Урок литературы в 9 классе. В.А.Жуковский «Светлана»

  • Анализ стихов
  • Жуковский
  • Светлана

Баллады — особый вид поэтического творчества В.Жуковского. В балладах Жуковский показывает жизнь не как на самом деле, а выдуманную. В его балладах вершится справедливый суд, показаны высокие человеческие отношения. Сюжеты баллад, в том числе и «Светланы» он черпает из народного фольклора, легенд, преданий.

Баллада «Светлана» написана в период с 1808 по 1812 год. Посвящено произведение Сашеньке Протасовой, возлюбленной В. Жуковского. Личная любовная драма, замужество любимой, ее ранняя смерть наложило отпечаток на творчество В. Жуковского.

В стихотворении «Светлана» Жуковский очень ярко и реалистично описывает русский быт, русскую душу, народные традиции и обряды. Люди верили в предзнаменования судьбы, и свою жизнь строили в соответствии этим знакам.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…

Так начинается баллада. Из гадания девушки хотели узнать, что их ждет впереди. Жуковский описывает гадание на зеркале. Темное зеркало, страх заглянуть в него, увидеть свою судьбу. Все это предстоит Светлане. Будущая жизнь Светланы проносится перед ней в зеркале: неизвестная судьба жениха, разбойничий притон, жених – мертвец. Жуковский применяет прием вьюги и метели, которая стирает все следы, и пишет новую судьбу. С каждой строчкой нагнетается страх, который захватывает и читателя и Светлану. Голубок, прилетевший на грудь мертвеца, спасает Светлану, от страшного будущего. Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.

Страшное гадание оказалось только сном. Пробуждение принесло счастье, приехал жених с горящей любовью в глазах. Как всегда, в балладах Жуковского побеждают человеческие гуманистические чувства.

Баллада «Светлана» наполнена музыкой, легкими полутонами, которые то вычерчивают образ, то пытаются его скрыть. Читатель легко идет за поэтом, сопереживая главной героине, вместе с ней веря во все происходящее.

Вариант №2

Жуковский Василий Андреевич – известный русский поэт, критик и переводчик. Вдохновившись творчеством Карамзина и направлением сентиментализма в целом, он стал одним из основателей русского романтизма. Поэт очень любил писать элегии, например, «Сельское кладбище», «Вечер». Не остался он в стороне и от темы войны, ведь сам принимал участие в сражениях 1812 года. Помимо других жанров, Жуковский очень любил писать баллады, одна из самых известных его – «Светлана».

Написал это произведение поэт в 1812 году, прочитав произведение одного немца, Августа Бюргера, — «Ленора». Жуковский адаптировал стихотворение под себя, под свой народ, и оно стало во многом отличаться от оригинального.

В произведении автор рассказывает о девушках, решивших погадать в один крещенский вечер. К Светлане, одной из них, сзади подошёл её жених, бывший на войне, он повёз её в церковь на санях, но в дороге пропал. Девушка зашла в избушку и увидела гроб, в котором лежал её любимый. Светлана сразу же проснулась. Девушка боялась того, что это вещий сон, но опасения не подтвердились, так как тут же с войны приехал её жених.

Образ Светланы в произведении – это некий религиозный символ, девушка уже несколько лет молится и живёт по обычаям церкви, однако, всё же решает погадать. Она не отрекается от Бога даже тогда, когда узнаёт о смерти своего жениха, не снимает крест, когда гадает, и за её веру судьба становится благосклонной, возвращая его девушке.

Другие образы очень смутные, так как большая часть произведения – это сон девушки. Композиция построена на противопоставлении дня и ночи, реальности и фантазии, что очень характерно для произведений романтического направления.

В произведении затронуты проблемы религии. Жуковский знал, что русский человек не был православным на все сто, поскольку, хоть и верил в Христа, молился в церкви и праздновал Пасху, но ещё и отмечал языческие праздники, такие как Новый год и Масленицу. Вдобавок ко всему, люди боялись сглаза, поэтому три раза плевались через плечо, не ели с ножа и сидели на дорожку, то есть были суеверными, что никак не вяжется с православием. Такое происходит и сейчас, поэтому эта баллада Жуковского актуальна и в наши дни.

Произведение «Светлана» — типичный пример баллады, ведь в нём выражены все чувства главной героини, происходят мистические события, а природа добавляет ещё больше таинственности.

Жуковский в своём произведении стремился создать истинно «русский образ», в котором собраны верность, чувственность, понимание, покорность своей судьбе и лёгкая грусть. Он с любовью относится к своей героине, называя её «милая Светлана», а также переживает за судьбу девушки, он надеется, что всё у неё будет хорошо, он желает ей только счастья, это видно в первых строках последней строфы: «О! не знай сих страшных снов ты, моя Светлана…»

Баллада написана лёгким для понимания языком, но в неё всё же присутствуют историзмы и архаизмы, такие как «запона», то есть кусок одежды священника, «уста» — губы, «зиждителя» — основателя. Это привычный для того времени язык, ведь в период жизни Жуковского только начиналось становление литературного русского языка.

Произведение учит читателей всей душой верить в Бога, быть преданными ему и никогда не отходить от своих идеалов, принципов. Сон здесь символизирует не просто временное забытье, но и то страшное распутье, на котором находится человек, ищущий веру и правду. Пробуждение – это, наоборот, познание истины и полная гармония в душе у человека. Поэт понимает, что нельзя постоянно жить в своих мыслях и мечтах, не быть твёрдым в своих убеждениях, потому что только отсутствие сомнений приведёт человека к счастливой жизни.

Анализ №3

Стихотворение «Светлана» было написано В. А. Жуковским в 1812 году. Поэт посвятил его замужеству своей племянницы, А. А. Протасовой. В качестве первоисточника было использовано стихотворение немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора», которое вдохновило В. А. Жуковского на создание русскоязычной версии.

Стиль данного произведения соответствует направлению «романтизм», для которого характерно раскрытие внутреннего мира главного героя через переживание его эмоций, чувств. Стихотворение написано в жанре баллада, который также соответствует упомянутому направлению. Особенностью жанра принято считать мистический сюжет произведения.

В анализируемом стихотворении присутствует символика русского фольклора: черный ворон, как вестник смерти; белый голубь, как символ Святого Духа; с криком петуха исчезают все видения. Кроме того, В. А. Жуковский неслучайно использует один из основных мотивов немецкого народного творчества, а именно умыкание невесты мертвецом.

Основная тема стихотворения соответствует теме любви. Именно любовь толкает Светлану на необдуманный поступок, который противоречит православным традициям. Раскрытие темы автор осуществляет на примере традиционных крещенских гаданий незамужних девушек на суженого. Одна из девушек, Светлана, при помощи гадания захотела узнать о судьбе своего жениха, находящегося на войне. В результате Светлана увидела страшное видение: панихиду, метель, избу в заснеженном поле с черным гробом, в котором лежал ее жених. Искренняя молитва помогла Светлане очнуться, видение оказалось кошмарным сном – отражением ее собственных страхов. После пробуждения Светлана видит жениха, благополучно вернувшегося с войны.

Следует отметить, что в отличие от немецкого оригинала во время видения Светлана молится Богу и просит защиты, которую вскоре и получает – ей удается избежать смертельных объятий мертвеца. В то время как Ленора обращается к высшим силам с роптаньем, что ее жених не вернулся с войны, и, как следствие, навлекает на себя беду.

Главной идеей стихотворения является мысль о том, что необходимо верить в Божий промысел и не отступать от его законов, в том числе не прибегать к помощи нечистой силы посредством гаданий, как это сделала Светлана.

Средства художественной выразительности и художественные детали, которыми столь богата баллада «Светлана», играют особую роль в создании нужного образа. При описании видения Светланы, автор использует преимущественно черный и белый цвет, например, «черный гроб», «бледен и унылый», «белоснежный голубок» и др. При описании же событий в реальности преобладают естественные яркие цвета, например, «серьги изумрудны», «пар алеет» и др. Такое противопоставление не случайно – автор стремится развести мир живых и мир мертвых.

Кроме того, для мира мертвых характерно неестественное отсутствие каких-либо звуков, характерных для мира живых. Например, «тихий, легкий шепот» жениха, «страшное молчанье» в избе и, наоборот, «шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем».

Основой композиции стихотворения является противопоставление, главным образом сна и реальности, смерти и жизни, веры и суеверий и т.д.

В своем произведении В. А. Жуковский поднимает несколько проблем. Во-первых, проблема принятия человеком своей судьбы. Несмотря на обрушившиеся на нее страхи, Светлана не обвиняет никого в смерти своего любимого, а кротко молит о его спасении. Таким образом, автор хочет показать силу любви и веры, способные победить злые силы.

Во-вторых, поднимается проблема суеверия, к которому столь склонен русский народ. Наряду с религиозностью, люди продолжают верить в приметы, осуществлять языческие ритуалы.

В отличие от баллады немецкого поэта Жуковский выбирает благополучное завершение истории для главных героев. Кошмарное видение оказывается сном, а реальность представлена счастливой встречей влюбленных. Таким образом, Жуковский хочет лишь преподать урок, не желая жестоко наказывать свою героиню.

9 класс по плану кратко

Урок литературы в 9 классе. В.А.Жуковский «Светлана»

Произведение:

Баллада «Светлана» В.А. Жуковский.

Вид:

урок усвоения нового материала.

Тип урока:

урок с использованием активных форм работы.

Класс:

9-Б

Тема урока:

Художественные особенности баллады В.Жуковского «Светлана».

Эпиграф:

Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… А.С.Пушкин.

Цели урока:

  • Обучающая:

    осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.

  • Развивающая:

    умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;

  • Воспитывающая:

    воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Оборудование:

ПК, презентации к сообщениям о жизни и судьбе поэта, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана».

Ход урока

1. Оргмомент.

II. Экспресс-опрос (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Романтизму присуще?..

  1. Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).
  2. Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.
  3. Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.
  4. Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.
  5. Интерес к фольклору и национальной истории.
  6. Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.
  7. Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.
  8. Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В.А. Жуковским. Вы уже знаете, что это поэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России.

Откройте свои тетради и запишите тему урока, эпиграф.

Попробуем определить цель нашего урока.

3. Знакомство с биографией В.А.Жуковского.

Наше знакомство начинается с биографии Жуковского. (Сообщение учащегося, показ презентации № 1).

Учитель:

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже. Жуковский начал свое поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси; современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.

«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана его шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского певцом Светланы». (В.Г.Белинский)

Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной.

4. История создания баллады «Светлана».

Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».

5. Исследователи (учащийся) о балладе «Людмила».

Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.

5. Определение баллады как жанра.

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?

Баллада

– это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.

6. Анализ баллады «Светлана».
Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания?
В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек.) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.

Сообщение о святочных гаданиях.

(Презентация № 2)

7. Физкультминутка.

Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза руками. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется.

8. Анализ баллады.

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

— Назовите героев.

— Расположите события по порядку.

  1. Девушки гадают в крещенский вечер.
  2. Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
  3. Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
  4. Светлане является её жених и увозит её венчаться.
  5. Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
  6. В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
  7. Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

— Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

— Какие элементы в сюжете реальные?

— Что относится к фантастическому?

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

— Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

5) Баллада имеет композицию.

— Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

  • Завязка: гадание.
  • Кульминация: встреча с мертвецом.
  • Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.

— Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)

— Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)

— «Светлана» — одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу «Светлана» – это птицы.

Ворон Голубь Петух
В народе:

Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти.

В народе:

Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа.

В народе:

Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник.

В балладе:

Чёрный вран, Свистя крылом, Вьётся над санями: Ворон каркает: печаль!…

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.

В балладе:

…в тишине Лёгкое журчанье: Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел,обнял их крылами: но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул

Лёгкие он крылы;…

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).

В балладе:

…шумным Бьёт крылом петух, День встречая пеньем:

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз «на границе» зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что «наяву» не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне — «нейтрализуется» присутствием голубя.

— Что же спасает Светлану?

ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана — героиня русской баллады.

— Что же мы видим русское, национальное в балладе?

В чём смысл баллады?

— В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?

Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения.
Что интересного вы заметили в построении баллады
?

Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию — счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад — надеждой на радостную, полную любви жизнь?

Какой же смысл в балладе Жуковского?

Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?

9. Домашнее задание:

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

3) Отрывок наизусть (по выбору).

10. Итог урока.

— Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

— Что вам понравилось?

— А как бы вы оценили свою работу?

— А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен.

Спасибо!

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: