Предисловие

Неофолк образовался в музыкальном андеграунде приблизительно в середине 80-х годов, однако до сих пор не было сделано никаких попыток воссоздать целостную картину развития этого музыкального стиля. В качестве одной из причин такого запоздалого открытия неофолка можно назвать относительную малоизвестность этого музыкального направления: его аудитория по тем временам насчитывала не более нескольких тысяч человек по всему миру. Эта музыкальная культура долгие годы оставалась довольно скрытой и непроницаемой в информационном плане, что создавало значительные преграды на пути ее изучения. Открытым стоял вопрос, стоит ли вообще говорить о неофолке как о самостоятельном музыкальном жанре. Косвенной причиной малоизвестности неофолка также выступал и негативный имидж некоторых музыкальных групп.

Термин «неофолк», а также другие находящиеся в обиходе синонимы этого музыкального жанра — Apocalyptic Folk, Dark folk, Folk Noir, Industrial Folk, Gothic Folk и Mystic Folk — слишком расплывчато описывали новое направление; несмотря на то что фолковые мотивы зачастую заимствовались у индастриала 70-х годов (что тесно связывало неофолк с индастриалом), они не всегда играли доминирующую роль. За неимением лучших альтернатив мы будем придерживаться термина «неофолк»; в последние годы именно это понятие все чаще используется для описания музыкального стиля различных групп (несмотря на то, что сами группы могут неохотно относить себя к такому жанру, считая установленные границы слишком узкими). Согласно нашей точки зрения, группы, относящиеся к неофолку, не обязательно должны обладать каким-либо сходством в плане музыки; их роднит своеобразное эстетическое восприятие. Такое родство не в последнюю очередь объясняется тем, что многие из этих групп сотрудничают между собой (некоторые из этих групп, однако, сознательно не поддерживают никаких дружеских контактов…). Инструментом для выражения собственных чувств и переживаний, способом удовлетворения растущего интереса к европейской истории послужила традиционная и классическая музыка, дополненная современными стилевыми средствами: зловещей символикой, интересом к различным художественным течениям и неоднозначным личностям, а также постановкой острых вопросов. Выбор вызывающих тем для своего творчества, — боеприпас против однообразно воспринимаемой современной культуры, — является еще одним связующим звеном для многочисленных неофолк-групп, поскольку указанные темы призывают публику к формированию собственного мнения (разумной критики).

Безусловно, критика не могла пройти мимо содержания, эстетики и музыки неофолк-групп. Самые главные нападки, как всегда, коснулись понятия «rechts» («правые взгляды»): многочисленных артистов стали обвинять в поддержке ультраправых идей. Естественно, ничего общего с этими идеями музыкальные группы не имели; группы стали выступать против беспочвенных обвинений. Несмотря на то, что политическое позиционирование не всегда можно определить однозначно, оно отчетливо проступает в критических статьях; при этом критики анализируют, какие сэмплы, картины, инструменты и символы использует команда, каких людей она цитирует, в каких изданиях ее обсуждают, вплоть до того, как одеваются и как причесываются ее поклонники. Особенно активно эта тема поднималась тогда, когда истинные намерения артистов оставались неясными или скрывались под красивой и претенциозной, отчасти авангардистской музыкой и лирикой. Действительно, оценивать неофолк очень трудно: недоразумения и ошибки восприятия обычно происходят из-за того, что музыкальные группы выставляют слишком высокий градус абстракции и дифференциации. Таким образом, одни видят в неофолк-музыке и неофолк-эстетике отражение реакционных идеологий, в то время как другие, с похожими взглядами, кричат о цензуре, вообще не задумываясь о мотивах музыкантов, свободе самовыражения, свободе слова и свободе вероисповедания. Превентивные меры, предпринятые к неофолк-мероприятиям — одно из последствий, которые многие группы и их публика успели познать на себе в течение последующих лет (прежде всего в Германии).

Для понимания неофолка недостаточно рассматривать только поверхностные или проблематические аспекты, которые присутствуют в любой субкультуре. Произведения, а также заложенные в них мысли и мотивы музыкантов заслуживают того, чтобы быть представленными во всей своей характерной многогранности, с собственной историей развития, с различными возможностями творческой интерпретации, со своим (суб-)культурным контекстом. Специально для этого обзора мы собрали многочисленные записи, интервью и заметки, а также поговорили с различными людьми — организаторами концертов, диджеями, журналистами, владельцами лейблов и т.д. Публикация большинства статей проходила под чутким наблюдением самих групп. Мы также попытались взять интервью и у некоторых критиков, однако самые «громкие» из них либо отказались обосновывать свою позицию, либо попросту уклонялись от неудобных вопросов. В целом же, мы надеемся, нам удалось отделить зерна от плевел, избавить факты от вымыслов, предрассудков, субъективных и политически мотивированных оценок, чтобы сохранить уместный базис для дискуссий. Мы верим, что даже самые закоренелые фанаты музыкальных групп смогут открыть для себя новые подробности жизни и творчества своих кумиров, и надеемся, что как случайные, так и постоянные слушатели смогут проникнуть внутрь миров, создаваемых художником, ведь эти миры ни в коем случае не должны отделяться от музыки. Тем не менее, мы не в силах развенчать все мифы; существует слишком большая свобода интерпретации, поскольку каждый музыкант вкладывает в музыку массу личных переживаний и ощущений, которые либо остаются закрытыми от слушателей, либо интерпретируются каждым человеком по-разному. Аудитория, разумеется, состоит из любителей музыки, обладающих различными убеждениями и интересами, что обусловливает несовпадение взглядов художника и его слушателей, получающих собственные впечатления от музыки, заложенных в нее мыслей и задействованной символики. Закрытой неофолк-сцены не существует, что не в последнюю очередь связано с ее международным характером и тесной интеграцией с другими субкультурами.

Большинство неофолк-групп не боится дискутировать с людскими массами, объединять серьезные темы с музыкальным проявлением вневременной красоты. Широкое беспокойство, которое вызывает этот процесс, а также эмоциональные дискуссии, связанные с ним, говорят о том, что содержание и эстетика являются частью фундаментальных вещей, на которые необходимо смотреть с разных точек зрения, в отрыве от неофолк-музыки. Таким образом, этот жанр ставит различные (музыкальные) социологические вопросы, что обусловлено его пограничным положением на стыке фольклора, готики и индастриала — споры вокруг неофолка (а именно: вокруг заложенных в него мыслей) выливаются в более масштабные художественные, исторические и философские дискуссии, которых мы можем здесь лишь коснуться. Приведенное пособие необходимо воспринимать скорее как сборник полезной информации, нежели как заключение, содержащее объективную оценку фактов.

В главе первой мы приведем историческое развитие неофолка, представим важнейших музыкальных деятелей, а также бросим беглый взгляд на традиционную музыку и современный музыкальный андеграунд. Во второй главе мы выполним более подробный, опосредованный географическим положением и хронологическим развитием обзор актуальных групп, их творчества, мыслей и внешних влияний. Разбиение музыкальных коллективов по регионам позволяет показать транснациональный характер неофолка; оно имеет смысл, поскольку различные проекты зачастую отличаются своим собственным культурным контекстом – скажем, итальянский, английский или французский неофолк характеризуется несколько иной атмосферой и содержанием, нежели немецкий неофолк. Однако существуют и международные творческие объединения, образующиеся вследствие смены музыкантами мест своего проживания. Также мы попробуем показать, как конкретные тематики реализуются в музыкально-атмосферном плане – естественно, наши представления о музыке могут отличаться от личных переживаний и музыкального восприятия отдельно взятых людей. Глава третья — это попытка синтеза содержательных и эстетических концепций; основной акцент здесь сделан на разнообразии музыкальных групп и их идей. В этой главе мы познакомимся с критикой неофолка, отметим ее расплывчатые тезисы и взглянем на ее итоги. Дополнительная литература, позволяющая получить детальное представление о заложенных в творчество музыкантов мотивах, идеях и мыслях, приведена в Приложении. Здесь вы сможете найти статью Joshua Gentzke (Lux Interna), описывающую духовные основы неофолк-музыки; эссе Patrick Achermann, посвященное влиянию на неофолк таких деятелей культуры, как Ницше, Юнгер и Эвола; трактат Ales Pickar об уродствах демократии, который часто используется критиками неофолка; а также разговор с вокалистом группы DAF, Gabi Delgado-Lopez о табуированной эстетике. Для расширения своих познаний в области неофолка мы рекомендуем — наряду с изучением текстов песен — ознакомиться с полной версией процитированных в книге интервью (ссылки на них будут приведены). В качестве дополнительных источников информации в приложении приводятся адреса различных звукозаписывающих компаний и интернет-сайтов, где можно получить обширную информацию о неофолк-группах.

Блог про WordPress
Комментарии: 4
  1. Илия

    !!!

    Было очень неожиданно встретить подобную статью на этом сайте. Автору гипер-респект!

    В свое время я был большим почитателем данной сцены. Особенно немцев — Orplid, Forseti, Sonne Hagal и прочих.

    1. Дмитрий (автор)

      Пока только предисловие и первая глава. Много времени уходит на перевод, но сейчас активно этим занят. Я и сам увлекаюсь такой музыкой уже довольно долгое время. Рад встретить единомышленника :)

  2. DF

    Добрый день! Есть ли у вас желание продолжать перевод книги, с перспективой издания? И можете ли поделится текстом, у нас есть еще несколько заинтересованных добровольцев)

    1. Дмитрий (автор)

      Здравствуйте! В разделе «Неофолк» представлено все то, что я успел перевести. К сожалению, мне самому предоставляли сканы книги. Все, что было, я перевел. Если еще предоставят материал, то постараюсь выложить.

Добавить комментарий

Получать новые комментарии по электронной почте.