1 Апреля 1809 – 4 Марта 1852 гг. (42 года)
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 18809.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми известными произведениями Гоголя можно назвать сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященный обычаям и традициям украинского народа, а также величайшую поэму “Мертвые души”.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История семьи Гоголя
Будущий писатель родился в зажиточной украинской семье. Николай Васильевич Гоголь стал третьим из двенадцати детей. Но так как двое первых мальчиков умерли в младенчестве, для родителей он был словно долгожданный первенец. Незадолго до родов матушка горячо молилась преподобному Николаю Чудотвроцу, а потому, родившегося мальчика было решено назвать Николенькой.
Из девяти родившихся после него детей выжило только четыре сестры: Машенька, Анюта, Лиза и Оля, с которыми Коля был очень дружен. Отчасти под влиянием сестер, отчасти по складу своего мягкого характера, все детство Николай Васильевич провел в «женских» занятиях: очень любил шить, вязать, ткать, вышивать. Кстати, и будучи взрослым он часто, при написании своих произведений, вязал на спицах, а также любил одеваться как франт и некоторые из своих нарядов мастерил сам с большим усердием и удовольствием.
Отец Гоголя
Отец писателя – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – долгое время работал в Малороссийском почтовом ведомстве, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал постоянно проживать со своим семейством в имении Васильевка Полтавской губернии. Там, в селе Сорочинцы, весной 1809 года и родился Николай Гоголь. Василий Афанасьевич был образованным, разносторонне развитым человеком, любил веселье, шутки, литературу, сам слыл неплохим поэтом, писателем, а особой его страстью был театр.
Вместе со своим другом помещиком Трощинским Василий Гоголь-Яновский организовал домашний театр и с увлечением писал для него пьесы, участвовал в постановках. Вероятно поэтическим и писательским талантом Николай Васильевич обязан именно отцу. Что касается двойной фамилии, писатель «избавился за ненадобностью» от второй ее части, когда начал публиковаться и вошел в историю мировой литературы просто «Николем Гоголем».
Василий Гоголь-Яновский, отец Николая Гоголя
Мать Гоголя
Матушка писателя – Мария Ивановна, в девичестве Косяровская – по воспоминаниям современников был невероятно красива внешне и слыла завидной невестой. Василий Гоголь-Яновский женился на девушке, когда той едва исполнилось 14 лет. Мария Ивановна всю свою жизнь была очень набожной и домашней, везде и всюду следовала за мужем, даже когда тот выезжал куда-то по хозяйству, то всегда брал с собою супругу. Считается, что свою тягу к мистицизму и потустороннему миру Гоголь унаследовал именно от матери, так как та всегда рассказывала детям множество преданий и легенд о леших, домовых и нечистой силе.
Мария Ивановна Гоголь-Яновская (рожд. Косяровская), мать Николая Гоголя
Сверхвпечатлительная натура мальчика буквально впитала в себя все эти рассказы, и он пронес их через всю свою жизнь, отразив позднее в творчестве. Известно также, что уже живя в Петербурге, Гоголь много раз писал матери с просьбой прислать ему новые подробности украинской жизни: какую одежду носили предки, каковы были их обычаи и просил снабдить его новыми притчами и легендами. Мать с радостью делилась с сыном тем, что знала сама или узнавала от местных жителей.
Мать писателя Мария Гоголь-Яновская. Изображение: for-teacher.ru
Детство и юность писателя
Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.
Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.
Учеба Гоголя
Первоначальное образование писатель получил дома. Он много читал, с пяти лет пробовал сочинять. Бывало, когда они с отцом выезжали на бричке объехать владения, батюшка задавал сыну тему для сочинений. И мальчик целый день ездил, смотрел на прекрасные украинские пейзажи и сочинял про себя оды родной природе и всему увиденному. Можно смело сказать, что щедрая малороссийская природа и украинский фольклор – вот две вещи, которые сформировали Гоголя-писателя.
Дом доктора Трохимовского в Сорочинцах, где родился Николай Гоголь. Великие Сорочинцы, Полтавская область, Украина. Иллюстрация к книге Иосифа Хмелевского «Гоголь на Родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр». Киев, 1902
Когда Коленьке исполнилось 10 лет, родители отправили его на обучение в Полтаву, сначала он окончил училище, а затем Гимназию высших наук. Первые годы учебы были невероятно тяжелыми для Гоголя: его подготовка оставляла желать лучшего – в отличие от многих сверстников он совсем не знал иностранных языков, был слаб в точных науках, не отличался физическим здоровьем и выносливостью, был достаточно замкнутым.
В те годы будущий писатель на себе познал судьбу тех самых «маленьких людей», которых он позднее так ярко опишет в своих произведениях. И слова Акакия Акакиевича Башмачника из «Шинели»: «Ну, зачем, зачем вы меня обижаете?», он, вероятно, и сам не раз произносил, если не вслух, то мысленно.
Николай Гоголь-Яновский в детстве. Изображение: book-briefly.ru
Однако, в то же время, Гоголь обладал феноменальной памятью и показывал прекрасные способности в русской словесности. А через несколько лет открылся еще один его яркий талант – талант актера, пародиста и юмориста. У него нашлись товарищи по интересам, вместе с которыми они занимались литературными опытами, готовили и ставили спектакли в гимназическом театре, выпускали свою ученическую газету. Вдруг перед всеми открылся совершенно иной Гоголь – яркий, остроумный, умевший делать точные и невероятно смешные пародии на любого человека, включая учителей. И оставшиеся годы обучения прошли у Гоголя насыщенно и интересно.
Гоголь на единственном фото. Автор Сергей Левицкий, Рим, 1845
Биография писателя
Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков – Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.
В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823–24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.
Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.
В 1831–32 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.
1832–33 годы явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 году были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю еще большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» – циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 году. Самая значительная из повестей петербургского цикла – «Шинель» – была завершена в 1841 году.
В 1836 году, в Александринском театре, состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство. Персонажи комедии были типичны для всей России того времени, и многие зрители, впервые увидевшие комедию, считали, что автор высмеивает именно их город, их чиновников, помещиков и полицейских. Но далеко не все приняли комедию благожелательно. Представители чиновничьей бюрократии увидели в комедии угрозу. На страницах журнала стали появляться статьи, обвинявшие автора комедии в искажении действительности. Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали, что ее содержание сводится к старому пустому анекдоту.
Критические отзывы глубоко травмировали Гоголя. В последующие годы он продолжал усиленно работать над композицией пьесы и образами героев. В 1841 году комедия в значительно переработанном виде была вторично издана отдельной книгой. Но и эта редакция показалась писателю несовершенной. Только шестой вариант «Ревизора» Гоголь включил в четвертый том своих «Сочинений» 1842 года. Но в этом виде комедия, из-за цензурных препятствий, была поставлена на сцене только через 28 лет.
Почти одновременно с первой редакцией «Ревизора» был опубликован первый номер журнала Пушкина «Современник», в подготовке которого Гоголь принимал активное участие. В одной из своих статей он выступил с критикой редакционных изданий, после чего нападки со стороны правящих сословий заметно ожесточились.
Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. В последующие годы он два раза возвращался на родину – в 1839–40 гг. и в 1841–42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К этому времени относится начало его работы над поэмой «Мертвые души». Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта.
В начале октября 1841 года Гоголь приехал в Петербург, а через несколько дней выехал в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми душами». В мае 1842 года вышел в свет первый том «Мертвых душ», а в конце мая Гоголь вновь отправился за границу. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись горячие споры. Гоголь в это время отдыхал и лечился в небольшом немецком городке Гастейне. Волнения, связанные с изданием «Мертвых душ», материальная нужда, нападки критики стали причиной духовного кризиса и нервной болезни.
В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений. В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги – необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).
Последние годы своей жизни Н.В. Гоголь прожил одиноко. В 1848 году писатель намеревался осуществить свою главную мечту – поездить по России. Но на это уже не было ни средств, ни физических сил. Он побывал в родных местах, полгода жил в Одессе. В Петербурге познакомился с Некрасовым, Гончаровым и Григоровичем, в апреле 1848 года совершил паломничество в Святую землю к гробу Господню, но большую часть времени проводил в Москве. Несмотря на болезнь, писатель продолжал трудиться, так как в литературе видел смысл своей жизни.
В последние годы все мысли Гоголя были поглощены вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 года у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, он отказался от пищи и медицинской помощи. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома «Мертвых душ» (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики.
?Все темы книги «»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»
Приезд Гоголя в Петербург
Зимой 1828 года, после окончания гимназии, Николай Васильевич решает отправится в Петербург. Биография Гоголя получает новый виток. К тому времени уже скончался его отец (смерть была скоропостижной, для всей семьи это был настоящий удар), сын как мог пытался поправить дела поместья, которые без главы семейства начали расстраиваться, так как мать оказалась совершенно не приспособлена для ведения большого хозяйства. Но в этих делах Гоголь не очень преуспел, оказав самую большую помощь семье тем, что отказался от своей доли наследства, чтобы мать могла эти средства распределить между младшими дочерями.
Возвращаться домой Гоголю совершенно не хотелось и он отправился в столицу, томимый желанием служить Отечеству, сделать для России нечто великое и полезное. Каким образом он может быть полезен государству, он не мог сказать наверняка, но тогда еще точно не связывал это с литературой, думая, что сможет пригодиться на поприще государственной службы.
Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Однако, Петербург встретил его совсем недружелюбно. Выяснилось, что скудных сбережений Гоголя совершенно недостаточно, чтобы жить и кормиться в дорогой столице. Служба в Департаменте уделов, куда он смог поступить, оказалась однообразной, нудной, скучной и на редкость формальной из-за чего Гоголь вскоре бросил ее. Он пытался поступить в театр, ведь чувствовал в себе талант и великое желание служить искусству, но так и не прошел ни одного прослушивания.
Говорят, его не брали из-за невыразительного голоса, хотя для многих его одноклассников это было совершенной неожиданностью, ведь они видели Гоголя на сцене и точно знали, что в нем заложен колоссальный актерский талант! Его произведения тех лет либо вообще не хотели печатать, либо не пользовались популярностью. Насмешки литературных критиков больно ранили чувствительное самолюбие будущего классика, он переживал мучительные поиски своего призвания и места в жизни.
Гоголь в гимназии: первая поэма и школьный театр
Иван Жерен. Портрет Николая Гоголя. 1836. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Экземпляр «Ганца Кюхельгартена» с дарственной надписью Николая Гоголя историку Михаилу Погодину. 1829. Государственная публичная историческая библиотека России, Москва
В 1821 году Николай Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Он не был прилежным: часто отвлекался на уроках и занимался только перед экзаменами. Преподаватель латыни Иван Кулжинский вспоминал: «Он учился у меня три года и ничему не научился… Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает». Любимыми предметами будущего писателя были рисование и русская словесность. Он восхищался Александром Пушкиным. Когда в 1825 году вышли первые главы «Евгения Онегина», то Гоголь перечитывал их столько раз, что выучил наизусть. Сочинял он и сам. Произведения — поэму «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи» — он размещал в собственном рукописном журнале «Звезда».
Никто не думал из нас, чтобы Гоголь мог быть когда-либо писателем даже посредственным, потому что он известен был в лицее за самого нерадивого и обыкновенного слушателя. Довольно бывало ему сказать одно слово, сделать одно движение, чтобы все в классе, как бешеные или сумасшедшие захохотали в одно горло, даже при учителе, директоре.
Николай Сушков, драматург
Николай Гоголь создал в гимназии театр. Он выбирал пьесы, распределял роли и расписывал декорации. Актерами становились ученики, они же приносили кто что мог в «театральный гардероб». Одной из самых популярных пьес был «Недоросль» по Фонвизину — Гоголь играл госпожу Простакову. Сокурсник писателя Тимофей Пащенко вспоминал: «Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене».
В 1825 году у Гоголя умер отец. Гимназист тяжело переживал потерю. Его мать вспоминала: «Я детям не могла писать о нашем несчастии и просила письменно директора в Нежине приготовить к такому удару моего сына; он в таком был горе, что хотел броситься в окно с верхнего этажа». После смерти отца начались проблемы с деньгами: мать не умела управлять хозяйством. Тогда Гоголь сначала предложил продать лес, который по завещанию принадлежал ему, а потом и вовсе отказался от наследства в пользу сестер.
В 1827 году Гоголь сочинил поэму «Ганц Кюхельгартен» о юноше, который отверг любовь ради мечты о Греции. Спустя год писатель окончил Нежинскую гимназию и решил отправиться в Петербург. Он писал дяде Петру Косяровскому: «Признаюсь, меня не берет охота ворочаться когда-либо домой, особливо бывши несколько раз свидетель, как необыкновенная мать наша бьется, мучится, иногда даже об какой-нибудь копейке. Я с своей стороны все сделал, денег беру с собой немного, чтобы стало на проезд и на первое обзаведение».
Пушкинский круг
Но как бы то ни было Гоголь продолжал писать для петербургских изданий, отдельные произведения все чаще попадали в печать. Одним из редакторов, кто оценил сочинения начинающего автора, был Антон Дельвиг, который в то время возглавлял журнал «Северные цветы». Именно А. Дельвиг познакомил Гоголя с Василием Жуковским и Петром Плетневым, а те, в свою очередь, помогли Николаю Васильевичу устроиться на хорошую должность преподавателя в женском Патриотическом институте, а также рекомендовали его как репетитора в богатые дворянские семьи. Теперь, когда финансовый вопрос был для Гоголя закрыт, он смог всей душой отдаться творчеству и начал писать серию очерков об Украине.
«Пушкин и Гоголь». Художник Николай Алексеев
В 1831 году вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошло четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», ранее опубликованный «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян.
Книга сразу же стала невероятно популярной, ее высоко оценили ведущие литераторы того времени. Евгений Баратынский восхищался легким слогом и веселостью автора. А Александр Пушкин просто пришел в восторг от всех повестей и говорил, что, не было еще в русской литературе подобного писателя, который мог бы так просто и сердечно передать народную речь, озорной юмор и красоту природы.
Петр Геллер. Николай Гоголь и Василий Жуковский у Александра Пушкина в Царском Селе (фрагмент). 1910. Изображение: pouchkin.com
Через год Гоголь отдал в печать вторую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Вторая часть была встречена не менее восторженно, чем первая. Гоголь стал «своим» в лучших литературных салонах Петербурга и тесно вошел в так называемый «пушкинский круг». В это время он знакомится с актером Михаилом Щепкиным, писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым и его сыновьями Константином и Сергеем, публицистом Михаилом Погодиным. Со всеми ними Гоголь сохранит дружбу до конца жизни.
Экземпляр «Ганца Кюхельгартена» с дарственной надписью Николая Гоголя историку Михаилу Погодину. 1829. Государственная публичная историческая библиотека России, Москва
В 1834 году Гоголю предложили должность преподавателя истории при Петербургском университете. Он с воодушевлением принял предложение: днем он читал лекции в университетских аудиториях, а по вечерам изучал историю Украины и писал новые произведения. Так вскоре вышли новые сборники «Арабески» и «Миргород», а также несколько исторических статей. Все произведения горячо принимаются публикой, а именитые мастера литературы в один голос признают, что с каждой новой книгой талант Гоголя все ярче расцветает и проявляется.
«Совершенно встречал одни неудачи»: жизнь в Петербурге
Неизвестный художник. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1850-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Петр Геллер. Николай Гоголь и Василий Жуковский у Александра Пушкина в Царском Селе (фрагмент). 1910. Изображение: pouchkin.com
Натан Альтман. Николай Гоголь в Санкт-Петербурге (фрагмент). Иллюстрация к «Петербургским повестям» Николая Гоголя. 1934. Изображение: antik-dom.ru
В декабре 1828 года Николай Гоголь приехал в Петербург устраиваться на службу. Он вспоминал: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели мы думали. Это заставляет меня жить как в пустыне. Я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр». Писатель не мог найти работу: выпускника Нежинской гимназии либо не хотели принимать, либо предлагали слишком маленькое жалованье.
В 1829 году Гоголь написал стихотворение «Италия» и без подписи отправил в журнал «Сын Отечества». Произведение опубликовали, и это придало уверенности литератору. Он решил напечатать и гимназическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Однако в этот раз книга не расходилась: сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупил весь тираж у книгопродавцев и сжег. После неудачи он пробовал стать актером и был на прослушивании у директора Императорских театров Сергея Гагарина. Но писателя не взяли. Гоголь вспоминал: «Мысли тучами налегают одна на другую, не давая одна другой места. Везде совершенно я встречал одни неудачи и — что всего страннее — там, где их вовсе нельзя было ожидать. Какое ужасное наказание! Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире». Летом 1829 года он уехал в путешествие по Германии.
Осенью 1829 года Николай Гоголь вернулся в Петербург. Денег не хватало, и он устроился помощником столоначальника в департамента уделов. Писатель был коллежским асессором — самый младший чин в Табели о рангах. Гоголь писал матери: «После бесконечных исканий, мне удалось, наконец, сыскать место, очень, однако ж, незавидное. Но что ж делать?» Литератор принимал жалобы, сшивал документы и выполнял мелкие поручения начальства, а в свободное время он сочинял повести о жизни в Украине. За помощью Гоголь обратился к матери: «Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья… какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью». В 1830 году в журнале «Отечественные записки» писатель опубликовал повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст сильно отличался от оригинала: издатель Павел Свиньин отредактировал произведение на свой вкус.
Постепенно Гоголь все больше писал для журналов. В 1831 году в «Литературной газете» вышли материалы «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и «Женщина», а в альманахе «Северные цветы» появились главы исторического романа «Гетьман». Владельцем обоих изданий был Антон Дельвиг. Поэт ввел молодого автора в литературный круг и познакомил с Василием Жуковским и Петром Плетневым. Писатели помогли найти Николаю Гоголю новую работу: он стал учителем в женском Патриотическом институте, а в выходные давал частные уроки детям знатных дворян. Параллельно литератор работал над серией повестей об Украине.
Роман «Мертвые души»
По всеобщему признанию, не умаляя достоинства других замечательных произведений Гоголя, комедия «Ревизор» и роман «Мертвые души» являются ключевыми в библиографии писателя. Идею обеих книг подсказал Николаю Васильевичу Александр Пушкин. Реальную историю приписки «мертвых душ» Пушкин слышал от одного помещика во время своей кишиневской ссылки. В 1835 году Гоголь приступил к написанию романа и через некоторое время прочитал Пушкину наброски.
Тот сначала много смеялся, но с каждой новой перевернутой страницей все более мрачнел и хмурился, а в финале произнес: «Боже, как грустна наша Россия!.». Но через некоторое время Гоголь отложил рукопись «Мертвых душ», не завершив ее.
Владимир Табурин. Николай Гоголь читает «Ревизора» перед артистами московского Малого театра и приглашенными лицами (фрагмент). Изображение: magisteria.ru
Избранные места
Чем тяжелее шла работа, тем больше Гоголь стремился к духовному самосовершенствованию. В 1847 году, в своем желании проповедовать, Гоголь опубликовал «Избранные места из переписки с друзьями», в котором выразил сомнения в эффективности литературы и попытался представить утопическую социальную программу, которую должна была бы реализовать современная государственная власть. Эта книга вызвала резкое отвращение как у друзей, так и у оппонентов. В 1848 году Гоголь попытался оправдать себя в «авторском признании», пообещав исправить неудачу «избранных мест»… со вторым томом «Мертвых душ». В 1848 году Гоголь исполнил свою мечту, отправившись в Иерусалим, а затем вернувшись в Москву, тщетно пытаясь закончить работу, которая ни в коем случае не была брошена. В приступе отчаяния Гоголь сжег рукопись второго тома стихотворения незадолго до смерти. Гоголь оказал большое влияние на последующее развитие литературы не только как лидер «естественной школы», но и как автор гротескной и фантастической прозы, оказав влияние на ряд художественных течений XX века.
Используются материалы книги: А.П. Шикман. Биографический справочник. Москва, 1997.
Гоголь Николай Васильевич (20.03/1.04.1809-21.02/4.03.1852), великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, историк, публицист. Он родился в благочестивой патриархальной дворянской семье. По воспоминаниям одноклассника Гоголя, религиозность и склонность к монашеской жизни были ощутимы в Гоголе «с детства», когда он рос на своем родном хуторе в Миргородском районе, в окружении «благочестивых и вполне религиозных» людей. Позже, когда писатель был готов «заменить свою светскую жизнь монастырем», он только вернулся к тому первоначальному настроению, которое было так характерно для него. Род Гоголей, как отец, так и мать, принадлежал к старым казачьим родам. Атмосфера веры и христианского благочестия была присуща как старейшинам, так и младшим членам семьи. Евангелие всегда было на столе, а любимым чтением была книга читателя Минея, в старых кожаных обложках. История собственности семьи с. Васильевка Гоголь позже была изображена в романе «Хозяин Старого Света», а прошлое семьи отразилось в «Тарасе Бульбе».
Недалеко от Васильевки была также Кочубьевка Диканька, чье имя опять-таки связано с циклом ранних романов Гоголя. Согласно семейным традициям, брак родителей писателя был благословлен Богородицей. У его отца, Василия Афанасьевича, было видение, когда он совершил паломничество к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, названной Ачтырской (ныне в США). Во сне Царица Небесная явилась ему и указала на ребенка, сидящего у ее ног на земле: «… Вот твоя жена». Через некоторое время, в груди, дочери соседа по имени Козьяровский, он вдруг узнал, застыв в изумлении, те самые черты ребенка, которые показали ему во сне. Тринадцать лет спустя, пока Василий Афанасьевич не перестает смотреть на свою половинку, зрение повторяется снова, и он просит руки девушки. Молодые люди были помолвлены, через год была запланирована свадьба. Николаю Гоголю было присвоено имя святого Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого произнесла обет его мать, Мария Ивановна. Очевидно, что ощущение пророческого призвания Гоголя было в значительной степени поддержано этими семейными легендами.
Будущий писатель получил начальное образование на дому у «наемного семинариста». В 1818-19 гг. вместе со своим младшим братом Иваном (около 1820 г.) Гоголь учился в Полтавской гимназии, летом 1820 г. готовился к поступлению в Полтавскую гимназию. В 1821 г. он был принят во вновь открытую гимназию в Нижнем Новгороде. В соответствии с задачей, поставленной императором Александром I по борьбе с европейским вольнодумством, занятия здесь включали обширную программу религиозного образования. Домашняя церковь, общая исповедница, общие утренние и вечерние молитвы, молитвы перед началом и окончанием уроков, дважды в неделю закон Божий, каждый день за полчаса до уроков чтение новозаветного священника, вечером после уроков чтение книг с духовным содержанием, Ежедневное заучивание двух-трех стихов из Священного Писания, строгая дисциплина — такова была почти «монашеская» жизнь его учеников, как определено в уставе гимназии, о которой Гоголь позднее использовал многие характеристики для описания Бурсатского быта в «Тарасе Бульбе» и «Виа» (он даже в шутку назвал Нижнюю гимназию «слизистым мешком»).
В конце декабря 1828 года Гоголь приехал в Петербург с далеко идущими (и туманными) планами благородного труда на благо отечества. Ограниченный материальными средствами, он пробовал свои силы как государственный служащий, актер, художник, зарабатывал на жизнь хлебными часами, дважды дебютировал в прессе. Сначала — как поэт. В 1829 году он опубликовал поэму «Италия» (без подписи) и написал в Нишине подражание (в духе немецкой романтической школы) поэму «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом В. Алов).
Последние получили отрицательные отзывы в журналах, после чего Гоголь попытался сжечь все копии тиража, доступные для книготорговцев. Второй дебют состоялся в прозе и сразу же поставил Гоголя в один ряд с первыми русскими писателями. В 1831-32 годах была опубликована серия романов «Вечера на хуторе близ Диканьки» — которые, в отличие от первого опыта, не содержали «ничего германского или старого». В это время Гоголь встречался с В.А. Жуковским, П.П. Плетневым, бароном А.А. Дельвигом, А.С. Пушкиным. Он прославился при дворе своими романами. Благодаря Плетневу, бывшему учителю наследника, в марте 1831 года Гоголь занял должность младшего преподавателя истории в Патриотическом институте, который был создан под руководством Императора Плетнева. Александра Федоровна.
Лето 1831 года писатель провел в родной Васильевке. Проходя через Москву, он встретился с М. Погодиным, Аксаковым, И. Дмитриевым, М. С. Загоскиным, М. С. Щепкиным, Киреевским, О. М. Бодянским, М. А. Максимовичем и другими. Пребывание в Первопрестольном Святом Престоле дало ему толчок к размышлениям о фундаментальных различиях между исконной («старосоветской») культурой России и недавним европейским «Просвещением» «цивилизованного» Санкт-Петербурга, критику которого он развил в цикле так называемых «петербургских» романов. Эти размышления зародились позже, после нескольких лет пребывания Гоголя за границей, и легли в основу контраста между «идиллическим», «вневременным», но культурно ценным Римом и духовно пустым, тщетным Парижем в романе «Рим» (1842 г.). гоголевская классика поэзии
В 1834 г. Гоголь вместе со своими близкими друзьями — Плетневым, Жуковским, Погодиным, Максимовичем, а также С. П. Шевиревым и К. М. Базилием — стал одним из первых сотрудников министра народного просвещения С. С. Уварова, который провозгласил свою деятельность по исконным принципам православия, самодержавия и этноса. Результатом этого сотрудничества стала публикация четырех статей Гоголя в основанном Уваровым «Журнале Министерства народного образования», которые тесно связаны с рассказом «Тарас Бульба», написанным год спустя, и принятие доцента на факультет Всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Однако начало плодотворного сотрудничества Гоголя с Уваровым было прервано острым конфликтом, который Пушкин инициировал с Уваровым в 1835 году.
В 1835 г. вышли в свет сборники Гоголя «Арабески» и «Миргород». Он подарил Уварову экземпляр «Миргорода» для презентации Николаю I. Критики были единодушны в оценке гоголевского таланта. Особенно среди романов «Миргород» они выбрали «Тараса Бульба». Летом того же года Гоголь снова посещает Москву, Васильевку, отдыхает в Крыму, посещает Киев после Максимовича, где совершает долгие прогулки по старому Киеву и его святым местам. В этом же году он оставляет службу в Санкт-Петербургском университете и в Патриотическом институте, приступает к работе над поэмой «Мертвые души», создается комедия «Ревизор». Обе идеи напрямую связаны с проблемой людей, которую министр Уваров поставил перед писателями. Гоголь сам выражал свое понимание народа следующим образом: «Хорошо себя в сердце семени Христово отдал все доброе, чего нет ни в русском характере… Стать русским… источник всех русских вещей, для себя, нужно обратиться к нему. В этом определении содержится наиболее важная, основная идея «Мертвых душ».
По мнению Гоголя, душевная смерть героев поэмы заключается в том, что вместо источника всех русских — Спасителя — ее герои, герои «Мертвых душ», обращаются к западному еретическому «Просвещению», носителям европейского «отчуждения». Типы, происходящие от Гоголя, являются «мертвыми душами», потому что они неортодоксальны, неправильны (в самом прямом смысле этого слова) и не являются аборигенными. Эти убеждения определяют основное содержание Гоголя — критику плодов европейского светского «Просвещения» на русской земле (на самом обыденном, мирском уровне) и утверждение идеалов патриархальной русской жизни.
19 апреля 1836 года в Петербурге на сцене Александрийского театра состоялась премьера «Ревизора» при участии императора Николая Павловича, утвердившего постановку и печать спектакля. Гоголю было вручено бриллиантовое кольцо для копии «Инспектора», подаренной императору.
6 июня 1836 года Гоголь отправился за границу, предполагая, что проведет там полтора года. Из заграничных путешествий он твердо верил в великое призвание России как единственной свободной державы в мире, исповедующей православие. Когда он объявил о своем долгом пребывании за пределами родины, Гоголь признал: «… Со всех уголков Европы мои глаза видят новые стороны России. О своей поэме он написал одновременно: «Не провинция и не несколько уродливых землевладельцев, и не то, чтобы их приписывали, является предметом «Мертвых душ». Это все еще загадка, которая внезапно, к всеобщему удивлению. раскрыться в следующих томах… «Разгадка этой «загадки» во многом обусловлена тем, что «Мёртвые души», как в «Ревизоре», были не русскими гоголевскими типами, а, как говорит сам писатель, «временные, эфемерные лица, образовавшиеся под бродившимся новым ферментом» — результатом европейского влияния. Поэтому Гоголь нарисовал материал для своего стихотворения не только в воспоминаниях о России, но и в прямых впечатлениях о Западной Европе — где в основном создавались «мертвые души» — путешествуя практически по всем европейским странам. Идею о преимущественно западном происхождении всемирного вероотступничества, описанную в «Мертвых душах», можно во многом объяснить патриотическим замыслом «Тараса Бульбы», второе издание которого было написано Гоголем — «Возлюбленный, — по его словам, спасение своей страны», в то же время концом первого тома поэзии.
Комедия «Ревизор»
Историю же про господина, который выдал себя за чиновника, Пушкин прислал Гоголю в письме, в ответ на его просьбу поделиться идеей для пьесы. Когда через некоторое время Николай Васильевич прочитал написанную комедию в кругу близких друзей, все единогласно посоветовали Гоголю тут же поставить ее на сцене. Однако это оказалось не так просто сделать – цензура решительно не пропускала пьесу. Понадобилось вмешательство Жуковского, который был близко знаком с императорской семьей. И только личное повеление Николая I помогло тому, что спектакль был поставлен.
Сам император пришел в восторг от комедии, и большинство представителей литературного круга также нашли ее злободневной и талантливой. Но чиновники, коих в Петербурге было немало, купцы и полицейские ополчились против автора, заявляя, что для него «нет ничего святого». К удивлению Гоголя, его безбожно ругали, но при этом на все четыре представления «Ревизора» в Петербурге совершенно невозможно было достать билета – их раскупали мгновенно.
Через несколько недель Михаил Щепкин представил комедию и в Москве. Реакция была приблизительно такой же. Как высказался сам Гоголь: «В «Ревизоре» я собрал всё самое дурное, что было на тот момент в России, чтобы высмеять всё это одним разом».
«Собрался собрать все дурное в России»: комедия «Ревизор»
Николай Гоголь. Портрет поэта Александра Пушкина. 1830-е. Изображение: artchive.ru
Рисунки Николая Гоголя к комедии «Ревизор». Иллюстрация к книге Иосифа Хмелевского «Гоголь на Родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр». Киев, 1902
Петр Каратыгин. Николай Гоголь на репетиции «Ревизора» в Мариинском театре 18 апреля 1836 (фрагмент). Изображение: a4format.ru
Осенью 1835 года Николай Гоголь уволился из университета. Он решил профессионально заняться литературой и попробовать сочинить пьесу. Писатель обратился с письмом к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию… Духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта! Ради бога, ум и желудок мой оба голодают». Поэт рассказал Гоголю историю о господине, который выдал себя за высокопоставленного чиновника. Она и легла в основу комедии «Ревизор». По сюжету коллежский регистратор Хлестаков проиграл деньги в карты и случайно оказался в уездном городе. Городничий, смотритель училищ, почтмейстер, судья и многие другие служащие приняли его за ревизора. Они старались скрыть реальное положение дел и давали Хлестакову взятки.
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
Николай Гоголь, писатель
В 1836 году Гоголь закончил комедию и прочитал ее в гостях у Василия Жуковского. Среди слушателей были Александр Пушкин, Петр Вяземский, Иван Тургенев и другие. Писателю посоветовали обязательно поставить пьесу в театре. Однако добиться разрешения на спектакль удалось только с протекцией Жуковского: комедия не проходила цензуру, и поэту пришлось лично уговаривать императора. Спустя несколько месяцев Гоголь приступил к репетициям в Александринском театре в Петербурге. Он рисовал схемы расположения актеров на сцене, давал рекомендации режиссеру и художникам по костюмам. На премьеру комедии в мае 1836 года пришел император Николай I вместе с наследником Александром. Постановка настолько понравилась государю, что он велел в обязательном порядке посетить ее министрам.
«Ревизор» вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Гоголь вспоминал: «Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях; полицейские против меня; купцы против меня; литераторы против меня. Бранят и ходят на пиесу; на четвертое представление нельзя достать билетов. Если бы не высокое заступничество государя, пиеса моя не была бы ни за что на сцене». Через несколько недель комедию сыграли и в Москве. Там ее ставил друг Гоголя — актер Михаил Щепкин.
В это же время вышел первый выпуск журнала «Современник», издателем которого стал Пушкин. В номере напечатали повесть Николая Гоголя «Нос» о чиновнике, который в одно утро потерял нос, а с ним и возможность повышения. Здесь же вышло произведение «Коляска». По сюжету вечером помещик Чертокуцкий расхвалил экипаж и пообещал продать его генералу, а утром от стыда спрятался от покупателя: карета оказалась «самой неказистой».
Зарубежные поездки
После постановки «Ревизора» Гоголь довольно поспешно покинул Россию и отправился в Европу, где прожил следующие 10 лет. Он объяснял свой отъезд тем, что оставил слишком много душевных сил на постановку комедии, и ему требуется время, чтобы восстановиться. Некоторое время он жил в Германии, потом переехал в Швейцарию, а позже в Париж.
Именно во Франции его застигла весть о смерти Александра Сергеевича Пушкина, которую Гоголь переживал невероятно тяжело, а, возможно, так и не смог справится с этой потерей до конца своих дней. Сначала он хотел вернуться в Петербург, однако, потом поменял решение и уехал в Италию. Там в 1841 году Гоголь закончил работу над романом «Мертвые души», после чего вернулся в Россию, поселившись в Москве, у своего друга Михаила Погодина.
Опять-таки роман удалось отдать в печать через преодоление многочисленных цензорских препон, спустя какое-то время. «Мертвые души», также как «Ревизор», вызвали неоднозначные оценки. Кто-то восхищался романом, кто-то называл автора «врагом России, которого нужно сослать в Сибирь».
Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ» (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сам Гоголь в это время начинает страдать от затяжных депрессий, и в 1842 году снова уезжает за границу. Там он работает над вторым томом «Мертвых душ» (всего по замыслу писателя у романа должно быть три части, и к концу третьей Чичиков должен был в корне переменить свои взгляды на жизнь и преобразиться. Но некоторое время спустя у Гоголя случился кризис, и писатель в порыве отчаяния сжег рукопись.
Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. В. Гоголя
Гоголь за границей: «Мертвые души» и «Шинель»
Федор Моллер. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1840-е. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ» (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Кустодиев. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич в новой шинели идет в департамент (фрагмент). 1909. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вскоре после премьеры «Ревизора» Гоголь срочно уехал в Германию. Свою поездку он объяснял так: «После разных волнений, досад и прочего мысли мои так рассеяны, что я не в силах собрать их в стройность и порядок. Еду за границу, там размыкаю ту тоску, которую наносят мне ежедневно мои соотечественники. Выведи на сцену двух-трех плутов — тысяча честных людей сердится, говорит: «Мы не плуты». Он побывал в Швейцарии, затем переехал в Париж. Там Гоголь продолжил писать роман «Мертвые души», на который у автора не хватало времени в Петербурге. В феврале 1837 года погиб Пушкин. Писатель тяжело переживал смерть поэта. Полковник Андрей Карамзин писал: «Трогательно и жалко смотреть, как на этого человека подействовало известие о смерти Пушкина. Он совсем с тех пор не свой. Бросил то, что писал, и с тоской думает о возвращении в Петербург, который опустел для него». Однако вместо России Гоголь поехал в Италию. Там в 1841 году он закончил первый том романа «Мертвые души» и, чтобы напечатать произведение, через несколько месяцев вернулся в Москву. Писатель поселился в доме у историка Михаила Погодина.
Цензура допустила «Мертвые души» к печати весной 1842 года. Обложку для издания Гоголь оформил сам. История Чичикова, которые ездил по России и скупал у помещиков бумаги на умерших крестьян, вызвала разные отклики читателей. Друг Николая Гоголя Сергей Аксаков вспоминал: «Все слушатели приходили в совершенный восторг, но были люди, которые возненавидели Гоголя… Так, например, я сам слышал, как известный граф Толстой-Американец говорил… что он «враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь». Всего Гоголь задумывал написать три тома «Мертвых душ». Писатель ориентировался на идею Данте Алигьери: Чичиков, подобно герою «Божественной комедии», во время путешествий должен был измениться и пересмотреть свои понятия о нравственности.
В 1842 году вышло еще одно произведение Гоголя — повесть «Шинель». Действие происходило в Петербурге. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин целыми днями переписывал бумаги за маленькое жалованье. Однажды у него порвалась шинель, и служащий стал копить на новую: прекратил пить чай, ходил дома в халате, чтобы не износить другую одежду. Однако, когда он наконец скопил и купил новую шинель, «какие-то люди с усами» отобрали ее на улице.
В июне 1842 года Гоголь снова уехал за границу. Рим, Дюссельдорф, Ницца, Париж — писатель часто переезжал. В это время он работал над вторым томом «Мертвых душ». Гоголь писал: «Критика теперь сама должна отплатить мне за все, что я потерял через нее. А потерял я очень многое; ибо бойкость и оживленный огонь, которые были во мне, прежде нежели мне было известно хоть одно правило искусства, уже несколько лет ко мне более не являлись». В 1845 году у Гоголя случился душевный кризис. В порыве он сжег второй том «Мертвых душ» и все свои рукописи. Практически перестал писать друзьям, а в 1848 году отправился в Иерусалим. Гоголь вспоминал: «Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима. У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».
В 1849 году писатель вернулся в Россию и принялся по памяти восстанавливать утраченный том «Мертвых душ». Однако вскоре он начал жаловаться на припадки тоски. В январе 1852 года умерла давняя знакомая Гоголя, Екатерина Хомякова. Писатель перестал есть, признался духовнику, что его «охватил страх смерти», и прекратил писать. В ночь с 11 на 12 февраля этого же года Николай Гоголь сжег все свои рукописи, включая почти восстановленную версию «Мертвых душ». Последние дни он не выезжал из дома. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Его похоронили на Даниловском кладбище в Москве. В 1931 году могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.
Последние годы жизни Гоголя
Лишь в 1849 году Николай Васильевич вернулся в Россию. Он по памяти восстановил весь текст второго тома своего романа. Но это далось ему с трудом, так как на писателя снова и снова наваливались приступы нечеловеческой тоски, когда он ничего не мог делать и жить ему совершенно не хотелось. С января 1852 года он принялся рьяно соблюдать все церковные посты и совершенно отказался от еды. Это привело к еще более серьезным проблемам со здоровьем. В ночь с 11 на 12 февраля он сжег несколько своих рукописей, в том числе и второй том «Мертвых душ».
И последующие дни до самой смерти, которая наступила 21 февраля 1852 года, он не только не выходил из дома, но и практически не вставал с постели. Гоголь был похоронен на Даниловском кладбище Москвы, а позднее, в 1931 году, его останки были перенесены на Новодевичье кладбище. Множественные слухи о том, что якобы Николай Васильевич был похоронен в состоянии летаргического сна и на момент захоронения был еще жив, не имеют какой-либо надежных документальных свидетельств и более походят на домыслы.
«Ранний» Гоголь
Свои детские годы Николай Васильевич провел в родительском имении, которое находилось неподалеку от села Диканька. Это место, как с возрастом узнал сам писатель, было объято множеством различных легенд, поверий и таинственных преданий, что впоследствии вылилось в произведениях творца. Как и полагается, большую роль в воспитании Гоголя сыграл его отец – Василий. Он был ярым поклонником самых различных видов искусства, в том числе стихов и смешных комедий. С возрастом Николая и его брата Ивана отдали учиться в Полтавское уездное училище.
Свои первые шаги на поприще деятеля искусств Николай начал делать в 1921 году. Именно в этот период жизни он поступает учиться в гимназию высших наук, которая в то время располагалась в Нежине. К слову, Гоголь тогда занимался исключительно живописью, а также вступал в качестве актера в различных комедийных сценах. Он пробует себя во многих видах искусства, в том числе и литературе. В это время рождается его сатиру, именуемая «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которую, к сожалению, не удалось сохранить.
В 1828 году он заканчивает обучение в гимназии и переезжает в Петербург. Конечно, такое изменение оказалось не самым простым в жизни автора. Он испытывал серьезные денежные трудности, но не опускал собственных рук. В то время он совершает свои первые пробы на литературном поприще, сначала появляется стихотворение «Италия», а потом под псевдонимом «В. Алов» Гоголь печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Собственно, подобный опыт оказался провальным. Критики оценили это произведение в крайне негативном свете, что только лишь усилило тяжелое настроение и существование писателя. Сам же писатель к своим творениям на протяжении всей своей жизни относился крайне трогательно и обращал внимание на их критику, за что сильно волновался и переживал.
Подобное очень сильно тронуло самого писателя, из-за чего в 1829 году он сжигает все нераспроданные экземпляры своих произведений и в июле этого же года отправляется жить за границу – в Германию. Тем не менее, судьба сложилась таким образом, что писатель спустя буквально два месяца вновь возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается попасть на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Этот период жизни Гоголя является, пожалуй, основополагающим. Все дело в том, что благодаря такой должности, он смог получить определенный опыт, а также возможность запечатлеть чиновничий быт в том виде, какой он есть на самом деле. Государственная служба разочаровала Гоголя, причем довольно сильно, но в дальнейшем, этот опыт он передал одному из своих произведений.
Личная жизнь Гоголя
Николай Васильевич Гоголь был человеком совершенно не того склада, чтобы обзавестись семьей и потомством. Большую часть жизни он был невероятно аскетичен, так и не приобрел собственного жилья, обитая на съемных квартирах или у друзей, и в целом не предпринимал каких-либо шагов, чтобы устроить личную жизнь. Однако история сохранила имена двух женщин, так или иначе затронувших сердце великого классика.
Александра Смирнова-Россет
Первой был императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет. Красивая, смуглая, кареглазая красавица покорила сердца многих видных кавалеров того времени, включая Михаила Лермонтова, Петра Вяземского и Александра Пушкина. Пленился ее чарами и Николай Гоголь. Познакомившись с девушкой через Василия Жуковского, Гоголь завязал с фрейлиной дружескую переписку, которая переросла в весьма нежные отношения. Девушка ясно понимала, что любима писателем и отвечала ему самым искренним расположением.
Но Николай Васильевич даже речи не заводил о каких-то романтических отношениях, то ли из боязни быть отвергнутым красавицей, то ли от того, что не чувствовал острой потребности в таких отношениях. В итоге через некоторое время Александра Россет получила предложение руки и сердца от преуспевающего чиновника МИДа Николая Смирнова и приняла его, сделав, по общему мнению, блестящую партию.
Портрет Александра Осиповна Смирнова-Россет. Автор Пётр Фёдорович Соколов. 1834-35г, картон, акварель Всероссийский музей А.С.Пушкина
Мария Синельникова
Еще одной женщиной, которая имела сердечную привязанность к писателю, была его кузина Мария Синельникова. Девушку довольно рано выдали замуж, но семейная жизнь у этой супружеской пары совсем не заладилась, и вскоре Мария оставила мужа и вместе с детьми переехала в свое родовое имение под Харьковом. Туда-то однажды и приехал Николай Гоголь вместе с матерью и сестрами.
С первых фраз стало понятно, что Мария в лице писателя обрела родственную душу, они много общались, и женщина даже призналась Гоголю в своих чувствах. Но это случилось за пару лет до его смерти, когда писатель уже полностью погрузился в мистицизм и религию, почти все время постился и в сторону женитьбы даже не помышлял. Мария и Николай Васильевич все время до его кончины вели переписку, писатель отвечал на все ее письма. Мария Синельникова до конца жизни сохранила самые светлые воспоминания о Гоголе.
Творчество Гоголя
После такой службы, он не оставлял попыток писать интересные произведения и в 1832 году выпускает одну из самых известных своих книг – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она основана на приданиях украинского народа, песнях, сказках и поверьях и, естественно, на личном опыте Гоголя. Это произведение произвело огромный фурор, многие восхищались им, да и сам Гоголь с тех пор стал очень известным деятелем культуры. Даже Пушкин отмечал, что появление этого произведения – крайне необыкновенное явление в отечественной литературе. В этом же году уже ставший известным Гоголь прибывает в Москву. Он начинает общаться с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, а они в свою очередь, оказывают на него большое влияние, на его мировоззрение и становление в роли писателя. Спустя два года писателя назначают адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. В это время он пристально изучает историю Украины и ее народа, что впоследствии становится основой другого известного и популярного произведения Гоголя – «Тарас Бульба». Он дорабатывает еще один год в университете и приходит к мысли, что следует полностью отдать себя творчеству и литературе.
Естественно, у писателя появилось большое количество свободного времени из-за такого принятого решения, что позволяет ему все силы отдавать только написанию своих рассказов. 1835 год становится для него довольно богатым на создание самых различных произведений. В это время появляются: сборник повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и сборник «Арабески» (на темы петербургской жизни).
Сразу после этого Гоголь начинает писать «Ревизора». Как мы уже знаем, в написании этого произведения, писателю помог его личный опыт, когда он находился на государственной службе. Конечно, не обошлось и без помощи других известных деятелей, например, Пушкина, который немного подсказывал ему с сюжетом. Произведение было написано очень быстро, причем уже в январе следующего года он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и еще некоторых других известных литераторов). Спустя месяц, Гоголь занимается постановкой на сцене Александрийского театра, а премьера состоялась в апреле месяце этого же года. Действительно, «Ревизор» произвел огромный ажиотаж среди многих известных деятелей культуры того времени и, разумеется, обычных читателей в том числе.
Огромная популярность «Ревизора» заставила обратить внимание на Гоголя огромное количество редакций, его приглашали на светские мероприятия, но довольно быстро все это надоело писателю. Он оставил Москву и уехал жить за границу. Первое время он жил в Швейцарии, потом перебрался в Париж, но все это время он не сидел, сложа руки, а занимался написание «Мертвых душ». Вскоре до него дошли известия о гибели Пушкина, что стало настоящим ударом.
Осенью 1839 года писатель перебирается снова в Москву и демонстрирует несколько глав «Мертвых душ». Конечно, они произвели впечатление на публику. Но несмотря на это, произведение было еще не завершено до конца и гоголь вновь оставляет свою родину. В 1840 в Вене писателя настигает один из первых приступов его психической болезни. В октябре того же года он возвращается и читает последние пять глав «Мертвых душ». Несмотря на то, что произведение пришлось по душе публике, его не допускают к печати в Москве. Тогда Гоголь отправляет его в Петербург, где ему с радостью помогли, только с условием в изменении названия. Произведение получило большой успех, но время от времени появлялись негативные отзывы о фарсе. Излишней карикатурности, но писателя это не задевало никоим образом, ибо он уже отправился снова жить за границу и работать над вторым томом «Мертвых душ».
В этот период жизни у него уходит очень много времени на подготовку к созданию сборника сочинений, но также он продолжает работу над вторым томом. Душевное состояние писателя значительно ухудшается, и он пытается обрести покой на курортах, но это ему не сильно помогает. В 1845 году в результате обострения своей болезни, он сжигает второй том «Мертвых душ». Писатель аргументировал это тем, что в его новом произведении недостаточно ясно были показаны дороги к идеалу.
Литература
- «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. https://www.culture.ru/
- Аристов Н. Я. Историческое значение сочинений Гоголя // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — СПб. 1883.
- Мандельштам И. О характере гоголевского стиля. — Гельсингфорс, 1902.
- Мережковский Д. С. Гоголь и чёрт. — М.: 1906.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Гоголь. Изд. 4-е, доп. — СПб.: 1912.
- Венгеров С. А. Писатель-гражданин Гоголь. — Собрание сочинений, т.2. — СПб.: 1913.
- Чудаков Г. И. Об отношении творчества Гоголя к западно-европейским литераторам. — Киев, 1908.
- Шамбинаго С. К. Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь). — М.: 1911.
- Котляревский Н. А. Н. В. Гоголь. 1829—1842. — 4-е изд. — Пг.: 1915.
- Слонимский А. Л. Техника комического у Гоголя. — Пг.: 1923.
- Белый А. Мастерство Гоголя. — М.-Л., 1934.
- Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и «натуральная» школа. Этюды о стиле Гоголя // Избранные труды. Поэтика русской литературы. Отв. ред. М. П. Алексеев, А. П. Чудаков. — М.: 1976.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголя, 1959.
- Лунин Б. В. Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. — М.: Детская литература, 1970. — Тираж 100 000 экз.
- Творчество Гоголя // Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский… — М., 1982.
- Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. — Л. 1969.
- Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь. (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.
- Тюменева Г. А. Гоголь и музыка. — М.: Музыка, 1966.
- Манн Ю. В. Комедия Гоголя «Ревизор». — М. 1966.
- Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1978.
- Манн Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя. — 3-е изд. — М., 1985.
- Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мёртвые души»: писатель — критика — читатель. — 2-е изд. — М., 1987.
- Манн Ю. В. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя
- Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западно-европейского романа. — М., 1972.
- Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя: Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. (Труды по русской и славянской филологии, т. 11), в 209. — 1968.
- Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
- Храпченко М. Б. Н. Гоголь. Литературный путь… — Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1980.
- Николаев Д. П. Сатира Гоголя. — М., 1984.
- Кривонос В. И. «Мёртвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. — Воронеж, 1975.
- Паламарчук П. (под псевд. В. Д. Носов) «Ключ» к Гоголю. — Лондон, 1985
- Сазанович Е. И. Николай Васильевич Гоголь. Живые и мёртвые души: эссе // Юность, № 4, 2013.
- Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». — Л., 1987.
- Gunther H: Das Groteske bei N.V. Gogol: Formen und Funktionen. — Munchen, 1968.
- Proffer C.R. The simile and Gogol’s Dead Souls. — Hague, 1967.
- Erlich V. Gogol. — New Haven, 1969.
- Braun M. N.V. Gogol. Eine literarische Biographie. — Munchen, 1973.
- Fanger D. The creation of N. Gogol. — Cambridge (MA), 1979.
- Schreier H. Gogol’s religioses Weltbild und sein literarisches Werk. — Munchen, 1977.
- Золотусский И. П. Гоголь. — 7-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 485 с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1170)
- Дмитриева Е. Е. Н. В. Гоголь в западноевропейском контексте: Между языками и культурами. — М.: ИМЛИ РАН, 2011.
- Кунов В. К. — Энциклопедический словарь «Мудрые мысли в произведениях Николая Гоголя». 622 с., 366 тем, 1098 статей и др. Киев, «КИТ» — 2008.
- Н. В. Гоголь в русской критике: Сборник статей / Подгот. текста А. К. Котова и М. Я. Полякова; Вступ. ст. и примеч. М. Я. Полякова.. — М.: Гос. издат. худож. лит., 1953. — LXIV, 651 с.
- Гоголь в русской критике: Антология / Сост. С. Г. Бочаров. — М.: Фортуна ЭЛ, 2008.
- Гоголь Николай Васильевич // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. СПб. Изд-во «Петроград». Издание Санкт-Петербургской духовной академии. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
- Монахова И. Р. Н. В. Гоголь: размышления о вечном // Журнал «Дельфис» — № 74(2) — 2013 г.
- А. H. Пыпин. Гоголь, Николай Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Мировое величие Гоголя (К итогам научных сессий, посвящённых 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя)
- Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Полное собрание сочинений: в 15 т. — М., 1947. — Т. 3. — С. 5—309.
- Узелевский Б. И. Достоевский, Гоголь и Булгаков. — альманах «Достоевский и мировая культура», № 18, СПб., 2003.
Поделиться новостью в Соцсетях:
Введение
Николай Васильевич Гоголь (1809 г., В. Сорочинцы, Полтавская Липпа — 1852 г., Москва) — писатель.
Родился в семье театрального помещика, который писал на украинском водевилях. В имении своего отца Гоголь приобрел богатые впечатления, которые послужили основой его творчества. Он начал писать стихи в раннем возрасте, много читал: религиозное наставление, которое получил от матери, сыграло большую роль в его жизни. В 1818 — 1819 годах он учился в Полтавской уездной гимназии, затем частные уроки позволили ему в 1821 году поступить в Нижнюю гимназию высших наук.
Он плохо изучал Гоголь, потому что любил читать, играть и рисовать. Гоголь, который еще не знал о своем призвании, мечтал жить в Санкт-Петербурге, стремился оказать большую услугу государству. Окончив гимназию, Гоголь в 1828 году отправился в Петербург, где безуспешно пытался найти себе место. Опубликованный под псевдонимом «Idyll» в стихах «Gantz Kuchelgarten», он был вынужден насмехаться над критиками, чтобы скупить свою книгу и сжечь ее в печи.
Только в 1829 году ему удалось стать ведомственным чиновником с ничтожной зарплатой. Гоголь ненавидел эту службу, но получил много материала для дальнейшей работы. В 1830 — 1831 гг. Гоголь познакомился с М.П. Погодиным, А.С. Пушкиным, М.С. Щепкиным и другими после того, как нашел с ними дружеское сочувствие и понимание. В 1831 — 1832 гг. вышли в свет две части сборника «Вечера на хуторе под Диканькой», объединяющие истории украинской жизни, которые имели большой успех.
Помимо работы по освещению своей главной задачи, он занимался историей и пытался получить стул. В 1834 году по просьбе А.С. Пушкина и В.А. Жуковского Гоголю была предложена должность доцента Петербургского университета, но вскоре он был разочарован научно-педагогической деятельностью и начал работать исключительно на литре с 1835 года. В том же году он издал свои сборники «Арабески» и «Миргород», для которых Белинский назначил Гоголя «Начальником литературы, главой поэтов». После сюжета, представленного Пушкиным, Гоголь написал пьесу «Ревизор», к-рую смог вывести Александринский театр на сцену после многих сложностей.
Комедия не была понята и вызвала недовольство в различных слоях общества. Потрясенный неудачей, Гоголь отправился в Европу в 1836 году и прожил там до 1849 года, лишь ненадолго вернувшись в Россию. Гоголь влюбился прежде всего в Италию, которую он назвал «своим вторым домом». По сюжету Пушкина Гоголь написал первый том «Мертвые души» в Риме, который был издан в России в 1842 году. Во время работы над 2-м томом Гоголь начал вкладывать в свою работу религиозный, мистический смысл: «И теперь я чувствую, что не земная воля направляет мой путь.
Весна 1840 года
Весной 1840 года Гоголь отправляется в Рим — вероятно, на пять месяцев, но проводит здесь почти полтора года — пока не завершится первый том «Мертвых душ». Затем он начинает работу над вторым томом стихотворения, продолжение которого связано с размышлениями писателя о духовном, «небесном братстве» русского народа, с его убежденностью в том, что каждый русский человек, подобно самоотверженному запорожскому «Тарасу Бульбе», «внезапно» «может войти в рыцарство». Осенью 1841 г. Гоголь вернулся в Россию для издания первой части «Мёртвых душ» (1842 г.) и подготовки печатного сборника сочинений (1843 г.), где были напечатаны первые «Мантия», «Театральные походы», второе издание «Тарас Бульба» и др. Во время пребывания в Москве Гоголь получил благословение Его Высокопреосвященства Иннокентия (Борисова), Архиепископа Харьковского (впоследствии Архиепископа), на паломничество в Иерусалим.
В марте 1845 года Император Николай Павлович пожертвовал Гоголю трехлетний гостевой дом в тысячу рублей в год в серебре; такую же сумму наследник Александр Николаевич добавил по собственному желанию.
В июне 1845 года Гоголь сжег первоначальный вариант второго тома «Мёртвых душ», написав завещание, которое позднее было опубликовано в книге «Избранные места из переписки с друзьями». В связи с сожжением второго тома «Мертвых душ» он пытается покинуть литературное поле и войти в монастырь. 29 июня 1845 года Гоголь приехал в Веймар, чтобы обсудить свои намерения с православным священником, протоиереем Стефаном Сабининым, но последний убедил его не принимать окончательного решения ввиду его болезненного состояния. В 1846 году, получив известие о переводе на немецкий язык первого тома «Мёртвых душ», Гоголь написал Н.М. Языкову: «… Неприлично, что это произведение в любом случае должно быть переведено до того, как оно будет закончено, и я не хотел бы, чтобы иностранцы впали в такую глупую ошибку, которую большинство моих соотечественников, считавших, что «Мертвые души» — это портрет России.
В начале 1847 г. вышла в свет книга Гоголя «Избранные места из переписки с друзьями», идея которой, как и продолжение «Мёртвых душ», была связана с размышлениями писателя о судьбе России и мира. По своему проповедническому тону книга стала сюрпризом для большинства читателей, а некоторые из них были резко против нее (В.Г. Белинский и др.). С намерением объясниться с читателями Гоголь работает над «Исповедью автора» и статьей «Искусство — это примирение с жизнью». В начале 1848 года он совершил паломничество из Неаполя на Святую землю, где Святые Тайны соединяются у алтаря Гроба Господня.
В апреле 1848 года Гоголь вернулся в Россию и, проведя лето в родной Васильевке, приехал в Москву, где остановился в Погодине. Ф. Чижов, встретивший Гоголя в Киеве в 1848 году после возвращения из Иерусалима, вспомнил, как он тогда сказал ему: «…Те, кто сильно привыкли к римской жизни, могут любить Москву только после Рима». В 1850 году Гоголь писал А.Стурдзе от Васильевки: «Я бы ни за что не уехал из Москвы, которую так люблю. На самом деле, Россия все ближе ко мне. Кроме обладания Родиной, есть нечто еще более высокое, чем Родина, как если бы это была страна, из которой она ближе к небесной родине». В 1851 году, в день празднования двадцать пятой годовщины царствования императора Николая I, на смотровой площадке Пашковского дома в Москве — и с видом на празднично освященную столицу — Гоголь сказал: «Как это зрелище напоминает мне о вечном городе».
В конце 1848 года писатель Погодин переехал к графу А. П. Толстому на Никитский бульвар. Дом на Никитском бульваре, который принадлежал графу Толстому (впоследствии главному прокурору Священного Синода) и стал последней земной резиденцией Гоголя (сегодня в этом доме установлен мемориал, посвященный памяти писателя). В 1849 г. читает в Смирнове, Шевирёве, Аксакове главы второго тома «Мёртвые души», встречается с Арчимом Фёдором (Бухаревым). С 17 по 19 июня 1850 года, по дороге на родину Гоголя, он впервые посещает пустыню Оптина. Летом того же года он живет в Васильевке, на зиму переезжает в Одессу, где планирует новое издание своих работ. Весной 1851 года Гоголь в последний раз приезжает в Васильевку и 2 июня, возвращаясь в Москву, вновь посещает пустыни Оптины. Осенью 1851 года Гоголь намеревался посетить Святую гору Афон.
В июле — начале августа 1851 года Гоголь прочитал под великой тайной новые главы второго тома «Мёртвые души»; в сентябре, перед неудачным новым путешествием на родину — начало книги о Божественной Литургии. 22 сентября он уехал из Москвы в Васильевку и вернулся в Москву около 27 сентября, в третий раз посетив пустыню Оптина 24 и 25 сентября. Через несколько дней, 1 октября, Гоголь посетил Троице-Сергиеву лавру, где встретился со студентами Московской духовной академии. 5 ноября 1851 года в квартире графа А. П. Толстого он зачитал московским писателям и художникам из «Ревизора».
26 января 1852 г. скончалась Е. М. Хомякова (жена А. С. Хомякова и сестра Есикова), которая произвела на Гоголя глубокое впечатление. 7 февраля 1852 г. он отправился в свою бывшую приходскую церковь, исповедался и принял Святое Причастие Тайн Христовых. В ночь с 11 на 12 февраля он сжигает рукописи второго тома «Мертвых душ» (черновики отдельных глав этого тома были обнаружены в его работах вместе с рукописями «Размышлений о Божественной литургии» после смерти писателя). 18 февраля 1852 года Гоголь собрался и вновь был ознакомлен со Святыми Тайнами. Смерть писателя последовала 21 февраля 1852 года, около 8 часов утра. Накануне вечером, поздно вечером, он сказал вслух: «Быстрее, поднимитесь по лестнице! «, и последними словами, которые он сказал в полном сознании, были: «Как сладко умирать! «
Гоголь Николай Васильевич (1809 — 1852 г. г.), прозаик, драматург, критик. Николай Гоголь родился 20 марта (1 апреля 2012 года) в Великих Сорочинцах Миргородского уезда Полтавского воеводства, сын семьи бедного землевладельца. Свои детские годы он провел в имении своих родителей Васильевка, недалеко от села Диканька, на грани легенд, сказок и исторических преданий. Его отец, Василий Афанасьевич, сыграл роль в воспитании будущего писателя, он был страстным поклонником искусства, любителем театра, автором стихотворений и остроумных комедий.
После домашнего обучения Гоголь провел два года в Полтавской уездной школе, затем поступил в Нижнюю гимназию, которая, как и Царскосельский лицей, была создана для детей губернской знати. Здесь он учится играть на скрипке, красит, принимает участие в комических спектаклях. Когда он думает о своем будущем, он останавливается на правосудии и мечтает «остановить несправедливость».
Окончив Нищинскую гимназию в июне 1828 г., в декабре 1828 г. он отправился в Петербург в надежде начать широкий круг деятельности. Получить услугу не удалось, первые литературные прослушивания прошли безуспешно. Разочарованный, летом 1829 года уехал за границу, но вскоре вернулся. В ноябре 1829 года он получает место небольшого государственного служащего. Серую жизнь чиновника скрасили занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Его также сильно привлекала литература.
В 1830 году в журнале «Отечественные записки» был опубликован первый роман Гоголя «Басаврюк», который впоследствии был переработан и стал рассказом «Вечер в канун Ивана Купалы». В декабре в альманахе Дельвига «Северные цветы» публикуется глава из исторического романа «Гетман». Гоголь подходит к Дельвигу, Жуковскому, Пушкину, с которыми дружба имела большое значение для развития общественного мнения и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин познакомил его со своим кругом, где посетил Крылова, Вяземского, Одоевского, художника Брюллова, дал ему сказки для «Инспектора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — все, что я видел перед собой, это Пушкин…» Его вечное и непреложное слово было дорого моему сердцу».
Литературную славу Гоголю принесли «Вечера на хуторе под Диканькой» (1831 — 32), рассказы «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и другие. В 1833 г. он решил посвятить себя научно-педагогической работе и в 1834 г. был назначен доцентом кафедры всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Изучение работ по истории Украины легло в основу идеи «Тарас Бульба». В 1835 году он покинул университет и полностью посвятил себя литературной деятельности. В том же году вышли в свет романы «Миргород», в том числе «Старосветский мир», «Тарас Бульба», «Вий» и др. и «Арабские» (на темы петербургской жизни). Повесть «Шинель» стала важнейшим произведением петербургского цикла, проект которой был зачитан Пушкину в 1836 году и завершен в 1842 году. Во время работы над романами Гоголь пробовал свои силы в драме. Театр казался ему большой силой, которая имеет исключительное значение в народном образовании. В 1835 году был написан «Инспектор», а уже в 1836 году он был назначен в Москву при участии Щепкина.
Вскоре после постановки «Ревизора», на которого охотились реакционная печать и «мирская чернь». Гоголь уехал за границу, обосновался сначала в Швейцарии, затем в Париже и продолжил работу над «Мертвыми душами», начатую в России. Новость о смерти Пушкина нанесла ему ужасный удар. В марте 1837 года он поселился в Риме. По прибытии в Россию в 1839-40 годах он прочитал друзьям главы из первого тома «Мертвые души», который был завершен в Риме в 1840-41 годах.
По возвращении в Россию в октябре 1841 г. при поддержке Белинского и др. Гоголю удалось напечатать первый том (1842 г.). Белинский назвал эту поэму «социальным, общественным и историческим творением, глубоко погруженным в размышления».
🗹Милые шлюхи Шахты, страстные и желанные, они такие грациозные и чуткие, что тебе обязательно повезёт. Прелестницы ждут тебя. Отдохните душой и телом, шлюхи Шахты, все подробности по телефону из анкет на oopsshahty.ru. Секс с профессиональными проститутками одобряют не все, тем не менее, каждый второй мужчина хотя бы раз в своей жизни пользовался подобными услугами, о чём то это да говорит!