Им понадобился всего один альбом. Первая же работа австрийцев, “Cheru”, совершенно неожиданно стала одним из наиболее самобытных произведений немецкого неофолка. Несмотря на то что они использовали уже известный жанровый инструментарий, их песни были построены на своем собственном, своеобразном фундаменте. Самобытное настроение выгодно выделяет Graumahd среди остальных немецкоязычных коллективов. Группа смешивает неофолк с бережно обволакивающим органным звучанием и легкими психоделическими грибными мотивами. Взгляд на природу сконцентрирован на незначительных мелочах; через такую индукцию можно различить огромное движение космоса, зарождение и бытие всего сущего. Музыканты поведали о себе и своей музыке в специальном интервью для Ikonen.
Чаще всего под словами «альпийская мистика» подразумевают творчество Sturmpercht. Однако я считаю, что данный контекст применим также и к группе Graumahd, которая отличается несколько более серьезным подходом к своему делу, нежели сумасбродные Sturmpercht.
Wolf: Скорее всего, у нас получилась типично австрийская запись. Замечу, что мы принадлежим к той части населения, которая выросла в крупном городе, поэтому мы бываем в альпийской местности не так часто, как люди из западных областей Австрии. Невзирая на это, меня очень привлекает такой вид мистики, я очарован прекрасными австрийскими сказаниями, вне зависимости от того, с каких федеральных земель они были собраны. Я очень люблю ездить в горы, наслаждаться природой, созерцать первозданную мощь крутых ландшафтов.
Возможно, что более серьезный подход навеян именно стремлением покинуть крупный город, где люди раз за разом сталкиваются с очень жесткими социально-дарвинистскими проблемами, и где тускнеет многое, связанное с первоначальной беззаботностью.
Jorg: Мне нравится термин «альпийская мистика», поскольку я, как и многие другие австрийцы, вырос на альпийских сказаниях. Эта мистика, конечно, оказала на нас, как на музыкальную группу, огромное влияние. Однако в целом мы не так сильно заботились о лирике, как это делали Sturmpercht, Waldteufel или Elli Riehl. К сожалению, лично мне во время восхождения в горы, пребывания в Альпах и пред-альпийской местности не удалось увидеть никого из описанных сказочных существ. Честно говоря, я был бы в растерянности, если бы передо мной вдруг возникла какая-нибудь лесная старушка (Moosweibchen).
В своих песнях вы в основном затрагиваете темы природных циклов, зарождения и исчезновения. Извечный цикл жизни и смерти. Что служит вам вдохновением при написании такой лирики?
Wolf: Лирика служит плодом критического взгляда на различные философские темы. В таком подходе есть своя романтика, ведь философские темы — очень плодотворное поле для размышлений. Зарождение и гибель, а также иные циклические формы, такие как, к примеру, вечное возвращение, отлично подходят для того, чтобы лечь в основу лирики Graumahd. Эти тематики тесно переплетаются с уже упомянутой выше природной мистикой и различными австрийскими элементами – средневековыми крестьянскими песнями или сказаниями, — и из этого плотного клубка мы уже черпаем идеи для своих текстов. В будущем мы, скорее всего, разбавим лирику темами путешествий и открытых пространств.
Почему вы создали именно такую обложку для своего альбома? Мертвый олень как скрытое напоминание Memento Mori?
Wolf: Обложка альбома представляет собой скорее не полномасштабное отражение концепции альбома, а всего лишь иллюстрацию к песне, ставшей заголовком самого диска. Если быть более точным, то на обложке изображен мертвый вождь херусков, который по преданию правил после сына Зигфрида из «Нибелунгов». Эта легенда в большей степени построена на тайнах, чем на истинной действительности, но в этом-то и заключается ее романтичность. Свершившимся фактом можно назвать только полный разгром римлян во время битвы в Тевтобургском лесу. Многочисленные истории, вращающиеся вокруг этого события, послужили нам канвой для создания заглавной песни, которая, как уже и было отмечено в вопросе, вобрала в себя множество различных элементов: войну, победу, поражение, жизнь и смерть. Я думаю, что меня очень сильно задела трагическая составляющая, положенная в начало всех этих историй. Совершенно не важно, как на это смотреть: как на простое сказание или как на попытку восстановить ход исторических событий. Важно лишь то, что буквально сразу же после восторженной, бурной победы герой погибает насильственной смертью. Как мне кажется, понятие Memento Mori очень хорошо сюда подходит.
Jorg: Обложка альбома представляет собой фотографию монумента под названием «Kaiserjagdstandbild» (королевская охота), который находится поблизости от Бад Ишля (Bad Ischl), культурного центра региона Зальцкаммергут. Над оленем на высоте 3 м возвышается фигура императора Франца Иосифа, опирающегося на охотничье ружье и рассматривающего убитую жертву. Однако мы не стали помещать на обложку всю фотографию целиком. Нас больше интересовало изображение оленя и примыкающие к скульптуре окрестности. Дорога к памятнику проходит по лесной тропе, которая в моем понимании может выступать своеобразным входом в священную рощу, чьим обитателем и являлся олень. Эта тема раскрывается нами в песне «Die letzte Nacht». В той или иной форме она прослеживается во всем нашем творчестве.
Какую роль играет для вас музыка? Что для вас важнее – музыка или текст?
Wolf: Я считаю, что одно всегда должно дополнять другое, поэтому и музыка, и текст для меня одинаково важны. Текст и музыка всегда должны находиться в гармонии друг с другом. Я не могу представить себе песни Graumahd с лирикой, которая обычно используется в рок-н-ролле. Скорее всего, это выглядело бы довольно глупо. В основе музыки и текстов всегда лежат некоторые рассуждения, соображения, поэтому оба элемента являются одинаково важными при создании целостного произведения искусства. Красивая лирика может быть так же привлекательна и интересна, как и красивая мелодия.
Jorg: Если смотреть на мою роль в Graumahd, то мне должны быть важны обе составляющие, однако я честно признаюсь, что я ставлю на первое место музыку. Мы не хотим ни бороться с системой, ни навязывать кому-либо свое мнение. Я считаю, что группа Graumahd вполне бы могла существовать и на чисто инструментальном уровне, без лирики.
Cheru имеет много общего с песней Cythraw группы Soulsearch. Их роднит не только лирика, сходство которой видно невооруженным глазом, но и музыка, хотя последняя, все же, в меньшей степени. Расскажите, откуда взялись такие параллели? Вам, должно быть, будет приятно услышать, что Soulsearch продолжили свою музыкальную деятельность после столь продолжительного перерыва…
Wolf: Я рад за Soulsearch, что они возродились, эта группа заслуживает пристального внимания. Soulsearch можно с уверенностью отнести к одним из самых интересных австрийских коллективов, появившихся в последнее время. Влияние этой группы на наше творчество неоспоримо.
Jorg: Первый раз я обратил внимание на Soulsearch, когда прочитал интервью с ними в небольшом BM-фэнзине, который выпускал наш друг. Мне показался привлекательным «архаичный» вид Thom’а. Чуть позже я услышал одну из их песен на сборнике и приобрел их CD. Я считаю их одной из самых недооцененных австрийских групп, в частности их прощальный 10″-альбом Iherno. Когда мы разговаривали о текстовой концепции Cheru, мне сразу же вспомнилась первая строфа Cythraw. Она превосходно подходила к Cheru. Я тут же спросил у H.J., с которым я познакомился несколько лет назад через Макса (Steinklang), сможем ли мы адаптировать ее под свой альбом. Thom и H.J. ответили утвердительно, и Wolf сделал для песни вторую строфу. Эта версия понравилась нам обоим, что было очень важно для меня. Переиздание 10″ в виде CD с дополнительными песнями я считаю запоздалым. Группа Soulsearch уже мертва. Несмотря на это, меня очень порадовал тот факт, что новая группа, куда вошли бывшие участники Soulsearch — «Our Survival depends on us», — выпустила очень хороший LP, который был издан собственными силами коллектива. Дух Soulsearch также материализовался в группе «Magdalena», более спокойной, умиротворенной версии первоначальной команды. «Magdalena» выпустила MCD на лейбле Steinklang/Ahnstern. Настоятельно рекомендую к прослушиванию обе группы.
Неофолк обычно ассоциируется с несложными структурами песен: простые аккорды и неровный вокал. Группа Graumahd, использующая комплексные структуры песен, как-то не вписывается в это определение…
Jorg: Я считаю, что Graumahd не должны следовать никаким музыкальным канонам. Неофолк лично для меня всегда был довольно широким в музыкальном плане понятием. Группы никогда не ограничивали себя в творчестве. Каждая из них сама определяла для себя, чему отдать свое предпочтение, дилетантизму или гениальности. Было время, когда неофолк-группы росли как грибы после дождя. Некоторые «грибы» по своим вкусовым ощущениям были очень даже недурны, некоторые оставляли приятное послевкусие, в то время как другие были несъедобны и приводили к смерти. Именно так можно описать неофолк-сцену тех времен. Развилась ли она с тех пор или нет, я не могу сказать.
И да, неровный вокал частично присутствует и у нас.
Wolf: Я тоже не стал бы ставить нашу группу в один ряд с типичными неофолк-коллективами. Безусловно, у нас есть много общего с неофолком, однако в первую очередь мы делаем музыку, которая нам нравится. Нас отличает широкий спектр музыкальных предпочтений. Мы охотно слушаем музыку, отточенную в техническом плане. Комплексные структуры являются одной из частей Graumahd. Непритязательная, простая музыка тоже может быть очень привлекательной и интересной, как в случае, к примеру, с Darkthrone. Мы пока еще не решили, нужно ли относить себя к какой-либо сцене. Меня очень радует тот факт, что нашу музыку слушают не только любители неофолка. Возможно, если бы я снова попытался петь, наш вокал был бы еще более неровным.
Вы и без того находитесь на стыке между различными жанрами: отчетливо прослеживается связь лишь с психоделик-роком/краутроком 70-х. Однако признание вы получили лишь в пределах неофолка. Не кроется ли в этом некоторое противоречие?
Jorg: “Cheru” все же звучит очень «неофолково», песни с этого альбома записывались в течение нескольких лет. Тогда у нас были другие интересы и другие цели. Graumahd был чисто студийным проектом, и мы вдохновлялись несколько иной музыкой. Некоторые песни в Cheru появились значительно позже (к примеру, Ohne Welt или Cheru), и это можно легко отличить по их звучанию. Психоделический фолк/рок интересовал нас еще со времен 7”, с тех пор изменилась лишь выразительность. Я могу сказать, что сегодня мы стали более свободными от всяких запретов. По крайней мере, теперь я не стараюсь использовать исключительно акустическую инструментовку, поскольку мне гораздо важнее результат. Естественно, мы и дальше будем играть в основном на акустических музыкальных инструментах.
Я не имею ничего против признания нашего творчества в неофолк-кругах, напротив, я очень рад этому. Однако я считаю, что средства массовой информации могли бы принимать в этом несколько большее участие. Одно не должно исключать другое. В этом плане нас устраивает HauRuck!/Tesco.
Wolf: Я не считаю, что мы можем найти признание только лишь на неофолк-сцене. Конечно, доля неофолк-сцены преобладает, однако заинтересованная публика есть и среди любителей Metal, и даже среди любителей HipHop, что довольно странно, поскольку речь здесь идет о совершенно другой сцене, не имеющей ничего общего с неофолком. Однако сей факт меня радует. Я могу порекомендовать к прослушиванию исполнителя Mr. Toxic, который сделал из титульной песни нашего CD великолепный ремикс. Даже если мы ссылаемся на психоделический рок 70-х, это должно говорить лишь о том, что мы черпали из него вдохновение. Наша музыка вряд ли способна в полной мере раскрыть эту сцену. Однако всегда остается интересный вариант развития в направлении Wyrd-Folk, смешивания музыки с прогрессивными элементами, как это можно наблюдать у некоторых существующих сегодня групп.
Empyrium и Ulver были первыми, кто обогатил неофолк более филигранными структурами, нежели те, что существовали у ранних Apocalyptic Folk коллективов. Можно ли говорить в данном случае о свершившемся переломе, отщеплении «новых» групп от «старых»?
Wolf: Новым было то, что большее внимание стало уделяться филигранному гитарному звучанию. Ни Ulver, ни Empyrium этого не делали, поэтому их нельзя отнести к какому-либо определенному музыкальному жанру. До определенного момента эта дифференциация была очень интересной. Впоследствии она привела лишь к однообразному копированию и полной изоляции по отношению к остальным веяниям. Каждый сам решает, приемлемо ли это для него или нет. Во всяком случае, для нас это невозможно.
Jorg: Я бы не стал так утверждать, поскольку и Ulver, и Empyrium принадлежали к несколько иной «сцене», отличной от неофолка. Некоторые точки соприкосновения между этими сценами были (как, к примеру, гениальный трек группы Ulver, представленный на легендарном сборнике «Souvenirs from Hell» с лейбла Cthulhu, или трек Empyrium со сборника «Lichttaufe»). Отдельные альбомы этих двух групп стали источником вдохновения для других музыкантов, представляющих неофолк. Однако я не считаю, что Ulver и Empyrium обозначили этот перелом, поскольку они отличались «сценической непохожестью». Я думаю, что переломным моментом здесь было «открытие» немецкоязычного неофолка.
Почему некоторые песни на старом 7” не имели названия, а на новом CD они все-таки его получили?
Wolf: Так вышло, что для 7″ уже был подобран рабочий заголовок, который мы использовали на наших концертах. Однако мы никак не могли подобрать названия к нашим песням, и поэтому решили оставить их как есть. Над созданием нашего CD мы корпели очень долго, оттачивали лирику и планировали основную концепцию альбома. Вот тогда мы и придумали названия для песен. Кроме того, Georg полагал, что, поскольку речь здесь идет все же о нашем дебютном альбоме, мы просто обязаны хоть как-то назвать треки, ведь игнорирование этого условия равносильно тому, что мы бы не стали придумывать имен своим детям.
Последние три песни (Auwaldschatten) с альбома образуют трилогию. Что послужило причиной такой группировки? Только лишь текстовая составляющая, касающаяся пойменных лесов?
Jorg: Да. Нам показалась интересной задумка сделать из одного стихотворения несколько песен. Безусловно, эти три песни звучат очень гармонично, поскольку на CD они плавно перетекают одна в другую.
Wolf: В песнях цикла Auwaldschatten примечательно то, что текст для них был изначально написан под музыку. Это означает, что при написании музыки пристальное внимание было уделено построению текста. Музыка должна была поддерживать идею трилогии, что, собственно, и было нами выполнено – связь между лирикой и музыкой очевидна (по меньшей мере для нас), и следует из самого возникновения песен.
В целом вы выбрали очень простое оформление для альбома. Ничто не должно отвлекать от музыки?
Wolf: Так получилось само собой. У нас было несколько идей, и мы собирали для них графический материал. Затем мы собрались вместе, и выбрали из получившихся результатов один, который показался нам самым лучшим.
Jorg: Если быть честным, то мы и не хотели создавать ничего, что повлекло бы за собой обильные финансовые затраты. Я люблю минимализм, который, к примеру, прослеживается в изданиях TMLHBAC, Der Blutharsch или некоторых BM-групп. Несмотря на это, мне также нравятся тщательно оформленные обложки, если вспоминать про некоторые LP 70-х годов или лимитированные издания Industrial/Neo-Folk коллективов. В этот раз победу одержал минимализм. Однако это произошло лишь вследствие нехватки времени и недостатка наших графических способностей.
Что вы можете сказать по поводу концертов Graumahd? Будут ли они вообще проводиться? В каком контексте будут проходить эти концерты?
Wolf: Мы всегда открыты для концертов, если есть соответствующие предложения. Проблема заключается в большом числе музыкантов, необходимых нам для выступления. С нашей стороны мы считаем, что можем выступать в количестве восьми человек. В плане контекста нас устроили бы мероприятия, которые проходят как на NeoFolk-сцене, так и за ее пределами.
Jorg: На данный момент у нас есть несколько хороших предложений, связанных с концертной деятельностью, однако нам очень сложно этим заниматься, поскольку у нас есть и другие, более важные дела. Как уже упомянул Wolf, в будущем мы хотим поработать с басистом и органистом, чтобы сделать звучание более целостным. Также мы планируем несколько других технических изменений/улучшений, рассказывать о которых сейчас бесполезно, потому что это займет слишком много времени.
Как австрийская фолк-формация, вы находитесь в гордом одиночестве, за исключением Allerseelen, а также уже упомянутых Sturmpercht и Der Blutharsch, которых можно отнести к неофолку лишь в самом широком определении этого термина. Фактически вы играете роль первопроходцев…
Wolf: Звучит, конечно, красиво, но вы несколько преувеличиваете наше значение. Я считаю, что на данный момент мы являемся одной из немногочисленных групп, которые играют в этом музыкальном направлении. Наряду с упомянутыми вами проектами я должен также назвать еще группу Magdalena, состоящую из участников Soulsearch и играющую музыку в духе Steve von Till. Riharc Smiles, которые отличаются средневековым звучанием, Walser, в которых можно ощутить сильное влияние Sixteen Horsepower и Sol Invictus. Наверно, эти группы можно причислить не только к неофолку, но мне кажется, что они могли бы найти своих поклонников как раз из этой области.
Jorg: На данный момент в Австрии существует несколько очень интересных команд, которые могут понравиться людям с этой сцены. Я не знаю групп, которые бы играли только лишь «неофолк», но это и не важно. Роль первопроходцев играют Blutharsch и Allerseelen. Мы не так давно существуем, чтобы называть нас лидерами австрийского неофолка.
Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в неофолке: пограничное положение между слепым конвейерным выполнением действий и существующими праворадикальными проявлениями? Портит ли политика изначально аполитичное музыкальное движение? Как можно вообще существовать в пределах такой опасной сцены?
Wolf: По сути своей, можно относить себя к любой сцене, поскольку она состоит не только лишь из политики. Политические тенденции можно проследить как у поп-, так и у рок-групп. Портить ли себя политикой – вопрос, который каждый музыкант решает сам лично. Я не думаю, что можно присвоить какому-либо музыкальному направлению прилагательное «аполитичный». Всегда найдется музыкант, который не будет включать политические посылы в свое творчество. Сюда я могу отнести и нас, поскольку наше политическое мнение не имеет никакого отношения к той музыке, которую мы создаем. Политика может проникнуть в любое музыкальное направление, если она будет исходить от самих музыкантов, но это не означает, что ей будет охвачено все музыкальное течение целиком. Политика в данном случае будет распространяться только на отдельные коллективы и их поклонников. Конечно, всегда найдутся музыканты, которые будут охотно что-то пропагандировать, но слушатель в таком случае должен проявлять определенную самостоятельность, он должен сам выбирать, хочет ли он услышать обернутые в художественную упаковку политические гимны или же мечтает просто предаться вакхическому опьянению.
Jorg: Как можно существовать в пределах этой сцены? Хороший вопрос. Собственно, с «проблемами» мы столкнулись лишь однажды, когда нас в рамках концерта в Розенгейме на одной из интернет-страниц стали упрекать в поддержке нео-правых сил и в персональной схожести с Blutharsch. Естественно, это нас ничуть не обрадовало, однако, исходя из прямолинейности самих нападок, можно было легко установить, что вряд ли в наличии имелась какая-нибудь информация о нас, таким образом, снаряд был пущен в неверном направлении. Наши политические воззрения (которые, вероятно, в некоторых точках зрения совпадают с мнением авторов этих призывов, направленных на бойкотирование любых нео-правых проявлений) не имеют, и не будут иметь ничего общего с нашей музыкой. Исходя из опыта, можно сказать, что политизация портит музыкальный аспект, поскольку в таком случаев музыкантам более важна передача идей, а не создание музыки.
Не поделитесь планами своих следующих изданий?
Jorg: В настоящее время мы работаем над новыми песнями и содержательными концепциями. После выхода альбома Cheru у нас пока еще не было свободного времени: я выступал в туре с Blutharsch, отыграл на нескольких других концертах, Georg выпустил дебютный CD вместе со своей группой, а Wolf в данный момент пишет свою дипломную работу. Я надеюсь, что в ближайшем будущем мы все-таки приступим к работе над новым материалом и отыграем один-два концерта.
Wolf: Идеи и планы уже есть, но им предстоит еще немного созреть. Мы будем размещать новую информацию на своей Myspace-странице. Мы охотно издали бы что-нибудь на виниле, попробовали бы сыграть что-то новое в техническом плане, выступили бы вживую или под открытым небом, но на данном этапе это всего лишь неясные идеи…