Школяру.ру | В помощь школьнику
Задумайтесь над тем, как же рождается поэт, что становится толчком, пробуждающим в его сознании творческие мысли? Каждый вправе думать по-своему. Для кого-то источником творчества может стать радостное удивление перед открытием нового, неизведанного мира или чувство сострадания горестям людским, а может, наконец, все начаться с души, распахнутой навстречу всем «впечатлениям бытия», и стремление не просто донести до читателя чувство радости, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Кто знает?! Но без умиления видеть мир по-своему, без способности сопереживания, сочувствия, человечности и милосердия ко всему живому, без впечатлительности и искренности нет поэта. Именно так начинался и Сергей Есенин, поднявшийся из глубин народной жизни. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, не только ставшей колыбелью, но и подарившей мир поэтических образов. И вешние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога — все это составило тот многоцветный многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт. В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а «дерево жизни». Об этом поэт пишет в статье «Ключи Марии». Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. «Я» героя растворяется в природе, сливается с ней. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей. Идет возлюбленная мати С пречистым ликом на руках. «Письмо к матери» — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это образ деревни, конек на крыше «есть знак устремления». Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие. Есенинские цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника («Пахнет яблоком и медом…»). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение. Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: «Пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», черемуха «спит в белой накидке»… Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Неслучайно им сказано: «Я последний поэт деревни…» Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет. Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа — с «сиреневой цветью». Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом: О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается. Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В «Руси советской» лирический герой восклицает: «…В своей стране я словно иностранец». Ему близка только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: «клены морщатся» в рассказе красноармейца. Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать «всю душу октябрю и маю» за свободу творчества («…лиры милой не отдам»). Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым «я», закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме «Черный человек» 1925 года. Есенин предпринимал попытку принять новую систему ценностей. Он провозглашает «хвалу и славу рулевому» в стихотворении «Письмо к женщине», возможно, имея в виду Ленина. «Через каменное и стальное» в произведении «Неуютная жидкая лунность…» видит лирический герой «мощь… родной стороны». В «Сорокоусте» он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком», однако замечает: «Может, в новую жизнь не гожусь…» Устами лирического героя в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» автор ясно дает нам понять, что он остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Лирический герой разумом своим понимает, как нужно России обновление, но внутренне не может примириться с переменами. Как бы раздваивается и разрушается «я» героя. «Конь стальной победил коня живого». Трагедия героя — трагедия дисгармонии с миром. Путь самого автора — это во многом путь его лирического героя. Строки есенинских дневников очень часто совпадают с его поэтическими строками. Мы чувствуем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века, так как мир поэта и его лирического героя слиты воедино.
Следующая > |
Смотрите также:
- О поэме Есенина «Анна Снегина»
- Певец крестьянской Руси С. Есенин
- Россия в творчестве С. А. Есенина
- Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина
Большой Бейсуг
Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.
Воедино слит с природой лирический герой Есенина, лишь в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого, лишь в ней он черпает свои силы. Природа у Есенина полна мифологических символов и языческих, и христианских. Но все персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
«В стихах моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…» Таким неподражаемым «лирическим чувствованием» проникнуто все творчество поэта. Задумайтесь над тем, как же рождается поэт, что становится толчком, пробуждающим в его сознании творческие мысли? Каждый вправе думать по-своему. Для кого-то источником творчества может стать радостное удивление перед открытием нового, неизведанного мира или чувство сострадания горестям людским, а может, наконец, все начаться с души, распахнутой навстречу всем «впечатлениям бытия», и стремление не просто донести до читателя чувство радости, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Кто знает?! Но без умиления видеть мир по-своему, без способности сопереживания, сочувствия, человечности и милосердия ко всему живому, без впечатлительности и искренности нет поэта. Именно так начинался и Сергей Есенин, поднявшийся из глубин народной жизни. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, не только ставшей колыбелью, но и подарившей мир поэтических образов. И вешние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога — все это составило тот многоцветный многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт. В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а «дерево жизни». Об этом поэт пишет в статье «Ключи Марии». Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. «Я» героя растворяется в природе, сливается с ней. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей. Идет возлюбленная мати С пречистым ликом на руках. «Письмо к матери» — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это образ деревни, конек на крыше «есть знак устремления». Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.
Есенинские цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника («Пахнет яблоком и медом…»). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение. Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: «Пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», черемуха «спит в белой накидке»… Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Неслучайно им сказано: «Я последний поэт деревни…» Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет. Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа — с «сиреневой цветью». Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом: О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается. Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В «Руси советской» лирический герой восклицает: «…В своей стране я словно иностранец». Ему близка только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: «клены морщатся» в рассказе красноармейца. Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать «всю душу октябрю и маю» за свободу творчества («…лиры милой не отдам»). Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым «я», закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме «Черный человек» 1925 года. Есенин предпринимал попытку принять новую систему ценностей. Он провозглашает «хвалу и славу рулевому» в стихотворении «Письмо к женщине», возможно, имея в виду Ленина. «Через каменное и стальное» в произведении «Неуютная жидкая лунность…» видит лирический герой «мощь… родной стороны». В «Сорокоусте» он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком», однако замечает: «Может, в новую жизнь не гожусь…» Устами лирического героя в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» автор ясно дает нам понять, что он остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Лирический герой разумом своим понимает, как нужно России обновление, но внутренне не может примириться с переменами. Как бы раздваивается и разрушается «я» героя. «Конь стальной победил коня живого». Трагедия героя — трагедия дисгармонии с миром. Путь самого автора — это во многом путь его лирического героя. Строки есенинских дневников очень часто совпадают с его поэтическими строками. Мы чувствуем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века, так как мир поэта и его лирического героя слиты воедино.
похожие материалы
- Лирический герой Сергея Есенина
< Предыдущая | Следующая > |
Лирический герой Есенина
Лирический герой Сергея Есенина отличается стихийностью и противоречивостью в проявлении чувств. Он возбуждал противоречивые чувства в других и сам постоянно испытывал противоречивые страсти. Есенин – поэт удали и безоглядности, максимализма и бескомпромиссности. Для его лирического героя, как и для него самого, характерны неостуженность суждений, образов и оценок, бескомпромиссность. Душа для поэта – это безбрежное поле. Если он испытывает тоску, то она «разгульная», если чувства – то «буйные». Широта души Есенина, его предельная открытость, щедрость, с которой он разбрасывал сокровища своего сердца, всегда ставили его в беззащитное положение. Лирика последних нескольких лет жизни – это пример колоссальных творческих усилий, по своей природе трагических, которые были направлены на преодоление духовного кризиса, духовной драмы.
Соприродность поэтического творчества является отличительной чертой поэтического мышления Сергея Есенина. Его лирический герой растворяется душой в мире природы, обретает здесь гармонию. Его невозможно представить вне мира природа, в таком мире ему будет неуютно и холодно. Поэтому природные образы занимают так много места в лирике Есенина.
Часто чувства лирического героя Есенина полярны, в его душе идет борьба противоречивых начал. Есть только крайности и нет середины. Такие бесконечные противоречия являются отражением противоречивой сути русского характера.
Реакцией Есенина на революционные события стали «маленькие поэмы», носившие богоборческий, бунтарский характер:
- Марфа Посадница;
- Микола;
- Русь;
- Ус;
- Певущий зов;
- Товарищ;
- Отчарь;
- Октоих;
- Пришествие;
- Преображение;
- Иорданская голубица;
- Инония;
- Небесный барабанщик;
- Пантократор;
- Кобыльи корабли;
- Сорокоуст;
- Исповедь хулигана;
- Возвращение на родину;
- Русь советская;
- Русь бесприютная;
- Русь уходящая и т.д.
Однако отношение поэта к ним было особое. Он довольно быстро забыл об этом прославлении переворота, отказался от абстрактно-религиозной образности, которая напоминала о Маяковском и об Андрее Белом, перешагнул через нее.
🗹