Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.
Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.
Какова роль искусства в жизни человека — как искусство влияет на общество
Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:
- Пространственное творчество. Включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, художество. Общество передает свое восприятие мира на определенном этапе, используя осязаемые формы.
- Пространственно-временной вид. Это танцевальная, цирковая, кинематографическая сфера. Люди сами непосредственно принимают участие в воспроизведении творческих идей. Они через себя передают свои чувства, открывают их миру.
- Временное искусство. К этому виду относятся музыкальные, художественные произведения. Это неосязаемая форма передачи чувств и переживаний. Ее нельзя потрогать или оценить визуально. Каждый человек воспринимает литературу и музыку со стороны своего субъективного мировоззрения. Сколько людей ознакомится с произведением – столько мнений будет сформировано.
Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:
- Осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни.
- Украшение мира.
- Раскрытие духовных ценностей.
- Формирование ощущения и понимания прекрасного.
- Воспитание достоинства в людях и обществе в целом.
- Передача интересных человечеству жизненных аспектов через художественный образ.
- Восстановление душевной гармонии, которую зачастую нарушает реальность.
Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.
Какую роль играет искусство в жизни людей: функции
Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:
- Компенсаторную. Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается внутренне. Он компенсирует нехватку гармоничности, эстетичности в серых буднях, обращаясь к искусству. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния.
- Социальную. Яркий пример этой функции – массовое увлечение определенным писателем или кинематографистом. Под влиянием прочитанного или увиденного происходит небольшая трансформация мышления. Человек сопоставляет себя с героями, корректирует свои действия. Если это происходит на массовом уровне, меняется менталитет социума.
- Прогностическую. Не раз отмечалось, что великим художникам, архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать события, которые произойдут в будущем.
- Эстетическую. Даже самую жесткую реальность творчество выражает через пропорциональные, красивые, эстетичные образы. При изучении любого произведения человек не задумывается о научной подоплеке, как это происходит при знакомстве с точными науками. В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства. Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально и изящно формирует эстетическую функцию.
- Воспитательную. Для этой функции искусства в обществе характерно влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами известных творцов. Они благоприятно сказываются на становлении личности, системе приоритетов и взглядов.
- Познавательную. Все творческие работы – это кладезь информации, которая передается из поколения в поколение. Через них люди делятся сведениями о событиях, которые имели место в истории. Это войны, смены власти, революции, научные достижения и многое другое.
- Гедонистическую. Изучение шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать. Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой.
Функции искусства
Эстетическая – позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус.
Коммуникативная – ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей, вырабатывает систему предпочтений одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Воспитательная – проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Компенсаторная функция — позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, “убежать” на время из серой повседневности , компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни.
Гедонистическая функция — отражает способность искусства приносить удовольствие человеку.
Познавательная функция — позволяет познать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов.
Прогностическая функция- отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее.
Какое значение имеет искусство в жизни человека
Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:
- Художественный. Человек оценивает красоту, эстетичность природы, других людей, их творений и достижений.
- Познавательный. Способ основывается на реалистичном взгляде. Люди изучают истину, не приукрашивая ее. Это знакомство и осознание жесткой реальности и всей неидеальности мира.
- Практически-деятельный. В основе изучения лежит понимание потребностей общества, окружающей среды, природы. Индивид осознает, что полезного он может сделать, а что навредит миру.
В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:
- Это наглядный и образный способ передачи информации.
- Искусство основано на особенных средствах описания мира – это художественные образы, созданные с помощью слов, звуков, цветов, материалов.
- Интерпретация действительности опирается на субъективное восприятие автора и его фантазию. При создании шедевров каждый творец руководствуется собственным видением ситуации.
Виды и функции искусства
Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Искусство делят на группы по определенным фактoрам.
Динамика- oдин из критериев, пo кoтoрым классифицируют виды искусствa. И тaк, по динамике искусствo делится на:
- временное (динамическое);
- пространственное (пластическое);
- пространственно-временное (синтетическое)
В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т.д.
Также виды искусства определяются по используемому материалу:
- Краски;
- Глина;
- Металл;
- Гипс;
- Дерево;
- Холст;
- Электротехника;
- Компьютеры;
- Слово;
Основная система классификации выделяет 5 видов искусства, каждый из которых имеет несколько подвидов:
- Прикладные (трудовые);
- Изобразительные;
- Зрелищные (игровые);
- Звуковые;
- Словесные;
Какую роль играет искусство в жизни общества
С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:
- Средневековье. Произведения были практически полностью подчинены религии. Люди того времени воспринимали искусство, как способ подтверждения значимости Бога и веры. Оно рассматривалось через призму православных обрядов, иконописи, росписи храмов.
- Возрождение. Центральная позиция в духовном мире людей принадлежала живописи. Великие художники эпохи были уверены, что именно живопись является ключевым способом отражения мира, а не наука или теория. Для мыслителей художество было единственным источником свободного волеизъявления людей.
- Просвещение. Творчество воспринимается, как источник нравственности, воспитания для будущих поколений.
- Современный период, двадцатый век. Значимость шедевров резко снижается, возникает творческий кризис. Отмечается закат в культуре запада. Вместо классических произведений популярность завоевывают научные разработки, достижения техники, массовые зрелища, спорт. Творчество перестает быть источником гармонии и образности. Со временем отмечается исчезновение целостности в образе человека, вызванное появлением абстрактной живописи.
Мир искусства, и его роль в повседневной жизни
«Каждый предмет, источающий радость, уже представляет истинную драгоценность. Вам безразлично, к какой школе или к какому течению будет относится этот предмет искусства, — он будет убедительным проводником Прекрасного и даст вам часы, в которые вы полюбите жизнь». Н. Рерих.
Трудно представить наш досуг без театров, концертов, выставок, кино. «Искусство объединит человечество» — писал замечательный русский художник Н.К. Рерих. Такое высказывание не покажется утопичным тому, кто знаком с воззрениями древних мудрецов и современных мыслителей на искусство, с исследованиями психологов и социологов на его роль в нашей жизни.
Николай Рерих, «Заморские гости», 1901, холст, масло, 85 х 112,5 см, Третьяковская галерея, Москва
Если говорить об этом коротко, то при общении с искусством в нас пробуждаются особые эмоции, совсем непохожие на те, что мы испытываем, когда радуемся, грустим, печалимся из-за того, что что-то получается, а что-то и не выходит в наших делах и отношениях. Эмоции искусства способны творить чудеса: они приобщают нас к высшим духовным ценностям, развивают творческие способности и раздвигают горизонты сознания. Таким эмоциям под силу объединить нас, если и не в масштабах человечества, то хотя бы в пределах семьи.
Между обыденной жизнью и миром прекрасного нет глухой стены. Дома с обложки календаря на нас испытующе смотрит Мона Лиза, по радио мы слышим звуки сонаты Бетховена, на телеэкране продолжают свою бессмертную жизнь многочисленные постановки великих театров мира, а на улице перед нами раскрыты страницы «каменной летописи».
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», портрет госпожи Лизы Джокондо, 1503 —1505/1506, доска (тополь), масло, 76,8 х 53 см, Лувр, Париж
Растворение искусства в повседневности вызывает порой иллюзию его простоты и доступности, а тем более с использованием современных технологий и интернета. Но такое поверхностное общение вызывает еще большее желание найти источник тех волшебных эмоций, которые нас объединяют.
Александр Иванов, «Явление Христа народу», (1837-1855), холст, масло, 540 х 750 см, Третьяковская галерея, Москва
Рождению великого мастера предшествует нелегкий путь ученичества. Учиться работать нужно не только у великих художников, но и у хороших мастеров своего дела. Созданию великой картины предшествуют долгие годы познания и работы (А.Иванов писал свою знаменитую картину «Явление Христа народу» 28 лет!), а возникновению великой симфонии — многовековая история развития музыки. И если благодаря соучастию зрителя, слушателя, читателя произведения искусства переживают века, значит, весьма серьезной должна быть подготовка человека, воспринимающего искусство. Гуляйте, друзья, ходите в походы, увлекайтесь футболом, занимайтесь спортом, но и любите искусство, воспитывайте свой вкус, отличайте поддельное, фальшивое от подлинной красоты.
Начинать эту подготовку лучше всего с детства. Ранние яркие впечатления живут в нас всю жизнь, питая наши интересы и пристрастия и в зрелом возрасте. И большую роль в этом играют семейные путешествия в мир прекрасного.
Искусство объединяет в себе музыку, изобразительное искусство, театр, кино и обо всем этом я постараюсь поделиться с вами в дальнейших моих заметках.
«Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания». В Сухомлинский
🗹