По мотивам этой книги сняли новогодний фильм «Чародеи». Но в кино показали самые крохи, по сути, была взята идея НИИЧАВО и музей Бабы-Яги. Слышала, что книжку рекомендуют читать детям, что лично меня приводит в большое недоумение.
Зачем, только потому, что в первой части фигурируют сказочные персонажи типа говорящего кота и Бабы Яги? Книга исключительно для взрослых уже по той причине, что даже взрослые не всегда способны понять, что сказки и фантастика это самое настоящая реальность. И да, Стругацкие подняли магию на ее место, на уровень науки. За это им, как говорится, респект и уважение. Итак поехали.
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
«В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правит энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью.»
Краткие сведения
Прежде чем приступать к анализу произведения, необходимо узнать когда, почему и кем оно было создано. Так, повесть «Понедельник начинается в субботу» увидела мир в 1965 году. Братья Стругацкие создавали эту юмористическую фантастику с целью изобразить хотя бы в книге мечту человека полностью посвятить себя науке и раскрытию тайн. Авторы высмеивали дельцов и бюрократов, а также приспособленцев, которые настолько далеки от науки, как небо от земли.
Повесть разбита на три отдельных раздела. Главы «Понедельник начинается в субботу» можно рассматривать в качестве отдельных рассказов, которые связаны между собой общей темой. Первая часть – вводная. Знакомит читателя с новым для него миром и его правилами. Вторая часть наполнена сатирой, которая захватывает читателя. А в третьей авторы рассказывают об устройстве научного общества, о том, как важно нестандартно мыслить и иметь живое воображение.
Структура повести[править]
Композиционно повесть делится на четыре отдельных части:
- «Суета вокруг дивана» — здесь POV-персонаж, программист Александр Привалов, приезжает в северный городок Соловец, попадает в странную и нелепую ситуацию и знакомится с будущими коллегами и местом работы.
- «Суета сует» — Привалов, уже заведующий вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурным по зданию в новогоднюю ночь.
- «Всяческая суета» — Привалов и его друзья разгадывают одну мелкую, но любопытную загадку, связанную с директором института и его питомцем, попугайчиком Фотоном.
- «Приложения», написанные якобы не Стругацкими, а лично самим Приваловым, который критикует авторов (мол, ну и напутали же вы!) и даёт пояснения к некоторым терминам, встречающимся в тексте.
Глава 1: «Суета вокруг дивана»
Итак, приступаем к пересказу краткого содержания. «Понедельник начинается в субботу» повествует в первой части о том, как главный герой попал в НИИЧАВО, да так там и остался.
Программист из Ленинграда Саша Привалов едет в отпуск. Недалеко от города Соловца он подбирает по пути двух людей, что работают в местном институте. В благодарность за то, что он их подвез, Привалову предлагают заночевать в музее при исследовательском центре – ИЗНАКУРНОЖе (или, как говорят в народе, в избе на курьих ножках). Изначально программист воспринимает все, что происходит, как само собой разумеющееся, но все же уверен, что эти события должны руководствоваться определенной системой. Щука, что исполняет желания, жирный говорящий кот, волшебное зеркало – все это становится объектом исследования Александра, который хочет отыскать всему, что видит, разумное объяснение.
Ночные и дневные приключения Александра
Вот только ночь в гостиничном номере была чудной какой-то. Александр провел ее то ли во сне, то ли в бреду, то ли наяву. Видел немало интересного и чудесного в прямом смысле этого слова. И кота видел, что сказки говорит, и с щукой пообщался, что желания исполняет.
«Я размышлял. Тощие брошюрки общества «Знание» приучили меня к мысли, что разговаривать животные не способны. Сказки с детства убеждали в обратном. Согласен я был, конечно, с брошюрками, потому что никогда в жизни не видел говорящих животных. Даже попугаев. Я знавал одного попугая, который мог рычать, как тигр, но по-человечески он не умел. И вот теперь — щука, кот Василий и даже зеркало.»
Половину следующего дня Александр гулял по городу, зашел пообедать в чайную и там случайно подслушал разговор двух мужчин. Ну как разговор, отрывки предложений. Но по всему видимо, что разговор был о том самом диване, на котором он сегодня ночью спал и видел странные сны.
Домой ему отчаянно не хотелось, потому Саша пошел по городу и набрел на странный дом без дверей. Вывеска гласила, что это НИИЧАВО. По поводу произошедшего Александр очень здраво рассуждал:
«Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным.»
То есть, у нас банально нет информации, чтобы объяснить то или иное так сказать паранормальное событие. Оттого, чтобы не признавать свое невежество, мы говорим, что быть такого не может. Вот и все.
Кто забрал диван?
В пылу задора он начинает исследовать эту систему и экспериментирует с неразменным рублем. За это его забирают в милицию. Когда он возвращается в ИЗНАКУРНОЖ, то замечает, как все встревожены – диван, на котором спал Александр, внезапно исчез. Вслед за этим Привалов становится свидетелем необъяснимых событий: невиданные до этого времени сущности проникают сквозь стены, становятся невидимыми, внезапно появляются или исчезают.
Позже герой узнает: мебель была транслятором действительности, и ее «позаимствовал» Виктор Корнеев, чтобы изучить принцип работы дивана в лабораторных условиях. Когда скандал с пропажей достигает своего апогея, на выручку Привалову приходит Роман Ойра-Ойра и уговаривает его остаться здесь работать.
История с мертвым попугаем
Привалов заходит к Ойре-Ойре и видит мертвого попугая в лаборатории, лежащего в чашке. Подошедший Янус Полуэктович, директор института, называет этого попугая Фотончиком. Он сжигает в печи его труп, развеивает по ветру пепел и уходит. Роман удивлен, поскольку он нашел днем ранее в печке зеленое обгорелое перо. Как оно могло появиться, если лишь сегодня был сожжен попугай, а других такой же окраски не было рядом, остается загадкой.
Привалов на следующий день сочиняет с ведьмочкой Стеллой стихи для стенгазеты. Внезапно он видит, как тот самый зеленый попугай входит в комнату. Он летает, но по виду не вполне здоров. Появляются другие сотрудники. Они интересуются, откуда взялся этот попугай. Затем все принимаются за свою работу, но вдруг замечают, что попугай лежит мертвым. Надпись «Фотон» и кольцо с цифрами виднеется на его лапке. Это же было и на лапке попугая, лежавшего вчера мертвым в чашке. Все недоумевают. Художник Дрозд кладет случайно попугая в чашку.
ЭВМ на следующий день исправляют. Главный герой приступает к своей работе. Затем ему звонит Роман и говорит, что в чашке попугая уже нет и его никто не видел. Главный герой удивлен, но затем, поглощенный работой, прекращает думать об этом. Роман чуть позже звонит вновь и просит Привалова прийти. Когда тот приходит, он обнаруживает живого зеленого попугая, на лапке которого виднеется кольцо.
Попугай отвечает на слова сотрудников другими словами. Не удается установить между ними смысловую связь. Затем попугаю называют фамилии присутствующих, и он кратко характеризует каждого: примитив, стар, груб и т. п. Сотрудники не могут понять, откуда он все это знает.
Глава 2: «Суета сует»
Дальнейшие события происходят спустя 6 месяцев после инцидента с диваном в повести «Понедельник начинается в субботу». Краткое содержание второй части выглядит следующим образом. Александр Привалов является полноправным сотрудником в НИИЧАВО и занимает пост заведующего вычислительного отдела. В ночь перед Новым годом ему выпадает дежурить. Он должен принять ключи у тех, кто уходит, и проверить все помещения.
Привалов делает обход здания, чтобы убедиться, что никого не осталось, и все закрыть. В одной из лабораторий он встречает Виктора Корнеева. Тот решил не отдыхать дома, а заняться своими исследованиями. Саша пытается выгнать его, но с практикующим магом шутки плохи. А с тем магом, который еще и с головой ушел в науку, вообще лучше не связываться. Привалов оставляет Корнеева в покое и покидает его лабораторию. Но тут же обнаруживается, что в НИИЧАВО слишком много людей. Сотрудники института не хотят праздновать Новый год, а желают продолжить исследования.
Маги – это люди с заглавной буквы, они терпеть не могут воскресенья, так как в этот день им очень скучно, ведь нечем себя занять. Их девиз прост: «Понедельник начинается в субботу».
Путешествие в литературное будущее
Следующее происшествие случилось только весной. Саша Привалов в большой печали. Его верный вычислительный аппарат Алдан прошлым вечером загорелся и надолго вышел из строя. Так что теперь программисту приходится бездельничать, и он ищет любые способы занять себя чем-то полезным. Так Александр попал на интересную лекцию. Очень мне понравилось предположение или утверждение, что мир, выдуманный писателями, существует:
«По его словам, реально существует мир, в котором живут и действуют Анна Каренина, Дон-Кихот, Шерлок Холмс, Григорий Мелехов и даже капитан Немо. Этот мир обладает своими весьма любопытными свойствами и закономерностями, и люди, населяющие его, тем более ярки, реальны и индивидуальны, чем более талантливо, страстно и правдиво описали их авторы соответствующих произведений.»
И конечно же, Саша вызвался, чтобы отправиться в машине времени в этот выдуманный, но реально существующий мир. Причем отправиться он решил в будущее, на что лектор заметил, что тогда в некоторых местах будут пустоты, еще не заполненные разными авторами. Путешествие оказалось прелюбопытнейшим.
Некоторые люди были странно или точнее не полностью одеты, но все объяснилось манерой писателей описывать своих персонажей, ведь некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и тёмных очках».
Город будущего был разделен на две половины. На одной стороне все были счастливы, отправляли в полеты звездолеты, читали стихи и радовались. На второй половине всегда шла война, случались нашествия каких-то монстров. Это происходило из-за того, что все писатели в целом делились на две группы: одни писали утопии, вторые антиутопии.
«После двухтысячного года начались провалы во времени. Я летел через время, лишённое материи. В таких местах было темно, и только изредка за серой стеной вспыхивали взрывы и разгорались зарева. Время от времени город вновь обступал меня, и с каждым разом здания его становились выше, сферические купола становились всё прозрачнее, а звездолётов на площади становилось всё меньше. Из-за стены непрерывно поднимался дым.»
«— Это так называемая Железная Стена, — ответил он. — К сожалению, мне неизвестна этимология обоих этих слов, но я знаю, что она разделяет два мира — Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим.»
«Я приоткрыл дверцу. Тррах! Бах! Уау! Аи-и-и-и! Ду-ду-ду-ду-ду! Все пять моих чувств были травмированы одновременно. Я увидел красивую блондинку с неприличной татуировкой меж лопаток, голую и длинноногую, палившую из двух автоматических пистолетов в некрасивого брюнета, из которого при каждом попадании летели красные брызги. Я услыхал грохот разрывов и душераздирающий рёв чудовищ. Я обонял неописуемый смрад гнилого горелого небелкового мяса. Раскалённый ветер недалёкого ядерного взрыва опалил моё лицо, а на языке я ощутил отвратительный вкус рассеянной в воздухе протоплазмы. Я шарахнулся и судорожно захлопнул дверцу, едва не прищемив себе голову. Воздух показался мне сладким, а мир — прекрасным.»
Почему началась суета?
Эту праздничную атмосферу вдруг нарушает очередной «успешный» эксперимент профессора Выбегалло. В ходе исследований у него в лаборатории появился образец «желудочно неудовлетворенного человека». Этот гомункул внешне похож на профессора, но руководствуется одним инстинктом – есть все, что съедобное.
В институт вызывают профессора Выбегалло. Он появляется там вместе с прессой, и пока его творение жует за обе щеки, создатель рассказывает о своей цели – сотворить Совершенного Человека. Его исследования сейчас находятся на этапе промежуточного моделирования. И пока Выбегалло говорит о том, что единственным путем развития личности и духовного роста является удовлетворение материальных запросов, его экспериментальный образец лопается от большого количества потребленной пищи.
Происшествие в новогоднюю ночь
Именно сегодня в лаборатории Выбегалло произошло знатное событие. Когда вылупился его экземпляр неудовлетворенного желудочно человека, можно описать в двух словах: чем больше жрешь, тем больше хочется. И это применимо не только к еде, но и к любым материальным потребностям или удовольствиям.
Вот только Выбегалло ошибается. У потребителя нет ни желания, ни потребности развиваться духовно. Я не говорю о просмотре кино или других пустых развлечениях только ради развлечений. Это не духовный рост, это такое же потребительство. Но Выбегалло обещает, что в ближайшие часы вылупится его второй экземпляр идеального человека — абсолютный потребитель. Кстати, первую модель разорвало от неумерного жратья. Теперь все переживают, что появление второй модели может угрожать не только институту, но и всему городу.
Так что там с исполином-потребителем? Он не только наделен огромными желаниями, но еще и силой магически все это получать. То есть, только народившись, он так много всего хотел, что моментально забрал у окружающих магов все, что ему захотелось. И это благо, что Ойра-Ойра остановил его, уничтожив в самом зародыше.
«Я говорил ему тысячу раз: «Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребёт все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернёт пространство, закуклится и остановит время». А Выбегалло никак не может взять в толк, что истинный исполин духа не столько потребляет, сколько думает и чувствует.»
Чем все закончилось?
Выбегалло умело игнорирует этот казус и говорит о том, что в дальнейшем создаст нового гомункула — «человека, удовлетворенного полностью». И он при помощи магии сможет утолить свои имущественные потребности. На заседании руководства института, невольным слушателем которого стал Привалов, был поднят вопрос об опасности, что может причинить созданный гомункул. Ведь Выбегалло все свои опыты проводил в лаборатории, а не пользовался специальными полигонами.
Опасения руководства не были напрасными. Как только появился этот Совершенный Потребитель, он присвоил себе все ценности, к которым смогла дотянуться его магия, и попытался создать закрытое пространство, где мог бы единолично распоряжаться награбленным. Вторая часть повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» заканчивается заточением Потребителя в бутыль с джином. Джин, который получил свободу, уничтожил гомункула профессора еще до того, как тот обрел небывалое могущество.
Институт Чародейства и Волшебства и его сотрудники
По всей видимости, Саша проработал в институте Чародейства и Волшебства уже несколько месяцев. Как раз наступают новогодние праздники, и он должен заступить на дежурство. Модест Матвеевич нудный и невежественный завхоз дает ему последние распоряжения. Больше всего мне понравилось следующее:
«…никого не пускать. Вот это список лиц, которым разрешено пользование лабораториями в ночной период, но всё равно тоже не пускать, потому что праздник. Во всём институте чтобы ни одной живой души. Всякие там другие души — пусть, но живой души чтобы ни одной. Демонов на входе и выходе заговорить. Понимаете обстановку? Живые души не должны входить, а все прочие не должны выходить. Потому что уже был прен-цендент: сбежал чёрт и украл луну. Широко известный прен-цендент, даже в кино отражён.»
Все работники НИИЧАВО потрясающие и незаурядные люди. У каждого своя история, свой характер. Кстати, многие живут уже несколько веков. Сам институт вполне себе научный и магию здесь изучают как вполне состоятельную и очень перспективную науку. В НИИ много очень интересных отделов, например, Отдел по изучению счастья или смысла жизни.
Амвросий Амбруазович Выбегалло напомнил мне Хагрида. Хотя хранитель ключей Хогвартса в отличие от него был добрый и душевный. Выбегалло выводил нового совершенного человека и искренне считал, что самое главное это его плотская удовлетворенность.
Да, в свободное время Роман Ойра-Ойра, тот самый что пригласил Сашу на работу, учил его колдовать: творить заклинания, материализовывать вещи и продукты. А еще с институте работает сам Мерлин и заведует он отделом предсказаний и пророчеств, хотя предсказывает исключительно погоду.
Глава 3: «Всяческая суета»
Чем же заканчивается повесть «Понедельник начинается в субботу»? Из краткого содержания читатель узнает о большом секрете главы института.
Вычислительная машина «Алдан», которой умело орудовал Привалов, сломалась, и пока ее пытаются починить, Александр бесцельно слоняется по институту и принимает участие в разного рода экспериментах. Он становится первым испытателем машины, которая отправляет человека в рассказанное писателем время. Затем он видит, как умирает говорящий попугай в кабинете Януса Полуэктовича Невструева.
Два воплощения Януса Полуэктовича
Ученые разгадали и тайну Януса Полуэктовича. Он занимался наукой в лице А-Януса до тех пор, пока не открыл для себя идею контрамоции. Тогда он понял, как можно ее на практике осуществить. И в году, который является еще далеким будущим для сотрудников НИИЧАВО, живущих сейчас, он превратил себя, а также Фотона, своего попугая, в контрамотов. После этого он стал жить по линейке времени вспять. И сейчас каждую полночь директор переходит в сегодня из завтра. Он живет в виде А-Януса, как обычные люди, то есть из прошлого в будущее, а вот в виде У-Януса — наоборот, из будущего в прошлое. Оба воплощения при этом остаются одним человеком. Они сочетаются в пространстве и времени.
Смерть и возрождение
Позже оказалось, что эта смерть является звеном в цепочке событий, что имели место ранее. На следующий день Привалов видит этого попугая живым. Заинтересованные исследователи, среди которых был Роман Ойра-Ойра и бывший программист Александр, начинают изучать это явление. В процессе выясняется, что этот феномен дает возможность существовать предметам и действиям в обратном временном порядке. В повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» эта теория является ключевым объяснением всем необычным явлениям, которые касались заведующего НИИЧАВО Януса.
Испытание модели Идеального Человека
Привалов присутствует на испытании. Модель Идеального Человека обладает способностью с помощью магии удовлетворять все материальные потребности. Она, выйдя из автоклава, переносит все материальные ценности, находящиеся в зоне действия ее магических способностей (включая вещи находящихся рядом людей), к себе, после чего пытается свернуть пространство. Роман Ойра-Ойра предотвращает катаклизм. Он бросает бутылку с джинном в Идеального Потребителя. Джинн, вырвавшийся на свободу, уничтожает модель.
Действующие лица
Всех героев в «Понедельник начинается в субботу» можно разделить на четыре основные категории.
- Молодые Маги. К ним относится Александр Привалов – с магией хоть и не дружит, зато программист отличный. Виктор Корнеев – работник отдела «Универсальных превращений» и любитель троллить всех подряд. Эдик Амперян – антропо. Роман Ойра-Ойра – обучает Привалова основам волшебства, работает в отделе «Недоступных проблем». Стеллочка – практикантка профессора Выбегалло, юная ведьма с серыми глазами. Нравится Саше.
- Корифеи. К этой категории стоит отнести Януса – научного руководителя исследовательского центра вместе со всеми его ипостасями, Федора Киврина – заведующего отделом «Линейное счастье», черного мага Магнуса Редькина, Кристобаля Хунта, он же глава отдела «Смысл жизни». А также Мерлина, Жиана Жиакомо, Саваофа Одина, Амвросия Выбегалло и Джузеппе Бальзамо.
- Сказочные существа. В оригинале они называются шкажошными шушествами. К их братству принадлежит Наина Горыныч (она же Баба-Яга), кот Васька – питомец Наины Горыныч, умел и сказки говорить, и песни заводить, и на гуслях бренчать. А также Щука, исполняющая желания, домовик Тихон, русалка, сидящая на дубовых ветвях. Еще там реабилитированный вурдалак Альфред (смотритель вивария) и Демон Максвелла – два существа, которые открывают и закрывают НИИЧАВО.
- Прочие личности. О них упоминалось в книге «Понедельник начинается в субботу» вскользь, но это нисколько не преуменьшает из значимости. Например, журналисты, что пришли с профессором Выбегалло, Модест Камноедов, Кербер Дёмин, Луи Седловой и другие.
Краткое содержание
История первая. Суета вокруг дивана
Глава 1
Программист из Ленинграда отправился на машине в город Соловец, где должен был встретиться с товарищами. По дороге он подобрал двух молодых людей с ружьями, подумав, что они охотники. В качестве благодарности местные жители предложили программисту, который уже «четыре ночи спал в спальном мешке», переночевать у них.
Новые знакомые попросили программиста остановиться у здания с вывеской «НИИЧАВО. ИЗБА НА КУРИНЫХ НОГАХ. ПАМЯТНИК СОЛОВЕЦКОЙ СТАРИНЫ». Хозяйкой оказалась ветхая старушка со смуглым морщинистым лицом и кривым носом — «бабушка Наина свет Киевна». Глядя на программиста, она выдала всю информацию о нём — «Привалов Александр Иванович, 1938, мужской, русский, член ВЛКСМ…».
Володя и Роман попрощались с новым знакомым и ушли. Пока старушка стелила Привалову постель, он вышел на улицу и присел под большим старым дубом. Неподалёку он заметил огромных размеров кота, а сверху на него посыпался загадочный мусор — «крупная сухая рыбья чешуя».
Глава 2
Привалов проснулся «посреди ночи оттого, что в комнате разговаривали». Уснуть он уже не мог из-за сильного чувства голода. Неожиданно появилась Наина Киевна, и накормила гостя горячей картошкой с топлёным маслом. Когда Александр остался один в комнате, он услышал голос, который раздавался «в углу, где висело туманное зеркало». Привалов заглянул за зеркало, но там «было много пыли и дохлых пауков». Выгляну в окно, он увидел кота Василия, который играл на гуслях и пел песню. Привалову показалось, будто он сходит с ума.
Глава 3
Обладая трезвым аналитическим умом, Привалов принялся рассуждать о тех явлениях, свидетелем которых он стал. Он «ещё не знал, как развернутся события, но уже был готов с энтузиазмом окунуться в них».
В поисках воды для умывания Привалов пошёл к колодцу, стоявшему во дворе. Он зачерпнул воду бадьёй, и, когда достал её, «из воды высунулась огромная щучья голова, зелёная и вся какая-то замшелая». Говорящая щука предложила ошарашенному программисту исполнить любое его желание, но тот просто выпустил её обратно.
Встретив Наину Киевну, Привалов передал ей телефонограмму — прилететь на некий слёт на Лысую Гору в парадной одежде. Услышав это, старуха была возмущена: «метлу в музей забрали, ступу не ремонтируют, взносы дерут по пять рубликов на ассигнации, а на Лысую Гору за свой счёт».
Привалов отправился к почтамту. Ещё раньше он договорился с товарищами, «что первый, кто прибудет в город, оставит до востребования записку со своими координатами».
Глава 4
В кармане брюк Привалов обнаружил волшебный пятак, который неизменно возвращался к своему владельцу. В течение часа Александр проводил эксперимент, покупая газировку, спичечные коробки и прочую мелочь, но каждый раз тот самый пятак вновь оказывался у него.
Эксперимент был прерван появлением милиционеров, которые составили протокол, согласно которому Привалов «действия свои производил с целью научного эксперимента, без каких-либо корыстных намерений». После возмещения ущерба и изъятия волшебного пятака Привалова отпустили.
Глава 5
Привалов вернулся в ИЗНАКУРНОЖ (Изба на куриных ногах) и заметил, что исчез диван, на котором он спал прошлую ночь. Вскоре стали появляться странные люди, которые интересовались диваном. Каждый из них обладал каким-то даром: способностью летать, проходить сквозь стены, становиться невидимым.
Выяснилось, что диван — не что иное, как «универсальный транслятор, несколько громоздкий, но весьма добротный и устойчивый в работе». Выкрал его один из сотрудников института для исследовательской работы.
Глава 6
Утром диван стоял на месте, и Привалов уже этому ничуть не удивился. Вскоре в музее ИЗНАКУРНОЖ появился Роман Ойра-Ойра, которого Привалов на днях подбросил до города. Он уговорил его устроиться программистом к ним в НИИЧАВО — Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства.
История вторая. Суета сует
Глава 1
Прошло полгода. Администратор Модест Матвеевич вызвал к себе Привалова, передал все ключи и напомнил, что «дежурство по учреждению во время праздников — занятие ответственное». Привалов должен был заступить на дежурство в новогоднюю ночь и запомнить самое важное — «живые души не должны входить, а все прочие не должны выходить» из здания НИИЧАВО.
В конце рабочего дня программист принял ключи у всех начальников отделов, среди которых были неунывающий оптимист Фёдор Симеонович Киврин, заведующий отделом Линейного Счастья, бессердечный Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, доктор наук Амвросий Амбруазович Выбегалло, бакалавр чёрной магии Магнус Фёдорович Редькин, и, конечно же, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус.
Глава 2
Привалов «отправился в первый обход». Снаружи НИИЧАВО выглядел двухэтажным, но «на самом деле в нем было не менее двенадцати этажей». Привалов медленно брёл по коридорам, заглядывая в лаборатории отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений.
Глава 3
Поднявшись на шестой этаж, Привалов заметил, «что дверь Витькиной лаборатории приоткрыта, и услышал сиплое пение». Там работал дубль Витьки Корнеева — «довольно точная копия своего творца», с помощью которой человек значительно увеличивает собственную продуктивность. На деле же оказалось, что работал сам Витька, а не его дубль.
Глава 4
В лаборатории профессора Выбегалло послышались крики. Там усиленно шла работа, в результате которой профессором был сотворён кадавр — «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Он безостановочно ел все подряд, и никто из волшебников не мог его остановить.
Появился и сам Выбегалло с двумя корреспондентами. Он с большим удовольствием позировал перед фотоаппаратами, надиктовывал псевдонаучную статью о своём изобретении. По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, и сотворённый им кадавр был промежуточным звеном на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетворённого».
Тем временем прожорливый кадавр не переставал есть всё подряд и вскоре с большим шумом лопнул — так «одним потребителем на земле стало меньше». Из лаборатории «потянуло дурным запахом», и Привалов с тоской понял, что ему придётся всё вычищать.
Глава 5
Привалов проснулся рано утром. В институте стояла тишина — «то ли все старательно работали, то ли уже разошлись по домам». Совершенно случайно он стал свидетелем совещания у директора института. Профессор Выбегалло настаивал на испытании новой модели Идеального Человека. Маги в свою очередь настаивали на том, чтобы испытания в этот раз проходили не на территории института, а на полигоне, вдали от города.
Выяснилось, что Выбегалло спроектировал «стандартного суперэгоцентриста», который неумеренно загребал все материальные ценности. Его появление серьёзно угрожало всему миропорядку, и лишь благодаря быстрым и решительным действиям Романа Ойра-Ойра удалось предотвратить страшную катастрофу.
История третья. Всяческая суета
Глава 1
«В вычислительном » — вычислительная машина, которой работал Привалов. Пока её ремонтом занимались «неприветливые инженеры из отдела Технического Обслуживания», он решил побродить по институту.
В отделе Абсолютного Знания Привалов Привалов пообщался с Луи Седловым, который изобрел машину «для передвижения во временных пространствах, сконструированных искусственно». Привалов узнал, что в институте многие безрезультатно бились над проблемой передвижения в реальном физическом времени и пространстве. Но какому-то светиле удалось доказать, «что можно производить переброску материальных тел в идеальные миры, созданные человеческим воображением».
Привалов согласился принять участие в опасном эксперименте и отправился в вымышленное будущее.
Глава 2
Привалов очутился в городе, который населяли люди привычной внешности. Он стал свидетелем тотальной мобилизации: «мужчины отправлялись в космос — кто на Венеру, кто на Марс, а некоторые, с совсем уже отрешёнными лицами, собирались к другим звёздам и даже в центр Галактики».
Привалов заметил, что в будущем у людей появилась Стена Страха, которая разделяла «два мира — Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим». Оказавшись за стеной, он стал свидетелем войн, убийств и кровопролития. От местного жителя Привалов узнал, что всё человечество порабощено роботами, пришельцами, паразитами, разумными минералами и растениями.
Привалов вернулся в реальное настоящее, но машина при этом бесследно исчезла. Он зашёл навестить Романа и заметил в лаборатории зелёного мёртвого попугая. Директор института Янус Полуэктович приказал сжечь трупик попугая Фотончика в печи. Роман был очень удивлён, так как днём ранее нашёл в печке зелёное перо. Как оно там оказалось, никто не знал.
Глава 3
На следующий день Привалов согласился помочь молодой ведьме Стеллочке оформить стенгазету. Неожиданно в комнате появился «маленький зелёный попугай с ярким красным хохолком на макушке». Он был очень похож на вчерашнего мёртвого попугая и выглядел не вполне здоровым. Все решили, что это «Янус экспериментирует с попугаями».
Спустя некоторое время сотрудники заметили, что попугай мёртв. На его лапке они заметили кольцо с цифрами и надпись «Фотон». Точно такое же кольцо с цифрами и надписью было на лапке вчерашнего попугая. Сотрудники решили понаблюдать, что будет завтра.
Глава 4
На следующий день «”Алдан” был починен и готов к бою», и Привалов приступил к работе. Роман сообщил ему, что мёртвый попугай куда-то исчез, и его никто не видел, но со временем он появился живой и невредимый.
Заметив, что попугай разговаривает, сотрудники стали называть свои фамилии, и каждому из них попугай дал краткие, но очень верные определения. Все растерялись — никто не понимал, откуда у попугая такая информация.
Глава 5
После долгих раздумий сотрудники института пришли к выводу, что двуликий Янус Полуэктович, которому принадлежал зелёный попугай, проводил опыты с контрамоцией, при которой течение времени происходит в обратном направлении. Выходило, что попугай-контрамот «живёт из будущего в прошлое».
Тайна Януса Полуэктовича была разгадана. Осознав, как осуществить идею контрамоции на практике, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов и начал жить из будущего в прошлое. С той поры А-Янус жил, как все обычные люди, а в виде У-Януса проживал свою жизнь наоборот, из будущего в прошлое. При этом он по-прежнему оставался одним человеком, и оба его воплощения сочетались во времени и пространстве.
Привалов очень расстроился, когда понял, что будущее его предопределено, и об этом известно Янусу. Он хотел было с ним обсудить эту тему, но мудрый Янус Полуэктович сказал, «что не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них».
Разложить все по полочкам
Начнем анализ. «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о проблемах взаимоотношения человека с внешним миром. Сделав магию основным объектом исследования, люди пытаются определить место сказки в повседневной жизни. Раньше, когда наука еще находилась в процессе становления, все необъяснимые факты приписывали к сегменту сверхъестественного. Позже, когда наука возмужала, она начала объяснять необъяснимое, а все что объяснить не смогла, списывала на бурную фантазию и детское воображение. Но даже так человечество рано или поздно столкнется с непознанным.
Стругацкие рассматривают проблему прагматичного отношения к необычному и неспособность человека оценить чудо во всей его красе. Помимо этого, чудеса являются особыми индикаторами, что позволяют оценить креативность ученых. Ведь в большинстве случаев, если эксперимент не проходит так, как задумано, то это списывают на погрешности в его проведении. Ученые стремятся отойти от нового, потому что оно не вписывается в старые и до боли знакомые концепции, а Стругацкие выступают против такого подхода.
Авторы в свойственной им юмористической манере иронизируют над проблемами современного общества, но не вскрывают их, выставляя напоказ всю нарочитую и неправомерную деятельность, а призывают к пониманию проблемы и осознанию дальнейшего, правильного пути развития.
Тропы и штампы[править]
- Бог во плоти — Саваоф Баалович Один, заведующий отделом Технического Обеспечения — это и есть авраамический Бог с большой буквы. Тут он, правда, просто очень древний и очень сильный маг, да и до реального всемогущества дошёл только к веку к XVI, после чего заделался Богом деистов, который, конечно, существует, но от божественных дел отошёл давно и надолго. «Он мог все. И он ничего не мог.»
- Вампир — тут вампиром называется маг, вставший на путь абстрактного зла. Непосредственно в тексте с представителями вампирского племени читатель встречается во второй новелле — там это смотритель вивария перевоспитавшийся вурдалак
Альфред и некоторые заключенные вивария, по характеру смахивающие на стереотипных урок. - Профессор Выбегалло — собственно, герой повести как кодификатор.
- Инквизитор — Кристобаль Хозеевич Хунта. Как сочетается инквизиторская деятельность с занятиями магией — одному Богу известно, но ему удавалась их совмещать.
- Маг-недоучка — когда Привалов пытается колдовать (например, убрать из помещения селёдочную вонь или сотворить себе завтрак) — начинается твориться невесть что. И Выбегалло. Вот что бывает, когда магической силушки и амбиций у человека предостаточно, а умения ими пользоваться — не очень. В результате чудом не устроил конец света руками одного из своих творений.
- Педаль в пол — заведующий отделом Технического Обеспечения Саваоф Баалович Один. Упомянутый выше Хунта — ученик его ученика, и ещё сам библейский царь Соломон (сам не последний маг как внутри сеттинга, так и вне его) писал товарищу Одину восторженные письма и возводил в его честь храмы. Однако при этом сам Саваоф Баалович где-то с XVI века уже не является практикующим магом.
Что говорили о повести?
Не было равнодушных среди тех, кто читал «Понедельник начинается в субботу». Отзывы начали появляться в советских журналах сразу же после публикации. Мнения о произведении у всех были разные. К примеру, Всеволод Ревич видел в структуре НИИЧАВО прототип современного советского общества. Более того, он настаивал на том, что Стругацкие высмеивают бюрократию. Говоря его словами: «Есть силы, с которыми не справится ни одна магия». Он всецело поддерживает работу авторов.
В противовес ему можно привести отзывы про «Понедельник начинается в субботу» Михаила Ляшенко, который видел в этом произведении некую безделушку, что может и забавная, но никак не увлекательная. Он свято верил, что такой сюжет купирует истинное предназначение научной фантастики. Ведь «глупо называть приключением события, которые происходят в домике на курьих ножках».
«Понедельник начинается в субботу» короткий пересказ
Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» краткое содержание для читательского дневника:
На подъездах к Соловцу Александру Привалову, программисту-математику из Ленинграда, встречаются двое путешественников, которые представляются сотрудниками загадочного научного учреждения под аббревиатурой НИИЧАВО, которую они сами расшифровывают как: Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства. Привалов довозит пешеходов до ИЗНАКУРНОЖа (Избушки на курьих ножках), где их принимает на ночь настоящая Баба Яга.
Всю ночь продолжаются странности: говорит звери, щука исполняет желание, а поутру находит Привалов монету неразменную — пятак. В порядке эксперимента отправляется программист на базар, где покупает на монету различные вещи. В конце концов, его забирают в милицию, причем никто не кажется удивленным необычной валютой. Пятак у Привалова изымают, его самого отпускают.
Вернувшись к месту ночлега, Привалов продолжает наблюдать непонятное, и с удовольствием принимает приглашение поступить на работу в НИИЧАВО — ему очень хочется во всем разобраться.
Спустя полгода Привалов дежурит по институту, обходит кабинеты и буквально выгоняет оттуда увлеченных работой сотрудников. Маги применяют все свое искусство, чтобы остаться. После встречи Нового Года они снова на рабочих местах, ведь “понедельник начинается в субботу”.
Тем временем, профессор Выбегалло создал в лаборатории модель желудочно неудовлетворенного человека. По словам научного работника, он задался целью сотворить полностью удовлетворенного человека, а это -первое звено на пути к цели. Модель демонстрирует свою мощь, пожирая все, что может найти, пока не взрывается от переедания.
Все сотрудники обсуждают вопрос, насколько опасно продолжение опытов. Профессор Выбегалло решительно настроен, испытывать модель в стенах родного института. Наконец, смотр модели проходит на полигоне, где модель притягивает к себе все, в чем нуждается, не брезгуя имуществом собравшихся наблюдателей. Затем модель пробует завернуть вокруг себя ткань пространства, но ее уничтожает джинн из бутылки.
Пока ремонтируют его ЭВМ, Привалов прогуливается по НИИ. Он оказывается в отделе Абсолютного Знания и принимает участие в испытании машины, переносящей человека в вымышленный мир будущего и прошлого. Привалов улетает в будущее, в эпоху покорения космоса и видит много необычного. После возвращения в реальное настоящее, машина исчезает без следа.
Большой переполох производит в НИИ умирающий и воскресающий попугай, который к тому же прекрасно знаком со всеми сотрудниками. Если при нем назвать их фамилии, птица дает каждому краткую и точную характеристику. После долгих размышлений выясняется, что хозяин попугая, директор Янус Полуэктович, открыл тайну потоков времени и, в далеком будущем, обратил время вспять. Теперь он и его питомец живут в обратном времени.
«Понедельник начинается в субботу» Стругацкие краткое содержание – это фантастическая повесть, оказавшая большое влияние на развитие советской литературы, является сатирическим произведением, высмеивающим узнаваемые типы характеров людей своего времени.
Экранизация
Но несмотря на все противоположности мнений и отзывов, в свое время этому произведению была сделана экранизация. «Понедельник начинается в субботу» поставил режиссер А. Белинский. В 1965 году на Ленинградском телевидении показали одноименный спектакль. Правда, его встретили недостаточно приветливо, больше он на экраны не выходил.
В 1982 году был выпущен фильм «Чародеи», режиссером которого стал Константин Бромберг. В киноленте были задействованы отдельные истории и персонажи из повести Стругацких. Первоначальный вариант сценария, который полностью соответствовал книге, режиссер не принял и попросил авторов написать отдельное произведение.
Выбегалло забегало?
Хотя в обществе не были приняты новаторские взгляды Стругацких на науку, некоторые цитаты из «Понедельник начинается в субботу» стали хоть и не крылатыми, но очень популярными:
- «83% дней в году начинаются с того, что звенит будильник».
- «Каждый человек маг. Но таким он становится лишь в том случае, когда перестает думать о себе, увлечен своей работой и пренебрегает развлечениями».
- «Все это очень банально, а значит, находится далеко от истины».
- «Среди ученых никто понятия не имел, в чем заключается смысл жизни, и что представляет собой счастье. Поэтому они приняли беспроигрышную гипотезу: счастье состоит в постоянном исследовании неизвестного, в этом же и смысл жизни».
Эту повесть можно воспринимать по-разному: можно восхищаться, презирать или не соглашаться с написанным, но только не оставаться равнодушным. Тонкий юмор, яркие персонажи, простой и незамысловатый сюжет могут многое рассказать, если научиться читать между строк.
Продолжения[править]
Сами Стругацкие написали и опубликовали только одно продолжение — «Сказка о Тройке». По цензурным причинам (повесть-продолжение была запрещена, а тираж журнала с её текстом — уничтожен) существует в двух вариантах — журнальном 1968 года (сильно сокращённом и переработанном, экз. 2) и книжном 1989 года (экз. 1). Варианты различаются персонажами, местом действия и некоторыми сюжетными линиями. Братья Стругацкие планировали сделать третий окончательный вариант, собрав всё лучшее из обоих имеющихся — но отказались от этих планов: по сути, потребовалось бы написать книгу в третий раз, а сил и здоровья уже не хватало. После смерти же Аркадия Борис Стругацкий и вовсе отказался что-либо править. С тех пор «Сказка о Тройке» публикуется либо в двух вариантах в одной книге, либо в одном на выбор издателя.
Стругацкие уже в перестроечные времена (1988 год) обдумывали возможность написания третьей части, где герои, как было обещано в финале «Сказки о Тройке», вновь встречаются с Лавром Федотовичем Вунюковым. Но дальше мелких набросков-идей (типа: «Мучительные и опасные поиски бюрократа. Нет таких. Кругом — только жертвы бюрократизма») дело не пошло.
С разрешения Бориса Стругацкого в рамках проекта «Время Учеников» были написаны неофициальные продолжения:
- «Временная суета» С. Лукьяненко — история о том, как Луи Седловой довёл-таки до ума машину для перемещения в описываемое будущее — и с её помощью оказалось возможным путешествовать в нашу реальность и наше время (точнее — время написания новеллы, примерно 2000-е годы).
- «Орден Святого Понедельника» Н. Ютанова — отчасти кроссовер с (неожиданно!) «Хрониками Амбера», отчасти художественное размышление об взаимоотношениях административного аппарата и чистой науки с использованием теории «големов» А. Лазарчука[2]