О произведении
Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Действующие лица
Повествование ведется от лица рассказчика. Он ученик 5 Б класса, шустрый и озорной мальчишка. Любит играть в футбол, смышлёный и любознательный. Главному герою легко удается подмечать особенности своих одноклассников:
В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» есть еще один главный герой — Харлампий Диогенович. Грек по происхождению, работает учителем математики.
Его личностные качества:
В отличие от других педагогов, Харлампий использовал для воспитания не наказания. Он тонко подшучивал над провинившимися. Благодаря такому подходу ему удалось в кратчайшие сроки установить в классе дисциплину.
Краткое содержание
С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.
С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик и большой любитель списывать.
Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.
Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.
Мальчик с трудом сдерживает волнение: он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5 «А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».
По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, аргументируя тем, что на следующем уроке их класс уйдёт на экскурсию. На самом деле наш герой хочет сорвать урок математики. Ему это удается, и сначала в 5 «Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет и сразу после укола падает в обморок.
Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.
Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.
Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души» и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.
«13 подвиг Геракла» главные герои
Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
«13 подвиг Геракла» характеристика главного героя
Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович. К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем.
Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков и фал в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», тут же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом».
Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.
В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам».
Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
Характеристика учителя
Учитель математики — « был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек».
Источник
Все тайное становится явным
Когда врачи сделали прививки всем детям и ушли, до окончания урока осталось еще несколько минут. Обычно в такой ситуации Харлампий Диогенович, перебирая свои четки, рассказывал ребятам что-нибудь поучительное из греческой мифологии.
В этот раз он обратился к подвигам знаменитого силача Геракла. Как известно, у него было 12 легендарных подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, некий молодой человек решил дополнить мифологию тринадцатым.
Это, может быть, и похвально, но только Геракл был настоящим героем и совершал подвиги ради людей. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости», — произнес учитель. Давайте узнаем, во имя чего был совершен этот подвиг» Тут наш герой рассказа, и не подозревавший, к чему клонит учитель, вдруг понял, что настал час расплаты.
Это интересно! Повесть Собачье сердце: читаем краткое содержание по главам
Важно! После этого случая мальчик начал более серьезно относиться к выполнению домашнего задания. Он не обиделся и не обозлился на учителя, а, наоборот, был ему благодарен за урок, за то, что математик мог смехом врачевать детские души, формируя при этом у ребят навыки здоровой самокритики и адекватную самооценку.
Вакцинация не спасет
С
ледуя своему методу, Харлампий Диогенович был справедлив со всеми, ни для кого не делал исключение. И однажды главный герой рассказа тоже не смог избежать наказания смехом. Мальчик не смог решить заданную на дом задачу.
Вместо того, чтобы логически подумать, он стал сравнивать свой результат с готовым ответом, но цифры никак не сходились, и он махнул на задачу рукой, надеясь, что перед уроком спишет у кого-нибудь решение.
Он пришел в школу на два часа раньше и узнав, что одноклассник тоже не сделал домашнюю работу, спокойно побежал играть в футбол. Но вот подошло время занятий и оказалось, что в основном ребята справились с задачей, даже слабенький Комаров, сосед нашего героя по парте. Оправдываясь, мальчик начал спорить с отличником Сахаровым по поводу правильности решения. Это случайно увидел Харлампий Диогенович.
Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам
Начался урок, и герой с ужасом ждал, что учитель вызовет его к доске. Но математик не торопился. Неожиданно открылась дверь, и в класс вошли доктор и медсестра. В школе как раз проводилась вакцинация детей от тифа. Наш герой уже было обрадовался, но медикам нужен был в первую очередь не их класс, а 5 «А». Тогда мальчик, сам удивившись своей наглости, предложил проводить врачей во флигель, где учился параллельный класс. Ведь это еще на несколько минут отсрочило бы его позор с невыученным уроком. Харлампий Диогенович, приподняв брови, отпустил героя помочь медицинским работникам.
По дороге во флигель мальчик, войдя во вкус безнаказанной лжи, сообщил врачам, что его классу лучше сделать уколы незамедлительно, потому что следующим уроком планируется поход в музей. Медики прислушались к его совету и вернулись в класс, где у доски стоял и мучился над задачей троечник Шурик Авдеенко.
Интересно! Наш герой, приведя врачей, почувствовал себя настоящим спасителем несчастного Шурика.
Учитель, пожав плечами, уступил свое место медикам, а сам с грустным и немного обиженным лицом присел за парту. Первым на укол по списку вышел угрюмый Авдеенко, а сосед героя по парте, худенький Алик Комаров, начал переживать и трястись от страха. Мальчик пытался его всячески успокоить, хвастался, что ему, как хроническому «малярику» делали «тыщу» инъекций – и ничего. Но фраза о том, что уколы – это не страшно, главное, чтобы в кость не попали, похоже, только усугубила ситуацию.
Когда Алику стало плохо во время вакцинации и его посадили на стул, наш герой решил не упускать случая, и закричал, что нужно срочно звонить в «скорую помощь», надеясь, видимо, еще протянуть время до конца урока. Учитель гневно посмотрел на него, а медсестра просто дала Комарову понюхать нашатырь, и тот сразу же пришел в себя.
Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам
Воспитание смехом
Герой произведения Искандера умный и наблюдательный мальчик. А рассказчик взрослый, который посмеивается, вспоминая себя в школьном возрасте. Будучи мальчишкой, он еще не осознавал, какой был важный тот урок, который преподал ему мудрый учитель математики.
Школьнику-Искандеру хотелось только обхитрить учителя, которого он при этом уважал и побаивался.
В начале года в школу пришел новый учитель математики, который отличался от других, обычно рассеянных и неряшливых преподавателей этой точной науки. Звали его Харлампий Диогенович. Он непонятным образом так влиял на учеников, что на его уроках всегда стояла тишина и поддерживалась абсолютная дисциплина. Если раньше директор боялся, что школьники могут сбежать с занятий на рядом расположенный стадион, то с приходом нового математика об этом у детей даже мысли не возникало.
Это интересно! Вальтер Скотт роман Айвенго: краткое содержание по главам
Харлампий Диогенович никогда не повышал голос, не грозился вызвать родителей в школу и ничем не запугивал учеников. Его методом, как ни странно, был юмор, с которым он высмеивал провинившегося школяра. Учитель мог, умело используя несоответствия, выставить человека смешным. При этом вся круговая порука учеников распадалась и виновный оказывался без поддержки, один на один со своим проступком.
Например, опоздавшего на урок школьника математик, заходя в класс, пропускал вперед себя, как «дорогого гостя», провожал взглядом, пока тот стыдливо просеменит к своей парте и произносил ироничное сравнение: «Принц Уэльский». Класс хохотал, а ученик после такого позора поневоле раскаивался и старался больше не попадать в такое глупое положение.
Но вот Харлампий Диогенович проходит к своему столу, садится, и класс тут же смолкает. Начинается урок. Все дети собраны, готовятся получать знания или отвечать домашнее задание. Никто не хочет быть высмеянным.
Так же и на контрольных – математик не ходит между партами, напряженно вглядываясь в тетради детей и не прислушивается к каждому шороху.
🗹