Образ Петербурга
Географически Петербург находится в устье Невы и на побережье Финского залива, что дает нам основание говорить о его эксцентрическом положении. В семиотике городского пространства это означает постоянный конфликт Природного (естественного) и искусственного (созданного человеком). В таком случае может быть несколько интерпретаций: победа человека и его возможностей над природой или большой грех людей против естественного порядка вещей. Все зависит от того, с какой точки зрения посмотреть. В любом случае, обеспечивается неоднозначность интерпретации города на Неве, а также формирование вокруг него огромного количества мифов, пророчащих ему скорую гибель.
Пару слов стоит уделить Петру I и его роли в восприятии Петербурга. Дело в том, что город на Неве создавался в буквальном смысле по указке царя в месте, где невозможно было построить что-либо вообще – на болоте. Существовала легенда, гласившая, что правитель «начал поднимать скалу за скалой и ковать в воздухе. Так выстроил он целый город и опустил его на землю». Это помогает нам понять роль царя, воспринимавшегося народом не иначе как Антихрист, выстроивший столицу без какой-либо опоры и нарушивший гармонию его жителей с природой. Все эти факторы оставляют печать не только демонического и мистического, но еще и фантасмагорического (нечто причудливое, странное и гротескное) характера.
Дом Раскольникова на Гражданской 19
На следующем перекрестке по Столярному переулку в угловом доме на Гражданской 19 и поселил Достоевский своего главного героя Родиона Раскольникова.
Дом Раскольникова на Гражданской 19
В 1999 году на углу дома Раскольникова разместили горельеф с надписью, авторами которой являются Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Горельеф на доме Раскольникова
Район этот был депрессивный и один из самых бедных. Он и сейчас выглядит не парадно, однако по сравнению с 1990-ми здесь довольно уютно и чисто, есть общественные центры, уютные чистые ресторанчики. В двух шагах, например, Бертгольд центр со смотровой площадкой на крыше. Сейчас депрессивным район не назовёшь.
Бертгольд центр в двух шагах от дома Раскольникова
На учёбу Раскольников ходил через Благовещенский мост, что далеко отсюда. Но комнату для съема он выбрал здесь не только из-за дешевизны, но и ещё и просто из-за нехватки денег на приличную одежду. В более богатом районе он бы привлекал внимание своей нищенской одеждой. А здесь он просто сливался с толпой.
Раскольников очень переживал по поводу своей бедности. Он был на грани ухода из университета, так как просто не в чем было ходить. Но в момент обдумывания преступления мысли его резко поменялись. Как-то он шёл по улице в вычурной шляпе и один кучер обозвал его «немецким шляпником», и вместо того чтобы расстроиться из-за своего внешнего вида, он подумал, а действительно, нельзя идти в такой заметной шляпе на преступление, заметят же.
Гражданская улица, пересечение с Вознесенским проспектом, Раскольников мог пойти к старухе здесь и сократить путь, но пошёл в обход, чтобы запутать следы
Исследователи спорили, а точно ли этот тот самый дом Раскольниква. Ведь у него нет мансарды, и расстояние до дома старухи процентщицы в реальности длиннее. Но писатель хоть и был щепетилен в деталях, однако Петербург в романе не совсем тождественен настоящему. Достоевский иногда менял этажность домов и переносил их адреса.
В доходных домах обычно первые этажи не заселяли, на втором селились побогаче, выше — бедняки, а на мансарде — совсем нищие. Раскольников жил на мансарде. У реального дома нет мансарды, возможно и тогда её не было.
Гражданская улица, «Достоевский квартал», вид от Вознесенского проспекта
Ещё одна деталь, чтобы ощутить всю депрессивность тогдашнего района. Летом здесь была страшная вонь, так как канализации не было и всё скидывали в выгребные ямы. Если зимой это всё замерзало, то летом в жару был сплошной смрад. Запах доходил даже до императорского двора, неоднократно предпринимались попытки как-то бороться с этим. Но безуспешно. Все кто побогаче на всё лето уезжали из Петербурга за город на дачи. А таким как Раскольников приходилось жить и гулять среди всего этого смрада.
Ну и собственно теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Таврического сада, чтобы запутать следы. Хотя можно было пройти наискосок раза в два быстрее.
Столярный переулок, путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова
Итак, идём от дома Раскольникова по Столярному переулку до Кокушкина моста.
Описание Петербурга
В нем всегда царит атмосфера отчаяния и трагизма: город оказывает на героев крайне негативное воздействие. Судьбы в нем всегда поломаны, люди обречены на несчастное и тяжелое существование. Здесь кончает с собой Свидригайлов («Преступление и наказание»), погибает под колесами Мармеладов, на перекрестье дорог кается в убийстве Раскольников и бедная Сонечка, вынужденная заниматься проституцией, связывает жизнь с убийцей. Или Голядкин, мелкий чиновник, который сходит с ума и всюду видит своего двойника, что напоминает нам о фантасмагоричности города, где может произойти что угодно – даже самое немыслимое; Наташа из «Униженных и оскорбленных», венчавшись, отдает свою жизнь подлецу, который ее бросает и женится на другой, тем самым обрекая ее на вечный позор. Незаконнорожденная Нелли, имеющая порок сердца и потерявшая мать. Все герои – сплошь «маленькие» и «лишние», не способные дать отпор реальности, обреченные на трудности. Их объединяет порочный и равнодушный город, в котором они живут и постепенно умирают. Достоевский, зная семиотику северной столицы (также благодаря своему предшественнику — Гоголю), не мог писать о действующих лицах в ином стиле: в нашем случае именно место диктует правила жизни, а не человек, который в нем живет. Персонаж абсолютно бессилен перед его волей.
Юсуповский сад
От Кокушкина моста выходим на Садовую улицу и поворачиваем направо.
К Садовой от Кокушкина моста
Идём до Юсуповского сада.
Юсуповский сад
Этот яркий оазис среди городской застройки расположен в начале проспекта Римского-Корсакова. Как раз в 1863 году его сделали доступным для всеобщего посещения. И это не осталось без внимания Достоевского. Тогда в Петербурге увлекались уплотнительной застройкой и было не продохнуть. Поэтому очень часто в интеллигентной среде обсуждались вопросы благоустройства города. Достоевский также любил порассуждать на эту тему.
Юсуповский сад, одно из любимых мест отдыха Достоевского
Вот и в романе «Преступление и наказание» следую к месту преступления вдруг неожиданно думает о таких отвлечённый вещах:
«…даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».
Это лишний раз говорит о том, что Раскольников шёл на преступление скорее не из-за денег, а просто хотел поднять свою значимость.
В 1971 году 1,5 месяца рядом с Юсуповским садом, по адресу Римского-Корсакова дом 3, жила семья Достоевского. Они сняли эту квартиру, чтобы у их дочери была возможность гулять в саду в жаркие июльские дни.
Римского-Корсакова дом 3 , (левее желтого дома), здесь недолго жил Достоевский с семьёй
Обратите также внимание на длинный невзрачный розовый дом по улице Садовой 49 (доходный дом Кушелёва), напротив Юсуповского сада. Именно там жил Разумихин, человек с которым у Раскольникова было самое тесное общение. В последствии Разумихин женился на его сестре. В этом доме также жил тот самый «кабальный» издатель из реальной жизни Достоевского.
Доходный дом Кушелёва, Садоввая 49, здесь жил Разумихин из романа Преступление и наказание
Но мы выходим из Юсуповского сада и следуем далее по маршруту Петербург Достоевского — по Садовой до «Дома со шпилем».
Из Юсуповского сада налево по Садовой до дома со шпилем
Адреса и маршруты
Перемещая своих героев в Петербург, Достоевский уже дает повод говорить о топографичности и точности в своих произведениях. Следуя традиции, начатой Гоголем, он старается максимально точно передать образ места действия: касается это не только описания различного рода деталей, но и адреса, по которому оно находится. Если вспомнить более раннюю традицию, обнаружим, что писатели не уделяли столь большого внимания данному факту: максимум, на который они готовы были пойти – это указание уезда или местности, в которой происходило действие. С чем связан такой подход? В первую очередь, с изменением литературного направления: реализм даже одним названием закладывает основу максимальной реалистичности и правдоподобности изображаемого. Для читателя и автора было важно знать не только, что чувствует и думает герой, но и где он живет/гуляет/работает/обедает. И, конечно, любое место имеет свой адрес, что дает нам возможность взглянуть на Петербург глазами героев Достоевского и пройтись по улицам, которые впоследствии стали столь знаменательными.
Преступление и наказание
Думаю, наиболее интересующий всех маршрут будет связан со знаменитым «Преступлением и наказанием». Здесь нам повезло: все герои жили достаточно недалеко друг от друга, и благодаря точности адресов, можно запросто пройти от пункта А до пункта Б. Например, дом старухи-процентщицы, которую убил Раскольников, находился менее чем в километре от дома, где жил сам Родион (730 шагов, если быть точным). Средняя Подьяческая, 15 – Гражданская, 19. Между двумя этим адресами находится знаменитый Вознесенский мост, стоя на котором, герой увидел, как бросается в воду самоубийца. Далее – дом Сони Мармеладовой, который также находится неподалеку (наб. Канала Грибоедова, 73). Рядом (Садовая, 44) располагался трактир «Хрустальный дворец», в котором Раскольников слушал исповедь Свидригайлова. К сожалению, данного заведения по этому адресу уже давно не существует, но можно пофантазировать и представить себе, как он выглядел, когда в нем сидели наши герои. На Садовой, 28 находилась полицейская контора, куда пришел с повинной главный герой. Если взглянуть на карту, заметите, что все пункты назначения находятся в буквальном смысле в шаговой доступности друг от друга. Таким образом, есть возможность посетить все значимые для «Преступления и наказания» места в течение 1-2 часов.
Идиот
Не менее интересной также будет вторая экскурсия по местам романа «Идиот». Первый адрес – наб. Канала Обводного,118, где находится Варшавский вокзал. На него прибывает князь Мышкин вместе с Лебедевым и Рогожиным, и оттуда главный герой направляется к генералу Епанчину. Тот, в свою очередь, жил «несколько в стороне от Литейной, ближе к Спасу Преображения». Точного адреса автор не дает, предположительно – это площадь Преображенская. Рогожин, знакомый князя Мышкина, от которого он впервые услышал о Настасье Филипповне, жил «в Гороховой, недалеко от Садовой». Номер дома не указывается, но скорее всего, это №37, 38 41 или 43. Настасья Филипповна, вероятно, жила по адресу пр. Загородный, д. 20 или ул. Разъезжая, д. 1. В романе адрес указан так: «…в первом этаже <?…> близ Владимирской, у Пяти углов». Интересно, что автор «поселил» ее в тот дом, где жила его знакомая, Авдотья Панаева, в которую был влюблен, и чертами которой наделил многих своих героинь (в том числе Настасью Филипповну).
Таким образом, выходит чуть более длинный маршрут, которому следует уделить больше времени. Однако если вы хотите пройтись по тем же местам, где когда-то гуляли любимые всеми герои, лишние метры не должны встать у вас на пути и помешать задуманному.
Автор: Татьяна Бетер
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Интерьеры квартир героев романа
Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».
Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.
Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.
Великолепная панорама
Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности. И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы — чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней купола храма. Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».
Городские пейзажи
Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же – в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова. В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина – вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб – это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза. Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.
Популярные сочинения
- Чичиков у Плюшкина (анализ эпизода визита)
Павел Иванович Чичиков завершает цепь своих визитов по приобретению мёртвых душ посещением Плюшкина. В его имении он рассчитывал на большую удачу, и его надежды полностью оправдались. - Сочинение Ася в повести Тургенева образ и характеристика)
В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева есть много романтических произведений, одним из которых является повесть под названием «Ася». Это произведение не оставляет равнодушным никого - Сочинение-описание по картине Отдых после боя Непринцева (8, 9 класс)
Юрий Михайлович загорелся желанием создать данное произведение искусства после того, как прочитал произведение известного автора. Живописца вдохновило произведение под названием «Василий Теркин»
Уличные сцены
В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М. Достоевского неравнодушен к душевной патологии, которую переживает герой. Город пристально следит и громогласно обличает, дразнит и провоцирует. Во 2-й главе второй части город физически воздействует на героя. Раскольникова плотно хлестнул кнутом извозчик, и сразу вслед за тем какая-то купчиха дает ему двугривенный в подаяние. Эта замечательная городская сцена символически предвосхищает всю дальнейшую историю Раскольникова, еще «недозревшего» до того, чтобы смиренно принять милостыню.
Город-двойник
Окутанный тайной, приютивший на своих прямых, погруженных в туман проспектах ирреальный майорский Нос Ковалева и загробную тень несчастного Акакия Акакиевича, город сам кажется призраком, готовым растаять вместе с туманом. Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»). Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей. Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в творчестве Достоевского является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее. Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.
Любите ли вы уличное пение?
В 6-й главе второй части романа Родион слоняется по улицам, где обитает нищета и теснятся питейные увеселительные заведения, и становится свидетелем непритязательного выступления шарманщиков. Его тянет в гущу народа, он со всеми заговаривает, слушает, наблюдает, с какой-то лихой и безысходной жадностью впитывая в себя эти мгновения жизни, как перед смертью. Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны. Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова. И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург. Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности». И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом!
🗹