Какими эпитетами наделяет карамзин свою героиню бедная лиза?
Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными. Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности; 2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости. Ход урока. 1. Слово учителя. — Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века — течения — сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта». 2. Беседа по вопросам. — Дома вы должны были прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном. — Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.) — С чего начинается повесть? (С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется.) — О чём повествуется далее? (Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини.) — Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью? (Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».) — Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней? (Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т.е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть. «Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть.) — Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте. (Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» — «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…») — Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее? («Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало.» Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.) — Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?» (А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы.) — Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста? (Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!». «Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».) — Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось? (В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе.) — В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста? («Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему.») — Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини? (Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей.) — Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.) — Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах. 3. Обобщение. — Так какова же тема повести? (Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.) 4. Комментированное выставление оценок. 5. Домашнее задание. Подготовить доклады : 1) «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова»; 2) «А.С. Грибоедов – дипломат». Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике. М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург
Роль природы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Роль природы в повести Н. М. Карамзина
«Бедная Лиза».
Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 — историк, крупнейший русский литератор эпохи, автор «Истории государства Российского». Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792) открыли в России эпоху сентиментализма.
Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью любить и сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность, и стал издателем «Московского журнала».
Годом написания «Бедной Лизы» стал 1072, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель внес в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».
В сюжет повести Карамзин ввел гибель главной героини, что в корне отличало эту новеллу от традиционных русских произведений со счастливым концом.
Огромную роль в повести Карамзина играют картины природы, которые
вносят в произведение особую эмоциональность, делают его чувствительным (сентиментальным). Читатели того времени полюбили повесть Карамзина. Сам же писатель до конца дней переживал смерть Лизы, как потерю близкого человека.
Природа в произведении Карамзина играет особую роль. Она присутствует почти в каждом эпизоде. Она радуется и печалится вместе с любимой героиней.
Когда Лиза встречает Эраста, когда между молодыми людьми зарождаются чувства, природа сияет и поет вместе с ними.
«Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами».
Природа в повести «Бедная Лиза» играет роль свидетеля развития отношений между Лизой и Эрастом. Она присутствует в описании их свиданий, в описании их страсти, она следит за трагической развязкой сюжета. Описание природы соответствует эмоциональному настрою героев.
Когда Лиза просыпается объятая огнем нового чувства, природа восхищается вместе с ней:
«Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали , никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»
Когда любовь Лизы и Эраста еще молода и чиста, полна надежд и чаяний, природа откровенно любуется ими:
«Там часто тихая луна , сквозь зеленые ветви ,посребряла лучами своими светлые Лизины волосы. которыми играли зефиры и рука милого друга;»
Когда страсть оказывается сильнее целомудренности, природа покрывает сцену мраком:
«Мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения».
Описание грозы добавляет краску к чувствам и настроению главной героини:
«…блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».
Когда Лиза в отчаянии решает, что не должна жить, описание природы служит ей укором и укрепляет ее решимость:
«Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда , под тению древних дубов , которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов».
Итак, природа в повести помогает раскрыть эмоции и чувства героев.
Для большей выразительности автор использует высокий стиль, характерный больше для классицизма, так как любовь является одним из высочайших чувств в отношениях между людьми.
Природа у Карамзина – натура, солнце – светило, всё окружающее – творение, лодки – струги.
Для большей выразительности писатель использует такие формы слов как златые купола, врата, сего и другие.
В сценах описания чувств главной героини, автор вводит много таких выразительных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
Там, где Лиза счастлива и спокойна, эпитеты светлые, радостные.
Карамзин называет свою любимую героиню нежною, милою, светлою.
В сценах где Лиза переживает разлуку с любимым, эпитеты более тревожные: бледная, томная, горестная. Вместе с Лизой переживает и природа: «Вся натура пребывала в молчании …воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бледная, лишилась чувств и памяти. Она пришла в себя и свет показался ей уныл и печален».
Изображая природу, автор вводит много сравнений.
Изображая природу, автор вводит много сравнений:
«Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светило в каплях росы небесной.»
Так как природа становится участником всего происходящего, в тексте она наделяется признаками живого существа.
«Белые туманы волновались в воздухе»; «…везде царствовала тишина»; «…восходящее светило дня пробудило всё творение
Всеми возможными изобразительными средствами автор доказывает что природа не может быть простым созерцателем , она является участником.
Работа Павленко Екатерины 9 класс.
г.Благовещенск Амурская область
🗹