Boyd Rice, NON

As far as I’m concerned, lend me for one

Moment the thunderbolts of Jupiter, and I

Will destroy however much is necessary of

The irresponsible mass of brutes.

Boyd Rice & Friends, «As For The Fools»

При рассмотрении многогранного творчества Бойда Блейка Райса, проживающего в Денвере, нельзя допустить более серьезной ошибки, чем принять за чистую монету все, что он делает. Тот, кто не способен понять черный юмор, будет гарантированно сокрушен и шокирован произведениями и высказываниями Бойда Райса. В действительности он является носителем того типично американского юмора апокалиптически-мизантропической чеканки, за который прославились его друзья – Антон ЛаВей (Церковь Сатаны) и Адам Парфри (основатель Feral House). Естественно, не каждый смог понять и разделить такой юмор, которым Райс пугал и злил своих ближних еще с 1977 года, когда появились его первые творения. Эти произведения в самом начале не имели ничего общего с неофолком; Бойд Райс вместе с Throbbing Gristle, Monte Cazazza и SPK принадлежал к первому эшелону Industrial. Но он был и остается тесно связанным с некоторыми известными неофолк-музыкантами, особенно с Дугласом Пирсом (Death in June), Майклом Мойнихеном (Blood Axis) и Альбином Юлиусом (Der Blutharsch). С ними он тесно сотрудничал в течение многих лет – разделяя с истинными неофолк-классиками различные мизантропические представления, которые выливались в альбомы, и, естественно, пропуская со своими друзьями стаканчик-другой.

Альбом "The Black Album" Бойда Райса
Альбом «The Black Album» Бойда Райса

«The Black Album» (1976) Бойда Райса, а также сингл NON «Pagan Muzak» (1978) считаются классикой авангарда, выступающей за радикальный разрыв с общепринятыми традициями создания и прослушивания музыки. Обе пластинки могли воспроизводиться на скорости 33 об/мин и 45 об/мин; кроме того, пластинка «Pagan Muzak» была оснащена 17 дорожками и 2-4 просверленными вручную отверстиями, вследствие чего шумовые циклы могли варьироваться различным образом. «Physical Evidence» (1982) – легендарный живой альбом того периода, «Easy Listening For The Hard Of Hearing» — альбом, записанный в 1981 году вместе с Фрэнком Тови, скончавшимся в 2002 году, который вместе со своим проектом Fad Gadget записал несколько хитов (к примеру, «Ricky’s Hands»).

NON - "Blood & Flame"
NON — «Blood & Flame»

В «Blood & Flame» (1987) погружение слушателя в транс при помощи зацикливания различных сэмплов достигает своего апогея; Райс использует здесь сэмплы из опер Вагнера и американского телевизионного сериала про вампиров Dark Shadows (режиссер: Дэн Кертис). Наряду с растущей критикой социально-дарвинистской философии, в конце 80-х годов военные маршевые ритмы набирают все больший оборот; важнейший альбом NON того времени – «Shadow Of The Sword» (1992), на котором содержатся преимущественно записи с печально известного концерта в Осаке 1989 года (был издан впоследствии как видео, а также на DVD под заголовком «Total War»). Этот тревожный альбом, all-star-проект, записанный вместе с Дугласом Пирсом, Роуз Макдауэлл и Майклом Мойнихеном, открывается патетической музыкой Бетховена, сэмплами из «Taxi Driver» и характерным боевым кличем («alala») поэта и солдата Д’Аннунцио, а также его приверженцев в городе Риека (Фиуме), которым он управлял после авантюрного захвата 15 месяцев (1919/20). (Эстетические элементы политического церемониала в малом государстве Фиуме для более поздних фашистов выступали «простой мишурой» – однако Фиуме со своими анархическими празднествами, в которых участвовали «итальянцы, хорваты, американцы и венгры, художники, ветераны, инвалиды, йоги, arditi и летчики», вряд ли можно назвать предвестником фашизма).

Трек «Total War» — со своей фашистской сценической эстетикой, на которую Райса вдохновили Освальд Мосли и Дэвид Боуи, и которую также стал впоследствии использовать в похожей форме Мэрилин Мэнсон – задает японской публике под грохот барабанов знаменитый вопрос Геббельса («Хотите ли вы тотальной войны?»), вслед за которым Роуз Макдауэлл напевает своим по-детски звонким голосом под мелодию из «Тихой ночи»:

Silent war, holy war,

Hail the blade evermore

There is no birth without blood.

Даже эта курьезность уже указывает на то, что весь этот военный экстаз вряд ли можно воспринимать всерьез. На вопрос интервьюера, хотел бы Райс в действительности тотальной войны, Райс небрежно ответил, что он хотел бы, наоборот, «тотального мира», чтобы «всех оставили в покое». В тексте песни Райс, впрочем, вкладывает публике в уста ответ «Да»: намек на насыщенную военными противоречиями историю человечества или попытка убеждения? — трек многозначен. Следующие треки также насыщены барабанами, среди которых особо выделяются помпезно-ужасающие органные проигрыши – за которые отвечают Dr. Phibes и Radio Werewolf (такая причудливая смесь была названа Райсом как Gothic March Music). Особенно мрачным является трек «Abraxas» — переложение на музыку гностического стихотворения «Septem Sermones Ad Mortuos» швейцарского психоаналитика и писателя Карла Густава Юнга. Следующие студийные треки примыкают к более спокойному звучанию NON и содержат много сэмплов на тему войны и закона Дарвина.

Райс, иногда провокационно называющий себя «фашистом» (что отличается от «нациста»), несмотря на подозрительные отсылки и заимствования, не попадает под определение действительного фашиста. До сих пор он, насколько нам известно, не проявлял какие-либо расистские, антисемитские или, к примеру, гомофобные мысли (с такими взглядами он бы вряд ли чувствовал себя комфортно в кругу своих друзей). Вместо этого: «фашизм — это просто корпоративное государство, которое вращается вокруг экономики и похожих вещей, и это меня совершенно не интересует. Многие годы я публично говорил о резкой сатанинской философии, и люди говорили: «это звучит действительно по-фашистски», а я всегда отвечал «нет, нет». Затем в какой-то момент я понял, что если фашизм – это быть против демократии и против реальности консенсуса, то тогда да, меня можно назвать фашистом». В более позднем интервью Райс высказывает противоречивые мысли: «Никакой я не фашист. У меня нет никакой политической жилки. Большинству людей мои взгляды кажутся настолько резкими, что у них возникает только одна ассоциация в голове: «фашизм»; но фашизм сегодня – это такое слово, под которое попадает все без разбору, и в итоге каждый, у которого есть мнение, отличающееся от твоего – фашист». Соображения Бойда, которые касаются также социал-дарвинистской теории, кажется, приходят к тому, что современные идеологии и формы государственного правления, такие как коммунизм и демократия, противоречат человеческому существу и, прежде всего, предполагаемому «естественному порядку» (natural order). Но все же его отношение к современности не настолько враждебно: «Византия была лучше. Александрия была лучше. В 1963 было гораздо лучше. Я верю, что было время, когда люди были сильнее вплетены в реальность, поскольку им приходилось справляться с тем, о чем мы даже не заботимся […] Но если бы я жил в 1850, я был бы, наверно, мертв уже в 20 лет, когда мне удалили мой аппендикс. Я бы тогда ничего не создал. Здесь есть много за и много против». И на тему индивидуализма: «Я считаю, что есть определенные причины, по которым появился стадный менталитет. […] Сегодня каждый хочет быть неповторимым индивидуумом, но я встречал таких людей нечасто, разве что Tiny Tim и нескольких других. Если предоставить людей самих себе, то они оденутся, естественно, как другие, будут иметь общую идентичность, […] как и в случае с людьми, которые считают себя неповторимыми, если они прокалывают себе бровь. […] Это не выражение индивидуальности, если вы разделяете людскую суету».

might
NON — Might!

