In the pleasure park beyond the wall
If it ever appears at all
Every dark secret will be revealed
Forever and ever.
«Pleasure Park»
Когда американец с немецкими корнями Джозеф Буденхольцер, родившийся в Небраске и до 2003 года проживающий в Нью-Йорке, в 1993 году основал свой проект Backworld, он уже был не понаслышке знаком с музыкальным андеграундом. С конца 80-х годов он время от времени сотрудничал с проектом Джима Терлуэлла Foetus, записывал преимущественно электронную музыку для авангардистских театральных проектов и фильмов таких режиссеров, как Бет Би (Beth B) и Ричард Керн; Керн (вместе с Ником Зеддом) – один из самых известных представителей нью-йоркского движения «Кино без запретов», получивший известность в Германии в основном как автор книги фотографий New York Girls. Через свои работы Джозеф познакомился с писательницей, актрисой и музыкантом Лидией Ланч, которая заслужила статус иконы пост-панка благодаря своим сенсационным выступлениям, находящимся где-то между эксгибиционизмом и экзорцизмом, а также своим бескомпромиссным взглядам на (меж-) человеческие пороки. Джо Буденхольцер сочинил и свел музыку к нескольким альбомам Лидии Ланч – например, к двойному CD «Matrikamantra», вышедшему в 1997 году, который в плане лирики находится под сильным влиянием мизантропических сочинений румынского философа Эмиля Чорана; альбом также содержит переложенное на музыку стихотворение Бодлера «Lethe». Джозеф дополнил музыку чувственной перкуссией, депрессивными звуковыми полотнами, а также зловещими моментами, что идеально вписалось в «декадентское кабаре» Лидии.
Однако дебютный альбом Holy Fire (1996) собственного проекта Джозефа Backworld (название группы является отсылкой к «потусторонникам» из «Так говорил Заратустра» Ницше) представлял собой нечто иное – как в музыкальном, так и в атмосферном плане. Вдохновившись выступлением Тони Уэйкфорда в легендарном нью-йоркском клубе «CBGB’s» (именно оттуда в начале 70-х годов вышло все американское панк-движение), Джозеф вновь обращается к акустической гитаре, на которой он играл в молодости во время богослужений. К звучанию, которое по-прежнему отдает легкой кинематографичностью и в котором доминирует клавишный синтезатор, добавляются также кларнеты, скрипки и флейты. «Я основал Backworld в 1993 году по причине своей страсти к английской народной музыке, определенным аспектам психоделики 60-х и христианской мистики», говорит Джозеф. «Я хотел играть музыку, которая могла бы отражать эти интересы, и которая была бы такой же духовной и красивой». Звучание, сильно напоминающее «Rose Clouds Of Holocaust» Death in June, а также Scorpion Wind, дополняется лирикой, которая носит ярко выраженный (анти-)христианский характер, однако при этом не скатывается в плакатное кощунство, а скорее является очень личным отражением христианских и сатанинских идей, а таких иконографии. «Revolution 12» содержит цитаты из Откровения Иоанна Богослова (12-13) и сэмплы американского сектанта Дэвида Кореша («Кровавый Иисус», как его называла бульварная пресса), о котором Джозеф написал до сих пор неизданный мюзикл. Заглавный трек со своими восточными гитарными пассажами является отсылкой к святому огню Парса (Фарса), древней религиозной общины Персии, которая и по сей день живет по правилам зороастризма. Трек «The Flowers Of Deceit» представляет лирическую концепцию, которая будет раз за разом появляться в работах Backworld – цветы обмана; скорее всего, это метафора для облаченной в красивые слова лжи организованной религии. В остальных треках затрагиваются такие темы, как поиск своего «я», эротические переживания как тропа познания, а также мистическая инициация с особым вниманием к «дьявольским» аспектам. Джозеф о своем отношении к этим религиозным идеям: «Я считаю себя сатанистом, но таким же образом я являюсь и христианином. Сатана для меня – Несущий свет, Люцифер; в Книге Бытия он является носителем истины, которую, собственно, никто не должен знать. Он приносит неприятные вести, факты и мысли, как, к примеру: «Когда вы вкусите яблоко с этого дерева, вам откроется познание Бога». Я считаю это своим сатанизмом. Как в гностицизме — нужно познавать вещи, а не просто верить». В музыкальном плане на альбоме «Holy Fire» можно особо выделить «The Angels Of Ashes» (cover на Скотта Уокера) и гимноподобный «Come With Joy».
В 1998 Backworld утверждается в своем собственном музыкальном почерке, выпустив альбом «Isles Of The Blest». Клавишные синтезаторы и сэмплы сокращаются до минимума, возросшее использование скрипки, виолончели и флейты придает музыке более традиционную фолк-ауру. Во вступлении к альбому женский голос нашептывает под мелодию кларнетов фрагмент из magnum opus Артюра Рембо «Одно лето в аду» (1873). Большая часть альбома состоит из тончайших струнных аранжировок и знакомого гитарного аккомпанемента. Эта естественность находит свое отражение и в лирике, которая подкупает своей возросшей гармоничностью и меньшим количеством сатанинских метафор. Однако критика организованной монотеистической религии никуда не пропала: «God Against All», «Mary Of The Blue Sky», «Harrow Of Skulls» представляют собой пылкие обвинения в адрес исторических и метафизических преступлений христианства. Эти воззвания компенсируются использованием картины Хильдегарды Бингенской на обложке CD, а также переложением на музыку текстов немецкой бегинки и мистика Мехтильды Магдебургской в «The Desert Has 12 Things». Джозеф почитал Мехтильду и Хильдегарду, поскольку видел в них выражение традиций гностиков. В фолк-песне «Season Of Sacrifice» снова говорится о flower of deceit. В ключевой песне альбома, «Leaving The Isles Of The Biest», образ молитвы на скотобойне («Once inside it then turned out I was praying in a house of slaughter») переплетается с древними кельтскими представлениями об «островах блаженных» — райском царстве мертвых, которое резко контрастирует с религиозными представлениями о загробной жизни. Джозеф о противопоставлении христианских и языческих метафор: «Действительно, в христианстве имеется очень много языческих элементов. Поскольку в то время, когда христиане старались искоренить язычество и под угрозой смерти обратить в свою веру, обмен шел и в противоположном направлении». В музыкальном плане некоторые песни получили легкий флер кантри, что напоминает об американском происхождении Джозефа. Средневековый, разбавленный скрипками и эфирным женским вокалом трек «Vox Sacra: Ancient Lies» вполне может служить аналогом прерафаэлитских картин. «Beautiful Dream» — меланхоличная баллада, исполненная в дуэте с Jarboe, бывшей вокалисткой легендарной нью-йоркской группы The Swans. В «Who’s To Judge» можно слышать сосредоточенный диалог о жестокости многих глав Библии из художественного фильма «Ночной портье», положенный на сыгранную с помощью кларнетов мелодию из фильма.
Спокойные, созерцательные фолк-песни на альбоме «Anthems From The Pleasure Park» (1999) поддерживают основное настроение предшествующих работ. Многочисленные приглашенные музыканты дополняют и расширяют звучание альбома. Среди самых известных можно отметить Майкла Мойнихена и Аннабель Ли (Blood Axis), которые своей игрой на боуране и скрипке усиливают агрессивность трека «Destroying Angel». Джозеф и Аннабель еще в 1991 году работали вместе под эгидой Ричарда Керна; также Джо записал музыку к короткометражному фильму Nazi, в котором Аннабель сыграла единственную роль. Скрипка Аннабель появляется и в треке «The Naked Soul», который дополняется средневековой цитрой и аккомпанементом струнных – его можно с уверенностью отнести к выдающимся трекам этого альбома. Лирика снова взята у Мехтильды Магдебургской (фрагмент из «Wie Gott die Seele lobt») и оживлена чувственным вокалом Jarboe. В «Lake Of Ice» под музыку кларнетов и пианино цитируются некоторые «Пословицы Ада» из визионерского сочинения Уильяма Блейка «The Marriage Of Heaven And Hell» («Бракосочетание Ада и Рая»). Восточные мотивы можно услышать, к примеру, в треке «Magick Is Love», который в лирическом плане посвящен сексуальной магии. В этот же временной период выходит EP «The Orchids» (содержит cover-версию одноименного трека Psychic Tv), а также 7″ «The Tide/A Vagrant Thought»; на последнем альбоме в числе треков можно заметить переложенный на музыку фрагмент сатанинского рассказа «The Mysterious Stranger» («Таинственный незнакомец») Марка Твена. Наряду с этим Джозеф находит время на сотрудничество с Тони Уэйкфордом («Wake Of The Wolf» на сборнике Sol Invictus «The Angel») и Fire + Ice (на «Birdking» и сборнике «The Pact… Of The Gods»).
За короткое время Backworld превратились в одну из самых интересных новых неофолк-групп. Однако «Of Silver Sleep» (2001) следует несколько иной тропой – средневековые и восточные мотивы уступили место фолк-попу, который напоминает творчество американских авторов-исполнителей. В основном это относится к треку «Melody», в котором слышится традиционная перкуссия и приглушенная электрогитара; в плане лирики трек повествует про реинкарнацию, которая связывается с циклом сезонов:
And you know we will always be
Bom to die again
Let the winter descend on me
Like a melody.
Музыкальным наведением мостов между альбомом «Of Silver Sleep» и его предшественниками можно назвать как трек «Little Red Stars», обрисованный чарующими струнными, так и окончание альбома с меланхолическими гитарами фламенко, струнными, и очень коротким соло на флейте от B’eirth (In Gowan Ring). Лирика альбома в основном рисует образ человека, который хочет предотвратить ошибки прошлого и вернуться к невинной (христианской) вере детства. Названия треков, как, к примеру, «A Shepherd’s Tale» (с Кэшмором на гитаре) и «The Golden Path», подтверждают этот вывод:
«I want you inside
But I can’t get past the fear
Of crossing to the other side
Could there be salvation after this fall?»
Возможно, Джо встал на тот же самый духовный путь, что и Дэвид Тибет в последние годы. Можно исходить и из непосредственного влияния, поскольку, если верить Джозефу, он познакомился с Тибетом в 1999 году, и эта встреча заставила его пересмотреть свое отношение к таким вещам, как оккультизм. Во всяком случае, на альбоме «Of Silver Sleep» гностические отсылки никуда не делись: название трека «Gospel Of Man» отсылает к апокрифическому «Евангелию от Марии», в котором Мария Магдалена предстает как первая свидетельница воскресения Христа. Музыкальный крен в сторону большего поп-звучания имеет также личные мотивы: «по большей части это результат того, что этот альбом был записан для другого человека, для maroon angel. Эта персона ничего не знает про Apocalyptic Folk, Post-Industrial и т.д. – это просто обычный человек. Я думал, что если я запишу этот диск как послание данной персоне, то в таком случае я не должен ее сразу же отпугнуть».
Легкие, доступные песни с EP «Seeds Of Love» (2003) и «All That Remains» (2004) уже вряд ли способны кого-то отпугнуть. Материал, содержащийся на альбомах, был записан по большей части в Шотландии, куда Джозеф переехал в начале 2003 года. На альбоме «Seeds Of Love» он сотрудничает с Дрю Макдауэлл (Coil), джаз-музыкантом Биллом Уэллсом, а также певицей и виолончелисткой Изобель Кэмпбелл, которая раньше состояла в шотландской фолк-поп группе Belle & Sebastian, и в тот же самый временной период выпустила Easy-Listening CD «Amorino». Она исполняет на «Seeds Of Love» Motown-песню «Tammy», которую некоторые уже слышали в виде саундтрека к сериалу «Eis am Stiel». Вооружившись меланхолическими фолк-балладами, Джозеф смог передать свои собственные мысли более серьезным языком, отмежевавшись от духовного поиска смысла ранних альбомов. Его друг и коллега Дэвид Тибет записал для этого альбома трек «The Lamb And The Lion» — мистически-загадочную фолк-песню, которая напоминает о лучших временах Current 93; ибо, вопреки всей гностической апокалиптичности, музыкантов связывает одно знание: «God is Love». Гостевые музыканты, участвующие в записи альбома «All That Remains» — барабанщик Тодд Коэн, виолончелистка Джулия Кент из Antony And The Johnsons, а также шотландская фолк-скрипачка Анисса Тонберг. В итоге получилась изящно-самобытная, частично очень оптимистичная музыка, которая напоминает скорее Johnny Cash и Simon & Garfunkel, нежели типичный неофолк. Лирика продолжает христианскую линию прошлых альбомов Backworld – к примеру, в «Ordinary Man»:
I am not the wretched man
That I was when this tale began,
As I know Heaven is not
Just some distant land.
And o Lord, I’ve fallen in to sin.
And o Lord. I’m stuck in a hole,
Won’t you please lift me up again.
Объявленный несколько лет назад полноформатный альбом «Good Infection» мог бы стать прекрасным прощальным подарком для слушателей Backworld, поскольку в дальнейшем Джозеф хочет посвятить себя целиком и полностью проекту Small Creatures, который он создал вместе с несколькими музыкантами из Глазго.