Одна из самых привлекательных особенностей работы в Интернете – это возможность вести открытый диалог о своем бизнесе. Не так давно один из очень талантливых разработчиков ThemeForest, Майк Макалистер, поставил перед всеми читателями важный вопрос, связанный со стоимостью коммерческих тем. Обсуждение данного вопроса вызвало широкий резонанс общественности, что отразилось на количестве комментариев к записи.
WPCandy любезно позволили мне написать статью в ответ на саму публикацию и многочисленные комментарии к ней. Я надеюсь, что смогу добавить немного новой информации к этому важному разговору!
Небольшое введение
Несколько лет назад, когда я был еще веб-дизайнером, я смотрел на беспорядочно растущую империю TemplateMonster и думал: «А ведь я в состоянии сделать более красивые, аутентично выглядящие шаблоны». Затем я стал размышлять о том, насколько круто было бы, если б существовало место, где можно продать их. Увы, на тот момент таких мест не существовало. Таким образом, я вынужден был довольствоваться созданием Flash-компонентов и реализацией их на iStockPhoto. Когда я насытился продажей фотографий, то пришел к выводу, что мог бы сам создать рынок, который отвечал бы моим требованиям.
Создание рынка на Flash напомнило мне о желании продавать шаблоны сайтов. А так как именно тогда я заинтересовался системой WordPress и стал использовать ее в коммерческих целях, мне сразу же пришла в голову мысль о создании рынка, общего для шаблонов и тем.
Я стремился превратить рынок ThemeForest в такое место, где бы мне самому хотелось продавать темы. Мы определили фиксированную стоимость, поскольку я переживал, что появятся такие люди, которые будут умышленно снижать цены, вследствие чего остальные продавцы будут вынуждены ориентироваться на более низкую стоимость, как это произошло с ценовой системой рынка iStock. Поддержку тем мы перевели в разряд дополнительных услуг, поскольку я не знал, как гарантировать покупателям выполнение этого пункта. Мы сделали рынок открытым для всех разработчиков.
Рынок ThemeForest, по нашим задумкам, должен был стать простым и удобным местом ведения продаж различных тем. Я помню, как трудно порой бывает работать с клиентами, ведь я сам когда-то был веб-дизайнером. При ориентированности на рынок всегда можно создать привлекательную тему и затем уже без ограничений по времени продать ее. Именно такого опыта мы и стремились достичь!
Эволюция ThemeForest
Работая в Envato, я чувствую себя скорее хранителем, нежели владельцем. Я чувствую, что это наше сообщество, которое действительно управляет нашими сайтами, и часто я очень поражен и удивлен мнением о нашей работе.
С момента запуска ThemeForest прошло уже почти три года, и за это время глубина и изощренность созданных тем с лихвой превзошли все то, что я мог себе когда-то представить. Подобно любым другим открытым рынкам, здесь, естественно, существует большой разброс проектов, однако, как я считаю, самого большого успеха на рынке ThemeForest сегодня смогли добиться именно создатели WordPress тем. Такие парни как Mike, Kriesi, Epicera, Orman и многие другие, выпускают темы, значительно превосходящие все то, что я когда-либо мог самостоятельно сделать.
Мы, естественно, активно развивали свой рынок, чтобы тот соответствовал всем изменениям, с которыми сталкивалось наше сообщество. Майк пришел на ThemeForest несколько позже, поэтому он не застал этот период. В то время цена на темы находилась в диапазоне $15-25.
Сегодня преобладающая стоимость тем – это $30-$35. Несмотря на постепенное увеличение стоимости тем, они по-прежнему не отражают нашу с вами действительность. Майк выдвинул интересное предположение, о котором я еще скажу пару слов в дальнейшем.
Качество, поддержка и код
Недавно Carl Hancock, один из создателей фантастического плагина Gravity Forms, шутливо (я надеюсь!) написал в Twitter, что он будет мне выставлять счет каждый раз, когда ему понадобится исправлять очередную ThemeForest тему. Плагин Gravity Forms используется практически повсеместно! Когда я впервые услышал его жалобу здесь, на WPCandy, шесть месяцев назад, а затем ее поддержали и некоторые другие комментаторы, считавшие, что качество нашего кода недостаточно высоко, я и команда нашего сайта приступили к его активному улучшению.
20% проектов были удалены, поскольку их авторы не производили обновление своих тем. Мы установили новые рекомендации, адресованные создателям тем, включая использование инструментов, таких как Theme-Check (позволяет выявить проблемы общего плана) и Unisphere-notifier (позволяет уведомить покупателей обо всех исправлениях и обновлениях). Мы усилили контроль над использованием таких вещей как хуки плагинов, тем самым справившись с общими проблемами качества кода.
Теперь, что касается поддержки тем: мы добавили API инструментарий для авторов, который позволил им создавать собственные форумы поддержки. Сегодня мы работаем над существенным улучшением локальной системы поддержки. Мы стараемся найти доступные способы, с помощью которых можно было бы уточнить предлагаемый уровень поддержки пользователей.
Несмотря на то, что мы внесли значительные изменения в нашу библиотеку, что особенно отразилось на новых темах, перед нами по-прежнему лежит внушительный объем работ. Мы всегда готовы выслушать ваши конструктивные предложения, которые вы можете присылать по адресу (collis @ envato [dot] com).
Вклад в сообщество WordPress
Критика иного плана, которая всплыла в комментариях WPCandy и над которой мы продолжали вести работу, — это уровень причастности Envato and ThemeForest к WordPress сообществу. В прошлом, самое наше заметное участие – это публикация огромного количества различных учебных руководств по Nettuts+. Однако затем мы поняли, что можем сделать гораздо больше для WordPress.
В этом году мы приступили к реализации программы, которая была призвана спонсировать и поддерживать проведение WordCamp во всем мире. Мы отправили трех своих представителей для проведения конференций, спонсировали множество встреч, лекций и мастер-классов. Мне было очень приятно, что разработчики тем ThemeForest, такие как Chris Molitor, также были вовлечены в проведение WordCamp.
Когда в 2009 году Matt Mullenweg предложил ThemeForest перейти на лицензию split GPL, мы тут же, не задумываясь, выполнили это. Решение, которое защищало разработки наших авторов и позволяло им использовать в своей работе элементы, на которые не распространяется лицензия GPL (к примеру, иконки), стало отличной новостью для всех разработчиков.
Позже у меня был интересный телефонный разговор с генеральным директором компании Automattic Тони Шнайдером. Тони был настолько харизматичен, что я чувствовал себя так, будто покинул Envato и работаю на него! Во время разговора мы поделились некоторыми нашими идеями относительно подключения ThemeForest к еще тогда незапущенному рынку тем WordPress.com.
В последние недели я общался посредством электронной почты с John O’Nolan, членом команды WordPress UI Team, относительно увеличения вклада разработчиков Envato в WordPress. Джон увлечен очисткой CSS кода – как веб-разработчик, я могу понять его. Я надеюсь, что смогу найти способ реализовать предложения Джона и тем самым вернуться к моей любимой CMS.
Вопрос цены
Большая часть того, что я говорил, являлась ответом на комментарии. Наконец, я подошел к тому, для чего, собственно, и была написана эта статья – к вопросу Майка о повышении цен.
Лично я придерживаюсь следующих взглядов касательно вопроса цены: мы обязаны сделать вещи настолько доступными, насколько это возможно, чтобы наши продукты мог приобрести любой человек. Выполнение данного требования является основным условием для получения дохода, что позволяет сделать наш бизнес и бизнес наших разработчиков устойчивым.
Я рос в стране, которая называется Папуа — Новая Гвинея. Эта страна обладает огромными природными богатствами, однако, несмотря на это, в ней ужасные социально-экономические условия. Говоря кратко, это такое место, где одна часть обладает абсолютно всем, а другая — ничем.
Благодаря этому фону у меня появилась склонность к созданию вещей, доступных для всей людей. Я своими глазами видел людей, которые не могут практически ничего себе позволить. Я думаю, что лучше всего обладать равенством в своих возможностях, и Интернет в данном случае – отличное средство для реализации этого направления. Как Майк и говорил, Вы можете получить Skynet в WordPress форме по стоимости бака бензина. К тому же существует множество симпатичных бесплатных тем (достаточно зайти на WPShower и убедиться в этом лично).
Для меня это – удивительная часть программного обеспечения, созданная титаническими усилиями целого WordPress сообщества.
В Envato наша философия доступности цены напрямую связана с обеспечением благоприятной почвы для веб-разработчиков. Крупные рынки и большие объемы приводят к высоким продажам. Мы старались установить такие комиссионные проценты, чтобы разработчики могли получить значительную часть своей прибыли. В прошлом мы трижды поднимали авторские проценты, что довольно дорого обошлось компании Envato. В качестве встречного примера можно привести компанию iStockPhoto, которая продолжает развиваться, но, как это ни парадоксально, предпринимает шаги по снижению процентов.
Среди авторов ThemeForest есть множество людей, зарабатывающих тысячи, даже десятки тысяч долларов в месяц. Наш рекордный заработок одного человека за месяц составил более 40,000$ — и это после выплата целого ряда сумм. Это, по сути, та прибыль, которую автор получил на руки.
Подписка и максимальная цена «Всех Тем»
Из записи Майка понятно, что здесь огромное значение играет поддержка и создание бренда. Это является неотъемлемой частью продаж на рынках, таких как ThemeForest. Кроме того, сейчас на продажу выставляются гораздо более сложные темы, чем были раньше. И если мы желаем предоставить качество, то цена должна служить одним из механизмов для обеспечения этого.
Безусловно, мы будем нуждаться в повышении цен. Как я и ответил Майку в Twitter, это – наша основная задача. Конечно, это потребует значительного времени, поскольку нам необходимо полностью смоделировать ситуацию и проанализировать ее. Даже небольшое увеличение цены на несколько долларов может привести к массивным эффектам, особенно если разговор идет о такой массивной библиотеке как ThemeForest. И, как хранители TheemForest, мы должны гарантировать, что мы останемся успешным местом для продажи тем и не утратим конкурентоспособность.
Майк в своей записи привел пример с несколькими фантастическими магазинами, которые продают свои темы в диапазоне 70$ — WooThemes и Press75. Безусловно, это является истиной, также как и то, что обе эти команды (и многие другие) предлагают доступ буквально ко всем своим темам. Такая абонентская плата, — $125 за 90 тем WooThemes, существующих на момент написания, а также $100 за 20 тем Press75, — эффективно показывает, как высоко мы можем установить цены на ThemeForest, чтобы не потерять своего значения в глазах авторов и по-прежнему привлекать покупателей.
Давайте приведем еще более экстремальный пример: рассмотрим дико популярные Elegant Themes. Вот цитата из рекламного объявления, размещенного на их вступительной странице:
«В нашей коллекции содержится в общей сложности 61 проект. Таким образом, стоимость каждой темы составляет $0.64!»
Кроме того, подписка на Elegant Themes фактически предоставляется на целый год. Каждый месяц список проектов пополняют две-три новые темы. Неплохо!
В конце концов, существует обширная среда WordPress, на базе которой каждый волен создавать что-то свое. Магазины, подобные WooThemes, специализируются на добавлении своего кода к ядру WordPress, другие магазины, такие как Elegant, предлагают удивительную дешевизну, рынок WordPress.com отличается соблюдением полной лицензии GPL и влиянием на подчиненные рынки, и, естественно, ThemeForest тоже берет собственное направление развития.
На рынке ThemeForest мы открываем доступ к огромному кругу покупателей. Люди перемещаются по нашему сайту, переходят на связанные рынки, изучают страницы. Вся сеть Envato регистрирует почти 20 миллионов посещений каждый месяц.
Этот круг покупателей, дополненный нашей яркой жизнью сообщества, уникальной лицензией split-GPL, нашими сервисами и нашей установленной ценой – все это и составляет жизнь ThemeForest. Говоря бизнес терминами, мы предлагаем уникальное конкурентное предложение.
Программа Envato Elite и Price Adjustment Tool (Инструмент Ценовой Корректировки)
Как я уже сказал, это займет определенное время. Осторожное планирование позволит внести долгосрочные изменения в цены ThemeForest. Однако запись Майка натолкнула меня на мысль, что мы должны поощрять таких авторов, которые не боятся высказывать свое мнение и предлагать решение проблем.
Сегодня мы запустили нашу программу Envato Elite, которая позволит вознаградить авторов и отметить их достижения. Восемьдесят членов программы Elite получат доступ к новому инструменту, который позволит им поднять цены. Elite-авторы смогут увеличить стоимость любого пункта на 30%. Это означает, что темы за $35 можно будет поднять до отметки в $46. Узнать больше о программе вы можете на сайте elite.envato.com.
Тем временем мы будем продолжать планировать и анализировать ценовые модели, улучшая ThemeForest для авторов, покупателей и всего сообщества WordPress. Я надеюсь, что в конце концов мы создадим самый большой открытый рынок для веб-сайтов, с которого смогут начать свой путь новые и неизвестные авторы, и это будет нашим самым приметным вкладом в WordPress.
По материалам сайта wpcandy.com.
Молодцы ребята, создали такой классный сервис. Многим веб-студиям СНГ надо еще тянуться и тянуться за качеством продуктов на ThemeForest.
В последнее время между ThemeForest и WordPress.org идут «терки», если можно так выразиться, из-за лицензирования тем. Про это были последние новости.
Я уже об этом говорил, но скажу еще раз — для широкого потребления довольно много хороших и даже отличных бесплатных тем. А для серьезного проекта лучше оплатить разработку уникальной темы, чем платить за то, чтобы твой проект выглядел как многие другие с аналогичной темой, да просто это непрофессионально и несерьёзно. Все серьезные проекты, которые я знаю, имеют неповторимый дизайн и непохожи друг на друга. Поэтому разные платные темы по большому счёту на мой взгляд не имеют смысла.