Деревня
Россия. Конец XIX — начало XX в. Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей, потом рассорились, и дороги их разошлись.
Кузьма пошёл работать по найму. Тихон снял постоялый двор, открыл кабак и лавочку, начал скупать у помещиков пшеницу и рожь, приобретать за бесценок землю. Став довольно состоятельным хозяином, Тихон купил даже барскую усадьбу у обнищавшего потомка прежних владельцев. Но это не принесло ему радости: жена рожала только мёртвых девочек, и некому было оставить всё, что нажил. Никакого утешения в тёмной, грязной деревенской жизни, кроме трактира, Тихон не находил. Стал попивать. К пятидесяти годам он понял, что из пробежавших лет и вспомнить нечего, рядом нет ни одного близкого человека, и сам он всем чужой. Тогда решает Тихон помириться с братом.
Кузьма по характеру совсем другой человек. С детства он мечтал учиться. Сосед выучил его грамоте, базарный «вольнодумец», старик-гармонист, снабжал книжками и приобщил к спорам о литературе. Кузьме хотелось описать свою жизнь во всей её нищете и страшной обыденности. Он пытался сочинить рассказ, потом принялся за стихи и даже издал книжку немудрёных виршей, но сам понимал всё несовершенство своих творений. Да и доходов это дело не приносило, а кусок хлеба даром не давался. Много лет прошло в поисках работы, часто бесплодных. Насмотревшись в своих странствиях на человеческую жестокость и равнодушие, он запил, стал опускаться всё ниже. В конце концов Кузьма решает либо уйти в монастырь, либо покончить с собой.
Тут его находит Тихон и предлагает взять на себя управление усадьбой. Поселившись в Дурновке, Кузьма веселеет — наконец-то для него нашлось спокойное место. Ночью он ходит с колотушкой — караулит усадьбу, днём читает газеты и в старой конторской книге делает заметки о том, что видел и слышал вокруг.
Постепенно начинает одолевать его тоска: поговорить-то не с кем. Тихон появляется редко, говорит только о хозяйстве, подлости и злобе мужиков и необходимости продать имение. Кухарка Авдотья, единственное живое существо в доме, всегда молчит, а когда Кузьма тяжело заболевает, предоставляет его самому себе и без всякого сочувствия уходит ночевать в людскую.
С трудом поправившись, Кузьма отправляется к брату. Тихон встречает гостя приветливо, но взаимопонимания между ними нет. Кузьма хочет поделиться вычитанным из газет, а Тихона это не интересует. Он давно одержим мыслью устроить свадьбу Авдотьи с одним из деревенских парней. Когда-то он согрешил с ней ради своего неукротимого желания обрести ребёнка — хотя бы и незаконного. Мечта не осуществилась, а женщину опозорили на всю деревню.
Теперь Тихон, который и в церковь-то редко ходит, решает оправдаться перед Богом. Он просит брата взять на себя хлопоты по этому делу. Кузьма против этой затеи: ему жаль несчастную Авдотью, в женихи которой Тихон определил настоящего «живореза», который избивал собственного отца, к хозяйству склонности не имел и соблазнился лишь обещанным приданым. Тихон стоит на своём, Авдотья безропотно покоряется незавидной участи, и Кузьма неохотно уступает брату.
Свадьбу играют заведённым порядком. Невеста горько рыдает, Кузьма со слезами её благословляет, гости пьют водку и поют песни. Неуёмная февральская вьюга сопровождает свадебный поезд под унылый перезвон бубенцов.
Основные персонажи и их краткая характеристика
Братья Красовы
Тихон и Кузьма — родные братья, но они отличаются по характеру, у них разные цели в жизни.
Тихон считает, что деньги самая надёжная вещь на свете, поэтому он стремится заработать как можно больше. Герой эгоистичен и расчётлив, но трудолюбив, наделён силой воли и смекалкой. Бывший крепостной смог приобрести барское имение. Всю жизнь Тихон провёл в погоне за богатством, но в конце её, достигнув желаемого, чувствует пустоту и отчаяние: наследников у него нет, будущее России пугает.
Кузьма мечтает получить образование, стать писателем. Он считает, что только этот путь сделает его жизнь счастливее. Поэт-самоучка, он стремится к известности, но у него ничего не выходит. Кузьма много читает, занимается самообразованием, он правдолюбец, обеспокоен судьбой России, переживает отсталость и бытовую убогость крестьянства. Кузьма Красов душевно близок Бунину, через него писатель выражает страстное негодование на дикость, лень и невежество народа.
В конце повести оба брата одинаково не удовлетворены своей жизнью. Они сближаются, проводят время в разговорах о народе, о вере. Оба одинокие, никому не нужные.
Молодая (Авдотья)
Красивая, молчаливая, с опущенными ресницами, которые так волновали Тихона, Молодая была замужем за человеком недобрым. Тихон Красов, не оставляя мечты о наследнике, однажды воспользовался отсутствием её мужа. Она беззащитна перед домогательствами хозяина, перед побоями мужа, перед пьяными нечестивыми мещанами, однажды надругавшимися над ней. Несчастная и опозоренная, она ожесточается. Деревня с вожделением ждёт, как расправится вернувшийся муж с Молодой, но тот внезапно умирает. По всей вероятности женщина, загнанная в угол, отравила его.
Авдотья служит кухаркой у Тихона, в доме, где живёт Кузьма.Тихон решил искупить свою вину: устроить жизнь Молодой, то есть выдать замуж, дать за ней приданое. Однако в женихи ей Красов определил человека вздорного, пьющего и драчливого. Но Авдотья даже благодарна Тихону, потому что у неё будет свой дом, что избавит её от скитания по чужим углам. И всё же перед свадьбой Молодая разрыдалась: замуж пошла от безысходности. В деревне рассчитывать на большее в с её прошлым не приходится. Свадьба напоминала похороны.
Краткое содержание “Деревни” Бунина
Повесть «Деревня» стала одним из самых выдающихся произведений писателя И. Бунина. Над «деревенским» циклом Бунин работал с 1900 по 1910 год. Писатель ставил перед собой задачу отобразить все события, происходящие в России в начале ХХ века. Бунин хотел показать русский народ таким, какой он есть, не идеализируя и не смягчая. В качестве материала для психологического анализа была выбрана деревенская жизнь, хорошо знакомая писателю.
Действие происходит в Российской империи конца XIX-начала ХХ века. Кузьма и Тихон Красовы – братья, родившиеся в деревне Дурновка. Будучи молодыми, братья занимались торговлей. После серьёзной ссоры Тихон и Кузьма перестали поддерживать отношения. Их дороги разошлись. Тихон открыл трактир и лавку, скупал за бесценок земельные участки и хлеб у помещиков. Разбогатев, он смог себе позволить даже покупку барской усадьбы. Но финансовые успехи не сделали Тихона счастливее. Его жена рожала мёртвых детей. Наследников у супругов не было. С приближением старости Тихон понял, что жизнь, несмотря на все его труды, прожита зря, и начал пить.
Кузьма резко отличается от своего брата. Он с детства мечтал получить образование. Научившись читать и писать, Кузьма увлёкся литературой, пытался сочинять рассказы и стихи. Ему даже удалось издать книгу. Однако Кузьма быстро понял, насколько несовершенно его творчество. Писательский труд не приносил дохода. Со временем Кузьма, как и его брат, разочаровался в жизни и запил. Он всё чаще начал задумываться о том, чтобы покончить с собой или дожить свою жизнь в монастыре.
К старости оба брата поняли, что не могут жить друг друга, что и привело их к примирению. Тихон назначил брата управляющим усадьбой. Вернувшись в родную Дурновку, Кузьма на некоторое время почувствовал облегчение и занялся исполнением своих новых профессиональных обязанностей. Однако вскоре Кузьма понял, что и в имении ему скучно и тоскливо. Тихон навещал его слишком редко и обсуждал с ним в основном деловые вопросы. В доме жила молчаливая кухарка Авдотья, не обращавшая на Кузьму никакого внимания. Присутствие молчаливой женщины только усиливало чувство одиночества.
Однажды Кузьма узнал тайну кухарки Авдотьи. У его брата когда-то была связь с этой женщиной из-за желания Тихона иметь ребёнка, которого ему не могла родить законная жена. Авдотья так и не смогла забеременеть. Когда о её связи с Красовым стало известно односельчанам, женщина была опозорена. Теперь ни один мужчина в деревне не возьмёт её замуж. Тихон хотел искупить свою вину перед Авдотьей и найти ей хорошего мужа. Узнав, какого человека брат готовит в мужья кухарке, Кузьма отказался участвовать в организации свадьбы. Будущий супруг Авдотьи не щадит даже собственного отца. Старик вынужден сносить побои. Кухарка сразу же покорилась своей участи. Кузьме также пришлось согласиться с Тихоном.
Свадьба была сыграна в феврале. Авдотья плакала. Не мог сдержать слёз и Кузьма, благословивший невесту. Гости не обращали на плачущую Авдотью внимания и вели себя так, как обычно ведут себя на деревенской свадьбе: пили водку и веселились.
Характеристика персонажей
Братья Красовы
У Кузьмы и Тихона разные ценности в жизни. Тихон уверен, что деньги – единственная радость человека. Кузьма ищет своё счастье в образовании. Когда молодость остаётся позади, братья понимают, что выбрали ложные идеалы. Тихон смог заработать немало денег, стать солидным и уважаемым человеком. Не получил он лишь одного – бессмертия, которое люди обретают в своих детях на закате жизни. Когда Тихона не станет, всё, что он создал, будет уничтожено, а память о нём – стёрта.
Главные и второстепенные персонажи
Центральными персонажами повести являются два брата Красовых. Их взгляды на жизнь очень разнятся. Тихон уверен, что счастья можно достичь, только имея деньги, а для Кузьмы наибольшую ценность имеет учение.
Самый яркий второстепенный персонаж в произведении – это кухарка Авдотья. Она живет в деревне и привыкла к тому, что жизнь жестока и несправедлива к ней. При этом забитая и эмоционально истерзанная Авдотья ничего не хочет менять в своей жизни, считая, что раз Бог послал ей этот крест – его надо нести.
Анализ произведения
Русский народ вызывает симпатию автора, несмотря на всю свою грубость и необразованность. Бунин не стремится унизить или высмеять главных героев: Тихона – за его страсть к деньгам, Кузьму – за стремление получить совершенно ненужное ему образование. Наоборот, автор считает необходимым показать читателям, что оба Красовы не обделены талантами. Братья отличаются от своих безразличных односельчан, живущих бесконечными запоями и драками. У Красовых есть цели и жизненные ориентиры, которые они яростно отстаивают. Не стоит смеяться и над униженной до потери человеческого достоинства Авдотьей. Женщин, подобных ей в дореволюционной России было слишком много.
Причина всех бед Фоном повествования становятся картины унылой деревенской жизни. Автор пытается понять, ответить самому себе на вопрос: почему такой талантливый и добрый народ проживает свою жизнь так бездарно? В конце повести Бунин находит ответ на свой вопрос: во всех своих бедах его соотечественники виноваты сами. Лень, от природы присущая русскому человеку, заставляет его жить по инерции.
Нищета, пьянство и драки не воспринимаются жителями Дурновки, как нечто удручающее. Так жили их отцы и деды, а значит, по-другому просто и быть не может. Найдя ответ на вопрос «Кто виноват?», автор немедленно задаётся вопросом «Что делать?». Виновные не осознают себя виновными. Ни один обитатель деревни никогда не задумался о том, как начать жить лучше.
Чтобы рассмотреть русский народ с разных сторон, Бунин углубляется в исследования истории, политики, экономики и религии. Автор не отрицает, что среди ленивой массы находятся люди, подобные Кузьме и его брату. Бунин пытается проследить, как сложится жизнь этих двух непохожих на других людей. Две линии жизни развиваются в разных направлениях до тех пор, пока не сходятся в одной точке. Оба брата, не обретя долгожданного счастья теми способами, которые они считали единственно верными, топят своё горе в алкоголе. Автор делает вывод о том, что каждый русский человек обречён на разочарование, несмотря на имеющиеся у него таланты. Чтобы изменить ситуацию, нужны перемены не на уровне одной отдельно взятой судьбы, а на более глобальном уровне. Неизбежность революции – второй вывод автора.
Источник
Анализ повести «Деревня» Бунина
Писатель хотел показать русский народ таким, какой он был, без прикрас. Бунин правдиво анализирует жизнь деревни, быт простых людей, а также показывает мотивы их поступков.
Лейтмотив произведения
Лейтмотив повести — безалаберное состояние русской жизни: «чернозём на полтора аршина», а сытых мало. Усадьбы везде оскудели, мужики разорились. Неустроенный быт писатель отмечает даже в богатых крестьянских домах: грязь по колено во дворах, зимой в доме телята, ягнята, в избах сыро и угарно.
Лейтмотивом звучит и слово «каторга», которое Тихон часто повторяет, имея в виду жизнь. Ещё один удручающий мотив, который возникает постоянно — живодёрство: освежёванная скотина, шкуры кошек. Мужик по прозвищу Серый — мастер резать жилы лошадям и сдирать шкуры. Тихона шорник называет «кошкодёром», всех обитателей Дурновки автор именует «живорезами».
Тема
Ведущая тема повести: Русская деревня как образ всей России и самосознание народа, от которого зависит будущее страны.
Главный вопрос, который ставит Бунин: способен ли русский народ распорядиться своей судьбой? Революция 1905–1907 гг. показала активность народных масс на исторической арене. Судьба России стала зависеть от простого народа, в том числе — крестьянства, которое составляло большую часть населения аграрной страны.
Идея
Ответ на вопрос автор даёт отрицательный.
Основная мысль произведения: народ, который меньше полувека назад был юридическим рабом, в сущности им остался: сохранились рабские привычки, рабская психология, скотские условия жизни.
Писатель называет русский народ несчастным, но в своих несчастьях он повинен сам. После освобождения от крепостной зависимости многие крестьяне живут в нужде из-за лени и глупости. Образ Серого раскрывает эту мысль. Он самый нищий мужик в деревне, не желает пахать, сдаёт землю. Сидит дома с семьёй в голоде и холоде и ждёт «настоящего» выгодного дела. Зарабатывал в основном на забое скотины, а потом всё пропивал.
Братья Тихон и Кузьма, предприимчивый делец и самоучка-правдоискатель, — натуры сильные, но и они пришли к неутешительному итогу. Бессмысленным оказалось накопительство Тихона, а жизнь Кузьмы прошла в беспредметных ожиданиях и мечтах, как часто случалось с русскими сколько-нибудь образованными людьми.
Проблематика
В повести писатель затрагивает много проблем, но главные — две: уклад жизни (быт) и национальный характер (психология). Эти явления неразрывно связаны между собой. Характер определяет быт, который, в свою очередь, влияет на характер. Бунин видит причины народных бед в страшной отсталости быта, унаследованного от предков, и в невоспитанности русского характера: несколько веков рабства мешали его выработать.
Композиция произведения
Повесть делится на три части. В первых двух повествуется о жизни братьев — Тихона и Кузьмы, а в третьей части подводится итог их жизни. Чёткого разделения на части нет, автор просто разрывает его тем, что включает в повесть других персонажей. Так создаётся более обширная картина деревни. Сквозного сюжета нет: чередуются сцены деревенской жизни со стычками простых мужиков и богачей. Сюда же стоит добавить многочисленные отступления, которые показывают красоту деревенских пейзажей. Им противопоставляется бедность и нищета. Такой контраст помогает читателю остро почувствовать и понять, в каких условиях жили простые люди в начале прошлого века.
Краткое содержание повести «Деревня» по главам (И.А. Бунин)
Произведение Ивана Бунина «Деревня» является одним из первых значимых произведений писателя. Свой труд автор создавал на протяжении десяти лет: 1900-1910 гг. Данная повесть стала настоящим откликом на революционные события в России. Создавая ее, Бунин поставил перед собой задачу — продемонстрировать и проанализировать жизнь русского народа в деревне. Чтобы быстро узнать основные события, составляющие сюжет произведения «Деревня», рассмотрим его краткий пересказ. «Деревня» в сокращении — это точная, но уменьшенная копия повести от Многомудрого Литрекона. Приятного просвещения!
Общая характеристика «Деревни»
Замысел «Деревни» появился у Бунина в 1908 году. Первую часть Иван Алексеевич написал в короткий срок в сентябре 1909 года. Жизненные обстоятельства вынудили его забросить на год работу над повестью. Писатель вернулся к ней в августе 1910-го, работал исступлённо. Его тревожили недавние события революции, размышления писателя о судьбе России и русском характере требовали выхода.
«Деревня» — не только повесть о крестьянской жизни, в ней содержится размышление о русском народе, о судьбе страны. Писатель охватил всю русскую жизнь. Показан неприглядный быт, безрадостные будни разбогатевшего крестьянина. Автор поднимает проблемы экономики, политики, философии, религии, нравственности, семейных отношений. Злободневность повести (упоминание о русско-японской войне, конституции, реформе) сочетается с эпичностью: национальные особенности выводятся из многовекового рабства крестьян и времён князя Владимира, в произведении множество персонажей, представляющих Русь во всей её многоликости.
Глава 1
В центре повествования — суровая жизнь поселения Дурновка. Это обобщенный образ многострадальной русской деревни. Произведение рассказывает о событиях конца девятнадцатого — начала двадцатого века.
Главными героями произведения являются братья Тихон и Кузьма. В их образах писатель воплотил типичные проблемы русских крестьян. В начале произведения рассказывается об истории семьи Красовых.
Читатель узнает, что прадед главных героев решился порезвиться с любовницей барина. Именно за этот поступок мужчина был затравлен собаками. Дед их, который славился своими воровскими делами и грабежом церквей, все же сумел стать свободным крестьянином и получить вольную. Об отце мальчиков известно, что он однажды взялся за торговое дело, однако вскоре он разорился.
Когда Тихон и Кузьма были молодыми, они были торговцами. Дело было не шибко прибыльным: иногда товар приходилось выменивать даже на дохлых кошек, чтобы хоть как-то получить выгоду. Однако потом ребята серьёзно поссорились друг с другом, затем разошлись по разным дорогам: Кузьма стал наемным работником, а Тихон открыл свое дело — кабак и лавочку с мелким товаром. Они стали занимать разное социальное положение. Тихон стал более состоятельным человеком. Теперь это зажиточный хозяин, который живет в усадьбе разорившегося барина — в Дурново. В его манерах появилось много властности и самодовольства. Люди уважали его, а он о себе говорил:
Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей в виду: своего я тебе трынки не отдам!
На первый взгляд, жизнь Тихона была замечательна. Однако существовала большая проблема. У героя не было детей: сначала он жил с немой кухаркой, и она задавила своего отпрыска во сне, а потом женился на женщине немолодой ради приданого. Настасья Петровна все ходила беременной, но в результате рождались лишь мертвые девочки. Жить без наследников Тихону было очень грустно. Кому же достанется его состояние? Герой не получал удовольствия от жизни. Разве что он забывал обо всём в трактире, где любил выпить. Пока еще была надежда, он возил жену по святым местам и думал, что вот у святых дети тоже рождались поздно. Но годы шли, и беременность приносила жене только муку. И сам Тихон был уж не молод.
В это лето было, из-за чего расстроиться. Кабаки закрывались из-за новых правил, «министр финансов сам захотел поторговать», и все чаще звучало слово «монополия». Рожь из-за жары не удалась, что тоже наносило удары по бизнесу. Даже ярмарки были не в радость. Тихон отвечал покупателям сквозь зубы и завышал цены. Читателю открывается безрадостная картина: река «скисла» от кожевенных заводов, чернозем раз в пять лет давал неурожай, и голод был вечным спутником Руси. Тихон загрустил, осознав все это.
О произведении
Рассказ «Деревня» Бунина, написанный в 1909 году, представляет собой реалистическое изображение русской деревни на рубеже XIX–XX веков. Патриархальный строй, незыблемость старых, изживших себя традиций, нежелание думать своей головой и что-то менять лежат в основе серой и безрадостной жизни русских крестьян.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Деревня» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Глава 2
Глава начинается с описания характера и мировоззрения Кузьмы. Он всегда мечтал учиться и изобразить русскую нищету так искусно, чтобы все прониклись его талантом.
Жизнь Кузьмы была обычной историей любого самоучки на Руси. Он жил посреди невежества и пьянства, грамоте научился случайно, а книги читал тоже случайные. Но в руки попадались те книги, которые повествовали о нелегкой судьбе народа. За чтение такой литературы ему сильно доставалось.
Первый литературный опыт Кузьмы был освистан на базаре. И он стал подделываться под вкусы толпы. Но сам осознавал, что пишет ерунду. В спорах с просвещенным другом Балашкиным он часто защищал народ и говорил о том, что его духовность непостижима для чиновников и помещиков. Но оппонент вдребезги разбивал его аргументы. Кузьма хотел учиться, но не мог заработать на это. Долгое время он зарабатывал на жизнь случайными подработками в Воронеже и имел связь с чужой женой. Наконец, его друг Балашкин умер, и больше не у кого было брать книги и знания. Умерла в родильной горячке женщина, с которой он жил. Кузьма стал ярым приверженцем Толстого: не пил водки, не ел мяса, хотел поселиться в коммуне. Но увидев вопиющую несправедливость на вокзале, когда укушенные бешеным волком люди не могли получить помощь, Кузьма накричал на жандармов, и на него составили протокол. Герой от возбуждения не смог больше держаться — напился и уехал в Киев, бросив все дела. Так он спился и потерял работу. Потом он стал ярмарочным шутом и издал никому не нужную книгу с плохими стихами.
Революцию Кузьма воспринял с долей скептицизма: «Ненадолго лягушке хвост». Он уже не верил ни в какие идеалы, пил и едва сводил концы с концами. Теперь уже не восхищался он творениями Гоголя, теперь уже понимал он, что народ далек о своего идеального литературного образа. Он понял, что сам же народ виноват в своих бедах. Но все же был рад, что жгут помещиков. Безотрадность русской жизни угнетала его: то встретит мужика с «дурной болезнью», то увидит грязную избу и услышит брань людей, осточертевших друг другу, то драку матери с сыном. Всюду ему встречались больные и несчастные люди. Дети умирали от невежества родителей, взрослые мучали друг друга. Муж сдавал жену в аренду за пятиалтынный. Человек, мучаясь от голода, зарывался в навоз — хуже свиньи. Такими были наблюдения героя от скитаний по Руси.
Главная идея
В конце повести автор приходит к неутешительному, но справедливому выводу: каждый человек сам виноват в своих невзгодах. Страдая от жестокости окружающего мира и равнодушия, люди не замечают, что сами ведут себя точно также. Поэтому Тихон, Кузьма и Авдотья вполне заслужено встречают старость одинокими и несчастными – они ничего не сделали для того, чтобы иметь по-настоящему ценные отношения с другими людьми, их внимание и заботу. В итоге ни богатство, ни творчество, ни брак не могут принести в их жизнь радости.
🗹Пухлые губки, милое личико, и томный взгляд, реальные феи проститутки Шахты, встречи индивидуальные на достойном уровне - wowshahty.ru. Девушки научат интересным трюкам и объяснят, как быстро довести партнёршу до оргазма. Очаровательные реальные феи проститутки Шахты, пылкие и страстные, они такие весёлые и стройные, что невозможно отказаться от удовольствия. Окунись в удовольствие.