«Сон Обломова и его значение в романе И. А.Гончарова. Анализ главы»план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему


Почему “Сон Обломова” является образным и смысловым ключом к пониманию всего романа?

И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова” “увертюрой” всего романа. “Сон Обломова” сперва появился в свет как “эпизод из неоконченного романа”. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка – очень яркое и полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни”. Как же “милые обломовцы” повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного мальчика?

Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни.

Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому, немедленно пресекалась: “Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: – Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?

Эй! Васька! Ванька! Захарка!

Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!”

Родители не заботились

Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”. Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же “у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы”, и он “бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.

Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила В нем всякое стремление к знанию. Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? “Сам Обломов – старик тоже не без занятий” – с иронией говорит Гончаров.

Что же это за занятия? “Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.” Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственноcтью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение.

Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца “талант хозяйничания”, не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста 0бломовки даст денег столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь “забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”.

Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные.

Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше “той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту”. Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду.

Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды.

Но период душевного подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку.

Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он “простился с толпой друзей” и все реже и реже выхолил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.

Обломовка – крепостнический заповедник лени

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Почему сон Обломова назван увертюрой всего романа? (Школьные сочинения)

Глава “Сон” была названа увертюрой всего романа, потому что именно в неё Гончаров вложил описание становления характера Обломова, что очень важно для понимания героя. Все происходящее события в других частях являются следствие того воспитания и мироощущения, которое Обломов получил в детстве. Эта глава погружает нас в истоки “образования” типа Обломова.

Сначала Гончаров описывает окружающую Обломова действительность, которая позже станет для него идеалом жизни. Всё спокойно, подчинено однообразному укладу, как времена года плавно сменяют друг друга, так и жизнь в Обломовке течёт по намеченному руслу. Весь мир для жителей Обломовки является мраком. Они существовали обособленно, не желая как-то менять сложившийся порядок, и ничто не могло нарушить однообразия их бытия.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Для Обломова это был настоящий “Благословенный Богом уголок”.

Далее автор описывает детство героя. Мы видим, как его баловали, лелеяли, отгораживали от всякого рода труда, ни в чём не отказывали. Окружающие ласкали и хвалили его, а родители старались удержать сына дома. Детство является первым и самым важным источником становления характера человека. Гончаров рассуждает: “. напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни его окружающей”.

Влияние на мальчика также оказывают рассказы няни. В одном из них говорилось о том, как к “любимцу, тихому, безобидному, другими словами, лентяю” приходит добрая волшебница в образе щуки и осыпает разным добром. Сказки в жителях Обломовки сохраняли свою власть с детства и до конца жизни.

Можно заметить, что всех жителей Обломовки объединяло отсутствие цели. Все их занятия в основном были посвящены организации праздников, которые постоянно менялись, а затем вновь повторялись.

Для Обломова чувство лени, медлительности, отсутствие деятельности являются привычным состоянием и неудивительно, что он продолжает вести такой образ жизни. С помощью этой главы автор раскрывает источники личности Обломова, и это является увертюрой всего романа.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id13764

Источник

Сон Обломова

Первая часть романа «Обломов» посвящена обычному дню главного героя – Ильи Ильича Обломова. Описание обстановки квартиры и вещей, окружающих героя в его повседневной жизни, позволяют читателю составить общее представление о его характере. На обстановке квартиры лежит печать заброшенности и запустения. Сам Обломов большую часть времени проводит лежа на диване, в просторном и широком халате, повторяющем все движения его тела. Лежа, он мечтает, воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.

Илья Ильич мало читает, редко выходит из дома и на все приглашения отвечает отказом. Но, несмотря на лень и пассивность, завладевшие личностью героя, он не потерял способность мыслить. Глядя на посетителей, которые приходят к нему, чтобы рассказать последние светские новости и пригласить прогуляться, Обломов не перестает удивляться: «Увяз, любезный друг, увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…» «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» – спрашивал Илья Ильич у Штольца. Размышляя о своем существовании, он задает себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова».

🗹

С сайтом oopschel.ru, индивидуалки Челябинск по вызову, это встречи индивидуально, конфиденциально и неповторимо. Воспользуйтесь услугами проституток и ваше представление о страстном сексе измениться. Милые индивидуалки Челябинск по вызову, желанные и восхитительные, они такие заботливые и профессиональные, что сегодня у тебя будет лучший интимный досуг. Выбери девушку сейчас.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: