- Краткие содержания
- Толстой Лев
- Крейцерова соната
Повесть начинается с того, что в вагоне поезда идет беседа о любви, женщинах и браке. У каждого участвующего в споре свое мнение и одна дама говорит, что любовь придает браку смысл. Неожиданно пожилой мужчина смеется за ее спиной сквозь рыдания, заставляя всех обратить на себя внимание. До этого молчаливо сидевший и не вмешивающийся в беседу мужчина неожиданно вмешивается в нее. Он начинает спрашивать присутствующих о том, что в их понимании любовь? Сколько она длится? Какая бывает? Затем он представляется и говорить, что он тот самый Позднышев, который убил жену. Разговор затихает, больше никто ничего не говорит.
Поздно ночью Позднышев все-таки рассказывает всю свою историю одному из попутчиков. До свадьбы мужчина жил как все: вел достаточно разгульный образ жизни, ходил по кабакам, у него были ничего незначащие романы с женщинами, курил, пил и делал все то же что и многие другие в его возрасте. Но как и многие мечтал о любви и хотел жениться на подходящей девушке. Присматривался ко всем женщинам в окружении и, конечно же, нашел ту самую, на которой захотел жениться.
После одного из свиданий, в порыве романтических чувств и настроения, Позднышев решил, что она та самая. Она была хороша, прекрасно и со вкусом одета в одежду, которая ей очень шла, именно это он запомнил наиболее отчетливо из того вечера. На следующей же день он сделал девушке предложение. После свадьбы все очень быстро стало как-то не так. Супругам стало скучно, грустно, они друг друга не понимали. Позднышев удивлялся все больше. Как же так? Разве брак — это не любовь? Не нечто, возвышенное? Почему же тогда получается именно так? У них постепенно появились дети, жена очень любила их и почти все время была занята ими, между ними практически не было никаких других разговор, кроме как о их детях. Они обвиняли друг друга в проблемах и много ссорились. Когда они пришли к выводу, что им больше не нужно заводить детей, то жена, до этого погруженная в бытовые проблемы, вдруг поняла что вокруг тоже есть мир. Мир, который она почти и не видела. Рано выйдя замуж, наслушавшись чужих советов о большой и великой любви, в которой есть смысл женской жизни, она в итоге так ничего и не видела. Ей захотелось чего-то нового и она стала вновь играть на фортепьяно.
Вскоре в их жизни появился новы человек. Скрипач и музыкант Трухачевский, с женой Позднышева они очень быстро нашли общий язык, стали исполнять музыку вместе. И хотя Позднышева мучила ревность, ему все казалось, что этот музыкант как-то не так смотрит на его жену, он продолжал улыбаться Трухачевскому в лицо и не показывая вида, пожимать ему руку. На званом обеде его жена и музыкант исполняли Крейцерову сонату Бетховена, и это что-то перевернуло в душе мужчины. Обед закончился хорошо, все благополучно разошлись.
Несколько дней спустя, Позднышев отправился в уезд, настроение у него было хорошее, но однажды им завладела мысль о том, что его жена может изменять ему с Трухачевым, она не оставляла его. Он продолжал все думать и думать об этом, в итоге не выдержав, он собрался и поехал обратно. Позднышев продолжал думать об этом пока ехал, много мыслей металось у него в голове.
Вернувшись домой, он узнал от лакея, что они, оба там и сгорая от ревности бросился на Трухачева с кинжалом, его жена попыталась ему помешать и он ее заколол. Когда Позднышев опомнился было слишком поздно. Он провел почти год ожидая своего приговора, на суде его оправдали, а детей себе забрала свояченица. В браке в котором между людьми нет понимания, а лишь страсть, очень быстро ее сменит ненависть и в итоге все обернется крахом, потому что этого мало для того, чтобы построить семью.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Толстой Лев. Все произведения
- Акула
- Алёша Горшок
- Альберт
- Анна Каренина
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
- Бедные люди
- Бешеная собака
- Бородинское сражение в романе Война и мир
- Булька
- Власть тьмы
- Война и мир по томам
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна из повести Детство
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Дьявол
- Живой труп
- Именины у Ростовых в романе Война и мир
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Как мужик гусей делил
- Косточка
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лебеди
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Люцерн
- Набег
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Петя Ростов
- Плоды просвещения
- Пожар
- После бала
- Праведный судья
- Прыжок
- Севастополь в декабре месяце
- Севастопольские рассказы
- Семейное счастие
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три медведя
- Три смерти
- Утро помещика
- Филипок
- Хаджи-Мурат
- Холстомер
- Царь и рубашка
- Чем люди живы
- Шенграбенское сражение в романе Война и мир
- Юность
Краткое содержание «Крейцерова соната»
Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине её речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый еще, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор. До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством. Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.
Вот подлинная история Позднышева
, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведен к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу. Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живет, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать. Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения. Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашел такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счел достойной себя.
Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она. Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведенного с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение. Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался. Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвертый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся. Неужели влюбленность истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев еще не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием. Но потом произошла еще ссора, потом еще одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжелое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)
В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвертый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребенком». И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла. Ах, как бы не пропустить! Уйдет время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось. Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно… И тут явился этот человек.
Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский. (Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная веселость, говорил все больше намеками, отрывками.) Трухачевский, приехав в Москву, зашел к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашел разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует. Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: «Можно?» — и ответил: «Можно». У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.
Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно. Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно. Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.
Вечер кончился благополучно, все разъехались. А еще через два дня Позднышев уехал в уезд в самом хорошем настроении, дел была пропасть. Но однажды ночью, в постели, Позднышев проснулся с «грязной» мыслью о ней и о Трухачевском. Ужас и злоба стиснули его сердце. Как это может быть? А как может этого не быть, если он сам на ней ради этого и женился, а теперь того же от нее хочет другой человек. Тот человек здоровый, неженатый, «между ними связь музыки — самой утонченной похоти чувств». Что может удержать их? Ничто. Он не заснул всю ночь, в пять часов встал, разбудил сторожа, послал за лошадьми, в восемь сел в тарантас и поехал. Ехать надо было тридцать пять верст на лошадях и восемь часов на поезде, ожидание было ужасно. Чего он хотел? Он хотел, чтобы его жена не желала того, чего она желала и даже должна была желать. Как в бреду он подъехал к своему крыльцу, был первый час ночи, в окнах еще горел свет. Он спросил лакея, кто в доме. Услышав, что Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но дьявол тут же подсказал ему: не сентиментальничай, они разойдутся, не будет улик… Было тихо, дети спали, лакея Позднышев отправил на вокзал за вещами и запер за ним дверь. Он снял сапоги и, оставшись в чулках, взял со стены кривой дамасский кинжал, ни разу не употреблявшийся и страшно острый. Мягко ступая, пошел туда, резко распахнул дверь. Он навсегда запомнил выражение их лиц, это было выражение ужаса Позднышев бросился на Трухачевского, но на руке его повисла внезапная тяжесть — жена, Позднышев подумал, что смешно было бы догонять в одних чулках любовника жены, он не хотел быть смешон и ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая как бы поправить и остановить сделанное. «Няня, он меня убил!», — из-под корсета хлынула кровь. «Добился своего…» — и сквозь физические страдания и близость смерти выразилась её знакомая животная ненависть (о том же, что было главным для него, об измене, она не считала нужным говорить). Только позже, увидев её в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил её, что она была живая, теплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провел одиннадцать месяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.
LiveInternetLiveInternet
23 сентября 1862 года юная Софья Берс, которой всего лишь месяц назад исполнилось восемнадцать лет, вышла замуж за известного в России писателя, тридцатичетырехлетнего графа Льва Толстого. Молодая семья поселилась в усадьбе мужа Ясная Поляна. Вместе они прожили 48 лет. Все эти годы Софья Андреевна вела дневники, каждое десятилетие семейной жизни имело для нее свои неповторимые особенности. Перед читателем предстают основные этапы супружеской жизни Софьи Андреевны, которые можно определить следующим образом: стать
женой гения –
быть
женой гения –
остаться
женой гения. Особая страница в истории жизни Толстых – лето и осень 1910 года. В это драматичное для них время Софья Андреевна в своих дневниковых записях, а также при близких и посторонних людях не раз ставила под сомнение способность Толстого следовать в повседневной жизни своим же убеждениям.
В начале 1860-х годов дневник Софьи Андреевны – это история любви, в которой он
всегда стоит в центре ее раздумий. При этом молодая жена размышляла над тем, какое место
она
занимает в жизни Льва Толстого, ей хотелось уяснить для себя, «как вести себя с ним». Понимание неравенства с мужем и по уму, и по таланту приводило ее к поискам ответа на вопрос о собственном предназначении. И она обрела его в детях, в заботах о разрастающейся семье и большом хозяйстве. Первого ребенка Софья Андреевна родила незадолго до девятнадцатилетия, а последнего – в 43 года. Всего в семье Толстых родилось 13 детей.
Настоящее счастье пришло к ней, когда забота о маленьких детях сопровождалась духовным общением с Толстым. Софья Андреевна стала помощницей, собеседницей и самым близким другом Льва Толстого, создававшего во второй половине 1860-х годов свою великую книгу «Война и мир». Молодая жена многие годы занималась перепиской рукописей мужа. Она всегда была рядом с Толстым, и он любил ее.
В 1870-е годы Софья Андреевна все отчетливее осознавала масштаб личности своего мужа, в дневниковых записях ее взгляд был устремлен на Льва Толстого, на его занятия художественным творчеством, общение с широким кругом людей, на его увлечения и высказывания. Софья Толстая стала его первым биографом. Жизнь молодой графини была без остатка подчинена интересам семьи и мужа. Вместе с ним она учила детей и воспитывала их. Первые два десятилетия семейной жизни Толстых – самая радостная, светлая, счастливая пора в истории их любви. К этим годам прежде всего относится позднее высказывание С. А. Толстой: «Мы жили с Л. Н. одним широким течением жизни…»
Однако 1879 год открыл новую страницу в этой истории. В тот год, испытывая глубокий духовный кризис, Толстой начал работу над «Исповедью». В ней он воссоздавал подспудный, внешне малозаметный процесс, в течение нескольких десятилетий происходивший в его духовной жизни. «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и зачатки которого всегда были во мне», – писал он. Еще в июне 1863 года он отметил в дневнике: «Ужасно, страшно, бессмысленно связать свое счастье с матерьяльными условиями – жена, дети, здоровье, богатство». С годами он только укрепился в этом представлении. В «Исповеди», своем первом религиозно-философском произведении, Толстой стремился определить сущность происшедшего в нем духовного переворота. Страницы «Исповеди» раскрывали, как в напряженном диалоге Толстого с великими философами и с великими религиозными мыслителями мира все «укладывалось» в его новое понимание смысла жизни.
Между тем Софья Андреевна оставалась в прежней жизни, хозяйственные и имущественные интересы, утрачивающие для ее мужа значение, становились только ее заботой, она по-прежнему самоотверженно занималась здоровьем детей и мужа, образованием и воспитанием детей. Когда в начале 1880-х годов появилась необходимость дать образование подросшим детям, семья переезжает из Ясной Поляны в Москву и поселяется в Хамовниках. Теперь Толстые будут приезжать в свое тульское имение только летом.
Впечатления от московской жизни 1880–1890-х годов способствовали углублению критического отношения Толстого к современным социальным институтам. Особенно тяжелы для него были городская господская праздная жизнь людей его круга, с одной стороны, и контрастирующая с ней бедность и нищета городского люда – с другой. Софье Андреевне казалось, что он впал «в крайнее соболезнование всему народу и всем угнетенным», ей виделось в этом не только явное преувеличение с его стороны, но и особого рода пристрастность – склонность в первую очередь видеть только страдания. Супруги Толстые были связаны взаимной любовью, но в своих стремлениях они неуклонно расходились. Отсутствие единства во взглядах родителей на жизнь не лучшим образом сказывалось в деле воспитания детей – подрастающих дочерей и сыновей.
Отношения с мужем и место, занимаемое в его жизни, как и в далекие 1860-е, все так же оставались предметом ее раздумий. В конце 1902 года она пометила в дневнике: «И по уму, и по возрасту, и по имущественному положению – по всему муж мой был властен надо мной…» 1900-е годы привнесли в их семейную историю много горести: продолжительную болезнь Льва Толстого, смерть дочери Марии, рождение мертвых детей у Татьяны, семейные неурядицы у сыновей… В настроениях Софьи Андреевны во время болезни мужа приливы покоя и счастья, когда он отходил от черты, разделяющей смерть и жизнь, сменялись отчаянием от новых угроз его здоровью. В отношениях с ним было то раздражение, то безмерное счастье. В январе 1902 года она записала: «Мой Левочка умирает… И я поняла, что и моя жизнь не может остаться во мне без него. Сороковой год я живу с ним. Для всех он знаменитость, для меня он – все мое существование, наши жизни шли одна в другой, и, боже мой! Сколько накопилось виноватости, раскаяния… Все кончено, не вернешь. Помоги, Господи! Сколько любви, нежности я отдала ему, но сколько слабостей моих огорчали его! Прости, Господи! Прости, мой милый, милый дорогой муж!»
1910-й – трагический в жизни Софьи Андреевны год. В августе она о. Она остро ощущает свое одиночество и желает смерти: «молю Бога о смерти».
В те тяжелейшие летние и осенние месяцы они, как и прежде, любили друг друга, но их совместная жизнь была уже губительна для каждого. 14 июля 1910 года Толстой написал жене о том, что обусловило их семейную драму, и указал: «Главная причина была роковая та, в которой одинаково не виноваты ни я, ни ты, – это наше совершенно противуположное понимание смысла и цели жизни».
«Не может быть, чтобы в возу гороха две отмеченные горошины легли бы рядом», — говорит Позднышев , убивший жену и рассказывающий свою историю, поданную в виде ретроспекции, случайному попутчику в поезде. — это ключевая фраза для понимания сюжета повести Толстого.
Каждый из нас является неповторимым созданием, единственным во всей истории человечества. Но узнаем о себе мы лишь по тому отражению, которое видим в глазах других людей и часто приходим к выводу, что наше достоинство и наша ценность находятся где-то вне вас. И тогда не остается места для положительной самооценки и подлинной любви к себе. А это не правильно. Надо любить себя, но и партнер тоже любит себя, как же достичь гармонии?
Конечно, можно постараться принять стиль поведения, который доставляет удовольствие окружающим и партнеру, позволяет быстрее добиться их внимания и любви. Но в этом случае мы перестаем быть собой и становимся кем-то другим, кто и пользуется уважением, признанием и любовью. Не многие готовы к такому раздвоению личности и способны длительное время топтать свое «Я» без негативных последствий для психики. Опустошая душу, загоняя на уровень бессознательного естественные для нас эмоции и чувства, мы рискуем получить большие неприятности в будущем. Справедливо говорят, что любовь – это цветок, которому нужны не только соответствующие климатические условия, но и постоянная забота, полив и уход. Зарождающаяся любовь – еще более нежный и тонкий росток, который может погибнуть от одного единственного сквозняка. Например, если человек дорог нам – надо уступать ему. Осознанные многочисленные уступки в мелочах дадут нам моральное право при решении принципиальных вопросов настоять на своем. Но в тех случаях, когда затронуты наши жизненные ценности, ни в коем случае нельзя позволять «садиться себе на голову», как бы мы хорошо не относились к партнеру и как бы, ни были в нем заинтересованы. Такие уступки не приведут ни к чему хорошему, и в дальнейшем только усугубят ситуацию.
Жизнь устроена так, что получить желаемое часто намного легче, чем его сохранить. Любовь, а особенно ее поддержание на «высокой ноте», требует постоянного труда, настойчивости и самопожертвования. Любя кого-то, мы готовы пожертвовать ради него всем. Самопожертвование всегда идет рука об руку с любовью, и многие любящие люди приносят в жертву партнеру свои самые заветные желания. Всецело посвятив себя другому человеку, мы утрачиваем контакт со своим внутренним миром, становимся нерешительными, теряем способность находить свой путь в жизни и продвигаться по нему. Стремление пожертвовать многим ради близкого человека – это замечательно. Но жертвовать всем, не задумываясь о последствиях, переступая через свои мечты и планы – это большая и непростительная ошибка. Поверьте, человек, который по-настоящему вас любит, не примет такую жертву. А ради того, кто просто притворяется любящим, зачем на нее идти? Нельзя путать любовь со страстью. Страстное увлечение – это еще не любовь. Настоящая полноценная любовь предполагает взаимность – когда положительных чувств и эмоций вы получаете от партнера не меньше, чем отдаете ему сами. Состояние страстной влюбленности аналогично состоянию, вызванному употреблением возбуждающих средств. Чувствуем себя энергичными, уменьшается потребность в отдыхе, снижается аппетит и повышается чувство оптимизма. Мы становимся сильнее, целеустремленнее, кажется, что способны свернуть горы. Но у всего этого есть и обратная сторона. Многие, потеряв рассудок от наслаждения, вызванного взрывом эмоций, забывают, что состояние эйфории, каким бы приятным оно ни было, обязательно пройдет. Пройдет, как проходят все сильные эмоции, и тогда должны быть готовы к тому, что если любовь не состоится, выход из состояния страстного увлечения почти всегда будет сопряжен с сильной депрессией и апатией.
Надо ли добиваться любви человека, несовпадающего с вами по большинству установленных нами критериев? Многие мужчины и женщины, безуспешно осаждающие потенциального партнера, надеются, что может быть со временем все изменится и, в конце концов, он полюбит. В мире нет двух одинаковых людей, нет и не может быть однозначного ответа на этот вопрос. Но, если вы доверились своим чувствам, и собрали необходимую информацию, проанализировали ее и убедились, что причины невнимания к вам связаны с полным неприятием вашего генотипа, проще и лучше уйти. Невозможно кардинально изменить то, что веками накапливалось в генах и досталось вам и ему в наследство от папы с мамой. Возможно, при должных усилиях вы сможете завоевать тело партнера, но вряд ли сможете полностью покорить душу, а поэтому в будущем вас могут ожидать серьезные проблемы. Возвращать ушедшего партнера сложно и часто бесполезно. Совершивший этот поступок однажды, способен повторить его снова и снова, и теперь уже с большей легкостью, благодаря полученному опыту. Расставание с любимым человеком – это тяжелый стресс. Мы теряем не только партнера, но и представление о своем будущем. Для психологического равновесия человеку необходимо всегда представлять, что его ждет впереди сегодня, завтра, через год. Все его мысли и планы на будущее, как правило, связаны с конкретным человеком, идущим по жизни рядом, и его потеря вызывает ощущение, что будущего нет. Но это большое заблуждение. Разрушилось лишь ваше представление о будущем, а не само будущее. Прошлое определяет наше настоящее и будущее. Мы часто переживаем то, чего уже давно нет. Прошлое – это наши воспоминания и связанные с ними ощущения. А эти ощущения подвластны человеку. Наиболее простой способ перепрограммировать прошлое – написать книгу о своей жизни, не для печати, для себя. Главное, подробно отразить в ней все события, до сих пор волнующие вас. Хорошо, если вы опишите моменты, вызывающие болезненные воспоминания с юмором, как бы переписывая их заново. Написанное начнет собственное существование и, читая историю своей жизни, вы посмотрите на нее как бы со стороны. Посмотрите и поймете, что все в ней закономерно, одно событие вытекает из другого, а значит, все случилось так, как должно было случиться. Не давайте читать написанное никому, даже своим близким. Вы сами сводите счеты со своим прошлым, оставляя на бумаге все ошибки и обиды.
Я убежден, что абсолютно каждый человек «пришел» в эту жизнь, чтобы познать любовь, любовь к себе – это понять, признать, принять свое «Я» во всех проявлениях, даже если мы не согласны с этим. Источником нашего благополучия являемся мы сами – а не признания и похвалы со стороны других. Вот почему так важно знать свое «Я», это позволяет нам заняться исцелением, а не изменением себя. Любовь – это не мистическое чудо, а целительная сила, которая появляется неизвестно откуда и с ним ничего нельзя поделать, явление, имеющее свои закономерности, которыми можно управлять.
Мудрость Кама-Сутры гласит, что у человека есть три влечения: влечение ума, влечение души и влечение тела. Влечение ума порождает уважение, души — дружбу, тела — желание. Соединение этих трех влечений рождает любовь, самую яркую, неземную, несбыточную и нереальную. Другими словами, для возникновения такой любви нужно быть соратником и другом в жизни, а также любовниками и объектами взаимных вожделений в постели.
Основные события
Краткое содержание по главам можно посмотреть во многих источниках. Но чтобы лучше понять психологию героя, лучше самостоятельно читать повесть онлайн, тем более это бесплатно. На прочтение уйдет около трех часов, но зато произведение можно будет глубоко прочувствовать и лучше вникнуть в замысел автора. Для тех, у кого нет времени знакомиться с повестью полностью, есть и сокращенный вариант.
Беседа в поезде
В поезде подобралась разношерстная компания: дама, адвокат, богатый купец, рассказчик и прочие. На второй день путешествия начинается оживленное обсуждение животрепещущей темы — любовь и брак.
Представители более молодого поколения сетуют на то, что раньше людей могли поженить еще до того, как молодые увидят друг друга. Они утверждают, что в таком случае о взаимных чувствах не может быть и речи.
Сторонники традиций считают, что девушка просто обязана полюбить супруга, несмотря на обстоятельства. Поскольку «женщина — утлый сосуд», что она чувствует — неважно, ее дело приспособиться к обстоятельствам и быть покорной.
Неожиданно в спор вступил господин, который до этого сторонился попутчиков. Он спрашивает их, что же следует «разуметь под любовью истинной». По его мнению, настоящая любовь есть «только в романах», в реальности же она не встречается.
Собеседники стали возражать. Тогда господин объявил, что он тот самый Позднышев, который убил собственную супругу. Об этом случае все знали. Собеседники шокированы и замолкают. Василий начинает свой рассказ.
Вступление в брак
Помещик Позднышев получил университетское образование и вел не слишком нравственный образ жизни. При этом считал себя вполне приличным человеком. Он занимался развратом «для здоровья», «степенно». Василий избегал любых привязанностей в отношениях с женщинами.
Когда Позднышеву исполнилось тридцать лет, он решил остепениться и придумал себе «самую возвышенную, чистую» жизнь с будущей женой. В невесты он избрал красивую дочку разорившегося помещика. Девушка ему показалась идеальной кандидаткой в жены, мужчина сделал предложение руки и сердца.
В глубине души Позднышев считал себя высоконравственным человеком, чуть ли не ангелом во плоти. После венчания твердо решил не изменять законной супруге, чем хотел выделиться среди товарищей. Это очень тешило его самолюбие. Но проблемы начались еще до брака — молодые просто не знали, о чем разговаривать.
Выручала подготовка к свадьбе, будущие супруги обсуждали квартиру, свои наряды и прочие житейские вопросы.
Совместная жизнь
Молодые рассчитывали, что во время медового месяца сумеют насладиться счастьем. Но и этот долгожданный период не принес им никакой радости. Всего через несколько дней молодая жена заскучала, начала плакать без причины. На ее красивом лице Василий прочел «холодность и враждебность», переходящие в ненависть.
Позднышева поразило это открытие. Он не думал, что любовь, брак могут вызывать подобные эмоции. Поначалу супруг надеялся, что это настроение временное. Но вскоре понял, что враждебность стала постоянной. Начались ссоры. Вот тогда помещик осознал, что он не увидит желаемого счастья в браке. Наоборот, супружество — это «нечто очень тяжелое».
За восемь лет в браке появилось пятеро детей. Но и они не стали спасением для отношений между мужем и женой. Для Позднышева они стали мученьем, не принося никакой радости. Супруга же совсем перестала обращать на него внимание. Самое ужасное, что дети стали для них орудием в «немилосердных играх».
Пошатнувшееся здоровье госпожи Позднышевой поправили доктора, которые больше не советовали ей рожать и «научили средству», как этого избежать.
Женщина вскоре начала хорошеть, привлекать внимание других мужчин. Настроение ее улучшилось, она больше стала заниматься собой. Дама даже вспомнила о былом увлечении — игре на фортепиано.
Трагическая развязка
В доме появляется мужчина — учитель музыки, скрипач Трухачевский. Позднышев замечает, что привлекательный молодой человек понравился его жене, так в душе родилась ревность. В доме стали проводиться музыкальные вечера. На одном из них мадам Трухачевская и Позднышев исполняют «Крейцерову сонату» Бетховена. Это яркое, динамичное произведение поразило приказчика. Музыка гениального композитора словно предвещала трагедию, которая вскоре случится в этом самом обычном доме. Хозяева его были похожи на невольников, связанных цепями, отчего втайне ненавидели друг друга.
Дела призвали Позднышева в уездный город, но мысли о молодом музыканте, который теперь может наедине видеться с его женой, не оставляли ревнивца. И он принимает решение внезапно вернуться домой. Встав в пять утра, бросается в дорогу, проехав десятки километров на лошадях и восемь часов на поезде. Домой прибыл уже за полночь. Там подтверждаются его худшие опасения — в доме находится музыкант.
Вот как происходит убийство:
- Позднышев разулся, чтобы не вспугнуть влюбленных. Орудием убийства из «Крейцеровой сонаты» становится «кривой дамасский кинжал», который висел на стене. Мужчина берет его в руки и резко распахивает дверь. Его поражает выражение ужаса на лицах жены и любовника.
- Сначала обманутый муж бросается на Трухачевского, но тот очень проворно убегает, а на руке Позднышева повисает его жена.
- Не желая бежать по улице в одних чулках, «чтобы не выглядеть смешным», хозяин дома ударяет кинжалом супругу. Он тут же вытаскивает его, как бы одумавшись, но самое страшное уже произошло. Сквозь страдания и осознание близкой смерти на лице жены главный герой читает все ту же животную ненависть.
Жена умирает не сразу, она успевает выразить желание, чтобы детей воспитывала ее сестра. Только когда Василий видит молодую красивую женщину в гробу, осознает, что совершил непоправимое деяние: живую и теплую супругу он превратил в неподвижную, восковую. Поправить ничего нельзя.
🗹Позднышев арестован, он одиннадцать месяцев проводит за решеткой, ожидая приговора. Его оправдывают.