Сочинение: Почему Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого? (по пьесе «Горе от ума»)
(550 слов) Произведение «Горе от ума» — одно из выдающихся произведений начала девятнадцатого столетия. В своей комедии Грибоедов затронул важные проблемы, которые волнуют человечество и в наше время. «Горе от ума» является злободневным сатирическим произведением, которое обличает общественные пороки. Писатель продемонстрировал читателю столкновение представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Кроме того, в комедии «Горе от ума» рассказывается о несчастной любви Александра Чацкого к Софье Фамусовой. И многие читатели сегодня недоумевают, почему Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого? Разберёмся подробнее.
Образ Софьи Фамусовой является довольно сложным. Природа наделила девушку прекрасными качествами. Так, Софья отличается остроумием и независимым характером. Героиня способна на великое и искреннее чувство. Но Софья получила воспитание фамусовского общества и научилась лгать. А чтение французской литературы сформировало у нее ложные ценности, которые она подсознательно искала в будущем супруге. Так, воздыхатель должен был быть чувствительным, томным, ранимым, скромным и почтительным. Желательно, чтобы влюбленных разделяли препятствия, чтобы каждый из них мог проявить высокие чувства. Чацкий уже не подходит под это описание.
Как известно, Александр и Софья были знакомы еще с детства. Сначала главная героиня ему отвечала взаимностью. Однако главный герой неожиданно уехал. А когда Чацкий вернулся, то сразу же заметил, что у его возлюбленной не осталось тех сильных чувств к нему, как было прежде. Теперь сердце Софьи занято робким и тихим секретарём Фамусова — Алексеем Молчалиным. Сначала может показаться, что Софья сделала довольно странный выбор. Ведь Александр Чацкий является умным и харизматичным человеком. У него прекрасное образование и воспитание. Однажды служанка Лиза вспомнила, как главный герой расставался со своей возлюбленной. По словам Лизы, он «слезами обливался», теряя свою любимую. Это свидетельствует о чувствительности и искренности Чацкого. Однако он не стал бы разыгрывать роль литературного воздыхателя. Он достаточно энергичен, умен и обладает чувством самоуважения, чтобы не разыгрывать из любви комедию. И Софья не увидела в нем свой идеал.
Алексей Молчалин совершенно не похож на Чацкого. Молчалин, по мнению Александра, является «жалчайшим созданьем». Главным достоинством Молчалина является его способность в нужное время «безмолвием обескуражить» Фамусова, а также в необходимый момент услужить. Ради карьеры он разыгрывает из себя героя французских книг, делая все, чтобы понравиться Софье. Главная героиня идеализирует образ своего возлюбленного, не желая замечать правду. Поведение Софьи типично для сентиментальной светской дамы, которая обожает читать романы о чистой и искренней любви. В какой-то степени Молчалин действительно подобен герою любовного романа: «И вот любовника я принимаю вид // В угодность дочери такого человека». Совсем не удивительно, что Софье ближе Молчалин, нежели Чацкий. У них много общего. Алексей, как и главная героиня, придерживается фамусовских правил. А Чацкий подобных правил никогда не примет. Софья никак не может осознать, что именно Чацкому не хватало в их доме. Ведь ее все устраивает в этом обществе.
Кроме того, героиня обиделась на Чацкого, потому что он уехал «ума искать», а не остался с ней. Как только главный персонаж начинает смеяться над пороками людей, окружающих Софью, героиня начинает злиться на Чацкого, ее унижают его слова. Особенно девушка возмущена, когда главный герой смеётся над Молчалиным. Она не замечает, что не только ее возлюбленный порочен, но и все его окружение такое же. Более того, девушка сама поступает так — она осознанно пускает слух о сумасшествии Чацкого. После этого Чацкий окончательно разочаровывается в главной героине.
Можно утверждать, что отношения Молчалина с Софьей являются грустной закономерностью, которая разрушает детские отношения: когда один человек стал умнее и лучше благодаря образованию, а другой остался на том же уровне, их пути уже не сойдутся.
Автор: Виктория Комарова
Тайна тетушки Софьи и юмора Чацкого
Высмеивая Москву, Чацкий язвительно спрашивает Софью:
На съездах, на больших, по праздникам приходским? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?
Почему же французский язык смешивается именно с нижегородским говором? Дело в том, что во время войны 1812 года это стало реальностью: московские дворяне эвакуировались в Нижний Новгород Василий Львович Пушкин (дядя поэта и сам поэт), обращаясь к нижегородским жителям, писал: «Примите нас под свой покров, / Питомцы волжских берегов».. Тогда же на патриотическом подъеме дворяне попытались отказаться от французской речи и заговорить по-русски (Лев Толстой описал это в «Войне и мире»), что и привело к комическому эффекту — смешению французского прононса с нижегородским оканьем.
Не менее забавными были лексические казусы (и не только нижегородские!). Так, смоленская помещица Свистунова в одном из писем просила купить ей «кружев английских на манер барабанных (брабантских), «маленькую кларнетку (лорнетку), так как я близка глазами» (близорука), «сероги (серьги) писаграмовой (филигранной) работы, духов душистых аламбре, а для обстановки комнат — картин тальянских (итальянских) на манер рыхвалеевой (Рафаэлевой) работы на холстинке и поднос с чашечками, если можно достать с пионовыми цветами». Кроме того, не исключено, что Чацкий просто цитирует знаменитый публицистический текст времен Наполеоновских войн, написанный Иваном Муравьевым-Апостолом, отцом троих будущих декабристов. Называется он «Письма из Москвы в Нижний Новгород», и в нем есть знаменитый фрагмент о том, как в московском Дворянском собрании безжалостно обходятся с французским языком:
«Я стал посреди залы; волны людей шумели около меня, но увы!.. Шумели все по-французски. Редко, редко где выскакивало русское слово. <?…> Из ста человек у нас (и это самая умеренная пропорция) один говорит изрядно по-французски, а девяносто девять по-гасконски; не менее того все лепечут каким-то варварским диалектом, который почитают французским потому только, что у нас это называется говорить по-французски. Спроси их: зачем это? — оттого, скажут они, что так ввелось. — Боже мой! — Да когда же это выведется? <?…> Войди в любое общество; презабавное смешение языков! Тут услышишь нормандское, гасконское, русильонское, прованское, женевское наречия; иногда и русское пополам с вышесказанными. — Уши вянут!».
Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка?
Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
Выводы
Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.
Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»
Тест по произведению
«Мильон терзаний» Софьи
Безусловно, велика роль Софьи («Горе от ума»). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.
Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, как выясняется в финале произведения «Горе от ума».
Образованность Софьи
С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из «Горе от ума». Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье — вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян «века минувшего».
Противоречивый образ героини
Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья — причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из
Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.
Трагический образ героини
Софья в произведении «Горе от ума» — наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна («Горе от ума») воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.
Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.
Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.
Героиня которая нарушает нравственные основы.
Соединив в комедии «Гоу» черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительных персонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие.
Не зря Гончаров отметил и оценил в Софье «черты характера живого и реалистического». У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья — «мудрая». Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая, соответствует характеру молодой девушки («Счастливые часов не наблюдают»). Софье в комедии отведена непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.
Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходу сон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях.
Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: «Я вас без памяти люблю». Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает («Ей сна нет от французских книг»), но предмет ее чтения — сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе).
Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: «возьмет он руку, к сердцу жмет…». Именно так ведут себя герои французских романов.
Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести.
Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма — непонимание одного героя другим. В пьесе «Гоу» каждый герой составляет себе жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схемы). Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое — она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…
Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так соответствует роли «мужа-мальчика, мужа-слуги». Софья отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» Поэтому Г-дов так писал о своей героине: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку».
В конце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении «женского страха и стыда»: А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, — За двери прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: «Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!» Софья бросила тем самым вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья — нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения.
В отличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» Софья Павловна в своих ошибках обвиняет себя: «Не продолжайте, я виню себя кругом». Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки. Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Софья спокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина.
Героине очень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои, которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода «горе от ума», если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепить жизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.
Любовная линия пьесы означает одну простую истину, жизнь — сокровенное горение, полет. Г-дов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном в жизни — о любви. Гончаров писал, что в Софье «есть сильные задатки недюжинной натуры». И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой девушке «черты характера живого и реалистического». Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.
🗹