Интервью проводилось посредством электронной почты в мае 2005 года. Интервью брал Marcus Stiglegger.
Не могли бы вы прокомментировать основную концепцию проекта Gae Bolg? В частности, интересует мифологический аспект названия и его контекст, который проявляется в ваших работах.
Gae Bolg – это не концепция. Это я, часть меня, деформация того, чем я являюсь или чем я мог бы стать… Название само по себе также отражает эту идею, или, если хотите, отсутствие идей (зависит от интерпретации, от выбранного дня, а также от того, что вы выпили до этого)…
Gae Bolg преимущественно сфокусирован на древних темах, на мифических и исторических аспектах. Рассматриваете ли вы их в контексте настоящего времени — своего рода вневременные идеи – или это всего лишь попытка бегства от действительности, фэнтезийная ролевая игра?
Быть вневременным глупцом в нашем реальном мире — пожалуй, подходящее правило для Gae Bolg…
Ваши ранние CD были наполнены прекрасным чувством юмора, в то время как новые издания стали более серьезными, разноплановыми, в какой-то мере даже зловещими. Насколько важен для вас юмористический аспект?
Можно ли вообще сегодня подходить серьезно к музыке? Некоторые люди в этом мире должны бороться против угнетателей, ради своей свободы, или умереть от голода, от ужасных болезней. Другие теряют руки и ноги только из-за отличий в поддерживаемых идеях или религиозных взглядах, только из-за цвета кожи, из-за своего происхождения или места рождения.
В то же самое время мы чувствуем себя (более или менее) комфортно, проживая свои небольшие, легкие жизни (у большинства людей нет такой возможности даже в наших странах) в наших небольших демократических государствах, которые функционируют (более или менее) правильно по сравнению со многими другими формами правления. И для нашего удовольствия — потому что это только лишь удовольствие, только лишь беспокойное выражение нашего собственного эго, — мы делаем музыку, которая в нашем мире просто великолепна! Поместим ли мы в нее определенный смысл, определенное содержание, или не сделаем этого, не важно – воздействие этого смысла на остальную часть планеты все равно очень ограничено, если не сказать — равно нулю. Серьезность всей этой псевдо-интеллектуальной industrial-darkfolk-сцены (что касается многих людей, которые претендуют на «авангардное» творчество) попросту смешна. Она похожа на подростковую мастурбацию… Люди, которые действительно хотят что-то изменить в этом мире, вместо пустых разговоров могут присоединиться к «confederation paysanne» (Jose Bove), Attac, различным зеленым ассоциациям и т.д.
Что повлияло на ваше творчество помимо мифологии – музыка, фильмы, искусство?
Вот мои основные источники вдохновения:
Музыка: Stockhausen, The Residents, Part, Art Bears, Steve Reich, Cabaret Voltaire, Cage, Morton Feldman, Fred Frith, The Lounge Lizards, Aulis Sallinen, Univers Zero, Bax, Psychic TV, Takemitsu, Hindemith, Schoenberg, Renaldo and the loaf, Sibelius, Prokofiev, Henry Cow.
Кино: Greenaway, Herzog, Burton, Kaurismaki, Klapisch, Tati, Monty Python.
Книги: Paasilina, Eco, Bukovsky, Nothomb.
Живопись: Klimt, Kokoschka, Matta, Ciurlionis, Bacon, Bosch, Brueghel, Munch.
Большинство людей, которых я перечислил здесь, являются, по моему мнению, не только сильными личностями, но и пророками. Что-то, связанное с мистикой. Или лучше сказать, их жизнь и их искусство нельзя было разделить, разграничить… Я чувствую себя ближе всего к ним (хотя у меня нет их гениальности!), ближе, чем к любым мифологическим источникам…
Вы используете множество различных музыкальных инструментов и звучаний. Сколько людей включает в себя состав вашей группы? В какой степени Gae Bolg – это студийная группа, и как вы передаете свою концепцию на сцене?
The Church of Fand это большая семья, чем-то напоминающая хип-хоп коллектив: каждый имеет свои собственные способности, желания и проекты (как музыкальные, так и нет), и помогает другим в реализации их задумок.
Применительно к Gae Bolg: я являюсь единственным ответственным за музыку человеком, что особенно касается работы в студии (несмотря на помощь друзей, которые помогают мне с записью некоторых музыкальных инструментов, на которых я не умею играть). Живые выступления Gae Bolg – это что-то другое, это скорее шоу, чем чистый концерт, поскольку на таких выступлениях принимают участие многие другие люди (как музыкально, так и визуально). Именно поэтому проект нельзя рассматривать только лишь как «передачу студийных записей».
Вы являлись участником британской неофолк-команды Sol Invictus. Как вы познакомились с Tony Wakeford? Какие впечатления вы получили от прошедшего тура, который был омрачен непониманием и клеветой?
Я познакомился с ним несколько лет назад через Yann Farcy с французского лейбла Noise Museum, который проводил в то время отличный фестиваль в Невере. Для этого концерта Tony искал кого-то, кто мог бы сделать оркестровку, аранжировку, партитуры и организацию репетиций с классическими музыкантами, что я и сделал. Это было начало приблизительно десятилетнего сотрудничества.
Теперь о недавнем туре. Это было странно. В музыкальном плане все было просто прекрасно, новый лайн-ап отработал хорошо, как я считаю. Обо всем остальном… прекрасно… что я могу сказать… Очень многое было продумано…
С одной стороны, я определенно не понимаю факта открытых обвинений, что скорее имеет отношение к предателям времен второй мировой, нежели к людям, которые претендуют на защиту демократии.
С другой стороны, я полностью согласен с тем, что люди имеют право протестовать, особенно со сцены, которая известна своей передачей различных неудобных идей, тем, образов и двусмысленных заявлений, которая выглядит удобной площадкой для возрождения идей, оставшихся в прошлом. Лично я не хочу иметь никакого отношения ни к правому крылу, ни к фашизму или к каким-либо другим формам этих грязных идей и зловонной двусмысленности, поэтому я понимаю тех людей, которые выражают свой протест против групп, поддерживающих эти идеи или прячущие их под маской скрытого смысла. Я лишь считаю, что Tony не слишком подходящая цель для этого, и что открытые обвинения – это не демократическая позиция!! Если я считаю группу недвусмысленной, то я просто ее бойкотирую!
На трибьюте Sol Invictus вы переиграли песню «Death of the West» в очень необычном стиле – считаете ли вы это пародией?
Я, безусловно, гуманист и пацифист. Я считаю, что будущее человеческой расы заключается в дружбе и совместном обмене между различными культурами и людьми, а не в ультралиберализме, индивидуализме, экстремизме и национализме любого вида. Это является именно тем, что я пытался передать в «свободной интерпретации» песни Death of the West.
Недавно вы решили отменить свое выступление на уважаемом фестивале Wave-Gotik-Treffen в Лейпциге. Не могли бы вы прокомментировать причины такого действия?
Принятию такого решения сопутствовали многие причины. Первая причина: неприемлемый контракт, который я получил. Я никогда раньше с таким не сталкивался!
Вторая причина связана с первой: много оставшихся без ответа вопросов (касательно таких важных вещей, как технический список и саундчек). Мы должны будем оплатить одну ночь в отеле, нам никто не заплатит за то, что мы будем выступать (вернут только расходы, связанные с транспортными проездом), к тому же нам самим придется заплатить за то, чтобы мы могли вести продажи различных вещей с нашей атрибутикой после концерта!
Даже этих причин было бы уже достаточно для того, чтобы не выступать!
Однако имелась еще одна причина, пожалуй, самая важная для меня, и она связана с тем, что я уже сказал ранее в интервью: я не хочу выступать с группами, которые могут нести в себе некоторую двусмысленность, с теми, кто подписывается на лейблы, несущие в себе определенные идеи, не соответствующие моему мнению и моей этике.
Насколько важен для вас политический аспект? Искусство и политика должны шествовать по разные стороны баррикад?
Лично я не хочу смешивать искусство и политику. Вы можете отыскать в моей музыке только определенные основы гуманизма и экологии, но это, опять же, мое личное отношение и отражение моего я, поэтому догмой это назвать нельзя.
Вы контактируете с вашими поклонниками? Какова их реакция на ваше творчество?
Некоторые из моих поклонников выглядят, пожалуй, так же безумно, как и я! Приятно осознавать, что я не одинок!!!
Каковы ваши планы на будущее?
Фактически мы репетируем для некоторых живых выступлений в следующем октябре. Я работаю над новым альбомом, который носит временное название “Requiem”. Также я скоро закончу “Le cri”, следующий CD Seven Pines. Не говоря уже о новом проекте с Karl Blake… Остается очень мало времени на сон!!!
Спасибо вам за ваши ответы!