Команда интернет-журнала «Литеровед» предлагает своим читателям аргументы из жизни и литературы на тему «Как меняется мироощущение человека на войне?» Мы не просто задумались над этим вопросом, но и обратились к известным произведениям классиков русской литературы, чтобы найти ответ на этот непростой вопрос. Многие произведения о войне написаны авторами-очевидцами тех страшных событий, поэтому их опыту и мнению наша команда полностью доверяет. Свои выводы мы приводим в данной работе, которая пригодится как пишущим итоговое сочинение, так и сдающим ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Аргументы
- Война – это «не фейерверк», а кровь, страдания, смерть.
- Видя страдания и ужасы, а также смерть, человек начинает по-другому относиться к жизни, к любви.
- Человек на войне перестает ощущать бег времени.
- На войне человек острее и ярче испытывает чувство любви.
- В человеке безнравственном война обнажает все отрицательные чувства, то есть является индикатором человечности.
- Война заставляет человека переоценивать все жизненные ценности.
- На войне человек не перестает видеть красоту окружающего мира.
- Внутренне сильного человека война делает еще сильнее.
Советские военнопленные чествуют американского освободителя
0
Источник:
На этой фотографии советские военнопленные, освобожденные из лагеря в Эзельхайде, качают на руках американского солдата. В лагере №326 погибло около 30 тыс. советских военнопленных, в апреле 1945 года выжившие были освобождены частями 9-й армии США. За время Второй мировой войны в плену гитлеровской армии и войск союзников Германии погибло почти 5 млн. советских граждан.
Эпитеты к слову война
Жестокая, великая, губительная, зловещая, всенародная, злодейская, защитная (устар.), изнурительная, народная, испепеляющая, освободительная, истребительская, ответная, кровавая, отечественная, кровопролитная, праведная, нещадная (устар.), священная, ожесточенная, справедливая, опустошительная, авантюристическая, разорительная, агрессивная, разрушительная, бандитская, скрытая, безрассудная, смертельная, безумная, страшная, бессмысленная, суровая, братоубийственная, тайная, грабительская, тяжелая, грязная, тяжкая, завоевательная, ужасная, завоевательская, холодная, захватная (устар.), чудовищная, захватническая, яростная, несправедливая, жадная, позорная, злая, разбойническая, неотступная, разбойничья, счастливая, человеко-убийственная, атомная, безрезультатная, бактериальная, бесплодная, бактериологическая, большая, водородная, всемирная, воздушная, глобальная, гражданская, длительная, империалистическая, долголетняя, коалиционная, затяжная, колониальная, локальная, маневренная, малая, междоусобная, молниеносная, мировая, небывалая, морская, невиданная, молниеносная, неудачная, наступательная, победная, оборонительная, победоносная, химическая, проигранная, тотальная, удачная, сухопутная, успешная, революционная, беспощадная, ракетно-ядерная, бесчеловечная, превентивная, варварская, позиционная, горестная, подводная, горькая, партизанская, горячая.
