В литературе с именем Александра Ивановича Куприна связан важный переходный этап на рубеже двух столетий. Не последнюю роль в этом сыграл исторический надлом в политической и общественной жизни России. Данный фактор, несомненно, самым сильным образом повлиял на творчество писателя. А. И. Куприн — человек необычной судьбы и крепкого нрава. Почти все его произведения основаны на реальных событиях. Ярый борец за справедливость остро, дерзко и вместе с тем лирично создавал свои шедевры, вошедшие в золотой фонд русской литературы.
Рождение и детство
Родился Куприн в 1870 году в городке Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий помещик, скоропостижно скончался, когда будущему писателю был всего год. Оставшись с матерью и двумя сестрами, он рос, претерпевая голод и всевозможные лишения. Испытывая серьезные финансовые трудности, связанные со смертью мужа, мать пристроила дочерей в казенный пансион, и вместе с маленьким Сашей перебралась в Москву.
Мама Куприна, Любовь Алексеевна, была гордой женщиной, так как являлась потомком знатного татарского рода, а также коренной москвичкой. Но ей пришлось принять непростое для себя решение — отдать сына на воспитание в сиротское училище.
Детские годы Куприна, проведенные в стенах пансиона, были безрадостными, а внутреннее состояние всегда казалось подавленным. Он ощущал себя не на своем месте, чувствовал горечь от постоянного угнетения его личности. Ведь, учитывая происхождение матери, которым мальчик всегда очень гордился, будущий писатель по мере взросления и становления проявлял себя как эмоциональный, активный и харизматичный человек.
Юность и образование
После окончания сиротского училища Куприн поступил в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус.
Это событие во многом повлияло на дальнейшую судьбу Александра Ивановича и, в первую очередь, на его творчество. Ведь именно с начала учебы в гимназии он впервые выявил в себе интерес к писательству, а образ подпоручика Ромашова из знаменитой повести «Поединок» является прототипом самого автора.
Служба в пехотном полку позволила Куприну побывать во многих отдаленных городах и губерниях России, изучить военное дело, основы армейской дисциплины и муштры. Тема офицерских будней заняла прочные позиции во многих художественных произведениях автора, которые впоследствии вызывали неоднозначные диспуты в обществе.
Казалось бы, военная карьера — судьба Александра Ивановича. Но его бунтарский нрав не позволил этому осуществиться. К слову, служба была совсем чужда ему. Бытует версия, что Куприн, находясь под воздействием алкоголя, сбросил с моста в воду служащего полиции. В связи с этим происшествием он вскоре ушел в отставку и навсегда оставил военное дело.
Куприн — сочинения по литературным произведениям
include(«/home/referat/www/sochineniya/middle3.php») ?> «Сочинения по произведениям Куприна А.И.»
Белый пудель Брегет Впотьмах Гамбринус
Гранатовый браслет
Детский сад
(новые сочинения скоро)
Изумруд
(новые сочинения скоро)Молох
Мясо
(новые сочинения скоро)Олеся Поединок
Полубог
(новые сочинения скоро)
Сапсан
(новые сочинения скоро)
Слон
(новые сочинения скоро)
Собачье счастье
(новые сочинения скоро)
Суламифь Чудесный доктор
(новые сочинения скоро)
Штабс-капитан Рыбников
(новые сочинения скоро)
Ю-ю
(новые сочинения скоро)
Юнкера
(новые сочинения скоро)
Яма
(новые сочинения скоро)
«Все сочинения на Куприна А.И.»
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб Как вы понимаете выражение «талант человечности»? Какие герои Куприна наделены этим талантом? Мир человеческих чувств в прозе начала XX века Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Письмо литературному герою Письмо литературному герою Поэтика произведений А.И. Куприна. Поэтика произведений А.И. Куприна. Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») «Горечь» и «сладость» человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна. «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» «Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна).» \»Горечь\» и \»сладость\» человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна. \»Лесная колдунья\» Олеся в одноименной повести А. И. Куприна \»Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире\» (по повести Куприна \»Гранатовый браслет\») \»Молчать и гибнуть…\» (Образ Желткова в повести А. И. Куприна \»Гранатовый браслет\») \»Не верят в мире многие любви\» (М. Ю. Лермонтов). \»Одержимый\» высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна \»Гранатовый браслет\») \»Чистый свет высокой нравственной идеи\» в русской литературе «…Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе» (по произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Белый Пудель» «Белый Пудель» «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти» (по повести Куприна «Суламифь») «Гранатовый браслет» Куприна «Муштра, одна муштра…»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» ) «Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет» (К. Паустовский) «Олеся» Куприн — Гимн возвышенному, первозданному чувству любви «Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся») «Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся») «Пролетарская весна» в произведениях Куприна «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе А. И. Куприн (1870—1938): годы творческой деятельности А. И. Куприн (1870—1938): годы творческой деятельности А.И. Куприн — Поединок А.И.Куприн \»Гранатовый браслет\» АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938 гг.) Автор и его герои в повести А. И. Куприна \»Поединок\» Автор и его герои в повести А. И. Куприна «Поединок» Автор и его герой в повести А. И. Куприна \»Поединок\» Александр Иванович Куприн (1870-1938 гг.) Александр Иванович Куприн — яркий представитель школы критического реализма XX века Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое час первой русской революции Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся» Анализ повести А.И. Куприна \»Гранатовый браслет\» Анализ рассказа \»Гранатовый браслет\» А.И. Куприна Анализ творчества А. Куприна на примерах его рассказов Арто Белый Пудель В чем смысл названия повести А. И. Куприна \»Поединок\» Вера Николаевна Герои и проблематика произведения А.И. Куприна Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) Есть такая любовь.. (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Желтков Женский образ в повести А. Куприна “Олеся” Жизненный и творческий путь Александра Ивановича Куприна Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века. Иван Тимофеевич Идейно-художественное своеобразие повести Идейно-художественное своеобразие повести «Поединок» Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна \»Поединок\» Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви и богатства духовного мира героев КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Как вы понимаете выражение \»талант человечности\» Как вы понимаете выражение \»талант человечности\»? Какие герои Куприна наделены этим талантом? Какой предстает «лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А. И. Куприна Краткие хроники творчества Александра Ивановича Куприна Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок» Критическое изображение армейского общества в повести А. И. Куприна «Поединок» Куприна «Белый Пудель» ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна \»Гранатовый браслет\») Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет») Любовь в повести А.И.Куприна \»Гранатовый браслет\» Любовь в рассказе А. Куприна \»Гранатовый браслет\» Любовь в русской литературе (по повести «Олеся») Любовь в творчестве Куприна Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Любовь как трагедия незаурядной личности Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна \»Гранатовый браслет\») Любовь, даже неразделенная, есть великое счастье (по повести А. И. Куприна \»Гранатовый браслет\») Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Мечта автора о сильной и бескорыстной любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет») Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна \»Олеся\» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Мое любимое произведение Куприна «Олеся» Мои размышления над повестью Куприна «Олеся» Молчать и гибнуть… Молчать и гибнуть… (Образ Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Настоящая любовь – всегда трагедия (по произведениям «Суламифь» А.И. Куприна и «Митина любовь» И.А. Бунина). Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна, на примере героев повести «Поединок» ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А.БУНИНА, А.И.КУПРИНА. Обзор творчества А. И. Куприна Образ Желткова в повести А. И. Куприна \»Гранатовый браслет\» Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок» Одиночество любви (повесть А.И. Куприна \»Гранатовый браслет\») Олеся Основные темы и идеи произведений А. И. Куприна Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок») Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок») Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок») Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок») Особенности творчества А. И. Куприна Очерк творчества Певец возвышенной любви Певец возвышенной любви (по повестям Куприна \»Гранатовый браслет\», \»Олеся\», \»Суламифь\») Певец возвышенной любви (по повестям Куприна \»Гранатовый браслет\», \»Олеся\», \»Суламифь\») Певец возвышенной любви (по повестям Куприна \»Гранатовый браслет\», \»Олеся\», \»Суламифь\») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна \»Гранатовый браслет\») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна \\»Гранатовый браслет\\») По повести А. И. Куприна «Олеся» Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» Поединок насилия и гуманизма Портретная характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Почему я люблю А. И. Куприна Почему я люблю А. И. Куприна Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна) Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна) Поэзия любви (по произведениям А.И. Куприна и И.А. Бунина) Поэзия любви (по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина) Поэзия любви – по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина Прекрасная песнь о любви (по повести \»Гранатовый браслет\») Вариант I Прекрасная песнь о любви (по повести \»Гранатовый браслет\») ВариантII Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Вариант I Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») ВариантII Проблематика повести Куприна «Поединок» Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок» Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Рассказ «Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова Рассказ Куприна «Белый Пудель» Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна \»Гранатовый браслет\» Реализм и романтизм в рассказе «Гранатовый браслет» Реализм и романтизм в творчестве А. И. Куприна Реальность образа Желткова Роль символических образов в рассказе А. Куприна “Гранатовый браслет” Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Романтизм и реализм в творчестве А. И. Куприна Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести \»Поединок\») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба) Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба) СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. А. БУНИНА И А. И. КУПРИНА Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна (3) Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна (3) Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Символика в рассказе А. И. Куприна \»Гранатовый браслет\» Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа \»Гранатовый браслет\»А.И.Куприна Смысл названия повести «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А.Н.Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Сочинение по повести А.И. Куприна \»Олеся\» Сочинение по повести А.И.Куприна \»Брегет\» Сочинение по повести А.И.Куприна \»Впотьмах\» Сочинение по повести А.И.Куприна \»Гранатовый браслет\» Сочинение по повести А.И.Куприна \»Суламифь\» Сочинение по повести Куприна «Олеся» Сочинение по произведению А.И. Куприна «Гамбринус» Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна \»Гранатовый браслет\») Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ (Куприн А.И.) ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА Творческий путь писателя Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема армии в произведениях Толстого и Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения). Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения). Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) Тема любви в прозе А.И.Куприна (на примере рассказа \»Гранатовый браслет\»). Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.) Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.) Тема любви в прозе Куприна («Гранатовый Браслет») Тема любви в прозе Куприна / «Гранатовый браслет»/ Тема любви в произведениях А.И Куприна Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу \»Гранатовый браслет\») Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в творчестве А.И. Куприна Тема любви в творчестве А.И. Куприна Тема любви в творчестве Куприна (по повести \»Гранатовый браслет\») Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся» Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Художественное мастерство А. И. Куприна Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна (\»Олеся\») Человек и природа в творчестве Куприна Человек и природа в творчестве Куприна Человек на плацу (по повести «Поединок») Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина? Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна? Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна? include(«/home/referat/www/sochineniya/middle4.php») ?>
Сочинения
> Список сочинений >
Куприн — сочинения по литературным произведениям include(«/home/referat/www/sochineniya/down.php») ?>
История успеха
Оставив службу, Куприн испытал острую необходимость в получении всесторонних знаний. Поэтому он стал активно путешествовать по России, знакомиться с людьми, черпать из общения с ними массу нового и полезного для себя. Вместе с тем Александр Иванович стремился попробовать свои силы в разных профессиях. Он приобрел опыт на поприще землемеров, цирковых артистов, рыболовов, даже летчиков. Однако один из полетов чуть не окончился трагедией: вследствие крушения самолета Куприн едва не погиб.
Также он с интересом работал журналистом в различных печатных изданиях, писал заметки очерки, статьи. Жилка авантюриста позволяла ему с успехом развивать все начатое. Он был открыт всему новому и впитывал происходящее вокруг, как губка. Куприн был исследователем по натуре: он жадно изучал человеческую природу, хотел прочувствовать все грани межличностного общения на себе. Поэтому за время военной службы, столкнувшись с явной офицерской распущенностью, дедовщиной и унижением человеческого достоинства, творец в изобличающей манере сформировал основу для написания известнейших своих произведений, таких как «Поединок», «Юнкера», «На переломе (Кадеты)».
Сюжеты всех своих произведений писатель строил, опираясь исключительно на личный опыт и воспоминания, полученные им за время службы и путешествий по России. Открытость, простота, душевность изложения мыслей, а также достоверность описания образов персонажей стали залогом успеха автора в литературной стезе.
Творчество
Куприн всей душой рвался к своему народу, а его взрывной и честный характер, обусловленный татарским происхождением матери, не позволил бы искажать на письме те факты о жизни людей, свидетелем которых он стал лично.
Куприн был полон жизни, а также стремления поделиться этой душевной насыщенностью. Радея за чистоту и искренность человеческих чувств, автор создал сентиментальную и трагичную повесть «Гранатовый браслет«. В ней он отразил истинную, глубокую и бескорыстную любовь, тем не менее, безответную. Пожалуй, литератор даже возвеличил ее над всеми остальными чувствами. Параллельно Куприн непревзойденно правдиво и натурально раскрыл образ жизни представителей дворянского сословия, но с оттенком сатиры, за что, конечно же, подвергся литературной критике.
Однако не всех своих персонажей Александр Иванович осуждал, даже выводя на поверхность их темные стороны. Будучи гуманистом и отчаянным борцом за справедливость, Куприн образно продемонстрировал эту свою особенность в произведении «Яма». В нем повествуется о жизни обитательниц публичных домов. Но писатель не заостряет внимание на героинях как падших женщинах, напротив, он предлагает читателям разобраться в предпосылках их падения, в терзаниях их сердец и душ, предлагает разглядеть в каждой распутнице, прежде всего, человека.
Темой любви пропитано не одно произведение Куприна. Наиболее ярким из них является повесть «Олеся«. В ней, как и в «Яме», присутствует образ рассказчика, явного или неявного участника описываемых событий. Но рассказчик в «Олесе» — один из двух основных персонажей. Это повесть о благородной любви, отчасти ее недостойной считает себя героиня, которую все принимают за ведьму. Однако ничего общего девушка с ней не имеет. Напротив, ее образ воплощает в себе все возможные женские добродетели. Финал повести нельзя назвать счастливым, ведь герои не воссоединяются в своем искреннем порыве, а вынуждены утратить друг друга. Но счастье заключается для них в том, что им довелось в жизни испытать силу всепоглощающей взаимной любви.
Конечно, отдельного внимания заслуживает повесть «Поединок» как отражение всех ужасов армейских нравов, царивших тогда в царской России. Это яркое подтверждение черт реализма в творчестве Куприна. Возможно, именно поэтому повесть вызвала шквал негативных отзывов критиков и общественности. Герой Ромашова в том же звании подпоручика, что и сам Куприн, ушедший некогда в отставку, подобно автору, предстает перед читателями в свете неординарной личности, чей психологический рост мы имеем возможность наблюдать от страницы к странице. Эта книга принесла широкую известность своему создателю и по праву занимает одно из центральных мест в его библиографии.
Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд. В частности, Александр Иванович любил писать и для детей. Некоторые его рассказы («Белый пудель», «Слон«, «Скворцы»), несомненно, заслуживают внимания целевой аудитории.
Сочинение на тему творчество куприна 11 класс
А.И.Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы («Сны»). В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства Куприп был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку (1894.год) и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» (1895—1898 гг.) Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-«белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб. Уже в 90-е годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы^ В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате —- взрыв стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влияние Л.Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа. В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники (Чехов), отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса («нам принадлежит будущее», «мы соль земли»), Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко. Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался. Писатель не был связан с революционным движением, многое ему было неясно в социально- политических проблемах времени. О людях рабочего класса, о мрачной тяжелой жизни донецких шахтеров рассказывается «В недрах земли». В 1897 г..Куприн служит управляющим имением в Ровенс- ком уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Ма- нуйлихой бежать из лесного гнезда. В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады», 1903 г.) выведен как могучая натура, автор придает ему черты великодушия — Бузыга заботится о своем мальчике Василе. Изумительны его рассказы о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей. В рассказе «Мирное житие» (1904 г.) создает образ отставного чиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника. В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковс- ком журнале «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести «Поединок» — молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, постепенного прозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнсмо- гающих от жары, задерганных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис (марийцы) Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка- рафутдинов и многие другие. Все они — неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые — тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гай- нана и солдата Хлебникова. Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед лицом разнузданной военщины. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества («Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия? ») Образ Назанского романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовал слабость философии своего героя и не был вполне удовлетворен созданным характером, В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться на индивидуальном отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно- офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой (Шурочке). Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок» стал необыкновенно популярным в России и вскоре был переведен на европейские языки. Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» (1907 г.). Тема всепобеждающего искусства сплетена здесь идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают они мелодии, в которых отражается сцена общественных настроений и событий — от русско-японской войны до светлых дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ри. В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них на окраине оглушительно- веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы. Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о «всемирном анархическом союзе свободных людей» («Тост», 1906 г.). В годы мировой войны Куприн пишет рассказы о событиях этих лет («Сад пречистой девы», «Канталупы», «Гога Веселов»), Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидает Россию. В эмиграции в его произведениях начинает встречаться сен- тиментально-идиллические приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера» (1928— 1933 гг.), задуманный как продолжение повести «На переломе» («Кадеты»). Среди произведений эмигрантского периода выделяется роман «Планета». Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без родины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательских было много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.
Личная жизнь
Александр Иванович Куприн был женат дважды. Первой супругой писателя стала Мария Давыдова, дочь известного музыканта-виолончелиста. В браке родилась дочь Лидия, скончавшаяся в дальнейшем во время своих родов. Появившийся на свет единственный внук Куприна погиб от ран, полученных в ходе Второй Мировой Войны.
Второй раз писатель женился на Елизавете Гейнрих, с которой он прожил до конца своих дней. В браке родились две дочери, Зинаида и Ксения. Но первая умерла в раннем детстве от воспаления легких, а вторая стала известной актрисой. Однако продолжения рода Куприных не последовало, и на сегодняшний день у него не осталось прямых потомков.
Вторая супруга Куприна пережила его всего на четыре года и, не выдержав тяжелого испытания голодом во время блокады Ленинграда, покончила с собой.
Интересные факты
- Куприн гордился своим татарским происхождением, поэтому часто надевал национальный кафтан и тюбетейку, выходя в таком облаченье на люди, ходил в гости.
- Отчасти благодаря знакомству с И. А. Буниным, Куприн стал писателем. Бунин однажды обратился к нему с просьбой написать на интересующую его тему заметку, что и положило начало литературной деятельности Александра Ивановича.
- Автор славился своим обонянием. Однажды в гостях у Федора Шаляпина он поверг всех присутствующих в шок, затмив приглашенного парфюмера своим уникальным чутьем, безошибочно распознав все компоненты нового аромата. Иногда при знакомстве с новыми людьми Александр Иванович обнюхивал их, тем самым ставя всех в неловкое положение. Говорили, что это помогало ему лучше понять сущность того человека, который перед ним.
- За всю свою жизнь Куприн сменил около двадцати профессий.
- После знакомства в Одессе с А. П Чеховым писатель поехал по его приглашению в Петербург для работы в известном журнале. С той поры автор приобрел репутацию дебошира и пьяницы, так как часто принимал участие в увеселительных мероприятиях в новой для себя среде.
- Первая жена, Мария Давыдова пыталась искоренить некую неорганизованность, присущую Александру Ивановичу. Если тот засыпал во время работы, она лишала его завтрака, либо запрещала входить в дом, если не были готовы новые главы произведения, над которым он в то время трудился.
- Первый памятник А. И. Куприну был установлен лишь в 2009 году в Балаклаве в Крыму. Связано это с тем, что в 1905 году во время Очаковского восстания матросов писатель помог им спрятаться, тем самым сохранив их жизни.
- Про пьянство литератора ходили легенды. В частности, остряки повторяли известную поговорку: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».
Сочинение на тему: Жизненный и творческий путь А.И.Куприна
Сочинение. Жизненный и творческий путь А.И.Куприна
Куприн в своей яркой, самобытной прозе отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX —начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, прежде всего Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ (“Последний дебют”) в журнале “Русский сатирический листок”, за что был посажен на гауптвахту. Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков “Киевские типы”. Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей “дна”. В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Во время своей поездки в Донецкий бассейн, он знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 году Куприн пишет большую повесть “Молох”, в которой отразил глубочайшие противоречия между трудом и капиталом. В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах “Лесная глушь”, “Конокрады”, “Серебряный волк”. Тут была написана и замечательная повесть “Олеся”. Изумительны и произведения Куприна о животных (“Изумруд”, “Белый пудель”, “Барбос и Кулька”, “Ю-ю” и другие). В 1905 году журнал Максима Горького опубликовал повесть Куприна “Поединок”. Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что автор правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести “Поединок” — молодой поручик Ромашов — показан в процессе своего духовного роста. В начале произведения он наивно делит всех на “людей черной и белой кости”, думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобе-тинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков “словесности”, подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко обращаются с солдатами. Ромашова же волнует их судьба. И в этом он не одинок. Своеобр азный философ и теоретик, подполковник Назанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого “я” от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но, в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди “абсолютной свободы” человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества (“Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия?”). В отличие от Назанского, Ромашов не может отказаться от заботы о своем ближнем, ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к “одной из лучших сцен в русской литературе”. Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах меж ду ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к свободе. Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна “Гамбринус”. Тема всепобеждающего искусства переплетена здесь с темой демократизма, смелого протеста “маленького человека” против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых фузчиков, рыбаков, контрабандистов. В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным “мерзавцам в папахе”, отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них оглушительно-веселого “Чабана”. Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы. Куприн участвовал в I мировой войне, затем вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, писатель покинул Россию. Его произведения эмигрантского периода отличает сентиментально-идиллическое приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман “Юнкера”. Особого внимания заслуживает роман “Планета”. Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без Родины. Он возвращается в Россию в 1937 году, а через год великого писателя не стало: он умер 25 августа 1938 года.
Смерть
Литератор вернулся из эмиграции в СССР в 1937 году, но уже с подорванным здоровьем. Он питал надежды на то, что на Родине откроется второе дыхание, он поправит состояние и сможет снова писать. В то время зрение Куприна стремительно ухудшалось.
По возвращении в Москву автор заболел воспалением легких, отягощенным прогрессирующим раком пищевода. Умер писатель 25 августа 1938 года, был похоронен рядом с могилой И. С. Тургенева в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге.
Автор: Нелли Зиновьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Краткая биографическая справка
Куприн Александр Иванович (1870-1938), русский писатель, прозаик, публицист, переводчик. Один из ярчайших представителей отечественной литературы рубежа девятнадцатого – двадцатого веков.
Родился в семье чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать Александра Ивановича – Любовь Алексеевна Куприна (в девичестве – Кулунчакова), после смерти мужа была вынуждена переехать в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Любовь Алексеевна, заботясь о сыне, приняла решение готовить его к карьере военного. И с шести лет он был отдан в сиротский Московский Разумовский пансион, а в 1880 году – поступил в Московский кадетский корпус, затем Александровское военное училище. Впоследствии Александр Иванович опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».
В 1894 году в чине поручика Александр Иванович выходит в отставку и переезжает в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В последующих путешествиях по России с целью заработка берётся за любую возможную работу от служащего до заводского рабочего, впитывая бесценный жизненный опыт и впечатления, которые и легли в основу будущих произведений.
В девяностые годы девятнадцатого столетия опубликованы:
- очерк «Юзовский завод»,
- повесть «Молох»,
- рассказ «Лесная глушь»,
- повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).
А.П. Чехов, заинтересовавшись успешными публикациями Куприна знакомится с ним в Одессе и приглашает работать в «Журнал для всех», печатавшийся в Петербурге, приняв приглашение Александр Иванович переезжает в Петербург в 1901 году.
В это время печатаются рассказы писателя: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903), а в 1905 году — повесть «Поединок», имевшая большой успех, являющаяся одной из значимых в творчестве автора.
В 1911 году Куприн переезжает в Гатчину (небольшой городок, расположенный в восьми километрах от Петербурга). Здесь, в своем доме, он селится вместе с семьей. Город в настоящее время тесно связан с именем Александра Ивановича, в его честь названы: библиотека и улица; установлены: памятник и мемориальная доска.
В ноябре 1914 года был мобилизован в армию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.
После поражения Северо-Западной армии в декабре 1919 года уезжает заграницу, в 1920 году – эмигрирует во Францию, в Париж, где и живет до 1937 года.
В 1937 году по приглашению правительства СССР тяжелобольной, но тепло встреченный своими почитателями возвращается на Родину. Публикует очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. Умер А.И. Куприн в ночь на 25 августа 1938 года.
🗹