Краткое содержание рассказа илья муромец и святогор

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Былина Святогор-богатырь

Основным персонажем произведения является былинный богатырь Святогор, известный по всей Руси своей могучей силой и небывалыми подвигами.

Сильному юноше сложно сдержать свою мощную силу, находящую достойного применения, он жаждет выплеснуть накопившуюся внутри мощь. Выехав на удалом коне в поле, богатырь произносит хвалебные слова о своем физическом превосходстве над обычными людьми.

В этот момент Святогор замечает движущего вдали пешего человека. Богатырь пытается догнать путника, но это ему никак не удается. Тогда Святогор громко кричит, прося мужчину остановиться.

Путник останавливается, бросив на землю свою поклажу. Подъехав к путнику, Святогор пытается плетью сдвинуть лежащую ношу с места, однако у него это не получается. Богатырь протягивает к суме руку, но ноша не поднимается.

Спрыгивает тогда Святогор с лошади и хватает поклажу обеими руками, применив всю свою недюжинную силу, но сума лишь на немного приподнимается от земли.

Удивленный богатырь спрашивает путника о содержимом поклажи, которую невозможно поднять, на что тот отвечает, что мать сыра земля тянет суму. Путник молча берет свою ношу и отправляется в путь, назвав по просьбе Святогора свое имя – Микула Селянинович.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Исцеление Ильи Муромца

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Краткое содержание: Святогор-богатырь

Святогор-богатырь

Эта былина была включена в «Первую русскую книгу для чтения», составленную великим рус­ским писателем Львом Толстым для детей, обу­чавшихся в яснополянской школе. Первые строки повествуют нам о славном русском богатыре Святогоре, давно известном своими ратными подвига­ми и небывалой физической силой.
Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого-то, Святогор, он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою померяться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует — живчиком по жилкам разливается.

Богатырю трудно ощущать в себе свою мощь, ему не терпится истратить накопившуюся в нем силу.

Грузно с силы Святогору, как от бремени.

И промолвил Святогор-свет похваляючись:

«По моей ли да по силе богатырской

Каб державу мне найти, всю землю поднял бы».

То есть богатырь не находит достойного при­менения своей огромной силе. И вдруг, произне­ся эти хвастливые слова, Святогор видит вдале­ке идущего пешком путника:

С тех слов увидел Святогор прохожего —

Сдалека в степи идет прохожий с сумочкой, —

И поехал Святогор к тому прохожему,

Едет рысью, все прохожий идет передом, —

Во всю прыть не может он догнать прохожего. Закричал тут Святогор да громким голосом:

«Гой, прохожий человек, пожди немножечко. Не могу догнать тебя я на добром коне».

Прохожий, заслышав зов богатыря, останав­ливается, поджидая всадника.

Становился, с плеч на землю бросал сумочку. Наезжает Святогор на эту сумочку.

Своей плеточкой он сумочку пощупывал, — Как урослая, та сумочка не тронется.

Святогор пытается сдвинуть с места ношу, ко­торую сбросил на землю незнакомый прохожий, однако она словно вросла в землю.

Святогор с коня перстом ее потрогивал, —

Не сворохнется та сумка, не шевельнется.

Богатырь пытается поднять сумку рукой, но снова его старания безуспешны.

Святогор с коня хватал рукой, потягивал, — Как урослая, та сумка не поднимется.

Не выдержав, богатырь спешивается и хвата­ется за «сумочку» обеими руками, собрав все свои силы:

Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,

Он приладился, взялся руками обеими,

Во всю силу богатырску принатужился, —

От натуги по белу лицу ала кровь пошла,

А поднял суму от земли только на волос.

Хотя богатырю и удается приподнять ношу путника над землей, но это стоит таких неимоверных усилий, что сам Святогор «в мать сыру землю угряз». Потрясенный богатырь, только что похвалявшийся своей силой, по которой, как ему казалось, нет равных, обращается к пут­нику с вопросом:

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Илья Муромец и Святогор

Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.

Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую — собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему — меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ

Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.

Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.

Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.

В эпосе других народов есть похожие сюжеты. Мотив подымания сумы имеет параллели с северным сказанием о споре бога Тора с великаном. Кстати, у фильма «Тор», вышедшего в 2011 г., можно обнаружить мифологические корни.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев — церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын.

Популярные сегодня пересказы

  • Манфред — краткое содержание поэмы Байрона
    Главным героем стал один барон. Вот только он очень сильно отличается от других баронов, которые имеют большие замки или дворцы, также у любого барона имеется сын, и больше всего на свете ему хочется
  • Хамелеон — краткое содержание рассказа Чехова
    Действие происходит на торговой площади. Городовой по фамилии Елдырин и урядник по фамилии Очумелов обходят вверенную им территорию. Проходя по маршруту, мужчины видят удивительную картину.
  • Илья Муромец и Соловей разбойник — краткое содержание былины
    Илья Муромец – это великий русский богатырь. Он родился в городе Муроме, который находился не далеко от славного града Киева. Утром он посетил церковную службу, после чего поспешил, чтобы успеть прибыть в Киев
  • Женьшень — краткое содержание рассказа Пришвина
    Краткое содержание данной повести авторства Михаила Пришвина представлено в этой статье. Написано оно в тысяча девятьсот тридцать третьем году. Пришвин написал много замечательных произведений, которых, чтобы изучить не хватит и года.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

Интересные темы

  • Петя Трофимов в пьесе Вишневый сад
    Последняя пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» стала одной из самых популярных из его литературного наследия. Все центральные персонажи колоритны и немного комичны
  • Брэдбери — Всё лето в один день
    Венера – планета, на которой круглосуточно льют нескончаемые дожди. О солнце местные дети узнали из книг, однако никогда его не видели собственными глазами, так как оно появляется один единст
  • Баум — Волшебник из Страны Оз
    Знаменитые на весь мир, рассказы о волшебной стране Оз, были созданы Лейманом Френком Бауманом. Несмотря на значительные
  • Братья Гримм — Бременские музыканты
    Осёл долго помогал на мельнице и со временем стал слабым и старым. Хозяйн, поняв, что в работе старый осёл уже не пригодиться, выгнал его. Ослу было очень грустно, поэтому принял решение он п
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: