Стендаль, «Красное и черное»: отзывы о произведении, краткое содержание

«Красное и черное» — известнейший роман великого французского автора Стендаля. В печать он вышел в 1820 году. Книга эта получила большую известность как на родине автора, так и за рубежом, и стала предшественником романов в жанре психологического реализма. В переводе на русский язык, автором которого стал Алексей Плещеев, роман впервые появился в журнале «Отечественные записки» в 1874 году.

Автор романа

«Красное и черное» Стендаля, содержание

Сюжет романа основан на реальных событиях. За основу автор взял историю, прочитанную в газете: учитель Антуан Берте выстрелил в мать своих подопечных, за что был казнен. Эту ситуацию автор воспринял как трагедию целого поколения.

Действие происходит в 20-х годах XIX столетия в городе Верьере, которого в действительности не существовало — он был выдуман автором.

Иллюстрация к роману

Итак, мэр города берет в свою семью гувернера — амбициозного юношу Жюльена Сореля. Он очень эрудирован, мечтает добиться признания. Кумир юноши — Наполеон. Постепенно жена мэра госпожа де Реналь увлекается Жюльеном и становится его любовницей. Когда их связь оказывается под угрозой разоблачения, Жюльен вынужденно покидает город.

Сорель направляется в аббатство, где выбирает своим духовником Пирара, однако его в скором времени просят уйти в отставку. Друг духовника — маркиз де Ля-Моль — приглашает его в Париж и говорит о том, что ищет себе секретаря. Пирар не задумываясь советует Жюльена. Сорель поступает секретарем и обольщает дочь Ля-Моля Матильду. Все шло бы по планам Сореля — красавица рядом, положение, уважение, деньги, однако маркизу приходит разоблачительное письмо от госпожи Реналь, где она обвиняет Жюльена в лицемерии, подлости, обольщении женщин.

Маркиз в гневе выгоняет Сореля. Тот покупает пистолет, приезжает к Реналь и стреляет в нее. Жюльена бросают в тюрьму и приговаривают к смертной казни, несмотря на то что женщина остается в живых. Госпожа Реналь приходит к нему в тюрьму, где происходит применение героев. Несмотря ни на что, герои выясняют, что всегда любили друг друга, а письмо сочинил духовник женщины. Сама Реналь и многие горожане встают на защиту Жюльена, но ему все равно выносят смертный приговор. Через три дня после его смерти умирает и сама госпожа Реналь.

О чем книга?

Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.

Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.

Главные герои романа

Среди них следующие:

  • Центральный персонаж — Жюльен Сорель. Он готовится стать епископом, чтобы извлечь из этого конкретные выгоды, при этом сам не верит в Бога. Он очень умен и эрудирован, мечтает повторить судьбу Наполеона. Ради достижения своих целей готов пойти на лицемерие. При этом достаточно вспыльчив и не всегда может контролировать свои эмоции.

    Жюльен Сорель

  • Госпожа Луиза Реналь. Жена мэра и любовница Жюльена. Очень наивная и легко поддается чужому влиянию.
  • Матильда. Дочь маркиза де Ля Моля. Дерзкая, открытая и эмоциональная. Читает книги Вольтера и Руссо. Влюбляется в Жюльена.
  • Пирар — аббат семинарии. Похож на Жюльена эрудицией и начитанностью, симпатизирует ему. Изгнан из аббатства.
  • Господин де Ля-Моль. Маркиз, участник различных тайных собраний. Ценит Жюльена и его знания, однако сразу же верит доносу духовника госпожи де Реналь.
  • Господин де Реналь. Муж Луизы и мэр города. Богат, тщеславен, при этом лицемерен.

Красное или черное: как Жюльен Сорель стал собой

Главный герой романа — молодой человек из небогатой семьи по имени Жюльен Сорель. Умный от природы, настойчивый и не лишенный таланта молодой человек задыхается в рамках своей мещанской семьи. Наступила время постнаполеоновской Франции — время реставрации и «вялости» во всех отраслях жизни тогдашнего общества. Жюльен мечтает о славе, о высоком положении в свете, но человеку из простой семьи дорога туда закрыта. Еще пятнадцать лет назад молодой человек мог в тридцать лет стать полковником, а в сорок — маршалом. Сегодня же для этого нужен дворянский титул, связи и деньги.
Единственный и самый короткий путь наверх — подъем по лестнице церковной иерархии, который и выбирает Жюльен. Здесь ему сопутствует успех: он блестящий ученик, может наизусть читать священное писание и для окружающих очевидно, что в будущем он легко может рассчитывать на красное одеяние епископа или даже кардинала. Однако такой путь не по душе горячему сердцу Сореля и он по-прежнему мечтает о другом поле приложения своих талантов. Поэтому он не задумываясь использует первую же лазейку, которая позволяет свернуть с этого пути.

В основу романа был положен реальный случай из судебной практики: дело кузнеца, стрелявшего в свою любовницу.

Мсье Д’Реналь — простоватый аристократ, в доме которого Жюльен преподает священное писание и латынь. Он таким образом вошел в желанный аристократический мир, но не является его частью. Он — чужак на этом балу, на что ему недвусмысленно и довольно часто указывает сам господин Д’Реналь. Сносить подобное отношение Жюльену не по силам, и он «бьет» заносчивого аристократа в самое слабое место — его молодую жену. То, что сначала задумывалось как месть, перерастает в искреннее взаимное чувство, и он добивается ее любви. Добром это, разумеется, закончиться не может, и молодой человек со скандалом покидает дом Реналей, уехав поступать в семинарию города Безансона.

Смысл названия

В рецензиях и отзывах на «Красное и черное» Стендаля можно прочесть множество версий относительно названия произведения. Одна из самых популярных интерпретаций — название символизирует выбор между карьерой священника (черный — цвет сутаны) и карьерой полководца (красный — цвет мундира). Согласно другой версии, Стендаль назвал произведение именно так, потому что хотел показать борьбу в сердце героя: он хотел проявить себя, достичь успеха, стать великим, но ради этого был готов на подлые, низкие поступки.

Если обратиться к биографии автора, то можно узнать, что он был азартным игроком. Этот факт наталкивает на такую трактовку названия: красное и черное — это цвета игральной рулетки, они символизируют азарт, который часто охватывал героя.

Цвета рулетки

Он сам ставил как на «красное» (обольщение женщин), так и на «черное» (предательство и лицемерие).

Даже современники Стендаля в отзывах к «Красному и черному» подчеркивали оригинальность и загадочность названия:

В названии этой книги заключен порок или, если угодно, своеобразное достоинство: оно оставляет читателя в полном неведении относительно того, что его ожидает.

Роман Стендаля «Красное и черное», анализ проблематики

Итак, что же хотел сказать автор своим произведением?

Конечно, проблема поднимается не одна. Автор затрагивает такие темы, как выбор способов достижения целей, выбор того пути, по которому предстоит идти по жизни, конфликт личности и общества. Для полного восприятия глав «Красного и Черного» Стендаля следует учитывать и исторический контекст. Такие события, как приход к власти Наполеона, революция, объясняют умонастроение героя.

Одна из главных проблем, поднятых в романе, — социальная несправедливость. Сам автор назвал роман хроникой столетия и показал на примере своих героев социальную ситуацию и нравы века. Жюльен Сорель хоть и умен, но простолюдин, что мешает ему занять высокое положение в обществе честным путем. Еще одна важная проблема, которую затронул Стендаль, — невежество правящих кругов.

Наконец, автор говорит нам о конфликте человека и общества. Жюльена не принимают ни в родной семье — для его братьев он слишком умен, ни в высших слоях общества, ведь он простой сын плотника. Такое непонимание и неприятие и делают Сореля таким, каким он предстает нам на страницах романа.

Образ главного героя

Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

«Красное и черное» как психологический роман

Это произведение называют основоположником психологического романа. Почему? Дело в том, что автор, говоря о поступках героя, описывает еще и его психологическое состояние на тот момент, причины и мотивацию. Например, почитание Сорелем Наполеона наложило свой отпечаток на многие поступки героя и на его характер в целом.

Стендаль не только изображает какие-либо события, но и дает оценку поведению и мотивам героев, описывая внутреннюю борьбу, черты характера и становление личности.

Автор постоянно соотносит события из внешнего мира со сложным миром внутренних переживаний своих персонажей.

Большую роль играют различные невербальные знаки. Жесты и мимика героев, при кажущемся внешнем спокойствии, могут выдать их истинное эмоциональное состояние.

Психологизм Стендаля

Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.

Отношение современников к роману

Произведение восприняли неоднозначно. Современники Стендаля в отзывах на «Красное и черное» говорили и о недостатках языка, и о развратном и пошлом поведении главных героев. В Ватикане книгу восприняли как любовный роман и запретили в 1864 году. В России она была запрещена раньше, в 1850 году, Императором Николаем I. В Испании роман был запрещен в 1939 году диктатором Франциско Франко.

Литературные критики воспринимали героя романа неоднозначно. Жюльена считали благородным человеком, который противостоит обществу невежд и лицемеров, персонажем, который сначала влюбляет в себя ради корысти, но затем сам начинает любить искренне, а также циником и человеком с двойной жизнью.

Что говорят о романе сейчас

Фредерик Стендаль

Отзывы о книге Стендаля «Красное и черное» в основном положительные. Современные читатели воспринимают ее как шедевр мировой литературы, восхищаются психологизмом романа, тем, как красиво и точно автор описывает эмоции и переживания своих персонажей. Отмечают также то, как точно изобразил Стендаль ход мыслей людей на фоне конкретных исторических событий.

Очень много трактовок названия романа: читатели как соглашаются с существующими, так и пытаются придумать свои собственные.

Также отмечают и тот факт, что роман будет тяжело понять, не зная исторических событий (Великая Французская Революция, господство Наполеона) и понятий (аббат, иезуит и другие).

Есть и негативные отзывы: в основном жалуются на большое количество сентиментальных переживаний и затянутый сюжет, а кому-то кажется скучным описание жизни того времени.

Тематика и проблематика

В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство — то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.

Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.

Нельзя не заметить и проблему невежества, царящего в правящих элитах. Те, кому дано править, преступно недооценивают свою миссию и лишь наслаждаются ее плодами, но ничего не делают для того, чтобы их подопечные стали жить лучше. Против таких глупцов и паразитов восстают Сорели, и в этом их справедливость. Порядок реализуется не в казни недовольных, а в преобразованиях, которые должны уравнять в правах одаренных людей всех сословий, а бездарностей оттеснить назад. Но пока у власти лишь один социальный класс, революционных настроений не избежать, а значит и порядок будет водружен силой, но на пороховой бочке.

Экранизации за рубежом

Первый фильм, снятый на основе книги, увидел свет еще в 1920 году. Это была работа итальянского режиссера Марио Боннарда. Несколько раз роман экранизировали во Франции, в 1954, 1961 и 1997 годах режиссеры Клод Отан-лора, Пьер Кардинал и Жан Верраж соответственно.

Фильм 1997 года

В экранизации 54 года главную роль исполнил актер Жерар Филип, который до этого уже снимался в экранизации произведения Стендаля «Пармская обитель».

Кроме того, в 1993 году в Англии вышел сериал режиссера Бена Болта, сюжет которого основан на книге. Называется он «Алое и черное».

Советская экранизация

Советская экранизация вышла в 1976 году. Режиссер — Сергей Герасимов. Фильм состоит из пяти серий. Роль Жюльена Сореля исполнил актер Николай Еременко-младший, чья карьера после этого стремительно пошла вверх.

Еременко в роли Сореля

Снимали фильм не только в Советском Союзе, но и во Франции. В качестве декораций использовались гравюра и полотна французских художников XIX века. Сам режиссер заявил, что главной его целью было передать идею Стендаля. На советскую экранизацию романа Стендаля «Красное и черное» отзывы были в основном положительные.

🗹

Встречи строго конфиденциальны, дешёвые проститутки в Уфе, горячие и притягательные -feiufy.ru. Даже если вы не самый опытный любовник, то проститутки подскажут вам, как нужно обходиться с девушками. Изящные дешёвые проститутки в Уфе, горячие и прелестные, они такие весёлые и привлекательные, что сегодня у тебя будет лучший интимный досуг. Прелестницы ждут тебя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: