Дороги эти исхожены многими. Многократно описаны они в специальных статьях и книгах. И все же, подходя к Кокушкину мосту, каждый раз чувствуешь приближение к тайнам великого романа…
Маршрут прокладывается в первых же строках: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.»
Теперь мы знаем не только полные названия улиц, сокращенные в тексте, – конкретные адреса «дома Раскольникова» и «дома старухи» можно легко отыскать в путеводителях по Петербургу Достоевского. Вот эти адреса: Гражданская улица, дом 19, угол Столярного переулка – дом Раскольникова; Средняя Подъяческая, дом 15, угол канала Грибоедова – дом старухи-процентщицы. (На доме Раскольникова установлена памятная доска, но мало кто замечает, что на нём есть отметка уровня наводнения 1824 года, описанного в «Медном всаднике».)
Образ Раскольникова
С первых страниц романа становится понятно, что Родион Раскольников является человеком угрюмым, гордым, не приемлющим жалости к себе. Он никогда не принимает помощи от своего универститетского друга Разумихина. Также с большим трудом он принимает денежные средства от матери.
В герое будто уживаются два человека. Один – угрюмый меланхолик, держащийся в стороне от людей, другой – великодушный и добрый, способный пожертвовать собой ради близких людей.
Статья «О преступлении», которую герой посылает в одну из петербуржских газет, может много рассказать о портрете Родиона Раскольникова. В статье говорится о том, что всех людей можно разделить на два вида: люди, созданные двигать этот мир, так называемые «Наполеоны», и обыкновенные люди, то есть «материал». «Наполеонам» позволено совершать намного больше, чем «обыкновенным людям», им позволено совершать преступления и нарушать законы. Именно к таким людям пытался причислить себя Раскольников, когда замышлял убийство, однако в итоге не получил удовлетворения от содеянного.
Dom_staruhi_spb.jpg
И тут меня буквально осенило ! Почему Раскольников отправился к дому старухи через Кокушкин мост? Ведь разумней было пойти дорогой покороче: из ворот направо по Средней Мещанской, перейти Вознесенский проспект и затем Вознесенский мост и по каналу дойти до Средней Подъяческой. Прохожу этот путь, считая шаги. Результат получается ошеломляющий – ровно семьсот тридцать! Вот что измерил шагами Раскольников – кратчайшее расстояние между двумя домами!
Отчего же путь на пробу приравнивают к нему? Об этом позже. Сначала посмотрим на район, куда поселил своих героев Достоевский, на этот «серединный город» с некоторой высоты, как бы с колоннады Исаакиевского собора, крест которого весь район осеняет.
Вот какая открывается картина. У самого Кокушкина моста канал делает резкий сильный слом, будто меняет направление. А под крыльями канала – три Мещанские улицы: Малая (теперь Казначейская), Средняя (Гражданская) и Большая (Казанская). Столярный переулок идет от Кокушкина моста, под прямым углом пересекает Малую и Среднюю Мещанские и упирается в Большую. Топография этих улиц, если смотреть сверху, весьма напоминает большой погостный крест. Крыша его – канал на сломе, вершина – Кокушкин мост, Столярный – стойка креста, три Мещанские – перекладины. Дом Раскольникова – в самом центре, в самой сердцевине. На краю поселена Соня Мармеладова – угол Малой Мещанской и канала. В угловых домах по Малой Мещанской в разное время (и когда создавался роман) жил сам писатель.
Всю топографию организует канал. После достаточно большого прямолинейного участка он опять меняет направление, вычерчивает несомкнутую петлю. И внутри этой петли, ничем не пересеченные, расположились три параллельные улицы: Малая, Средняя и Большая Подъяческие . Внутри петли, на углу Средней Подъяческой и канала, стоит дом старухи.
По этим улицам бродит Раскольников, измеряет шагами расстояние от «креста» до «петли», мечтает и осуществляет задуманное. Отсюда, с этого креста потом уйдут и Раскольников, и Соня…
Пройдем еще раз по пути в семьсот тридцать шагов. Медленно. С остановками. Попробуем рассмотреть то, что мог видеть Родион Раскольников, «когда уж очень размечтался».
Из «серединного города» трудно выбраться – улицы, утыкаясь друг в друга, образуют тупики лабиринта, и водяной ров обособляет пространство, замыкает лабиринт – если не погостными крыльями, так петлей. Летом душно, совсем нет ветра: «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек», – замечает приехавшая из провинции Пульхерия Александровна, мать студента.
Но вот первое перепутье – Вознесенский проспект. Одна из важнейших артерий города, сквозной пролет, берущий начало у Невы, у Адмиралтейства, идет через Исаакиевскую площадь и уходит в далекую перспективу у Варшавского вокзала. Вместе с Невским и Гороховой организует лучевое строение города. В романе упоминается часто, иногда как В-й, иногда без сокращения. В начале проспекта, у площади, во дворе под камнем будет спрятано похищенное у старухи. На проспекте, рядом с «крестом», между «горячими точками» романа поселены мать и сестра. По этой же дороге, но в другую сторону, ходил Раскольников в университет…
Пересекая оживленный проспект, он не мог не видеть кипения жизни, не мог не чувствовать освежающий невский ветер. Зовущая перспектива здесь слишком очевидна. Но он ее именно пересекает, уходит в бесперспективность – в грязь и вонь канала-омута-канавы…
Следующая остановка – Вознесенский мост. «Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на середине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль.» Это одно из его любимых мест – середина моста. Стоя здесь, хорошо понимаешь гениальную простоту пространственных решений Достоевского: Раскольников живет по эту сторону канавы, старуха – по ту. И для того, чтобы попасть от него к ней, необходимо
перейти канаву. Вот почему так подолгу, до обморока, стоит он на середине моста. И все же переступает этот «водный рубеж»…
prestuplenie_i_nakazanie.jpg
Дом старухи – конечная цель пути. Сегодня этот дом не кажется слишком большим, таких много: низкие арки ворот, два двора, темные узкие лестницы подъездов. В романе же это преогромнейший дом: «Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника.» В день убийства и дом, и все с ним связанное кажется Раскольникову огромным: «…въехал в ворота огромный воз сена, совершенно заслонявший его все время»; «…много окон, выходивших на этот огромный квадратный двор, было отперто в эту минуту». Поистине – у страха глаза велики. Но дело не только в этом. Дом производит странное впечатление и сегодня. Это особенно ощущаешь, когда обойдешь его много раз кругом. Если теперь мысленно подняться и взглянуть на него с высоты, то заметишь, что это не просто угловой дом, а что дом этот – краеугольный; что выходит он не в две, а в три улицы: на канал, на Среднюю Подъяческую и на Екатерингофский проспект (ныне Римского-Корсакова). Таких домов не так уж много во всем городе. Ясным становится выбор именно его – это камень преткновения…
И вот входим с улицы через подворотню во двор. «Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо». Сделаем здесь последнюю остановку и посмотрим вокруг. Слева – мрачный тупик второго, малого двора дома, там даже днем темно, веет сыростью… Справа – лестница к старухе. Но прямо… Пойдем прямо, пересекая двор, к небольшому светлому проему в глубине. Это узкий и низкий, yже и ниже первого, другой выход из двора, В конце его открывается свободное пространство, оно выводит на набережную. Если теперь идти все по ней, то опять окажешься у Кокушкина моста. И будто не было того странного и страшного дома. Такой вот выход предоставляет Раскольникову в последнюю решительную минуту Достоевский. Но тот не идет прямо. Заслоненный возом сена, «он мигом проскользнул направо». «Он был уже на лестнице…».
Когда проходишь с остановками эти семьсот тридцать шагов, то возникает ощущение богатырского масштаба личности героя, испытуемого дорогами, их раздвоениями, растроениями. «Так идти, что ли, или нет,» – думал Раскольников, остановясь посреди мостовой на перекрестке и осматриваясь кругом, как будто ожидая от кого-то последнего слова. Но ничего не отозвалось ниоткуда; все было глухо и мертво, как камни, по которым он ступал, для него мертво, для него одного…»
Теперь проложим еще один, третий маршрут между домом Раскольникова и домом старухи. Это его путь на убийство, дорога с топором.
После дворницкой, после закрепленного в петле топора, «…он шел дорогой тихо и степенно, не торопясь, чтобы не подать никаких подозрений». Сказано, что шел дорогой, но нет еще никаких признаков, чтобы выяснить – какой? Когда шел на пробу, ориентир был указан сразу – Кокушкин мост. На этот раз сказано весьма загадочно: «Заглянув случайно, одним глазом, в лавочку, он увидел, что там, на стенных часах, уже десять минут восьмого. Надо было и торопиться, и в то же время сделать крюк: подойти к дому в обход, с другой стороны…»
Ориентир все-таки появляется – позже. Он единственный, но вполне достаточный, чтобы определить маршрут совершенно точно: «Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов…» Итак – Юсупов сад! Теперь весь путь вырисовывается с полной очевидностью.
Сюжет романа
История жизни главного персонажа в его 23 года складывается весьма печально. Родион Романович Раскольников – бедный студент юридического факультета. Автор описывает его высоким брюнетом с красивым лицом:«..он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен…»
Главный герой едва сводит концы с концами, живя в маленькой комнатушке. Ему нечего есть, нечем платить за квартиру и оплачивать учебу. Помощь со стороны матери и друга по университету он считает унизительной. Все эти обстоятельства мучают его, доводят до отчаяния. Родион решается на отчаянный шаг: он собирается убить старуху-процентщицу Алену Ивановну, которую он считает «недочеловеком».
В результате события развиваются совсем не так, как рассчитывал бедный студент. Зарубив топором старуху, к которой он не испытывал симпатии, и считал, что совершив такой поступок, сделает мир чище, он также убивает Лизавету – младшую ни в чем не повинную сестру пожилой женщины.
Свидетелей преступления не осталось, однако следователь Порфирий Петрович подозревает в убийстве именно Раскольникова из-за его заметки в статье о «необыкновенных людях» и «обыкновенных людях», где первым позволено намного больше, чем вторым.
Знакомство с семейством Мармеладовых, а именно с Соней Мармеладовой, меняет жизнь главного героя романа. Молодая девушка, вынужденная заниматься проституцией, спасает его душу, наполняет ее верой, и без тени сомнений следует за ним на каторгу.
1024px-Raskolnikov_House_SPB.jpg
Итак, Родион Романович вышел из дома в Столярном переулке и отправился к Кокушкину мосту. А шел он к «преогромнейшему дому, выходившему одною стеною на канаву, а другою в –ю улицу», в котором жила Алёна Ивановна. Маршрут, следовательно, означен точный: дом Раскольникова – Кокушкин мост – дом старухи.
Из первых же строк мы узнаем и о цели этого похода: «Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее». А перед этим сообщается: «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался.»
Пройдем по этому маршруту. Вот как выглядит путешествие: от ворот дома Раскольникова идем до угла Столярного переулка, по нему – до Кокушкина моста, переходим мост и сворачиваем на набережную канала, а затем по набережной доходим до угла Средней Подъяческой, входим в нее и приближаемся к воротам дома старухи. Это – путь Раскольникова н а п р о б у. Остается только сосчитать вслед за ним количество шагов… Но тут начинаются сюрпризы – длина этого пути никак не хочет умещаться в семьсот тридцать шагов. Их получается больше, гораздо больше тысячи. Значит, в романе ошибка? Не будем спешить. Путь в семьсот тридцать шагов должен быть!
Правда, Н. Анциферов, весьма авторитетный исследователь этой темы, предупреждал, что шагов будет больше. Но вот Ю. Раков приводит чертёж и уверяет: «Если только вы правильно шли, не сбивались со счета, ну и, конечно, мерили путь шагами молодого человека, а не ребенка, вам нетрудно будет убедиться, что расстояние составит 730 шагов (не считая пути через дворы)». Шли-то мы правильно и со счета не сбивались, а вот результат никак не получается. Надо возвращаться к началу, то есть к дому Раскольникова.
Снова стою у ворот дома № 19 по бывшей Средней Мещанской… Вспоминаю, как в молодости приходил сюда, приводил друзей. Мы поднимались по лестнице до самой его каморки и даже заходили в неё – тогда это было возможно. И однажды герои романа ожили – они шли мимо меня по улице. Это были съёмки фильма. Жена включила свою кинокамеру и запечатлела как мы обнимаемся с Раскольниковым – Юрием Тараторкиным, с которым вместе учились, а оператор фильма кричит, что снимать нельзя…
🗹