Если WordPress-сообщество – ваш единственный индикатор того, как взаимодействует между собой open source сообщество, вам, возможно, понадобится несколько расширить свой взгляд, посмотрев на другие культуры. Вы заметите некоторые различия, которые было бы полезно исследовать.
Несколько дней назад я сделал интересное наблюдение относительно связи между разработкой плагинов и проектными предложениями в разрезе «CakePHP vs WordPress».
Марио Пешев: «Еще одно предложение под CakePHP, спасибо моим двум open source плагинам, созданным мною несколько лет назад. Приходят в три раза чаще, чем предложения WP»
Марио Пешев – участник WordPress, владеющий DevriX, крупным агентством, специализирующимся на SaaS-разработке и платформенной архитектуре. Он также является одним из организаторов WordCamp Sofia и WordCamp Europe 2014.
Кажется странным, что Марио постоянно получает больше предложений по работе с CakePHP на базе того старого кода, который он уже писал год назад, по сравнению с запросами разработки под систему WordPress, которая охватывает более 23% сети. Как показал его опыт, это верно не только для CakePHP, но и для многих других технологий.
«Сюда относится не только CakePHP. CodeIgniter, Java, Django, Drupal, даже Android – все виды небольших расширений, плагинов и приложений, которые я создал и выпустил, привлекают гораздо больше публичного внимания, нежели мои вклады в WordPress», отметил Марио.
«Я получаю в 2, а то и в 3 раза больше проектов под разные платформы (даже учитывая тот факт, что я не работал с ними более трех лет), к тому же предложенные ставки и бюджеты значительно выше».
Его опыт показывает, что есть некоторый разрыв в том, как потенциальные клиенты оценивают навыки разработчиков WordPress.
Клиентское восприятие WordPress
Система WordPress известна во всем мире как самое дружественное к пользователям программное обеспечение для публикации в сети. К сожалению, это может способствовать появлению нереальных клиентских ожиданий, когда дело доходит до разработки на заказ.
«Большинство пользователей WordPress, контактирующих с нами: блогеры, владельцы небольших компаний, маркетинговые консультанты, менеджеры по продажам, малый и средний бизнес», отметил Марио. «Они не имеют технических навыков, у них нет реалистичных (в соответствии со стандартами рынка) ожиданий касательно того, что именно они хотят получить».
Он обрисовал типичный сценарий, от которого страдают многие агентства разработки. Поскольку пользователи могут настроить большую часть своих сайтов самостоятельно, они полагают, что и все остальное должно быть таким же простым:
«Популярный сценарий: “Мы создали наш WordPress-сайт самостоятельно на основе премиальной темы и нескольких плагинов, поэтому нам просто нужны небольшие изменения вот тут и вот там”. Их инфраструктура не готова к тому типу изменений, который они хотят получить, и тот факт, что 90%+ их требований были оценены в $100 (покупка темы и плагинов), не говорит о том, что оставшиеся 10% не могут стоить, скажем, в десять раз больше, если на них потребуется 10-20 часов сложной разработки. Такая математика для них просто не работает».
Такие заблуждения могут иметь самые разные формы. Сюда же можно отнести пользователей, которые считают, что все бесплатные плагины, возможности тем, обновления ядра и другие улучшения появляются сами по себе. Лишь некоторые разработчики плагинов и тем могут сообщить о чем-то большем, нежели скудные пожертвования, когда дело доходит до распространения бесплатных расширений.
Как отметил Марио, создание open source расширений для платформ вне экосистемы WordPress оказалось для него гораздо более выгодным с точки зрения запросов на работу. Он раскрыл недавний запрос, который он получил в сообщении, озаглавленном «The $15 WordPress Gig»:
«Привет, я ищу человека, который помог бы нам настроить купленный WordPress-плагин. Он представляет собой систему резервирования автомобилей, нам нужно изменить ценовую модель и добавить несколько дополнительных SQL-таблиц».
После запроса описания проекта и бюджета, Марио получил следующий ответ:
«Спасибо, плагин стоил $25, поэтому я считаю, что изменение, скорее всего, будет стоить примерно $15»
Такой ответ, естественно, может показаться разработчику шокирующим, однако он выглядит осмысленным для того, кто ориентируется только на ценник исходного продукта, и исходя из него уже определяет стоимость связанной работы.
Изменение клиентских ожиданий
WordPress-сообщество сталкивается с уникальной проблемой, когда дело доходит до определения затрат на разработку заказных решений, учитывая, что есть тысячи бесплатных и/или очень дешевых тем и плагинов. Почему кажущаяся простой модификация плагина должна стоить в 10 раз дороже, чем оригинальный плагин?
Некоторые из этих проблем вытекают из того способа, которым агентства разработки стараются привлечь клиента. «Wordpress ориентирован на дизайн и маркетинг в гораздо большей степени, нежели другие сообщества. Портфолио компаний включают в себя красивые и стильные веб-сайты, а агентства фокусируются на фронтэнд-разработке», отмечает Марио.
«Создание CRM, eRP, eCommerce-платформ или других бэкэнд-ориентированных платформ и сервисов – пока еще не самая популярная вещь в экосистеме WordPress, даже если это полностью возможно, и некоторые из нас создают такие типы проектов для крупных клиентов».
Марио считает, что, поскольку большинство клиентов не имеют технических навыков, они судят разработчиков по тому, что они видят. «Клиенты не рассматривают портфолио на WordPress.org или GitHub, они просто ищут красивый дизайн. Качество кода для них не важно, если они не работают с eCommerce, а масштабируемость и безопасность упускаются из виду до тех пор, пока это не будет слишком поздно».
Если вы продаете свои услуги по разработке под WordPress, вы должны стать настоящим гуру в плане изменения клиентских ожиданий. Если рассматривать заказную разработку, опытные разработчики нередко рекомендуют переходить в знакомую для потенциального клиента «систему координат»:
Джонатан: «Я могу купить уже сшитый костюм за $99 или заплатить в 10 раз больше за костюм, который будет сшит специально под меня»
Есть много разных профессий, возникших еще до эры интернета, которые будут понятнее для клиента:
Хулио: «да, но клиент ничего не получает в свои руки, значит это должно быть дешевым, не так ли? Вы не шьете костюм, вы всего лишь пишете код»
Джонатан: «если мне нужны какие-то работы, связанные с электричеством, которые займут у электрика 10 минут с 2$ изделием, я не стану платить за это 10$»
Клиентам тяжело понять, что веб-разработка во многом похожа на работу обычного инженера; чтобы создать техническое решение, которое будет актуально в долгосрочной перспективе, нужен богатый опыт и обширная практика.
Клиент может рассматривать свой запрос как «простое улучшение плагина или темы», однако он не знает о многих препятствиях, которые способны усложнить процесс разработки. Марио привел некоторые примеры таких сложностей в статье «The Slippery Slope of WordPress Customizations»:
- Тема написана без учета рекомендаций WordPress
- Плагины не совместимы
- В этих плагинах были разные изменения, внесенные вручную
- Хостинг-провайдер имеет некоторые ограничения
- Есть проблемы с PHP/MySQL версиями
- Сайт использует некоторые сторонние API/сервисы/базы данных, которые требуют особого внимания
- Исправления могут привести к проблемам в другой части сайта
- Простая функциональность была реализована с помощью мощного плагина, и ее изменения потребуют взлома всего плагина
Для многих агентств разработки (как малых, так и средних), основная масса приходящих запросов связана напрямую с настройкой работы. Разработчики должны быть готовы к тому, чтобы обучить клиентов всем основам создания качественных WordPress-решений. В то время как клиентское восприятие – это основной фактор в деле заключения контрактов, Марио считает, что сообщество WordPress имеет более глубокие культурные проблемы, которые нужно решить, чтобы люди изменили свое представление о ценности WordPress-разработки.
Изменение публичного восприятия путем создания культуры участия в разработке
Поскольку WordPress – проект с открытым кодом, построенный на общественных началах, культура участия в разработке очень важна для того, чтобы проект продолжал улучшаться. Это важно и для разработчиков расширений, если они хотят сотрудничать для создания элегантных решений. По мнению Марио, лишь некоторые компании и агентства видят ценность содействия в разработке проекта.
«Во время моего путешествия по Европе я встречал на WordCamp разработчиков из довольно крупных компаний (400+ сотрудников), в которых отдел WordPress включает в себя всего лишь 5-10 опытных людей. Эти проекты – крупные онлайн-журналы, платформы для высокотехнологичных компаний, которые в значительной степени зависят от WordPress, и они редко разыскивают сторонников или активных участников WordPress»
Участники (за исключением небольшого числа лиц, финансируемых компаниями) представляют собой отдельных людей, которые жертвуют своим личным временем после того, как дети легли спать, на выходных, или даже в промежуток между работой на фрилансе/в агентстве.
Однако многие вклады в разработку остаются без авторства, и зачастую неправильно приписываются компании Automattic в целом. Это довольно популярная ошибка, однако, когда она остается без исправления, то уже способна повлиять на общественное восприятие. Люди будут думать, что проект – это работа ряда людей, которые сотрудничают с элитным агентством, что в итоге снизит старания сотен волонтеров, работающих бесплатно.
«Темы WordPress – самый популярный объект в поисковых запросах Google, если смотреть статистику ключевых слов», отметил Марио. «Однако еще неделю назад в команде WordPress Theme Review не было оплачиваемых участников. Многие люди оставались незаметными, невзирая на тот факт, что миллионы сайтов используют темы, которые эти волонтеры просмотрели и протестировали, чтобы сделать их такими, какими они являются на текущий день».
Он считает, что когда вклады в разработку остаются недооцененными или незаметными, WordPress-разработчики имеют низкую мотивацию для сотрудничества друг с другом. Это применимо и к разработке продуктов.
«Вы заметили, сколько плагинов для лайтбоксов, галерей и слайдеров есть в данный момент? Участники не сотрудничают друг с другом, и потому продукты остаются маленькими и простыми», говорит Марио. «У меня есть более 25 плагинов на GitHub, и я получал по ним всего три или четыре pull-запроса на разные изменения, причем подобные плагины появляются практически каждые несколько недель».
Наша культура за пределами ядра не способствует помощи в разработке, она ориентирована на создание чего-либо с нуля или использование «билдеров», что в какой-то степени оправдывается низкими бюджетами; мы не можем вести исследования, замедляющие нас (и лишающие нас прибыли)»
Как результат, многие разработчики принимают решение работать в одиночку, создавая произвольные решение как можно быстрее с мелкими бюджетами. К сожалению, эта практика ограничивает рост агентств разработки.
«Я вижу огромный разрыв между типами запросов на разработку/дизайн WordPress», говорит Марио.
«Wordpress-эксперты, которых я встречаю – это либо фрилансеры, либо небольшие студии из 3-4 человек, либо агентства, такие как Human Made, 10up, WebDevStudios (и Automattic, естественно). С одной стороны, есть небольшие $500 проекты по настройке и $3K eCommerce-проекты. С другой стороны, на WordPress.com есть VIP-клиенты, и их запросы оцениваются примерно в 50 раз дороже, чем остальные»
Клиенты WordPress, которые не могут позволить себе VIP-сервис, поворачиваются к небольшим компаниям, таким как компания Марио, чтобы подогнать свой бюджет. Однако к компании Марио часто обращаются клиенты, ищущие опытных консультантов для других платформ, основываясь на прошлых вкладах в open source разработку. К сожалению, если рассматривать разработку под WordPress, то вклады в разработку практически не помогают привлечь крупные проекты.
«Мне кажется, что это настоящее испытание – вырасти с консультанта до крупного и развитого агентства исключительно на одном WordPress. Я постоянно вижу небольшие компании, которые состоят из 4-5 человек».
Продвижение сотрудничества и вклада в разработку решений других людей
Для многих преданных участников WordPress, таких как Марио, вклад в разработку проектов с открытым кодом не принес более дорогостоящих заказов или лучших контрактов, несмотря на то, что такие варианты помощи должны описывать этих разработчиков как высококлассных экспертов. Чуточку навыков и свободное время – все, что требуется для внесения своего вклада в разработку программ с открытым кодом, однако время порой становится главной ценностью.
Наблюдения Марио ставят некоторые важные вопросы, которые нужно решить. В экосистеме, где разработчики конкурируют друг с другом, создавая аналогичные расширения для получения быстрой прибыли, нет никакого резона сотрудничать и создавать более элегантные решения. В итоге мы получаем рынок, заполненный дешевыми решениями и клиентами, которые не ценят навыки, требуемые для WordPress-разработки.
Высококвалифицированные разработчики, которые могли бы переместиться к более прибыльным платформам, зачастую принимают решение остаться с WordPress, поскольку здесь имеется уникальное сообщество. Если мы сможем найти способ поменять культуру в сторону оценки и вознаграждения участников, эти участники будут ориентированы на получение основного заработка с WordPress. Это позволит им создавать более стабильные, безопасные решения, которые повысят качественные ожидания пользователей по всей сети.
Источник: wptavern.com
Спасибо за статью! Остался только вопрос — как же решать поставленную проблему?
Как приучить разработчиков использовать чужие решения для создания своих собственных? Неизвестно. Видимо, повышать культуру программирования, чтобы разработчики старались создавать более качественные продукты, а не гнаться за сиюминутной прибылью.