Факты биографии Н. А. Некрасова
История создания поэмы «Русские женщины». Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа и нравственная красота жен декабристов. Художественные особенности исторической поэмы
В 60-70-х годах XIX в. в России наступило время подъема общественной деятельности. Многие литераторы стали обращаться к социально значимым вопросам, которые отразили в своих произведениях. Некрасов обратился к истории восстания декабристов, о котором в годы жесткого реакционного правления Николая I писать было запрещено. Подвиги декабристов и их жен описаны Некрасовым в поэмах «Дедушка» и «Русские женщины».
14 декабря 1825 г.на Сенатской площади в Санкт-Петербурге была назначена церемония присягина верность императору Николаю I, вошедшему на престол после внезапной кончины Александра I. Часть военных подразделений отказались присягнуть новому монарху. Возглавляли мятежные полки состоявшие в тайных обществах офицеры, предлагавшие ограничить власть монарха, упразднить право собственности на людей(крепостное право), создать Конституцию, признать равенство всех сословий перед законом. Восстание было разгромлено, 579 мятежников арестовано. Следствие по делу декабристов длилось более полугода, суд был закрытым. Пять заговорщиков были приговорены к смерти и казнены в Петропавловской крепости: П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М, П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский.Более 120 участников восстания были лишены дворянства и состояния, приговорены к каторжным работам и пожизненному поселению в Сибири. Жены многих декабристов последовали за своими мужьями в Сибирь, добровольно отказавшись от своих привилегий и положения в обществе, чтобы разделить участь узников. Многие декабристы, вынесшие десятки лет «ледяных острогов» и ссылок, вернулись с семьями домой после амнистии[1] только в 1856 г. Их возвращение было воспринято передовой молодежью с горячим сочувствием.
Подвиг двух женщин во имя любви Некрасов отразил в поэме «Русские женщины»: княгини Екатерины Ивановны Трубецкой, жены одного из руководителей восстания С.П. Трубецкого, и княгини Марии Николаевны Волконской, жены видного деятеля декабристского движения С.Г. Волконского.
Екатерина Трубецкая родилась в 1800 г. в семье француза Жана де Лаваля, поселившегося в России и женившегося на богатой владелице золотых приисков и уральских заводов Александре Козицкой. В Париже в 1819 г. Екатерине Лаваль был представлен князь Сергей Трубецкой. Он уже прошел войну с Наполеоном, дослужился до полковника, был красив, богат и прекрасно образован. Трубецкой, очарованный Екатериной, вскоре сделал ей предложение. Венчание состоялось в небольшой православной церкви в Париже в 1821 г. Из церкви 20-летняя графиня Лаваль вышла княгиней Трубецкой.Мужа княгини ждала прекрасная карьера, ее беззаботная жизнь протекала в роскоши, балах, путешествиях.
Трубецкая с мужем (кадр из фильма)
Судьба княгини Трубецкой переменилась спустя 4 года после свадьбы. Екатерина Ивановна узнала, что Трубецкой готовил восстание вместе со своими товарищами. После ареста мужа она написала ему в Петропавловскую крепость о своей решимости расстаться со всеми «светскими благами», чтобы посвятить ему всю свою жизнь, разделить его страдания. Екатерина Трубецкая первая из жен декабристов добилась позволения поехать в Сибирь к мужу. В Иркутске ей пришлось задержаться на 5 месяцев, местный губернатор получил предписание заставить ее изменить свое решение и вернуться назад. Но княгиня добилась своего. Прибыв в Нерчинск, поселилась в избе у крестьян. Осенью 1827 г. декабристы были переведены в рудники Читы. Там для жен декабристов построили деревянные домики. Сергей Трубецкой, отбыв срок каторги в 1839 г., получил разрешение проживать в деревне недалеко от Иркутска, в 1845 г. семье позволили поселиться в Иркутске. У Трубецких родилось 9 детей, пятеро умерли. Екатерина Ивановна занималась хозяйством,воспитанием и обучением детей. Дом Трубецких, благодаря образованности и уму хозяйки, стал оплотом культуры в провинциальном городе. Умерла княгиня Трубецкая в 1854 г. в Иркутске на руках у мужа, не дожив до амнистии декабристов два года.
Мария Волконская из всех жен декабристов была самой молодой, она родилась в 1804 г. в семье генерала Николая Раевского, участника Отечественной войны 1812 г., и Софьи Константиновой, внучки М. Ломоносова. Мария получила прекрасное воспитание, знала несколько языков, была музыкально одарена. С 1817 г. семья Раевских была дружна с Пушкиным, поэт посвятил Марии несколько произведений. Зимой 1825 г. Мария по воле отца вышла замуж за князя Сергея Волконского, который за боевые отличия в сражениях имел чин генерала. Родители Марии считали, что их дочь с таким знатным и богатым мужем ожидает блестящее будущее. Но спустя несколько месяцев после свадьбы Сергей Волконский за участие в антиправительственном заговоре был арестован и осужден. Судом ему был вынесен смертный приговор: казнь через «отсечение головы». Императором приговор был заменен на 20 лет каторжных работ и пожизненную ссылку.
Волконская с мужем (кадр из фильма)
От Марии Николаевны, долго болевшей после тяжелых родов, родные скрывали истинное положение. Узнав правду, она решила следовать за мужем. Она не изменила свое решение и тогда, когда ей не позволили взять с собой сына. Волконская стала второй из жен декабристов, поехавших в Сибирь. В Иркутске губернатор принудил Волконскую подписать отречение от дворянства и княжеского титула. По унизительным условиям она должна была именоваться «женой государственного преступника», будущих детей записывать казенными крепостными крестьянами, ей запрещалось иметь крупные денежные средства и ценные вещи.В кибитках, затем на перекладных телегах ей удалось добраться до Нерчинска, где в рудниках работали каторжные декабристы.
Проживать стала в крестьянской избе вместе с Екатериной Трубецкой, спать приходилось на ледяном полу. Волконская и Трубецкая переписывались с родными всех декабристов, каторжанам была запрещена переписка. Благодаря им заключенные стали получать известия от родных и передачи. Несмотря на скудное собственное питание, женщины старались передавать еду каторжанам. В 1845 г. семье Волконских было разрешено проживать в Иркутске. В доме Волконских часто устраивались музыкальные и литературные вечера. В 1856 г. Волконским было разрешено переехать в Москву. Умерла княгиня Волконская в 1963 г. У нее было 4 детей, двое умерли. Сын Михаил сохранил написанные матерью воспоминания о ее пребывании в Сибири. Записки княгини Волконской он прочитал Некрасову, они растрогали поэта до слез.
Некрасова глубоко тронул самоотверженный подвиг светских красавиц, молодых, знатных и богатых женщин. Он собрал и детально изучил все доступные исторические источники, мемуары декабристов, творчески их переработал. Летом 1871 г. в своей усадьбе Карабиха Некрасов начал работать над поэмой «Декабристки», название которой впоследствии заменил на «Русские женщины». Этим поэт подчеркнул общенациональный характер своих героинь, в котором проявились особенности русских женщин, присущие им черты: чувство долга, высокая нравственность, способность к самопожертвованию, чувство собственного достоинства, мужество. Эти черты «величавой славянки» Некрасов отразил ранее в образах русских крестьянок. Но и у представительниц высшего света он показал прежде всего характер русской женщины, формировавшийся веками национальной культурой независимо от принадлежности к социальному сословию.Ничего подобного тому, что совершили жены декабристов, не было в мировой истории.
Основной темой поэмы стало преодоление испытаний сложного пути в Сибирь женами декабристов. Поэма состоит из двух самостоятельных частей, написанных по единому плану: сборы в дорогу, проводы и прощание с родными, описание путевых впечатлений и воспоминания, сложности пути и препятствия со стороны властей, достижение желаемой цели пути, завершившегося приездом на рудники Нерчинска к мужьям. Дальнейшее пребывание женщин в Сибири не описано. Идеей поэмы «Русские женщины» стало прославление подвига женщин, готовых разделить судьбу близкого человека, оказать поддержку во время тягостных испытаний. Первая часть, посвященная Е.И. Трубецкой, была окончена в 1871 г. Вторая, созданная на основе записей М. Н. Волконской, была завершена в 1872 г. У Некрасова был замысел написать еще поэму о княгине А.Г. Муравьевой, но третья часть так и не была написана. Две поэмы под общим названием «Русские женщины» были напечатаны в журнале «Отечественные записки» в 1872-1873 годах.
В обеих частях поэмы «Русские женщины» использован прием контраста в изображении прошлого и настоящего. Некрасов описывает прошлое героинь, прибегая к таким художественным приемам, как воспоминания и сны. За время пути в Сибирь Некрасов показал и непростой путь личностного роста героинь, их осознанный уход от праздной жизни, стремление к высшему предназначению человека служить идеалам добра, справедливости, долга. Подвиг героинь и их судьбы во многом схожи, но Некрасову удалось психологически тонко передать индивидуальность характеров Трубецкой и Волконской.
Жены декабристов
Художественные особенности
Первая глава, посвященная Трубецкой, написана двухсложным размером, ямбом. Она логически делится на две части. В первой части с грустью и печалью рассказывается о том, как девушка прощается с отцом, а во второй ее дорога в Иркутск. Пребывания в дороге оказывается интересным по некрасовской манере изображения: она то спит и ей что-то снится такое, что невозможно отличить от яви, то она грезит просто наяву. Автор пытается показать, что девушка действует на одном порыве.
Но второй части уже нет такого надрыва, а все идет спокойно и ритмично. Теперь поэт использует трехсложный размер, амфибрахий, который необходим автору, чтобы показать разговорный уровень этой части. Меняется и интонация, и даже повествование уже ведется от первого лица. В этой части уже нет никаких отрывочных действий, а все идет плавно, как будто это семейные воспоминания: детство, гордость за отца, выход в свет и замужество. Автор старается придерживаться записок Марии Николаевны, которые сохранились. Поэтому идет такое подробное описание о том, как жили сами декабристы и их семьи в Сибири. Кстати, в первой части этого нет, а вот во второй части и Трубецкая, и Волконская встречаются в дороге и уже вместе добираются до того места, где находятся их мужья.
Свидание жен со своими мужьями – ссыльными как раз и придает всей поэме завершенность. Теперь сюжет становится, как чем-то целым и единым.
Поэма «Княгиня Трубецкая»
Краткое изложение содержания. Образ княгини Трубецкой. Анализ эпизода с иркутским губернатором
Поэма «Княгиня Трубецкая» имеет двухчастную композицию. Первая часть представляет собой описание поездки княгини от Санкт-Петербурга до Иркутска с указанием времени (2 месяца), что подчеркивает длительность пути и тяготы дороги. Все время пути заполнено воспоминаниями княгини о расставании с отцом, своем детстве, влюбленности и замужестве, о событиях восстания и аресте мужа. Повествование представляет собой внутренний монолог княгини. Вторая часть написана в жанре драмы, представлена как диалог в лицах, передающий противостояние губернатора и княгини, которое продолжалось неделю и завершилось моральной победой женщины. Этот эпизод является кульминационным. Развязкой сюжета становится разрешение губернатора следовать княгине в Нерчинск. Финал поэмы «Княгиня Трубецкая» остался открытым.
Екатерина Трубецкая первая решилась последовать на каторгу в Сибирь за осужденным мужем-декабристом. Прощаясь с убитым горем отцом, она просит благословения, понимая, что ей не суждено более увидеться с близкими. Но княгиня решила быть верной клятве, данной при венчании, и быть в радости и горе с мужем, пока смерть не разлучит их. Осознавая, что может не возвратиться, мысленно прощается с Петербургом, «гнездом царей», сравнивая его с европейскими городами, в которых довелось ей побывать. Вспоминает о своей счастливой молодости, беззаботной жизни, о первом танце на балу с будущим императором, ставшего теперь палачом ее мужа. Она с ненавистью упоминает главного виновника несчастий, обрушившихся на лучших и благородных людей.
Суровой зимой в трясущейся кибитке ей в снах грезилась прежняя жизнь, где она росла в любви и роскоши, вспоминалось счастливое время, проведенное с мужем во время свадебного путешествия в солнечной Италии, их прогулки по музеям, развалинам и храмам, задушевные беседы. После возвращения она наблюдала нерадостные картины собственной «забитой, загнанной страны»: пустынные и убогие селения, бедных крестьян, выполняющих тяжелую работу,непосильный труд волжских бурлаков. Спросив мужа, везде ли родной «край таков», получила краткий ответ: «Ты в царстве нищих и рабов». Разговоры с мужем, который не навязывал ей собственных убеждений, пробудили ее дремавший ум, заставили задуматься о происходившем вокруг. Теперь по дороге в Сибирь, видя бредущих по этапу в кандалах каторжан, к ней пришло окончательное прозрение. Она представляла себе страдания, выпавшие на долю мужа, и торопила ямщика, на каждой станции щедро платила, чтобы быстрее меняли лошадей. В обрывочных сновидениях ей вспоминались события на Сенатской площади, свидание с мужем в тюрьме. Испытывая недомогание от нестерпимого мороза, княгиня забывается болезненным сном, ей чудятся южные пейзажи, море и горы, былые счастливые дни со своим избранником.
После двух месяцев изнурительного пути, преодолев холод и непогоду, княгиня Трубецкая прибыла в Иркутск, где ее ожидало новое испытание. Губернатор, получивший строжайшее предписание, препятствует ее дальнейшей поездке. Сначала уговорами, взывая к гордости и самолюбию, он пытался убедить княгиню, что муж не думал о ее судьбе, когда вступал в ряды заговорщиков. Губернатор пытался играть на ее чувстве собственного достоинства, замечая, что она бежит «как жалкая раба» за мужем. Затем принуждает подписать документы, лишающие ее всех привилегий, титула и состояния. На препятствия, чинимые губернатором, княгиня отвечает настойчивостью. Ее не останавливают угрозы разделить жизнь каторжника и идти далее пешком по этапу вместе с преступниками. Опытному в интригах губернатору не удалось сломить ее волю. Старый генерал, исчерпав самые убедительные, с его точки зрения, аргументы, не смог вынести роли мучителя. Преклоняясь перед мужеством и самопожертвованием хрупкой женщины, преодолев страх наказания за невыполнение предписания, он велит запрягать для нее лошадей.
Трубецкая у губернатора
Основная мысль эпизода – свобода выбора человека в соответствии с его верой и понятием долга. Екатерина Трубецкая свободна в своем выборе, она не раба общепринятых правил, своим отказом от всех светских благ она бросает вызов власти и существующим порядкам. Не разделяя полностью политических убеждений мужа, она осознанно готова стать ему опорой. Княгиня не считает мужа государственным преступником, он для нее близкий человек, достойный сострадания за то, что осужден за свои взгляды. Она понимает, что в основе поступков мужа лежала любовь к Отечеству, желание сделать жизнь народа достойнее.
Образ княгини Трубецкой покоряет своей преданностью мужу, непреклонностью, решительностью, твердостью характера.Поступки и поведение княгини пронизаны аристократическим благородством, она даже свое унижение сносит с достоинством. Губернатору она говорит, что никакими пытками не извлечь из ее глаз ни слезы. Это человек, наделенный «неугомонным, бодрым» умом и проницательностью, с вполне сложившимся характером, убежденный в правильности выбранного пути.
Поэма «Княгиня М.Н. Волконская»
Краткое изложение содержания. Образ княгини Волконской. Воспоминания княгини, отражающие ее нравственное становление
Поэма «Княгиня М.Н. Волконская» состоит из 6 глав. Основой для ее написания послужили собственные воспоминания Волконской. Но Некрасов не просто передал в стихах описанные княгиней события, он особое внимание уделил изменениям в характере героини, показал, как из светской женщины, далекой от общественной жизни, княгиня становится последовательницей убеждений мужа-декабриста.В образе Волконской изображена преданная жена, женщина-мать, женщина-бабушка, живущая прежде всего любящим сердцем. Она проста в общении с людьми, добра и сострадательна. Но в трудные минуты способна проявить твердость характера и настойчивость.
На закате лет княгиня Волконская рассказывает о своей жизни «проказникам-внукам». Она родилась и провела детство в имении отца, который был героическим участником войны с французами. Маша росла в дружной семье, была окружена любовью, училась прилежно языкам и музыке. Старый генерал давал балы, на которых часто бывали военные из полков, стоявших неподалеку от имения. Маша блистала на балах, пленяла многих своей красотой, но сердце ее было свободно. Когда ей исполнилось 18 лет, отец решил ее выдать замуж за генерала Сергея Волконского, который был значительно старше девушки. Маша не стала перечить воле отца, спустя две недели состоялось венчание.
После свадьбы Мария редко видела мужа, который постоянно уезжал по долгу службы. Во время отдыха в Одессе Сергей Волконский однажды ночью сжег какие-то документы и спешно отвез жену в имение отца. Там она родила сына и после долго болела. Семья скрывала от нее, что возвратившийся в Петербург князь был арестован как заговорщик. С женой Трубецкой встретится уже на свидании в каземате[2] Петропавловской крепости.Им удалось тайком обменяться платками, в уголке платка Сергея Маша прочитала несколько слов от мужа: он написал, что она свободна. Мария, не знавшая ничего о заговоре, после приговора решилась отправиться в Сибирь вслед за мужем. Вся семья воспротивилась ее отъезду, пытаясь образумить, умоляя думать о собственном будущем, не оставлять сына.
Волконская с сыном
Перед отъездом Маша поняла, что впервые в жизни она принимает собственное осознанное решение. Раньше она «думать совсем не умела», за нее думал отец, а она, подчиняясь его воле, жила беззаботно. Теперь же она постоянно думала об измученном в тюрьме муже. Княгиня,встав перед мучительным выбором между долгом жены и материнским долгом,решила ехать к тому, кому она «больше нужна», к «тому, кто в неволе». Княгиня обратилась в письме к государю с просьбой о позволении уехать к мужу. Мария Николаевна получила от Николая I ответ, в котором он учтиво давал согласие на отъезд, коварно намекнув о невозможности возвращения.
Заложив драгоценности, Мария Николаевна купила кибитку и теплые вещи. За три дня собравшись в дорогу, княгиня провела последнюю ночь у колыбели малыша. Родные до последней минуты не верили в отъезд Марии. Отец, прощаясь, пообещал проклясть ее, если она не вернется через год. Проезжая Москву, княгиня остановилась у родственницы мужа, простилась со многими знакомыми, в том числе и с Пушкиным, у которого было много друзей среди декабристов.
В пути Волконской встречались бесконечные обозы, толпы богомолок, подводы с новобранцами-солдатами, она наблюдала сцены ругани и драк на почтовых станциях. В Казани сделала привал за пару часов до Нового года в гостинице, из окна которой видела веселье на улицах города. Не заночевав, тронулась далее в путь. В пути ее застала метель, встретить Новый год довелось в лесной сторожке с ямщиком, который завалил большим камнем дверь, опасаясь медведей. В Алтайских горах ямщик не сдержал лошадей, и кибитка упала со склона, чудом не разбившись. В Иркутске ее терзал уговорами и угрозами, как и Трубецкую, губернатор. После переправы через Байкал пришлось сменить кибитку на телегу. В Нерчинске богатый купец устроил праздник в ее честь, она же после нормальной еды и бани весь праздник, «как мертвая проспала» на диване в гостиной. Любившая раньше балы, Мария утратила к ним интерес, для нее ценнее теперь были простые бытовые вещи: сон, тепло, чистота, еда. Добравшись до Нерчинска, Мария Волконская встретилась с Екатериной Трубецкой.
Не дожидаясь разрешения на свидание, Мария Николаевна добралась до рудника, куда приводили на работу каторжан. Не устояв перед мольбами женщины, часовой, отказавшись взять деньги, пропустил ее в шахту рудника.Для узников ее появление в подземной шахте стало «сошествием в ад» «ангела Божия». Там она сначала увидела друзей мужа, потом и его самого, истощенного и измученного, закованного в кандалы.Княгиня в невольном порыве на коленях поцеловала оковы мужа и обняла его. Завершается повествование торопливым прощанием и словами Трубецкого о скорой встрече в остроге.
Волконская в руднике (кадр из фильма)
С особой теплотой княгиня Волконская в своих воспоминаниях отзывается о доброте простых людей, бескорыстно помогавших ей в нелегком пути и в изгнании. Благодарность всем, кто облегчал ее «непосильное бремя», звучит в словах княгини: «Спасибо вам, русские люди!» Никто из оказывавших ей помощь и дававших ночлег не брал денег. На Руси давать приют страннику, проявить участие к человеку, попавшему в беду, почиталось делом христианским. Княгиня искренне обращается ко всем, помогавшим ей: «Примите мой низкий поклон, бедняки». Страдания княгини Волконской породнили ее с простым народом.
Значение поэмы «Русские женщины» в истории русской литературы
Для Николая Алексеевича Некрасова движение декабризма стало острой и современной темой: в людях прошлого, в их самоотверженном протесте против крепостного права и самодержавной власти он видел подлинный гражданский подвиг. Некрасов адресовал свою поэму новому поколению борцов за справедливое переустройство общества, которые стали воспринимать себя уже не подданными империи, а гражданами своей страны. В 1870-е годы в России стало набирать силу движение народников, наследовавших идеалы декабристов. Благородный подвиг жен декабристов в поэме «Русские женщины» стал для современников Некрасова примером стойкости и мужества. Некрасов поднял в литературе тему положения женщины в российском обществе, которая была актуальной в 60-е годы XIX в. Именно тогда женщины начали принимать активное участие в общественной жизни, стали отстаивать свою гражданскую позицию, стремились к равноправию и утверждению своего человеческого достоинства. Некрасов показал, что нравственные истоки этих общественных проявлений лежат в историческом подвиге жен декабристов.
Отзывы и рецензии
Когда поэма вышла, то опять прозвучали эти же претензии о недостоверности некоторых фактов из сюжетов. На этот раз этот вопрос затронула сестра Волконской. С. Раевская утверждала, что тот рассказ, который велся в поэме от лица ее сестры, мог принадлежать какой-нибудь необразованной барышни, но ни ее сестре с хорошим образованием. Резкие отзывы звучали в нескольких критических статья, напечатанных в популярных журналах того времени. Однако весь остальной читательский мир воспринял эту некрасовскую поэму весьма благожелательно.
Источник
🗹