Н. А. Некрасов «Русские женщины»: анализ произведения

Николай Алексеевич Некрасов – замечательный русский поэт, написавший большое количество замечательных поэтических произведений.
Большинство своих произведений автор посвящал простому народу, поэтому поэма «Русские женщины» занимает особое место в его творчестве. В этот раз главными героями выступили дворяне, жизнь которых круто изменилась из-за политической ситуации в стране. Это произведение повествует о женах декабристов, которые отправились в сибирскую каторгу, чтобы поддержать своих мужей.

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Некрасов: «Русские женщины» как поэма-память о декабристах

Меню статьи:

Николай Некрасов посвящает произведение, озаглавленное как «Русские женщины», женам офицеров, поднявших восстание в декабре 1825-го. Писатель вдохновлялся воспоминаниями, которые оставила Мария Волконская (дочка генерала Раевского, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года). Поэма, которая получилась у Некрасова как результат работы с собранным материалом, предстала перед читателем на страницах «Отечественных записок», где опубликовали оба раздела произведения.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Историческая справка

Екатерина Ивановна Лаваль вышла замуж за Сергея Трубецкого по любви. Она стала его верным другом и единомышленником, была в курсе политических взглядов мужа. Узнав о событиях на двадцатипятилетняя Екатерина сразу же для себя решила, что разделит с мужем его участь, какой бы страшной она ни была. Княгиня стала первой из одиннадцати женщин, отправившихся вслед за приговор огласили 23 июля, а уже на следующий день она отправилась в дорогу. Ее сопровождал секретарь отца Карл Воше (по пути он заболеет и вернется назад, о чем пишет в поэме Некрасов). «Русские женщины» — это поэма, рассказывающая о нелегком путешествии от Петербурга до Иркутска, показывающая стойкость, терпимость героини, ее преданность мужу и готовность к самопожертвованию.

Образы и символы

Княгиня Трубецкая

. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли

Княгиня Волконская

. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Поэма «Княгиня М.Н. Волконская»

Краткое изложение содержания. Образ княгини Волконской. Воспоминания княгини, отражающие ее нравственное становление

Поэма «Княгиня М.Н. Волконская» состоит из 6 глав. Основой для ее написания послужили собственные воспоминания Волконской. Но Некрасов не просто передал в стихах описанные княгиней события, он особое внимание уделил изменениям в характере героини, показал, как из светской женщины, далекой от общественной жизни, княгиня становится последовательницей убеждений мужа-декабриста.В образе Волконской изображена преданная жена, женщина-мать, женщина-бабушка, живущая прежде всего любящим сердцем. Она проста в общении с людьми, добра и сострадательна. Но в трудные минуты способна проявить твердость характера и настойчивость.

На закате лет княгиня Волконская рассказывает о своей жизни «проказникам-внукам». Она родилась и провела детство в имении отца, который был героическим участником войны с французами. Маша росла в дружной семье, была окружена любовью, училась прилежно языкам и музыке. Старый генерал давал балы, на которых часто бывали военные из полков, стоявших неподалеку от имения. Маша блистала на балах, пленяла многих своей красотой, но сердце ее было свободно. Когда ей исполнилось 18 лет, отец решил ее выдать замуж за генерала Сергея Волконского, который был значительно старше девушки. Маша не стала перечить воле отца, спустя две недели состоялось венчание.

После свадьбы Мария редко видела мужа, который постоянно уезжал по долгу службы. Во время отдыха в Одессе Сергей Волконский однажды ночью сжег какие-то документы и спешно отвез жену в имение отца. Там она родила сына и после долго болела. Семья скрывала от нее, что возвратившийся в Петербург князь был арестован как заговорщик. С женой Трубецкой встретится уже на свидании в каземате[2] Петропавловской крепости.Им удалось тайком обменяться платками, в уголке платка Сергея Маша прочитала несколько слов от мужа: он написал, что она свободна. Мария, не знавшая ничего о заговоре, после приговора решилась отправиться в Сибирь вслед за мужем. Вся семья воспротивилась ее отъезду, пытаясь образумить, умоляя думать о собственном будущем, не оставлять сына.

Перед отъездом Маша поняла, что впервые в жизни она принимает собственное осознанное решение. Раньше она «думать совсем не умела», за нее думал отец, а она, подчиняясь его воле, жила беззаботно. Теперь же она постоянно думала об измученном в тюрьме муже. Княгиня,встав перед мучительным выбором между долгом жены и материнским долгом,решила ехать к тому, кому она «больше нужна», к «тому, кто в неволе». Княгиня обратилась в письме к государю с просьбой о позволении уехать к мужу. Мария Николаевна получила от Николая I ответ, в котором он учтиво давал согласие на отъезд, коварно намекнув о невозможности возвращения.

Заложив драгоценности, Мария Николаевна купила кибитку и теплые вещи. За три дня собравшись в дорогу, княгиня провела последнюю ночь у колыбели малыша. Родные до последней минуты не верили в отъезд Марии. Отец, прощаясь, пообещал проклясть ее, если она не вернется через год. Проезжая Москву, княгиня остановилась у родственницы мужа, простилась со многими знакомыми, в том числе и с Пушкиным, у которого было много друзей среди декабристов.

В пути Волконской встречались бесконечные обозы, толпы богомолок, подводы с новобранцами-солдатами, она наблюдала сцены ругани и драк на почтовых станциях. В Казани сделала привал за пару часов до Нового года в гостинице, из окна которой видела веселье на улицах города. Не заночевав, тронулась далее в путь. В пути ее застала метель, встретить Новый год довелось в лесной сторожке с ямщиком, который завалил большим камнем дверь, опасаясь медведей. В Алтайских горах ямщик не сдержал лошадей, и кибитка упала со склона, чудом не разбившись. В Иркутске ее терзал уговорами и угрозами, как и Трубецкую, губернатор. После переправы через Байкал пришлось сменить кибитку на телегу. В Нерчинске богатый купец устроил праздник в ее честь, она же после нормальной еды и бани весь праздник, «как мертвая проспала» на диване в гостиной. Любившая раньше балы, Мария утратила к ним интерес, для нее ценнее теперь были простые бытовые вещи: сон, тепло, чистота, еда. Добравшись до Нерчинска, Мария Волконская встретилась с Екатериной Трубецкой.

Не дожидаясь разрешения на свидание, Мария Николаевна добралась до рудника, куда приводили на работу каторжан. Не устояв перед мольбами женщины, часовой, отказавшись взять деньги, пропустил ее в шахту рудника.Для узников ее появление в подземной шахте стало «сошествием в ад» «ангела Божия». Там она сначала увидела друзей мужа, потом и его самого, истощенного и измученного, закованного в кандалы.Княгиня в невольном порыве на коленях поцеловала оковы мужа и обняла его. Завершается повествование торопливым прощанием и словами Трубецкого о скорой встрече в остроге.

С особой теплотой княгиня Волконская в своих воспоминаниях отзывается о доброте простых людей, бескорыстно помогавших ей в нелегком пути и в изгнании. Благодарность всем, кто облегчал ее «непосильное бремя», звучит в словах княгини: «Спасибо вам, русские люди!» Никто из оказывавших ей помощь и дававших ночлег не брал денег. На Руси давать приют страннику, проявить участие к человеку, попавшему в беду, почиталось делом христианским. Княгиня искренне обращается ко всем, помогавшим ей: «Примите мой низкий поклон, бедняки». Страдания княгини Волконской породнили ее с простым народом.

Смирение в пути

Куда бы ни приезжала Мария, она становилась «героинею дня». В Москве она встретила Пушкина, передавшего ей послание декабристам. Он даёт Марии установку, которой она будет следовать всю жизнь: блажен, кто меняет суету света на подвиг бескорыстной любви. И всё-таки на первом привале в Казани графиня повздыхала, глядя на бал. Окончательно смиряется Мария в конце пути, когда жизнь света уже не важна, и на балу, устроенном в Нерчинске в её честь, она засыпает на диване.

В путешествии Мария подобна героине волшебной сказки. Ей враждебна природа (вьюги, морозы, дикие звери). К её судьбе и судьбе декабристов равнодушны некоторые люди.

Но у неё есть и бескорыстные помощники. У входа на рудник Волконская делает вывод: «Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили…» Даже сам рудник как будто хранит Волконскую и ведёт её к цели.

Средства художественной выразительности

Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).

Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак?..»), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).

Автор: Дарья Попова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Переворот сознания

Вся семья уговаривала Марию не ехать: «Напрасна великая жертва твоя, найдёшь ты там только могилу!»

В 20 лет Мария Волконская поняла, что за неё всё решал отец, она не умела думать. Когда она столкнулась с несчастьями, то пережила бурю чувств: бессилие, гнев, волнение. В беседе с отцом Мария осознала, что ею движет чувство долга. У неё нет выбора – ехать или не ехать. Она будет свободна только в ссылке, свободна от собственной совести и от укоров общества: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!»

Другие персонажи

  • Николай Раевский – отец Марии Волконской, генерал, благородный и отважный человек.
  • Граф – отец Екатерины Трубецкой.
  • Губернатор Иркутска – чиновник, который по приказу императора пытается отговорить отважных женщин от решительного шага и вернуть их обратно в Петербург.

А ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Русские женщины»

для самых крутых —

Читать «Русские женщины» полностью

Темы, проблемы и настроение

Основная тема – преданность жены

, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».

Бал

. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.

Дорога

. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.

Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя

и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Встреча с губернатором

Вторая глава представляет собой диалог. Именно он помогает до конца понять характер героини, ее решительность и уверенность в правильности сделанного выбора. Нужно сказать, что описанная Некрасовым сцена имела место в действительности, и Цейдлер на самом деле получал приказ от императора остановить Екатерину Ивановну любой ценой. Доводы героини во время разговора также могут восприниматься как характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины». Ее не страшат ни подробности того, как живут каторжники, ни суровый климат, где только три месяца в году светит солнце, ни тот факт, что княгиню и ее детей приравняют к простым крестьянам. Екатерина Ивановна, подписавшая отказ от всех своих прав, готова идти вперед даже в составе партии каторжников. Твердый характер, огромная сила воля, ни с чем не сравнимые мужество и стойкость Трубецкой заставили губернатора отступить. «Я делал все, что мог…», — эти слова Цейдлера стали признанием моральной победы, которую одержала решительная, готовая ко всему женщина.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все преграды.

Описание дороги

Рыдания отца, провожающего дочь, которая «куда-то едет в эту ночь». Прощальные слова героини, понимающей, что больше никогда не увидит родных. Полная уверенность княгини в том, что ее долг — быть рядом с мужем. Воспоминания о безмятежной юности и о человеке, ставшем виновником ее несчастий (имеется в виду танец на балу в 1818 году с будущим императором Николаем I). Так начинается поэма (ей придавал большое значение в своем творчестве Некрасов) «Русские женщины».

Княгиня Трубецкая — центральный образ первой части. Автор не дает героини, так как для него важно другое — показать ее внутренний мир, проследить формирование существенных черт характера. С самого начала поэмы Екатерина Ивановна полна решимости и нисколько не сомневается в своем поступке. Она знает, насколько страшной будет ее будущая судьба. Чтобы добиться разрешения на поездку, она сознательно отказалась от титула, возможности общаться с родными, благосостояния — дом ее отца был лучшим в Петербурге. «Сталью я одела грудь,» — признается она при прощании отцу, и в этих словах слышится готовность следовать за любимым во что бы то ни стало, способность преодолеть любые преграды ради возможности исполнить свой святой долг и быть рядом с мужем.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: