«Размазня» — читательский дневник по рассказу А. Чехова

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Размазня

Повествование ведется от первого лица. Юлия Васильевна работает гувернанткой. Она обучает детей рассказчика. Однажды рассказчик вызвал ее к себе в кабинет, для того чтобы выплатить ей заработную плату.

Юлия Васильевна вошла в кабинет, села. Если бы работодатель ее не вызвал сама бы гувернантка вряд ли подошла, поскольку очень стеснительная, о чем упомянул рассказчик, назвав ее «церемонной».

Итак, рассказчик начал считать деньги. По его словам, они договаривались о месячной зарплате в 30 рублей. Гувернантка робко возразила, что выплатить ей должны 40. Рассказчик аргументировал это тем, что у него записано по 30. Далее работодатель утверждает, что она работала два месяца. На самом деле Юлия Васильевна жила в доме 2 месяца и 5 дней, о чем сообщила рассказчику. Он настоял на 2 месяцах – якобы у него так записано.

В общем, гувернантке полагалось 60 рублей. Однако работодатель решил вычесть из этой суммы воскресенья и праздничные дни, в которые занятий с учеником не проводилось. На это действие гувернантка лишь покраснела и начала теребить ткань платья, но никак словами не возразила.

Затем рассказчик вычитал из положенной зарплаты дни, когда его сын был болен, а гувернантка занималась только с дочерью, и дни, когда сама гувернантка болела. Реакция гувернантки на это была такой: задергался подбородок, глаза стали влажными, она начала нервничать, но никак не возразила.

Работодатель решил не останавливаться на вычетах и решил урезать зарплату Юлии Васильевны на сумму чашки, которую она разбила, и одежды сына, которую тот порвал по недосмотру гувернантки. Более того, он вычел деньги, которые гувернантка якобы брала в долг, хотя на самом деле она денег не занимала. Юлия Васильевна чуть не начала плакать. Пыталась возразить: денег в долг она брала у жены работодателя, да и то лишь 3 рубля. Рассказчик вычел и эти 3 рубля.

Итак, рассказчик насчитал зарплату в 11 рублей. Юлия Васильевна взяла деньги, тихо сказала «мерси». Рассказчик вскипел, не понимая за что его благодарят, ведь он обсчитал ее! Оказалось, что в других местах работы ей вообще не платили.

Конечно, рассказчик подшутил над ней и вернул все деньги, недоумевая, отчего она такая размазня. По мнению Юлии Васильевны, в этом мире можно жить, не будучи «зубастой».

Краткое содержание «Размазня» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Размазня

Число страниц: 3. Чехов А. П. «Рассказы. Повести. Пьесы». Издательство «Эксмо-Пресс». 2004 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1883 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

История создания

Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.

Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.

Главные герои

Рассказчик – хозяин дома, настойчивый, решительный, волевой мужчина, решивший преподать гувернантке важный урок.

Юлия Васильевна — гувернантка, молоденькая, неопытная девушка, робкая, скромная, безответная.

Коля и Варя – дети рассказчика, воспитанники Юлии Васильевны.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Размазня»

для самых крутых —

Читать «Размазня» полностью

Темы

Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если у Вас есть в этом надобность, так что пишите ему в комментариях, чего не хватает?

  1. Тематика произведения «Размазня» проста: слабый человек в огромном мире несправедливости. Чехов показывает «маленького человека», в котором навсегда поселилось рабство. Юлии очень повезло, что эта была всего лишь шутка, и хозяин отдал ей все деньги. Но в другой раз ее просто оберут. Юлия не может противостоять всему миру, она слаба и беззащитна. Автор призывает людей быть сильными и отстаивать свою правду. В противном случае человек так и останется бесхребетным рабом.
  2. Еще одна основная тема — гордость и смирение. Автор противопоставил эти качества друг другу, чтобы показать: кротость — не всегда благо, а умение постоять за себя — не всегда гордыня. Человек должен иметь чувство собственного достоинства и стремиться к справедливости, а не принимать неудачи как должное.

Сюжет

Хозяин дома пригласил к себе в кабинет гувернантку Юлию Васильевну, чтобы рассчитаться за истекший срок её работы. Он упрекнул девушку в излишней церемонности – сама бы она не пришла за жалованьем. Далее хозяин приступил к подсчётам. Он сказал, что они договаривались по тридцать рублей в месяц, на что Юлия Васильевна робко возразила – по сорок рублей. Хозяин её перебил, заверив, что он всегда платил гувернанткам по тридцать рублей в месяц и у него всё записано.

Затем мужчина сказал, что Юлия Васильевна прожила в его доме два месяца, и девушка опять робко возразила – два месяца и пять дней. Но и тут хозяин дома настоял на своем – два месяца и точка, у него так записано. Затем он стал вычитать из шестидесяти рублей жалованье за воскресенья, коих набралось девять, а также три праздника. Юлия Васильевна покраснела и стала нервно теребить платье, но не возразила ни слова.

Хозяин дома продолжил вычитать: четыре дня болезни Коли, три дня, когда у гувернантки болели зубы и она занималась только после обеда. В итоге остался всего лишь сорок один рубль. От явной несправедливости у девушки один глаз покраснел и наполнился влагой, предательски задрожал подбородок, но и тут она смолчала.

Мужчина внимательно посмотрел на гувернантку и продолжил вычеты. Он вспомнил, как под Новый год она разбила фамильную чайную чашку с блюдцем. По недосмотру Юлии Васильевны Коля полез на дерево и порвал дорогой сюртучок, а горничная, опять же по недосмотру гувернантки, украла у Вари ботинки.

Хозяин разошёлся не на шутку, и «вспомнил», как в январе Юлия Васильевна одолжила у него десять рублей. Девушка слабо запротестовала, но в ход пошёл железный аргумент – « у меня записано» — перед которым несчастная не в силах была протестовать. В итоге из всей суммы за два месяца работы у героини осталось лишь одиннадцать рублей. Она тихо поблагодарила и собралась выйти из комнаты.

В этот миг мужчина взорвался – он принялся обвинять девушку в чрезмерной доверчивости, слабости, безволии. Он не понимал, как можно быть такой размазнёй и даже не попытаться защитить себя, свои права. В ответ Юлия Васильевна лишь робко улыбалась, а затем призналась, что в других домах ей и вовсе не платили. Мужчина извинился за столь жестокий урок и отдал гувернантке восемьдесят рублей – её честно заработанную плату за два месяца. Юлия Владимировна не ожидала такого поворота событий и, непрестанно выражая благодарность, вышла из комнаты.

Идея и проблематика произведения

Главной мыслью чеховского рассказа является то, что нужно всегда отстаивать свою точку зрения и не давать никому обижать себя. Покорность и смирение перед обидчиком внесут еще больше несправедливости в общественные и судебные законы, которые опираются на безнаказанность сильных мира сего.

Смысл произведения «Размазня» в том, что писатель со всей любовью к униженным и оскорбленным мира сего осуждает явление жертвенности, которое стало распространяться в русской литературе. Рассказ «Размазня» поднимает перед читателем целый ряд проблем, среди которых:

«Размазня» - анализ рассказа Антона Павловича Чехова

  • Рабство личности — одна из самых важных проблем, стоящих перед обществом.
  • Социальная несправедливость. Женщина из низов в России XIX века имела возможность получить работу, но в случае несправедливого отношения или проблем с оплатой не могла защитить себя.
  • Бессилие и смирение. Унижение женщины появилось в результате сложившихся условий. Это явление стало для нее постоянным, она устала бороться и примирилась, что привело ее к духовному рабству.
  • Сила и слабость. Хозяин в чеховском рассказе считает себя сильным, так как с помощью денег решает все проблемы. На самом деле на истинную силу может претендовать гувернантка Юлия Васильевна, которой для этого не хватает характера.
  • Рассказ Чехова показывает, что по-настоящему сильный человек — это не тот, кто имеет большие деньги, а тот, кто преодолевает все препятствия на своем пути и идет до конца.

    Гувернантку Юлию Васильевну сильной не назовешь, так как она даже за себя постоять не сможет. Но у нее есть все предпосылки для того, чтобы стать такой. Ей только нужно победить свою слабость.

Основные персонажи

В центре сюжета – два ключевых персонажа и два второстепенных:

  • Богатый и властный человек, эдакий «хозяин жизни». Он считает себя вправе поучать других людей, порой прибегая к очень суровым урокам. Этот персонаж отчасти упивается своей силой и думает, что в этой жизни нельзя «быть беззубым».
  • Юлия Васильевна – воспитательница детей рассказчика. Робкая и безвольная особа, она мирится с тем, что ее обманывают и обкрадывают сильные мира сего. Она считает, что сложившееся положение вещей ей никак не изменить.
  • Дети рассказчика, Коля и Варя — выступают в качестве второстепенных героев для развития сюжета.

Краткое содержание рассказа «Размазня» А. П. Чехова

Чехов глубоко чувствовал противоречия в обществе. Осуждая барство, он справедливо возмущался и безволием тех, кто находился в подчинении у господ. Узнать об этом подробнее можно, прочитав краткое содержание «Размазня». Произведение было создано в 1888 году. В это время Чехов постепенно отходит от написания юмористических рассказов и работает в реалистическом стиле.

Сюжет «Злоумышленника» очень кратко

Чехов Размазня краткое содержание:

Мужчина преподаёт своей гувернантке жестокий урок, считая, что такой размазнёй быть нельзя. Девушка покорно соглашается и получает всё, что ей причитается.

Повествование ведётся от лица автора. Автор приглашает к себе в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, для того, чтобы рассчитаться. Он вычитает деньги из жалования гувернантки за каждую мелочь.

В итоге вместо восьмидесяти рублей выходит одиннадцать. К удивлению мужчины, гувернантка принимается благодарить его. Он говорит, что преподал ей жестокий урок, но отдаёт все восемьдесят рублей. Мужчина считает, что нельзя быть такой размазнёй. Девушка считает, что можно.

Это интересно: Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом из цикла «Маленькой трилогии» писателя. Прочитать краткое содержание «Человека в футляре» по плану можно на нашем сайте.

В рассказе Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов боле масштабен, чем гоголевские персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

Короткий пересказ «Размазни» Чехова

Рассказ больше похож на сценку из жизни. Однажды некий барин решает провести психологический эксперимент над юной гувернанткой, Юлией Васильевной. Он приглашает ее к себе в кабинет за жалованием.

Изначально взяв властный, не терпящий возражения тон, он подавляет девушку и заставляет ее принять его условия. Барин принимается перечислять причины, по которым, по его мнению, жалование должно быть уменьшено.

Из восьмидесяти рублей причитающегося девушке жалованья, он выплачивает ей только одиннадцать. Юлия Васильевна, явно принадлежащая к типу “униженных и оскорбленных”, не решается возразить, хотя и понимает всю несправедливость ситуации.

В итоге барин прекращает жестокий эксперимент и выплачивает гувернантке все деньги. В его словах “легко быть сильным” чувствуются угрызения совести. Он вдруг отчетливо видит уродство строя, который и его руками тоже способен подавить человеческую личность.

Возмущение

Продолжаем краткое содержание (Чехов, «Размазня»). Безропотность, жалкая, по мнению главного героя, покорность и смирение вызывают у него бурю негодования. Он вскакивает, и практически набрасывается на нее. Неужто возможно покорно сносить издевательства, ведь он наглым образом обобрал ее, украл честно заработанные ею деньги. Почему она молчала? Почему не отстаивала себя? «Разве можно быть такой размазней!» Можно — говорит выражение ее лица. В других местах ей могли и вовсе не дать.

Он отдает ей заранее приготовленный конверт с восьмьюдесятью рублями. Она вновь благодарит его, и быстро уходит. Довольство собой, той шуткой, тем жестоким уроком, который он преподнес молодой девице, и, который, возможно, поможет ей впредь быть «позубастей», быстро проходит, и сменяется другим вопросом: легко ли в жизни быть смелым?

Основная идея

Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.

Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.

Главная мысль рассказа

Краткое содержание рассказа Чехова «Размазня» поднимает очень важные вопросы. Автор на примере Юлии Васильевны хотел показать, что если за себя не бороться, то окружающие будут лишь вытирать ноги, считать безвольной тряпкой и соответствующе относиться. Поэтому «Размазня» — краткое изложение мнения А.П. Чехова о том, каким нужно быть человеком и почему необходимо защищать свои права в тех случаях, когда они попираются.

Возможно, что рассказанная история является аллегорией на русское общество, обездоленное и униженное, которое и не пытается отстаивать свои права. И его, по мнению А.П. Чехова, можно было заставить «отрастить зубы» только такими жестокими методами. Хотя девушка в конце рассказа показала, что «размазней быть можно» и нет никакой гарантии, что она извлекла пользу из урока. Возможно, что Чехов, закончив рассказ именно так, хотел показать, что русский народ в лице Юлии Васильевны нельзя научить бороться за свои права.

Очень краткий пересказ

Однажды некий богач решает преподать своей робкой гувернантке Юлии Васильевне урок самозащиты. Для этого он решил показательно недоплатить ей жалование и посмотреть на ее реакцию. Он всячески ее провоцирует, вычитая деньги по надуманным поводам, дожидаясь того, что Юлия Васильевна дойдет до определенного предела и начнет «гнуть свою линию». К злости богача, гувернантка смиренно забирает жалкие гроши, которые остались после всех вычетов, и даже благодарит его. Раздосадованный «учитель» читает нотацию няне, о том, что такой бесхребетной быть нельзя. Он выплачивает Юлии Васильевне всю причитающуюся сумму, но понимает, что она считает, что жить можно и «бесхребетной».

Краткое содержание А.П. Чехов «Размазня»

Анализ рассказа Чехова «Размазня»

А. П. Чехов известен короткими юмористическими историями, в которых высмеивает различные человеческие пороки. В его творчестве незначительные эпизоды из жизни поднимают многие серьёзные нравственные вопросы. Анализ «Размазни» Чехова показывает, что в этом рассказе на примере небольшой ситуации автор порицает излишнюю слабохарактерность главной героини и её неспособность дать отпор власть имущим, что позволяет и ей, и читателям вынести для себя урок.

История создания

Произведение «Размазня» Чехов написал в 1888 году, оно было впервые опубликовано 19 февраля того же года в журнале «Осколки», № 8. Это тот период, когда писатель начал отходить от «мелких» работ в жанре юморески и переходить к более серьёзным и сложным рассказам с тонким психологизмом.

Прототипы персонажей неизвестны, но в то время на месте робкой и забитой гувернантки могла оказаться любая девушка без средств, вынужденная работать. Автор передал характерные черты переходного периода, когда многие люди, а особенно женщины, ещё в полной мере не осознавали свои права трудящегося человека и не умели их отстаивать. Они покорно сносили всю несправедливость от господ, считая, что не имеют права голоса.

Чехов всегда старался дать произведению название, которое бы отражало его главную мысль, было простым, понятным и ёмким. Изначально он хотел назвать рассказ «Жестокий урок», но посчитал его довольно сложным. Вторым вариантом было «Гувернантка», но оно не в полной мере отражало его смысл. В итоге он выбрал для названия слово, лучше всего характеризующее главную героиню — «Размазня».

Краткое содержание

Повествование ведётся от первого лица: рассказчик одновременно является и персонажем — хозяином дома. Он собирается вызвать к себе в кабинет кроткую и тихую гувернантку своих детей, Юлию Васильевну, чтобы с ней посчитаться. Интересно, что слово «посчитаться» в итоге принимает и второе значение.

Когда она приходит и садится, хозяин начинает высчитывать ей жалованье за 2 месяца. Он говорит, что она такая церемонная, что за это время даже не попросила свои деньги сама. Сначала он утверждает, что они договорились по 30 рублей в месяц, так записано у него в книжке, хотя на самом деле — по 40. Гувернантка не перечит ему. Затем он заявляет, что она прожила у них ровно 2 месяца, у него так записано, хотя она прожила у них ещё 5 дней, и вновь она не говорит ни слова протеста.

После этого рассказчик вычитывает 9 воскресений, 3 праздника, а также дни, в которые гувернантка не занималась с детьми из-за их болезни. А затем он начинает вычитывать из жалования девушки сумму за суммой, придираясь по любому поводу: за разбитую чашку, за порванный сюртучок своего сына… В итоге остаётся всего 11 рублей. На глазах Юлии Васильевны выступают слёзы, но, к его удивлению, она берёт деньги и даже говорит «мерси».

Тогда хозяина охватывает злость. Он рассказывает, что на самом деле провёл над ней психологический эксперимент, решив проучить её и показать, что нельзя на свете быть такой мямлей и размазнёй, нужно отстаивать свои права и быть «зубастой». Он нарочно вычитывал деньги из её жалования по любому пустяку, ожидая, что она будет протестовать, но она только поблагодарила его, ведь в других местах ей денег и вовсе не давали.

В итоге хозяин отдаёт ей все 80 рублей, приготовленные ей в конверте, и надеется, что произошедшее станет для неё уроком.

Характеристика главных героев

Главных героев «Размазни» Чехова всего двое. Их описание и характеристика:

  1. Рассказчик, он же хозяин дома — довольно богатый человек, семьянин, отец двоих детей, Коли и Вари. Его внешность в произведении не описывается. По натуре он сильный, но не бессердечный и не жестокий, а довольно добродушный и справедливый. Увидев, что гувернантка столь бесхребетна, он просто не может смириться с этим, а хочет преподать ей суровый урок. По сути, он не имел права так жестоко поучать её, но, с другой стороны, он проявил неравнодушие к её судьбе и действовал из лучших побуждений.
  2. Гувернантка Юлия Васильевна — скромная, застенчивая, тихая, неуверенная в себе молодая девушка. Её портрет рисуется с точки зрения рассказчика. Она милая, добрая, честная и искренняя, но рискует так и остаться жертвой: она не имеет собственного мнения, робкая, не может сказать и слова в свою защиту. Сразу производит впечатление настоящей рохли. Она не осознаёт себя как человека, достойного лучшей участи, не может потребовать своё, поскольку не имеет внутреннего стержня. Она только шмыгает носом и теребит оборку юбки, когда хозяин обкрадывает её.

При этом в тексте произведения главный герой сначала намеренно изображается бессовестным человеком, нагло обсчитывающим гувернантку, из-за чего читатель, до конца не знающий о его психологическом эксперименте, может испытывать к нему антипатию. Лишь в конце рассказа повествователь извиняется перед девушкой и отдаёт ей всю заработанную ею сумму, показывая себя как честный человек.

Для описания образа Юлии Васильевны же автор использует выразительную художественную деталь: о её характере можно судить даже по таким словам и фразам, как:

  • «церемонная»;
  • «дрожащим голосом»;
  • «шепнула»;
  • «дрожащими пальчиками»;
  • «замерсикала».

Жанр, направление и композиционные особенности

Жанр произведения — юмористический рассказ, поскольку здесь присутствуют все его особенности: короткое название, небольшое вступление, ситуация из жизни, история основана на диалоге, портрет героини создан при помощи художественной детали. Направление — реализм, к которому относится и всё творчество А. П. Чехова: подобная ситуация вполне могла произойти и в реальной жизни.

Композиция произведения:

  1. Экспозиция: хозяин приглашает гувернантку в кабинет, чтобы дать жалованье.
  2. Завязка: «Давайте посчитаемся».
  3. Развитие действия: из суммы за каждый пустяк снова и снова вычитаются деньги.
  4. Кульминация: гувернантка говорит: «Мерси», что заставляет повествователя разозлиться и раскрыть тайну своего сурового эксперимента.
  5. Развязка: хозяин извиняется, ругает девушку за бесхребетность и отдаёт ей положенную сумму.

Тема, проблематика и идея

Проводя анализ рассказа Чехова «Размазня», можно сделать вывод, что в нём автор затрагивает тему слабости в большом несправедливом мире. Тема «маленького человека» прослеживается во многих произведениях русской литературы и рассматривается в сочинениях на ЕГЭ. Снося все превратности судьбы, бедные люди привыкают к своей рабской доле и не могут дать отпор более сильным и обеспеченным. Но человек не должен принимать неудачи как должное, нужно иметь чувство собственного достоинства и выступать за справедливость.

Гувернантке повезло, что произошедшее оказалось всего лишь экспериментом хозяина, в другой раз её действительно могли бы обобрать, а она не сказала бы ни слова. Однако она не виновата в своём поведении: в этом можно винить только социум и установившиеся в нём за долгое время несправедливые порядки.

Таким образом, можно выделить проблемы, затронутые в произведении:

  1. Духовное рабство личности: люди привыкают к унижениям и сносят любые обиды, только бы получить хоть какие-то деньги. Они отказываются бороться, считая, что это всё равно бесполезно, но это позволяет сильным использовать их.
  2. Социальное неравенство: слабохарактерность человека зачастую находится в прямой зависимости от его материального состояния и положения в обществе.
  3. Отчаяние и бессилие: возможно, гувернантка не всегда была размазнёй, а к этому привели постоянные жизненные неудачи и унижения, из-за чего она отчаялась и перестала бороться.

Все эти проблемы актуальны и по сей день: в настоящее время некоторые люди тоже боятся отстаивать свои права перед кем-либо, кто имеет большее влияние и силу, чем они сами.

Произведение заканчивается восклицанием рассказчика: «Легко на этом свете быть сильным!». Но, если посмотреть с другой стороны, сильный никогда не будет потешаться над слабым, не станет своими экспериментами и суровыми нравоучениями ставить себя выше других.

Кроме того, хозяину дома легко порицать героиню и принуждать её быть сильной, ведь сам он, будучи состоятельным, вряд ли сталкивался с такими жизненными трудностями, с какими сталкивалась она.

Главная идея произведения — нужно уметь отстаивать свои права, не молчать, не сносить обиды, а иметь характер и чувство собственного достоинства. Если «маленький человек» не будет этого делать, то только внесёт свою лепту в произвол этого мира, основанный на безнаказанности.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: