Беззаботная жизнь с родителями
Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.
У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.
Конфликт произведения
В начале пьесы Островский описывал прекрасную реку Волгу. Этим он хотел познакомить читателей с жизнью городка и воссоздать атмосферу, без которой понять драматичность жизни Катерины было бы невозможно. Может показаться, что окружающая обстановка не переплетается с судьбой героини, но она показывает гнетущую силу общественного мнения. Ведь именно оно привело Катю к скале. Конфликт произведения отображается на нескольких уровнях:
- Автор продемонстрировал всю плачевность устоявшихся в обществе порядков. Обличил диалектику норм и ценностей старого патриархального строя, являющегося полным противоречием новому — стремящемуся к свободе. Это противостояние было показано на примере Катерины и Кулигина. Если кратко, проблема заключалась в том, что сосуществование чувствующих и стремящихся к духовной чистоте и честному труду людей со злыми и алчными обывателями невозможно. Эти двое были противоположностью другим жителям городка.
- Внутренний конфликт персонажа, отображающий личную драму Катерины. Он сделал образ живым и настоящим.
Островскому удалось создать персонаж, вызывающий у разных читателей противоположные эмоции. Одни критики величали главную героиню «лучом света в темном царстве», а другие считали ее проблемы надуманными и легко решаемыми. Но душевная драма главной героини не смогла оставить равнодушным никого. Слова Добролюбова о Катерине отображают всю тщетность ситуации и могут служить эпиграфом к сочинению по пьесе:
Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход.
Изначально автор хотел создать комедию, но во время написания пьесы он обратился к драматургической архаике и написал произведение литературы на социально-бытовую тему.
Из рая в ад
После замужества жизнь резко изменилась. Глава семьи Кабаниха — тиран и диктатор. Ей присуще болезненное стремление навязать свои убеждения всем близким. Кабаниха всячески презирала Катерину, стремилась навязать ей давно устаревшие обычаи, согласно которым она должна теперь жить. Атмосфера в доме всегда была максимально напряжённой.
Кабаниху можно охарактеризовать тремя словами:
- Безумие.
- Ненависть.
- Злость.
По мнению Кабанихи, взаимоотношения в семье должны строиться по принципу беспрекословного подчинения младших старшим. Жена должна бояться мужа. Но как можно бояться столь ничтожного человека?
Тихон был бесхарактерным. Несмотря на полное понимание неадекватности поведения матери, он не мог защитить жену от её нападок — таким его воспитала Кабаниха. Тихон не понимал стремлений Катерины, по сути, он был для неё совершенно чужим человеком — послушным рабом своей матери, а Катерина стремилась к свободе. Описать это лучше всего можно с помощью цитат:
… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…
Жизнь Катерины в доме Кабановых была максимально ужасной. Не было ничего, что радовало бы её. Она с грустью вспоминала ушедшую в прошлое беззаботную жизнь с родителями.
… И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…
Тогда она была свободна, но потом начался ад.
Краткое содержание
Катерина Кабанова — главная героиня пьесы. Она находится в постоянном напряжении от того, какой стала ее жизнь. Проследить, как раскрывается душевное состояние Катерины, можно по сюжету пьесы.
Девушка вышла замуж по наставлению родителей и теперь ей приходится уживаться с жестокой свекровью, которая постоянно пытается ее унизить. Муж Кати не может и слова матери сказать, во всем ее слушается, а также любит выпить.
В один день героиня встречает Бориса. Этот человек был противоположностью всех тех, кого она привыкла видеть возле себя. Тогда Катерина понимает, что мужа она не любит, зато новый знакомый овладел ее сердцем. Сестра мужа уговаривает девушку встретиться с возлюбленным. После этой встречи героиня узнает, что чувства ее взаимны. Она продолжает встречаться с Борисом по ночам.
Но спустя время добрая натура Катерины взяла верх, ее начало терзать глубокое чувство вины перед мужем за неверность и обман. Вскоре ее любовные похождения становятся известны общественности. Раздавленная и поникшая Катя сильно переживает из-за происходящего. В придачу к этому родственники, соседи и друзья давят на нее, хотя знают о сложившейся ситуации совсем мало. Они не понимают душевных переживаний главной героини.
В итоге Катерина не выдерживает оказываемого на нее психологического давления и решается покончить с собой — она прыгает в воду со скалы.
Сюжет
Каждое произведение классиков 19 века раскрывает противостояние двух миров: злого и доброго, старого и нового, возвышенного и приземлённого. В этот раз столкнулись «домостроевские порядки» и духовно-народное мировоззрение. Конфликт усугубляется ещё тем обстоятельством, что совсем немного времени (год с небольшим) остаётся до отмены крепостного права, и «домостроевцы», чувствуют, что их безграничной власти над душами и судьбами народа приходит конец.
Трагедия разыгрывается в провинциальном городке Калинове, стоящем на высоком берегу Волги.
История Катерины очень схожа с судьбой многих молодых девушек того времени, отданных замуж не по любви, попавших под гнёт злобных свекровей и не получающих поддержки и защиты от мужа.
Катерина добрая, нежная и чуткая, воспитанная в ласке и любви, ждёт такого же доброго и заботливого отношения к себе от мужа и свекрови. Но встречает лишь злобу со стороны Марфы Кабановой и безучастие со стороны мужа, находящегося в полной физической и духовной зависимости от деспотичной матери. Кабаниха считает Катерину помехой в её отношениях с сыном, постоянно пеняет ей. В бесхарактерном, забитом, выпивающем Тихоне молодая женщина не видит должного защитника, опоры и поддержки.
Детство
Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить! » С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.
Необходимость нравственных антиподов
Александр Николаевич Островский внедряет в эту пьесу две противоположности для того, чтобы обозначить избитость кабановских традиций и непросвещенность их приверженцев. Кроме того, на примере Катерины он показывает всю неустойчивость системы домостроя и ведения хозяйства с помощью страха и унижения. Все-таки появляются люди, которые способны разрушать «темное царство» и нарушать покой тех, кто уверен в собственных правоте и величии.
Материалы из этой статьи можно использовать для отгадывания сканвордов.
Катерина и Борис
К сожалению, сердце и душу отдала Катерина недостойному человеку. Всё, что нужно было Борису — весело погулять. Он видит в ней не любящую женщину, а лёгкую добычу, которая сама идёт к нему в руки. Борис не задумывается о последствиях их связи, не понимает душу женщины, не привыкшей обманывать. Любовь же Катерины самоотверженная, всепоглощающая. Героиня не боится людской молвы, но беспокоится о любимом человеке, поэтому просит у него прощения за беспокойство, которое причинила ему.
История Катерины. Часть 1
«Знакомство с родителями» Эта история началась, когда наша главная героиня — Катя, к тому времени красивая молодая девушка встретила мужчину своей мечты. Его звали Павел. Молодые встречались уже полгода, когда наконец Павел решил познакомить Катерину со своими родителями.
В субботу утром они приехали на вокзал сели и спустя два часа томления в душном автобусе они наконец вышли на свежий воздух.
Вот и моя деревня — сказал Павел: указывая на виднеющиеся за полем дома.
Родители были очень рады что сын наконец нашел невестку. Мать Павла — Клавдия, была грузной женщиной 55 лет, а отец — Анатолий был невысоким плотненьким лысоватым мужчиной. За обедом Катя то и дело смущенно отворачивала глаза, когда ловила на себе взгляд свекра. Стояла жаркая погода и молодые почти весь день провели на реке отдыхая и купаясь.
На следующий день, несмотря на то, что, был выходной, Павлу позвонили, его срочно вызывали на работу. Катя тоже хотела ехать, но свекровь стала уговаривать ее остаться. К тому же Катя была в отпуске.
Поддавшись уговорам Павла и его мамы Катя решила остаться еще на пару дней.
Весь следующий день Катя загорала и купалась, все было просто прекрасно единственное, что ее постоянно смущало так это то, как на нее смотрит свекр. Впрочем она старалась не придавать этому значения.
Ближе к вечеру свекровь затопила баньку, чтобы Катя не уехала не попарившись.
Катя купалась и гуляла по берегу, вернулась когда уже смеркалось.
— Иди в баньку — сказала свекровь: мы уж помылись, я спать, а Анатоль, небось у Михалыча, водку пьет зараза.
— Помойся да ложись, да и не забудь в бане свет погасить — сказала свекровь.
— Хорошо — ответила Катя и накинув халат побежала в баню.
Банька находилась в самом конце огорода. Пройдя по огороду Катюша поела клубники и вошла в предбанник.
Она и не знала, что за баней в кустах смородины сидит ее свекр с тем самым Михалычем.
Они уже допивали чекушку водки, когда услышали шаги.
— Идет сучка — шепотом сказал Анатоль: я сегодня видел ее в купальнике, трусики тонкие — «странги» мать их за душу вроде называются Так вот на пизде полоска тонкая, аж ее срамные губы видно, а волос нет видать бреет…
— А кожа кожа то какая нежная, загорелая — продолжал свекр.
Михалыч, щас посмотришь на ее сиськи вроде второй размер, а талия, ух так бы и отодрал курву — говорил Анатоль.
— Так и отдерем — сказал изрядно захмелевший Михалыч. Ему как и Анатолю было 55 тоже пенсионер — кореш собутыльник.
— Не знаю невестка все ж — произнес Анатоль.
— Ебет же твой сынок, а мы что хуже, с нее не убудет, на пользу пойдет — сказал Михалыч, заглядывая с темноты в окно.
— Да брось ты — сказал Анатоль слегка испугавшись намерениям Михалыча.
Ооо, вот это девка, хороша — промычал Анатоль, увидев как невестка наклонилась, чтобы взять мыло.
— Да прям персик… смотри ножки раздвинула — проговорил Михалыч.
— Не знаю как ты, а я ее щас — выпил стопку Михалыч: отдеру!
— А если стуканет потом? — обеспокоенно спросил •••
Цитатная характеристика
Рассмотрим речевую характеристику Катерины.
В сложные моменты девушка сетует:
«кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Душа Катерины увядает в «темном царстве»:
«Я у вас завяла совсем».
Девушка свободолюбива:
«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»
Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:
«Точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что.»
Влюбленность главной героини
Душевное состояние Катерины в пьесе «Гроза» усугубляется с появлением Бориса — молодого человека, приехавшего из Москвы ради получения богатства в наследство. У девушки сразу возникли чувства к нему. Героиня всегда чувствовала, что она хочет любить и отдавать кому-то свою любовь. Их чувства быстро вспыхнули и стремительно развивалась.
С самого начала зарождения любви Катя внимательно прислушивается к себе: она чувствует, словно начинает заново жить, с ней происходит нечто неведанное ранее. Но все же изначально она старалась гнать прочь мысли о Борисе и приводила себе аргументы против молодого человека:
- «Я не хочу его знать!».
- Но спустя мгновенье Катя признается, что о чем бы она ни думала, молодой человек все равно стоит у нее перед глазами. Она пытается осилить себя, но не в силах его прогнать.
- Девушка остается верной своему мужу, собственному характеру и моральным устоям. Она решает: «Уж лучше я буду терпеть, пока терпится».
Но после грубого обращения Тихона терпение Кати обрывается. Она оскорблена его поведением. Прощаясь с мужем перед его отъездом, девушка боится оставаться наедине с искушением встретиться с Борисом, но понимает, что этого не миновать.
Возможно, именно горечь неволи и несчастной жизни с мужем толкнула Катю на столь опрометчивый шаг. Она решается пойти в сад, где ее ждал любимый. С одной стороны, ей было все равно, что об этом подумают люди, но с другой, даже подойдя к калитке, она сомневалась, стоит ли оно того. Однако Катерина пренебрегает христианскими законами и решается на измену. Ее встречи с возлюбленным закончились с приездом мужа.
Сочинения
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры
Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.
Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.
Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.
Но душевная трагедия повлекла за собой смерть. Катерина просто бы не выжила в этом ужасном царстве. Я считаю, у нее просто не было другого выхода. Героиня «Грозы» была бы слишком светлым человеком для мира, где правит Кабаниха и ей подобные.
Образ Екатерины из пьесы «Гроза»
Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».
Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.
Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке. «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.
Религиозность Катерины
Необычно отношение Катерины к Богу и церкви. Она и молится не как все, которые слушают батюшку. В церкви она вся отдаётся во власть Богу, и когда глядит на сияние, исходящее из-под купольного пространства, мерещатся ей танцующие ангелы. Молитвы вызывают в ней слёзы очищения. «А то, бывало, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».
Она в доме Кабанихи хочет найти любовь и ласку. Живёт Катерина, ни в чём не переча свекрови, почтительно относится к мужу, но ответной реакции на свои порывы не получает. Не нашла она ответной любви и у Бориса, которому важнее дядюшкины наказы, чем любовь молодой женщины.
В том и есть весь трагизм пьесы, что набожная, любящая природу и никому не желающая зла женщина совершает сразу два смертных греха: изменяет мужу и совершает самоубийство. Значит жизнь для неё в доме Кабановых с нелюбимым мужем страшнее божьего суда. «Горячая», стремительная, живая натура героини задыхается, вянет в доме, где она ищет любви и сочувствия, но не находит.
Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V
Цель:
проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II Беседа по тексту д. II — IV
— Какими событиями наполнена жизнь героини?
— Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?
(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)
— Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («…уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой… в окно выброшусь, в Волгу кинусь…»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)
— Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
— Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
— Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?
(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи — привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)
Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
— Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?
(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение — бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…».)
Задание.
Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.
(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», — говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев — в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, … потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины — от растерянности к утверждению права на любовь.)
— Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?
(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась… Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
Задание.
Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.
(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия — вместо панорамы Волги — узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее — пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)
Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.
— В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?
(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы — сцене всенародного покаяния Катерины.)
Задание.
Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?
(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)
— Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы если бы Катерина не раскаялась?
(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)
— Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?
(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
III Анализ действия V
1. Краткий пересказ действия V.
Пояснение для учителя.
Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).
2. Беседа.
— Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?
Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения — это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой — негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:
Позитивные стороны
«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…»
«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…»
«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно — создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…»
«Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет…»
«Мою любовь у меня никто не отнимет…»
«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери…»
«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…»
«Сколько радости принесут мне дети…»
Негативные стороны
«Найдут, силой поволокут домой…»
«Свекровь заест совсем…»
«Никогда не быть мне свободной…»
«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…»
«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…»
Итак, позитивного в жизни Катерины — больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.
— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?
(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».
Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» — просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)
Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.
🗹