Краткое содержание рассказа «Два помещика» И. С. Тургенева


О произведении

Рассказ «Два помещика» Тургенева был написан в 1852 году. Он вошел в знаменитый цикл «Записки охотника», который автор посвятил описанию жизни крепостных крестьян и помещиков образца середины XIX века. В произведении показаны наиболее типичные образы русских помещиков.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Два помещика» на нашем сайте. Проверить полученные знания можно при помощи специального теста.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Главные и второстепенные герои

Повествование строится вокруг двух соседей рассказчика. Они оба — помещики, живут поблизости от автора и дружат с ним. Все вместе часто выезжают на охоту.

Помещиков зовут:

  • Мардарий Аполлоныч Стегунов;
  • Вячеслав Илларионович Хвалынский.

Отставной генерал Хвалынский высок и статен, как положено военному, но уже немножко обрюзг и потерял несколько зубов. Вячеслав Илларионович — не злой человек, но он почти не замечает нужд своих крестьян. Несмотря на жесткую дисциплину, его хозяйство плохо управляется и дышит на ладан.

Второй герой — Мардарий Аполлоныч Стегунов. Он абсолютно гражданский человек, далекий от армейских порядков, с полным телосложением и лысой головой. Мардарий Аполлоныч гостеприимен, охотно принимает гостей и до отвала их кормит. Кроме того, он любит старую жизнь и, в отличие от Хвалынского, не выносит новых порядков.

В тексте есть второстепенные персонажи:

  • важный петербургский чиновник — косвенно упоминается, как он распорядился посеять вместо пшеницы мак и носить крепостным бабам городские кокошники;
  • молодой, недавно закончивший семинарию священник;
  • Юшка — старик лет 80, дворовый Мардария Апполоныча;
  • Наталка — дочь Ермилы-кучера, девочка лет 11;
  • ключница Авдотья;
  • Вася-буфетчик.

Анализ рассказа «Два помещика» Тургенева показывает отрицательное влияние крепостного права на человека. Несвобода убивает достоинство не только в крестьянах, но и в их хозяевах. Уже по описанию внешности, поведения и образа жизни Стегунова и Хвалынского видно старание автора донести до читателей мысль о том, что люди, управляющие крестьянами, никуда не годны. Они не способны стать причиной положительных перемен, потому что не образованы.

Помещики не только не хотят, но даже и не могут облегчить жизнь крестьян.

Краткое содержание

Рассказчик решил поведать о двух своих соседях-помещиках, у которых он часто охотился. Это были почтенные люди, которые пользовались «всеобщим уважением нескольких уездов». Один из них, Вячеслав Илларионович Хвалынский, был генерал-майором в отставке. Это был высокий, некогда стройный, но теперь обрюзгший человек «в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре». Внешность его уже претерпела досадные возрастные изменения, но Хвалынский был по-прежнему бодр, весел и часто называл себя «старым кавалеристом».

Это был, по сути, добрый человек. Однако он не мог общаться на равных с «дворянами небогатыми или нечиновными». При разговоре с ними Хвалынский смотрел искоса, пренебрежительно. И, напротив, с людьми, выше его по социальному статусу или званию, он отличался особой почтительностью, и даже в карты им проигрывал с любезной улыбкой, без жалоб. О своей службе генерал говорить не любил, и «на войне он тоже, кажется, не бывал».

Кроме того, «Вячеслав Илларионович ужасный охотник до прекрасного пола», и при виде хорошенькой особы всегда был готов на подвиги. У него не было семьи, и он до сих пор считался завидным женихом. Генерал Хвалынский был удивительно хорош «на всех торжественных и публичных актах, экзаменах, собраньях и выставках», куда его с удовольствием приглашали. Однако он неизменно избегал долгих бесед и жарких споров. Дома у себя он никого не принимал и жил, «как слышно, скрягой».

Совсем иным был другой помещик – Стегунов Мардарий Аполлоныч. С Хвалынским его объединяло лишь то, что оба были закоренелыми холостяками. Невысокого роста, лысый, пухлый Стегунов «едва ли где-нибудь служил и никогда красавцем не почитался». Он был большим хлебосолом и балагуром, всегда с удовольствием принимал гостей и потчевал их от всей души. Сам же Мардарий Аполлоныч ничем не занимался и обленился настолько, что «даже «Сонник» перестал читать».

Однажды рассказчик приехал в гости к Стегунову. Они сидели на балконе, пили чай и наслаждались прекрасным вечером. Неожиданно раздались звуки ударов. Мардарий Аполлоныч сообщил, что это по его приказу «шалунишку наказывают», буфетчика Ваську. Когда на обратном пути рассказчик повстречал того самого Ваську, то поинтересовался, за что его били. Буфетчик ответил, что наказание получил за дело. Он восхищался добрым и справедливым барином, какого «в целой губернии не сыщешь». Рассказчик грустно вздохнул и задумался о печальной судьбе простого русского народа.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с обращения рассказчика к читателям. Он сразу сообщает о намерении рассказать о двух помещиках и начинает с рассказа об отставном генерал-майоре Хвалынском. Тургенев сначала перечисляет черты помещика милые и даже забавные, как, например, лиловый цвет волос Хвалынского, покрасившего их составом, купленным у мошенника («жида, выдававшего себя за армянина»).

В этом первоначальном обмане – вся суть двойственности героев рассказа.

О Хвалынском читатель узнаёт, что он по-разному разговаривает с людьми более или менее богатыми и чиновными, читает только при гостях, а на войне не бывал, хоть и генерал. Рассказ о ключнице очень близок к истории об одном из гоголевских Иванов, который женат не был, но ключница его имела множество детей, зовущих его тятей.

В целом генерал Хвалынский соответствует своей говорящей фамилии, то есть хочет казаться гораздо лучше, чем есть на самом деле, но человек он пустой.

Второй помещик, Стегунов, поначалу во всём противопоставляется первому, включая внешность, быт и занятия. Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным. Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего гостеприимного Стегунова, а «таких помещиков у нас на Руси ещё довольно много». При ближайшем знакомстве добряк-помещик оказывается бесчеловечно жестоким, способным травить человека, как лесного зверя, не заботящимся о своих крепостных. Он расправляется с крепостными за малейшую провинность и получает от этого истинное удовольствие.

3 стр., 1162 слов

Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

… своей жизни в лесу. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Популярные сегодня … и режиссёр помещика глупым назвал. Решил помещик соседей-генералов в гости позвать, в картишки перекинуться. Генералы были … в одиночестве. Поведение неспешное и задумчивое В произведениях Антона Павловича Чехова всегда присутствовали прозвища и говорящие фамилии. Рассказ …

Таким образом, второй помещик оказывается гораздо хуже первого, потому что, хотя и не выказывает своего презрения к безродным крестьянам, но унижает их человеческое достоинство.

Кульминация и развязка рассказа – разговор с только что выпоротым буфетчиком Васей, считающим своего барина лучшим во всей губернии. Его человеческое достоинство уже исчезло, запоротое добрым барином.

Последние слова рассказа – мысль рассказчика о старой Руси – были обидны многим современникам, считавшим, что герои рассказа – большая редкость.

Герои

Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь. Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого. Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.

Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой… поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.

Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.

Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».

На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным. Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна. Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.

Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.

Основная идея произведения

Автор откровенно высмеивает главных героев. Они проводят свои дни бессмысленно и бесцельно, не принося пользы ни себе ни людям. Пустая и никчемная жизнь их не угнетает. Наоборот, они считаются людьми достойными и уважаемыми. Это говорит о том, что остальные и хозяева округи под стать главным героям.

Тургенев изобразил два основных типа представителей помещичьего сословия:

  • военного, вышедшего в отставку и не имеющего никаких боевых заслуг, так как служба пришлась на мирное время;
  • штатского человека — малообразованного, получившего власть над людьми только по праву рождения.

Краткое содержание «Двух помещиков» показывает намерение автора хотел описать жизнь российской провинции во время крепостного права и показать, что тяжелое положение крестьян складывается в том числе из-за бездарного управления. Тургенев раскрывает тему ужасной жизни русского народа, находящегося в рабстве, и показывает, как неволя деформирует самих крестьян и их хозяев.

После ознакомления с кратким содержанием и анализом произведения Тургенева «Два помещика» рекомендуется самостоятельно прочитать его. Это поможет оценить богатство русского языка, благодаря которому автор метко передал особенности характера и образа жизни провинциальных обитателей.

Краткий пересказ

Очерк короткий. По большей части он описывает самих помещиков, дает им характеристику. Сюжет начинает развиваться только во второй половине текста.

Однажды в летний вечер рассказчик приезжает к Стегунову. Хозяин обрадовался визиту. В это время у него уже гостил молодой священник, но Стегунов поспешил от него избавиться, заставив выпить водки.

Далее рассказчик и хозяин вышли на балкон и завели разговор. Помещик увидел, что в его саду ходят три чужие курицы. Дворовые принялись отлавливать птиц. На помощь им через плетень перепрыгнула в сад Наталка — дочь кучера. Стегунов распорядился поймать девочку и искренне восхищался суматохой, которая поднялась в результате погони.

Затем главные персонажи перешли к чаепитию. Рассказчик поинтересовался у хозяина, почему выселены несколько дворов. Стегунов пояснил, что в них живут «недостойные» крестьяне, которые находятся у хозяина в немилости, так же как их отцы были в опале при покойном батюшке Стегунова. Затем раздались удары из конюшни — там наказывали кнутом шалуна Васю-буфетчика.

Отправляясь домой, рассказчик встретил в деревне вышеупомянутого Васю. Он спокойно грыз орехи, а на расспросы ответил, что барин наказал его справедливо.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: