«Кукла» — читательский дневник по рассказу Е. Носова


Краткое содержание

Рассказчик любил «наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома». Там был омут, в котором река создавала «обратно – круговое течение», в результате чего происходило такое сильное бурление воды, что даже гуси не отваживались посещать это место.

Как-то раз рассказчик повстречал у омута старика Акимыча, который любил там рыбачить. Разговорившись, мужчины выяснили, что вместе воевали, «брали одни и те же белорусские и польские города». На фронте «ранило Акимыча бескровно, но тяжело»: он получил контузию. И даже теперь, спустя годы, при сильно волнении «он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой».

Однажды Акимыч встретил рассказчика в возбужденном состоянии. Он не мог объяснить причину своего волнения, и, взяв лопату в руки, куда-то поспешил. Рассказчик последовал за ним, и вскоре увидел изуродованную куклу, над которой жестоко поиздевались дети: «волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой».

Старику, чья душа была истерзана войной, было тяжело смотреть на такое святотатство. Он никак не мог взять в толк, отчего дети так жестоки, ведь кукла – это подобие живого человека. Акимыч молча закопал куклу в ямке, словно похоронив ее, и с горечью сказал: «Всего не закопать…».

Кратко об истории создания произведения «Кукла»

Рассказ Е.И. Носова «Кукла», был написан в 1959 г., и является автобиографическим описанием детства автора. Выросший в нищете, писатель повествует о красивейших местах Курской области.

Работая в городском издательстве Носов, приезжает в село, где прошли его детские годы. Реальная история, произошедшая с контуженым фронтовиком и обезображенной куклой, становится главным замыслом при написании. Автор своим рассказом призывает читателя бережно относиться к окружающей среде, не быть настолько эгоистичными и бессердечными людьми.

О чем рассказ «Кукла»?

За основную тему рассказа Носова “Кукла” можно взять то, что автор показывает, как живет простой деревенский человек, его нравственные принципы и отношение к тому, что его окружает. Автор показывает отношение к природе, к окружению и воспитанию детей, к взаимоотношениям между людьми.

Произведение начинается с воспоминаний автора о сеймских омутах, как он раньше любил навещать эти места, наблюдать за природой и рекой. Однажды застал автор там рыбака одного местного-Акимыча, у того всё никак не получалось никого поймать из-за плохих крючков. После этого долго не удавалось ему посетить родные края и кого всё же он приехал, то не узнал реку, заросла она сильно, появилось много травы и тины.

Даже Липину яму он не узнал, где раньше кружил водоворот сейчас черная местность, лишь один гусак на ней обитает. Автор рассказывает о своем товарище-Акиме, как воевали они с ним, и как ранило Акимыча сильно. Долго не виделись друзья и вот наконец-то встретились. Акимыч шел по дороге чем-то напуганный, был сам не свой и сначала даже не узнал автора. Они отправились по дороге в сторону школы, возле дороги они нашли куклу. Над ней кто-то очень сильно по глумился, выдавил глаза, на месте носа сделал дыру и снял одежду. Оба приятеля долго стояли молча и не могли понять, кто такое мог сделать, пока Акимыч не заговорил.

Он сказал, что уже не первый раз видит такие куклы и, что даже несмотря на то, что они всего лишь игрушки, но имеют человеческое обличье, поэтому уж больно ему всё это видеть, потому что напоминает ему это о войне. Он показывает злость к матерям и учителям, которые так же безразличны, ведь они не учат детей состраданию, те бегают вокруг и привыкают к такому оскорблению. Акимыч принимается копать могилу для куклы, приговаривая “всего не закопать”.

Несмотря на небольшой размер произведения, довольно хорошо раскрыта тема равнодушия людей к окружающему. Акимыч, проявил себя как человека, просто потому, что он не смог пройти мимо обычной на первый взгляд куклы. Сам образ Акимыча вызывает некое сострадание, жалко видеть старика, который прошел войну, остался без дома, да и из-за контузии у него отнимается речь, поэтому ему сложно выразить свои мысли.

Кукла (сборник) — Носов Евгений Иванович

Евгений Носов

Кукла (сборник)

© Носов Е. И., наследник, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Зимородок

У каждого рыболова есть на реке любимый уголок. Здесь он строит себе приваду. Забивает в дно реки у берега полукругом колья, оплетает их лозой, а пустоту внутри засыпает землей. Получается что-то вроде маленького полуострова. Особенно когда рыбак обложит приваду зеленым дерном, а забитые колья пустят молодые побеги.

Тут же, в трех-четырех шагах, на берегу сооружают укрытие от дождя – шалаш или землянку. Иные устраивают себе жилище с нарами, маленьким оконцем, с керосиновым фонариком под потолком. Здесь и проводят рыболовы свой отпуск.

Этим летом я не строил себе привады, а пользовался старой, хорошо обжитой, которую уступил мне товарищ на время отпуска. Ночь мы прорыбачили вместе. А наутро мой друг стал собираться к поезду. Укладывая рюкзак, он давал мне последние наставления:

– Не забывай о прикорме. Не будешь подкармливать рыбу – уйдет она. Потому и привадой называют, что к ней рыбу приваживают. На рассвете подсыпай жмышку. Он у меня в мешочке над нарами. Керосин для фонаря найдешь в погребе за шалашом. Молоко я брал у мельничихи. Вот тебе ключ от лодки. Ну, кажется, все. Ни хвоста, ни чешуи!

Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую лямкой кепку и вдруг взял меня за рукав:

– Да, чуть не забыл. Тут по соседству зимородок живет. Гнездо у него в обрыве, вон под тем кустом. Так ты, тово… Не обижай. Пока я рыбачил, привык ко мне. До того осмелел, что на удочки стал садиться. Дружно жили. Да и сам понимаешь: одному тут скучновато. И тебе он верным напарником в рыбалке будет. Мы с ним уже третий сезон знакомство ведем.

Я тепло пожал руку товарищу и пообещал продолжить дружбу с зимородком.

«А каков он, зимородок-то? – подумал я, когда приятель был уже далеко. – Как я его узнаю?» Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.

Но вскоре она сама объявилась. Я сидел у шалаша. Утренний клев окончился. Поплавки недвижно белели среди темно-зеленых лопухов кувшинок. Иногда разыгравшаяся мальва задевала поплавки, они вздрагивали, заставляли меня насторожиться. Но вскоре я понял, в чем дело, и совсем перестал следить за удочками. Наступал знойный полдень – время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.

Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее мое удилище, сложила крылья и оказалась… птичкой. Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя ее то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик. И точно такая же птичка, отраженная в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.

Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.

Но пышный наряд не шел к ее лицу. В ее облике было что-то скорбное, печальное. Вот удочка перестала качаться. Птичка замерла на ней неподвижным комочком. Она зябко втянула в плечи голову и опустила на зоб длинный клюв. Короткий, едва выступавший из-под крыльев хвост тоже придавал ей какой-то сиротливый облик. Сколько я ни следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. И все смотрела и смотрела на струившиеся под ней темные воды реки. Казалось, она уронила что-то на дно и теперь, опечаленная, летает над рекой и разыскивает свою потерю.

И у меня стала складываться сказка про красавицу-царевну. О том, как ее заколдовала злая баба-яга и превратила в птичку-зимородка. Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. А печальна царевна-птица оттого, что баба-яга забросила в реку серебряный ключик, которым отмыкается кованый сундук. В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. Овладев этим словом, царевна-птичка снова станет царевной-девушкой. Вот и летает она над рекой, грустная и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.

Посидела, посидела моя царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

Очень понравилась мне птичка. Обидеть такую рука не поднимается. Не зря, выходит, предупреждал меня товарищ.

Зимородок прилетал каждый день. Он, видно, и не заметил, что на привале появился новый хозяин. И какое ему было до нас дело? Не трогаем, не пугаем – и на этом спасибо. А я к нему прямо-таки привык. Иной раз почему-то не навестит, и уже скучаешь. На пустынной реке, когда живешь так невылазно, каждому живому существу рад.

Как-то прилетела моя пичужка на приваду, как и прежде, уселась на удочку и стала думать свою думу горькую. Да вдруг как бухнется в воду! Только брызги во все стороны полетели. Я даже вздрогнул от неожиданности. А она тут же взлетела, сверкнув чем-то серебряным в клюве. Будто это и был тот самый ключик, который она так долго искала.

Но оказалось, моя сказка на этом не окончилась. Зимородок прилетал и прилетал и все был так же молчалив и невесел. Изредка он нырял в воду, но вместо заветного ключика попадались мелкие рыбешки. Он уносил их в свою глубокую нору-темницу, вырытую в обрыве.

Приближался конец моего отпуска. По утрам над рекой больше не летали веселые ласточки-береговушки. Они уже покинули родную реку и тронулись в далекий и трудный путь.

Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья. В тот же миг над камышами быстро-быстро замахал крылышками зимородок.

– Ну зачем же ты летишь, дурачишка! – вырвалось у меня. – От такого разбойника на крыльях не спасешься. Прячься скорей в кусты!

Я вложил в рот пальцы и засвистел что было мочи. Но, увлеченный преследованием, ястреб не обратил на меня внимания. Слишком верна была добыча, чтобы отказаться от погони. Ястреб уже вытянул вперед голенастые ноги, распустил веером хвост, чтобы затормозить стремительный разлет и не промахнуться… Злая колдунья послала на мою царевну смерть в облике пернатого разбойника. Вот какой трагический конец у моей сказки.

Я видел, как в воздухе мелькнули в молниеносном ударе когтистые лапы хищника. Но буквально на секунду раньше зимородок голубой стрелой вонзился в воду. На тихой предвечерней воде заходили круговые волны, удивившие одураченного ястреба.

Я собирался домой. Отвел лодку к мельнице для присмотра, уложил в заплечный мешок вещи, смотал удочки. А вместо той, на которой любил сидеть зимородок, воткнул длинную ветку лозы. Под вечер как ни в чем не бывало прилетела моя печальная царевна и доверчиво уселась на хворостину.

– А я вот ухожу домой, – сказал я вслух, завязывая рюкзак. – Поеду в город, на работу. Что ты будешь одна делать? Смотри, ястребу на глаза больше не попадайся. Полетят твои оранжевые и голубые перышки над рекой. И никто про то не узнает.

Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке. На фоне полыхающего заката отчетливо вырисовывалась сиротливая фигурка птички. Казалось, она внимательно слушала мои слова.

– Ну, прощай!..

Я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать серебряный ключик.

Живое пламя

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

– Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. – Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Образы персонажей

В произведении два главных героя. Их описание и характеристика:

Евгений Иванович Носов

  1. Акимыч — пожилой мужчина, работавший перевозчиком на реке, после — ставший школьным сторожем. Увлекается рыбалкой. В войну он участвовал во многих громких сражениях, но получил контузию, последствия которой остались с ним на всю жизнь: теперь в период сильного волнения или стресса он на несколько минут утрачивает способность говорить. Именно это и случается с ним, когда он видит изуродованную куклу. Война оставила неизгладимый след и в его душе, научила ценить жизнь и всё, что с ней связано: природу, человеческие взаимоотношения, окружающий мир. Поэтому для него так больно видеть картину куклы, над которой цинично надругались. Он очень человечный, искренний, неравнодушный, но таких людей, как он, очень мало.
  2. Рассказчик — образ, который списан с самого автора произведения, Евгения Ивановича Носова. Акимыч в рассказе обращается к нему «Иваныч». Сам писатель ушёл на войну в восемнадцать лет, служил в противотанковой бригаде, получил серьёзное ранение. В произведении говорится, что они с Акимычем имеют общее военное прошлое: вместе участвовали в «Багратионе», ликвидировали Бобруйский и Минский котлы, брали польские и белорусские города. Он дорожит дружбой с Акимычем, умеет восхищаться красотой природы, также любит рыбачить. Когда старик приводит его к кукле, он тоже поражается жестокости людей.

Повествование в произведении ведётся от первого лица: рассказчик описывает историю Акимыча и события, свидетелем которых он стал.

Темы и проблематика

Читая «Куклу» Носова, невозможно не задумываться о многих нравственных, моральных и социальных вопросах. В произведении затронуты такие темы, как:

Поломанная кукла

  1. Жестокость современных людей. Новое поколение ожесточается, теряя сострадание к другим. Глядя на куклу, герои понимают, что это неслучайно поломанная ребёнком игрушка. Над ней цинично глумились уже далеко не дети.
  2. Равнодушие. Есть что-то трагическое в виде сломанной или изуродованной куклы, подобной человеку. А если люди так равнодушны к этому зрелищу, равнодушие прочно поселилось в их сердцах, и со временем они будут так же относиться и к более серьёзному горю. Неслучайно писатель Николай Лесков писал: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру». Главный герой сокрушается, что мимо спокойно проходят парочки, молодые мамы, подростки, даже учителя, которые должны учить детей доброму. Многие привыкли к плохому и не видят, как сами совершают плохое. Дети от них того же набираются. Но Акимыч и рассказчик, видевшие ужасы на войне, не могут оставаться безучастными.
  3. Сочувствие и сострадание. Герой болезненно воспринимает случай с куклой, потому что для него она — не просто неодушевлённый предмет, она — лицо войны, детство, искалеченное войной, мёртвые тела на фронте. В военные годы он слишком хорошо понял, как важно ценить жизнь, сочувствовать и сострадать.
  4. Война. В рассказах Евгения Носова эта тема затрагивается часто, хотя и фрагментарно, мельком. Воспоминание военного прошлого героя занимает всего несколько строк, но его отголоски — и в его контузии, и в его взглядах на жизнь. Его ужасает, что и в мирное время в людях сохраняется жестокость, но — бессмысленная, что гораздо хуже, чем во время боевых сражений.
  5. Неумолимое течение времени. Меняется пейзаж реки, меняются люди и их отношение к жизни.

В произведении поднимаются такие проблемы, как отношение к природе, к людям, к жизни вокруг, правильное воспитание детей.

План для пересказа

Это довольно короткая история, в которой заложен глубокий смысл. Но для удобства текст можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

Пишут план для пересказа

  1. Живописный речной пейзаж в прежние времена.
  2. Рыбалка в Липином омуте.
  3. Военное прошлое и контузия Акимыча.
  4. Река через несколько лет.
  5. Новая встреча с Акимычем.
  6. Изуродованная кукла.
  7. «Похороны».

Пересказ позволяет лучше понять идею произведения.

Пословицы к произведению:

Мир не без добрых людей. Жизнь дана на добрые дела. Есть кое-что похуже презрения — это безразличие.

Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Основная идея произведения

Зло нельзя делить на большое и малое. Жестокость к любому, даже неодушевленному объекту делает человека равнодушным настолько, что он способен причинить боль и страдания животным и людям. Демонстрируя издевательства, нельзя научить детей добру. Родители должны с детства прививать чувство прекрасного и учить детей любить и уважать все живое.

В рассказе также затронута тема войны – как ужасного преступления над человечеством, не имеющим никакого смысла, кроме боли и увечий. Побывавшие на полях сражений люди, как правило, ни за что на свете не захотят возвращаться туда, и мы должны верить их опыту и перестать уничтожать друг друга.

Читать рассказ кукла носов полное содержание

НОСОВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
КУКЛА (АКИМЫЧ)

Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омута.

Вот, говорят, раньше реки были глубже.

Как-то застал я перевозчика Акимыча возле своего шалаша за тайным рыбацким делом. Приладив на носу очки, он сосредоточенно выдирал золотистый корд из обрезка приводного ремня — замышлял перемет. И все сокрушался: нет у него подходящих крючков.

Я порылся в своих припасах, отобрал самых лихих, гнутых из вороненой двухмиллиметровой проволоки, которые когда-то приобрел просто так, для экзотики, и высыпал их в Акимычеву фуражку. Тот взял один непослушными, задубелыми пальцами, повертел перед очками и насмешливо посмотрел на меня, сощурив один глаз:

— А я думал и взаправду крюк. Придется в кузне заказывать. А эти убери со смеху.

Жанр и композиция

Жанр произведения — рассказ, направление — реализм.

Композиция рассказа «Кукла» строится вокруг развития и трансформации образа главного героя. Писатель применяет различные композиционные приёмы, которые помогают подвести все мысли и эмоции к финалу произведения. Кульминацией является описание изуродованной куклы, которое не может не затронуть читателя.

По смыслу произведение можно разделить на две части:

  • описание пейзажа реки;
  • встреча с Акимычем.

Живописная картина природы

Автор начинает историю с «разгонного» описания живописной картины природы, знакомя читателей с местами, в которых будут разворачиваться события. Он использует приём ретроспекции, рассказывая о прошлом. Вторая половина текста происходит в настоящем.

Два основных образа — реки и куклы — перекликаются между собой. Они показывают, что время делает с природой и людьми, как меняет их, причём порой — далеко не в лучшую сторону.

🗹

Встретят в уютной обстановке, дешёвые проститутки в Чебоксарах, с нежностью и лаской. Если вы еще ни разу не пользовались услугами проституток и боитесь это делать, то очень зря. Милые дешёвые проститутки в Чебоксарах, горячие и прелестные, они такие игривые и стройные, что удовольствие неизбежно. Не упусти свой шанс.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: