Максим горький мать главные герои. Характеристика и образ Павел Власов роман Мать (Горький Максим)

Власов Павел Михайлович — сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый решительный поступок П. — сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик.

Характерно, что, пережив «перерождение», П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери «со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину»: «Теперь все для меня по-другому встали — жалко всех, что ли?» В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: «Для всех нас впереди — тюрьма». Аскетизм и суровость П. кажутся матери «монашескими»: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи «для дела», причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ни-ловной Находка называет П. «железным человеком». Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что «силу» дает сердце, а не «голова», и полагает, что нужно «веру новую придумать… надо сотворить бога- другим людям»; П. же утверждает, что только разум освободит человека. Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики («история с «болотной копейкой») П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной «слабосильности». Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: «Есть любовь, которая мешает человеку жить». Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной «героизм» перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя, и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

История создания романа

Роман «Мать» принято считать первым романом в духе социального реализма. Позже это направление будет господствовать на протяжении 70 лет в русской литературе. Роман «Мать» был написан после первой русской революции, в 1906 году. Впервые роман был опубликован в США, затем подвергнувшись большой цензуре он вышел в 1907 году в России, и лишь после революции 1917 года роман был опубликован в первозданном виде.

Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Над романом Горький начал работать еще в США, затем он переезжает в Италию, где заканчивает работу над первой редакцией романа. Работа над этим произведением началась в 1901 -1902 годах, когда Горький только начал сближаться с коммунистами.

Главные герои произведения

Основные герои романа:

  • Власова Пелагея Ниловна — главная героиня романа, этот образ в романе символизирует Россию. Изменения в характере Пелагеи Ниловны отражают изменения народного сознания.
  • Власов Павел Михайлович (Павел) — сын главной героини, работал на фабрике в слободке, увлекся революционными идеями, вскоре стал профессиональным революционером.
  • Андрей Онисимович Находка (Андрей — «хохол») — революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Его образ — это образ гуманного революционного начала.

Сюжет произведения

Сюжет романа описывает события России в начале XX века. Действия произведения происходят в рабочей слободе. В этой слободе живут рабочие со своими семьями, их жизнь неразрывно связана с работой фабрики. Все свое время рабочие проводят на фабрике, в свободное время их разговоры тоже сосредоточены на фабрике, все много выпивают, дерутся друг с другом. Главный герой романа — молодой рабочий Павел Власов не желает мириться с такой действительностью, он начинает жить иной жизнью. Он часто ездит в город и оттуда привозит запрещенные книги, он желает знать правду, поэтому читает их, прекрасно зная, что если их найдут, то его арестуют.

Вскоре в доме Власовых начинают собираться различные люди, вместе они читают те самые запрещенные книги, рассуждают о тяжёлой доле рабочих по всему миру, поют песни.

Через некоторое время на фабрике появляются листовки. В них рассказывается о стачках рабочих в Петербурге, содержится призыв к рабочим отстаивать свои права. Пелагея Ниловна понимает, что это дело рук ее сына, она одновременно и гордится за него и боится.

В доме Власовых проходит обыск, который ничего не дал жандармам, но одного из помошников Павла – Андрея они арестовывают.

Через некоторое время на фабрике дирекция объявляет о том, что с каждого заработанного рабочими рубля будет вычитываться копейка на осушение болота вокруг фабрики. Рабочие крайне недовольны подобной инициативой. Павел встает во главе протестующих против нового налога, на фабрике происходит стихийный митинг. Но директор приказывает рабочим снова приступить к своей работе, и они расходятся. Павел остался без поддержки, он был очень огорчен, что народ не поверил ему и не последовал за ним. После этого инцидента Павла так же арестовывают.

Кроме Павла арестовали ещё 48 человек. Павел просит мать распространять листовки на фабрике. Она соглашается, устраивается на работу помощницей по раздаче питания для рабочих.

Через некоторое время Павла и Андрея отпускают, они начинают готовится к демонстрации Первого мая. Павел хочет нести знамя впереди всей колоны, он прекрасно знает, что за это его арестуют. Так и случилось: навстречу демонстрантам выдвинулись солдаты. Павел, Андрей и другие члены партии были арестованы.

После их ареста Пелагея Ниловна отправляется в город к одному и тех, кто присутствовал на собраниях в доме Власовых, к Николаю Ивановичу. Она понимает, что ее сын и другие рабочие борются за правду и за справедливость. Так начинается ее активная подпольная работа. Она распространяет листовки, запрещённые книги, прокламации.

Через некоторое время состоялся суд над демонстрантами. Всех подсудимых отправляют на поселение. Пламенную речь Павла было решено напечатать. Пелагея Ниловна вызвалась отвести листовки в другой город. Вскоре на вокзале она понимает, что за ней ведется слежка. Ее начинают обвинять в воровстве, она с возмущением объясняет, что везет листовки с речью своего сына – одного из политических осужденных. Не желая, чтобы листовки пропали, она начинает раздавать их встречным людям, однако жандармы хватают ее.

Мать характеристика образа Павла (Власов Павел Михайлович)

Павел (Власов Павел Михайлович) — сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горьковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый решительный поступок П. — сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив «перерождение», П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери «со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину»: «теперь все для меня по-другому встали — жалко всех, что ли?» В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: «Для всех нас впереди — тюрьма». Аскетизм и суровость П. кажутся матери «монашескими»: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи «для дела», причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ниловной Находка называет П. «железным человеком». Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что «силу» дает сердце, а не «голова», и полагает, что нужно «веру новую придумать… надо сотворить бога — другим людям»; П. же утверждает, что «только разум освободит человека». Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики («история с «болотной копейкой») П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной «слабосильности». Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: «Есть любовь, которая мешает человеку жить». Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной «героизм» перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

Основная тема и проблематика произведения

В романе «Мать» М. Горький раскрывает суть первой русской революции. Этот роман не похож ни на одно произведение ни предшественников, ни современников М. Горького. До него еще ни один писатель не изображал рабочий класс в подобном свете.

Главными своими читателями Горький видел рабочих людей, для них он старался донести свои идеи максимально просто, легко и свободно. Горький старался подробно описать этапы революционной деятельности Пелагеи Ниловны и Павла.

В этом романе Горький задействовал многие факты из жизни сормовской революционной организации. Прототипами главных героев стали сормовский рабочий большевик Петр Андреевич Заломов и его мать Анна Кирилловна Заломова.

Роман «Мать» представляет собой сложный процесс искоренения в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца. Ниловна является ярким примером такого перерождения.

Замечание 1

Центральная тема романа — эволюция социального и психологического облика пролетариата. Основная проблема, которую поднимает Горький в этом произведении заключается в духовном обновлении человека в революционной борьбе. Все события и детали романа указывают на положительное решение этой проблемы.

Некоторые критики и литературоведы видят в этом романе М. Горького религиозный подтекст. Г. Митин, обращаясь к историческим и литературным аналогиям, определил жанр романа как фантастический роман-Евангелие о Матери. Революционные проблемы в романе стоят в одном ряду с религиозными.

Характеристика литературного героя

Власов Павел Михайлович – сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый решительный поступок П. – сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив “перерождение”, П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери “со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину”: “Теперь все для меня по-другому встали – жалко всех, что ли?” В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: “Для всех нас впереди – тюрьма”. Аскетизм и суровость П. кажутся матери “монашескими”: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи “для дела”, причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ни-ловной Находка называет П. “железным человеком”. Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что “силу” дает сердце, а не “голова”, и полагает, что нужно “веру новую придумать… надо сотворить бога – другим людям”; П. же утверждает, что только разум освободит человека. Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики (“история с “болотной копейкой”) П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной “слабосильности”. Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: “Есть любовь, которая мешает человеку жить”. Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной “героизм” перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя, и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

«Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать»»

Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно — романтических А.М.Горький воспевает людей, «которые не умеют жалеть себя», которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с сормовским рабочим Петром Заломовым, прототипом героя романа «Мать» Павла Власова. Павел Власов – реальное воплощение героизма и подвига воспетых Горьким в революционно-романтических произведениях. П.Власов – первый образ рабочего революционера третьего этапа революционно – освободительного движения в России. Павел Власов имеет отличительные черты от революционеров предшествующего периода:

1) П. Власов – выходец из народа, из среды рабочего класса и неразрывно с ним связан;

2) П.Власов знает пути освобождения рабочего класса от угнетения, владеет теорией научного коммунизма;3) П.Власов – представитель партии, созданной В.И.Лениным.

Образ Власова в романе дан в развитии. В начале он пошёл по обычному пути молодёжи. Позднее он сближается с революционной интеллигенцией, в отличие от родителей, которые сторонились их. Он читает запрещённую литературу, активно участвует в собраниях.

В.И.Ленин говорит о рабочих: «Среди рабочих выделяются настоящие герои, которые несмотря на безобразную обстановку, находят в себе столько характера, силы и воли, чтобы учиться и вырабатывать из себя социал-демократов, рабочую интеллигенцию.» Кружок Павла Власова переходит к практической деятельности. Первое открытое выступление Павла – «история с болотной копейкой», которая закалила народ.

Сцена столкновения Павла с полицией полна глубокого смысла, показывает его убеждённость, бесстрашие, талант организатора. Речь Павла на суде говорит о его высокой культуре, преданности, политической убеждённости. В конце речи он говорит: «Победили мы — рабочие».

На суде Павел выглядит не как обвиняемый, а как обвинитель. Идейно – политическая роль Павла Власова заключается в том, что Горький раскрывает организующую и руководящую роль партии в революционной борьбе. Под влиянием Павла освобождается от ошибок Рыбин, становится на путь революционной борьбы Ниловна. Над обречённым капиталистическим миром звучат слова П.Власова: «Победили мы – рабочие!». Речь Павла на суде – это речь оратора, освобождённая от патетики; она полна лозунгами политического характера. Сравнивая речь Власова на суде, в которой он излагает программу социал-демократической партии, говорит о неизбежности победы социалистической революции, с выступлением оп поводу «болотной копейки», можно заметить, что эта речь – речь малограмотного парня, которого не поддержал народ. Она является первым этапом в развитии революционной борьбы.Второй этап наступает во время первомайской демонстрации. Здесь речь Павла более выразительна и ярка, чем в истории с «болотной копейкой». Его поддерживает основная часть рабочих.

Сочинение по литературе на тему: Павел Власов (Мать Горький)

Другие сочинения:

  1. С юношеских лет Горький мечтал о настоящем человеке. Он искал, но нашел лишь красивую романтическую сказку о гордом и смелом Данко. Живое воплощение своей мечты Горький увидел только после знакомства с революционерами – профессионалами. Эти люди поразили его своей духовной Read More ……
  2. Мать Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из Read More ……
  3. Раскрывая историко-литературное значение романа “Мать”, его действенное влияние на революционное воспитание масс, поможем учащимся увидеть непреходящую идейно-эстетическую ценность книги, созданной на заре возникновения новой литературы, созвучность ее нашей современности. Постановка в ходе анализа таких вопросов, как выбор жизненного пути, важность Read More ……
  4. В 1909 году М. Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в Read More ……
  5. Пелагея Ниловна Власова Характеристика литературного героя Ниловна, Власова Пелагея Ниловна – главная героиня повести, образ которой символизирует Россию (ср. “мать-Родина”), а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения – общечеловеческое, “народное” восприятие событий. Динамика характера Read More ……
  6. Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих Read More ……
  7. Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом… Да мало ли достоинств у человека! Но главное его до-. стоинство, на мой взгляд, – это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге. Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, Read More ……
  8. “Достойный человек – это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства”. Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись. Read More ……

Павел Власов (Мать Горький)
Изучая краткое содержание по главам романа Горького «Мать», можно понять, почему это произведение впервые было издано в США. На автор опубликовал его лишь в 1907–1908 гг., оно имело большие изменения, касающиеся цензуры. Оригинал без изменений

русские читатели смогли увидеть уже после .

Павел Власов

Власов Павел Михайлович — сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый решительный поступок П. — сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив «перерождение», П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери «со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину»: «Теперь все для меня по-другому встали — жалко всех, что ли?» В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: «Для всех нас впереди — тюрьма». Аскетизм и суровость П. кажутся матери «монашескими»: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи «для дела», причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ни-ловной Находка называет П. «железным человеком». Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что «силу» дает сердце, а не «голова», и полагает, что нужно «веру новую придумать… надо сотворить бога— другим людям»; П. же утверждает, что только разум освободит человека. Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики («история с «болотной копейкой») П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной «слабосильности». Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: «Есть любовь, которая мешает человеку жить». Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной «героизм» перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя, и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

История создания

Хотя работа над произведением происходила в середине 1906 года, первые наброски были сделаны еще в 1903. К середине октября из Америки Горький переезжает поближе к Росси

и – в Италию, где заканчивает первую редакцию. История создания романа связана с тесным знакомством автора и рабочих-сормовцев. В качестве материала для создания романа «Мать» послужили действия, происходящие на Сормовском заводе, в Нижнем Новгороде.

Он стал свидетелем подготовки к майской демонстрации и суда над ее участниками. Близкое общение с трудовым коллективом предприятия в 1901–1902 гг. позволило Горькому собрать материал, послуживший основанием для создания романа

, где главный герой Павел Власов и его друг Андрей Находка переживают аналогичные события.

Важно!

Внимание автора уделяется силе протестующего угнетенного класса, называемого пролетариатом. Он отображает его борьбу и в других ранних произведениях. Например, пьеса «Мещане», раскрывающая образ рабочего революционера или «Враги», отображающей события первой русской революции.

Прототипы Павла и Ниловны в романе Мать

Подъем революционного движения в начале 900-х годов, героические события 1905 года дали Горькому чрезвычайно богатый материал для создания революционного романа.

Революционное движение среди сормовских рабочих, организация и проведение первомайской демонстрации в 1902 году, столкновение с полицией, аресты, суд над рабочими — все эти события послужили сюжетной основой романа «Мать».

Сормовские события почти непосредственно наблюдал М. Горький, живший в те годы в Нижнем Новгороде. Вскоре после сормовской демонстрации Горький решил приступить к созданию романа о рабочих-революционерах, положив в его основу документальный ма-териал рабочего революционного движения в Сормове и Нижнем Новгороде конца 90-х и начала 900-х годов.

«Мысль написать книгу о рабочих явилась у меня еще в Нижнем, после сормовской демонстрации, — сообщал много позднее Горький. — В то же время начал собирать материал и делать разные заметки».

Таким образом, замысел романа «Мать», по воспоминаниям самого Горького, относится к 1902 году.

Горький был тесно связан с Нижегородским комитетом РСДРП. По воспоминаниям современников, он принимал живое участие в жизни и работе организации: устраивал нужных партии людей (квартиры, явки, адреса), налаживал материальную помощь.

В Сормове развернулась массовая агитация среди рабочих, успешно распространялись прокламации.

В конце лета 1901 года был избран Нижегородский комитет РСДРП; в него вошел и Петр Заломов, один из талантливых рабочих-организаторов и пропагандистов в Сормове, которого хорошо знал Горький.

Заломов и его мать явились прототипами главных действующих лиц романа — Павла и Ниловны.

Интересные воспоминания Петра Андреевича Заломова содержат ряд фактов из жизни сормовских рабочих, которые имеют непосредственную связь с событиями, изображенными в романе Горького.

В связи с этим необходимо определить принципы типизации Горького в романе «Мать». В статье «О том, как я учился писать» Горький писал, что «искусство создания характеров и «типов» требует воображения, догадки, «выдумки». Писатель создает типические образы «по законам абстракции и конкретизации», выделяя и обобщая в лице одного купца, дворянина, мужика, по словам Горького, наиболее характерные, естественные черты каждого купца, дворянина, мужика. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Художник создает «литературные типы». Так возникают нарицательные типы. «Всякого лгуна мы уже называем Хлестаков, подхалима —- Молчалин, лицемера — Тартюф, ревнивца — Отелло и т. д.», — писал Горький.

В романе «Мать» Горький изображает быт рабочих, фабрику, отношения между рабочими и хозяевами, беспросветную жизнь отца Павла Власова, тяжелый труд, нужду, побои, пьянство как типичные явления старого мира. Но всякий большой художник видит в жизни не только то, что часто встречается, стало типичным, распространенным явлением, но и то, что зарождается, что возникает как новое, необычное, но яркое характерное выражение прогрессивного и общественного развития. На основе новых явлений действительности художник создает образы, обобщающие новые черты эпохи, отражающие борьбу нового со старым. Образы рабочих-революционеров в романе «Мать» — Павла Власова, Андрея Находки, Весовщикова, Рыбина и др. — и образ матери Павла, Пелагеи Ниловны, являются типическими образами, как отражение нового этапа освободительного движения в России — пролетарского. Образ Ниловны является типическим не потому только, что в жизни было уже много матерей, подобно Ниловне идущих в революцию за своими сыновьями, но прежде всего потому, что в нем отражена характерная черта эпохи — рост революционного сознания среди рабочих.

Заломов в сормовской демонстрации встал во главе рабочих со знаменем, на котором было написано: «Долой самодержавие!»

Героическое поведение инициаторов политической демонстрации Первого мая в Сормове нашло свое отображение в романе «Мать».

Вскоре после ареста Заломова мать его, Анна Кирилловна, познакомилась с Горьким, который принял непосредственное участие в судьбе ее сына: оказывал ему помощь в тюрьме, выслал деньги для организации побега из Сибири.

Первая встреча Горького и Заломова произошла в Финляндии, на даче Горького в Куоккала, в 1905 году; свидеться раньше не позволяли условия конспирации.

Горький, вспоминает Заломов, «при первой встрече обнял меня и крепко поцеловал. Потом немного отошел, посмотрел и сказал: «Так вот вы какой…» Я сказал ему, что ничего лучшего, чем «Песня о Соколе», он никогда не напишет и что в бою я загорожу его своей грудью. На это он ответил: «Я тоже загорожу вас своей грудью в бою».

Во время этой встречи Горький, рассказывает Заломов, много расспрашивал «о моей жизни, об отце и матери, о революционной работе, о сормовской демонстрации. Я сообщал больше сухие факты, мало говорил о своих настроениях, ничего — о своих мечтах. Из ложного стыда я совершенно умолчал о побоях в участке и в башне нижегородской тюрьмы, о своих переживаниях. Мне и в голову не могла прийти мысль о том, что мои рассказы, моя жизнь послужат канвой для замечательного произведения, которое сыграло большую роль в революционизировании рабочих масс».

Создавая образ Павла Власова, Горький отнюдь не стремился списать его целиком с живого лица, изобразить все детали его жизни с непременной точностью. «Когда писатель работает книгу, — писал Горький в одном из писем, — он изображает в пей не портрет того или другого знакомого ему человека, а старается изобразить в одном человеке многих, похожих на этого одного человека». И Павел Власов отнюдь не был просто портретом П. А. Заломова, который, кстати, и сам писал, что «произведение Горького не является простым пересказом» его жизни и жизни его матери. «Горький взял две эти жизни лишь как канву для своего художественного произведения». Так, например, Горький изменил и речь, произнесенную Заломовым на суде, и в речи Павла Власова подчеркнул, что основой рабочего революционного движения является борьба за социализм. Краткое изложение своей речи П. А. Заломов передал из тюрьмы на волю, и она, наверно, была известна Горькому, но к 1906 году, когда был написан роман, прошло еще несколько политических процессов — в Ростове, в Баку, в Саратове, — развернулись исторические события первой русской революции 1905 года, свидетельствовавшие об огромной революционной энергии и возросшей политической сознательности рабочего класса. Естественно, что в речи Павла Власова Горький обобщил весь опыт революционной борьбы того времени, чтобы передать в своем романе правду истории, рассказать о воле рабочего класса идти до конца в своей политической борьбе — свергнуть самодержавие и буржуазию, бороться за победу социализма.

«Мы — социалисты», — гордо заявляет на суде Павел Власов.

Черты характера Анны Кирилловны, матери П. А. Заломова, и факты ее биографии были использованы Горьким при создании образа Ниловны; однако в этом образе Горький отразил не только черты Заломовой.

На вопрос, существовали ли люди, показанные в романе, сам Горький отвечал:

«Была ли Ниловна? В подготовке революции, в «подпольной работе» принимали участие и матери. Я знал одну старуху, мать рабочего-революционера, которая под видом странницы развозила революционную литературу по заводам и фабрикам.

Нередко матери во время тюремных свиданий с сыновьями передавали им записки «с воли» от товарищей. Мать одного из членов ЦК партии большевиков хранила печать комитета на голове у себя, в прическе.

Жандармы дважды делали обыск в квартире, а печать не нашли.

Такие матери были не так уж редки…»

Литературной предшественницей Ниловны является образ рабочей женщины в рассказе Серафимовича «Бомбы». Забитая, несчастная женщина, которая всю жизнь мучилась из-за куска хлеба, стирала чужое белье, под влиянием передовых рабочих начинает понимать, что значит «эксплуатация, прибавочная стоимость», и сама втягивается в революционную работу.

В особом конверте с надписью «Мать» Горький собирал сведения о женщинах — участницах революционной борьбы: письмо матери рабочего-эмигранта А. Бурова, письмо о старушке Кадомцевой, арестованной в Уфе в 1907 году вместе с сыном. На нее ссылался Горький в 1910 году, отвечая на несправедливый упрек в «исключительности» Ниловны: «Она [то-есть Ниловна] — не исключение. Вспомните мать Кадомцевых, судившуюся в Уфе за то, что она пронесла в тюрьму сыну бомбы, коими была взорвана стена во время побега».

Сама А. К. Заломова подтвердила слова Горького: «Повесть его «Мать»… читала не раз. Спрашивают меня: похоже ли написал писатель? Не знаю, таких матерей, как я, тогда было много… Повесть Горького—правильная повесть. Она рассказывает, как должны поступать матери, которые за дело своих детей стоят, за правду, за трудящийся народ».

0 дальнейшей судьбе матери и сына Заломовых рассказывает уже указанная нами книга «Семья Заломовых». П. А. Заломов был сослан на поселение в Сибирь, откуда бежал в 1905 году. Он был организатором боевых дружин во время декабрьского вооруженного восстания в Москве, а затем жил под надзором полиции в городе Судже Курской губернии до 1917 года. Во время Великой Октябрьской социалистической революции был членом Суджинского революционного совета рабочих и крестьянских депутатов, а затем принимал активное участие в партийной и советской работе в городе Судже. В 1949 году Указом Президиума Верховного Совета СССР П. А. Заломов, как «один из активнейших участников революционного движения в Сормове, герой романа М. Горького «Мать», был награжден орденом Ленина (вторично).

В 1938 году умерла в 89-летнем возрасте его мать, Анна Кирилловна. Выступая по радио перед ленинградскими рабочими в 1935 году, она рассказала о своей жизни и так закончила свою речь:

«Дорогие товарищи, вам, молодым и сильным, достанется и досталось уже то счастье, за которое боролись тысячи революционеров, гибли, в ссылках, мёрли в острогах, падали под пулями жандармов!

Берегите советскую власть и ее вождя, товарища Сталина! Крепко стойте за рабочее дело! И сегодня я с гордостью матери рабочего скажу: то красное знамя, которое пес мой сын Петр Заломов, с древка не сорвано — под знаменем этим мы шли от победы к победе и, я верю твердо, придем к полному торжеству коммунизма!»

Полезный материал по теме:

  1. Сочинение образ Пелагеи Ниловны в романе Мать
  2. Образ и характер Пелагеи Ниловны Власовой в романе Мать
  3. Образ и характер Павла Власова в романе Мать
  4. Сочинение образ Павла Власова в романе Мать
  5. Образ героев романа мать Павла Андрея

Семья главного героя

Образ Павла Власова в романе Горького «Мать» начинается с описания героя в 14-летнем возрасте. Отца главного героя звали Михаил, он был фабричным слесарем, которого недолюбливали коллеги. Грубый, сварливый характер, отражающийся на близких: жена и ребенок периодически избивались. Перед смертью, придя домой с работы, он решил проучить сына, потаскать за волосы. Павел схватил тяжелый молоток – отец побоялся трогать юношу. После инцидента

Михаил замкнулся, а когда умер от грыжи, никто не сожалел.

После этого Павел продолжает работать на фабрике. Внезапно он меняется, по праздникам начинает ходить гулять, приносит и читает запрещенную литературу. Матери объясняет свое поведение желанием знать правду,

за которую могут отправить на каторгу, посадить в тюрьму.

Каждую субботу в доме героя собираются революционеры. Они занимаются чтением книг, поют запрещенные песни, характеризуют государственный строй, обсуждают жизнь рабочих.

Мать понимает: «социалист» – страшное слово, однако симпатизирует товарищам сына. Ниловне всего 40 лет, но автор описывает ее пожилой женщиной, сломленной тяжелым беспросветным бытом, сложной судьбой.

Сочинение на тему образ павла власова

Люди, изображенные в романе «Мать», разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны — рабочие, революционная интеллигенция, пришедшая к рабочему классу и при-несшая ему революционную теорию марксизма, крестьянство, организуемое рабочим классом и объединяющееся с ним для борьбы; с другой стороны — представители господствующих, эксплуататорских классов: директор фабрики, лавочники, жандармский офицер, издевающийся над матерью, становой пристав, избивающий Рыбина, судьи, защищающие власть фабрикантов. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Павла Власова в романе Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Они все вместе противостоят революции, полны ненависти к ней, стремятся задушить ее в самом зародыше. В борьбе за освобождение крепнут и растут лучшие черты человеческого характера. Сжато и сильно рисует Горький этот рост рабочего человека вместе с ростом революционного движения. Каждый образ, связанный с рабочей средой, выполняет в романе свою особую роль, имеет свое особое значение. Отец Павла Власова принадлежит к наиболее отсталым представителям старшего поколения рабочих. Он сломлен жестокой капиталистической эксплуатацией, которая высосала из него все жизненные силы. Представительница этого поколения и Ниловна — мать Павла. Лишь связь с революционной молодежью, пример сына помогают ей найти подлинную цель жизни, присоединиться к делу борьбы за ее переустрой-ство. Любовно рисует Горький образы самоотверженных революционеров— Павла Власова и его товарищей по борьбе: рабочих Андрея Находку, Самойлова, Сизова, Николая Весовщикова и многих других. Рабочий революционный кружок, участниками которого были Павел Власов, Андрей Находка, Сизов и другие рабочие, ставил большие политические задачи. Горький его явно противопоставляет распространенным в конце 90-х годов социал-демократическим кружкам, на которых сказывалось буржуазное влияние «экономизма». Как и в революционном кружке сормовских рабочих, с которым был связан Горький, работа кружка Павла Власова имела боевой, большевистский характер. Агитация среди крестьянства, расширение револю-ционного влияния на широкие массы рабочих, укрепление связи с руководящими социал-демократическими подпольными организациями, листовки, выпускаемые не только с целью борьбы против злоупотреблений на фабрике, но и против всей системы капитализма и самодержавия, изучение революционного движения за рубежом — все это говорит о политических революционных задачах, которые ставил перед собой рабочий кружок, изображенный в романе «Мать». Павел Власов — представитель нового поколения рабочих. Простой рабочий паренек, мечты которого ограничены хорошей одеждой, воскресными развлечениями в кругу товарищей, — таков Павел в начале романа. Но знакомство с идеями социализма преображает его, открывает высокую цель — служение народу. Эта цель будит все силы его могучего духа. Первая неудавшаяся попытка в деле с «болотной копейкой» поднять рабочих против «хозяев» не разочаровывает Павла ни в правоте своего дела, ни в силах рабочих и в их способности к борьбе. Он приходит домой «сумрачный, усталый, странно обеспокоенный». Ему обидно не за рабочих, а за себя. «Не поверили мне, не пошли за моей правдой, — значит — не умел я сказать ее!..» — говорит он матери. А когда мать, желая утешить, тихонько сказала: «Ты — погоди! Сегодня не поняли — завтра поймут…», он с глубоким убеждением восклицает: «Должны понять!» Глубокая уверенность в правоте своего дела, целеустремленность всей жизни к борьбе за правое дело, убежденность в конечной победе — наиболее характерные черты Павла Власова. Когда солдаты, присланные для разгона и подавления первомайской демонстрации, возглавленной Павлом, двинулись на толпу, он с глубоким убеждением восклицает: «Товарищи!.. Солдаты такие же люди, как мы. Они не будут бить нас. За что бить? За то, что мы несем правду, нужную всем? Ведь эта правда и для них нужна. Пока они не понимают этого, но уже близко время, когда и они станут рядом с нами, когда они пойдут не под знаменем грабехсей и убийств, а под нашим знаменем свободы. И для того, чтобы она поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. Вперед, товарищи! Всегда — вперед!» Вся жизнь Павла — движение вперед трудным путем революционной борьбы. Он знает, чем грозит ему вступление на этот путь. Он готов отказаться от личного счастья, он предупреждает мать, что впереди его ждет тюрьма, быть может и смерть. Готовясь к демонстрации, Павел решает сам нести знамя. На предложение уступить другому это право он отвечает решительным «нет!» Во время демонстрации Андрей Находка выходит вперед, чтобы заслонить своим телом идущего со знаменем Павла от солдатских штыков, но Павел бросает ему: «Рядом! Не имеешь права! Впереди — знамя!» Павел Власов — человек огромной внутренней красоты и силы; мужество, воля, благородство, способность к подвигу — все эти лучшие человеческие качества у Павла и его товарищей подчинены самой высокой цели — служению родному народу. Они находят выс-шее счастье в самоотверженной революционной борьбе. Среди товарищей Павла Горький показывает различных по уровню развития и стойкости в борьбе рабочих. Андрею Находке не хватает воли и собранности Павла, он не до конца осознал всю суровость тех испытаний, которым должен подвергнуть себя всякий вступивший на путь революции. Николай Весовщиков — молодой рабочий, только что пришедший в ряды борцов за революцию. В нем еще нет партийной дисциплинированности, он способен на анархические, необдуманные поступки, которые могут вредить общему делу. Партийное руководство со стороны таких стойких и выдержанных революционеров, как Павел Власов, помогает ему стать настоящим бойцом революции. О времени, когда развертываются события романа, В. И. Ленин писал: «Мы переживаем крайне важный момент в истории русского рабочего движения… Последние годы характеризуются поразительно быстрым распространением социал-демократических идей среди нашей интеллигенции, а навстречу этому течению общественной мысли идет самостоятельно возникшее движение промышленного пролетариата, который начинает объединяться и бороться против своих угнетателей, начинает с жадностью стремиться к социализму». На живом примере деятельности Павла, его товарищей и идущих рука об руку с ними Саши; Наташи, Николая Ивановича и Софьи Горький осветил в своем романе эту важную сторону революционного движения и показал связь рабочих с революционной интеллигенцией, которая несла в рабочую массу учение Маркса. В романе отразились различные моменты революционной борьбы рабочего класса: подпольная работа (кружки самообразования, печатание и распространение прокламаций, нелегальных изданий, конспиративные собрания, революционная пропаганда в деревне, среди крестьян), использование экономических столкновений рабочих с предпринимателями для политической борьбы (выступление против сбора «болотной копейки»), призыв к стачке, организация демонстраций, использование царского суда как трибуны для революционной пропаганды. В романе отчетливо показана руководящая роль партии в рабочем движении. В Павле Власове и его товарищах, в Егоре Ивановиче и Софье мы видим большевиков — по их поведению, по тому, как разрешают они важнейшие вопросы руководства революционным движением рабочих и крестьян. В освещении этих вопросов в романе прежде всего сказалась большевистская позиция самого Горького. По-большевистски решен в романе очень важный вопрос об участии и роли крестьянства в назревшей революции. Ленин в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) писал: «Последовательным борцом за демократизм может быть только пролетариат. Победоносным борцом за демократизм он может оказаться лишь при том условии, если к его революционной борьбе присоединится Масса крестьянства». Горький в романе «Мать» раскрыл, что рабочее движение оказывает свое влияние и на крестьянство. В ряде образов крестьян — Рыбина, Игната, Ефима, Савелия, Татьяны, Степана и Петра Рябинина — изображена растущая в крестьянстве сила сопротивления угнетателям. Характерно отношение крестьян к избиению Рыбина становым приставом: «Толпа враждебно загудела, закачалась, надвигаясь на станового, он заметил это, отскочил и выхватил шашку из ножен. «Вы так? Бунтовать? A-а?.. Вот оно что?..» — кричит пристав. Вместо арестованного Рыбина агитационную литературу у Ниловны забирает Петр Рябинин. «Книжки нам требуются… Место всему найдем!.. Случай так сказать, удивительный!.. — говорит он. — В одном месте порвалось, в другом захлестнулось! Ничего! Л газета, мамаша, хорошая, и дело свое она делает — протирает глаза!» В своем романе Горький говорил о неудержимом росте в народе солидарности с рабочим классом. Безмолвное сочувствие видит Ниловна в глазах людей, окруживших ее плотным кольцом в момент ареста: «…глаза ее не угасали и видели много других глаз — они горели знакомым ей смелым, острым огнем — родным ее сердцу огнем». И призывно звучат слова матери, обращенные к собравшемуся народу: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!»

Развитие сюжета

Максим Горький в романе «Мать» раскрыл материнскую любовь Ниловны

: она сближается с друзьями сына, при этом отношения с Павлом становятся лучше. Среди гостей, посещающих дом, автор выделяет нескольких:

  • Наташа – молодая девушка из богатой семьи, оставившая родителей, приехавшая работать учительницей;
  • Николай Иванович – начитанный, умный мужчина, всегда может найти интересную тему и рассказать рабочим;
  • Сашенька – дочь помещика, ушедшая из семьи ради идеи;
  • Андрей Находка – молодой человек, выросший сиротой.

Пересказ краткого содержания романа Горького «Мать» раскрывает жизнь революционеров. Ниловна чувствует, что Павел и Сашенька любят друг друга

, однако, для блага революции, молодежь отказывается создавать семью, так как это может отвлечь от важного дела. Андрей Находка понимает, что такое материнская любовь: хозяйка дома относится к нему как к родному. Вскоре Власовы приглашают его жить с ними, и тот соглашается.

Раскрутка сюжета и очередное представление образа Павла Михайловича Власова в романе Горького «Мать» начинается эпизодом, называющимся «болотная копейка»

. Краткое содержание заключается в следующем: руководство фабрики облагает и без того небольшую зарплату рабочих дополнительным побором. Предназначаться он будет для обживания болотных земель, расположенных неподалеку от стен предприятия. Главный герой решает уделить этому внимание и пишет заметку в городскую газету. Отнести текст в редакцию вызывается мать изменника. Сам он в это время возглавляет митинг, проходящий на заводе. Однако директор с первого слова успокаивает толпу и отправляет всех по рабочим местам. Павел понимает, что люди не доверяют ему из-за юного возраста. Ночью жандармы уводят Павла в тюрьму.

Образ и характер Павла Власова в романе Мать — художественный анализ. Горький Алексей Максимович

Люди, изображенные в романе «Мать», разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны — рабочие, революционная интеллигенция, пришедшая к рабочему классу и при-несшая ему революционную теорию марксизма, крестьянство, организуемое рабочим классом и объединяющееся с ним для борьбы; с другой стороны — представители господствующих, эксплуататорских классов: директор фабрики, лавочники, жандармский офицер, издевающийся над матерью, становой пристав, избивающий Рыбина, судьи, защищающие власть фабрикантов. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Павла Власова в романе Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Они все вместе противостоят революции, полны ненависти к ней, стремятся задушить ее в самом зародыше.

В борьбе за освобождение крепнут и растут лучшие черты человеческого характера. Сжато и сильно рисует Горький этот рост рабочего человека вместе с ростом революционного движения.

Каждый образ, связанный с рабочей средой, выполняет в романе свою особую роль, имеет свое особое значение. Отец Павла Власова принадлежит к наиболее отсталым представителям старшего поколения рабочих. Он сломлен жестокой капиталистической эксплуатацией, которая высосала из него все жизненные силы. Представительница этого поколения и Ниловна — мать Павла. Лишь связь с революционной молодежью, пример сына помогают ей найти подлинную цель жизни, присоединиться к делу борьбы за ее переустрой-ство.

Любовно рисует Горький образы самоотверженных революционеров— Павла Власова и его товарищей по борьбе: рабочих Андрея Находку, Самойлова, Сизова, Николая Весовщикова и многих других.

Рабочий революционный кружок, участниками которого были Павел Власов, Андрей Находка, Сизов и другие рабочие, ставил большие политические задачи. Горький его явно противопоставляет распространенным в конце 90-х годов социал-демократическим кружкам, на которых сказывалось буржуазное влияние «экономизма». Как и в революционном кружке сормовских рабочих, с которым был связан Горький, работа кружка Павла Власова имела боевой, большевистский характер. Агитация среди крестьянства, расширение револю-ционного влияния на широкие массы рабочих, укрепление связи с руководящими социал-демократическими подпольными организациями, листовки, выпускаемые не только с целью борьбы против злоупотреблений на фабрике, но и против всей системы капитализма и самодержавия, изучение революционного движения за рубежом — все это говорит о политических революционных задачах, которые ставил перед собой рабочий кружок, изображенный в романе «Мать».

Павел Власов — представитель нового поколения рабочих. Простой рабочий паренек, мечты которого ограничены хорошей одеждой, воскресными развлечениями в кругу товарищей, — таков Павел в начале романа. Но знакомство с идеями социализма преображает его, открывает высокую цель — служение народу. Эта цель будит все силы его могучего духа.

Первая неудавшаяся попытка в деле с «болотной копейкой» поднять рабочих против «хозяев» не разочаровывает Павла ни в правоте своего дела, ни в силах рабочих и в их способности к борьбе. Он приходит домой «сумрачный, усталый, странно обеспокоенный». Ему обидно не за рабочих, а за себя. «Не поверили мне, не пошли за моей правдой, — значит — не умел я сказать ее!..» — говорит он матери. А когда мать, желая утешить, тихонько сказала: «Ты — погоди! Сегодня не поняли — завтра поймут…», он с глубоким убеждением восклицает: «Должны понять!»

Глубокая уверенность в правоте своего дела, целеустремленность всей жизни к борьбе за правое дело, убежденность в конечной победе — наиболее характерные черты Павла Власова.

Когда солдаты, присланные для разгона и подавления первомайской демонстрации, возглавленной Павлом, двинулись на толпу, он с глубоким убеждением восклицает: «Товарищи!.. Солдаты такие же люди, как мы. Они не будут бить нас. За что бить? За то, что мы несем правду, нужную всем? Ведь эта правда и для них нужна. Пока они не понимают этого, но уже близко время, когда и они станут рядом с нами, когда они пойдут не под знаменем грабехсей и убийств, а под нашим знаменем свободы. И для того, чтобы она поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. Вперед, товарищи! Всегда — вперед!»

Вся жизнь Павла — движение вперед трудным путем революционной борьбы. Он знает, чем грозит ему вступление на этот путь. Он готов отказаться от личного счастья, он предупреждает мать, что впереди его ждет тюрьма, быть может и смерть.

Готовясь к демонстрации, Павел решает сам нести знамя. На предложение уступить другому это право он отвечает решительным «нет!» Во время демонстрации Андрей Находка выходит вперед, чтобы заслонить своим телом идущего со знаменем Павла от солдатских штыков, но Павел бросает ему: «Рядом! Не имеешь права! Впереди — знамя!»

Павел Власов — человек огромной внутренней красоты и силы; мужество, воля, благородство, способность к подвигу — все эти лучшие человеческие качества у Павла и его товарищей подчинены самой высокой цели — служению родному народу. Они находят выс-шее счастье в самоотверженной революционной борьбе.

Среди товарищей Павла Горький показывает различных по уровню развития и стойкости в борьбе рабочих.

Андрею Находке не хватает воли и собранности Павла, он не до конца осознал всю суровость тех испытаний, которым должен подвергнуть себя всякий вступивший на путь революции. Николай Весовщиков — молодой рабочий, только что пришедший в ряды борцов за революцию. В нем еще нет партийной дисциплинированности, он способен на анархические, необдуманные поступки, которые могут вредить общему делу. Партийное руководство со стороны таких стойких и выдержанных революционеров, как Павел Власов, помогает ему стать настоящим бойцом революции.

О времени, когда развертываются события романа, В. И. Ленин писал: «Мы переживаем крайне важный момент в истории русского рабочего движения… Последние годы характеризуются поразительно быстрым распространением социал-демократических идей среди нашей интеллигенции, а навстречу этому течению общественной мысли идет самостоятельно возникшее движение промышленного пролетариата, который начинает объединяться и бороться против своих угнетателей, начинает с жадностью стремиться к социализму».

На живом примере деятельности Павла, его товарищей и идущих рука об руку с ними Саши; Наташи, Николая Ивановича и Софьи Горький осветил в своем романе эту важную сторону революционного движения и показал связь рабочих с революционной интеллигенцией, которая несла в рабочую массу учение Маркса.

В романе отразились различные моменты революционной борьбы рабочего класса: подпольная работа (кружки самообразования, печатание и распространение прокламаций, нелегальных изданий, конспиративные собрания, революционная пропаганда в деревне, среди крестьян), использование экономических столкновений рабочих с предпринимателями для политической борьбы (выступление против сбора «болотной копейки»), призыв к стачке, организация демонстраций, использование царского суда как трибуны для революционной пропаганды.

В романе отчетливо показана руководящая роль партии в рабочем движении. В Павле Власове и его товарищах, в Егоре Ивановиче и Софье мы видим большевиков — по их поведению, по тому, как разрешают они важнейшие вопросы руководства революционным движением рабочих и крестьян. В освещении этих вопросов в романе прежде всего сказалась большевистская позиция самого Горького.

По-большевистски решен в романе очень важный вопрос об участии и роли крестьянства в назревшей революции. Ленин в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) писал: «Последовательным борцом за демократизм может быть только пролетариат. Победоносным борцом за демократизм он может оказаться лишь при том условии, если к его революционной борьбе присоединится Масса крестьянства».

Горький в романе «Мать» раскрыл, что рабочее движение оказывает свое влияние и на крестьянство. В ряде образов крестьян — Рыбина, Игната, Ефима, Савелия, Татьяны, Степана и Петра Рябинина — изображена растущая в крестьянстве сила сопротивления угнетателям.

Характерно отношение крестьян к избиению Рыбина становым приставом: «Толпа враждебно загудела, закачалась, надвигаясь на станового, он заметил это, отскочил и выхватил шашку из ножен. «Вы так? Бунтовать? A-а?.. Вот оно что?..» — кричит пристав. Вместо арестованного Рыбина агитационную литературу у Ниловны забирает Петр Рябинин. «Книжки нам требуются… Место всему найдем!.. Случай так сказать, удивительный!.. — говорит он. — В одном месте порвалось, в другом захлестнулось! Ничего! Л газета, мамаша, хорошая, и дело свое она делает — протирает глаза!»

В своем романе Горький говорил о неудержимом росте в народе солидарности с рабочим классом. Безмолвное сочувствие видит Ниловна в глазах людей, окруживших ее плотным кольцом в момент ареста: «…глаза ее не угасали и видели много других глаз — они горели знакомым ей смелым, острым огнем — родным ее сердцу огнем». И призывно звучат слова матери, обращенные к собравшемуся народу: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!»

Мать изменника

О чем произведение Горького «Мать», становится ясно по первым главам. Главная проблематика заключается в раскрытии образа и духа рабочих, борющихся против действующей власти

и поборов. После прочтения романа имя, которым звали мать главного героя, вряд ли бы запомнилось, если бы не последующие события, в которых она оказывается на первом плане сюжета романа. Постепенно анализируя смысл книги по главам, мотивация поступков пожилой женщины становится ясна: это материнская любовь.

Сразу после ареста к Ниловне приходит товарищ сына и просит оказать помощь. Дело в том, что всего арестовано 50 человек, но доказать непричастность к митингу можно только продолжением распространения листовок

. Мать изменника сына соглашается носить бумаги на завод. Она начинает доставлять на фабрику обеды для рабочих, которые готовит знакомая женщина, пользуется она тем, что старуху не обыскивают. Через некоторое время главные герои, Андрей Находка и Павел Власов, освобождаются.

Внимание!

В романе Максима Горького «Мать» образ главных героев изображен так, что после выхода из тюрьмы они не пугаются, а продолжают заниматься подпольной деятельностью.

Снова арест

Рабочие готовятся к празднику Первое мая. Планируется пройти шествием по улицам города и произнести речь на заводской площади. Павел не может ни о чем думать, кроме того, что возглавит шествие, неся в руках красное знамя свободы.

Однако жандармы и солдаты перегораживают демонстрантам путь и разгоняют процессию. Многие оказываются за решеткой

, и Власов среди них.

Ниловна присутствовала при аресте сына, она все видела. Тот, кто написал «Мать», прекрасно понимал, что творится в материнском сердце. Дальнейшее развитие событий характеризуется спонтанными и необдуманными действиями пожилой женщины: она поднимает обрывок знамени, которое нес ее единственный сын, и уносит домой.

После описанных событий старуху забирает Николай Иванович (такие условия между ним, Андреем и Павлом были оговорены заранее). В сердце матери горит пламя желания лучшей жизни и одновременной обиды за судьбу сына, поэтому она ведет активную подпольную деятельность

:

  • разносит подпольные книги, журналы;
  • беседует с людьми, слушает рассказы;
  • убеждает их присоединиться.

Путешествуя по губернии, Ниловна видит, как бедно живет простой народ, не имеющий возможности пользоваться огромными богатствами родной земли. Возвращаясь обратно, мать спешит на свидание с Павлом. Друзья переживают за лучшего товарища, пытаются устроить побег, инициатором которого становится Сашенька. Герой отказывается от помощи, объясняя свои действия желанием выступить с речью перед судом.

На суде

Максим Горький написал о суде Павла как о печальной картине прошедшего времени: речи адвоката, судьи, прокурора воспринимаются как одна. Слова Павла Власова прозвучали громко и смело. Он не стал говорить слов оправдания, молодой человек пытался объяснить находящимся, кто они – люди нового времени

. Хотя их называют бунтовщиками – они социалисты. Лозунг состоит из простых, понятных слов:

  • Власть народу!
  • Средства производства – народу!
  • Труд – обязателен для всех граждан!

Судья негативно отнесся к заявлениям молодого революционера и выносит приговор: «Все задержанные высылаются на поселение в Сибирь». Мать скептично относится к приговору для сына, осознавая решение суда лишь спустя некоторое время. Ниловна не верит в возможность разлучения с единственным Павлом на долгие годы.

Однако во время перевозки напечатанной судебной речи Павла в соседний город пожилая женщина узнает во взгляде

молодого человека знакомые черты.

Он присутствовал в здании суда, рядом с тюрьмой. Парень шепчет сторожу, тот подходит к матери, называет ее воровкой. Последняя, в свою очередь, называет обвинение ложью, протягивая окружающим листовки с речью сына. Подоспевший жандарм хватает женщину за горло, в ответ слышится хрип и восклицания людей, видящих это зрелище.

Постепенно следуя по главам, женщина не осознает: из обычной матери, сын которой находится в заключении, она превратилась в мать изменника. Краткое содержание сюжета произведения не позволяет полностью окунуться в круговорот проблем, нахлынувших на простую русскую героиню. Проблематика романа Горького «Мать» затрагивает широкую популярность революционных идей среди рабочего класса

.

В качестве изображенного предмета автор показывает жизнь обычного человека, становящегося личностью, способного думать и размышлять. Произведение является социально-политической книгой, толкающей на выявление перспективной идеи зарождения упорной борьбы с угнетающим классом.

Краткое изложение романа Горького «Мать»

Разбор романа Максима Горького «Мать»

Швел, Власов Павел Михайлович – герой романа М. А. Горького «Мать»

Швел, Власов Павел Михайлович — характеристика персонажа

Швел, Власов Павел Михайлович — сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола.

Первый решительный поступок П. — сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив «перерождение», П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери «со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину»: «Теперь все для меня по-другому встали — жалко всех, что ли?» В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: «Для всех нас впереди — тюрьма». Аскетизм и суровость П. кажутся матери «монашескими»: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи «для дела», причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ни-ловной Находка называет П. «железным человеком». Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что «силу» дает сердце, а не «голова», и полагает, что нужно «веру новую придумать… надо сотворить бога— другим людям»; П. же утверждает, что только разум освободит человека. Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики («история с «болотной копейкой») П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной «слабосильности». Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: «Есть любовь, которая мешает человеку жить». Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной «героизм» перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя, и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: