Все больше и больше компаний сообщают своим сотрудникам о том, что они могут работать из любой удобной локации – даже когда пандемия закончится. Однако возникает вопрос, как все это будет оплачиваться.
На прошлой неделе Марк Цукерберг, CEO Facebook, рассказал своим сотрудникам о том, что их оплата труда будет скорректирована, если они примут решение покинуть Bay Area и поселиться в других, предположительно менее дорогих для жизни регионах. Также при разработке своей стратегии удаленной работы компании могут обратить внимание на Automattic – 15-летнюю организацию, которая является «родителем» платформы публикации WordPress. Под парусом Automattic также «плывут» такие платформы и сервисы, как Longreads, Akismet, Tumblr и т.д.
Automattic в данный момент содержит в своем штате более 1000 сотрудников. Эта практически полностью распределенная, начиная с момента своего основания, компания в 2017 году закрыла свой офис в Сан-Франциско и сообщила сотрудникам о том, что они могут работать из любой точки мира. Еще в те годы основатель и генеральный директор Automattic Мэтт Мулленвег отмечал в интервью для Quartz, что большинство сотрудников решили не посещать предлагаемый им коворкинг, а потому логичнее было бы вложить средства во что-то другое.
Компания Automattic всегда делилась своими тактиками перехода к удаленной работе – включая предоставление сотрудникам стипендии для организации своих домашних офисов, а также оплату переездов. Мы решили спросить у Мэтта по почте, как он справился с задачей оплаты таких удаленных сотрудников. Возможно, эти рекомендации помогут и другим компаниям, рассматривающим переход к такому «удаленному» будущему.
Самый главный вопрос, естественно, заключался в том, платит ли Automattic своим сотрудникам по-разному в зависимости от их географического расположения и стоимости жизни. Отвечая на него, Мэтт не дал четкого «да» или «нет», объяснив, что в Automattic «мы стремимся платить те же самые оклады за одинаковые должности вне зависимости от географии. В настоящий момент в Automattic работают люди из 75+ стран. Иногда мы все же вынуждены задавать оплату выше или ниже рыночного уровня для вакансии в какой-либо конкретной географической области».
На практике все не так просто, отметил Мэтт. Одним из самых значимых препятствий в деле синхронизации оплат является выплата вознаграждений сотрудникам в их местной валюте, которая «может широко колебаться, что создает дисбаланс». Кроме того, Automattic «в основном только поднимает зарплаты, потому положительное колебание валютных курсов может привести к тому, что кто-то будет получать в разы больше».
Мэтт считает: учитывая, что все больше компаний движется в направлении поощрения – или, как минимум, предложения сотрудникам – работы из любой локации, им (компаниям) будет сложно немедленно перейти к нормализации заработной платы. Когда бизнес Automattic только начинал свой путь, потребовалось несколько лет, чтобы сузить разброс оплат для сотрудников, и даже сегодня имеющийся диапазон не является идеальным.
Нас также интересовали мысли Мэтта по поводу компаний, которые внедряют локализованное вознаграждение (зависящее от географии). В частности, мы задались вопросом, могут ли IT-компании, которые платят людям разные суммы за одну и ту же работу, столкнуться с последствиями, юридическими или иными.
«В долгосрочной перспективе», — начал Мэтт. – «Рыночные силы и мобильность талантливых людей заставят работодателей прекратить дискриминацию по географическому признаку в отношении географически независимых должностей». Также он отметил, что, хотя он не уверен, могут ли сегодня локация или георасположение являться предметом исковых требований о дискриминации – по крайней мере, в США, — он считает, что «по моральным и конкурентным причинам компании со временем будут переходить к справедливому в глобальном масштабе вознаграждению для должностей, которые могут работать из любой точки мира».
Мулленвег предположил, что компании, которые ранее платили в соответствии с нормами местных рынков, возможно, не смогут уйти от такой привязки гораздо дольше, и все это может растянуться на несколько лет – будут использоваться более частые и более высокие приросты окладов для сотрудников, которые получали ниже норм глобального рынка. И наоборот: «если у вас есть люди, которые получают значительно выше нормы, я не думаю, что было бы справедливо срезать их зарплату – это не их ошибка, а ошибка компании. Однако всех подтягивать до их уровня тоже не слишком эффективно».
Компаниям, которые движутся к такому новому будущему, следует признать, что на это требуется время, а также понимание целого ряда факторов, которые не срабатывают при использовании географически однородных групп сотрудников. Вам придется думать о «валютном контроле, геополитической нестабильности, протекционизме, проблемах безопасности» и т.д.
Но это того стоит, резюмировал Мэтт.
Как он отметил на выходных, «вы получаете деньги, доступ к глобальному резерву талантливых специалистов, и, как я считаю, оказываете положительное влияние на мир за счет более глубокого расширения экономических возможностей, нежели это было в прошлом».
Учет работы сотрудников: важная деталь в корпоративном поле
Прекрасный трекер для отслеживания времени: stakhanovets.ru. Сегодня он развивается бурными темпами, и его уже внедрили многие организации.
Как внедрять тайм-менеджмент в компании
Нужно провести некоторую работу с сотрудниками, чтобы для них не было жесткого стресса при переходе к отслеживанию рабочего времени:
- Поговорить с людьми. Поначалу все боятся этого. Надо разговаривать с коллегами, чтобы они поняли необходимость и важность такого подхода. Ведь в таком случае и эффективность работы будет выше.
- Не штрафовать. Не надо применять трекеры как способ оштрафовать человека. Ведь в таком случае он будет в постоянной боязни, а потому будет допускать ошибки из-за зажатости.
- Мотивировать за эффективный труд. Если человек отработал даже больше, чем надо, можно использовать это как повод для начисления дополнительных выплат.
Что входит в функционал трекера
Функционал трекеров разный. Главные особенности программ учета времени:
- Создание скринов. Это не даст сотрудникам раскладывать пасьянсы на рабочем месте. В итоге сотрудники будут вынуждены трудиться. Ведь обмануть функционал не выйдет. Нельзя понять, когда именно будет сделан скрин. Это гарантирует, что все ваши штатные сотрудники будут заняты работой.
- Слежение за URL посещаемых сайтов. Не получится просто так переходить на развлекательные сайты. Если человек имитирует работу, то узнать это можно будет. Если человек очень любит сидеть в соцсетях или просто переключает вкладки, ничего не делая, можно будет легко про это узнать.
- Учет заработанных средств. В трекерах можно вводить в том числе и данные для оплаты. Сотрудники будут получать оплату в итоге с учетом отработанных часов.
Также плюсов тайм-трекеров является удобная отчетность, доступность механизмов разбиения задач по категориям и т.д.