Какими частями речи могут быть эпитеты?
Эпитеты чаще всего являются прилагательными, причастиями и наречиями и реже другими частями речи. Примеры:
- В роли эпитета выступают прилагательные:
Тучка золотая, молниеносное решение, горькая правда, мраморная кожа
- В роли эпитета выступают причастия:
Грохочущий ливень, поседевший лес
- В роли эпитета выступают существительные:
Утес-великан, волшебница-зима, мать – сыра земля, ветер-бродяга
- В роли эпитета выступают числительные:
вторая жизнь, третьи руки
- В роли эпитета выступают наречия:
Горячо любить, безмерно счастлив
- В роли эпитета выступают деепричастия:
Волны несутся, гремя и сверкая
Эпитетами также могут быть местоимения и глаголы.
Определение эпитета
Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:
- прилагательным (кислое лицо),
- наречием (горячо любить),
- существительным (веселья шум),
- числительным (вторая жизнь).
На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».
В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».
Еще примеры эпитетов в русском языке:
- бессмертное знамя;
- мрачный день;
- черепаший темп;
- горькая досада;
- кудрявый дым;
- легкомысленная молодость;
- волчья тоска;
- звонкий поцелуй.
Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»
С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.
Какую роль играют эпитеты?
Эпитеты усиливают художественную выразительность, образность языка произведения или нашей речи, придают языку поэтическую яркость. Эпитеты, как правило, выделяют характерную черту или качество и вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира.
Эпитеты помогают создать яркий образ.
Очень хорошо объяснил роль и функции эпитета известный русский ученый А. Г. Шалыгин:
Эпитет — весьма действительное средство, усиливающее картинность и эмоциональность речи. Так называется слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность, подчеркнуть в предмете один из его признаков – тот, который в данном случае важно выдвинуть на первый план, как бы рекомендовать особому вниманию читателя.
3 функции эпитетов:
- акцентировать какое-либо свойство,
- создать яркий эмоционально окрашенный образ,
- усилить художественную выразительность.
Эпитет и метафора
И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.
Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..
Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.
Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.
Интересный факт!
Метафора, как и эпитет, имеет греческое происхождение и означает «перенос». Автор термина — Аристотель, который связывал его с пониманием искусства.
Какие бывают эпитеты?
Существует множество классификаций эпитетов, коротко остановимся на основных.
КЛАССИФИКАЦИЯ 1. По происхождению.
Общеязыковые: самая многочисленная группа эпитетов. Отличительная черта общеязыковых эпитетов – они понятны без контекста, связь между словами относительно усточива, то есть эпитеты воспроизводятся и неоднократно употребляются в речи или литератырном языке.
Примеры: жуткая боль, сильный мороз, понурый взгляд, багровый закат.
Постоянные (народно-поэтические): эпитеты, пришедшие из устного творчества. Отличительные черты народно-поэтических эпитетов:
– частое употребление прилагательного в краткой (усеченной форме): чисто поле, сыра земля;
– перенос ударения: шелкОвые луга, зеленО вино;
– инверсия определяющего и определяемого (постановка эпитета после существительного): горе горькое, ноги резвые, ветры буйные.
Примеры: в русском народном творчестве постоянно фигурируют следующие эпитеты темный лес, море синее, поле чистое, терем высокий, стол дубовый, сабля вострая, добрый молодец, девица-красавица и т. д.
Индивидуально-авторские (окказиональные): в основе таких эпитетов лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Авторские эпитеты как правило невоспроизводимы (то есть не употребляются в обычной речи и не употребляются другими авторами).
Примеры: мокрогубый ветер, чурбанное равнодушие, мармеладное настроение
Иногда индивидуально-авторские эпитеты со временем переходят в общеязыковые.
КЛАССИФИКАЦИЯ 2. Стилистический подход.
Согласно данной классификации эпитеты делятся на усилительные, уточнительные и контрастные.
Усилительные: указывают на признак, данный в определяемом слове, не внося ничего нового.
Примеры усилительных эпитетов: горе горькое, зеркальная гладь, холодное равнодушие.
Уточнительные: указывают на отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т. д.).
Примеры уточнительных эпитетов: мудрые слова, жаркая слеза, печальный взгляд
Контрастные: образуют с определяемыми существительными сочетание противоположных по смыслу слов – оксюмороны
Примеры контрастных эпитетов: живой труп, ненавидящая любовь
Сочинение рассуждение на тему эпитеты одежда слов
Вариант 1 Эпитеты, как считает писатель В.А. Солоухин, — это «одежда слов». В самом деле, наш язык без них был бы невыразительным, тусклым. Именно они помогают лучше описать изображаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки. Вот, например, эпитет «серебряные? в предложении 3 воссоздает цвет листьев маслины, и даже тот, кто никогда их не видел, может легко представить себе эти кусты. Мы также могли не видеть моря во время сильной бури, однако эпитеты «штормовой (ветер)», «грифельное (небо)», «пушечный (гром)» помогают нам нарисовать грозную картину происходящего. Вот так эпитеты, развивая воображение читателя или слушателя, делают наш язык живым, красочным, образным. Вариант 2 Писатель В.А. Солоухин говорил, что «эпитеты — одежда слов». Действительно, они нужны для того, чтобы выделить и усилить неповторимые личные признаки предметов или явлений окружающего мира, подать их образно. Например, В. Катаев всего лишь одним словом «кипящий (воздух)» в предложении 3 рассказал читателю о наступающем очень жарком дне, а редкую красоту пляжа, на котором оказался Петя, тоже передает эпитет «чудеснейший Конечно, можно понять, почему многие авторы так охотно используют это средство выразительности: эпитеты имеют особую изобразительную силу. Вариант 3 «Эпитеты — одежда слов», — утверждает русский писатель и поэт В. Солоухин, и с этим высказыванием невозможно не согласиться. Именно эпитет прилагается к названию предмета, как бы «одевает» его, создавая яркие и выразительные художественные образы. Каким удивительно красивым становится море благодаря эпитетам «пламенное», «сверкающее»! Можно сразу представить и цвет, и яркое сияние воды, освещенной солнцем. Величие моря, его безграничность подчеркнул также эпитет «громадное пространство», и читателю становится понятен восторг, испытанный героем рассказа. Удачные эпитеты усиливает выразительность и образность высказывания, обогащают его содержание. Текст для работы (I) Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину горело, как магний. (З)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью. (4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить. (6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из- под каблуков сыпалась глина. (Ю)Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. (II) Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело. (13) Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз. (14) Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта. (19)Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20)И крайняя его полоса, ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой, лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы. (21) Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час. (22) Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь это было совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом острове. (24)Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. (25)Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок. (26) На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было не вспомнить: (27) Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… (28) Петя залюбовался морем. (29) Оно меняется на глазах каждый час. (30) То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое почти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (32)То оно играет барашками. (ЗЗ)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается. (Зб)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламучен- ные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Мала- хитовые волны прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. (40)Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. (42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. (43) Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45)Или число песчинок, недоступное человеческому уму? (46)Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест. (47)Оно всегда разное, новое, невиданное. (По В. Катаеву )
Определение
Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
А вот какое определение, что такое эпитет в русском языке, дает Википедия:
Эпитет (от др.-греч. ???????? — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).
Эпитет и относительное прилагательное
Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:
- предмет или материал: каменный стол (стол, которые сделан из камня), кожаный портфель (портфель, который сшит из кожи);
- место: приозерный санаторий (санаторий, который расположен у озера);
- функцию или действие: спортивный снаряд (снаряд для спорта);
- принадлежность к человеку: мамина ручка (ручка мамы);
- принадлежность к животному или птице: гусиный пух (пух гуся);
- время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
- численность/количество: столетняя война (война в сто лет).
Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.
Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:
- каменный стол — каменное лицо;
- золотая медаль — золотой век;
- спортивный снаряд — спортивная осанка;
- столетняя война — столетний дом.
Примеры эпитетов из художественной литературы
Эпитеты помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей его действительности, например, читаем у Игоря Северянина:
Я вспомнил свою любовь былую, любовь души двенадцативесенней.
Марина Цветаева создает поэтический образ с помощью эпитетов:
Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте.
У М. Волошина привлекают взгляд строки:
Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена.
Непревзойденным мастером лирики является Сергей Есенин. В его поэзии существует удивительная гармония чувства и мысли, связи с родной природой и землей, которые звучат в стихах:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Эпитеты помогают создать поэту вот этот неповторимый поэтический образ:
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.
Прочитаем отрывок стихотворения Николая Гумилева «Старина» и убедимся, сколько в нем эпитетов, создающих яркий образ, которым хотел поделиться поэт с читателями:
Вот парк с пустынными опушками, Где сонных трав печальна зыбь, Где поздно вечером с лягушками Перекликаться любит выпь. Вот дом, старинный и некрашеный, В нем словно плавает туман, В нем залы гулкие украшены Изображением пейзан.
Авторские эпитеты
Иногда писатели создают свои авторские эпитеты:
- мармеладное настроение (А.П. Чехов);
- чурбанное равнодушие (Д. Писарев);
- малиновая улыбка (И. Анненский).
Дополнительный материал
Узнаем, чем эпитет отличается от метафоры.
🗹