Максим Горькии, «Макар Чудра»: анализ, главные герои

«Макар Чудра» главные герои

Главные герои «Макара Чудры» – цыгане, с которыми встретился рассказчик, от лица которого и идет повествование произведения Горького. Макар Чудра герой, который ведет рассказ о трагической любви двух цыган, погибших в результате своей гордости. Эта легенда гласит о том, как встретились двое молодых людей, горячих, гордых и своенравных. Оба любили свободу, волю и независимость. Так же горячо они полюбили друг друга. Но ни один из них не хотел уступить другому, и они предпочли смерть, навсегда оставшись символом гордости и независимости в памяти цыганского народа.

История создания

Рассказ «Макар Чудра», анализ которого вы можете прочитать в этой статье, был написан Алексеем Пешковым в 1892 году, когда он находился в Тифлисе. В то время писатель как раз активно общался с членами революционного движения, в первую очередь, с Александром Калюжным.

Калюжный всегда внимательно слушал рассказы юноши о его странствиях, каждый раз предлагал ему записывать их, чтобы потом можно было оформить в рассказ или повесть. Калюжный стал одним из первых, кому Пешков показал рукопись рассказа «Макар Чудра». Революционер воспользовался своими знакомствами среди журналистов и пристроил произведение в журнал «Кавказ». Решающую роль в этом сыграл публицист Цветницкий.

Спустя много лет, в 1925 году, Горький с теплотой вспоминал о своем литературном дебюте в письме Калюжному. Он отмечал, что многим ему обязан, что получил толчок, благодаря которому вот уже 30 лет верно и преданно служить отечественному искусству.

Краткое содержание рассказа

Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра. Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.

В рассказе «Макар Чудра» главный герой — молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.

События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Зобар приезжает в табор

Из этой статьи вы узнаете сюжет рассказа «Макар Чудра». Содержание описано достаточно подробно. Однажды в этот табор приехал Зобар. Он был красив. Горький пишет, что его усы ложились на плечи, смешивались с кудрями, а глаза горели, будто ясные звезды, улыбка же была подобна солнцу. Возникало впечатление, что его всего выковали из куска железа. Еще он играл на скрипке, да так, что многие тут же начинали плакать.

И в этот раз он сыграл, поразив всех окружающих, даже Радду. Она похвалила его способности, а он в ответ произнес, что его скрипка сделана из груди молодой девушки, а струны свиты лучшими мастерами из ее сердца. Девушка нисколько не прониклась этим романтическим сравнением, отметив только, что люди, очевидно, врут, рассуждая об уме Зобара. Юноше ничего не оставалось, как только подивиться острому языку этой девушки.

На ночь цыган остался ночевать у Данилы, отца Радды. Утром он поразил всех вокруг, выйдя с тряпкой, которая была повязана у него на голове. На все вопросы отвечал, что его зашиб конь. Но все окружающие посчитали, что дело совсем в другом, всему виной Радда.

Между тем, Лойко остался жить с табором, в котором в то время дела шли весьма хорошо. Всех он покорял своей мудростью, как будто прожил уже не один десяток лет, а на скрипке играл так, что у всех сердце замирало. В таборе он пришелся ко двору настолько, что, порой, казалось, люди готовы за него жизни отдать, любят его и ценят. Все, кроме Радды. А Зобар полюбил девушку крепко. Так, что не мог думать ни о чем другом. Окружающие цыгане все видели, понимали, но ничего не могли поделать. Только вспоминали слова предков, что если два камня катятся один на другой, то лучше между ними не становиться, а то можно изувечиться.

Цыган Лойко Зобар из «Табор уходит в небо». Как сложилась жизнь актера?

Когда будущий известный артист Григоре Григориу еще был в колыбели, цыганка нагадала его матери, что ее сын вырастет и станет конокрадом. Кто бы мог тогда подумать, что это пророчество окажется верным. Правда с небольшой поправкой: воровать коней Григоре пришлось не в реальной жизни, а в культовом фильме «Табор уходит в небо», после которого неизвестный актер из Молдавии моментально стал звездой.

4 апреля этого года Григоре Григориу могло бы исполниться 79 лет. Но, к огромному сожалению, артиста уже давно нет с нами — в декабре 2003 года нелепая автокатастрофа оборвала жизнь самого знаменитого из всех киношных цыган.

«Казалось сама природа «говорила» через Григоре Григориу»

Григорий Григориу никогда не учился актерскому мастерству. В школьные годы он сам научился играть на гитаре и, обладая приятным голосом, стал выступать на сцене местного театра.

Родные Григоре мечтали, чтобы он поступил работать на железную дорогу и в будущем видели его начальником железнодорожной станции. Но парень поступил по-своему. Узнав, что в Бельцах (второй по величине город в Молдавии) объявлен набор в труппу республиканского драмтеатра, он отправился туда попытать счастья. И счастье улыбнулось ему — в неполные 18 лет Григориу приняли в театр на громкую должность «артист драмы».

Первой театральной работой Григоре стала роль Незнамова в пьесе А. Островского «Без вины виноватые». Правда, поначалу неопытный, да еще и приехавший из глухой провинции актер чувствовал себя на сцене немного скованно. Но с каждым спектаклем становился все более уверенным и раскрепощенным.

«Недостаток мастерства он с лихвой возмещал внутренним жаром и нежностью. Казалось сама природа «говорила» через Григоре Григориу. Этакий угрюмый атлет с огнем в глазах», — рассказывал в одном из интервью старший сын актера.

Только Григоре удалось завоевать сердце неприступной красавицы

Все, кто знал Григоре Григориу в молодости и в более зрелые годы, в один голос говорят о его особом мужском магнетизме. Но Григоре не нужны были какие-то девушки — с первых дней работы в театре он «положил глаз» на свою партнершу по сцене красавицу Екатерину Ботнарюк.

Хотя у Екатерины было много поклонников, причем довольно видных (среди них был даже будущий президент Молдовы Петр Лучинский), она никому не отвечала взаимностью. И только Григоре удалось завоевать сердце неприступной красавицы.

Несмотря на разницу в возрасте (ему — 19, ей — 24) между Екатериной и Григоре вспыхнул страстный роман, закончившийся свадьбой. Через год в молодой семье появился первый сын, Октавиан, еще через четыре — второй, Траян.

Григоре был на седьмом небе от счастья. И даже не догадывался, какое огромное счастье ждет его впереди.

«Взял бы я тебя, да локоны твои мне не подходят»

Однажды, после репетиции всех артистов попросили задержаться в зале. Как оказалось, приехал какой-то режиссер со студии «Молдова-фильм» подбирать актеров для нового фильма. Григоре очень не хотел оставаться — репетиция отняла все силы, да и дома ждали.

Режиссера, с которым так не хотел встречаться Григоре, звали Эмиль Лотяну. Но мог ли знать тогда молодой артист, что именно благодаря этому человеку он попадет в большое кино и станет звездой?

В тот раз Лотяну подыскивал актеров для картины «Красные поляны». Пообщавшись с Григориу, он сказал:

«Взял бы я тебя, да локоны твои мне не слишком подходят. А ведь постричься почти налысо ты, наверное, не захочешь».

Но когда на следующее утро Григоре появился в театре, все просто ахнули — на голове актера вместо буйной шевелюры красовался короткий «ежик».

К/ф «Красные поляны» / Молдова-фильм

По приказу режиссера Григоре ходил с привязанными к ногам гирями

Роль в «Красных полянах» Григориу получил. Правда, не главную, как он надеялся, а второстепенную пастуха Саввы Милчу. Кстати, этот фильм стал дебютом не только для Григоре, но и для начинающей артистки Светланы Фомичевой, которая впоследствии возьмет себе звучный псевдоним Тома.

На съемках картины Григоре впервые смог познакомиться с жестким стилем работы Эмиля Лотяну. Режиссер поднимал всех в пять утра и заставлял работать до поздней ночи. При этом он постоянно кричал на артистов, называл их бездарями и лентяями. Только позже Григориу понял, что, искусственно создавая напряжение на съемочной площадке, Лотяну добивается, чтобы натянутый нерв актеров перешел в кадр и передался с экрана зрителям.

С первого дня работы над картиной режиссеру не понравилась легкая походка Григориу. Поэтому он приказал артисту вне съемочной площадки привязывать к ногам гири. И действительно, проходив несколько дней с утяжелителями, Григоре стал ступать тяжело, как и требовалось его герою.

За три года Григориу снялся в восьми картинах

После «Красных полян» Григориу просто «заболел» кино. А поскольку, работая в Бельцах, шансов попасться на глаза режиссерам было маловато, он решил перебираться в столицу — Кишинев.

В Кишиневе Григоре поступил в труппу драматического театра «Лучафэрул», а Екатерина устроилась на телевидение режиссером детских программ.

Надежды актера оправдались — его стали приглашать в кино. За три года Григориу снялся в восьми картинах. В 1971 году о нем вспомнил и Лотяну, пригласив на одну из ведущих ролей в свой фильм «Лаутары».

После этого снова были съемки у других режиссеров — «Последний гайдук», «Порт», «Офицер запаса», «Гнев».

И вот наконец, в 1975 году, для актера Григоре Григориу наступил звездный час. Лотяну доверил главную роль Лойко Зобара в картине «Табор уходит в небо».

Танец на раскаленном листе металла превратился в настоящую пытку

Верный своим принципам, Лотяну хотел, чтобы артист «на своей шкуре» испытал, что значит быть цыганом и устроил так, что Григоре несколько недель прожил в самой настоящей цыганской семье. По воспоминаниям артиста, пребывание рядом с вольными людьми оказалось для него несладким — каждый вечер у них начинался с песен, а заканчивался драками и поножовщиной. Зато к окончанию «испытательного срока» Григоре уже точно знал, как будет играть своего героя.

К/ф «Табор уходит в небо» / Мосфильм

Очередной раз испытать на себе жесткую методику Лотяну Григоре и Светлане Тома пришлось во время съемки эпизода с танцем. Чтобы добиться наибольшей достоверности, режиссер приказал положить на самом солнцепеке металлический лист. А когда он раскалился, скомандовал артистам стать на него.

К/ф «Табор уходит в небо» / Мосфильм

Правда вначале актерам разрешено было танцевать в носках. Но они скользили по гладкому металлу и танец не получался. Тогда Лотяну потребовал снять носки и плясать босиком. По воспоминаниям Светланы Тома, после этого танец превратился для них с Григоре в настоящую пытку. Зато режиссер добился нужного ему накала страстей и небывалого отчаяния во взглядах.

Почувствовав, что нож входит во что-то мягкое, Григоре пришел в ужас

А еще на съемках «Табора» Григориу едва не умер… со страху. И опять-таки по вине Лотяну. Произошло это на съемках эпизода, в котором Лойко Зобар убивает Раду. Григориу знал, что на груди Светланы закреплена металлическая пластина, в которую должен упереться нож. И не ожидал, что режиссер втайне от него, положит на эту пластину мешочек с бутафорской кровью.

К/ф «Табор уходит в небо» / Мосфильм

Поэтому, почувствовав, как нож входит подозрительно мягко и увидев кровь, Григоре просто ужаснулся. А позже этот его неподдельный ужас, запечатленный киноаппаратом, назвали одним из самых сильных кадров в фильме.

Цыгане во время показов «Табора» выкупали кинотеатры целиком

4 апреля 1976 года Григоре Григориу исполнилось 35 лет. Самым лучшим подарком на день рождения для него стала состоявшаяся на следующий день премьера фильма «Табор уходит в небо», после которой мало кому известный молдавский артист в одночасье стал звездой.

Картина моментально стала лидером проката — уже в первый год ее посмотрело почти 65 миллионов зрителей. Особой любовью фильм пользовался у цыган, которые на время показов выкупали кинотеатры целиком. Они приходили толпой, с детьми, пожитками и едой, выносили стулья и располагались прямо на полу. Но, как только начинала звучать музыка, вскакивали и пускались в пляс.

«С гастролей всегда привозил маме дорогие подарки»

Григоре Григориу был нарасхват не только у отечественных режиссеров, но и у их иностранных коллег. Однажды ему даже поступило предложение из Болливуда. Но советские чиновники держали своих артистов «на коротком поводке», поэтому за границей Григориу удалось поработать только в Румынии и ГДР.

Но Григоре особенно не печалился, его жизнь и без того была насыщена до предела — съемки, поездки на различные фестивали, бесконечные встречи со зрителями. А еще толпы восторженных поклонниц, которые буквально по пятам ходили за своим кумиром.

Но для Григоре всегда существовала только одна женщина — его любимая Екатерина.

«Отец всегда был очень чутким человеком в эмоциональном плане. Приезжая с гастролей всегда привозил маме дорогие подарки, например, украшения из жемчуга, красивые наряды. А вот цветы он ей не дарил — ему жалко было потом смотреть, как они увядают, и выбрасывать их» — ,вспоминает старший сын артиста Октавиан.

«У Эмиля Лотяну Григоре был готов сниматься всегда и везде»

«Ночь над Чили», «Агент секретной службы», «Емельян Пугачев», «Овод», «На Гранатовых островах», «Серебряный возраст» — это лишь малая доля картин, в которых снимался Григоре Григориу после «Табора».

По воспоминаниям сына, нередко отцу поступало сразу два, а то и три предложения одновременно, и он был вынужден некоторым режиссерам отвечать отказом. И только у Эмиля Лотяну Григоре был готов сниматься всегда и везде, причем даже в самых небольших ролях.

К/ф «Мой ласковый и нежный зверь» / Мосфильм, «Интер Альянс фильм»

В 1978 году на экраны вышел очередной шедевр Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», в котором Григориу сыграл практически бессловесную роль Полихрония Калидиса.

Еще через пять лет — картина «Анна Павлова», в которой молдавскому актеру снова достался лишь эпизод.

К/ф «Анна Павлова» / Мосфильм, Sovinfilm (СССР), Poseidon Productions (Великобритания), Cоsmos Film (Франция), DEFA (ГДР), ICAIC (Куба)

«Он мечтал что-то поставить сам, но не получилось»

В 1989 году Григоре Григориу сыграл короля в картине-сказке румынского режиссера Иона Попеску-Гопо «Мария, Мирабела в Транзистории». Эта роль стала для артиста последней — больше в кино он не снимался.

«В последнее десятилетие прошлого века молдавский кинематограф переживал глубокий кризис, а с театром у отца пути давно разошлись. Он мечтал что-то поставить сам, например, «Маленькие трагедии» Пушкина. Не получилось», — говорит сын актера.

К/ф «Мария, Мирабела в Транзистории» / СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ, РОМАНИАФИЛЬМ, МОСФИЛЬМ

По словам Октавиана Григориу, его отец сильно переживал свою невостребованность и пришедшее вместе с ней безденежье. Некогда перебиравший роли артист теперь соглашался на любую работу: концерт — так концерт, конкурс — так конкурс.

«На наших глазах мама сгорела за какие-то три месяца»

А в 1996 году в семью пришла еще одна страшная беда — умерла Екатерина, главная и единственная женщина Григоре, с которой он прожил 30 лет.

«Мама еще с молодости болела гепатитом, но он не проявлял себя, потому что она всегда следила за здоровьем. Во время переливания крови врачи заразили ее гепатитом D. на наших глазах сгорела за какие-то три месяца», — рассказывает старший сын Григориу.

Потеряв жену, Григоре замкнулся в себе, подолгу ни с кем не разговаривал. Вывести из депрессии его могла бы работа над новой ролью. Но, увы, никто ему этой роли не предлагал.

Прошло несколько лет, прежде чем боль от утраты стала понемногу стихать. Как раз в это время в 2001 году Григориу получил приглашение на фестиваль «Киношок», где снова встретился со своими давними коллегами по фильмам.

По воспоминаниям сына, вернулся отец воодушевленным и все ждал, что его вот-вот снова позовут на съемки. Но так и не дождался.

Мне было очень страшно видеть убийцу отца

В апреле 2003 года Григоре пережил новую потерю — скончался его «крестный отец» в кино Эмиль Лотяну. Как выяснилось, режиссер уже давно страдал от онкологического заболевания, но упорно отказывался лечиться, надеясь, что его крепкий организм справится сам.

Похоронив еще одного близкого человека, Григоре окончательно упал духом. Единственное, что хоть немного отвлекало его от грустных мыслей — это охота.

20 декабря 2003 года Григоре вместе с другом на рассвете выехали за город охотиться на диких гусей.

«Они остановили свою «Волгу» на обочине шоссе и сидя в ней ждали, когда подъедут еще одни их друзья. Туман еще не рассеялся, когда со встречной полосы на полном ходу вылетела «Мазда» и врезалась в их автомобиль», — рассказывает Октавиан.

Григоре, его друг и пассажиры «Мазды» погибли на месте. Водитель выжил, но остался на всю жизнь инвалидом.

«Спустя год был суд. Я один раз пришел туда. Мне было очень страшно видеть убийцу отца. Не стал требовать ни сурового наказания для него, ни денежной компенсации. Просто ушел с процесса и больше туда не ходил. Я даже не знаю, сколько лет дали виновнику аварии», — вспоминает Григориу-младший.

Через несколько дней после гибели Григоре Григориу на место аварии съехалось несколько сотен цыган. Отдавая дань памяти артисту, они устроили по своим обычаям трехдневный пир и панихиду. Несмотря на то, что после выхода «Табора» прошло уже 27 лет, Григоре для них навсегда остался другом и братом — настоящим цыганом.

Комментарии

5

Песня Зобара

В один из вечеров Зобар исполнил новую песню, от которой все были в восторге, начали его хвалить. А вот Радда осталась в своем репертуаре — она высмеяла Зобара. Отец уже намеревался проучить ее кнутом, но сам Лойко ему это не позволил. Вместо этого попросил у Данилы отдать ее ему в жены.

Тот хоть и удивился этой просьбе, но согласился, сказав, бери, коль сумеешь. После этого Зобар подошел к девушке и признался, что она покорила его сердце и теперь он берет ее в жены. Единственное условие их семейной жизни, она никогда и ни при каких обстоятельствах не должна перечить его воле. Зобар заявил, что он свободный человек и всегда будет жить так, как того захочет. Сначала Радда сделала вид, что смирилась, но затем незаметно обвила ноги Лойко кнутом и резко дернула. Зобар упал будто подкошенный. Она же только ехидно улыбнулась, отошла в сторону и легла на траву.

В тот же день расстроенный Зобар убежал в степь. Макар отправился за ним, боясь, что в таком состоянии он может наделать глупостей. Он наблюдал за Лойко издали, не выдавая себя. Но тот вообще ничего не делал, а только на протяжении трех часов сидел неподвижно. Спустя это время вдалеке появилась и Радда. Она подошла к Зобару. Обиженный Лойко сразу же попытался ударить ее ножом, она же в ответ приставила к его голове пистолет и объявила, что пришла сюда не ссориться, а мириться, потому что тоже любит его. Но при этом призналась, что еще больше, чем Зобара, она любит волю.

Девушка пообещала Лойко ночь любви и жаркие ласки, но только при одном условии. Если он прилюдно, перед всем табором преклонит перед ней колено и поцелует правую руку, признавая ее старшинство в семье. Раздосадованный Зобар крикнул в бессилии на всю степь, но его любовь к девушке была так велика, что он согласился и на это условие, которое должно было поставить крест на его свободолюбии и уважении в обществе.

Возвращение в табор

Когда Зобар вернулся в табор, он подошел к старейшинам и признался, что внимательно заглянул в собственное сердце, но не увидел там ни прежней вольной и свободной жизни, вообще ничего. В нем была одна только Радда. Поэтому он принимает ее условие и в ближайшее время поклониться ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку. В завершении он только отметил, что проверит, действительно ли у девушки такое крепкое сердце, которым она так любит перед всеми хвастаться.

Ни старейшины, ни остальные цыгане не успели понять, что значат эти последние слова Зобара. Он же схватил нож и воткнул прямо в сердце красавицы, по самую рукоятку. Радда тут же вырвала нож из груди, заткнула кровоточащую рану своими длинными и прекрасными волосами, сказав, что ожидала именно такую смерть.

Нож подобрал ее отец Данило и ударил Лойко прямо в спину, напротив его сердца. Радда осталась на земле, зажимая свою рану рукой, из-под которой быстро сочилась кровь, а у ее ног раскинулось тело умирающего Зобара. На этом завершилась историю, которую рассказал писателю Макар Чудра.

Рассказ завершается признанием писателя, что ему после услышанного не спалось всю ночь. Он не мог сомкнуть глаз и без отрыва смотрел на раскинувшееся перед ним море. Вскоре ему начало казаться, что он видит царственную Радду, которая идет по волнам, а за ней, раскинув руки, прямо по пятам плывет Лойко Зобар. Они будто бы кружились во тьме ночной, безмолвно, не спеша и плавно. Но как бы Лойко не старался, он никак не мог поравняться с Раддой, все время оставаясь у нее за спиной.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

Анализ рассказа

Прежде всего, нужно отметить, что рассказ «Макар Чудра», анализ которого приведен в этой статье, первое печатное произведение, опубликованное Алексеем Пешковым. Его он подписал псевдонимом, под которым со временем и стал известен на весь мир. Теперь все знают, что автор рассказа «Макар Чудра» — Горький.

Перед тем как издать свое первое произведение Пешков на протяжении нескольких лет скитался по стране. Он стремился лучше узнать Россию, познакомиться и пообщаться как можно с большим количеством людей. Он ставил перед собой амбициозную задачу, понять тайну огромной страны, в которой так много бедных и обездоленных людей. Он мечтал понять, по какой причине страдает русский народ.

К концу этого путешествия в его активе были десятки увлекательных историй, которыми он охотно делился с многочисленными попутчиками и людьми, которые встречались на его пути. При этом во время самого путешествия в котомке будущего писателя не всегда находился даже ломоть хлеба, не говоря уже о чем-то более существенном. Зато всегда там находилась толстенная тетрадь, в которой он вел записи и наблюдения обо всем увиденном и услышанном. Он записывал свои встречи с интересными людьми, события, которые происходили, истории, которые они ему рассказывали. Позже именно из этих записок и родились многочисленные рассказы и стихи писателя, многие из которых ему удалось опубликовать. Так появился и «Макар Чудра» Горького.

Смысл рассказа

Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Романтизм писателя

Стоит отметить, что ключевое направление в рассказе «Макар Чудра» — романтизм. Это характерно для всех ранних произведений Алексея Пешкова. В центре повествования мы видим типичного романтического героя — Лойко Зобар. Для него, как и для рассказчика Макара, самое главное в этой жизни — это свобода. Личная свобода, которую он никогда и ни на что не готов променять.

В своем произведении Горький описывает типичное представление о жизни и окружающем мире большинства цыган, которые встречались на его пути. Они искренне считали, что крестьяне — рабы, которые появляются на свет только для того, чтобы ковыряться в земле, а в конце жизни умереть, не успев даже самим себе выкопать могилу.

Их максималистское стремление к свободе воплощается и в героях этой легенды, которая приводится на страницах рассказа «Макар Чудра». Анализ этого произведения помогает лучше понять этот народ, для которого свобода в определенный момент стала ценнее даже самой жизни.

Презентация «Иди своим путем». Романтизм М. Горького в рассказе «Макар Чудра»1

Тема урока: «Иди своим путем

».
Романтизм М. Горького в рассказе «Макар Чудра»
Цели урока:

1.Предметные:

  • формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;
  • развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;

2.Метапредметные:

?развивать умение учащихся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

?воспитывать самостоятельность мышления;

?формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение;

3.Личностные:

?развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах , социальной справедливости и свободе.

Тип урока

: урок художественного восприятия.

Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол! М. Горький

Ход урока

Учитель: Вы на пороге взрослой жизни. А на взрослого человека жизнь в обществе накладывает определённые обязанности. Дети — всегда носители определённых ценностей. Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знаете ли вы о том, что каждый поступок , каждое желание отражается на людях? Проверяете ли вы свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могу ли бескорыстно делать добро? И сегодня очень современен неоромантизм, проповедовавший возвращение в литературу реального героя, который сам делает выбор жизненного пути в пользу героического подвига. Только от самого человека зависит , как он проживёт свою жизнь -скучно, обыденно, неинтересно или ярко, возвышенно, красиво. И очень точно об этом сказал М.Горький (эпиграф).

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

1. Какова наша сегодняшняя деятельность?

2. Каковы ваши ожидания от нашего разговора? (Использование приёма АМО)

II. Интеллектуальная разминка:

Дать толкование терминам:

1.Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

2. Романтическая традиция — исторически сложившиеся , передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; Назвать представителей.

3. Основные черты романтизма:

— провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;

  • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
  • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание разлада с действительностью;
  • отказ от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

4.Концепция романтизма;

III
.
Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Учитель: Постарайтесь нарисовать портрет романтического героя, только сделайте это без кисти и красок, а при помощи слов. Будут ли похожи на него Мцыри, Макар Чудра и Лойко Зобар?

Вывод: Портреты могут быть разными, но вот сходство между героями действительно поразительное. Каждый из них превыше всего на свете ценит свободу; к деньгам они относятся так же, как Радда, как к последней ниточке , которая заставляет их хотя бы на время соприкасаться с человеческим обществом.

IV.Усвоение новых знаний.

Задача: применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу.

Работа в парах:

-Выявить признаки неоромантизма.

Учитель:

определить особенности портрета Радды и Лойко. Каковы они?

-Каковы жизненные ценности героев легенды?

Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…»

Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя — автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы,
«кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.

Вывод:

Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.

Учитель:

-Какой конфликт лежит в основе легенды?

-Как он разрешается?

Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих:

романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

Согласен ли с ними герой-повествователь?

-Как выражена его позиция?

Учитель:

Как создает Горький романтический характер? Роль пейзажа ?

Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Учитель:

Особенностью композиции этого рассказа

, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привл екают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.

Групповая работа: Я приглашаю к размышлению…

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемы.

Проверка

Рефлексия:
Вы определяете наше общество. Те, исторические события, которые наполняют наши дни. Преодолеть сомнения можно лишь выстроивсвой путь к истине. Каков он у вас, после соприкосновения с судьбой героев М.Горького?
Задание. Проблемный вопрос

. Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

Ответ

. Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

Домашняя работа:

*Как называет сам Чудра своё повествование?

** Что нового появляется в характере романтического героя в произведении М. Горького?

*** Используя символы, изобразите свой путь к истине.

5

Герои рассказа

Главный женский персонаж рассказа «Макар Чудра» — Радда. Это молодая, обворожительная и красивая цыганка. Без ума от нее и Лойко Зобар, известный скрипач и конокрад. Молодые люди любят друг друга, но не могут себе позволить быть вместе. Потому что в этом случае они лишатся самого главного, что у них есть. Их личной свободы. В отношениях все равно приходится выбирать, кто из партнеров будет ведущим, а кто останется ведомым. В этом рассказе любовь и свобода — главные темы. Макар Чудра и сам придерживается такой же жизненной позиции, поэтому, как и большинство остальных жителей табора, хорошо понимает молодых людей.

Личная свобода значит для них так много, что даже на свою чистую любовь они смотрят, как на цепь, которая все равно будет сковывать их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит условия, старается главенствовать.

В результате все это приводит к роковому конфликту, который заканчивается трагической смертью обоих героев. Свои отношения они выясняют перед всем табором. Лойко поначалу подчиняется девушке, преклоняет перед ней колено, признавая ее главенство, а это у цыган считается, пожалуй, самым страшным унижением. Но как только он признает ее независимость, тут же хватает кинжал и убивает свою любимую. Сам Зобар, спустя минуту, умирает от руки отца девушки, для которого эта потеря становится тяжелым и непоправимым ударом. Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра» становятся тем, что отличает героев от большинства окружающих, выделяет их из толпы, но в тоже время губит раньше времени.

Кто такой Макар Чудра

Рассказчиком в произведении выступает старый цыган Макар Чудра. Автор беседует с ним во время выпаса табуна, принадлежащего табору. С первых строк Горький создает романтический образ главного героя.

Автор объясняет читателю, кто такой старый цыган Макар Чудра, прибегая к известному приему описания природы с целью полного раскрытия характера персонажа.

Беседа происходит на фоне бушующей непогоды. Холодные порывы ветра бьют в распахнутую грудь цыгана, но не доставляют ему дискомфорта. Все в его облике сильно и красиво. Невольно проникаешься восхищением к романтическому и свободолюбивому духу цыгана.

Важно! Чудра проповедует философию свободы, активной жизни. Это то, что все цыгане впитывают с молоком матери. По его мнению, нет в жизни ничего важнее любви к жизни, свободе.

Крестьянский труд представляется ему чем-то бесполезным и рабским, это лишь «ковыряние земли» итогом которого становится смерть. Основной принцип жизни Макары Чудры прост и незамысловат, о чем он и говорит в ночной беседе, это необходимость «жить так, чтоб все время идти и идти». Лишь постоянно путешествуя, можно постичь всю красоту и многообразие мира. Только так можно познать безграничную свободу.

Особенности композиции

Главной особенностью композиции этого произведения является то, что автор вкладывает историю в уста главного героя, который и ведет повествование. Перед нами разворачиваются события романтической легенды, которая помогает лучше понять внутренний мир героев и их систему ценностей.

В рассказе «Макар Чудра» проблемы поднимаются, актуальные и в то время, и сейчас. Что важнее для человека — любовь или личная свобода? Для большинства персонажей этого произведения свобода оказывается важнее даже собственной жизни.

Рассказчик Макар убежден, что любовь и гордость — два прекрасных чувства. Но когда они достигают своего наивысшего выражения, они уже не способны примирится друг с другом. В его представлении человек должен обязательно сохранять свою личную свободу, пусть даже и ценою своей жизни.

Еще одна композиционная особенность — повествователь, который практически незаметен. Мы только знаем, что ему рассказывает свою историю Макар Чудра. Смысл, которые вкладывает автор в эту особенность композиции в том, что тот не согласен со своим героем. При этом прямо он не возражает цыгану. Но в конце рассказа, когда любуется морем, проявляет собственное мнение по этому поводу. Его восхищают гордость и независимость героев, но в тоже время он не может смириться с тем, что эти черты означают для них одиночество и невозможность быть счастливыми. Писатель, а вслед за ним и сам автор, считают, что они рабы свободы.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.

Художественные приемы

Чтобы лучше донести свои идеи до читателей, автор пользуется большим арсеналом художественных приемов. Например, морской пейзаж обрамляет всю сюжетную линию рассказа. Образ моря напрямую связан с душевным состоянием героев. В начале рассказа оно спокойное и умиротворенное, но со временем все меняется, а когда начинает накрапывать дождь, море уже по-настоящему рокочет. Глухо и сердито.

Яркой чертой этого произведения является и его музыкальность. На протяжении всего рассказа Зобар играет на скрипке, покоряя всех окружающих.

🗹

Встречаются только в пределах полного разврата, проверенные проститутки Липецк, фото свои, не типаж - wowlipeck.ru. Если говорить конкретно, то с проститутками можно заняться не только классическим сексом, но и всем, чем пожелаете. Милые проверенные проститутки Липецк, пылкие и страстные, они такие грациозные и чуткие, что мужчины тают под их чарами. Это будет волшебно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: