Черты романтизма в романе Герой нашего времени Лермонтова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Черты романтизма в романе Герой нашего времени

Роман «Герои нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым в реалистическом стиле. Но временами там проявляется и романтизм, который показывает главного героя как разностороннюю личность.

Главным образом романтизм проявляется в описании природы, рассказывая о красотах и опасностях гор Кавказа. В действиях каждого героя понимание красоты окружающего мира меняется, в зависимости от персонажа. Например, страстные герои, как Максим Максимович и Бэла, видят природу иначе, и при их описании она играет яркими красками. Для других же, персонажей с нищей душой, все происходящее вокруг лишь фон, не представляющий ничего необычного.

В природе вдохновение черпает и главный герой романа – Григорий Александрович Печорин. Несмотря на образ одинокого, загадочного и скучающего человека, в некоторых главах произведения четко видны его романтические черты. В части «Тамань» он предстает, как романтический юноша, склонный к предрассудкам. Его встреча с контрабандистами, нарушившая их планы, наполнена реализмом. Но то, как описывается море и паруса, является полноправными чертами романтизма.

Также реализм и романтизм переплетаются в главе «Максим Максимович». Здесь Печорин выступает как реалистический персонаж, переживая одиночество и разочарование в жизни. Но ему противостоит полный романтических качеств Максим Максимович – друг главного героя.

В главе «Бэла» полностью преобладает романтизм. В ней главного героя переполняет восхищение горами Кавказа. Такая романтическая атмосфера способствовала влюбленности Печорина в экзотическую Бэлу. Но вскоре он разочаровался в ней, не найдя в отношениях с дикаркой никакого отличия от любви знатной особы.

Кульминационной главой, наполненной романтизмом, становится «Фаталист». В ней главный герой ставит на кон собственную жизнь, проявляя такие романтические черты, как жертвенность и игры со смертью.

Наиболее ярко романтизм прослеживается в записях, которые Печорин делает в своем дневнике. Там он открыто и честно излагает свои мысли, наполненные искренними чувствами, без приукрашивания и притворства. Там он рассказывает о чувствах к княжне, которые считает лишь пустым звуком, признается, что играет с любовью девушки. Пустыми и лишними чувствами он называет и дружбу. Эти мысли создают вокруг персонажа атмосферу романтики, мятежности и грусти.

В других моментах романа Печорин поступает как настоящий реалист, разрушая романтические представления других героев. В одной его личности уживаются как романтические позывы, так и пороки общества, бессердечность к окружающим и безжалостный эгоизм. Романтизм является преградой для трезвого и четкого восприятия действительности.

Сочинение Романтизм романа «Герой нашего времени»

В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.

Григорий Печорин – личность с романтическим воображением, человек страстей. На протяжении произведении читатель следит за последовательным разрушением романтических иллюзий героя. Молодой человек будто сошёл со страниц европейских романтических книг – одинокий, загадочный, страдающий, создающий впечатление изгнанника, что так притягивает светских барышень.

Каждая глава романа знакомит нас с определённой гранью характера молодого человека. В хронологически первой части, «Тамани», Печорин предстаёт юным романтиком, верящим в тайные знаки судьбы и склонным к предрассудкам. Ситуация со слепым мальчик манит его своей таинственностью, девушка-контрабандистка кажется ундиной из немецких баллад, а в возможности ввязаться в историю с преступниками герой слышит зов к приключениям. Романтический фон усиливает экзотический морской пейзаж. Правда оказывается прозаичной: бандиты хотят убрать Печорина как ненужного свидетеля.

В главе «Бэла» Печорин снова оказывается в центре романтической атмосферы. Окружающие горы, бесстрашные горцы – неудивительно, что в такой среде офицер влюбился в экзотичную Бэлу. Однако чувства дикарки ничем не отличаются от любви знатной барышни, и Печорин опять впадает в хандру.

Кульминационной становится глава «Фаталист», где Григорий Александрович вступает в схватку с судьбой. Герой ставит эксперимент над собой и Вуличем, проверяя существование рока. Однако ни та, ни другая ситуация не может подтвердить или опровергнуть его сомнения. Удачный захват пьяного казака можно трактовать и как благосклонность судьбы, и как хорошо продуманные действия.

В других эпизодах Печорин разрушает чужие романтические иллюзии – веру Максима Максимыча в дружбу, наивное представление княжны Мери о любви и браке. В романтичной личности героя рядом с благородными порывами соседствуют пороки общества, холодный эгоизм и бессердечное отношение к окружающим. Романтизм становится препятствием для здравого восприятия реальности, «розовый флёр», который нужно отдёрнуть. Это те самые «сласти», которыми так долго кормят людей, в то время как им нужны «горькие лекарства, едкие истины». Но автор только указывает на болезнь, а как её лечить – дело за читателем.

Краткое содержание произведения

Действие сюжета разворачивается вокруг жизни юного Григория Печорина, офицера, прибывшего на пограничную службу. На службе герой заводит дружбу с интеллигентным и добрым пожилым офицером Максим Максимычем, который становится невольным свидетелем не только любовных приключений Печорина, но и его жизненных неурядиц.

Однажды Григорий со своим товарищем Максим Максимычем попадают на свадебное торжество одной из дочерей черкесского князя. Там герой поддаётся чарам молодой красавицы Бэлы — младшей дочери князя. Печорин, привыкший всегда получать то, что хочет, крадёт Бэлу с торжества.

Пылкая и страстная натура девушки очень быстро наскучивает Григорию. Он охладевает к ней. В это время, оскорблённый поступком Бэлы, её пытается похитить жених. Преследование заканчивается трагедией, девушка погибает от рук жениха и гаснет на руках у Печорина.

По долгу службы, Григорию приходится часто путешествовать. В одной из таких поездок он, остановившись в Пятигорске, встречает своего старого товарища, юнкера Грушницкого. Там же он знакомится и с возлюбленной приятеля, княжной Мери, которую решает соблазнить забавы ради и чтобы потешить своё самолюбие. Своим поступком он вызывает гнев Грушницкого. Это становится причиной дуэли, где юнкер погибает от рук Печорина.

Во время поездки в Пятигорск Григорий встречает свою бывшую возлюбленную Веру — девушку, к которой он всё ещё испытывал романтические чувства. Девушка, несмотря на свой брак с богатым и знатным пожилым мужчиной, вновь связывается с Печориным. Обманутый муж, узнав о её измене, увозит девушку из Пятигорска.

Попытка Григория вернуть возлюбленную оказывается безуспешной. Он разочаруется в жизни.

Главный герой — романтик в произведении

Главного персонажа автор представляет читателю особенным и многоликим человеком. Он неподражаем в своих действиях. Печорин ничего не делает, как должно быть. Для героя рационализм на первом плане, а это и есть его трагическая безысходность. Лирика — первооснова его стремлений.

Признаки романтизма в произведении «Герой нашего времени» проявляются во всех главах. Григорий с бывшими приятелями решает спорные вопросы посредством поединка. Проверяя Грушницкого на наличие остатков совести, Печорин испытывает и его, и свою судьбу, что не может не проявиться на настроении читателя.

Григорий знает, что ему подают разряженное ружье, но ждет от противника правды. Печорина не пугает смерть, он стремится отыскать свое место в жизни, идет против судьбы. Лирический романтизм гибнет под натиском реальности, апатии и рассудительности.

Читателя персонаж пленит, метания его души оказываются понятны. Насколько он задумчив и индивидуален, настолько и реалистичен.

Романтика природы

Все части романа проходят в разных местах, но их объединяет Кавказ. Вольность природы гор, южного края проникает в события, меняет душу, влияет на настроение человека. Герои действуют, дыша чистым воздухом гор, ароматом растений. Все персонажи разные и природа в их восприятии меняется. Где-то в сценах любви она красива и заманчива, как чувство к женщине. В сценах дуэли, гибели героя – она обрывиста и опасна. В главе «Тамань» – море схоже с характером контрабандистов, бушующих, выступающих против закона, вырывающих средства для пропитания у других силой своего характера. Природой любуются не все герои романа, это тоже показательно. Понять окружающий мир тайн могут не все. Для людей, нищих душой, горы, цветы – это фон, нечто обыденное. Для тех, чья душа наполнена страстью, природа – место для отдыха измученной души (Бэла, Максим Максимович). Вдохновение черпает в ней Печорин. Он мчится в горы от проблем, от совести, ищет в ней возможности выплеснуть желание битвы, активности и излишней эмоциональности.

Душа главного героя ищет бури и находит ее. Романтика выплескивается в описания величественных красот южной части страны.

Последняя глава

В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.

Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич. М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.

По страницам произведения плечом к плечу идут реальность и романтика — две грани жизни. Если представленную информацию взять за основу личных суждений, будет проще писать сочинение по русскому языку о романтизме романа «Герой нашего времени».

Большой Бейсуг

Лермонтов – поэт XIX в., поэт эпохи романтизма. Все его творчество, да, собственно, и сама его биография доказывают, что дух романтизма не просто витал как модное течение – он был для Лермонтова стилем жизни, образом мышления.

Герой поэтов-романтиков – личность многогранная, постоянно рефлексирующая и сомневающаяся. Автор всегда изображает своего героя попавшим в какую-либо неординарную ситуацию, требующую выбора. Герой, следуя типичному романтическому принципу, всегда выбирает свободу, честь, достоинство. Существует целый комплекс единых для всех романтиков мотивов (т.е. особенностей, общих для писателей одного направления, либо характерных для всего творчества одного автора). Так, Лермонтов достойно продолжил дело поэтов, стоявших в России у истоков романтизма, – Пушкина и Жуковского, и в полной мере развил мотивы, встречающиеся у них, о чем будет сказано далее. Но, говоря о романтизме Лермонтова, нельзя не вспомнить о таком произведении, как «Герой нашего времени». Этот роман в равной степени можно отнести и к романтическим, и к реалистическим произведениям. Действительно, в реалистическом произведении, написанном романтиком, имеют место значительные черты привычного для него направления. Несомненно, «Герой нашего времени» реалистичен: исторически верно воссоздана эпоха и типичные представители разных слоев общества (офицеры, горцы и прочие), главный герой находится в более или менее реальных условиях и ситуациях. Тем не менее, в характере самого героя присутствует много чисто романтических черт (и Лермонтов, быть может, невольно, их выделяет), как, например, полное разочарование в окружающих людях и жизни, возвышенное одиночество и тому подобное. Таким образом, «Герой нашего времени» можно оценивать как романтическое произведение, если рассматривать только главного героя и не касаться общественных и нравственных вопросов, затрагиваемых в нем. Творчество романтиков основано на своего рода постулатах, которые можно отыскать в любом их произведении. Личность героя противоречива, он сторонится окружающего его общества, не находя в нем ничего близкого своей душе, да и само общество не принимает его, не понимая. Он вечно в поиске лучшего – покоя, понимания, но на его пути постоянные разочарования. В принципе, в творчестве Лермонтова можно выделить много тонких нюансов в мотивах, но значительное число таковых также «вытекает» из тех нескольких понятий и слов-образов, вокруг которых в дальнейшем строится вся тематика. Излюбленной лермонтовской темой, на которой основано все его творчество, является одиночество. И на примере романа «Герой нашего времени» также можно легко проследить так называемую цепочку мотивов, выделяемую в его лирике. Отправной точкой, первым звеном этой цепочки является одиночество.

Романтические сцены

Любовь и романтика – слова-синонимы. Красива любовь Печорина и Бэлы в начале ее проявления. Искренность дикой княжны удивительно привлекательна. Романтизмом наполнены сцены, описывающие стремление Григория покорить сердце девушки. Их роман завершается трагично. Любовь проходит.

В главе «Тамань» вся ситуация наполнена романтизмом. Она необычна и таинственна. Девушка Ундина – героиня истории, сложно представляемой реально. Красивая дикарка и слепой слуга – чем не романтика?

Печорин в «Тамани» уже не тот равнодушный мужчина, который устало улыбается красавицам на водах Пятигорска. Контрабандист Янко, борющийся с морской стихией рискует своей жизнью, как герои, живущие по своим законам. Свободная жизнь контрабандистов напоминает жизнь вольных горцев. Она противопоставляется водяному обществу. Бесцельность жизни Печорина становится реальна на фоне бушующих страстями сердец других героев.

Овчинникова Оксана | | Журнал «Литература» № 13/2006

ворчество Лермонтова стало предметом глубокого исследования ещё при жизни поэта. Подтверждение тому — две большие статьи В.Г. Белинского (1840–1841), посвящённые роману «Герой нашего времени» и лирике Лермонтова.
Многие учёные занимались изучением творчества Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг.

Интересно, что с тех пор как Белинский о есть “что-то неразгаданное”, лермонтоведение, несмотря на свою долгую историю, до нашего времени сталкивается с нерешёнными проблемами и даже загадками в судьбе и творчестве поэта.

Обратите внимание

Одним из неразгаданных до конца стал вопрос о романтизме и реализме Лермонтова. К 1960–1970-м годам определились три основные точки зрения. Большинство литературоведов (а также авторов учебников) пишут о синтезе романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени». Такой позиции придерживаются, например, Б.Т. Удодов, Е.А. Маймин, Ю.М.

Лотман, В.И. Коровин и многие другие. В научной «Истории русской литературы» отмечено, что в романе объединены романтические средства выразительности и объективное наблюдение действительности1. Есть и две крайние позиции. Так, К.Н. Григорьян определяет «Героя нашего времени» как романтический роман, а В.А. Мануйлов — реалистический2.

Реализм не сменил автоматически романтизм во всей литературе, и в творчестве Лермонтова в том числе. Например, Е.А. Маймин писал, что “в отношении Лермонтова схема поступательного движения от романтизма к реализму оказывается слишком упрощающей”3. Действительно, ведь романтические поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри» были завершены уже после «Героя нашего времени».

О том, что сам Лермонтов думал о романтизме, можно судить по его стихотворению 1841 года «Журналист, читатель и писатель»4, в котором Писатель смеётся над романтизмом как литературной модой, которая всем надоела.

Но истинный романтизм показан как настоящее творчество.

Писатель знает и другой путь творчества — жёсткое обличение пороков. Таким образом, это стихотворение помогает понять творческую эволюцию Лермонтова и предположить, что романтизм приобрёл новые черты в его последних произведениях.

Не будем забывать и того, что Лермонтов не брался за перо с заранее определённым желанием написать романтический, романтико-реалистический или реалистический роман, да и осознание реализма и появление соответствующего термина произойдёт в русской литературе значительно позже, в конце 1840-х годов.

Видимо, Лермонтов предугадывал будущие пути развития русской литературы5, и в его романтизме уже скрывался реализм.

Суждения исследователей и авторов учебников о взаимодействии романтизма и реализма в знаменитом романе Лермонтова представляются наиболее правильными, но не всегда полно объясняющими многие особенности «Героя нашего времени».

Важно

Рассмотрим роман «Герой нашего времени» с точки зрения художественного метода, то есть того, как писатель видит, понимает и изображает человека и окружающий его мир.

В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов написал, что его задача — указать на болезнь своего поколения (“нужны горькие лекарства, едкие истины”).

Писатель сравнивается с врачом (по этому пути будет развиваться русский реализм в его социально-критической разновидности), но затем Лермонтов с грустной романтической иронией отмечает, что ему “было весело рисовать современного человека, каким он его понимает”, не стремясь стать “исправителем людских пороков”.

Способ изображения (или диагностирования болезни) — “история души человеческой” — в большей степени характерен для романтизма, но он представлен в романе как суждение молодого офицера, публикующего отрывки из Журнала Печорина.

Одним из главных средств создания образа главного героя, как обычно утверждается, стала композиция, построенная на нарушении хронологии, но логичная с точки зрения психологического анализа и постепенного проникновения в глубины человеческой души. Последовательность повестей в структуре романа такова, что постепенно уменьшается количество рассказчиков (Максим Максимыч и молодой офицер, затем один офицер и наконец — сам главный герой), отпадают чужие точки зрения на характер Печорина.

Лермонтов, как мне кажется, делает акцент не на постепенном приближении героя к читателям и “снятии” завесы тайны с его характера. Писателю важно подчеркнуть как раз противоположное. Экзотичность и экстремальность ситуаций, в которых оказывается Печорин, тоже нередко объясняют как проявление романтического художественного метода.

Можно ли считать, что характер героя раскрыт в типично романтических ситуациях — рискованное столкновение с контрабандистами («Тамань»), любовная интрига в светском кругу и дуэль («Княжна Мери»), поединок с сумасшедшим («Фаталист») — и разгадан через призму дневниковых записей? Нет, нельзя.

Сами эти случаи выбраны, как мы узнаём из предисловия к Журналу, молодым офицером, которому в руки попали тетради Печорина. Кто же их выбрал? Разве сам Печорин? Нет. Можно утверждать, что перед нами Печорин вновь через призму восприятия другого человека, обладающего иными взглядами на мир.

Совет

Да и любая из “романтических” ситуаций в каждой из повестей, как показывает автор, всегда может быть истолкована двояко: возвышенно или сниженно.

Начнём с конца, когда данный приём становится наиболее понятным. Печорин после всех волнений сюжетного действия повести «Фаталист» решает поговорить с Максимом Максимычем “насчёт предопределения”.

Реакция доброго и простого штабс-капитана понятна и прямо противоположна заумным рассуждениям Печорина о звёздах и судьбе: “Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать!..” и т.д.

На этой трагикомической ноте роман завершается, отбрасывая новый отблеск на историю Печорина и Бэлы, на основании которой мы вместе с молодым офицером и Максимом Максимычем уже осуждали героя за бесчувственность.

В конце Лермонтов заставляет читателя сомневаться (по крайней мере задуматься), а действительно ли всё было так, как поведал бесхитростный Максим Максимыч. Автор поселяет в душе читателя сомнение в сделанных выводах и оценках и одновременно уверенность в том, что любое событие, любое душевное движение, любой поступок человека могут быть истолкованы по-разному. В этом также состоит неповторимое своеобразие лермонтовского романтизма.

Рассмотрим в связи с этим известный монолог Печорина, обращённый к княжне Мери и вроде бы объясняющий превращение хорошего человека в “нравственного калеку” под влиянием окружающего общества. В нём нередко видят проявление реалистических принципов создания характера.

Но Лермонтов вслед за своим героем не даёт нам возможности до конца поверить ему. Вспомним, в какой ситуации и с какой целью произносил Печорин эти якобы откровенные слова. “Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид” — так Печорин начинает.

Романтизм в героях

Образ Бэлы имеет особые черты. Романтичность натуры героини читатель видит в яркости и живости красок при отражении природы, которая ее окружает. Автор описал ее очень красивым языком.

Образ Бэлы

Девушка гор, выросшая в гармонии с природой, сочетает в себе чувство гордости и собственного достоинства, тягу к свободе, природную чувственность и непосредственность любви. Насильно помещенная в чуждую среду, она раскрывает свой истинный характер и красоту внутреннего мира.

Девушка-контрабандистка Ундина неразрывно связана с романтикой разбойничьей жизни. Независимость, свободолюбие, опасность придают особый шарм, который так и манит главного героя, вызывая в нем повышенный интерес. Умение радоваться мелким победам, жить одним днем — это все то, что так притягательно и вместе с тем недоступно Печорину.

Главный персонаж имеет очень сложный, во многом противоречивый характер. Сквозь его наигранный реализм прокрадываются черты романтики. Полностью характер героя раскрывается в его дневнике. Там можно увидеть натуру с горячим сердцем, не обделенную нежными чувствами, способностью переживать. Равнодушие, холодная расчетливость и черствость — маска, которой прикрывается Печорин.

Своей многогранностью главный герой и привлекателен для читателя. Он настолько же индивидуален и мечтателен, насколько и реалистичен. Но к сожалению, победа практичности и реальности над романтичностью приносит некоторое разочарование, оставляет некий осадок после произведения и дает задуматься о многих вещах и реалиях жизни.

Григорий Печорин

Таким образом, в романе к реализму можно отнести характер героя, поступки, его поведение, но его мысли, внутренние переживания — все это воплощение романтизма, который открывает в нем нежного юношу, еще способного к чутким эмоциям, любви, сопереживанию.

Романтизм пронизывает произведение на всем его протяжении, наиболее яркие акценты писатель расставил на природе, романтических сценах и характере героев.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: