- Краткие содержания
- Гоголь
- Страшная месть
События происходят на свадьбе сына бравого есаула Горобца. Среди гостей – его друг и названый брат Данило Бурульбаш. Он приехал с красивой женой Катериной и малым сыном. Веселье в разгаре, но тут есаул выносит две древние иконы и собирается благословить молодых. Один из казаков резко меняется – становится отвратительным стариком. Люди пугаются, узнав в нем колдуна. Есаул иконами выгоняет его.
Данило с семьей едет к себе на хутор по реке на лодке. Вдруг на погосте встают фигуры трех мертвецов. Данило считает это плохой приметой.
В доме Данилы утром вспыхивает ссора с тестем из-за его образа жизни, он ведет себя не как христианин. Они рубятся на саблях, стреляют из мушкетов. Катерина еле упросила их прекратить.
Завтра жена говорит Даниле о сне, где ее отец – это колдун и грязно пристает к ней. Вечером казак видит свет в окне мрачного замка возле хутора. Едет туда, лезет на ветку дерева и видит: тесть колдует, превращается в чудище и мучит душу Катерины, вызванную магией. Разговор супругов. Теперь оба знают правду о тесте.
Колдуна держат в подвале, его выпускает дочь — он обещает отмолить грехи. Катерина не сказала, что выпустила отца.
Рядом с хутором попойка ляхов в корчме, они готовы напасть. Данило угнетен и чует смерть. Ляхи нападают. В битве Данила застрелил тесть. Атаку ляхов отбил есаул Горобець. Колдун творит магию в землянке. Во время ритуала видит лицо мужчины и кричит в испуге.
Катерине снятся ужасы, она делится страхами с есаулом. Ее отец угрожает убить ребенка, если она не сойдется с ним. Ночью младенца в колыбели зарезали.
В Карпатах едет всадник-исполин. Он спит. За ним следует, как паж, младенец.
Катерина сошла с ума. Приехал якобы друг ее мужа, хотел жениться, но она узнала в нем отца, бросилась с ножом, но…колдун ее убил. Люди наблюдают, как в небе по Карпатам скачет огромный витязь. Колдун его узнает и в ужасе скачет к святым местам.
Схимник отказывается молиться за нечестивца, колдун убивает его. Куда бы он ни ехал — попадает в горы. Там его убивает витязь и бросает в пропасть. Мертвецы грызут тело колдуна. Самый большой не может достать и от злости грызет себя.
Бандурист поет легенду о двух братьях: Петр позавидовал Ивану, что тот привез турецкого пашу и получил много денег от короля. Петр убил Ивана, подло сбросив с обрыва. На божьем суде Иван захотел мести: чтобы не было родне Петра счастья, а последний из рода его чтобы был негодяем и был по смерти растерзан сродниками, чтобы Петр не смог дотянуться и отомстить. Самого Ивана бог заставил вечно скакать по горам как туманного витязя.
Легенда учит, что за зло придет расплата и после смерти.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Очень краткое содержание для читательского дневника
Во время свадьбы сына есаул Горобець вынес для благословения молодых иконы. Один из гостей вдруг превратился в страшного урода, и люди поняли, что это колдун. Его изгнали со свадьбы с помощью икон.
До этого события к жене названого брата есаула, Данилы Бурульбаша, Катерине, приехал отец, которого она не видела с детства. Он всегда был мрачен, отказывался от многих казацких кушаний и пил тёмную жидкость из своей бутылки. Катерине приснился сон, что колдун, который показался на свадьбе, — её отец.
Как-то Бурульбаш увидел, что тесть отправился в старый замок, стоявший недалеко от его хутора. Забрался пан Данило на дуб, чтобы заглянуть в окна неприступного замка, и увидел, что тесть своим колдовством вызвал душу Катерины. Понял пан Данило, что сны жены были вещими.
Вернувшись на хутор, Бурульбаш нашёл способ посадить колдуна в глубокий подвал, но тому удалось освободиться, уговорив дочь открыть дверь. Колдун исчез, и когда на хутор напали ляхи, пан Данило, сражаясь с ними, приметил среди врагов тестя. Метким выстрелом колдун смертельно ранил Бурульбаша.
Катерине колдун явился во сне и потребовал выйти за него замуж. За отказ он убил её маленького сына. От всех этих потрясений Катерина сошла с ума. Однажды в хутор пришёл гость, в котором она узнала отца-колдуна, кинулась на него с ножом, но тот его вырвал и убил свою дочь.
За Киевом явилась чудное видение: вдруг стали видны Карпаты, а на одной из гор стоял конный рыцарь с закрытыми очами. В ужасе колдун вскочил на своего коня и помчался прочь. Явившись в пещеру схимника, попросил он молиться за его погибшую душу. Схимник увидел, что грехи этого человека слишком велики, и отказался молиться за такого небывалого грешника. В бешенстве убил колдун святого схимника.
Скакал колдун на коне, но все дороги приводили его к Карпатам. Очутился он перед всадником из видения. Схватил всадник колдуна за шею, тот вмиг умер и был сброшен в пропасть.
В конце повести рассказывается, как пел бандурист о давнем деле. Жили два казака, названые братья, Петро да Иван. За поимку турецкого паши король обещал большую награду. Братья, решив поймать пашу, поехали в разные стороны. Иван поймал пашу и, взяв награду, разделил её с другом. Но позавидовал Петро, что Иван получил от короля такую честь, и затаил злобу.
Поехали они на жалованные королём земли. На узкой горной тропе столкнул Петро своего названого брата в пропасть.
На Божьем суде Иван попросил, чтобы всё потомство Петра не знало счастья, чтобы последним в его роду был такой злодей, какого ещё не было на свете и чтобы все предки его в своих гробах испытывали муку от каждого его злодейства. И сам Петро, не в силах подняться из земли, терпел ещё более сильную муку, ибо нет большей муки для человека, «как хотеть отомстить, и не мочь отомстить».
Так всё и свершилось, но и сам Иван, по велению Бога, был лишён Царствия Небесного и должен вечно сидеть на коне и чувствовать, как лежащий под землёй Петро в страшных муках трясёт всю землю.
Главные герои
В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:
В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:
- Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
- Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
I
В Киеве праздновал есаул Горобець свадьбу своего сына. Приехало много гостей, среди них был Данило Бурульбаш с женой Катериной и годовалым сыном. Гости были удивлены, что не приехал на свадьбу отец пани Катерины, который пропадал где-то без вести более 20 лет, а год назад вернулся к дочери, когда она родила сына Ивана.
Старый есаул вынес иконы для благословления молодых и хотел произнести молитву. В это время народ попятился, указывая на одного казака, лицо которого страшно преобразилось, когда есаул поднял иконы. Стал казак страшным горбатым стариком.
Все закричали, что это снова показался колдун. Есаул, выставив против старика иконы, сказал: «Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места!» Старик зашипел, по-волчьи щёлкнул зубами и пропал.
Старые люди стали говорить, что будет беда, и рассказывали истории про этого колдуна. Но некоторое время спустя веселье возобновилось, пир продолжался до поздней ночи.
II
Тихой ночью плыл по Днепру чёлн — это возвращался к себе на хутор, что был на другом берегу реки, Бурульбаш с женой и сыном. Два гребца не пели и не разговаривали, их пан задумался, а Катерина качала на руках дитя. Спросил пан Данило жену, почему она печальная. Катерина ответила, что страшно ей от рассказов про колдуна.
Когда чёлн поравнялся с кладбищем на берегу, послышались крики о помощи. Зашатался крест, поднялся из могилы мертвец, простонал, что ему душно и ушёл под землю. Также случилось со второй и третьей могилой. И вдруг всё пропало…
Бурульбаш сказал, что это колдун устрашает, чтобы люди не добрались до его нечистого гнезда. Затем сказал Катерине, что ему кажется, что её отец не хочет жить с ними в ладу — приехал суровый, угрюмый, всегда сердится.
III
Наутро поздно проснулся пан Данило и стал натачивать новую саблю, а Катерина принялась вышивать. Вдруг пришёл её отец и стал сердито спрашивать дочь, почему поздно вернулась домой. Пан Данило сказал, что про это надо не её спрашивать, а его, так как здесь водится, что муж отвечает, а не жена. Слово за слово, разругались пан Данило и тесть и стали биться на саблях. Когда клинки отлетели, взялись за мушкеты. Данило, выстрелив, не попал, а тесть ранил его в руку. Хотел пан Данило взять висевший на стене турецкий пистолет, но жена кинулась ему в ноги и умалила не продолжать битву. Сказала Катерина, что если муж будет убит, бросится она в Днепр, а сын останется сиротой, и никто не защитит его от нечестивых ляхов.
Пан Данило одумался. Помирился с тестем, попросив у него прощения. Тот простил, но не подал руки, и Данило подумал, что не по-казацки он сделал, попросив прощения, будучи ни в чём не виноват.
IV
Наутро проснулась Катерина и рассказала мужу, что снился ей сон, будто её отец — это урод, которого они видели на свадьбе. Во сне говорил он, что будет ей славным мужем. Данило сказал, что он до сих пор не может понять, что за человек её отец, что, наверно, много грехов наделал он на чужбине, поэтому такой хмурый и сердитый.
Когда сели обедать, пан отец отказался от галушек и свинины, ел только капусту да «лемишку с молоком».
Вечером Данило увидел в окно, как блеснул огонёк в старом замке на мысе, затем увидел лодку, а в замке снова что-то блеснуло. Собрался он со своими казаками посмотреть те места, всё ли там спокойно. Увидели казаки, как тесть их пана прошёл к замку, и направились туда. Пан Данило залез на высокий дуб перед засветившимся окошком и увидел, что в комнате светло без свечей, на стенах — чудные знаки. Дверь отворилась, в комнату вошёл отец Катерины, поставил на стол горшок и стал кидать в него травы. Облик тестя стал меняться и превратился он в колдуна, которого видели на свадьбе.
Появилась перед колдуном женщина, как бы вытканная из воздуха, узнал в ней Данило свою жену. Спросил колдун, где теперь её пани. Та ответила, что пани Катерина сейчас спит. Из дельнейшего их разговора Данило понял, что это душа его жены и что колдун хочет сделать так, чтобы Катерина стала его женой.
V
Вернувшись домой, узнал Данило, что Катерине приснилось то же, что он видел наяву в замке. Данило сообщил, что её отец антихрист, и Катерина отреклась от отца.
VI
За то, что хотел продать украинский народ католикам и сжечь христианские церкви, заковали колдуна в цепи и посадили в подвал. Завтра должны были казнить его.
Увидев из окна подвала Катерину, колдун подозвал её и сказал, что если она выпустит его, он покается, уйдёт в пещеры и будет молиться Богу день и ночь. Катерина сказала, что она не сможет расковать цепей, но колдун, оказывается, напустил в глаза казаков туман, и они вместо его рук заковали сухое дерево. Сказал, что и через стены бы прошёл, но здесь этого не может, так как строил их святой схимник. Уверил он Катерину, что покается, открыла она замки, попрощался колдун и исчез.
VII
Когда пан Данило узнал, что колдун сбежал, то подумал, что его выпустил чёрт, так как вместо колдуна осталось закованное в железо бревно.
VIII
В корчме при пограничной дороге пировали уже два дня ляхи, насмехались над православием, называли украинский народ своими холопами. Слышно было, что говорили здесь про хутор пана Данилы и про его красавицу жену. «Не на доброе дело собралась эта шайка!»
IX
Сидел Данило в своей светлице и думал. Сказал он жене, что смерть его близка и чтобы не оставляла она сына, когда его не будет.
Вошёл в хату казак и сообщил, что идёт на хутор войско ляхов. Скомандовал Данило седлать коней, взять оружие и как надо встретить незваных гостей. Несколько часов бились в горах казаки с ляхами, начали враги разбегаться, но тут увидел Данило тестя, стоящего на горе и целящегося в него из мушкета. Погнал Данило коня прямо к нему, но грянул выстрел, колдун исчез за горой, а пан Данило свалился с коня, и вылетела его душа из тела.
Горевала Катерина по мужу, плакала, убивалась, а из Киева на помощь скакал есаул Горобець.
X
Лодка плыла по Днепру и причалила к берегу. Вышел из неё огорчённый разгромом ляхов колдун. Спустился в свою землянку, стал там в горшок бросать травы, творить заклинании. Появилось посреди хаты белое облако, в котором светилось чудное лицо и смотрело на колдуна неподвижными очами. Ужас обуял колдуна, вскрикнул он, опрокинул горшок, и видение пропало.
XI
Катерина была уже 10 дней в Киеве в семье старого есаула, но и здесь нет ей покоя от колдуна. Видела она во сне, что он угрожал зарубить её дитя, если не выйдет за него замуж. Успокаивали Катерину и Горобець, и сын его, и молодая жена сына, но она была неутешна, что сама выпустила колдуна.
Договорились ночевать все вместе, уснули все, и вдруг Катерина, проснувшись, увидела, что сын её зарезан. Все словно окаменели от неслыханного злодейства.
XII
Вдали от Украинского края, за Польшей стоят большие горы. Там под ними, над озёрами едет ночью на огромном вороном коне богатырь громадного роста. Очи его закрыты — он спит, а сзади держится за богатыря спящий младенец.
Много ночей ехал сонный богатырь по горам. Приехал на самую высокую гору, остановился конь, а всадник заснул ещё крепче, и его не стало видно из-за туч.
XIII
От горя Катерина стала безумной, танцевала, пела, но все песни у неё перемешивались. Уединилась бедная пани в своём хуторе и чуралась людей. По ночам бегала с ножом по лесу, искала своего отца.
Однажды утром приехал гость, узнал о смерти хозяина хутора и, заплакав, рассказал, что он его боевой друг. Пани Катерина не спускала с него очей и слушала, как разумная. Гость рассказал, что пан Данило однажды попросил его, если погибнет, взять к себе Катерину и жениться на ней. Тут пани посмотрела на него и, вскричав, что это отец, кинулась с ножом на гостя. Тот вырвал нож и убил свою безумную дочь. Хотели казаки поймать его, но колдун вскочил на коня и умчался.
XIV
Показалось за Киевом чудо: вдруг стало видно вдали Чёрное море, Крым, а в другой стороне — землю Галичскую, Карпатские горы, а на высокой горе стоял конный рыцарь с закрытыми очами.
Колдун, увидев это чудо, перепугался, так как узнал лицо рыцаря, явившееся ему во время ворожбы. Вскочил колдун на коня и помчался домой, чтобы узнать у нечистой силы, что такое диво значит. Вдруг конь остановился, повернул к колдуну морду и рассмеялся. В ужасе погнал колдун коня обратно к Киеву, к святым местам.
XV
В пещере перед лампадкой сидел схимник, который уже много лет затворился от мира. Вдруг вбежал в пещеру человек страшного вида и отчаянно закричал, чтобы схимник молился о погибшей душе. Тот перекрестился, раскрыл святую книгу и, ужаснувшись, вымолвил, что не может молиться за такого грешника, какого ещё не бывало в мире. На это ему указали святые буквы, налившиеся кровью. Колдун в бешенстве кинулся к схимнику и убил его.
Вскочил колдун на коня и направился в Крым к татарам, сам не зная для чего. Но по дороге заблудился, и как будто кто-то привёл его в Карпатские горы. На высокой вершине увидел колдун всадника, который открыв очи и увидев колдуна, засмеялся.
Ухватил этот рыцарь колдуна, поднял в воздух, и тут умер колдун. Уже мёртвый открыл он глаза и увидел мертвецов, схожих с ним лицом, которые поднялись от Киева, земли Галичской и Карпата. Встали они вокруг рыцаря, а тот засмеялся и кинул колдуна в пропасть. Мертвецы кинулись туда же, подхватили его и вонзили в него зубы. Один из них, всех выше и страшнее, не смог подняться из земли, так как вырос в земле неимоверно. Только немного смог он подвинуться, и от этого пошло по всей земле трясение, много опрокинулось хат, много народу погибло.
Часто по Карпату слышен свист, это в пропасти «мертвецы грызут мертвеца». Нередко тряслась по всему миру земля. Грамотные люди толкуют, что это оттого, что из горы близ моря «выхватывается пламя и текут горящие реки». Но старики, что живут в Галичской земле в Венгрии утверждают, что трясение бывает, когда выросший в земле мертвец хочет подняться и трясёт землю.
XVI
В городе Глухове возле слепого старца собрался народ и слушал, как он играл на бандуре, пел чудные песни. Пел он про прежнюю гетманщину, когда казачество было в славе, а затем сказал, что споёт «про одно давнее дело», и запел про историю двух казаков Ивана да Петра. Жили они как братья и договорились всё делить пополам: веселье, горе, добычу. Воевали они за короля Степана Седмиградского.
Раз объявил король Степан, что за поимку турецкого паши даёт столько жалования смельчаку, сколько даёт целому войску. Решили названые братья поймать пашу и разъехались в разные стороны.
Взять в плен пашу удалось Ивану, привёл он пленника к королю. Похвалил тот казака и велел выдать ему обещанное жалование. В тот же день Иван разделил награду пополам между собой и Петром. Тот взял, но позавидовал, что Иван удостоился такой чести у короля, и затаил в душе месть.
Поехали оба казака за Карпат, на землю, которую пожаловал король. Иван посадил своего сына на коня и привязал его к себе. На узкой дороге Петро толкнул задремавшего названого брата в пропасть.
Ухватился Иван за сук, а конь полетел на дно провала. Стал казак с сыном за плечами карабкаться вверх, поднял глаза и увидел, что Петро наставил на него пику, чтобы столкнуть. Попросил Иван помиловать хотя бы безвинного младенца, но Петро засмеялся, толкнул их в пропасть. Всё добро забрал себе он и стал очень богат.
Когда умер Петро, призвал души обоих братьев Бог на суд. Сказал он, чтобы Иван сам выбрал казнь своему брату. После долгого раздумья Иван сказал, что этот человек предал его и лишил потомства.
Попросил он Бога, чтобы всё потомство этого грешника не было счастливо и чтобы последний в его роду был такой лютый злодей, какого ещё не было. Чтобы от каждого его дела предки его поднимались из могил, терпя муку. А Петро чтобы не мог подняться и терпел ещё большую муку.
Попросил Иван Бога, чтобы, когда придёт время для расплаты за злодейства последнему из рода Петра, поднял Бог Ивана на коне на высокую вершину. Чтобы пришёл к нему злодей и Иван сбросит его в провал, а все его мёртвые предки пришли бы его грызть за те муки, которые они из-за него терпели. А Петро чтобы не мог подняться из земли, дабы мстить злодею, и кости его разрастались бы всё больше. Эта мука будет самая страшная, так как «нет большей муки, как хотеть отомстить, и не мочь отомстить».
Ответил Бог, что страшна казнь, выдуманная Иваном, но всё же пусть будет так. Сказал Бог также, что и Ивану не будет Царствия Небесного, будет он вечно сидеть на своём коне на вершине горы.
Всё так и сбылось: и поныне на Карпате стоит дивный конный рыцарь и смотрит, как в провале «грызут мертвецы мертвеца» и чувствует, как лежащий в земле Петро растёт и страшно сотрясает всю землю.
Когда бандурист закончил свою песню про Ивана и Петра и стал петь весёлые присказки, многие люди, слушавшие песню, долго ещё стояли, «потупив головы, раздумывая о страшном, в старину случившемся деле».
Страшная месть
Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.
Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.
Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.
За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — мистическая повесть, хотя сам автор долгое время определял его как «старинная быль». Казачья жизнь и потустороннее, реальное и вымышленное — всё это причудливым образом переплетается между собой, создавая уникальный мир, в котором живут и взаимодействуют герои. Многие критики и литературоведы о перекликается с произведением «Вий» своими фольклорными мотивами из народных сказок и легенд.
Также в повести затронуты такие темы, как:
Проводя анализ произведения Гоголя «Страшная месть» для читательского дневника, можно увидеть его уникальную композицию. Завязка — момент на свадьбе, когда Бурульбаши впервые видят уродливого колдуна. Развитие действия продолжается, когда Данило пытается разгадать подозрительное поведение тестя и понять, что тот задумал. В произведении несколько кульминаций, когда происходят смерти персонажей. Развязка наступает, когда всадник вершит кару над колдуном.
Но уникально то, что история о братьях Иване и Петре, воспетая старым бандуристом, композиционно является финальной частью, хотя по смыслу предшествует всему сюжету повести. Лишь прочитав её, можно многое понять и переосмыслить.
Важной мыслью является то, что мстительность не является хорошим качеством. Иван, ставший жертвой подлого предательства, всё равно не является светлым, положительным героем. Если поначалу ему и хочется сочувствовать, то потом, когда он придумывает для своего обидчика изощрённую месть, это желание пропадает.
Помня обиду и накладывая на брата страшное родовое проклятие, он противоречит религиозной морали. Это можно подтвердить цитатой из произведения: «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече!» — эти слова говорит ему Бог. Он лишает Ивана Царствия Небесного и обрекает его на своеобразное наказание. Поэтому всадник предстаёт перед читателем тёмной и мрачной фигурой.
Художественные образы создаются автором благодаря эпитетам, сравнениям, красивым иллюстрациям пейзажей родной земли. Как и в других повестях своего сборника, Гоголь использует в тексте украинские слова, которые поддерживают неповторимый колорит и простую народную речь. Произведение позволяет увидеть быт того времени, жизнь типичной казацкой семьи и стандарты поведения мужа и жены, а также некоторые исторические события, например, сражения с ляхами, которые в произведениях Гоголя часто являются теми, кто связан с нечистой силой.
Источник
🗹