В 1995 году выходит альбом NON «Might!» — дань памяти трактату 1986 года под названием «Сила есть право» Рагнара Редберда (долгое время предполагалось, что за этим псевдонимом скрывается Джек Лондон, однако, скорее всего, автором этого трактата выступает новозеландский социалист Артур Десмонд), фрагменты которого использовал ЛаВей в своей Библии Сатаны, и который уже цитировался Райсом ранее в «In The Shadow…». Идеи Бойда о праве сильнейшего сопровождаются тревожными звуковыми коллажами из колокольных звонов, кричащих женщин и мрачно-монотонных саундскейпов. Альбом «God & Beast»(1997), дополненный гостевым участием Пирса и Макдауэлл и включающий в себя новую версию «Total War», кажется более грубым, чем предшественники, за счет резких ритмов и декламаторского выкриков, что дополняется также и названиями песен («The Law», «Lucifer, The Moming Star»). Полной противоположностью ему становится медитативный инструментальный альбом «Receive The Flame» (1999): в нем используются гипнотические сэмплы гудящего органа, фрагменты шлягеров и другие эффекты, создающие особую атмосферу (концепция гудящего органа уже была использована в 1992 в EP «Ragnarok Rune»). Название «Sangraal» (со старофранцузского: «Святой Грааль») указывает на новый интерес Райса к легендам о Граале и тайне Рен-ле-Шато. «Children Of The Black Sun» (2002) посвящен французскому писателю и автору фильмов Жану Кокто, в работах которого прослеживаются бесчисленные эзотерические символы и намеки; альбом продолжает созерцательно-инструментальный курс. К оркестровым звуковым партиям присоединяются ангельские хоры, французские фрагменты разговоров (в том числе речь Юла Бриннера из фильма Кокто «Завещание Орфея», 1960), а также скрипка Альбина из Der Blutharsch, чтобы создать мрачный и – по крайней мере, для NON – доступный для широких масс альбом, который (если судить по таким заголовкам, как «Serpent Of The Abyss» и «Son Of The Sun») отражает гностически-оккультное учение. Звукозаписывающая компания Mute описала зловещее настроение «Children Of The Black Sun» как «вагнеровский ремикс Дэвида Линча».

Boyd Rice And Friends ?– "Music, Martinis, And Misanthropy"
Boyd Rice And Friends ?– «Music, Martinis, And Misanthropy»

В 1989 году под названием Boyd Rice And Friends вместе с теми же музыкантами, что и на «In The Shadow Of The Sword», появляется альбом «Music, Martinis & Misanthropy», который считается классикой черного юмора и отражает совершенно новое для Райса музыкальное направление. Состоящая в основном из легких гитарных аккордов и прелестной трели Роуз музыка несколько напоминает лаунж 60-х годов и отражает огромную страсть Райса и частично Пирса (который записал львиную долю музыки на этом альбоме) к поп-музыке 60-х а-ля Скотт Уокер, The Poppy Family, The Carpenters, а также немецким шлягерным певицам, таким как Manuela и Gitte, которым были выражены слова благодарности в буклете. Название и оформление альбома намекают на работу «Music, Martinis & Memories» американского лаунж-музыканта Джеки Глисона. «Music, Martinis & Misanthropy» по большей части состоит из простых фолк-песен, в которых Бойд своим сонорным голосом воспевает человеконенавистничество: «Disneyland Can Wait«, «As For The Fools» и бескомпромиссно мизантропическая «People»:

«Do you ever think about what a lovely place the world would be without all the people that make life so unpleasant? All the small, petty people, all the ugly, annoying people. I try not to think about it. I like to think about what could be done to these people. […] Something should be done to these people. Something to make them suffer, the way they’ve made us suffer. I say bring back the Circus Maximus for starters»

Отличный материал, который достигает высочайшего качества на этом альбоме благодаря излюбленной музыкальной «окантовке». Трек «Shadows Of The Night» подкупает так называемой серф-цитрой (странный инструмент, который напоминает скорее Beach Boys, чем Death in June или NON) и основан на мелодии из фильма ужасов «The Night Of Dark Shadows» (1971, Дэн Кертис). «History Lesson» под грозный грохот маршевых барабанов дает нам следующий урок: «During the first three quarters of this Century alone, more than 70 million people were killed as a result of wars, revolutions, insurrections, rebellions, massacres, assassinations, executions, exterminations, genocides, and so forth». Более легкая пища – кавер-версия Ли Хезлвуд «I’d Rather Be Your Enemy» и своеобразная интерпретация британской фолк-песни «Down In The Willow Garden» (Райсу нравилась версия от Everly Brothers), в которой Бойд выражает свое желание убить Роуз Макдауэлл, безобидно поющую на заднем плане…

spell
Spell

Музыкальное пристрастие к поп-музыке 60-х продолжилось уже в проекте Spell, основанном Роуз и Бойдом – как можно предположить, уже без циничной лирики. На самом деле, эти предположения неверны; на «Seasons In The Sun» (1993) присутствуют в основном кавер-версии шлягеров 60-х, лирика которых вращается вокруг достаточно сложных тем, не всегда соотносящихся со слащавой музыкой: «Terry» и «Endless Sleep» (Jody Reynolds) повествуют о смерти, «Johnny Remember Me» (Johnny Letton) – о мужчине, которому не дает покоя душа возлюбленной, «Seasons In The Sun» (известна в интерпретации Terry Jacks) приводит последние мысли умирающего человека. «Down From Dover» Долли Партон повествует о забеременевшей и брошенной на произвол судьбы девушке. «Big Red Balloon» (также имеется видеоклип от легендарного трэш-режиссера Рэя Денниса Стеклера) – хит Нэнси Синатры и Ли Хезлвуд. Трагические «Stone Is Very Very Cold» и «Our Own Way» были записаны герл-бэндом The Paris Sisters, который нравился не только Бойду, но и Дэвиду Тибету (в 2001 году Райс опубликовал также сборник малоизвестных песен герл-бэндов 60-х под щекотливым заголовком «Music For Pussycats»). К концу альбома Бойд и Роуз также напомнили о своем пристрастии ко всему болезненному и оккультному, исполнив обманчиво умиротворенную колыбельную песню («Lullaby») из фильма Романа Полански «Ребенок Розмари» (1968) – композитор музыки к фильму, Кшиштоф Комеда, умер вскоре после завершения записи саундтрека…

Райс записывал альбомы и с другими яркими личностями: вместе с музыкантами из Coil он записал неоклассическую музыку под вывеской Sickness of Snakes, которая была издана в 1985 году на сплите «Nightmare Culture» совместно с Current 93; позже он стал желанным гостем на альбомах Current 93, Death in June, Der Blutharsch и т.д. Райс сотрудничал с уже упомянутым ранее писателем, владельцем Feral House и издателем неоднозначной книги «Apocalypse Culture» Адамом Парфри в таких проектах, как S.W.A.T. («Deep Inside A Cop’s Mind», 1994), The Tards (сингл «I’m Just Like You», 1993) и The Boyd Rice Experience («Hatesville», 1994). На последнем альбоме чарующий джаз и клубная музыка объединяются вместе с едкими злобными тирадами против феминизма, расовых беспорядков в США и некоторых «священных коров» политкорректности (название альбома намекает на «Beatsville» Rod McKuen). Некоторые их этих совместных работ были представлены на компиляции «The Way I Feel» (2000), оформление которой было вдохновлено одноименным альбомом Leonard «Mr.Spock» Nimoy.

Был запланирован также диск с Розз Уильямс, который вместе со своей группой Christian Death в начале 80-х являлся настоящей андрогинной Goth-Rock иконой; однако из-за самоубийства Розз этим планам не суждено было сбыться. Особенно странной совместной работой является сингл «Let’s Keep It Friendly» (1994), который был записан вместе с проектом Monopoly Queen – под похожее на Spell звучание лаунж-поп группы Combustible Edison Бойд исполняет вместе с матерью тогдашней своей подруги Лизы «Suckdog» Карвер песни об игре монополии…

Scorpion Wind ?– "Heaven Sent"
Scorpion Wind ?– «Heaven Sent»

Scorpion Wind – более серьезный проект Бойда Райса, Дугласа Пирса, Джона Мерфи и музыкантов из Strength Through Joy; альбом «Heavent Sent» (1997) продолжает путь «Music, Martinis…» и дополняет звуковую картину высокопарными классическими элементами, такими как партии струнных, джазовые трубы (переложение на музыку «There Is No More Sleep» Д’Аннунцио); в «Some Colossus» можно услышать даже ритмы самбы. Виртуозная барабанная игра Джона Мерфи оживляет такие треки, как «Roasted Cadaver» и «In Vino Veritas», в которых прослеживаются восточные мотивы – последний трек содержит фактический список всего алкоголя, которым Райс любил угостить своих друзей во время общих встреч.

В остальном он остается верным себе в плане лирики и цитирует таких «филантропов», как Маркиз де Сад («Equilibrium», социально-дарвинистский трактат из «La Philosophie dans le Boudoir») и оккультист-фашист Савитри Деви («Paradise Of Perfection», фрагмент из ее неоднозначной книги «The Lightning And The Sun»); также он цитирует прото-анархистского средневекового мистика Майстера Экхарта («Preserve Thy Loneliness»). «Cruelty Of The Heavens», заклинание важного для Райса гностического божества Абраксас, базируется, как и «In The Shadow…», на цитатах из «Septem Sermones Ad Mortuos» (1916) Карла Густава Юнга:

This is a god whom ye know not, for mankind forgot it. We name it by its name Abraxas. […] Abraxas standeth above the sun and above the devil. It is improbable probability, unreal reality. […] Wherefore is Abraxas terrible? It is splendid as the lion in the instant he striketh down his victim. It is beautiful as a day in spring. […] It is love and love’s murder. […] It is the brightest light of day and the darkest night of madness.

Абраксас — равновесие между добром и злом – имеет для Райса ту же значимость, что и NON-символ, Вольфсангель, видоизмененный Eiwaz, тринадцатая руна древнего футарка (позже символ всплывал в немецких крестьянских восстаниях 16 века, на межевых камнях княжества Нассау-Саарбрюккен, а также на нескольких городских гербах, перед тем как этот символ стал использоваться во время Второй мировой войны танковой дивизией SS. По поводу этой тематики Бойд сказал следующее: «невозможно отделить творческую, созидающую силу от разрушительной, должно существовать равновесие между ними». Другой символ победы противоположностей и монотеистического дуализма для Райса – это Люцифер. Райс принадлежит к «Council Of Nine» (что-то вроде руководящего органа) Церкви Сатаны умершего в 1997 году Антона ЛаВея, с которым он разделял особую страсть к Tiny Tim, «лучшему еврейскому длинноволосому певцу фальцетом и укулеле-музыканту». Помимо Райса, членами Церкви Сатаны являлись также Марк Алмонд и Мэрилин Мэнсон. Все это не имеет ничего общего со стандартным поклонением дьяволу: «для меня Сатана – это путь к Богу. Я считаю Бога равновесием между добром и злом, творческой и разрушающей силой, которая распространяется в универсуме. […] Я полагаю, что сегодня люди стали очень ограниченными и односторонними. Путь обратно к равновесию – это Сатана» – высказывание, которое обнаруживает определенное родство с учениями античных гностических сект и поэзией Уильяма Блейка.

"Pearls Before Swine"
«Pearls Before Swine»

Бойд сеет зло и на экранах – он исполняет главную роль в художественном фильме «Pearls Before Swine» (1999) австралийского режиссера и руководителя Мельбурнского Фестиваля Андеграундного Кино (MUFF) Ричарда Волстенкрофта: он играет там наемного убийцу, предпочитающего садомазо-секс, который должен убрать с дороги неугодного писателя. Второстепенную роль в этом фильме сыграл также и Дуглас Пирс (торговец порно), и одна из самых интересных сцен в фильме (очевидно, вдохновленная циничным стилем Тарантино) – когда Бойд посещает Дугласа и приобретает несколько классических порно-журналов. Психоделический саундтрек к «Pearls Before Swine» также принадлежит перу Райса. Волстенкрофт планировал также снять экранизацию «Так говорил Заратустра» Ницше, причем в главной роли он видел Бойда… Кроме того, Бойд сыграл второстепенную роль в художественном фильме (продюсером выступал Мартин Скорсезе) «Grace Of My Heart» (1996), который повествует о музыкальной среде шестидесятых годов; в этом фильме также сыграл одну из второстепенных ролей композитор/музыкант Ли Хезлвуд, которого Бойд очень ценил (в финальную версию фильма участие Райса, к сожалению, не вошло). Из «Grace Of My Heart» вылился дуэт с Тиффани Андерс (который можно слышать на «The Way I Feel»), дочерью режиссера Эллисон Андерс: «Absence Makes The Heart Grow Fonder», вдохновленный Motown сентиментальный кич, в музыкальном плане тяготеющий к Spell. Свое пристрастие к странному киноискусству Райс продемонстрировал еще в 1986 году, когда он работал над книгой «Incredibly Strange Films», в которой он писал о трэш-фильмах и сплэттер-фильмах таких режиссеров, как Рэй Деннис Стеклер и Хершел Гордон Льюис.

Boyd Rice & Fiends ?– "Wolf Pact"
Boyd Rice & Fiends ?– «Wolf Pact»

Альбом «Wolf Pact» (2001) – выпущенный под вывеской Boyd Rice and Friends, — хоть и часто сравнивается с «Music, Martinis, …», но по своему музыкальному качеству и содержательной остроте не может с ним конкурировать. В лирическом плане Райс касается в нем собственного видения «Forgotten Father», праотца всех религий, и парафразирует в «Watery Leviathan» (напоминает «People» в музыкальном плане) фрагмент из Библии Сатаны ЛаВея. Ритуально-мрачный звуковой коллаж «The Orchid And The Death’s Head» взял свое название и французский голосовой сэмпл (слышен голос актрисы Марии Казарес) из фильма «Le Testament d’Orphee» Кокто. В целом, однако, складывается впечатление о некоторой заурядности альбома, что не меняет даже такой оригинальный трек, как «Joe Liked To Go (To The Cemetery)». Схожая картина прослеживается и с альбомом Death in June & Boyd Rice «Alarm Agents» (2004).

Что касается Дугласа Пирса, последнее музыкальное сотрудничество между ним и Бойдом вышло следующим: в первой половине альбома обнаруживаются простые фолк-треки, а во второй – минималистические зацикленные звуковые коллажи. Все эти ингредиенты нам уже хорошо знакомы: робкая перкуссия и странные сэмплы из фильмов, которые иногда демонстрируют самоиронию обоих музыкантов: («Если вы посмотрите слева, дамы и господа, вы заметите, что вид не очень вдохновляющий. Ах, но если вы посмотрите справа…»). Единственное музыкальное новшество – восточные мелодии, которые, правда, появляются лишь в одном треке. В этих звуковых полотнах можно слышать голос Райса, который цитирует свои тексты, посвященные в основном его приватной мифологии «черного солнца», поиску философского камня и Святого Грааля. Также снова и снова пробиваются ростки социопатии: «Get Used To Saying No!» (Привыкайте говорить Нет!). Финал «Boyd’s Gift» характерен: «On my own hour after hour / Sipping cocktails and reading Schopenhauer»…

Скорее всего, Райсу просто не хватает времени, чтобы сосредоточиться на своих музыкальных задумках: в последнее время он изучает историю франкской династии Меровингов, тамплиеров, а также многое другое, что связано с тайной французской деревни Рен-ле-Шато. Приверженцы криптоистории рекомендуют посмотреть на эту тему классику «Holy Blood, Holy Grail» (1982) Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна. Во всяком случае, Бойд в своих расследованиях обнаружил, что сам он происходит от раннесредневековых меровингских правителей и затем – согласно тезису Бейджента et al. – от потомков сына плотника из Галилеи и предполагаемого прелюбодейца из иудейского городка Магдала: «Это кажется мне очень возвышенным, что я являюсь кем-то вроде сатаниста, однако в моих жилах течет кровь Христа. Мне кажется, это идеальная поэтическая метафора для Абраксаса». Если Бойд – «Mr. Intolerance», как его называют друзья, — действительно выпустит книгу о своих открытиях в загадочном Рен-ле-Шато, то в таком случае ему снова придется столкнуться с косыми взглядами в свою сторону.

Блог про WordPress
Добавить комментарий

Получать новые комментарии по электронной почте.