Аргументы из литературы
- В. П. Астафьев «Пастух и пастушка». Война… Даже произносить это слово страшно и неприятно. Она ассоциируется у любого человека с немыслимыми страданиями и ужасами. Война разрушает привычную мирную жизнь, отбирает, отрывает от сердца любимых людей, уничтожает города и села, меняет мироощущение людей. Когда вокруг гремят пушки, а рядом ходит смерть, человек по-другому начинает относиться к жизни, любви. Он острее чувствует и больше ценит жизнь. Об этом рассказывает В.П. Астафьев в произведении «Пастух и пастушка». Главный герой рассказа – молодой двадцатилетний лейтенант Борис Костяев, человек порядочный, с большим чистым сердцем, которое еще не трепетало от нежности первой любви, еще никогда он не чувствовал муки всепоглощающей страсти. Он, как и многие его ровесники, встал на защиту родины от немецких захватчиков. Взвод, в котором служил Костяев, однажды в перерыве между боями остановился в украинском хуторе. Несколько бойцов попали в дом к молодой хозяйке Люсе. Борис спас девушку от грязных приставаний старшины Мохнова, и Люся в знак благодарности предложила молодому человеку помыться и уложила спать в своей комнате. На чистой и мягкой постели Костяев спал, как младенец. Ему понравилась молодая, красивая девушка. Когда после очередного боя взвод вновь вернулся в хутор, между молодыми людьми вспыхнула любовь, такая, о которой рассказывают поэты и писатели. Борис и Люся не могли надышаться друг на друга, мечтали быть вместе, как те пастух и пастушка, найденные солдатами после боя за старой баней. Они лежали, тесно прижавшись друг к другу, казалось, даже смерть не смогла разлучить два любящих сердца. Любовь во время войны – это нечто другое, нежели в мирное время. Молодые люди спешили любить на месяцы вперед, так как понимали, что впереди расставание. Они строили планы, мечтали встретиться после войны, создать семью, но этому не суждено сбыться. Борис умер от ран, а Люся сохранила в сердце образ своего возлюбленного и те трепетные чувства, которые зародились во время случайной встречи в грозные дни войны.
- М.А. Шолохов «Тихий Дон». Война для человека всегда является жестоким потрясением. Она меняет восприятие окружающего мира, заставляет пересмотреть жизненные приоритеты, обнажает в человеке его истинные душевные качества. Как меняется мироощущение человека на войне? Над этим вопросом размышляли многие русские писатели. Среди тех, кто пытался найти ответ на этот непростой вопрос, был и М.А. Шолохов. Главный герой романа «Тихий Дон» — Григорий Мелехов, молодой донской казак, немного своенравный, но трудолюбивый, совестливый, удалой. Он живет в станице Вешенская, любит свои родные места, полноводную реку Дон, деревенскую жизнь, и, казалось, создан для мирного труда и любви. Но судьба распорядилась иначе, начинается Первая мировая война, и Григорий вместе с другими казаками уходит на фронт. Война меняет его душу, выворачивает наизнанку. Первый бой и первые смерти навсегда врезаются в память Григория Мелехова. Герой мучается по поводу убитого им безоружного австрийского солдата, вспоминает залитые смертным ужасом глаза, рассеченный надвое череп. И каждый раз он, как впервые, испытывает сильнейшее потрясение, не может спокойно ни есть, ни пить, ни сражаться. Ему казалось, что все, что происходит вокруг, происходит не с ним. Душа его потихоньку черствела, но все же сохранила человечность. Однако война меняла не только внутреннее содержание героя, но и его внешность. Она высасывала его силы, стирала с лица румянец, красила желчью, калечила душу. Мелехов понимает, что в войне нет никакой романтики, это кровь и ужас. Он задумывается о бессмысленности войны, остро чувствует чужую боль, и сердце его протестует против всего происходящего. Он все чаще вспоминает мирную трудовую жизнь, родной хутор, дом, которые стали для него еще дороже и милее. Все, о чем он мечтает, — это вернуться в родной курень, вновь взяться за привычную работу, такую дорогую для его казачьего сердца. Герой понимает, что он вовсе не военный человек, но, воспитанный в лучших традициях казачества, он остается в строю.
- В.А. Закруткин «Матерь человеческая». Повесть Б.Л. Васильева «Матерь человеческая», написанная автором по реальным событиям, свидетелем которых стал сам писатель, поражает читателей силой духа и великодушием героини. Прозаик рассказывает о судьбе Марии, молодой женщины, колхозницы одного из отдаленных хуторов, потерявшихся на бескрайних степных просторах. Мария была счастливой женой и матерью, работала в колхозе, была передовой труженицей. Но война осиротила ее, оставила без мужа и сына, их повесили немецкие солдаты на глазах у женщины, а она сама чудом смогла спастись. Хутор фашисты сожгли, жителей угнали в плен или расстреляли. Мария осталась совсем одна. Война безжалостно изменила не только ее судьбу, ее жизнь, но и мироощущение героини. Она не чувствовала себя одинокой, надеялась, что хутор скоро наполнится звонкими голосами и звуками, нужно только немного подождать. Видя неубранные поля кукурузы, свеклы, картофеля, Мария чувствует личную ответственность перед всем хутором за урожай, поэтому она принимается за работу, желая спасти то, что было посажено заботливыми руками хуторян. Не разгибая спины, она убирает и складывает в воронки от снарядов початки кукурузы, выкапывает картофель и свеклу, высыпает их в другие воронки и укрывает стеблями кукурузы. Мария ухаживает за вернувшимися в хутор скотиной и птицей: коровами, лошадьми, курами и голубями. Не замечая трудностей, она трудится, чтобы ей не было стыдно за свое безделье, когда домой вернутся выжившие жители. Своим упорным трудом женщина желает внести свой посильный вклад в борьбу против фашистских захватчиков, возродить хутор, вернуть его к жизни. Повесть убеждает читателей в том, что война заставляет человека переосмыслить нравственные ценности. Сильного человека она делает еще сильнее, ответственного и великодушного – еще ответственней и великодушней.
- Л.Н. Толстой «Война и мир». Великий русский писатель Л.Н. Толстой часто проводит своих героев через различные испытания, которые помогают получить ценный жизненный опыт, сформировать систему ценностей. Одним из таких испытаний является война. В романе-эпопее «Война и мир» затрагивает вопрос о влиянии войны на мироощущение человека. Одним из главных героев произведения является Андрей Болконский, о мечтах и целях которого мы узнаем в самом начале произведения. Князь мечтает о подвигах и славе, он желает вырваться из «заколдованного круга» гостиных, салонов, балов и светских сплетен. Он восхищается Наполеоном и Цезарем за их целеустремленность, за то, что они сами добились поставленных целей и прославились. Он мечтает добиться «своего Тулона», в котором заключается для князя смысл его жизни. Болконский думал, что воинский подвиг, который он совершит, откроет ему путь к славе. Однако подвиг батареи Тушина во время Шенграбенского сражения заставляет князя иначе смотреть на мир, и на природу подвига, но пока герой не готов отказаться от своих представлений о славе и способах ее достижения. И только тяжелое ранение на Аустерлицком поле открывает ему истинный смысл жизни. Лежа на Праценской горе, Болконский видит своего кумира Наполеона на фоне бесконечного, бездонного неба, и французский император кажется ему таким маленьким и ничтожным, что как-то вдруг приходит разочарование в тщетности подвигов во имя славы. Он отчетливо понимает, что смысл жизни заключается в семье, детях, любви, что человек не всесилен, судьба может вмешаться в любую минуту, поэтому стремление к славе пустое.
- М.А. Шолохов «Наука ненависти». Война, бесспорно, страшное событие, испытание. Она накладывает свой отпечаток на мироощущение человека, ломает его взгляды, его душу, заставляет каждого осознать хрупкость и ценность жизни. Именно на войне появляется горячее желание защитить себя, своих близких от смерти. К такой мысли подводит нас М.А. Шолохов в рассказе «Наука ненависти». Произведение, написанное во время войны, обнажает всю правду о том страшном времени. Главный герой рассказа – лейтенант Герасимов. Он не может равнодушно смотреть на живых немцев, так как ему пришлось многое пережить в фашистском плену. Из его рассказа о своей жизни мы узнаем, что до войны Виктор Герасимов работал механиков на заводе в Западной Сибири. В самом начале войны уходит на фронт, где насмотрелся, с какой жестокостью и бесчеловечностью немецкие солдаты грабили, насиловали, убивали, жгли. Лейтенант два раза был ранен, а потом попал в плен. Описание лагерной «жизни» дает понять, откуда взялась лютая ненависть к врагам. Он подробно описывает, как он очнулся после ранения и увидел, что к нему бегут немцы, а рядом нет ни его планшета, ни оружия. Тогда в русском солдате проснулась великая сила, он не хотел умирать лежа, поэтому через силу, но поднимается на ноги. По дороге в концлагерь он снова видел, как погибают те, кто еще недавно шел рядом с ним. Немцы пристреливали всех, кто отставал или падал от слабости по дороге. И чем больше смертей он видел, тем больше он понимал, насколько бесценна, дорога жизнь, тем больше хотелось ему жить, чтобы отомстить за свою многострадальную родину, за всех убитых и казненных. Война научила его любить и ненавидеть одновременно. Казалось бы, эти чувства не могут жить в одном сердце, но Герасимов люто ненавидел фашистов и всем сердцем любил свой народ, поэтому ему хотелось как можно дольше оставаться в строю, чтобы спасти свой народ от гибели.
- Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие». Повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» — одно из самых трогательных историй о войне, о смелости и героизме женщин. Героинями произведения становятся совсем еще молодые девушки, совсем недавно бывшие школьницами. У каждой из них была своя жизнь, свой круг общения, свои сокровенные тайны, желания, мечты и цели. Они очень разные и в мирное время никогда бы не встретились друг с другом, живя в своем мире, строя свое счастье. Но война распорядилась иначе. У каждой из пяти девушек-зенитчиц свой путь на войну и в отряд Васкова. Женя Комелькова – дочь офицера, отправилась воевать после того, как на ее глазах погибла от рук немцев вся ее семья. Соня Гурвич – девушка добрая, тихая, романтичная. Она училась в университете в Москве, много читала, уходит на войну, чтобы уничтожить фашистов и вернуться к мирной жизни. Лиза Бричкина – дочь лесника, жила на кордоне, ухаживала за больной матерью, которая умерла весной 1941 года, перед самой войной. Лиза мечтала учиться в техникуме, но ей пришлось вместе с другими девушками сначала рыть окопы, а потом встать в строй. Рита Овсянина – молода вдова, девушка рассудительная, серьезная, спокойная. Война для нее – это способ отомстить за погибшего мужа. Галя Четвертак – сирота, выросшая в детском доме. До войны девушка училась в библиотечном техникуме. Она живет в своем, вымышленном мире. Не все зенитчицы четко и ясно понимают, что такое война, ожидая в ней что-то романтичное, окутанное ореолом подвига. Но очень скоро отношение к происходящим событиям и окружающему миру меняется. Например, Галя Четвертак жила в своем, вымышленном мире, она и войну представляла ненастоящей, однако суровая правда сразу открылась девушке и глубоко удивила ее. У нее не было ни смелости, ни внутреннего стержня, чтобы вынести все, что уготовано судьбой. Не только Галя, но и другие девушки очень скоро поняли, что на войне вовсе нет места романтике, есть только страх, ужас, смерть, которая ходит по пятам, словно опытный охотник за дичью. И жизнь, такая хрупкая, желанная, может в любой момент оборваться. Ни одна из девушек не выжила в неравной борьбе, одна за другой погибли они, не веря в происходящее.
Немецкие военнопленные смотрят снимки из концлагеря
0
Источник:
Не все немецкие солдаты были нацистами, большинство из них призвали и они должны были сражаться во имя интересов своей страны. Лишь в 1944 году союзные войска и Красная Армия узнали о существовании концлагерей, увиденное они запечатлели на пленку, чтобы общество могло почувствовать масштабы ужаса и трагедии. Взгляните на лица немецких военнопленных во время просмотра фильма о концлагерях, многие из них даже не догадывались о таком зверстве.
Аргументы из жизни
- О том, что война, бесспорно, меняет не только географические карты, но и души людей, их мироощущение, рассказывают не только произведения художественной литературы, но и реальные истории из жизни наших близких и знакомых. Мой дедушка – участник Великой Отечественной войны. Я его запомнила человеком очень аккуратным, трудолюбивым и молчаливым. Будучи ребенком, я всегда удивлялась, как ему удавалось пройти по грязной улице и не испачкать резиновых сапог. Асфальта тогда не было, весной и осенью, да и летом, в дождливую погоду, приходилось ходить чуть ли не по колено в грязи. Но кажется, сапоги у дедушки оставались чистыми всегда, несмотря ни на что. Даже однажды пришла в голову мысль, проследить за ним, как он будет добираться до дома. Но задумка почему-то сорвалась. Он был хорошим столяром. Все, что делалось его руками, было прочно и аккуратно, как говорят, сделано на века. За домом, в саду, у него были ульи. Он часто возился с ними, а если отдыхал летом, то больше в своем омшанике, где было тихо, пахло травами и еще чем-то неуловимо приятным. Он любил тишину. Но только, сейчас, став взрослой, я понимаю причину «этой любви» к одиночеству и тишине: он наслушался шума во время войны, поэтому в мирной жизни избегал всяких громких и резких звуков, наверное, они напоминали ему о тех страшных днях. Дедушка мало говорил, не любил рассказывать о войне, поэтому к нему и не приставали с расспросами. Однажды я не удержалась и спросила бабушку, всегда ли дед Андрей был таким молчуном. Бабушка ответила, что «эту заразу» он привез с войны, раньше не был молчуном, любил поговорить, мог заинтересовать разговором любого человека. Вернулся с войны совершенно другим человеком, видимо, он пережил такое, о чем хотелось молчать, никогда не вспоминать, забыть навсегда. Вспоминая о дедушке, я всегда прихожу к выводу, что война действительно меняет взгляды человека на окружающий мир, его душу.
Маленький француз знакомится с индийскими солдатами
0
Источник:
Во время Первой мировой войны индийские войска участвовали в боевых действиях в Европе, Средиземноморье, Африке и на Ближнем Востоке. Вот и французский мальчик познакомился с индийскими солдатами, прибывшими в Марсель. Ребенок еще никогда до этого момента не видел представителей другой культуры, так что эта встреча запомнилась ему на всю жизнь.
Аргументы из народной мудрости
- «Война всех метит: шрамом — военных, морщиной — гражданских», — говорит русская пословица. Она утверждает, что война оставляет свои метки на всех: военных она метит шрамами, а гражданских – морщинами.
- «Тот, кто любит войну, ненавидит людей», — справедливо отмечает русская пословица. В ней наши предки утверждают, что нельзя назвать гуманными, человечными тех, кто любит войну, так как война — это страдания, страх, кровь и смерть.
- «Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить», — гласит русская пословица. В ней говорится о том, что, как тучи не способны навсегда закрыть солнце, так и войне невозможно победить мир.
- «Война трудна, да победа красна», — утверждает русская пословица. В ней говорится о том, что война – это трудное дело, зато победа, которая следует после войны, всегда приносит радость и положительные эмоции.
- «Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает», — утверждает русский народ в пословице. По мнению русского народа, тот, кто затевает войну, драку, обязательно бывает битым.
- «Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что человеку, который борется за правое дело, дается свыше двойная сила, чтобы победить зло и жестокость.
- «Дружно за мир стоять — войне не бывать», — гласит русская пословица. Наши предки утверждали, что если все люди будут дружно стоять за мир, то войнам на всей планете придет конец.
- «На языке у врага мир, а на сердце — война», — говорит русская пословица. Она утверждает, что враг хитер, даже когда он говорит о мире, все равно думает о войне.
- «Войну хорошо слышать, да тяжело видеть», — гласит русская пословица. Она утверждает, что война – отнюдь не приятное зрелище. Она хорошо слышна, но неприятно, безобразно выглядит.
- «Кому мир не дорог, тот нам и ворог», — говорил русский народ в пословице. Он видел врагов в тех людях, которым не дорог мир.
Рождественское перемирие
0
Источник:
Рождественское перемирие рассматривается как символический момент мира и человечности во время Первой мировой войны. На Сочельник и Рождество английские и германские солдаты, а также, в меньшей степени, французы, выходили на нейтральную полосу и поздравляли друг друга с праздником, обменивались продуктами и сувенирами. Войска были настолько дружелюбны, что иногда даже играли в футбол на нейтральной полосе.
Афоризмы
- «Война есть не только потрясение, но и духовное испытание и духовный суд», — писал русский философ, правовед и литературный критик Иван Александрович Ильин. Он считал, что война – это прежде всего испытание для любого народа на прочность, человечность, гуманность, а не только глубокое потрясение.
- «Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству, она разрушает религию, государства, семьи. Любое бедствие предпочтительнее ее», — утверждал христианский богослов Мартин Лютер. По его мнению, война – это самое страшное бедствие на земле, так как разрушает все: и семьи, и религии, и государства. Любое другое бедствие не идет ни в какое сравнение с войной.
- «Война – зло, ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления. Великий полководец должен вести войну, надеясь на свое мужество, а не на измену долгу со стороны других», — говорил древнегреческий писатель, философ и общественный деятель Плутарх. По мнению известного мыслителя, война – это зло, ее невозможно вести без больших несправедливостей и насилия. Однако для порядочных людей и на войне существуют свои законы. Нельзя гнаться за победой, которая приносит выгоду через низость и преступления. Настоящий полководец должен вести войну, надеясь на свое мужество, а не ожидая, когда противник проявит трусость.
- «Война — это сначала надежда, что нам будет хорошо, потом — ожидание, что им будет хуже, затем — удовлетворение тем, что им не лучше, чем нам, и наконец — неожиданное открытие, что плохо и нам, и им», — считал австрийский писатель, публицист, художественный критик Карл Краус. Он утверждал, что на войне свои открытия: сначала человек надеется, что будет хорошо, потом ожидает, что противнику будет хуже, вслед за этим начинает удовлетворяться тем, что врагу не лучше, чем ему, и наконец понимает, что плохо обеим воюющим сторонам.
- «Война – варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину», — писал французский писатель, новеллист Ги де Мопассан. По его мнению, у войны две стороны. Она может быть варварством, когда нападают на мирного соседа, и священным долгом, когда защищают родину от захватчика.
- «Война – это волк, и он может прийти и к вашей двери», — считал известный ирландский писатель и романист Бернард Шоу. Он сравнивал войну с волком. Как волк может подойти к любой двери в поисках добычи, так и война может начаться совершенно неожиданно.
- «Для воевавших война никогда не кончается», — считал итальянский писатель, журналист и кинорежиссер Курцио Малапарте. Он утверждал, что для тех, кто прошел по дорогам войны, она никогда не кончается, о ней напоминают старые раны и горькие уроки.
- «Самое человечное, что можно сделать на войне, — быстро довести ее до конца», — писал немецкий юрист Хельмут Джеймс фон Мольтке. Он считал, что самое лучшее, человечное, доброе, что можно совершить на войне, — это постараться поскорее ее довести до конца.
- «Во всякой войне удачу каждый приписывает себе, а вину за несчастья возлагают на одного», -утверждал древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Он говорил об очень интересном открытии: на всякой войне удачу каждый из противников приписывал себе, а вину за неудачу возлагал на другого.
- «Трагедия войны в том, что все лучшее, что есть в человеке, используется для совершения худших преступлений», — писал французский философ Вольтер. Он справедливо говорил, что война – эта трагедия, которая заключается в том, что лучшие человеческие качества и порывы используются для совершения страшнейших преступлений.
Американские солдаты ведут голландских детей на танцы
0
Источник:
Нидерланды хотели сохранить нейтралитет во время Второй мировой войны, но 10 мая 1940 года немецкие войска вторглись в страну. Во время оккупации было убито 75% еврейского населения. 5 мая 1945 Нидерланды были освобождены войсками союзников. На этом снимке американские солдаты провожают детей на праздник в честь победы.
🗹