Презентация на тему «Ольга Ильинская и Илья Обломов».По роману И.А.Гончарова «Обломов».


Ольга ильинская и агафья пшеницына презентация. Презентация на тему «»Обломов» — образ О

Цели урока

.

Образовательные.

  1. Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.
  2. Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

Развивающие.

  1. Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
  2. Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
  3. Совершенствовать навык составления кластера и работы с интерактивной доской.
  4. Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Развивать самостоятельность мышления школьника.

Воспитательные.

  1. Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к «вечным» темам.
  2. воспитывать чувство толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Социализации личности.

  1. Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.
  2. Актуализировать знания учащихся по данной теме.

Форма урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

Карточки-задания «Ассоциативные ряды»,

Мини-презентации учащихся на темы: “Что такое любовь. Любовь в понимании Ильи Обломова”, “Илья Обломов и Ольга Ильинская”, “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

Роман И.А. Гончарова «Обломов».

Мультимедиапроектор и интерактивная доска, презентация в программе “Смарт Ноутбук” (Приложение 1).

Музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”, В.А.Моцарт “Музыка ангелов”.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, листы А-4, фломастеры.

Ход урока

I. Мотивационный компонент. (2 мин.)

Презентация (слайд 1) (Приложение 1).

Звучит музыка: В.А.Моцарт “Музыка ангелов”. Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

“Ах, какая пыль! – очнувшись от восторга, заметил он”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока.
(5 мин.)
1. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви) Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

О каком герое идет речь?

Узнаете ли вы Обломова? (Нет, он здесь другой, он влюбился).

Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

Как вы думаете, что такое любовь?

2. Слово учителя.

3. Работа с презентацией (слайд 2).

Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

Выделите слова, которые определяют “любовь” (1 ученик выделяет у доски стилусом).

4. Беседа с учащимися.

Проблемный вопрос: Способна ли любовь изменить Обломова?

Хорошо поставлен вопрос. На сегодняшнем уроке мы попробуем дать ответ на данный вопрос.

Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: любовь в жизни Обломова

).

Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

В тетрадях:

Любовь в жизни Обломова

Способна ли любовь изменить Обломова?

А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам. 1 группа – выяснить, что означает понятие “любовь” и как Обломов понимает это чувство; 2 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Ольга Ильинская; 3 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Агафья Матвеевна. Каждой группе была предложена система вопросов по заданной теме. Исследовательская работа началась на предыдущем занятии.)

Это и будут задачи нашего урока.

Задачи урока:

  1. Что означает понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова.
  2. Отношения Обломов – Ольга Ильинская.
  3. Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

III. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Каждая группа представляет ответ на заданный ей вопрос в виде презентации.

1 творческая группа Защита презентации “Понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

2 творческая группа Защита презентации “Обломов и Ольга Ильинская”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

С чего начинается любовь Обломова к Ольге? (С музыки, звучит “Каста Дива”, ч.2 гл. 5). Прослушивание фрагмента арии “Casta diva” из оперы “Норма.

Как музыка повлияла на героя? (Ольга поет с душой, Обломов чувствует чистую душу, потому что у самого тонкий вкус, чистая душа. Это сближает их).

Почему Обломов пишет письмо? (Струсил). Почему чувство угасает?

3 творческая группа исследовала тему “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

IV. Формирование кластера. Групповая работа

.
(10 мин.)
1. Беседа с учащимися.

С какими женскими образами связан Обломов? (Мать, Ольга, Агафья Матвеевна). Чтобы проследить взаимоотношения героев, какую форму работы, по вашему мнению, мы можем выбрать? (Составление кластера).

2. Составление ассоциативных рядов. (Каждой группе выдается лист А-4 и фломастеры)

Задание по группам:

1 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать;

2 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга,

3 группа: Создайте ассоциативный ряд — Обломов – Агафья Матвеевна.

3. Работа с интерактивной доской (слайд 3)

Путем перетаскивания подходящих к каждому образу слов-характеристик составляем общий кластер. С помощью стилуса выделяем систему взаимоотношений героев и приходим к выводу.

Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Ольга? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

Какую ошибку совершает Ольга? (Пытается приспособить человека для себя – эгоистичная любовь).

Есть ли что-то общего у Обломова “настоящего” с Обломовым “будущим”? (Чтение эпизода ч.4, гл. 8 — прекрасная душа).

V. Физминутка “Подари сердце”.

Погрузим наши ладошки в краску, нарисуем сердце, обведем его. А теперь давайте подарим нарисованное сердце нашему соседу, сказав при этом комплимент. По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу. Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям.

V. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2 мин.)

Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

Почему в конце фильма Ольга плачет? (Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей прекрасной и чистой душе).

V. Оценивание. Рефлексия. (5 мин.)

Беседа с учащимися.

Способна ли любовь изменить Обломова?

(Обломов способен на глубокое чувство, но даже любовь не может его изменить, это результат полученного воспитания, которое ведет Обломова к погибели).

Отчего же? Какая причина? (Обломовщина!)

Какие жизненные уроки вы смогли сегодня открыть для себя?(Ответ: на уроке я открыл для себя…)

Возможные ответы.

  1. Мужчина выбирает жену по матери.
  2. Нужно принимать человека таким, каков он есть.
  3. Нельзя приспосабливать человека для себя. Нужно уважать человеческое достоинство и др.

Вы хорошо поработали на прошлом уроке и дома. Благодарю вас за работу. Мне интересно было послушать ваши наработки, а еще интересно узнать, как группы оценят работу друг друга. (Оценка группами друг друга и оценка работы в группе).

VI. Домашнее задание. (8 мин.)

Обязательное: напишите развернутый ответ на вопрос “Способна ли любовь изменить Обломова?”.

Тренировочное: письменно ответить на вопрос “Смогла бы я полюбить Обломова?”.

Творческое: Напишите миниатюру “Что бы я посоветовал Илье Обломову?”.

Список литературы:

1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.

2. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах, Калуга – 1994 г.

4. Литература, 10 класс, учебник под редакцией В.И. Коровина, — М.: Просвешение, 2007 г.

5. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки. Первая половина XIX века, — М.: Вако, 2005 г.

Прием антитезы в романе Обломов- Штольц Ольга-Агафья Матвеевна … Покой, сон- деятельность, движение … -на уровне системы образов -на уровне мотивов Антитеза- от греч. «противоположение», стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, образов, мотивов.

Ольга Сергеевна Ильинская В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи… …говорила она мало, и то свое… Её смех, который был так звучен, так искренен, так заразителен… Ольга в строгом смысле не красавица… но если обратить её в статую, она была бы статуя грации и гармонии. …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось во…взгляде.

Агафья Матвеевна Пшеницына Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице…Глаза серовато- простодушные…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова… Руки она прятала тоже под шаль… Усмешка у ней больше принятая форма, которою прикрывалось незнание… Она тупо выслушала и тупо задумалась… Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…

Любовь к Обломову Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Жизнь её наполнилась тихо и незаметно для всех… Я люблю иначе… Мне без вас скучно; расставаться с вами не надолго – жаль, надолго – больно… Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг… Любовь эта оправдывается его кротостью…

Слайд 2

Цель урока

Рассмотреть женские образы романа Провести анализ взаимоотношений центрального героя с женскими персонажами произведения Противопоставить образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, чтобы глубже раскрыть характер главного героя, Ильи Ильича Обломова

Слайд 3

Ольга Ильинская

«Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом…Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками — нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

Слайд 4

Агафья Матвеевна

“…с голой шеей и локтями.Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”. Агафья Матвеевна: вдова; трудолюбива, неподлая от природы, честна и добросовестна, ограниченна, “помешана” на хозяйстве, несамостоятельна, очень домашняя.

Слайд 5

Внешность

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. Они антиподы!

Слайд 6

Социальное происхождение

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Не способна Понимать книги, которые читает Ольга, или петь «Casta diva». Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым позициям. Хорошо поет, вкладывает в пение душу. Они антиподы!

Слайд 7

Роль в жизни Обломова

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Ее любовь одухотворенна, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял в своих мечтах сам Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Но его утомляла беспокойная ее натура. Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя он вряд ли рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне сбылись все мечты Обломова об Обломовке. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой. Они антиподы!

Слайд 8

Подумаем над прочитанным

Любила ли Ольга Обломова? Почему состоялся брак Ольги и Андрея Штольца после любовной неудачи с Обломовым? Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову? Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения. Любовь Пшеницыной не рациональна, а сердечна. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви. С Агафьей Матвеевной Обломов строит свою «Обломовку»

Слайд 9

Каким вы видите поступок Агафьи Матвеевны, отдавшей Андрюшу Обломова на воспитание Штольцам? Каким вырастет Андрей Ильич Обломов? Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины? ?

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Слайд 2

Любовь в жизни Обломова Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» — женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти). К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

Слайд 3

Ольга Ильинская Яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребёнка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Слайд 4

Восприятие девушки в обществе Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»

Слайд 5

Любовь в понятии Ольги Главное свойство Ильинской, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, — не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, — словом, он не задремлет у неё; она укажет ему цель, заставит полюбить опять всё, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Слайд 6

Чувства к Обломову Ольга сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей понравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразиться в нём». Жизнь словно просыпается в героине вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга Ильинская словно проверяет на нём свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Её незаурядные ум и душа требуют всё более и более «сложной» пищи.

Слайд 7

До “нечаянного” признания Обломова После признания Обломова легка, всегда весела, жива, “отчасти насмешлива”, открыта, доверчива, простодушна, неуверенна, “зависима” от Штольца; задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, расчетлива, сдержанна, боязлива, “на одном уровне” со Штольцем.

Слайд 8

Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Илья Ильич постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что девушка «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она ещё ленивее развёртывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Обломов говорит героине, что она умнее его, Ильинская отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений. Она вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по её имению, с одной лишь целью – «… доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадёт с него гнёт, как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

Слайд 9

Жизнь. Цель: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего. Восприятие: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом — формой для мысли и постоянного анализа. Принципы: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”. Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез — любовь для Ольги — молчаливое, “разумное” счастье. Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были — настоящие. Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное — и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно. Больше всего боялась потерять любимых людей.

Слайд 10

Ольга и Штольц Ильинской необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым Ольга выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчёркивает. К финалу становится ясно, что героиня перерастёт своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери своих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя её мятущейся душе. «Глубокая бездна её души» не пугает, но тревожит Штольца. В Ольге, которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает всё новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с избранницей представляется во многом проблематичным.

Слайд 11

Агафья Матвеевна Пшеницына Вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.

Слайд 12

Психологический портрет героини «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

Слайд 13

Пробуждение чувств Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

Слайд 14

Пшеницына и Обломов Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой. Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Слайд 15

Посвятив себя заботам об Обломове, Пшеницына живёт так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а её избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «… он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Слайд 16

Обломов с сыном и Агафьей Матвеевной

Слайд 17

Жизнь. Цель: конечной цели не было, цель каждого дня — накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних. Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…” Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!” Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”. Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями. Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку. Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

Слайд 18

После смерти Обломова У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

Слайд 19

Сведения о презентации Используемые материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

Презентация: Любовь в жизни Ильи Обломова

…В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для которой еще стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерить: это любовь.

Для сочинения я выбрал тему «Любовь в жизни Обломова».

Я считаю, что каждый человек, независимо от своих личных пристрастий ищет это странное чувство — любовь. Любовь это необыкновенная сила, способная воскресить мертвую душу человека. Она спокойно может изменить жизнь, как в лучшую, так и в худшую сторону. «Любовь — это игра, в которой всегда плутуют» — так рассуждал французский писатель О. Бальзак.

Любовь может толкнуть на преступление или на безумие, а можно с её помощи можно совершить кое — что замечательное прекрасное. «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» — И.С. Тургенев. Любовь всегда приходит внезапно. Она врывается в жизнь и переворачивает её. «Любви все возрасты покорны».

Неважно; что ты молод или уже многое познал и пережил. Любовь — это прекрасное чувство, настоящее чудо жизни. И во многих произведениях литературы писатели отражали её в жизни своих героев. Так и Гончаров пытается объективно раскрыть в своём герое вопрос: «что есть любовь в жизни Обломова?».

Обломов впервые влюбился, когда ему было за тридцать лет. Это была любовь к Ольге Ильинской. Познакомились они при содействии Штольца, который привёз Обломова в дом к Ольге Ильинской. Ольга сразу привлекла внимание Ильи Ильича, которому что не было в ней «ни жеманства, ни умысла, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Если бы её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Кроме того, в Ольге ясно был виден интеллект. Обломова потрясло пение Ольги, в которое она вкладывала всю свою душу. Обломов воспринимает всё сердцем, а не разумом, он просто не мог остаться равнодушным.

Он полюбил эту девушку, и любовь заняла первое место в его в его жизни. Ольга тоже полюбила Обломова. Сначала она хотела разбудить его, заставить вести деятельную жизнь. Но незаметно для себя она полюбила Илью Ильича. Полюбила, так как увидела за внешней ленью и неподвижностью чистую душу Обломова, его доброе сердце. Привлекает Ольгу и детская непосредственность, мягкость, восприимчивость Обломова. Их любовь необыкновенно романтична.

Это лето, дача, парк, аллея, ветра сирени, поцелуй. Романтическая любовь не может быть с счастливым продолжением, она разбивается о реальную действительность. Но что — то есть странное в их любви. Может быть, всё из-за того, что Ольга и Илья — совершенно разные люди, слишком уж не сходятся их представления о жизни. Обломов представляет своё будущее в тихой семейной жизни, прогулках по саду, приятных беседах за чашкой чая, встречах гостей.

Для Ольги же жизнь — непрерывное движение вперёд. Ольга обладает жизненной энергией, возможно, именно поэтому ей и удаётся заставить Обломова скинуть свой халат, пусть даже и не навсегда. С ней Обломов нагоняет всё то, что он упустил во время своего «сна» он читает книги, газеты, общается с людьми постепенно втягивается в общественную жизнь.

В своём романе Гончаров хорошо раскрывает тайну любви Обломова к Ольге. Ольга любила Обломова, потому что хотела любить, а как ей было разобраться в своих чувствах, если не было рядом более опытного друга. Вот она и приняла симпатию за любовь. Ольга не хочет выходить замуж за Обломова, пока он не поправит дела. Обломов же не может это сделать. Он оттягивает свидание с Ольгой, опасаясь мнения окружающих. И поэтому нельзя сказать, кто из них виноват.

Однако Илья Ильич полюбил Ольгу всерьёз в этом — то и заключалась вся жестокость происшедшей нужду ними драмы. В прощальной сцене Ольга жестоко упрекает Илью Ильича, она эгоистична, но говорит правду, а правда не всегда приятна нам. «Я наказана, я слишком понадеялась на свои силы — вот в чём я ошибалась, а не в том, что ты ещё можешь ещё жить для меня — а ты уже давно умер ». «Я не могу стоять — ноги дрожат. Теперь не сделаю ничего, ни шагу, даже не пойду в Летний сад; всё бесполезно ты умер!».

Ольга любила «будущего» Обломова, которого они создали вместе со Штольцем. Обломов же не мог стать таким, и разрыв между ними неизбежен. У каждого из них своя жизнь. А ту любовь, которую Обломов испытал к Ольге, конечно, её трудно забыть, но жизнь сама постепенно входит в своё русло. Спустя некоторое время в судьбе Обломова встречается другая женщина, которая любит его беззаветной, жертвенной любовью, и все заботы о нём берёт на себя — это вдова Агафья Матвеевна.

Я всё время задаюсь вопросом: «Какую роль любви она играет в жизни Обломова?». Вспоминая её образ, можно с уверенностью сказать, что она живое воплощение его идеала. Обломова она привлекает своей непрерывной деятельностью. В ней есть какая — то русская красота. Агафья Матвеевна в отличии от Ольги не блещет особым умом и не умеет так чудно петь «Casta Diva», но, полюбив Обломова раз, она готова отдать ему всю свою жизнь. Возможно, её привлекало, то, что Обломов — настоящий барин, может, она разгадала мягкость, доброту.

Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него «походка свободная», речь его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней. Агафья Матвеевна намного проще Ольги, но лишь с этой женщиной находит своё человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Агафья Матвеевна берёт на себя все хозяйственные хлопоты Ильи Ильича.

Для Ильи Ильича это было осуществлением его мечты. Он начинает жить так, как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать стало намного приятнее и удобнее, чем вечно «крутиться» на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт. Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин. Его жизнь потекла спокойно, без внешних волнений и беспокойств, «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним и лелеет».

В сущности, можно сказать, что дом на Выборгской стороне — та же Обломовка. Халат был снова починен, заштопан, выстиран и водворён на своё на своё законное место, то есть на барина Илью Ильича. За рыбой присматривал верный глаз хозяйки, чтобы она, не дай бог, не переварилась, зелень в салате была самая свежая. Пыль с зеркала и со стульев сметена. Комната всегда находилась в чистоте со свежим утренним запахом.

Возможно человеку со столь высокими мыслями, которые «бродили» в голове Обломова, вдруг согласится с жизнью Выборгской стороны? Что могло заставить барина полюбить простую женщину, вдову коллежского асессора, которая ничего не умела, кроме как сделать жизнь любимого человека очень уютной? Однако этому обстоятельству есть одно объяснение. И я постараюсь раскрыть эту загадку.

Мне кажется, после того, как Илья Ильич расстался с Ольгой Ильинской, сердце Ильи Обломова разбилось на куски, которые уже не могли, собравшись воедино, породить высокие чувства, мечты и желания. Но несправедливо было бы сказать, что Обломов умер для всех благородных и великих целей, похоронив себя заживо на Выборгской стороне.

Просто всё время, когда кто — нибудь заставлял его вспомнить о пережитой традиции, разбитое сердце его ныло и болело, поэтому с каждим разом он всё высокие стремления в нём поросли бурьяном, одинокие ветви полыни калыхались над однажды забытыми и никогда уже не вспоминаемыми мечтами.

Всё, казалось бы, заросло, залилось, покрылось налётом времени. Лишь одно осталось нетронутым в Илье, чистым и ясным, каким и было на протяжении многих лет. Чудом этим была душа Обломова, не запылившаяся и прозрачная, как хрустальный сосуд, внутри которого живая вода.

Любовь в жизни Обломова была как трагична, так и прекрасна. Трагичность заключается в его разрыве с Ольгой Ильинской, которая привела его ко внутренним переживаниям. А прекрасна потому, что он наконец — то обрёл счастье вместе с Агафьей Матвеевной, но, а счастье его заключается в покое и смирении. В результате их любви на свет появляется маленький Андрюшка, которого Штольц берёт к себе на воспитание, и, наверное, сделает из него «будущего » Обломова.

Уроку литературы по роману Гончарова «Обломов». Тема: «Любовь как лад человеческих отношений»

-Давайте вспомним о нашем главном герое- Илье Ильиче Обломове.

-Группа ребят приготовили нам эйдос-конспект по теме «Обломов в детстве».

-Что является причинами того, что происходит с Обломовым во взрослой жизни?

-Прежде всего нам необходимо определиться, кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

-И самый главный вопрос « Способна ли любовь изменить Обломова?»

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

-Ребята второй группы предположили каковы были взаимоотношения героев в романе.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, в которой отразим отношения героев к Обломову и отношение Обломова к ним.

Герой

Отношение героя к Обломову Отношение Обломова к герою
Захар Предан хозяину, свято хранит заветы Обломовки Требует от Захара почитания и послушания
Штольц Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа» Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей , ценил их трудолюбие.
Ольга Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни. Хочет любить, не теряя покоя.
Агафья Матвеевна Проявляет свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни- покой и удобство Ильи Ильича. Сближается с героиней, но не любит ее.

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей.

Для этого ребята подготовили задания. Слушайте внимательно выступление , выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Начнем с Захара

— слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь — любовь -вражда.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Ребята, есть вопросы к выступающему?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Вывод:

Захар –верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

-Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

-Давайте прочитаем о последней встрече двух друзей.

Вывод: Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга.

— «В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, — все это уничтожило Обломова: он изнемог» .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вывод: Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

-Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Вывод: Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

usadba-valuevo.ru

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)

1 из 19

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Любовь в жизни Обломова Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» — женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти). К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

№ слайда 3

Описание слайда:

Ольга Ильинская Яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребёнка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

№ слайда 4

Описание слайда:

Восприятие девушки в обществе Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»

№ слайда 5

Описание слайда:

Любовь в понятии Ольги Главное свойство Ильинской, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, — не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, — словом, он не задремлет у неё; она укажет ему цель, заставит полюбить опять всё, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

№ слайда 6

Описание слайда:

Чувства к Обломову Ольга сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей понравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразиться в нём». Жизнь словно просыпается в героине вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга Ильинская словно проверяет на нём свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Её незаурядные ум и душа требуют всё более и более «сложной» пищи.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Илья Ильич постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что девушка «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она ещё ленивее развёртывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Обломов говорит героине, что она умнее его, Ильинская отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений. Она вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по её имению, с одной лишь целью – «… доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадёт с него гнёт, как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

№ слайда 9

Описание слайда:

Жизнь. Цель: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего. Восприятие: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом — формой для мысли и постоянного анализа. Принципы: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”. Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез — любовь для Ольги — молчаливое, “разумное” счастье. Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были — настоящие. Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное — и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно. Больше всего боялась потерять любимых людей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Ольга и Штольц Ильинской необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым Ольга выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчёркивает. К финалу становится ясно, что героиня перерастёт своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери своих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя её мятущейся душе. «Глубокая бездна её души» не пугает, но тревожит Штольца. В Ольге, которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает всё новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с избранницей представляется во многом проблематичным.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Психологический портрет героини «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

№ слайда 13

Описание слайда:

Пробуждение чувств Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

№ слайда 14

Описание слайда:

Пшеницына и Обломов Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой. Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Жизнь. Цель: конечной цели не было, цель каждого дня — накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних. Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…” Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!” Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”. Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями. Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку. Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

№ слайда 18

Описание слайда:

После смерти Обломова У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

№ слайда 19

Описание слайда:

Сведения о презентации Используемые материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

Конспект урока по литературе

«Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». Женские образы» Выполнила: студентка 5 курса филологического факультета очного отделения Брюхнова Мария Борисовна Коломна, 2013 Класс: 10 «Б» Тема:
Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов», женские образы
Тип урока: комбинированный Цель: 1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. 2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь. Оборудование: доска, текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии « Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент ? Приветствие ? Проверка готовности класса к уроку ? Слушаем меня внимательно! ? Садитесь 2. Основная часть урока: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, — писал он одной из своих знакомых, — подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности». ? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (тема любви в романе, женские образы в романе) ? Записываем тему в тетрадь ? В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова? (Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги) ? Какое впечатление они произвели друг на друга? (Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым. Обломов был смущен) ? Ольга полюбит Обломова? (да) ? А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего) ? Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6) ? А вам ее план никакой миф не напоминает? (миф о Пигмалионе и Галатее) ? Вспомните этот миф, о чем он? (послушать ответы учеников) ? Сделайте вывод, исходя из мифа. Кем является Ольга по отношению к Обломову и наоборот? (Ольга является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, то есть Ольга любит будущего Обломова, сделанного ее руками) ? Но в Ольге все-таки просыпаются чувства? Найдите это в тексте (ч.2, гл.9) ? Ребята, теперь я даю вам возможность отдохнуть и прослушать арию «Casta Diva» (слушаем) ? Почему я поставила именно это произведение? (во-первых, Обломов любил это произведение, во-вторых, он все больше влюбляется в Ольгу) ? Давайте прочитаем этот эпизод (читаем стр.175) ? Вы сейчас послушали данное произведение. Как вы думаете, легко ли его исполнять? (нет) ? Какой мы можем сделать из этого вывод? (Ольга по-настоящему талантлива. Звучит ее душа) ? А Штольц ли это замечал? (нет, а Обломов смог это прочувствовать) ? Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени) ? Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям. Стр.185) ? Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же он советует ей? (забыть все сказанное им) ? Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем) ? И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит) ? Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени) ? И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит) ? Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени) ? Почему не сложилось их счастье? (Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.) ? Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (стр.333, ч.3.гл11) ? Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА) ? Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца? (скорее всего нет) ? Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет) ? Давайте прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж за Штольца. Что она чувствовала при этом? (стр.379. ч.4, гл.4) ? Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности) ? Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Давайте найдем портрет Пшеницыной (стр.266) ? Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли? (Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок) ? Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью) ? Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти) ? Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей (стр.265, стр.273, стр.282) ? Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке) ? Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила) ? Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза) ? А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению жизни) ? Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью? (нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически) 3. Домашнее задание: Собрать материал про Захара
Самоанализ проведенного урока
Урок состоялся 8 октября 2015 года. Был посвящен теме «Любовь в романе «Обломов» и женские образы». Сейчас, анализируя этот урок, я могу сказать, что он получился отнюдь неплохим. К нему я готовилась долго: перечитывала главы, посвященные Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной, составляла опорный конспект, искала материал для презентации и в конце делала саму презентацию. Поскольку у меня нет достаточного опыта, и я только учусь, естественно, не обошлось без некоторых ошибок и помарок, которых впоследствии старалась избегать. Во-первых, не смогла справиться с волнением и поэтому урок проводила в убыстренном темпе. Во-вторых, боялась делать паузы. Мне казалось, что если я сделаю паузу, то это будет наоборот считаться за ошибку. В-третьих, меня немного подвела аппаратура. Необходимо было включить прослушать арию «Casta Diva», но презентация не сработала вовремя и данная ария оборвалась на половине. Несмотря на все недочеты, я считаю, что урок получился хорошим. Каждый опыт ценен. Ребята смогли самостоятельно обобщить все сказанное и сделать определенный вывод. В дальнейшей своей работе я старалась избегать этих ошибок, внимательно уже выслушивала ответы учеников.

Прием антитезы в романе Обломов- Штольц Ольга-Агафья Матвеевна … Покой, сон- деятельность, движение … -на уровне системы образов -на уровне мотивов Антитеза- от греч. «противоположение», стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, образов, мотивов.

Ольга Сергеевна Ильинская В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи… …говорила она мало, и то свое… Её смех, который был так звучен, так искренен, так заразителен… Ольга в строгом смысле не красавица… но если обратить её в статую, она была бы статуя грации и гармонии. …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось во…взгляде.

Агафья Матвеевна Пшеницына Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице…Глаза серовато- простодушные…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова… Руки она прятала тоже под шаль… Усмешка у ней больше принятая форма, которою прикрывалось незнание… Она тупо выслушала и тупо задумалась… Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…

Любовь к Обломову Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Жизнь её наполнилась тихо и незаметно для всех… Я люблю иначе… Мне без вас скучно; расставаться с вами не надолго – жаль, надолго – больно… Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг… Любовь эта оправдывается его кротостью…

Ольга Ильинская Гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума. Яркий и сильный характер. Глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. Литературная предшественница Ольги – Татьяна Ларина. Но как героиня иного исторического времени, Ольга более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии. Н. В. Щеглов. Ольга. 1979

Жизнь словно просыпается в Ольге вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи. Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что Ольга «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Ю. С. Гершкович. Обломов и Ольга. 1982

Агафья Матвеевна Пшеницына Вдова чиновника, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить не задумываясь ни над чем, только в умелом ведении дома достигла она совершенства. Любовь Обломова к Агафье Матвеевне выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой. Агафья Матвеевна. Художник Г. Мазурин

Романтическое настроение уступает место реалистичному подходу к жизни. Особенно беспокоят Обломова издержки: новая квартира, экипаж, повар. От этих мрачных мыслей померкло ощущение ожидания свадьбы. Какое-то время Илья Ильич колеблется, то вновь увлекаясь чувством к Ольге, то утопая в житейских проблемах. В конце концов происходит сцена мучительного объяснения Обломова с Ольгой.

Роль Ольги в жизни Обломова Ее любовь одухотворена, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут вместе со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Любовь Ольги носила рассудочный, просветительский характер, её чувству не хватало непосредственности, и естественности. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял себе в мечтах Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Она будто призвана быть ангелом-хранителем Обломова, разбудить его. Но его утомляет беспокойная натура Ольги. На время она действительно изменила Обломова, но окончательно вступить в новую жизнь так и не смог. Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Ю. С. Гершкович. Ольга у окна «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни». Н.А. Добролюбов

Роль Агафьи Матвеевны в жизни Обломова Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавить от каких-либо недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя вряд ли он ей рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне он нашел Обломовку. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Здесь, на Верхлевской улице, и доживает свой век Обломов с женщиной, о которой всегда мечтал. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел халат, нашел свое человеческое счастье и покой.

Ольга и Агафья Матвеевна Внешность «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям. Хорошо поет, вкладывает в пение душу. Социальное происхождение Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Неспособна понимать книги, которые читает Ольга, или петь «Casta diva».

Женские образы в романе Гончарова «Обломов»

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

«Обломов» всегда дарит читателю чувство какой-то неясности; в этом романе нет выводов. Когда мы чувствуем, что не можем самостоятельно ответить на вопросы, которые в той или иной мере являются “вечными”, мы обращаемся к литературным произведениям, надеясь найти ответы там. Что является истинно ценным? Что есть счастье? Кого считать “павшим”? Нужно ли человеку пытаться встать, вырваться из “бездны”, если он “падает”? И вот мы прочли последнюю страницу «Обломова» — и никаких выводов не видим. Зато получаем право выбрать из нескольких значимых истин одну — по своему собственному усмотрению (писатели так часто оставляют это право себе!). Большего и желать нельзя. Гончаров создаёт удивительные, почти осязаемые образы, помещает их в обычные обстоятельства, и мы сами примеряем к своей жизни эту литературную реальность и выносим оттуда зерно истины.

Истина относительна. Истина многолика — такой и показывает её Гончаров. Вот перед нами два женских образа — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Не было бы их, и не узнали бы мы, что Обломов, этот апатичный “байбак”, способен искренне любить — любовь действительно преображает его, заставляет жить . В понимании Гончарова любовь — единственное, что может привести человека к счастью (вот истина), — но какая любовь? Ведь чувства двух женщин к Обломову абсолютно противоположны по сути. Как же иначе: Ольга Ильинская — “высший идеал” (в частности, в устах Добролюбова), Агафья Пшеницына — коллежская секретарша…

Ольга любит эгоистично . Ольга самолюбива, — впрочем, молодая, вполне красивая и умная девушка как раз и должна быть такой. Весь мир открыт для неё, она может черпать знания, может радоваться жизни, ей противна скука. Такова молодость, не омрачённая разочарованиями.

Ольга — любознательная, по натуре своей искренняя, чуждая всякому жеманству, не увлекающаяся блестящими светскими юношами и пустой мишурой, интересуется тем, что ей рассказывает Штольц о чудаке Обломове. Невинное любопытство, но позже к нему примешивается тайный восторг. Проницательная Ольга не может не видеть в Обломове его “честное, верное сердце”, “хрустальную, прозрачную душу” — как не протянуть руку такому человеку? Ольге приятно чувствовать себя “спасительницей” Обломова, “завещанного” ей Штольцем, виновницей “чудесного превращения”. Не хочет она принять Обломова таким, какой он есть; она ценит его доброту и честность, но не отступает от желания направить его на путь к совершенству, она любит “будущего Обломова”. Любовь для Ольги — долг; сердце её редко берёт верх над разумом. Она приезжает к Обломову, пренебрегая приличиями… для того, чтобы сказать ему: “Зачем ты пугаешь меня своей нерешительностью? Я цель твоя, говоришь ты и идёшь к ней так робко, медленно… а ты должен стать выше меня”.

Ольга не может понять, что нерешительность слишком глубоко укоренилась в Обломове, что так он создан… Боится он самого слова “долг”, боится неприглядной беспокойной реальности, боится ехать в деревню. “Долг” — свадьба, когда человек не Ильёй Ильичом зовётся, а женихом. И люди, люди кругом, с их глупыми сплетнями… Всё это так далеко от любви, от поэзии, от непостижимого и прекрасного. В любви Обломова к Ольге нет места логике, “долгу”. Обломов всего лишь поддаётся чувствам. Почему он любит Ольгу? За то, что она дала ему надежду и смысл существования, за её решительность и за искренность, которая проявляется во всём (в словах, даже в пении — вспомним, как выразительно поёт она арию «Casta diva», оживляя в Обломове чувства, которые он давно позабыл, спрятал в глубине, под всяким “хламом”).

Однако Ольга ранит Обломова своими упрёками, гордой логикой суждений, продиктованных раздражением (“Мне будет худо, пишете вы… Да ведь мне тогда будет хорошо, если я полюблю другого: значит, я буду счастлива!” — и так далее), и это только мешает ей добиться своей цели. Ведь насмешки и упрёки, пусть даже направленные на благое, всё равно остаются насмешками и упрёками. У Обломова, как он сам говорит, нет самолюбия, а в таком человеке даже язвительные замечания возлюбленной не могут зажечь ту смутную ярость, которая вызывает, в свою очередь, желание действовать, менять себя. Обломов ещё более утверждается в мыслях о собственной слабости. Ольга показывает ему, насколько он смешон, и, отразившись в зеркале этих безжалостных слов, Обломов только терзается, идёт скорее назад, чем вперёд. И вот уже он сидит перед Ольгой с улыбкой бессилия, взгляд его говорит: “Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, позорьте меня!..” — и отказывается он от всего, возвращается к дивану и халату, бесконечно усталый, смотрит на снег из окна дома Пшеницыной…

Агафья Матвеевна — женщина недалёкая, наивная, но в ней, как и в Ольге, нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства. Она, в сущности, ничего не знает о жизни, не читает книг, смысл обыденной суеты и вовсе ускользает от неё. Когда Обломов спрашивает, где именно служит её брат, она говорит: “В канцелярии… Где мужиков записывают… я всё забываю, как она называется” — и простодушной усмешкой оправдывает своё незнание. Хлопоты по хозяйству, однообразная, бессмысленная, какая-то даже механическая жизнь. И в этой серой жизни вдруг появляется Обломов, удивительный человек, добрый, честный “барин”, не похож он ни на грубого кума Тарантьева, ни на покойного мужа, ходившего “мелкой, деловой прытью”, ни на братца с трясущимися, красными руками, — ни на кого не похож! — и “не глядит на всякого так, будто просит оседлать его и поехать”. Не рассуждая, не понимая себя, не думая, бескорыстно полюбила Агафья Матвеевна Обломова; обустраивать “покой и удобство Ильи Ильича” для неё не обязанность уже, а наслаждение. Она полюбила в Обломове всё, даже то, что так яростно осуждала Ольга, приняла его со всеми его недостатками (которых и не видит — полно, есть ли у него недостатки?). Обломов счастлив с Агафьей Матвеевной, он уже не чувствует себя никчёмным, не ощущает тревоги за будущее; в доме этой женщины он находит счастье. С удовольствием пьёт он кофе, приготовленный ею, смотрит, как она шьёт, как ловко управляется на кухне, смотрит на её круглые локти (“как у графини какой-нибудь”), и “ничего ему не надо, никуда не хочется, всё тут есть, что ему надо”. Трогательно заботится о нём Пшеницына и в счастливые, и в несчастные дни (закладывает даже свои вещи, когда не хватает денег). Её любовь — самопожертвование. И эта любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал. Плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства.

Деятельный Штольц видит во всём этом “грязный быт” и “удушливую атмосферу тупоумия”, презрительно говорит “фи”. И Обломов порой “просыпается”, оглядывается — горькая жалость к прошлому, полному несбывшихся надежд, по-прежнему бодрствует в душе. Но он спокоен и понимает, что нельзя было ему пойти иным путём… Штольц и Ольга придумали ему “крылья”, а на выдуманных крыльях не взлетишь… В Обломове появляется решимость, которой в нём не было никогда.

“Штольц отступил от него на шаг.

Ты ли это, Илья? Как ты пал! Эта женщина… что она тебе…

Жена! — покойно произнёс Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребёнок — мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!..”

Счастлива ли Ольга со Штольцем? Вперёд, только вперёд по беспокойной дороге… Деятельность, труд… Пока Штольц заслуживает её любви, пока насыщает её пытливый ум и отвечает на её вопросы; но сомнения уже закрадываются в душу Ольги, она впервые сталкивается с неясностью, теряет былую решительность, часто вспоминает об Обломове; не может осмыслить своей странной тоски (“Куда идти?”), да ведь нельзя постигнуть умом эту грусть!

Пшеницына после смерти Обломова живёт в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца и невестки, живёт, ясно осознавая , что её жизнь “просияла”, что никогда не вернётся к ней радость. Тем больше ценит Агафья Матвеевна воспоминания — “теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно”.

Так действительно ли пал Обломов? Можно ли назвать падшим человека, который, может, и не взлетел, не возвысился, но зато обрёл почву под ногами?.. Не счастье ли это?.. Нам решать…

Похожие статьи

Телеведущий: кто это и в чем суть его работы
Как самостоятельно открыть частный музей С чего начать оформление частного музея

Что значит дэп жест руками

Жанр произведения «Герой нашего времени»

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: