Введение
Роман «Обломов» был написан Гончаровым в середине 19 века – в переломный для крепостной России период, ознаменованный стремительными политическими, экономическими и социальными изменениями. В произведении писатель поднял не просто острые для той эпохи темы, но и затронул вечные вопросы, касающиеся цели человеческой жизни и смысла человеческого бытия. Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает различные социальные, психологические и философские темы, раскрывая глубокую идейную суть произведения.
Символика одежды
Главный герой не утруждал себя соблюдением чистоты, и наряды его выглядели соответствующе. Ходить он предпочитал в старой, но удобной домашней одежде, которая как нельзя лучше дополняла его спокойный внешний вид и мягкое изнеженное тело. На нем был поношенный бесформенный восточный халат из персидской материи, дизайн которого не был усложнен какими-либо декоративными элементами. Именно простота и удобство нравились обладателю этого предмета гардероба — он был гибким и мягким.
Халат носился Обломовым на протяжении долгого времени и от старости «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Любимый предмет гардероба явно требовал если не замены, то хотя бы чистки, но это не смущало героя.
Еще один обязательный элемент одежды Ильи Ильича — мягкие широкие туфли. Даже в этом случае подчеркивается нежелание персонажа совершать лишние, по его мнению, движения. Туфли эти пользовались любовью хозяина, потому что как только утром он вставал с постели, сразу в них попадал.
Таким образом, домашнее облачение еще раз подчеркивает мягкость и неопрятность главного героя. Бесформенные халат и туфли — это признак «обломовщины», которые указывают на апатичность Ильи и его уход от реальной жизни в иллюзии.
Мечтание
В детстве Обломов видел, что у него нет никаких обязанностей. Взрослея, Илья Ильич понимал, все дела за него исполняет слуга Захар. Герой не приспособлен к настоящей жизни, потому что родители воспитывали его в стремлениях отгородить от жизненных проблем и трудностей.
Обломов только мечтает, но ничего не делает для того, чтобы его мечты претворились в жизнь. Главный герой хочет поехать за границу вместе со своей возлюбленной, мечтает наладить семейный быт, однако для этого он ничего не делает. Лень и апатия – вот основные черты центрального персонажа романа «Обломов». Настоящая мечта Ильи Ильича – это тихая, спокойная и размеренная жизнь, подобная жизни его родителей, проживающих в Обломовке.
Отношение к труду
Проблемы Обломова в романе «Обломов» затрагивают все сферы жизни человека. Всякая деятельность, если она не отвечала внутренним порывам Ильи Ильича, была ему противна. В самом деле он с гораздо большей охотой посвятил бы день отдыху, чем ехать в гости только потому, что там можно познакомиться с влиятельными людьми и завести полезные связи.
Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.
Социальная проблематика
Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.
Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа – Илья Ильич Обломов, воспитанный в старопомещицкой семье в далекой деревне Обломовке, граничащей с Азией. Отдаленность поместья от Европы и новой цивилизации, «законсервированность» в привычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полудрему – именно сквозь сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая таким образом ту самую, близкую Илье Ильичу атмосферу спокойствия и умиротворения, граничащими с ленью и деградацией, характеризующейся полуразваленным поместьем, старой мебелью и т. д.
В романе «обломовщина» как исконно русское явление, присущее российским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей в произведении является друг Обломова – Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решить свои проблемы ищет человека, способного сделать все за него, Штольц сам прокладывает пути в своей жизни. Андрею Ивановичу некогда мечтать и строить воздушные замки – он уверенно движется вперед, умея собственным трудом получать то, что ему нужно в жизни.
«Лежание на диване»
Деревня Обломовка, в которой рос и воспитывался Илья Ильич Обломов, сильно повлияла на его дальнейший образ жизни. В тех краях всегда было «тихо и сонно». Автор отмечает, что в нравах жителей Обломовки всегда были тишина и «невозмутимое спокойствие».
В семье Ильи Ильича был час послеобеденного сна, сравнимый с мертвым сном, поэтому Обломов и в зрелом возрасте любил полежать на диване и поспать.
«Сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей» – все это является характерными признаками Обломова. Он на самом деле любил «целые десятки лет сопеть, дремать и зевать», потому что не знал иной жизни. Лежание на диване стало его единственной возможностью существовать. Автор отмечает, что лежанье стало для Обломова «нормальным состоянием».
Внешность Обломова
Начало романа описывает внешность персонажа, его одежду и образ жизни. Илья Обломов предстает перед читателем мужчиной около 32 лет, вполне привлекательным, однако «обрюзгшим не по летам». Мягкость — главная черта его внешности, и прослеживается она во всем: в линиях тела, выражении лица, мимике, жестах.
«…Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины…» — такие строки из текста описывают главного героя. И сразу складывается первое впечатление об Обломове: человек, который не умеет и не любит трудиться, привык к праздному и бездеятельному образу жизни.
Ни одна эмоция не могла согнать с его лица выражение спокойствия и безмятежности, даже когда он был чем-то встревожен. Описание автором наружности Обломова дает возможность читателю увидеть следующие черты характера персонажа:
- внутренняя мягкость;
- безмятежность;
- равнодушие ко всему.
При этом его внешности присуща некоторая обезличенность — отсутствие идеи и сосредоточенности, тусклые глаза, «безразличный» цвет лица. Однако И. А. Гончаров говорит о глубине характера персонажа: «Добряк должен быть, простота!»
Гончаров «Обломов». Проблемы романа
Истоки мироощущения Ильи Ильича весьма примечательны, имеют свои корни. В главе «Сон Обломова» показаны причины той глубокой душевной дремы, от которой страдал главный герой. Имя тому – «обломовщина». Это страшное слово толкуется в произведении как подсознательное нежелание жить, развивать деятельность, стремиться к высоким результатам и достижениям.
Может быть, такой характер у героя сформировался в результате того, что в детстве его чрезмерно опекали, но забота эта оказалась пагубной для развития, постепенно ограничила ум и сердце. Если на дворе стояла ненастная погода, то маменька с батюшкой не только не отпускали его выйти во двор погулять, но и не отправляли в этот день учиться «к немцу». Такая излишняя опека постепенно сделала из мальчика изнеженное, ни к чему не приспособленное существо. Он боялся холода, любой болезни и много времени проводил дома.
Непревзойденное чувство
Проблема любви в «Обломове» занимает особое место. С появлением Ольги Ильинской, казалось, жизнь героя должна была измениться. В какой-то момент в нем действительно началось движение к переменам: он стал ездить в гости к Ольге, подолгу там задерживался, и они вместе с девушкой гуляли в саду, слушали «Каста дива». Но потом все прекратилось и замерло: Обломов опять улегся на любимый диван, позволял себе спать после обеда и в любое другое время. Очень запоминается эпизод, когда герою надо было ехать к барышне, а он сказался больным и остался дома. Почему так произошло? Возможно, Обломов счел себя недостойным любви такой девушки, как Ольга, и ему не хватило уверенности в себе.
Должно быть, ему было настолько сложно поверить в то, что его искренне могут полюбить, что подтверждения этой истины он просто не стал дожидаться. А может, дело все в том, что барышня не стремилась принимать героя таким, какой он есть? Насколько Ольга лелеяла свои собственные фантазии, настолько она любила Илью Ильича. Вспомним, девушка мечтала его изменить, даже строила планы, как он преобразится, значит, ее не устраивал прежний образ Обломова. Истинная же любовь далека от подобных стремлений. Именно по этой причине то нежное, возвышенное чувство, столь внезапно вспыхнувшее между ними, овеянное сладостной мелодией «Каста дива», не нашло опоры для развития в реальности.
🗹