Сюжет — краткое содержание
Настя и Митраша собираются идти за клюквой на болото, мечтая добраться до заветной Палестинки.
По пути дети ссорятся и расходятся в разные стороны, причем Митраша идет прямо к Слепой Елани, трясине.
Волк Серый помещик выслеживает собаку Травку, которая выслеживает зайца, а находит следы детей.
Митраша начинает тонуть в трясине, а Настя не слышит его криков, она увлечена сбором ягоды.
Травка приходит на помощь мальчику, вытягивает его из трясины, и Митраша убивает Серого помещика.
Дети мирятся и возвращаются домой в тот момент, когда обеспокоенные односельчане собираются их искать.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Пословицы к произведению
Где согласие и лад, там дела идут на лад.
Что одному трудно, сообща легко.
Есть согласие — будет и счастье.
Собака — друг человека.
Друг познается в беде.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Ссора
Дети вышли затемно. Дошли до болота и сели обогреться на камень под восходящим солнышком. А все живое торжествует под ним. Каждая птичка старается спеть ему свою звонкую песенку. Ведь солнышко – мать всякого существа от травинки, птички, мышки до торфа, которым наполнено Блудово болото. Потому-то оно и есть «кладовая солнца». Сестричке и братцу пора идти. Настя выбирает хорошо протоптанную тропу, по которой ходят все, а Митраша – тоненькую, которая ведет на север, и по которой наверняка дойдешь до палестинки со сладкой и крупной клюквой. Так рассорились брат с сестрой и разошлись в разные стороны. Деревья в это время жалобно застонали под злым ветром, предвещая недоброе. Ну чем это не сказка? Здесь точно она присутствует, без сомнения, это сказочный жанр. «Кладовая солнца» дальше будет наполнена приключениями Митраши.
Беспокойство односельчан
Утром все село бросилось их искать. Дети и веселая Травка столкнулись с соседями у выхода из леса. Никто не мог поверить, что мальчик в 11 лет убил матерого волка, а Настя набрела на палестинку. Но полные корзины клюквы их убедили в рассказе девочки, а на убитого волка все пошли смотреть. Когда привезли Серого помещика, то его прибежали рассматривать даже жители соседних деревень. А Настя всю клюкву отдала детям, которых привезли из Ленинграда.
Так как же написана «Кладовая солнца»? Какой жанр избрал писатель? Приходится прийти к выводу, что это получился совершенно новый жанр – сказка-быль.
Глава 3
Блудово болото было окружено большим количеством кустарника, сквозь который был прорублен ход. Дети быстро пересекли приболотицу, выйдя к огромному болоту. Отсюда видны уже были песчаные холмы — борины, каждая со своим названием. Дети вышли к первой — Высокой гриве. Много здесь было разных трав, среди них пахучие цветы волчьего лыка на крепких стебельках. Отец детей шутил, что из этих стебельков волки корзинки плетут. Настя, уже продрогшая от болотной сырости, вдалеке услышала вой. Это выл на Сухой речке от голода и одиночества волк, которого местные называют Серый помещик.
У подножия Звонкой борины тропа делилась на две. Настя хотела продолжать путь там, где ходят все люди, где точно есть клюква. Но Митя настоял: нужно продолжать идти на север, чтобы выйти к заветной палестинке. Дети продолжили идти уже не бок о бок, а гуськом.
Авторское отношение
Природная композиция в рассказе несет огромную смысловую нагрузку. Автор старался показать, что мир живет отдельно от человека. Земля и все, что на ней есть, дарит людям свои богатства, а не наоборот. Человеку необходимо беречь окружающий мир. По этой причине история о детях, которые пошли в лес за ягодами, рассказывается от лица персонажа, добывающего торф в этих местах.
Путем эпитетов и ярких художественных изображений М. Пришвин старается показать, насколько богата природа. В ней есть торф для тепла в доме, ягоды для здоровья. Все это человек может получить.
Если сделать анализ текста, то можно понять, что автор старается донести мысль — природа является «кладовой Солнца». Если ее не оберегать, то в скором времени брать из этой кладовочки будет нечего. Важно начинать организовывать проекты по защите окружающего мира, чтобы сохранить его как можно дольше в целости и сохранности для последующих поколений. Запасы нельзя назвать безграничными, поэтому однажды природа может стать врагом человеку и начать защищать себя самостоятельно.
Источник
Глава 5
Рядом с полуразвалившейся сторожкой лесника в картофельной яме жила его собака Травка. Ветер часто качал деревья, а те стонали, и стоны их были похожи на человеческие. Эти звуки леса беспокоили собаку, а она вторила им своим грустным воем.
Два года назад умер хозяин Травки, Антипыч. Хозяин заботился о ней и любил. А она для него загоняла всякого зверя. Пока жив был Антипыч, собака жила для него, а теперь Травке приходилось жить только для себя. Тосковала она и часто выла, а Серый помещик слушал.
Герои повести
Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.
От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.
Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.
Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.
Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке. Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.
Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.
Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.
Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.
Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.
Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.
Пример 2
Зачем были придуманы сказки? Чтобы научить детей отличать добро от зла, показать важность всегда поступать правильно. Значит, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» тоже научила читателей чему-то хорошему. Чему это произведение научило меня?
Во-вторых, эта сказка учит тому, как важна семья. Мать Насти и Митрашки умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне. Только они были у друг друга, только на себя дети могли положиться. Самые близкие люди на свете поссорились, и из этого не вышло ничего хорошего: младший брат чуть не утонул в трясине, пока старшая сестра собирала клюкву. Девочка чуть не забыла о Митрашке, увлекшись своим занятием. После того, как все закончилось, Настя поняла, как неправильно поступила, и отдала всю собранную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда. Автор хотел донести до читателей, что очень важно заботиться о своих родных, всегда помогать им, что ссоры не должны портить отношения между людьми и мешать достигать общих целей.
Таким образом, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» научила меня заботиться о природе, уважать её. Еще она показала всю важность семейных отношений и любви к близким.
Глава 7
Голодный волк услышал вой собаки на другом берегу реки и отправился уже в ее направлении. Повой она еще немного и беды было не миновать. Но голодная Травка решила отправиться на охоту за зайцем-русаком, который пришел на место, где после ссоры разошлись Митраша и Настя.
Порыв ветра легко спугнул косого, но Травка легко бы нашла заячий след. Запах людей, что несли с собой картошку и хлеб, отвлек собаку. Так ей хотелось человеческой ласки и общения.
Травка передумала выслеживать зайца и рысью отправилась по Настиному следу.
Живая природа
При поверхностном прочтении сказки природа воспринимается всего лишь как фон, который подчеркивает душевное состояние детей. Действие произведения происходит в селе Переяславле-Залесском близ Блудова болота.
Благодаря художественным приемам читатель может почувствовать красоту природы этих мест, а также ощутить вязкость болота, в которое попадает главный герой Миша.
Но на самом деле автор задумал свою сказку так, что природа в ней выступает в роли одного из персонажей. Она делится на составляющие:
Природа живет своей жизнью, но очень тесно связана с человеком и его состоянием души. Природные явления могут как помогать главным героям, так и мешать им.
У любого образа в тексте есть своя роль, которая показывает, что все здесь живое. Так, ель и сосна, словно люди, борются за свое существование в строго определенном месте. Волновались ели-старушки, которые во время сильного ветра начинали стонать и выть.
Когда дети входят в чащу, все в ней старается донести до них информацию об опасности. Весь лес наполняется звуками, при помощи которых животные и птицы начинают общаться с детьми.
Враг или друг человека
В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.
Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.
Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.
Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.
Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.
История создания
“Кладовая солнца” — самое известное произведение Пришвина. Сказка была создана в 1945 году, на написание у автора ушел один месяц. Черновой вариант назывался “Друг человека” и в центре его сюжета была собака Травка. Но позднее Пришвин нашел более поэтичное название “Кладовая солнца” и превратил повесть в рассуждение о природных богатствах.
Главная тема сказки — тема единения человека с природой.
Также автор затрагивает проблему детей, которые остались без родителей и учатся жить дальше.
Рис. 1. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник П. В. Калинин
Популярные сегодня темы
Михаил Юрьевич Лермонтов раскрыл себя, как поэт, не только в стихотворном жанре. Основным его направлением были поэмы о жизни на Кавказе. Одним из таких произведений стало «Мцыри». Поэма впервые была опубликована в 1840 году
Великий испанский писатель Мигель де Сервантес посвятил частицу своей жизни созданию гениального произведения под названием «Дон Кихот». Это описание легендарных приключений рыцаря и его оруженосца.
Месть — это намеренное причинение зла кому-либо за нанесённое оскорбление или обиду. Люди, которые мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте
Роберт Льюис Стивенсон, написана в 1875 году в Шотландии. На русский язык перевёл Самуил Маршак.
У меня много одноклассников, целых 27. Но, несмотря на то что говорят, что все люди разные, для меня они одинаковые. Некоторые ничем не интересуются, просто тратят все свободное время на социальные сети и игры.
Источник
Глава 6
Сторожка лесника Антипыча находилась вблизи Сухой речки, куда несколько лет назад приезжала волчья бригада по просьбе местных. Деревенским жителям не давала жизни местная стая волков.
Охотники ушли в лес, своим воем заставили выть волков. Таким образом мужчины определили количество волков и их местоположение. Обойдя на лыжах волчье логово, охотники расставили по периметру ярко-красные флажки, пропитанные запахом: волки боятся красного цвета и запаха кумача. Криками и шумом волков выгнали из их убежища. Первой шла главная волчица, за ней — вся стая. Только Серый помещик держался в стороне.
Рис. 5. Собака Травка. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Волки натыкались на устрашающие красные флажки и не смели идти дальше, бегая в смятении по кругу. Волчица первой получила пулю, а потом погибли и остальные. Все, кроме Серого. Этот опытный волк в один прыжок перемахнул флажки, лишившись лишь левого уха и половинки хвоста.
В теплое время года Серый передушил и перепортил не меньше скотины, чем вся стая. Зимой он питался собаками. Еще пять раз безуспешно пробовали охотники зафлажить Серого. В то утро одинокий волк был зол и голоден.
Пример 1
М. М. Пришвин – замечательный писатель, создатель разных историй для детей. Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из самых ярких его произведений, являющихся кладезью интересной и поучительной информации. Мы видим, как автор описывает красоту родного края, взаимоотношения людей между собой, а также отношения человека к природе.
Нам, городским жителям, очень интересно и познавательно читать такие истории. Мы видим лося и змею, путешествуем по лесу в поисках ягод. Автор так подробно описывает лес, деревья, которые растут там, поведение животных, что нам хочется тоже оказаться на месте героев и вдохнуть чистый сельский воздух. Пришвин пытается передать нам свою любовь к природе и хочет, чтобы мы тоже прониклись этим чувством и старались относиться бережнее к окружающей среде.
Персонажи
- Настя
— высокая курносая девочка двенадцати лет, у нее золотистые волосы и лицо в веснушках. Односельчане ласково называют ее “золотая курочка”. - Митраша
— младший брат Насти, десятилетний мальчик, невысокий и плотный, с высоким лбом и широким затылком. Веснушчатый и курносый мальчик, его взрослые между собой звали “мужичок в мешочке”. - Травка
— большая рыжая борзая собака. У нее были большие умные глаза. - Антипыч
— старый лесник, добрый, мудрый хозяин Травки. - Серый помещик
— лютый, хитрый волк, который не дает жизни местным сельским жителям.
Глава 8
Блудово болото — это настоящая кладовая солнца, в которой вода хранит огромные залежи горючего топлива. Только вот торфяной слой не по всему болоту одинаковый. У Лежачего камня пласт торфа старый и толстый, а там, куда отправился Митраша, слой был гораздо моложе и тоньше. Но растения у него под ногами очень крепко сплелись и маленький мужичок без страха шагал вперед.
Рис. 6. Настя и лось. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Мальчика окружали только старые, корявые, невысокие елки да звуки птиц. Вдруг его тропа резко свернула влево, на запад. Но мальчик, увидев перед собой чистую и светлую поляну, самонадеянно решил срезать путь через нее.
Важно! Не зря Антипыч любил повторять старую поговорку: “Не знавши броду, не лезьте в воду”. Оставив тропу, мальчик зашел прямо в топь Слепой елани. Уже через несколько шагов ему было по колено. Митя попытался было рвануться, что есть мочи, но куда там. Трясина затянула еще сильней. Все, что мог сделать Митраша — опереться двумя руками на ружье и успокоить дыхание.
Тогда Митя и услышал, как Настя выкрикивает его имя. Мальчик попытался ответить, но ветер относил его крики далеко за болото. От своего бессилия Митраша тихо заплакал.
В ЧЕМ ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА”
В ЧЕМ ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА”
В замечательной сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” перед читателем открывается удивительный и чудесный мир, где все живое взаимосвязано, где человек и природа предстают во всем своем величии и красоте.
Как и во всякой сказке, в “Кладовой солнца” много фантастического. Это разговоры птиц и животных, их умение мыслить и стремление приветствовать солнце и своих сородичей, страдания растущих вместе сосны и ели, и то, как “волновались
Но наряду с вымыслом в произведении нашли отражение собственные наблюдения и впечатления автора. Так, благодаря Пришвину мы узнаем о целебных свойствах клюквы и о том, где и как ее надо искать, о повадках волка, лисы, зайца, тетерева, о том, чем опасна трясина и что представляют собой большие торфяные болота. Любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку.
В образах детей-сирот Насти и Митраши проявились все лучшие человеческие качества и черты: трудолюбие, отзывчивость, доброта, бесстрашие, любознательность, мужество, смекалка. Благодаря
Сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” учит нас с уважением относиться к окружающему миру, любить его, охранять и помнить, что человек не может жить вне природы.
В своих книгах М. М. Пришвин ставит и решает серьезные вопросы – о смысле жизни, о том, как надо жить, чтобы оставить значимый след на земле, как любить всех и быть внимательнее к каждому. В сказке-были “Кладовая солнца” писатель с помощью фантастических историй
И персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе и к человеку, важно приобретать жизненный опыт, каждый человек должен понимать и ценить красоту. Сказка-быль дает нам новые важные знания о жизни, наполняет наши сердца любовью к природе, стремлением беречь ее красоту.
В “Кладовой солнца” автор рассказывает сказочную историю, которая произошла с братом и сестрой – Митрашей и Настей, когда они решили пойти в лес за клюквой. Эта “кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”. Митраша помнил, как отец его поучал когда-то: “…по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад – ошибешься, заблудишься…” Поэтому, собираясь в путь, прихватил с собой сумку с компасом. Во время своего путешествия дети попали на само Блудово болото, о котором в народе давно ходили легенды.
🗹