Краткая история создания
Поэтический текст был создан Некрасовым в 1856 году, напечатан в журнале «Библиотека для чтения» (№ 10), позднее был включен в сборник стихотворений. В момент написания стиха поэт проживал на даче под Ораниенбаумом. Сам же год является переломным в творческом пути поэта. Ему удалось издать стихотворный сборник, справиться с тяжелым заболеванием, кроме того, журнал «Современник», редактированием которого он занимался, стал востребованным у российских читателей.
К власти приходит Александр II, обстановка в стране становится более спокойной, появляются предпосылки для отмены крепостного права, что не может не радовать Некрасова, известного как крестьянский заступник. Именно в этой атмосфере собственных побед и улучшения ситуации в государстве он и создает поэтический текст, обращаясь к теме крестьянских детей. Малыши, нарисованные поэтом, мечтают о том, что смогут получить образование и вырваться из нищеты и унижений. Николай Алексеевич верит вслед за ними, что это произойдет.
Жанровое своеобразие
Стих представляет собой лирический монолог, написанный под впечатлением встречи рассказчика с мальчиком, представителем крестьянского сословия. Подробный анализ «Школьника» Некрасова предполагает также определение жанра. Стихотворение представляет собой образец гражданской лирики, в которой поэт поднимает важные и значимые для него темы.
Он рисует собирательный образ мальчика-крестьянина, который идет учиться — в котомке у него лежит книга. Кто он, совершенно неважно, это может быть сыном обычного труженика, который отдал за обучение мальчика «последний грош», или же ребенком дьячихи, также пожертвовавшей последние деньги на образование. Или же мальчик из отпущенных. Автор сознательно не дает ответа на вопрос, ведь совершенно неважно, какое именно крестьянство представляет школьник. Гораздо значимее то, что он всей душой стремится к образованию, понимая, что только таким образом возможно вырваться из суеты и чего-то добиться в жизни.
Композиционно-образная структура
Стихотворение имеет достаточно простую линейную композицию, в которой можно выделить несколько смысловых частей:
- Вступительная часть, встреча лирического героя с крестьянским мальчиком.
- Краткое описание ребенка (цитата: «ноги босы, грязно тело»), предположения о том, кем являются его родители.
- Краткий пересказ истории жизни «архангельского мужика», Михаила Ломоносова.
- Рассуждение автора о том, что конкретно этого ребенка и других крестьян, стремящихся к знаниям и образованию, ожидает светлое будущее. Лирический герой, да и сам Некрасов, искренне верят в это.
Поэт противопоставляет духовно богатых, прекрасных крестьян тупым и бездарным представителям дворянского сословия. Именно в этом состоит главная мысль «Школьника» Некрасова. Автор строк убежден, что ситуация изменится к лучшему и каждый представитель крестьянства сможет получить достойное образование.
Образная система представлена тремя персонажами: сам лирический герой, крестьянский мальчишка, которым автор восхищается, а также Михаил Ломоносов, также выходец из бедной среды, сумевший благодаря собственному уму добиться отличного результата.
Характеристика школьника
Автор рисует образ ребенка, используя простую, понятную каждому читателю, лексику. Именно поэтому образ наполнен любовью, грустью, сожалением о том, что малышу приходится очень сложно во взрослом мире. Получив задание пересказать содержание стихотворения «Школьник», следует описать то, как выглядел ребенок. Он очень беден, но не стыдится своей старой одежды, в которой вынужден идти в школу на уроки. Мальчик несет с собой книгу. Это вся информация, которую дает читателю автор.
Для него не имеет значения имя мальчика, то, кто являются его родителями, образ не индивидуальный, а собирательный, именно поэтому каких-то деталей Некрасов не использует. Значимо для него то, что крестьянские дети всей душой стремятся к знаниям, а родители, понимая их жажду, готовы отдавать последние гроши. Это говорит о том, что крестьяне — люди духовно богатые, поэтому автор верит в то, что однажды они обретут счастье. Они добры, благородны, «любящие душой», поэтому Некрасов не может не восхищаться ими.
Чтобы наглядно представить себе то, как выглядел крестьянский ребенок — современник Некрасова, можно посмотреть на картинки или картины, например, работы А. Корзухина «Крестьянские дети в лесу», Н. Богданова-Бельского «У больного учителя».
Значение истории Ломоносова
Ведя монолог, лирический герой вспоминает жизненный путь Михаила Ломоносова, крестьянина, который хотел учиться и смог получить достойное образование. По сей день его труды изучаются не только в курсе литературы и русского языка, но и в точных науках, искусстве. Трудно поверить, что этот гений, сумевший создать «Теорию трех штилей», преобразившую язык, сделать несколько выдающихся открытий в химии и физике, по происхождению был крестьянином.
Его жажда к знаниям заставила Ломоносова пешком отправиться из небольшой астраханской деревушки в Москву, где наперекор всему поступил в университет, который закончил. Не зря в поэтическую ткань своего произведения Некрасов вводит его образ. Этот герой — пример для подражания, каждый крестьянский ребенок должен верить в то, что при желании добиться своего может каждый. Ведь Ломоносову удалось, поэтому и другие смогут.
Поэт не стремится снизить значимость фигуры великого энциклопедиста, такие люди появляются на свет нечасто, это настоящие гении. Но получить образование и заняться наукой по силам каждому ребенку.
Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»
Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.
Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.
Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.
Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.
Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.
Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.
Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.
Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.
Художественные особенности и тропы
Проведение анализа поэтического текста по плану предполагает необходимость кратко описать специфические особенности стиха. Вот какие ключевые характеристики можно отметить:
- Состоит из 10 строф.
- Основная тема — значимость получения образования в жизни каждого человека и страны в целом.
- Идея — крестьяне — люди более достойные, чем представители дворянской среды, они имеют право на счастье, свободу и образование.
- Размер стиха — четырехстопный хорей, позволяющий создать имитацию топота копыт.
- Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.
Лирике Некрасова свойственна простота, обилие уточненных тропов и сложных для восприятия метафор он не использует, поэтому его поэзия относится к направлению гражданской, она понятна каждому гражданину страны.
Однако некоторые художественные средства выразительности можно отметить. Примеры тропов, которые позволяют передать чувства автора, его восхищение крестьянами:
- Эпитеты «благородный, славный, добрый».
- Антитеза — сопоставление положительных крестьян с тупыми, напыщенными, холодными аристократами.
- Междометия создают ощущение спонтанности речи.
- В рассказе о крестьянском мальчике используется просторечная лексика, которая в рассуждениях о значимости образования переходит в более литературное русло.
Таковы особенности поэтического текста Некрасова «Школьник», анализ которого ученикам предстоит делать в классе или дома при выполнении письменных работ. К тематике жизни крестьянских детей поэт обращался неоднократно, она была очень для него важна. Как истинный патриот, Николай Алексеевич очень любил всех граждан своей страны, в том числе и самых юных, на которых возлагает надежды.
Школьник Некрасова анализ стихотворения 4 класс
Отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»
Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ. Он считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который пошел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верит в его ум, силу, характер. Он считает, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение — в этом и проблема: Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь … Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Но учить крестьянскнх детей надо. Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие как Ломоносов или Виноградов. Некрасов не случайно вспоминает М.В. Ломоносова, ведь он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему, и всей стране. Поэту кажется ненормальным, что талантливые люди из народа не имеют возможности учиться. Но он понимает, что таковы порядки в стране. Герою стихотворения можно рассчитывать только на милосердие других людей: Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете- Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь … Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! Но все же Некрасов верит, что хороших людей в странс больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему. Для этого он и писал свои стихотворения.
🗹