Какова роль пейзажей в рассказе м горького макар чудра

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Пейзаж в рассказе Макар Чудра

Самые ранние произведения Максима Горького, относятся к теме романтики. Например в своём произведении, автор показывает героя с разных сторон, самое главное что он пытается показать, это его внутреннее начало. Он не просто описывает своего главного героя произведения внешней точки зрения, он старается как можно подробнее описать, что чувствует его персонаж. Не забывает и про описание природы, именно она, дает наиболее четко понять читателю, каким является на самом деле главный персонаж. Именно природа, способна описать, какие сейчас переживает эмоции персонаж, именно при помощи её, мы можем увидеть, какой сейчас происходит этап в жизни героя.

В качестве главного персонажа, автор делает старого цыгана. Он не зря с самого начала, начинает показывать своему читателю, каким на самом деле он является. Он это делает это при помощи олицетворения природы. Пейзажи, которые находятся вокруг него, помогают воссоздать, более точную картину, каким является человек на самом деле. Как например, прочитав рассказ, можно увидеть, как природа меняется вместе со своим персонажем, как волны плещут и волнуются, вместе с цыганом, который стоит на берегу.

Однако стихии, всё же превосходят в своих силах природу, если автор показывает море, то оно не имеет границ, если это ветер, то он не имеет конца. Он старается показать персонажа наиболее точно, при помощи всего этого пейзажа и природы которая его окружает. Он не выражает свои чувства полутоном, наоборот, он пытается показать лишь только самые яркие и впечатляющие краски и события. Человек имеет схожесть с морем, его мысли, действия и воображение, не имеют границ. Никаких ограничений нет.

Цыган, рассказывает это с целью показать, что не может быть одного мира, он показывает, что существует лишь два в которых находится человек и природа по разные стороны. Причём человек, не имеет никакого влияния на то, что происходит в природе, наоборот это природа верховенствует, над человеком. Она управляет его жизнью. Точно также, как вода может дать человеку питье, точно также как земля может дать человеку еду, также как воздух дает человеку шанс дышать.

Природа является главным учителем по жизни, у неё можно научиться уважению, научиться жить правильно, жить в гармонии с окружающим тебя миром. Очень важно научиться радоваться каждому дню и тем вещам, которые тебя окружают, лучше всего этому может научить окружающий нас мир. Это и пытается показать автор, в своём произведении.

Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»

«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического».
Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.

Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.

Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького.

Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.

Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!»

Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.

Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь.

Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни.

Источник

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Водное слово учителя.

Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.

  1. Реферат по биографии Горького.
  1. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

Приведите примеры, доказывающие это.

Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

  1. Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.

Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)

Какова мотивировка характеров героев?

(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.

Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)

Каков смысл противопоставления Данко и Лары?

(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын орла и женщины был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им. Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Лары воплощена античеловеческая сущность.

Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были как звери, как волки, окружавшие его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, оттуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом гордое сердце, и один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Подумаем, чего испугался осторожный человек.

Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя .)

V. Беседа.

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Как раскрываются в композиции образы героев?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» — рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)

— В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –

покориться любимому человеку ни один не захотел.)

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Лару, героиня думает, что ее судьба ближе к Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)

Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт : «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным

носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.)

Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?

(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш» .)

VI Вопросы по ранним романтическим рассказам М.Горького.

  1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
  2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
  3. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
  4. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
  5. С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
  6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
  7. В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
  8. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

Анализ «Макар Чудра»

сочинение по литературе 11 класса

История создания

Рассказ «Макар Чудра» является первым опубликованным произведением М. Горького. Он был написан в 1892 г. в Тифлисе, когда будущий писатель работал в мастерских Закавказских железных дорог, и опубликован в том же году в газете «Кавказ».

Смысл названия

Макар Чудра — имя старого, умудренного жизненным опытом цыгана, который рассказывает печальную историю любви Радды и Лойко, напоминающую легенду.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — человеческая воля.
Автор не случайно выбрал главным героем произведения старого цыгана. У этого кочевого народа нет собственного государства. Цыгане рассеяны по всему миру, поэтому превыше всего ценят свободу.

Макар Чудра за свою долгую жизнь побывал во многих краях. Состарившись, он лишь еще тверже укрепился во мнении, что счастье человека заключается в постоянном движении.

Цыган с усмешкой относится к людям, которые всю жизнь находятся на одном месте. Приковав себя к земле и работе, они становятся рабами. Макар считает, что жизнь и так слишком коротка, чтобы накладывать на нее ограничения и никогда не познать «ширь степную» и «говор морской волны».

Старый цыган гордится тем, что принадлежит к гордому и вольному народу. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая могла произойти только в цыганском таборе.

Лойко Зобар даже среди соплеменников выделялся своей удалью и бесшабашностью. Под стать ему была и Данилова дочка Радда. Двое красивых и гордых молодых людей, судя по всему, с первого взгляда по достоинству оценили друг друга. На правах мужчины Лойко попытался подчинить себе девушку, но столкнулся с таким же сильным и неукротимым характером.

Макар не зря предупреждает собеседника, что любая женщина представляет опасность, потому что рано или поздно покоряет волю влюбленного в нее человека. Требование Радды поклониться ей в ноги перед всем табором означало для Лойко добровольное попадание в рабство. Гордый цыган еще никогда и ни перед кем не склонял своей головы.

Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

М. Ю. Лермонтов

Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.

Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» — мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик — старый цыган Макар Чудра — достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!»

В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

Макар советует своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.

Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя — Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.

Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно рассыпавшись в искры, угасло… — Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

История создания

Идея для рассказа у молодого Горького возникла после длительного путешествия по южным регионам Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания рассказа «Макар Чудра» началась в степи, поражающей наблюдателя своим размахом. Таковы и романтические герои раннего творчества Горького: свободные люди с большим и диким сердцем.Тихие провинции, не затронутые в полной мере индустриализацией и капитализацией общества, запали глубоко в душу писателя, как и истории местных жителей.

В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.

История написания

История создания берёт своё начало в 1891 году. Тогда Алексей Пешков, писавший свои произведения под псевдонимом Максим Горький, решил отправиться в путешествие «по Руси». Именно оно стало основой для многих рассказов писателя. В 1892 году автор решил написать своё знаменитое произведение под названием «Макар Чудра» и благодаря помощи Александра Калюжного смог опубликоваться его в газете «Кавказ».

С того момента автор начинает на постоянной основе творить под псевдонимом. Александр Калюжный сыграл значимую роль в творчестве писателя. Он уверял его в таланте и в том, чтобы тот записывал все мысли.

Уже состоявшийся Максим Горький решил написать письмо старому другу, где благодарит его за помощь в начинаниях.

К первому рассказу критики не проявили особого интереса. Однако нашлись и те, кто рассмотрел в писателе огромный потенциал.

Направление и жанр

«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.

Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Тематика рассказа

Особое внимание стоит уделить темам, которые осветил Максим Горький в своём произведении. В рассказе присутствуют следующие из них:

  1. Любовь. Автор показывает, насколько сильно берёт верх любовь над человеком. Люди не способны противостоять собственным чувствам, поэтому им приходится либо покориться, либо умереть.
  2. Свобода. Она становится в рассказе наивысшей человеческой ценностью. Люди ставят собственную свободу выше чувств. Они готовы убить или умереть только за то, чтобы никому не подчиняться. Горький не осуждает таких людей, а, наоборот, восхищается ими. Он считает, что только сильный человек способен на такое противостояние.
  3. Природа. Особенную роль играет в произведении «Макар Чудра» пейзаж. На протяжении произведения героев окружают бескрайние южные просторы. На фоне величественного пейзажа автор хотел показать, насколько мелочны и ничтожны человеческие проблемы.
  4. Нравы и быт цыган. С самого начала произведения автор погружает читателей в противоположный мир, в котором есть свои устои и быт. Цыгане не считают убийство чем-то противозаконным, успешное воровство у них восхваляется, а жена ценится не больше, чем простая любовница. Максим Горький отдаёт предпочтение такому жестокому, но естественному миру.

Суть: о чем рассказ?

На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.

В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.

Суть книги

В одном из своих путешествий писатель встречает на берегу моря цыгана, которого звали Макар Чудра.

Тот рассказал занимательную историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Это были две молодые цыганские души, каждая из которых привыкла к свободе. Вскоре они полюбили друг друга, однако понимали, что если начнут отношения, то потеряют свободу. Именно поэтому каждый из них не хотел уступать другому в этой странной любви.

Молодые люди так и не смогли сделать выбор между свободой и любовью, поэтому Зобар решает убить Радду. Вскоре отец девушки Данило узнаёт об этом и убивает самого Зобара.

Быль о Радде и Лойко Зобаре

Когда в ночной тишине слышится песня Нонки, дочери Макара, он заговаривает о женской любви. Чудра считает, что любовь девки опасна, лжива и полна ложных обещаний. Этот обман становится непреодолимым препятствием на пути к свободе даже для самых сильных душ. В подтверждение своих слов он решает поведать своему слушателю рассказ о прекрасной и гордой Радде и отчаянном Лойко Зобаре. Эта история призвана уберечь сердце его собеседника от цепей любви.

Это интересно! О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения

Краткий пересказ этой были поможет раскрыть основной конфликт произведения. Цыган говорит о том, что давным-давно был на свете смелый и отчаянный цыган, Лойко Зобар. Был он невероятно удалым и ловким мужчиной. Если ему нравился какой-то конь, то невозможно было спрятать его от Зобара. Любую охрану он мог перехитрить и добыть вожделенную лошадь. Но, как только она ему надоедала, он продавал ее без сожаления, не оставляя себе денег. Образ Лойко Зобара – это образ свободного цыгана, не привязанного ни к кому и ни к чему. Лишь дорога, верный конь и скрипка были его спутниками. Остается лишь догадываться, сколько девичьих сердец было разбито молодым цыганом.

Макар Чудра вспоминает давнее время, когда его
табор кочевал по Буковине. Жила в нем молодая цыганка, Радда. Особое внимание уделяет рассказчик ее описанию. Она была прекрасна настолько, что не было таких слов, чтобы достойно описать ее красоту.
Рассказ Макара о Радде начинается с истории о том, как влюбился в нее без памяти очень богатый человек. При первой встрече он предложил ей много золота за один поцелуй, но получил пренебрежительный отказ со стороны девушки.

После он явился к ее отцу, Даниле, и попросил продать ему красавицу. Цыган ответил, что не продаст ни свою честь, ни родную дочь. Третий раз прискакал в табор господин, измученный страстью к гордой девушке, попросил ее руки и дал обещание разделить все свои богатства с табором. Рада лишь посмеялась над ним, сказав, что орлица никогда не пойдет к ворону.

Это интересно! Пьеса На дне Горький – краткое содержание по действиям

Урок 76. М. Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра»

Цель урока:

совершенствовать навыки анализа текста, сравнительной характеристики текстов; расширить понятие о романтизме, о композиции, о конфликте.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Сообщение ученика о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков. (Можно подобрать материал, согласующийся с ранним романтическим творчеством М. Горького. Например, сделать сообщение по живописи Врубеля, дать комментарий к его романтическим образам.)

II. Беседа по рассказу «Макар Чудра»

— Вспомните, что такое композиция и какова ее роль в художественном произведении. Как раскрываются в композиции рассказа Горького «Макар Чудра» образы героев?

Комментарий учителя

Композиция (от лат. compositio

— расстановка, составление) — это построение художественного произведения. Она касается и сюжетной стороны, и системы образов произведения, проявляется через описания природы, через детали. Композицию обеспечивает непрерывность движения художественной мысли и чувства. Композиция подчинена одной цели — наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Композиция и «Макара Чудры», и «Старухи Изергиль» сходны — рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе (приведем примеры). Легенды, рассказанные героями Горького, выражают авторские представления о людях, о том, что считать ценным и важным в жизни.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала: «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат… красивый, как черт в праздник… увидал ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Словно ею ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический — фольклорный, сказочный.

— Вспомните, что называется конфликтом в произведении? Каков конфликт в рассказе «Макар Чудра»?

Комментарий учителя

Конфликт в произведении (от лат. conflictus

— столкновение) — противоборство разнонаправленных сил, противопоставленbе характеров, обстоятельств, позиций, идей.

Основной конфликт в ранних произведениях Горького — романтический: противопоставление идеала и действительности. Рассказывал о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью, стремлением к свободе разрешается смертью обоих — покориться любимому человеку ни один не захотел.

— Найдите в рассказе описание пейзажа, назовите его особенности.

Соотнесите пейзажи в различных рассказах Горького.

Комментарий учителя

Действие романтических произведений происходит в необычной, порой экзотической, обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы (море, горы, прибрежные скалы). Часто действие переносится в легендарные времена. Вспомним, что экзотический антураж был характерен и для ранних романтических произведений Пушкина и Лермонтова.

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже. Героя окружают холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

Отметим развернутую метафоричность стиля Горького, яркую звукопись.

В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «По небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и пре красном — могут реализовать себя герои Горького. Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее.

Действие легенд происходит в глубокой древности — это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это образы Радды и Лойко Зобара, сотканные перед взором рассказчика в темноте ночи; голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

— Какие качества человека являются важными для героев Горького и для самого писателя?

Комментарий учителя

В характере Макара Чудры единственное начало, которое он полагает наиболее ценным, — максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере — любовью и гордостью — мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.

Владислав Ходасевич вспоминал о Горьком: ему «…нравилось только все то, что украшает действительность, от нее уводит, или с ней не считается, или просто к ней прибавляет то, чего в ней нет… Он любил всех людей творческого склада, всех, кто вносит или только мечтает внести в мир нечто новое… Сюда же примыкала его живая, как-то очень задорно и весело окрашенная любовь к людям, нарушающим или стремящимся нарушить заведенный в мире порядок… Ему нравились все, решительно все люди, вносящие в мир элемент бунта или хоть озорства…» (В. Ф. Ходасевич. Некрополь. СПб.: Азбука-классика, 2001).

— Какова позиция автора и как она выражена?

Образ повествователя — один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но у Горького герой-рассказчик является важнейшим критерием авторской оценки, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности.

Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького:

1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ.

2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького. Какова роль пейзажа?

3. Какую роль в композиции рассказа «Макар Чудра» играет портрет?

4. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?

5. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?

6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?

7. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по романтическим произведениям Горького.

Конфликт и композиция

Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.

В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.

Проблематика произведения

Также не стоит оставлять без внимания и проблемы, поднятые автором в рассказе. Они до сих пор волнуют общество. Основная проблематика произведения:

  1. Гордыня. Зобар и Радда не смогли продолжить отношения только из-за того, что ни один из них не хотел пойти на уступки. Из-за этого их любовь закончилась трагедией.
  2. Жестокость. Поступки всех героев произведения далеки от гуманности. Радда заставляет бедного Зобара унизиться перед своим табором, Зобар, в свою очередь, убивает девушку, а её отец решает убить обессиленного героя ударом в спину. Однако Горький подмечает, что такая черта является неотъемлемой частью любого общества.
  3. Эгоизм. Герои настолько были самовлюблёнными, что не могли полюбить кого-то другого. По этой причине отношения давались им настолько тяжело.

Композиция

Особенностью композиции рассказа является его построение “рассказ в рассказе” (а если точнее – легенда в рассказе). Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование. Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.

Именно его рассказ и образ моря окольцовывает главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы. Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни. Красивые фразы, трогающие за душу пусты без жизненных подтверждений, она является самым важным компонентом композиции.

Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта. Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать. Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:

герои рассказа «макар чудра»характеристика
макар чудрастарый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья.
лойко зобармолодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел.
раддакрасивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого.
рассказчикмолодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить.

Очень краткое содержание произведения «Макар Чудра» М. Горького

Макар Чудра — рассказчик, повествующий о романтической истории любви двух цыган. Герой, сидя на берегу моря, открывает душу писателю. В самом начале рассказа Макар намекает автора, что любовь — глубокое и сильное чувство, которого нужно опасаться. Ведь влюблённый человек находится под властью эмоций. Он больше не может контролировать свои поступки и действия. Единственное, на что способен этот человек — это выполнять волю своего объекта обожания.

В рассказе Макара Чудры главным героем выступает Лойко Зобар. Это молодой статный цыган, страстью которого являются кони. Лойко Зобар славится своей красотой и неимоверной силой духа. Он любит исключительно коней. Для покупки очередного жеребца он готов потратить любые деньги. Однажды молодой цыган приехал в табор, в котором жила красавица Рада. Очаровательная девушка была дочерью солдата Данилы. Рада выделялась своей красотой среди других цыганок. Многие мужчины хотели взять ее в жены. Даже самые богатые и влиятельные люди, предлагающие огромные деньги, добивались ее взаимности. Однако из-за чрезмерного свободолюбия и гордости Рада всем отказывала. Девушка была непреклонна.

Лойко Зобар ненадолго остановился в таборе. Молодой мужчина стал гостем Данилы. Заночевал цыган в шатре солдата. Утром на Лойко все увидели обвязанную вокруг головы тряпку. Красавец утверждал, что травма получена после удара коня. Однако цыгане понимали, что это дело рук Рады.

Окружающие посчитали, что Лойко избрал неверный путь, когда предпочёл остальным девушкам строптивую дочь Данилы. Цыгане были уверены, что Рада не подходит Зобару из-за ее корыстных целей. Лойко необходимо найти великодушную и открытую спутницу.

После недолгих размышлений молодой цыган решил жить в этом таборе. Окружающие прониклись к новому члену своего общества всей душой. Они горой стояли за Лойко и при необходимости готовы были отдать за него жизнь. Единственным исключением среди цыган была неприступная Рада.

После очередной песни в исполнении Лойко красавица рассмеялась. Остальных же цыган его композиции трогали до глубины души. Солдат Данила после этого события решил наказать дочь кнутом. Однако Зобар заступился за девушку. Молодой цыган попросил Данилу отдать Раду ему в жены. Солдат согласился. Лойко направился к очаровательной девушке с радостным известием. Цыган сообщил Раде о своих сильных искренних чувствах к ней. Зобар сказал, что берет героиню в жены. Но только с одним условием. Девушка ни при каких обстоятельствах не должна перечить своему мужу, даже если ее взгляды на жизнь не будут совпадать с его.

Лойко ненадолго отвернулся от Рады. Уличив подходящий момент, цыганка быстро схватила кнут и обвила им ноги мужчины. Герой рухнул на землю. Рада спокойно отошла от лежащего Лойко и неспешно опустилась на траву.

Смотрите также:

Тематика рассказа «Макар Чудра» характерна для романтических произведений.

Урок 31. М. Горький «Макар Чудра»

Урок 31

Тема. Внеклассное чтение. М. Горький. Рассказ «Макар Чудра»

Цель урока:

  1. Формировать понятие о новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой».
  2. Развивать умение анализировать эпическое произведение, отрабатывать умение рассуждать и доказывать собственную точку зрения, умение делать вывод о нравственных уроках произведения.
  3. Воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Методы и приемы:

работа с текстом учебника, эвристическая беседа.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом М. Горького «Макар Чудра». Это первый написанный Горьким рассказ. Именно с этого произведения начинает он путь писателя. С чем решил Горький вступить в русскую литературу? О чём хотел сказать читателю? Чем хотел поделиться с ним?

Время создания произведения (1892 г.) – трагическое, переломное, канун потрясений, которые вскоре обрушатся на Россию.

II. Работа над выбором эпиграфа к уроку

— Что вы понимаете под словом свобода?

(Ответы учащихся.)

В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у слова свобода несколько лексических значений.

1. В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

— Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы?

(
Романтизм).
— Слово «свобода» начертано на знамени романтизма, потому что для романтического героя она дороже всего. Исходя из этого, выберите то значение, которое можно было бы оставить в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

— Почему?

(Речь идет о внутренней свободе)

III. Определение темы урока. Постановка целей

— Рассказ какого автора вы читали к этому уроку?

(М.Горького)

— Как называется рассказ, который вы прочитали?

(«Макар Чудра»)

— Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

(Запись темы урока на доске и в тетрадях)

— Чтобы нам успешно проанализировать этот рассказ, что мы должны сделать?

(Озвучить цели урока.

Учитель. Цель нашей работы – отметить черты романтизма в рассказе Горького. Наше внимание мы сосредоточим на образе главного героя, средствах его создания. Кроме того, мы должны выявить авторскую позицию в данном произведении и через это сделать вывод о нравственных уроках рассказа.)

IV. Знакомство с понятием «неоромантизм».

— Отлично. Теперь непосредственно обратимся к рассказу «Макар Чудра».

— Какое впечатление сложилось после чтения рассказа? Что оказалось непонятным, удивительным?

(Рассказ в рассказе, очень интересные, яркие герои)

— Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Макар Чудра» присутствует тема свободы? В каком литературном направлении главное место занимает свобода?

(Да, романтизм)

— Что такое романтизм?
(Романтизм – литературное направление в европейских литературах, в том числе и в России, в начале 19 века.)
— Рассказ «Макар Чудра» был впервые опубликован в 1892 году. Это уже далеко не начало 19 века.

— Направление, в духе которого написаны ранние произведения М. Горького,
литературоведы называют неоромантизмом.О чем говорит нам приставка нео?
(т.е. новый, возрожденный романтизм).

— Давайте запишем определение в тетрадь. (Неоромантизм – возрожденный, новый романтизм)

Как вы думаете, черты неоромантизма совпадают с чертами романтизма?

(Да, совпадают, но есть и новаторство авторов).

— С какими романтическими произведениями вы встречались на уроках литературы?

(«Мцыри», «Цыганы», «Старуха Изергиль»).

— Давайте вспомним основные характерные черты романтизма

(с. 18 учебника.)

— Для того чтобы определить черты романтизма, обратимся к тексту рассказа «Макар Чудра». Давайте откроем рассказ и начнём его читать с самого начала.

Пейзаж в рассказе

(В записи звучит шум моря, учитель читает текст.)

«С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

— Почему так начинает Горький свой рассказ? Что вы увидели в этом пейзаже? Каковы его функции?

— Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

(Море-> отсутствие зримых границ-> свобода)

Первая черта романтизма – необычная, экзотическая природа, олицетворенная, живая стихия, необычное место действия.

V.
Анализ рассказа «Макар Чудра»
— Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?

— Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра – романтический герой?

(Ответы учащихся).

— Море, степь связаны с образом рассказчика. Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя?

(Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)

— Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению?

Найдите слова в тексте.

«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Вторая черта романтизма – герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.

Портрет героя

— Давайте попробуем составить портрет героя. Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа?

(Нет)

— Почему?

(Развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир героя, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в частности, речи героя.)

— Кто в рассказе ещё из действующих лиц является романтическим героем?

(Радда и Лойко)

— В тексте есть подробное описание портрета героев?

(Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.)

Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе.

Третья черта романтизма – внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям.

Речь героя

-Давайте составим речевую характеристику Макара Чудры. Что вы услышали в речи героя? Как она его характеризует?

(демонстрируется фрагмент кинофильма «Табор уходит в небо»)

— Совпало ли ваше представление о герое с экранным образом? Если да, то в чём?

(Притчевая, фольклорная речь
Макара Чудры, который часто называет собеседника соколом:« — Эге! Было, сокол…», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..»В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы.
В рассказе Чудры часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь…», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила…», «На всю степь гаркнул Лойко…».)

Композиция рассказа

Давайте, обратимся к композиции произведения. Читая рассказ, вы должны были обратить внимание на ещё одно средство создания образа главного героя. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе?
(прием вставного рассказа или рассказа в рассказе).
— Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и Лойко Зобаре? Если бы легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным. Для чего использован этот прием?
(Автор заставляет героя рассказывать легенду и таким образом задает определенную систему человеческих ценностей, по которой можно судить и о самом рассказчике. Легенда служит средством раскрытия образа Макара Чудры.)
— Давайте вспомним легенду о Радде и Лойко Зобаре.

(Подготовленное сообщение «Забар и Радда – романтические герои».)

— Перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь?

(Ответы детей).

Обратимся к «Толковому словарю» С. Ожегова.

ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

— А теперь давайте вернемся к эпиграфу: СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

— Что произошло с главными героями?
(Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой, гордостью).
— Но что для каждого важнее?
(Лойко – свобода и независимость, Радда – гордость.)
-Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к товарищам Зобара Лойко.

Монолог Радды

(Монолог может прочитать заранее подготовленная учащаяся, накинув цветной платок).

Я Радда, дочь Данилы-солдата. Говорят, красива я очень. И словами-то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому. Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.

Радда: «Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил — моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…»

— Что для нее важнее?
(Гордость, воля, свобода)
Монолог Зобара

(Монолог Зобара Лойко может прочитать заранее подготовленный учащийся).

Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею!

А что важнее для Зобара?

(Любовь, но и свободу терять он не хочет.)

— Итак, друг без друга герои не могут, потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят?
(Выхода не нашли… на компромисс не пошли, Лойко поставил свою гордость выше любви, Радда – свою свободу.)
— Подумайте, идя навстречу Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту.

(«Я знала…»)

— А Лойко предчувствовал собственную смерть?

— Что же отличает героев Горького от других романтических героев?

Вывод:

Внутренняя свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических героев Лермонтова, Пушкина. Неоромантический герой стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

Отношение героя к поступкам других

— Какой конфликт представляют эти герои и как он разрешается?

(Любовь и свобода, по Горькому, взаимоисключают друг друга, желание безграничной свободы, индивидуализм приводят к взаимному уничтожению.)

— Как Макар Чудра смотрит на эту историю любви?

(Он любуется героями, восхищается их красотой и другими достоинствами.)

Внимательно прочитайте финал, выясните его смысловую роль в разрешении конфликта произведения.

«Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками.

А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слезы…

Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы.

А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.»

— Почему именно этой картиной заканчивается рассказ? Каков смысл последнего предложения?

(Даже после смерти герои не примиряются)

— А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите.

(Не согласен с ней. Уже в начале рассказа прослеживается скептицизм повествователя к словам Макара Чудры. Диалог построен в форме монолога, «продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его слова». Макар Чудра восхищается красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств. А автор понимает бесплодность такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.)

-А где ещё мы встречали ситуации, в которых автор и рассказчик занимали разные позиции в оценке героев, поступков, ситуаций и др.?

VI. Создание сочинений-миниатюр

— Совместимы ли понятия любовь и свобода?

— Идея рассказа М. Горького «Макар Чудра» заключается в том, чтобы показать героя, ….(какого?)

Чтение нескольких сочинений.

VII. Подведение итогов

Ребята, давайте подведем итоги.

Что мы сегодня узнали?

Давайте сделаем выводы. Но не будем забывать, что в литературном произведении не всё бывает так просто, тем более, в произведении М. Горького.

— Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

— Что хотел сказать нам автор своим рассказом?

— Чем рассказ Горького, написанный в конце
XIXвека, интересен нам, читателямXXIвека? Какие нравственные уроки извлекаем мы из данного произведения?
— По-вашему, совместимы понятия любви и свободы? Нужно ли выбирать?

(Как бы прекрасны ни были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их жизнь бесплодна и призрачна, уподоблена теням, в которые превратились герои.)

— А теперь задайте вопросы. Что осталось невыясненным, непонятным в рассказе?

— А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».

VIII. Домашнее задание

Ребята, дома читать с. 188-194, устно ответить на вопросы на с. 190.

Противостояние любви и гордости

Однажды в табор приезжает известный Лойко Зобар, сердце которого Радда очень быстро покоряет. Даже такой человек, как он, не может противостоять чарам девушки. В душе его зарождается страстная любовь к молодой цыганке. Но та лишь подшучивает над ним.

После того, как Лойко при всех просит ее стать его женой, она сбивает его с ног. Позже Радда признается ему, что тоже любит его, но свободу ценит гораздо сильнее, поэтому Лойко должен признать ее главенство, поклониться ей в ноги и поцеловать руку.

СПАДИЛО.РУ

История создания

Рассказ «Макар Чудра» является первым опубликованным произведением М. Горького. Он был написан в 1892 г. в Тифлисе, когда будущий писатель работал в мастерских Закавказских железных дорог, и опубликован в том же году в газете «Кавказ».

Смысл названия

Макар Чудра — имя старого, умудренного жизненным опытом цыгана, который рассказывает печальную историю любви Радды и Лойко, напоминающую легенду.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — человеческая воля. Автор не случайно выбрал главным героем произведения старого цыгана. У этого кочевого народа нет собственного государства. Цыгане рассеяны по всему миру, поэтому превыше всего ценят свободу.

Макар Чудра за свою долгую жизнь побывал во многих краях. Состарившись, он лишь еще тверже укрепился во мнении, что счастье человека заключается в постоянном движении.

Цыган с усмешкой относится к людям, которые всю жизнь находятся на одном месте. Приковав себя к земле и работе, они становятся рабами. Макар считает, что жизнь и так слишком коротка, чтобы накладывать на нее ограничения и никогда не познать «ширь степную» и «говор морской волны».

Старый цыган гордится тем, что принадлежит к гордому и вольному народу. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая могла произойти только в цыганском таборе.

Лойко Зобар даже среди соплеменников выделялся своей удалью и бесшабашностью. Под стать ему была и Данилова дочка Радда. Двое красивых и гордых молодых людей, судя по всему, с первого взгляда по достоинству оценили друг друга. На правах мужчины Лойко попытался подчинить себе девушку, но столкнулся с таким же сильным и неукротимым характером.

Макар не зря предупреждает собеседника, что любая женщина представляет опасность, потому что рано или поздно покоряет волю влюбленного в нее человека. Требование Радды поклониться ей в ноги перед всем табором означало для Лойко добровольное попадание в рабство. Гордый цыган еще никогда и ни перед кем не склонял своей головы.

Влюбленные погибли, но стали символом цыганской вольности и независимости. Их тела давно истлели, но души в сознании всех цыган до сих пор ведут непримиримую борьбу с любыми проявлениями рабства.

Проблематика

На раннем этапе творческого пути Горькому было присуще впадать в крайности. Любая проблема решалась писателем по принципу: все или ничего. При этом высшей ценностью он считал свободу.

История Лойко и Радды — красивая легенда, а не прямое руководство к действию. Это своеобразный гимн непобедимому стремлению к свободе. Любовь является одним из сильнейших человеческих чувств, но даже оно не должно приводить к рабству и подчинению одного человека другим.

В более широком смысле рассказ «Макар Чудра» поднимает главную проблему, волнующую молодого Горького. Это необходимость борьбы с угнетением и несправедливостью, во главе которой стоят самые гордые и свободолюбивые люди.

Композиция

Произведение начинается с беседы автора с Макаром Чудрой. Основную часть занимает быль старого цыгана. В финале автор продолжает размышлять над смыслом рассказанной ему легенды.

Чему учит автор

Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

М. Ю. Лермонтов

Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.

Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» — мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик — старый цыган Макар Чудра — достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!»

В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

Макар советует своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.

Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя — Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.

Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно рассыпавшись в искры, угасло… — Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

Смысл

Рассказ отвергает всё мирское, призывая человека отречься от разрушительных благ человеческой цивилизации. По мнению писателя, человек должен стремиться к свободе, к независимости. Люди должны вернуться к своим корням. Такова основная идея рассказа «Макар Чудра».

И хоть Горький осознаёт, что даже такая жизнь, которая буквально сжигает человека, не лишена своих недостатков, он всё равно считает её предпочтительнее медленного загнивания, на которое обречены погрязшие в рутине и повседневных заботах обыватели. Главная мысль рассказа «Макар Чудра» заключается в превосходстве свободы над безопасностью и комфортом. Люди должны чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью.

Главная идея

Автор призывает читателей отречься от человеческих благ. По мнению Горького, человек должен до конца бороться за свою свободу.

Хотя писатель и понимает, что такая жизнь тоже обладает своими недостатками и «поглощает» человека полностью, но всё-таки отдаёт предпочтение ей. Автор презирает жизнь людей, которые потихоньку погибают от своих вечных забот и рутины.

Смысл произведения «Макар Чудра» заключается в том, что человек должен отдавать предпочтение свободе, а не безопасности и комфорту.

Люди должны прочувствовать каждую секунду жизни, а не погружаться с головой в рутину.

Чему учит?

Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».

Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».

Источник

Основные уроки

Писатель показывает, какой ценой приходится расплачиваться человеку за свою излишнюю гордость. Максим Горький также подчёркивает цену свободы, груз которой не каждому под силу. Но по сравнению с монотонной и серой жизнью рабочего класса даже он станет наградой.

Рассказ учит читателей, что всегда нужно держать свои чувства под контролем. Порой люди в определённый момент не могут совладать с собой, а такая необдуманность приводит к трагедии.

Любому человеку придётся сделать выбор между свободой и чувствами, но не в пользу смерти.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: