросает ее в реку, но здесь его задерживает полицейский.
Проснувшийся утром коллежский асессор Ковалев, который для важности называет себя майором, обнаруживает у себя отсутствие носа. Вместо него на лице гладкое место. Он идет к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже, но по дороге встречает собственный нос. Тот одет в мундир, на нем шпага и шляпа статского советника. Нос направляется Казанский собор, где набожно молится.
Когда Ковалев обращается к нему с просьбой вернуться, тот с важностью указывает ему на его младший чин и заявляет, что не понимает о чем идет речь, после чего ускользает.
Ковалев пытается дать объявление в газете о пропаже, но там ему отказывают под тем предлогом, что подобное скандальное заявление нанесет ущерб газете. Тогда герой повести бросается к частному приставу, но тот пребывает в плохом настроении и заявляет, что приличному человеку нос не оторвут.
Убитый горем майор возвращается домой и не знает, что ему делать. Но тут входит полицейский и приносит в бумажке нос. По его словам, тот пытался уехать в Ригу по фальшивому паспорту. В происшествии он обвиняет пьяницу цирюльника.
Ковалев пытается приделать находку на место, но ничего не получается. Тогда он обращается к доктору и просит его прикрепить отвалившуюся часть лица любым способом. Но тот ничем не может ему помочь и советует продать эту диковинку. Ковалев решает, что здесь замешано колдовство. Он пишет письмо штаб-офицерше Подточиной, за дочерью которой ухаживает, но не собирается жениться. Та дает ему недоуменный ответ, и майор понимает, что он ошибся.
Но вскоре отвалившаяся часть тела непонятным образом прирастает на место и все возвращается на круги своя.
Главные герои
В произведении особое внимание уделено главному герою. Но есть и второстепенные лица, которые также несут в себе авторский замысел:
- Прасковья Осиповна, жена цирюльника.
- Иван Яковлевич, цирюльник.
- Чехтырева, статская советница.
- Нос майора Ковалёва.
- Доктор.
- Квартальный надзиратель.
- Пелагея Григорьевна Подточина, штаб —офицерша.
Это интересно! И. А. Гончаров “Обломов”: краткое содержание по главам!
Разбор и анализ
«Нос» Гоголя развивается последовательно, хотя логику событий подчас уловить трудно. Композиция повести основана на классической схеме и состоит из трех глав:
- Завязка, где дается характеристика персонажей, кратко описывается их быт и условия проживания. Она также логически разделена на три части: обнаружение носа, попытки выбросить его, неудачное избавление от улики.
- Кульминация. Знакомство с майором Ковалевым и дальнейшие действия: обнаружение пропажи, попытки ее вернуть и восстановление прежнего облика.
- Яркое лаконичное заключение, возвращение к привычной жизни.
В сюжете повести сплетаются реальные и фантастические события. Автор дает описание обычного для того времени быта цирюльника и коллежского асессора. Он называет даты и достоверные места Петербурга, где происходили события. Единственная фантастическая деталь — это сбежавший нос. Но он естественно вплетается в канву событий и не удивляет читателя, так как наибольшая абсурдность — в отношении к происходящему и мнении общества, преклоняющегося перед чинами.
Главные герои в «Носе» Гоголя — это не только люди, но и сам город. У них следующие особенности:
- Петербург — место, в которое приезжают, чтобы сделать карьеру. Здесь нет ничего невозможного, и даже нос может приобрести самостоятельность.
- Образ маленького человека, который встречается во многих произведениях Гоголя, здесь олицетворяет майор Ковалев. Для него главное — как он выглядит и какое производит впечатление, и отсутствие носа приводит его в отчаяние. Ковалев мечтает о более высоком ранге и, находясь на своем уровне, точно знает, с кем нужно разговаривать почтительно, а с кем — грубо. Встреча с собственным носом, который находится на три ступени выше его в табеле о ранге, полностью выбивает его из колеи. Он понимает, что это всего лишь его часть тела, но не знает, как с ней разговаривать, если она по положению в обществе гораздо выше его.
- В повести ярко обрисован портрет носа. Он важен и полон достоинства. В церкви он прилежно молится, в то время как Ковалев заглядывается на женщин.
Критика
Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Нос»
часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя . Она была написана в 1833 году для журнала «Московский наблюдатель», который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать «Нос» в «Современнике». Для этого автор переработал текст, изменив финал и усилив сатирическую направленность.
В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Прямо противоположный отзыв от Александра Сергеевича – еще одна загадка. Ведь Гоголь кардинально не менял произведение, второй вариант принципиально не отличался от первого.
Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести. Здесь нет четко обозначенных мотивов бегства носа, странной выглядит роль цирюльника в этой истории: почему именно у него объявился сбежавший нос, да еще и в хлебе? В повести размыт образ зла
, скрыт движущий
мотив
многих поступков, нет явной причины для наказания Ковалева. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений?
В произведении четко прописаны некоторые второстепенные детали, которые не влияют на развитие событий, а более существенные факты, действующие лица и обстановка изображены весьма схематично. Такой «прокол» можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором. Следовательно, детали важны, но в чем тогда их значимость? Эти загадки породили в среде критиков много разных версий.
Большинство специалистов справедливо причисляют произведение к жанру сатиры
на современное общество, где человека оценивают не по личным качествам, а по чину. Вспомним, как робко заговаривает Ковалев с собственным носом. Ведь тот облачен в мундир, который показывает, что перед майором чиновник более высокого ранга.
Интересен образ квартального надзирателя
. Он заметил издалека, что цирюльник что-то бросил в воду, но разглядел утерянную часть тела, только нацепив очки. Конечно, ведь нос был в блестящем мундире и при шпаге, а при виде господ, полиция всегда близорука. Поэтому арестован цирюльник, кто-то ведь должен ответить за происшествие. Бедный пьяница Иван Яковлевич идеально подошел на роль
«стрелочника»
.
Типичен главный герой
произведения майор Ковалев. Это провинциал без образования, получивший свой чин на Кавказе. Такая деталь говорит о многом. Ковалев хваток, энергичен, храбр, иначе не выслужился бы на передовой. Он амбициозен, предпочитает, чтобы его называли военным чином «майор», а не гражданским –
«коллежский асессор»
. Ковалев метит в вице-губернаторы и мечтает о выгодной женитьбе:
«в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу»
. Но теперь Ковалев очень страдает из-за того, что не может приударить за дамами.
Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. В это время нос поднимается по карьерной лестнице выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.
Комичен цирюльник, носящий фрак. Его неопрятность (воняющие руки, оборванные пуговицы, пятна на одежде, небритость) контрастируют с профессией, призванной делать людей чище и аккуратнее. Дополняет галерею юмористических персонажей доктор, который проводит диагностику щелчками.
Однако жанр сатирической фантасмагории
лишь частично раскрывает тайны повести. Критики давно заметили, что произведение представляет собой некий шифр, прекрасно понятный современникам Гоголя и совершенно непостижимый для нас. Существует несколько версий на этот счет. Одна из них: Гоголь в завуалированном виде изобразил некое скандальное происшествие, хорошо известное в его обществе. Этот факт объясняет отказ в первой публикации (скандал был еще свеж), благосклонность известного любителя эпатажа Пушкина и негативную оценку критиков.
Некоторые исследователи находят в повести параллели с известными лубочными сюжетами. В 30-х годах XIX века лубок считался «низким» жанром, особенно презираемым в светском обществе. Близость Гоголя к народным традициям вполне могла привести писателя к такому своеобразному эксперименту. Есть и более экзотические версии: борьба с собственными комплексами автора по поводу своей внешности, расшифровка популярного сонника и т. п.
Но ясной и правильной трактовки повести «Нос» мы пока не дождались. «Во всем этом, право, есть что-то»
, – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.
- «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
Сочинение
МАЙОР КОВАЛЕВ — герой повести Н.В. Гоголя «Нос» (1833-1836). Имя М.К. заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль — кузнец; ср. поговорку: «кузнец своего счастья»), с другой — имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона М.К. не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви. Его философия, как у Хлестакова (и Пирогова), «срывать цветы удовольствия». М.К.- «кавказский» коллежский асессор (чин 8-го класса соответствовал майору в военной табели о рангах). На Кавказе этот чин получить было проще, туда,съезжались за чином молодые титулярные советники. М.К. именует себя майором необоснованно, ибо по указу Екатерины II от 15 -ноября 1793 г. статские не имеют права именовать себя воинскими чинами. Следовательно, сущность образа М.К.- амбиция, самолюбие, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона: «Он мог простить все, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию». Образ М.К. распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник М.К. (Нос) метонимически отделяется от своего носителя. Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции М.К., иронически обыгрываются Гоголем в духе назидательного рассказа о справедливо наказанном тщеславии. Притом Нос М.К. на три чина выше М.К. и служит по другому ведомству, что разрушает стройный мир иерархического порядка в сознании М.К. Таинственные и мистические силы жизни бросают несложное бытовое существо, занятое исключительно пошлыми, материальными проблемами, в вихрь жестоких испытаний, оканчивающихся ничем (С.Бочаров). М.К. попадает в центр так называемой «миражной интриги» (Ю.Манн), «вступает в конфликт с собственным носом» (Г.Гуковский). От исхода этой борьбы зависят все блага жизни для М.К. Цирюльник М.К. Иван Яковлевич обнаруживает нос запеченным в хлебе, узнает, чей это нос, пытается избавиться от него, бросив его в Неву. Сам М.К. находит себя без носа, глядясь в зеркало (устойчивый гоголевский мотив разоблачения). Портрет М.К.- «фигура фикции» (А.Белый), так как он строится на отсутствии носа: «У него вместо носа совершенно гладкое место!» Пародийно уравновешивают отсутствие носа только бакенбарды: «эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа». М.К. бежит искать свой нос, видит его разъезжающим в карете: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротничком; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Нос молится в Казанском соборе, не желает разговаривать с М.К., униженно просящим, чтобы Нос вернулся на законное место. В поисках собственного носа М.К. едет к обер-полицмейстеру, затем в газетную экспедицию давать объявление о пропаже своего носа, к частному приставу. Злоключения М.К. наполняют метафору носа многообразными смыслами: намеками на распутство М.К. («Если же встречал какую-нибудь смазливенькую, то давал ей секретное приказание, прибавляя: «Ты спроси, душенька, квартиру майора Кова- лева»), на связь с возможным сифилисом 241 (М.К. видит в церкви «сестер по несчастью»: ряд нищих старух «с завязанными лицами и двумя отверстиями для глаз, над которыми он прежде так смеялся»). Искания вице-губернаторского или экзекуторского места, а также женитьба без носа невозможны. М.К. решает, будто его нос с помощью колдовства испортила штаб-офицерша Подточина, на дочери которой он обещал жениться, но оставил мать и дочь «с носом». Наконец, нос приносит М.К. полицейский чиновник, перехвативший нос на границе по пути в Ригу: «И странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но, к счастью, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос». Доктор отказывается пришивать нос, предлагает положить в банку со спиртом и продать. Слухи вокруг путешествующего по Петербургу Носа разрастаются и собирают любопытных. Нос с прежним прыщом (двойная метонимия) вдруг опять оказывается на лице М.К. Нос М.К. в ранге статского советника — превратившаяся в персону и отделившаяся от М.К. воплощенная мечта, мыслимый предел его тайных амбициозных желаний, что объясняет претензии М.К. на вице-губернаторское место, не соответствующее чину. Образ Носа, таким образом, тождествен другим трагикомическим гоголевским персонификациям социальной неполноценности персонажей: шинели Башмачкина, короны испанского короля Поприщина. Социальный гротеск пронизывает образ М.К. и выражается в том, что Нос одновременно самозванец и вместе с тем может не хуже других занимать ответственный пост (Г.А.Гуковский). Нос М.К. исчезает 25 марта — в Благовещение, в пятницу (день распятия). М.К. распутен, он плоть от плоти веселящегося Петербурга, оскверняющего день поста и праздник Благовещения (в церкви М.К. нацеливается пофлиртовать с тоненькой дамой с полупрозрачными пальцами, но с отчаянием вспоминает про отсутствующий нос). Мистическая пропажа носа и страдания, связанные с ним, забываются М.К. сразу же, едва нос возвращается на место. Смысл образа М.К.- торжество пошлости, вновь обретенный нос только подчеркивает потерю человеческого лица, даруемого Богом (ср. образы Пирогова («Невский проспект»), Чертокуцкого («Коляска»), Ноздрева). Низменные страсти одерживают победу над христианскими ценностями (любовью, благочестием, сочувствием, состраданием): М.К. заезжает в кондитерскую, любуется в зеркале носом («есть нос!»), издевается над военным, у которого «нос никак не больше жилетной пуговицы», хлопочет о вице-губернаторском месте, встречает штаб-офицершу Подточину с дочерью («вынувши табакерку, набивал пред ними весьма долго свой нос с обоих подъездов»), делает им нос, наконец, покупает себе орденскую ленточку. Западная цивилизация, олицетворенная в образе Петербурга — туманного и фантастического города, — растлевает и «омертвляет» душу М.К., погоня за чинами приводит к «страшному раздроблению» (Гоголь) человека и мира. Образ Носа М.К. Гоголь заимствовал из журнальной «носологии», романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (В.Виноградов), а также из общего увлечения в 20-30-х гг. XIX»Шв. натурфилософскими и мистическими учениями, в том числе физиогномическими (ср. популярные учения Лафатера, френологию Галдя, физиогномический раздел «Авроры» Я.Беме). По повести Гоголя написана опера Д.Д. Шостаковича «Нос» (1928), в которой герой и сюжет были воплощены (под влиянием В.Э.Мейерхольда и его постановки «Ревизора») в приемах трагической буффонады.
Лит.: Виноградов В.В. Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести «Нос») // Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976; Ульянов Н. Арабеска или Апокалипсис? // Новый журнал. 1959, LVII; Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.
В наследии гениального украинского и русского писателя Н. В. Гоголя есть немало произведений, заслуживающих внимания требовательного читателя. Особенностью его творчества является тонкий юмор и наблюдательность, склонность к мистицизму и просто невероятные, фантастические сюжеты. Именно такой и является повесть «Нос» (Гоголь), анализ которой мы сделаем ниже.
Раскрытие проблем
Проблематика повести «Нос» — в раскрытии пороков общества и отдельных героев. Они следующие:
- Филистерство. Для Ковалева важен его чин. Он мечтает о блестящей карьере, которая невозможна при отсутствии носа. Главное для него — это общественное мнение.
- Безнравственность. В повести нет ни одного положительного персонажа, безнравственны буквально все. Цирюльник пытается скрыть свою возможную вину и не хочет возвращать нос владельцу. Поведение Ковалева аморально, а полицейские занимаются взяточничеством.
- Лицемерие. Нос надменно ведет себя по отношению к нижнему чину и не желает с ним общаться. Так же ведет себя и его хозяин.
В своем произведении Гоголь широко использует такой художественный прием, как гротеск. Нос относится к высшему классу, по своему положению он намного значительнее, чем его хозяин.
Во взаимоотношениях героев также прослеживается комическое преувеличение. Ковалев страшится подойти к собственной части тела, а цирюльник после происшедшего начинает относиться с невероятным трепетом к своему клиенту.
Глава 3. Нос возвращается домой
Так или иначе, но спустя две недели после начала рассказа нос возвращается на прежнее место. И надо сказать, что отсуствие очень важной части лица пошло майору только на пользу. Он со всеми приветлив и мил. Другими словами, «тишь, да гладь — божья благодать».
Повесть Гоголя «Нос» (краткое содержание не содержит этой части) заканчивается послесловием автора, которое хотя и забавно, но уже не имеет прямого отношения к делу.
В наследии гениального украинского и русского писателя Н. В. Гоголя есть немало произведений, заслуживающих внимания требовательного читателя. Особенностью его творчества является тонкий юмор и наблюдательность, склонность к мистицизму и просто невероятные, фантастические сюжеты. Именно такой и является повесть «Нос» (Гоголь), анализ которой мы сделаем ниже.
Социальная значимость
Основная идея повести состоит в том, чтобы показать на парадоксальном примере порочность и малодушие петербургского общества. Гоголь не рассматривает пропажу носа, как некое средство наказать майора за его грехи. В повести отсутствует морализаторство, цель автора не в том, чтобы указать пути исправления общества. Он лишь поднимает вопрос о пороках современного ему социума. Художественная правда Гоголя ослепила читателя. Многие приходили в ужас, узнавая в персонажах самих себя или своих знакомых.
В повести также прослеживается тема благопристойности, которая оценивается только по внешнему виду человека, без малейшей связи с внутренним миром. Нос без Ковалева добивается большего, чем его владелец. Он становится статским советником — то есть поднимается на три чина выше, чем герой.
Роль безносого Ковалева становится совершенно ничтожной. Он утерял важную часть своей внешности и оказывается полностью раздавленным. Он уверен, что люди без носов не могут показаться в светском обществе и в официальном учреждении.
Для этого пустого и напыщенного человека главное — внешние эффекты, высокий статус и расположение вышестоящих чинов. Для него важен лишь карьерный рост, развлечения и женщины. Это личность, находящаяся в духовном кризисе. Но собственная порочность не смущает Ковалева. Он считает, что может называться человеком со всеми этими стремлениями, но без носа — нет.
Майор Ковалев — образ собирательный, отражающий личности многих современников писателя. Из повести следует определение: положение в обществе диктует правила поведения. Маленький человек не осмелится их нарушить, а высокопоставленный чиновник не будет к нему великодушен.
Социальная значимость и смысл произведения «Нос» Гоголя в том, что он заставил современное ему общество взглянуть в глаза реальности. Тема униженного маленького человека, полностью зависящего от милости вышестоящих — это важнейший мотив, отраженный в большинстве его произведений.
Основные персонажи
Прежде чем приступить к пересказу повести Гоголя «Нос», следует ознакомиться с главными героями:
- Платон Кузьмич Ковалев — майор, который служил на Кавказе. Заботился только о своей внешности, считая себя безупречным. В кратком содержании «Носа» видно, что за внешней красотой скрывался очень глупый и эгоистичный человек.
- Иван Яковлевич — местный парикмахер. В отличие от главного героя не отличался привлекательной внешностью. Большой циник, а также любитель выпить.
Примечания
- ? 12
Нос, 1975, с. 628. - Нос, 1975, с. 53.
- Нос, 1975, с. 54.
- Нос, 1975, с. 70.
- ? 12
Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (первая половина). — М. : Высшая школа, 1985. — С. 457. - Анненский И. Избранное. — М. : Правда, 1987. — С. 179.
- Нос, 1975, с. 66.
- Нос, 1975, с. 63.
- Нос, 1975, с. 60.
- ? 12
Нос, 1975, с. 629. - [www.youtube.com/watch?v=gcDQpusu5bE «Нос майора»]
- [os.colta.ru/cinema/events/details/9263/ Линч в Москве (репортаж) — Кино — OpenSpace.ru]
Литература
- Борис Владимирович Соколов.
Нос // Гоголь. Энциклопедия. — Алгоритм, Эксмо, Око, 2007. — С. 385-389. — 736 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-19663-0. - Tumanov, Alexander. [www.jstor.org/stable/130738?seq=1#page_scan_tab_contents «Correspondence of Literary Text and Musical Phraseology in Shostakovich’s Opera The Nose and Gogol’s Fantastic Tale.»] Russian Review 52 (1993): 397-414.
- Гоголь Н.
Повести. Пьесы. Мертвые души. — М.: Художественная литература, 1975. — 653 с.