- Краткие содержания
- Казаков
- Арктур — гончий пес
Произведение «Арктур — гончий пес», созданное советским писателем Юрием Павловичем Казаковым, повествует о жизни слепого пса.
В один из дней бездомная собака родила множество щенков и выкормила их. Но один детёныш родился слепым. Когда он подрос, ему тяжело жилось на свете. Он с трудом добывал себе пищу и убегал от опасности.
Вот однажды бедное животное оказалось в городе, где рассказчик снимал комнату у одинокого доктора. Однажды доктор по дороге домой увидел дрожащего голодного пса, у которого от постоянного недоедания торчали рёбра, и выпирал хребет. Мужчина решил его покормить. Но когда животное оказалось в доме, доктор пожалел его и оставил жить у себя. Человек дал псу кличку Арктур.
Животное и человек быстро подружились и понимали друг друга. Когда доктор грустил, пёс лежал спокойно. А когда мужчина был весел, то и животное начинало играть и веселиться.
Пёс вскоре похорошел, потолстел. И выяснилось, что у него изумительный нюх, что он – настоящий охотничий пёс. Когда Арктур уходил гулять по городу, то все предметы по пути обнюхивал и запоминал все запахи. Так животное научилось находить дорогу домой, а каждый вечер пёс возвращался к доктору.
Ещё пёс никогда не скулил, даже если ему было очень больно. Ведь иногда из-за своего недостатка он попадал в сложные ситуации. Вот однажды на него напал свирепый бык, а затем ещё и пастух стегнул кнутом. Но Арктур, не понимавший, почему так получись, стойко перенёс испытание и последовавшее за этим лечение.
Окрепнув, пёс полюбил бывать в лесу. Вначале ему было трудно ориентироваться там. Он постоянно натыкался на стволы деревьев и пни. Но постепенно лес стал для Арктура родной стихией. Пёс стал там проводить все дни. Раньше животное всегда дожидалось, когда хозяин проснётся. А теперь страсть к лесным просторам стала побеждать. И как вставало солнце, Арктур убегал в лес.
Пёс научился находить лесных зверей и гнать их. Это занятие очень нравилось Арктуру. Весть о том, что слепой пёс умеет прекрасно находить зверей распространилась по всему городу, и охотники стали приезжать в дом доктора, чтобы посмотреть на пса.
Но однажды Арктур пропал. Он, как и обычно ушёл утром в лес и не вернулся. Рассказчик и доктор очень горевали по этому поводу. Только следующей весной стало известно, что пёс наткнулся на острую ветку и умер в лесу.
Автор в своём произведении ещё раз показывает, что надо внимательнее относиться к близким.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание Казаков Арктур гончий пёс читать
Летом я жил на берегу реки в доме доктора. Однажды доктор возвращался домой с работы и подобрал слепого пса. Он помыл его, накормил, дал прозвище Арктур и оставил у себя жить. Пес любил гулять со мной по берегу реки. Я пошел утром в лес, за мною увязался Арктур. Арктур залаял и бросился в кусты. С этого дня он начал убегать в лес один и возвращался к вечеру, а иногда на следующий день. В нем боролись две страсти: Любовь к хозяину и охотничья. Однажды я шел с ружьем по берегу озера и услышал странные звуки. Это Арктур гнал лису. Слава о нем скоро разнеслась по всей округе. В дом стали приходить охотники. Но доктор собаку не продавал. Однажды к доктору пришел одноглазый старик. Он хотел купить собаку за 50 рублей. Доктор отказался. Старик ушел с убеждениями, что все равно собачка будет его. В конце августа исчез Арктур. Он ушел в лес и не вернулся. Перед моим отъездом доктор рассказал мне, что еще по молодости любил охотиться, но так и не стал охотником, о чем очень жалеет. Два года спустя весной я вновь поселился у него. А вечером в лесу обнаружил останки Арктура. Я его узнал по ошейнику с позеленевшей медной бляшкой. Потом я уже понял, что Арктур мчался за добычей и смертельно наткнулся на нижний сук старой ели.
Оцените произведение:
- 4.22
Голосов: 395
Читать краткое содержание Арктур — гончий пёс. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
КИМ по русскому языку ( 7 класс)учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Изложение 2 четверть.
Поговорим о бабушках
Давайте поговорим о стариках- о собственных родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается ,делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда во дворе все раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что же делать с такой бабушкой? И стыдно потом бывает за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что надо делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Она- то сколько прощает тебе? Терпеть- это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что «она тебе жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость- довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у нее позади- забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты- ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть- ворча вспоминать пошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все- таки попытайся.
(По И. Медведевой) (217 слов)
Изложение 1
Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёй за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насуплено, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается — так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу. (225 слов) (По К.И. Чуковскому)
Задания 1. Озаглавьте текст. 2. Ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»
Изложение
В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.
Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.
В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны — отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их. (152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)
Задания 1. Озаглавьте текст. 2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.
Изложение 3
С Тузиком я встретился в июле.
Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.
И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».
Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.
Страшного увидел я «парикмахера».
Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.
Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.
«Это тебе подарок! — кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. — Тузик звать!»
Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок — Тузик — наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.
(202 слова) (По Ю.И. Ковалю)
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Расскажите об одной из них.
Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе по итогам 1 четверти
Аленушка
«Аленушка» В.П. Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца девятнадцатого века. Картина написана на сюжет народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность.
В русском изобразительном искусстве немного произведений, где так поэтично показано слияние человека с природой. Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. В молчании застыла елочка, водная гладь тоже неподвижна. Грустная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.
Аленушка прибежала в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, уселась на камень, опустила головку и загрустила. Вся природа, окружающая героиню, тоже грустит вместе с ней.
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните пунктуацию, составьте схему (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца);
2. Выпишите из текста слова и обозначьте орфограммы в приставке, суффиксе, корне, окончании (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)
• Запишите, какие картины известного художника В.П. Васнецова вы знаете?
Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 2 четверти)
Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполнявший все странными видениями. Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.
Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след и пробрался к воде. Туман еще не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса, расправленные ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их. Воздушный напор усилился, рассеялся и вылился по реям в легкие алые формы. Все было белым, кроме парусов.
Охотник, смотревший с берега, удивленно протирал глаза, пораженный чудом. Паруса были алые.
Грамматическое задание
1. В тексте найдите все причастия, определите действительные или страдательные, а также укажите время
2. Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – 2 предложение 1 абзаца, 2 вариант – 3 предложение 2 абзаца, составьте схему
3. Озаглавьте текст
Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 3 четверти)
Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны многие его изобретения. Это первый в России телеграф, экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.
Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек никогда не постигнет сложность часового механизма.
Любовь к часам, выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась в течение всей жизни. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.
Также поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались позолоченные двери, а под музыку разыгрывалось представление.
Часы Кулибина раскрывали дарование мастера, являя собой чудо русской техники.
Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст
2. Выполните морфемный разбор: 1 вариант – действительное причастие; 2 вариант – страдательное причастие
3. Выделите в тексте: 1 вариант – деепричастный оборот; 2 вариант – причастный оборот
4. Выделите в тексте по 2 наречия, предлога (в том числе и производный), союза. Произведите морфологический разбор одного наречия
Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам года)
В течение многих тысячелетий меняется форма и высота поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.
Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст;
2. Определите стиль и тип речи текста;
3. Обозначьте все союзы и предлоги (1 вариант – в 1 абзаце; 2 вариант – во 2 абзаце);
4. Произведите морфологический разбор одного союза и одного предлога (1 вариант – из 1 абзаца; 2 вариант – из 2 абзаца).
Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и на¬чинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза сади¬лась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подхо¬дили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.
1.В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.
Ответ: _______________________
2.Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное. Ответ: ___________
3.Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.
Ответ: ____________________________
4.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу. Ответ:____________________________
5.Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное. Ответ:____________________________
6.Из предложения 7 выпишите слово с приставкой. Ответ: ___________________________
7.Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4). Ответ: ____________________________
8.Напишите, простым или сложным является предложение 7. Ответ: ______________________________
Изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс»
Просмотр содержимого документа «Изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс»»
Урок русского языка в 7 классе
Тема:
Контрольная работа №2.
РР
Изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс»
1. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности.
2. Орфографический и пунктуационный контроль изученного.
1. Вступительная беседа. Информация о рассказе.
2. Первичное выразительное чтение. (В слабом классе возможна запись плана).
Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.
Дома он вымыл пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды. ел жадно, спеши ч и давился.
Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.
Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.
Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.
У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, по чаще он был добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.
Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.
(По Ю. Казакову) (245 слов)
3. Обсуждение темы, основной мысли, композиции.
Назовите типы речи, встретившиеся в тексте: повествование, описание, рассуждение.
Вспомните фрагменты, соответствующие этим типам речи:
Перескажите, вспоминая ключевые слова.
4. Второе чтение медленное, с указанием абзацев, паузами между ними. Во время чтения запись важных, ключевых слов Надо выяснить, слова каких частей речи ключевые при повествовании (глаголы), при описании (прилагательные с существительными). При рассуждении важно правильно запомнить (и записать) тезис. Рекомендовать записывать эти слова в столбик, не экономя бумаги, чтобы потом дописать начало предложения и его концовку.
5. Запись на доске учителем или учеником трудных с точки зрения орфографии словосочетаний. Можно «досказать» предложение целиком. Словосочетания — на усмотрение учителя.
6. «Собирание» текста на черновике, определение «провальных» мест, чтобы именно на них обратить внимание, когда будет третье чтение.
Источник
ШколеNET
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.Раньше он никогда не выбирался за пределы города. «Куда это он бежит?» – подумал было я и заметил вдруг в приблизившемся уже стаде необычайное волнение.Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.– Гришка! – закричал кто-то сзади. – Бежи скорей вперед, коровы ста-али! Арктур, ничего не подозревая, своей неловкой рысью подвигался по дороге и был уже совсем близко к стаду. Испугавшись, я позвал его. С разбегу он пробежал еще несколько шагов и круто осел, поворачиваясь ко мне. В ту же секунду бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука. Тем временем подбежали пастухи, захлопали кнутами, закричали на разные голоса, дорога расчистилась, и я увидел Арктура. Он валялся в пыли и сам казался кучей пыли или старой тряпкой, брошенной на дороге. Потом он зашевелился, поднялся и, шатаясь, заковылял к обочине. Старший пастух заметил его.– Ах, ссобака! – злорадно закричал он, выругался и очень сильно и ловко стегнул Арктура кнутом. Арктур не взвизгнул, он только вздрогнул, повернул на мгновенье к пастуху слепые глаза, добрался до канавы, оступился и упал.Бык стоял поперек дороги, взрывал землю и ревел. Пастух стегнул его так же сильно и ловко, после чего бык сразу успокоился. Успокоились и коровы, и стадо не спеша, поднимая пахнущую молоком пыль и оставляя на дороге лепехи, тронулось дальше.Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил. Прошу прощения, не знаю до каких слов, поэтому тут до конца главы.
более месяца назад
Лес – стихия Арктура
Однако однажды, прогулявшись в лесу, он всей своей сущностью осознал, прочувствовал свое предназначение: Арктур — гончий пес. Изложение автора (читатель легко это замечает) наполняется восхищением. Хотя речь, конечно, идет о собаке, но для характеристики его охотничьих гонов другого слова, кроме «мужество», пожалуй, и не найти. Пес слепой. Во время своего бега он получает многочисленные травмы, но это не охлаждает его пыл. Гон Арктура становится все результативней и результативней. Однажды, играючи, он выгнал крупного лиса, — это уже результат. Охотники называют эту собаку «золотой». Один из них, старик, когда-то потерявший на охоте глаз, тайком украл Арктура.
Он не жалел пса, как прежний хозяин-доктор, свидетельствует рассказ «Арктур — гончий пес». Изложение сюжета подходит к завершению: Арктур, охотясь, налетает на острую ветвь и получает смертельную рану. Только на следующий год друг доктора, охотник, обнаружил останки Арктура.
Изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс»
Урок русского языка в 7 классе
Изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс»
1. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности.
2. Орфографический и пунктуационный контроль изученного.
I вариант — в слабо подготовленном классе можно использовать текст упр. 437. В этом случае домашним заданием может стать задание по составлению словарного диктанта из словосочетаний этого текста.
II вариант — отрывок из рассказа Юрия Казакова «Арктур — гончий пес». Эго начало рассказа. Собака окажется гончей породы, с великолепно развитым обонянием и слухом (см. материал урока № 20). Арктур очень привязался к хозяину. Он платил ему за заботу и ласку необыкновенной преданностью и любовью, но был сдержан в проявлении чувств. Об этом рассказ.
1. Вступительная беседа. Информация о рассказе.
2. Первичное выразительное чтение. (В слабом классе возможна запись плана).
Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.
Дома он вымыл пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды. ел жадно, спеши ч и давился.
Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.
Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.
Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.
У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, по чаще он был добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.
Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.
(По Ю. Казакову) (245 слов)
3. Обсуждение темы, основной мысли, композиции.
Назовите типы речи, встретившиеся в тексте: повествование, описание, рассуждение.
Вспомните фрагменты, соответствующие этим типам речи:
повествование — 1-й, 2-й, 4-й абзацы,
описание — 3-й абзац,
рассуждение — 5-й, 6-й абзацы.
Перескажите, вспоминая ключевые слова.
4. Второе чтение медленное, с указанием абзацев, паузами между ними. Во время чтения запись важных, ключевых слов Надо выяснить, слова каких частей речи ключевые при повествовании (глаголы), при описании (прилагательные с существительными). При рассуждении важно правильно запомнить (и записать) тезис. Рекомендовать записывать эти слова в столбик, не экономя бумаги, чтобы потом дописать начало предложения и его концовку.
5. Запись на доске учителем или учеником трудных с точки зрения орфографии словосочетаний. Можно «досказать» предложение целиком. Словосочетания — на усмотрение учителя.
6. «Собирание» текста на черновике, определение «провальных» мест, чтобы именно на них обратить внимание, когда будет третье чтение.
7. Третье чтение — обычное.
8. Написание изложения.
🗹