Краткое содержание Куприн Листригоны для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • Куприн
  • Листригоны

Рассказ «Листригоны» красочно показывает нам быт и времяпровождение крымских рыбаков, которые рискуя собственной жизнью, в любые погодные условия добывают рыбу. Куприн описывает жизнь реальных людей, с которыми ему лично удалось пообщаться, и даже не меняет их имён при написании текста.

Именно «Листригонами» назвал автор героев, как сказочных пиратов из «Одиссеи», выделив тем самым дошедшие с далёких времён обычаи и нравы.

Действие происходит в тихом Крымском городе Балаклаве. В большинстве своём жителями этого города являются греки. Это мужественные и сильные люди, их бесстрашие и отвагу перед стихией Куприн изображает в рассказе очень красочно. Весь их интерес сосредоточен на добыче рыбы. Тихими вечерами, когда город погружается в сон, рыбаки собираются в кофейнях.

В эти кофейни и любит заходить Юра Паратино, смелый и ловкий, который пользуется особым положением в городке. В холодную погоду на дворе, после прибытия в бухту баркасов с рыбой и продав её выгодно, Юра любил угощать всех горячим кофе. В такие дни, обычно все столики бывают заняты.

Зимой же рыбаки выходят на баркасах в море ловить белугу, при этом у каждого есть свои тайные места. В плохую погоду, как правило, никто из рыбаков не рыбачит, но один из них Ваня Андруцаки всё же решился. Поймав совсем немного рыбы, он замечает, как встрепенулась одна из них. Ваня понимает, что его ждёт отличный улов, так как это хорошая примета.

В этот самый момент, он видит огромную рыбу и, нарушая рыбацкий обычай, сообщает об этом остальным. Тут рыба с молниеносной скоростью устремляется вниз, прихватив с собой снасти. Ваня с рыбаками пускаются за ней в погоню, в этот момент ему в ладонь втыкается крючок, лодку подбрасывает на волнах, снасти все перепутаны. Но это ничуть никого не напугало, и Ваня доделывает всю работу. Продав чуть позже рыбу по отличной цене, рыбаки снова едут отдыхать на славу, прозвав Ваню отныне – атаманом.

Таким же атаманом был и Коля Костанди, который ко всему прочему был отличным знатоком огромного количества легенд. Как то ему попалась всего одна совсем маленькая рыба, которую называют господней. Считалось, что если её хоть на секундочку кто сможет достать из моря, то она умрёт. На этой рыбе имеется два пятна, по легенде считается, что это следы пальцев Иисуса. Так как, когда он воскрес, все отказывались его признавать, как доказательство он сотворил чудо. Рыбу, которую собиралась пожарить его матушка, он взял двумя пальцами и она сразу ожила.

Когда в Балаклаве дует бора или норд-ост, очень сильный ветер, никто в эти дни в море старается не выходить, так как это опасно для жизни. Но один из рыбаков всё-таки решил выйти в море. Долгих три дня без еды, питья и сна носило его баркас по морю. От ужаса, он даже и вспомнить потом не мог, как прошли эти дни. Весь город переживал, все ждали его возвращения.

В бухту Балаклавы корабли не заходят ещё со времён осады Севастополя. Существует легенда, что когда давно приезжал сюда Николай I, он приветствовал весь батальон словами «Здорово, ребята!», в ответ была лишь тишина. Позже императору объяснили, что здесь одни капитаны. По сей день, некоторые жители носят фамилию Капитанаки.

Ещё одна история произошла много лет назад, когда спасаясь от бури в бухте затонул корабль с золотом. Многие пытались его добыть, но так и безуспешно.

А когда в Балаклаве созревает виноград, в такие моменты, даже вино осесть в бочках не успевает. Называют такое вино — бешеным, так как считается, если на следующий день выпить холодной воды, то в желудке начинает всё булькать. В такие дни рыбаки организовывают сражения тарантулов, веселятся, а по вечерам сидят по кофейням повторяя часто «Боже, храни моряка».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

  • Allez!
  • Анафема
  • Барбос и Жулька
  • Белый пудель
  • В недрах земли
  • В цирке
  • Впотьмах
  • Гамбринус
  • Гранатовый браслет
  • Завирайка
  • Звезда Соломона
  • Золотой петух
  • Изумруд
  • Колесо времени
  • Куст сирени
  • Листригоны
  • Мой полёт
  • Молох
  • На переломе (кадеты)
  • Олеся
  • Песочные часы
  • Пиратка
  • Поединок
  • Сапсан
  • Святая ложь
  • Синяя звезда
  • Скворцы
  • Слон
  • Собачье счастье
  • Суламифь
  • Тапёр
  • Храбрые беглецы
  • Четверо нищих
  • Чудесный доктор
  • Штабс-капитан Рыбников
  • Ю-ю
  • Юнкера
  • Яма

Листригоны :: Куприн Александр Иванович

——————————————— Куприн Александр

Листригоны

Александр Куприн

Листригоны

1. ТИШИНА

В конце октября или в начале ноября Балаклава — этот оригинальнейший уголок пестрой русской империи — начинает жить своеобразной жизнью. Дни еще теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода, и земля гулко звенит под ногами. Последние курортные гости потянулись в Севастополь со своими узлами, чемоданами, корзинами, баулами, золотушными детьми и декадентскими девицами. Как воспоминание о гостях, остались только виноградные ошкурки, которые, в видах своего драгоценного здоровья, разбросали больные повсюду — на набережной и по узким улицам — в противном изобилии, да еще тот бумажный сор в виде окурков, клочков писем и газет, что всегда остается после дачников.

И сразу в Балаклаве становится просторно, свежо, уютно и по-домашнему деловито, точно в комнатах после отъезда нашумевших, накуривших, насоривших непрошеных гостей. Выползает на улицу исконное, древнегреческое население, до сих пор прятавшееся по каким-то щелям и задним каморкам.

На набережной, поперек ее, во всю ширину, расстилаются сети. На грубых камнях мостовой они кажутся нежными и тонкими, как паутина, а рыбаки ползают по ним на четвереньках, подобно большим черным паукам, сплетающим разорванную воздушную западню. Другие сучат бечевку на белугу и на камбалу и для этого с серьезным, деловитым видом бегают взад и вперед по мостовой с веревкой через плечи, беспрерывно суча перед собой клубок ниток.

Атаманы баркасов оттачивают белужьи крючки — иступившиеся медные крючки, на которые, по рыбачьему поверью, рыба идет гораздо охотнее, чем на современные, английские, стальные. На той стороне залива конопатят, смолят и красят лодки, перевернутые вверх килем.

У каменных колодцев, где беспрерывно тонкой струйкой бежит и лепечет вода, подолгу, часами, судачат о своих маленьких хозяйских делах худые, темнолицые, большеглазые, длинноносые гречанки, так странно и трогательно похожие на изображение богородицы на старинных византийских иконах.

И все это совершается неторопливо, по-домашнему, по-соседски, с вековечной привычной ловкостью и красотой, под нежарким осенним солнцем на берегах синего, веселого залива, под ясным осенним небом, которое спокойно лежит над развалиной покатых плешивых гор, окаймляющих залив.

О дачниках нет и помину. Их точно и не было. Два-три хороших дождя — и смыта с улиц последняя память о них. И все это бестолковое и суетливое лето с духовой музыкой по вечерам, и с пылью от дамских юбок, и с жалким флиртом, и спорами на политические темы — все становится далеким и забытым сном. Весь интерес рыбачьего поселка теперь сосредоточен только на рыбе.

В кофейнях у Ивана Юрьича и у Ивана Адамовича под стук костяшек домино рыбаки собираются в артели; избирается атаман. Разговор идет о паях, о половинках паев, о сетях, о крючках, о наживке, о макрели, о кефали, о лобане, о камсе и султанке, о камбале, белуге и морском петухе. В девять часов весь город погружается в глубокий сон.

Нигде во всей России, — а я порядочно ее изъездил по всем направлениям, — нигде я не слушал такой глубокой, полной, совершенной тишины, как в Балаклаве.

Выходишь на балкон — и весь поглощаешься мраком и молчанием. Черное небо, черная вода в заливе, черные горы. Вода так густа, так тяжела и так спокойна, что звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Тишина не нарушается ни одним звуком человеческого жилья. Изредка, раз в минуту, едва расслышишь, как хлюпнет маленькая волна о камень набережной. И этот одинокий, мелодичный звук еще больше углубляет, еще больше настораживает тишину. Слышишь, как размеренными толчками шумит кровь у тебя в ушах.

А.И. Куприн. Очерки «Листрогоны»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«САКСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПЛАН УРОКА № 40(4)

Тема программы – Литература ХХ века

ТЕМА УРОКА: А.И. Куприн. Очерки «Листрогоны»

Цели урока:

— знакомство с циклом лирических очерков «Листригоны» А.И.Куприна; познакомить с фактами пребывания писателя в Крыму;

— воспитание патриотизма, любви к малой Родине;

— развитие речи , внимания к слову писателя, умения делать комплексный анализ текста.

Тип урока
КОМБИНИРОВАННЫЙУРОК
Материально-техническое обеспечение урока —

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть урока – мин

— проверить внешний вид студентов, наличие тетрадей, ручек, карандашей и т.д.

— проверить по журналу явку студентов.

  1. Проверка выполнения студентами домашнего задания практического характера — мин

Характеристика образов повести «Лика» И.А.Бунина

3. Проверка ранее усвоенных знаний – мин.

За что любят Крым и кто?

4. Мотивация учебной деятельности и сообщение темы, цели и задач урока – мин.

Александр Иванович Куприн (1870 — 1938 г.г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.

5. Восприятие и осознание студентами нового учебного материала — мин.

Куприн и Балаклава история

Куприн приезжает в Балаклаву в 1904 году и решает поселиться здесь навсегда. Он покупает земельный участок, мечтая построить здесь дачу и разбить цветущий сад. Столичный интеллигент вступает в рыболовецкую артель, заводя дружбу с героями своих будущих очерков «Листригоны». Но радужные планы писателя ломает политика, за сочувствие к восставшим на революционном «Очакове» Александра Куприна изгоняют из Балаклавы. Балаклава навсегда стала «землёй обетованной» в судьбе русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938). В этот городок он влюбился всей душой, Балаклава стала его почти сбывшейся мечтой и потерянным по воле рока раем. Спустя двадцать лет, в 1926 году, находясь в эмиграции, писатель в одном из своих интервью, рассказывая о России и творчестве, вспоминает именно Балаклаву, её простых людей. Впрочем, в духовном плане Куприн остался здесь навсегда, став историей города, его памятью и гордостью.

Редкий турист пройдёт по набережной мимо памятника Александру Ивановичу. Бронзовый он стоит, глядя на бухту как когда-то, и под ногами его не современная плитка, а часть старинной брусчатки – те камни, которые устилали набережную Назукина в начале XX века, когда она ещё была Новой набережной. Идея такого расположения монумента принадлежит скульптору Станиславу Чижу, также известному своим памятником Екатерине II в центре Севастополя. Символично и то, что за спиной бронзового Александра Ивановича, чуть слева, находится здание бывшей гостиницы «Гранд-отель» (дом 3 по набережной Назукина), построенной в 1887 году. Именно здесь Куприн остановился с женой во время первого своего визита в Балаклаву в сентябре 1904 года. Еще в Петербурге писатель был заинтригован рассказами о городке, которыми его потчевал некогда крымский грек Г. Денакс, державший в городе на Неве небольшую устричную лавку. Сам Александр Иванович с прохладой относился к северному Петербургу, мечтая отсюда уехать на юг. Каким именно он хочет видеть свой дом, Куприн понял после визита к Чехову в Ялту. Это должен быть кусочек земли, обязательно у моря, превращенный собственными руками в цветущий сад. Так что семена историй балаклавского грека упали на благодатную почву, повернув устремления писателя в Крым. После пребывания в отеле, Александр Иванович переезжает на Третью улицу на дачу Ремезова, ныне ул. Куприна, 1. Небольшая улица, названная в честь писателя, находится сразу в конце улицы Калича, за подпорной стеной с барельефом изображающим Куприна в бытность его балаклавским рыбаком. Столичный интеллигент неоднократно выходит с местными рыбаками в море, его обучают тонкостям непростого и опасного ремесла, а после экзамена принимают в артель. Как-то после удачного улова писатель с коллегами-рыбаками отправился праздновать в таверну, откуда всю компанию занесло на телеграф. В адрес российского императора была отправлена знаменитая телеграмма: «Балаклава объявляет себя свободной республикой греческих рыбаковъ. Куприн». Ответ пришёл незамедлительно, правда, не от самодержца, а от премьера: «Когда пьешь – закусывай. Столыпин». Благодаря дружбе с балаклавскими рыбаками Куприн написал серию проникновенных очерков «Листригоны», взяв название у Гомера, хотя у греческого сказителя обитавшие в здешних краях великаны лестригоны, писались через «е». В этих рассказах нашла отражение простая и тяжёлая, но такая настоящая жизнь тружеников моря. В «Листригонах» автор, не изменяя имён, описывает своих героев: Юру Паратино, Христо Амбарзаки, Ваню Андруцаки, Фёдора из Олеиза, Колю Констанди. Коля его особенный друг, которого писатель часто посещает, останавливаясь на втором этаже дома с верандой (ул. Калича, 45). Куприн даже покупает в Балаклаве участок земли в балке Кефало-Вриси, надеясь обосноваться здесь навсегда. Писатель сам составляет план дома и сада, приобретает плодовые деревья, нанимает рабочих для выравнивания каменистой площадки и возведения подпорных стен. Своё имение Александр Иванович даже называет по имени балки – «Кефало-Вриси», но построить его писателю не суждено. Разлучает Куприна с Балаклавой его активная гражданская позиция. 14 октября 1905 года писатель выступает в Севастополе на благотворительном вечере с чтением отрывка из своего произведения «Поединок». В конце вечера к Александру Куприну подходит моряк и благодарит его за повесть, заставившую офицеров задуматься о самих себе, «трагизме своей роли». Месяц спустя, 15 ноября, писатель становится свидетелем жестокой расправы над революционным крейсером «Очаков» и с удивлением узнаёт в предводителе восстания того самого офицера, говорившего с ним на благотворительном вечере о «Поединке». Куприн, шокированный происшедшим, пишет 20 ноября очерк «События в Севастополе», где осуждает убийство сотен людей, расстрел и сожжение боевого корабля, виня в смертях командующего флотом адмирала Чухнина. Также Куприн разрабатывает и осуществляет план сокрытия десятка матросов с «Очакова», спасшихся в Балаклаве. Он достаёт им гражданскую одежду и проводит на виноградники композитора П.И. Бларамберга, изобретательно отвлекая полицейских «пьяными» выходками. Эпизоды из этого приключения можно встретить в рассказе «Гусеница», написанном в 1918 году. 1 декабря в газете «Наша жизнь» публикуют «События в Севастополе» А.И. Куприна. После ознакомления с номером, адмирал Чухнин приходит в бешенство и приказывает в течение одних суток выслать писателя из Севастопольского градоначальства. Описание встречи с приставом, принёсшим предписание покинуть пределы «радиуса Балаклава – Севастополь», запечатлено в рассказе «Светлана». Спустя несколько месяцев Куприн предпринимает попытку снова обосноваться в Балаклаве, но его немедленно выселяют из городка. Александру Ивановичу лишь благодаря взятке удаётся задержаться на два часа. Он наскоро обедает в плавучем кафе «Гранд-отеля», эту трапезу Куприн описывает в горько-шутливом стихотворении «В Балаклаву – точно в щёлку в середине сентября…». Писатель вынужден снова покинуть Балаклаву, как оказывается, уже навсегда. Своё имение «Кефало-Вриси» Александр Куприн продавать отказался, возможно, надеясь когда-нибудь вернуться. В 1994 году в честь писателя балаклавская библиотека №21, что на набережной, была названа библиотекой им. А.И. Куприна. В сентябре 2000 года открылась мемориальная доска в начале улицы Куприна, автор – В.Е. Суханов. А успевшая стать знаменитой скульптура у моря, напротив «Гранд-отеля», стоит на набережной с мая 2009 года.

6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний — мин.

7. Подведение итогов урока — мин.

— Мы с вами познакомились с крымской жизнью и творчеством еще одного великого русского писателя А.И.Куприна. Узнали, чем он занимался, как жил, что писал.

— Сделайте обобщение изученного, расскажите о крымском творчестве Куприна.

8. Сообщение домашнего задания — мин.

Характеристика главных героев очерка

СВР. Подготовить сообщение «Симферопольский художественный музей»

Преподаватель – Крыщук Татьяна Адамовна

Тишина

В конце октября или в начале ноября Балаклава – этот оригинальнейший уголок пестрой русской империи – начинает жить своеобразной жизнью. Дни еще теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода, и земля гулко звенит под ногами. Последние курортные гости потянулись в Севастополь со своими узлами, чемоданами, корзинами, баулами, золотушными детьми и декадентскими девицами. Как воспоминание о гостях, остались только виноградные ошкурки, которые, в видах своего драгоценного здоровья, разбросали больные повсюду – на набережной и по узким улицам – в противном изобилии, да еще тот бумажный сор в виде окурков, клочков писем и газет, что всегда остается после дачников.
И сразу в Балаклаве становится просторно, свежо, уютно и по-домашнему деловито, точно в комнатах после отъезда нашумевших, накуривших, насоривших непрошеных гостей. Выползает на улицу исконное, древнегреческое население, до сих пор прятавшееся по каким-то щелям и задним каморкам.

На набережной, поперек ее, во всю ширину, расстилаются сети. На грубых камнях мостовой они кажутся нежными и тонкими, как паутина, а рыбаки ползают по ним на четвереньках, подобно большим черным паукам, сплетающим разорванную воздушную западню. Другие сучат бечевку на белугу и на камбалу и для этого с серьезным, деловитым видом бегают взад и вперед по мостовой с веревкой через плечи, беспрерывно суча перед собой клубок ниток.

Атаманы баркасов оттачивают белужьи крючки – иступившиеся медные крючки, на которые, по рыбачьему поверью, рыба идет гораздо охотнее, чем на современные, английские, стальные. На той стороне залива конопатят, смолят и красят лодки, перевернутые вверх килем.

У каменных колодцев, где беспрерывно тонкой струйкой бежит и лепечет вода, подолгу, часами, судачат о своих маленьких хозяйских делах худые, темнолицые, большеглазые, длинноносые гречанки, так странно и трогательно похожие на изображение богородицы на старинных византийских иконах.

И все это совершается неторопливо, по-домашнему, по-соседски, с вековечной привычной ловкостью и красотой, под нежарким осенним солнцем на берегах синего, веселого залива, под ясным осенним небом, которое спокойно лежит над развалиной покатых плешивых гор, окаймляющих залив.

О дачниках нет и помину. Их точно и не было. Два-три хороших дождя – и смыта с улиц последняя память о них. И все это бестолковое и суетливое лето с духовой музыкой по вечерам, и с пылью от дамских юбок, и с жалким флиртом, и спорами на политические темы – все становится далеким и забытым сном. Весь интерес рыбачьего поселка теперь сосредоточен только на рыбе.

В кофейнях у Ивана Юрьича и у Ивана Адамовича под стук костяшек домино рыбаки собираются в артели; избирается атаман. Разговор идет о паях, о половинках паев, о сетях, о крючках, о наживке, о макрели, о кефали, о лобане, о камсе и султанке, о камбале, белуге и морском петухе. В девять часов весь город погружается в глубокий сон.

Нигде во всей России, – а я порядочно ее изъездил по всем направлениям, – нигде я не слушал такой глубокой, полной, совершенной тишины, как в Балаклаве.

Выходишь на балкон – и весь поглощаешься мраком и молчанием. Черное небо, черная вода в заливе, черные горы. Вода так густа, так тяжела и так спокойна, что звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Тишина не нарушается ни одним звуком человеческого жилья. Изредка, раз в минуту, едва расслышишь, как хлюпнет маленькая волна о камень набережной. И этот одинокий, мелодичный звук еще больше углубляет, еще больше настораживает тишину. Слышишь, как размеренными толчками шумит кровь у тебя в ушах. Скрипнула лодка на своем канате. И опять тихо. Чувствуешь, как ночь и молчание слились в одном черном объятии.

Гляжу налево, туда, где узкое горло залива исчезает, сузившись между двумя горами.

Там лежит длинная, пологая гора, увенчанная старыми развалинами. Если приглядишься внимательно, то ясно увидишь всю ее, подобную сказочному гигантскому чудовищу, которое, припав грудью к заливу и глубоко всунув в воду свою темную морду с настороженным ухом, жадно пьет и не может напиться.

На том месте, где у чудовища должен приходиться глаз, светится крошечной красной точкой фонарь таможенного кордона. Я знаю этот фонарь, я сотни раз проходил мимо него, прикасался к нему рукой. Но в странной тишине и в глубокой черноте этой осенней ночи я все яснее вижу и спину и морду древнего чудовища, и я чувствую, что его хитрый и злобный маленький раскаленный глаз следит за мною с затаенным чувством ненависти.

В уме моем быстро проносится стих Гомера об узкогорлой черноморской бухте, в которой Одиссей видел кровожадных листригонов.[1] Я думаю также о предприимчивых, гибких, красивых генуэзцах, воздвигавших здесь, на челе горы, свои колоссальные крепостные сооружения.[2] Думаю также о том, как однажды бурной зимней ночью разбилась о грудь старого чудовища целая английская флотилия вместе с гордым щеголеватым кораблем «Black Prince»,[3] который теперь покоится на морском дне, вот здесь, совсем близко около меня, со своими миллионами золотых слитков и сотнями жизней.

Старое чудовище в полусне щурит на меня свой маленький, острый, красный глаз. Оно представляется мне теперь старым-старым, забытым божеством, которое в этой черной тишине грезит своими тысячелетними снами. И чувство странной неловкости овладевает мною.

Раздаются замедленные, ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых, тяжелых рыбачьих сапогов о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. Так ясны эти звуки среди ночной тиши, что мне кажется, будто я иду вместе с ним, хотя до него – я знаю наверное – более целой версты. Но вот он завернул куда-то вбок, в мощеный переулок, или, может быть, присел на скамейку: шаги его смолкли. Тишина. Мрак.

Александр Куприн “Листригоны” (1907-11)

Восемь рассказов Куприн посвятил Крыму: Господня рыба, Тишина, Макрель (или Балаклава), Воровство, Белуга (или Листригоны), Бора, Водолазы и Бешеное вино. Проводить разграничение между ними не будем, рассмотрим в качестве единого произведения, пропитанного воспоминаниями о морских традициях, связанных с Балаклавой рыбаков.

Для начала давайте проникнемся духом тех мест. Послушаем природу. Что слышно? Ничего! Стоит звенящая тишина. Такой нигде более не найти. Плеск воды? Шум прибоя? Нет! Поглощающая всё до звона в ушах тишина. Слышно только бегущую по сосудам кровь.

От таких ощущений можно представить подплывающего к берегу Одиссея и выступающих против него великанов Листригонов. Обычный человек желает обрести покой и умиротворение, но созерцает битву, пульсирующую у него в голове.

Видение исчезает и в руках оказывается Господня рыба.

Совет

Существует легенда о рыбе, всегда умирающей, будучи выловленной. Один раз она ожила, уже изжаренная. Оживил её Иисус Хритос. С той поры имя ей – Господня рыба. Поскольку она умирает – сохранить её вне моря нельзя. Может такую рыбу можно засушить и оставить на память? Видимо, она исчезает, не оставляя следов. Такова легенда рыбаков из Балаклавы.

Кто они – эти рыбаки? Это греки. Тяжек ли их труд и достойно ли он оценивается? С утра труд рыбака бесценен, к вечеру он не стоит и одной копейки. Почему так? О том Куприн размышляет не так давно, начав незадолго до знакомства с жителями Крыма.

Покуда Солнце будет озарять небосвод, до той поры золото не утратит силу, но с приходом на небо Луны всякий металл обесценится, как и рыба, как и любое прочее человеческое чувство, если оно не является отражением дружеского отношения людей друг к другу.

Драгоценный улов выбрасывается за борт, чтобы быть собранным потом. Когда лучше? Разумеется утром. Но всегда ли ловится рыба? Существуют для того специально отведённые дни, разрешающие ловлю с помощью больших сетей.

Три дня в год праздник жизни должен постучаться в дом семьи каждого рыбака, в остальное время отказывая в том заслуживающим быть всегда радостными. Подобную строгость рыбаки обходят с помощью браконьерства.

По всей Земле они так поступают, и будут поступать, пока существует рыба, и пока есть возможность ходить по воде.

Не стоит загадывать заранее. Рыбаки не думают об ожидающем их улове. Есть у них такая примета. А кто поступает наоборот, размышляя и предваряя промысел думами, того тоже ожидает удачный выход в море, как к тому не относись другие рыбаки. Норд-ост ли, либо нечто иное… Какие могут быть преграды, когда полагается всегда рассчитывать на удачу, иначе зачем вообще выходить на ловлю?

Снова тишина. Одиссей покинул сии места, ежели когда-нибудь к ним приплывал. Ушли и Листригоны, ежели смели тут некогда жить.

Обратите внимание

Их сменили Листригоны нынешние – борцы со стихией и постоянные обитатели в пределах между уходящей до горизонта поверхностью моря и берегом, куда редко приходится сходить, дабы встретиться взглядом с семьёй и отдохнуть, готовясь встретить рассвет в раскачивающейся на волнах рыбацкой лодке.

Когда наступит время забыть обо всём, нужно обо всём забыть. Как? Уподобиться Листригонам! Всякий человек является великаном, коли посмеет мыслить о себе более того, чего он может достичь в действительности. Не на берегу, но на море такое становится возможным. Уже нет земли под ногами, и нет опоры, и нет защиты, а есть угроза, и это пьянит, и уже поэтому хочется жить ещё сильнее.

Дополнительные метки: куприн листригоны критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Aleksandr Kuprin The Lestrigons analysis, review, book, content

Рассказы Куприна вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах: Ozon

Это тоже может вас заинтересовать: – Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна – “Рассказы рыбачьего патруля” Джека Лондона

Источник: https://trounin.ru/kuprin11/

«Листригоны» читать онлайн

Куприн Александр

Листригоны

1

Тишина

В конце октября или в начале ноября Балаклава — этот оригинальнейший уголок пестрой русской империи — начинает жить своеобразной жизнью. Дни еще теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода, и земля гулко звенит под ногами. Последние курортные гости потянулись в Севастополь со своими узлами, чемоданами, корзинами, баулами, золотушными детьми и декадентскими девицами. Как воспоминание о гостях, остались только виноградные ошкурки, которые, в видах своего драгоценного здоровья, разбросали больные повсюду — на набережной и по узким улицам — в противном изобилии, да еще тот бумажный сор в виде окурков, клочков писем и газет, что всегда остается после дачников.

И сразу в Балаклаве становится просторно, свежо, уютно и по-домашнему деловито, точно в комнатах после отъезда нашумевших, накуривших, насоривших непрошеных гостей. Выползает на улицу исконное, древнегреческое население, до сих пор прятавшееся по каким-то щелям и задним каморкам.

На набережной, поперек ее, во всю ширину, расстилаются сети. На грубых камнях мостовой они кажутся нежными и тонкими, как паутина, а рыбаки ползают по ним на четвереньках, подобно большим черным паукам, сплетающим разорванную воздушную западню. Другие сучат бечевку на белугу и на камбалу и для этого с серьезным, деловитым видом бегают взад и вперед по мостовой с веревкой через плечи, беспрерывно суча перед собой клубок ниток.

Атаманы баркасов оттачивают белужьи крючки — иступившиеся медные крючки, на которые, по рыбачьему поверью, рыба идет гораздо охотнее, чем на современные, английские, стальные. На той стороне залива конопатят, смолят и красят лодки, перевернутые вверх килем.

У каменных колодцев, где беспрерывно тонкой струйкой бежит и лепечет вода, подолгу, часами, судачат о своих маленьких хозяйских делах худые, темнолицые, большеглазые, длинноносые гречанки, так странно и трогательно похожие на изображение богородицы на старинных византийских иконах.

И все это совершается неторопливо, по-домашнему, по-соседски, с вековечной привычной ловкостью и красотой, под нежарким осенним солнцем на берегах синего, веселого залива, под ясным осенним небом, которое спокойно лежит над развалиной покатых плешивых гор, окаймляющих залив.

О дачниках нет и помину. Их точно и не было. Два-три хороших дождя — и смыта с улиц последняя память о них. И все это бестолковое и суетливое лето с духовой музыкой по вечерам, и с пылью от дамских юбок, и с жалким флиртом, и спорами на политические темы — все становится далеким и забытым сном. Весь интерес рыбачьего поселка теперь сосредоточен только на рыбе.

В кофейнях у Ивана Юрьича и у Ивана Адамовича под стук костяшек домино рыбаки собираются в артели; избирается атаман. Разговор идет о паях, о половинках паев, о сетях, о крючках, о наживке, о макрели, о кефали, о лобане, о камсе и султанке, о камбале, белуге и морском петухе. В девять часов весь город погружается в глубокий сон.

Нигде во всей России, — а я порядочно ее изъездил по всем направлениям, — нигде я не слушал такой глубокой, полной, совершенной тишины, как в Балаклаве.

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Бывалый человек, не раз колесивший по России, переменивший множество профессий, легко сближавшийся с самыми разными людьми, Куприн накопил огромный запас впечатлений и делился ими щедро, увлеченно.

В его рассказах прекрасные страницы посвящены любви — мучительной или торжествующей, но всегда завораживающей. Критически изображая жизнь «как она есть», Куприн давал почувствовать и ту жизнь, которая должна быть.

Он верил в то, что человек, который «пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья, будет счастлив и свободен».

Совет

Однако его идеалом была скитальческая, бродяжья, полная пестрых приключений и случайностей жизнь. И его симпатии — всегда на стороне людей, оказавшихся по тем или иным причинам вне рамок размеренного и благополучного существования. куприн рассказ реалистическое

«Листригоны» — это рассказ о крымских рыбаках, детях природы, которые предстают в единоборстве с нею, в тяжелом, опасном труде, выковавшем мощные, цельные натуры.

Характер труда определяет обычаи, нравы, мораль, быт «листригонов»: морской промысел — это коллективный поединок со стихией, который рождает суровое крепкое братство.

Опасный труд с его азартом, неверной удачей, постоянным напряжением воли становится для Куприна сферой поэзии: «О, милые простые люди, мужественные сердца, наивные первобытные души, крепкие тела, обвеянные соленым морским ветром, мозолистые руки, зоркие глаза, которые столько раз глядели в лицо смерти, в самые ее зрачки!»

Певца патриархальной естественности, Куприна не случайно привлекали формы труда, связанные с природой. Это не тягостная повинность у станка или в душной шахте, а работа «с солнцем в крови», под свежим ветром на бескрайних водных просторах.

Называя своих героев «листригонами» по имени сказочных рыбаков-пиратов из «Одиссеи», Куприн подчеркивал неизменность, устойчивость этого мирка, сохранившего свои обычаи чуть ли не с гомеровских времен, и идеализировал этот древний, словно нетронутый временем тип ловца, охотника, сына природы.

Но под античными масками угадывались живые лица современных Куприну балаклавских греков, ощущались их нынешние заботы и радости. В «Листригонах» отразились эпизоды дружеского общения писателя с крымскими рыбаками; все герои цикла — реальные люди, Куприн не изменил даже их имен.

Так из сплава прозы и поэзии, правды и легенды возник один из лучших образцов русского лирического очерка.

В годы назревания первой русской революции Куприн отдаётся работе над своим крупнейшим произведением — повестью «Поединок». Действие повести, вышедшей в свет в 1905 году, происходит в 90-е годы. Однако всё в ней дышало современностью.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: