Цитата: «Свеча горела на столе, / Свеча горела».
Проблематика:
- смысл жизни человека, место человека в истории (связь судьбы каждого человека с судьбами всех остальных, высшее предназначение человека);
- гуманизм (добро и зло);
- война, её бессмысленность и беспощадность;
- нравственный выбор;
- человек и искусство.
Смысл названия: как мы уже знаем, название романа по имени главного персонажа вполне традиционно для русской литературы. Важно отметить, что Пастернак вынес в название романа профессию — доктор. Юрий Андреевич Живаго — как по профессии, так и по призванию, — гуманист, лекарь человеческих тел и душ. Он проносит через все тяготы времени здоровую (то есть гуманную, человеколюбивую, не ожесточённую) жизненную позицию. Странная для нас фамилия «Живаго» фактически представляет собой родительный и винительный падежи церковнославянского слова «живой». То есть название романа «переводится» как «Доктор Живого», а Юрию Живаго предназначается позиция лекаря жизни как таковой.
Изначально Борис Леонидович планировал назвать роман «Смерти не будет».
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: главный герой романа Юрий Живаго — не только врач, но и поэт, и роман наполнен его стихотворениями, которые образуют важную несобытийную часть сюжета. На основании этого можно смело сказать, что «Доктор Живаго» — лирический (лиро-эпический) роман.
Время и место действия: действие романа происходит в разных уголках России в период от начала века до Великой Отечественной войны.
Кто такой Юрий Живаго
Роман, по сути, является биографией главного героя — Юрия Живаго. Впервые он предстаёт маленьким мальчиком, который наблюдает за похоронами своей матери. Юра — представитель богатого рода, который сделал крупное состояние на торговых, промышленных и банковских операциях.
Однако Юра рано остался сиротой. Мать умерла, а отец задолго до этого ушёл из семьи. Мальчика воспитывают приёмные родители — семья Громеко. Приёмный отец оказывает решающее влияние на дальнейший путь героя: он является врачом, и Юрий Живаго выбирает для себя именно эту профессию. При этом ещё в подростковом возрасте он проявляет себя как талантливый поэт. Поступив на медицинский факультет университета, он в дальнейшем проявляет свой талант и в медицинской области.
Дочь приёмных родителей Тоня стала его первой любовью, а затем и женой. У них было двое детей, но затем они разошлись, и свою младшую дочь Юрий так и не увидел — она родилась уже после развода.
Юрию Живаго приходится пережить череду ужасных событий, среди которых и Первая мировая война, и революция, и нэп, и сталинские репрессии, и Великая Отечественная война. Пожалуй, самым страшным таким событием является революция и победа большевиков, идеологию которых он не мог принять. Он воспринимает построение новой страны как разрушение его родины, но при этом он не сдаётся и продолжает свой трудный путь.
Второстепенные персонажи
В «Докторе Живаго» есть действующие лица второго плана. Это яркие и характерные персонажи, автор дает им следующее описание:
- Павел Антипов — мужчина, который, находясь в браке, не находит в нем семейного счастья. С началом войны записывается добровольцем на фронт, там кардинально меняет собственные взгляды. Его не устраивает политическая обстановка, поэтому он кидается в крайности. Молодой человек дослуживается до звания комиссара, а затем решается вернуться к супруге. Придя домой узнает о сложной судьбе любимой, на следующее утро Павел застреливается во дворе собственного дома.
- Евграф Живаго — сводный брат главного героя, принимает активное участие в его жизни. Часто выручает деньгами, носит продукты, находит жилье и работу для Юрия. Даже после его смерти, помогает супруге и детям доктора.
- Шура Шлезингер — хорошая подруга семейства Громеко и самого Юрия. Активная женщина, поддерживающая революционное движение, простых рабочих и крестьян.
- Анна и Александр Громеко — любящие родители, добрые и светлые люди. У Юрия прекрасные и доверительные отношения с приемным отцом, они подолгу ведут беседы на разные темы. Мать одобряет связь детей и благословляет их, она считает, что они отличная пара. Она умирает практически сразу после свадьбы.
Также в романе упоминается Марина — гражданская супруга Юрия Живаго. Образ девушки размыт, но известно, что она родила ему двоих детей. Женщина была с ним до самой смерти.
Характер
Главный герой романа обладает целым рядом положительных, даже идеальных качеств. Он очень хороший врач, одновременно с этим талантливый поэт (стихи Юрия являются частью произведения); он умный, образованный и интеллигентный, к тому же очень добрый и способный проявлять жертвенность. При этом, однако, Юрий Живаго — человек духовно слабый и «начисто лишённый воли». Парадоксально, но именно такой слабый и «безвольный» человек бросает вызов обществу и эпохе, заявляет о своём праве на внутреннюю свободу и независимость.
Характер Юрия Живаго напоминает об извечном религиозном идеале — Иисусе Христе. Персонаж является как бы квинтэссенцией христианских ценностей, которые исповедовал сам Борис Пастернак.
Разносторонние таланты Юрия Живаго только подтверждают его идеалистический, символистский характер. Герой способен лечить одновременно и тело (он врач), и душу (он поэт). Но именно этот идеализм и создаёт впечатление некой неискренности произведения. Доктор Живаго является собирательным образом старой русской интеллигенции, однако настоящая русская интеллигенция была далеко не такой безупречной, каким выглядит Юрий Живаго. А если учесть, что ярыми противниками Октябрьской революции и участниками Белого движения были в основном отъявленные преступники, не менее жестокие, чем большевики, то фигура доктора Живаго выглядит почти что сказочной.
«Гениальная неудача» Пастернака
Поэт, писатель и переводчик Борис Пастернак. Фотография: diletant.media
Можно сказать, «Доктора Живаго» Борис Пастернак писал практически всю жизнь. Замысел создать роман возник у поэта одновременно с первыми стихами, около 1912 года. Он брался за этот прозаический труд несколько раз: так, известные нам сегодня повесть «Детство Люверс» и роман «Спекторский» на самом деле были частями несостоявшихся романов Пастернака.
Зимой 1945 года поэт вновь взялся за написание «Доктора Живаго». Он хотел создать некий итоговый текст, в котором воплотился бы весь его жизненный опыт, все его взгляды. На это Пастернака вдохновил короткий послевоенный период, когда казалось, что после войны, из которой советский народ вышел победителем, жизнь не может быть прежней. Тогда несколько ослабла цензура и многие ощущали грядущую свободу. Однако в 1946-м началась новая волна репрессий, но Пастернака это не остановило. Он продолжал работать над романом, хотя параллельно ему приходилось много времени уделять переводам, которые кормили его и его семью, и даже восстанавливаться после инфаркта.
Борис Пастернак
Писатель
Поэт
Российская империя
Пастернак задумал свой роман как произведение, доступное широкой аудитории. «Доктор Живаго» насыщен многочисленными авантюрными поворотами сюжета, случайными встречами, совпадениями, мелодраматическими эпизодами. Так Пастернак стремился увлечь читателя, а потом поговорить с ним о важных для самого писателя темах: о христианстве, о вере, о бессмертии, о смысле жизни. На поэта повлияли и демократические традиции русской культуры (например, позднее творчество Льва Толстого, писавшего книги для простого народа), и литература социалистического реализма, которая стремилась преподнести «высокую художественность» доступно и понятно народным массам.
Впрочем, действительно простой текст Пастернаку создать не удалось: слишком сложно было устроено его мировоззрение. Поэтому важно помнить, что «Доктор Живаго» лишь притворяется авантюрно-приключенческим или психологическим романом. На самом деле это экспериментальный модернистский роман и читать его надо так же, как мы читаем Андрея Белого, Джеймса Джойса или Франца Кафку.
Такой сложный роман по достоинству не оценили ни коллеги, ни оппоненты Пастернака. «Доктора Живаго» характеризовали как «прозу поэта», отмечали слабый сюжет, затянутость и неясность. Критиковали Пастернака и за назидательный тон романа. В этом поэт также шел следом за своим кумиром, писателем, который оказал на него огромное влияние, — Львом Толстым. Потому что совершенно неожиданно в творчестве Пастернака проявилась толстовская привычка не только ставить сложные вопросы, но и давать на них однозначные ответы. Пастернак посчитал, что его жизненный опыт, пройденный путь и талант позволяют ему выступить в роли учителя, — и многих это смутило. После войны, после ГУЛАГа, после Аушвица, после Хиросимы такая претензия на мудрое «учительство» многим казалась неуместной.
Критика лилась на Пастернака со всех сторон, к счастью далеко не всегда достигая его ушей: отрицательно о романе высказывались как Анна Ахматова с Корнеем Чуковским, так и многие просоветские писатели. Например, Михаил Шолохов, считал, что «Доктора Живаго» не стоило запрещать — а надо было издать, чтобы все убедились в том, насколько он был неудачным. А Владимир Набоков открыто смеялся над романом и даже в постскриптуме к русскому переводу «Лолиты» назвал главного героя «лирическим доктором с лубочно-мистическими позывами, мещанскими оборотами речи».
Пастернака отрицательные оценки задевали. Однако самым главным для него было, чтобы «Доктора Живаго» читали. Поэт искренне считал, что книга может изменить мир, — и поэтому много раз заказывал за свой счет перепечатки рукописей и раздавал их всем желающим. Литературоведы предполагают, что до публикации романа его прочитали в рукописи или услышали в чтении самого Пастернака несколько сотен человек, что для самиздатовского произведения было весьма приличной цифрой.
Прообразы Юрия Живаго
Существует мнение о том, что в основу романа «Доктор Живаго» легла жизнь самого писателя, но не реальная, а та, которую он хотел бы прожить. Внутренний мир доктора Живаго вполне соответствует мировоззрению Пастернака, его интересам, поэтическому творчеству.
Однако полноценным прототипом Юрия Живаго самого писателя называть, наверное, не следует. Настоящим прообразом героя, вероятно, был врач Дмитрий Дмитриевич Авдеев, с которым был знаком Пастернак. Этот врач тоже был сыном богатого купца. Впервые Пастернак познакомился с Дмитрием Авдеевым во время эвакуации в Чистополь в 1941 году. В доме врача проводились творческие вечера, которые даже принято было называть «филиалом Московского клуба писателей».
5
(1)
СМЕРТЬ ЮРИЯ ЖИВАГО (часть пятнадцатая)
Кульминационный пункт 15 -й главы романа Пастернака – это смерть Юрия Живаго. Смерть героя – тем более главного героя – обычно является максимально значимым моментом повествования. Эффект неожиданности и эмоционального сопереживания действию почти всегда обеспечен самим введением этого сюжетного хода (часто он ставит предел и романному развитию событий). Однако полное отсутствие ожидаемости того или иного сюжетного элемента практически невозможно, да и не нужно.
Во всяком хорошо сделанном произведении сочетаются в разных пропорциях предсказуемость сюжетного развития и его неожиданность. Это относится и к такому «радикальному» событию, как смерть персонажа: например, в классической трагедии гибель главного героя была обязательной, само жанровое наименование настраивало зрителя (читателя) на ожидание более или менее кровавого финала, и в то же время заранее известный финал талантливо сделанной трагедии приводил – и приводит – к подлинному эмоциональному взрыву и очищению («катарсису»), чего бы не случалось при полной избыточности сообщения. Посмотрим теперь, каким образом автор «Доктора Живаго» готовит читателя к трагическому исходу, обеспечивая в то же время его непредсказуемость.
Начало главы предельно нейтрально: «Однажды утром в конце августа…» и т.д. Однако уже следующий абзац открывается словами, которые, вводя отрицательные характеристики изображаемого, не предвещают ничего доброго: «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который всё время сыпались несчастия». Далее «несчастия» и «неисправности» конкретизируются и, переходя в сугубо бытовой план, приобретают достаточно «безвредный» оттенок, как бы сами отметают возможность символического их прочтения.
Следующее предвестие завершает четвёртый абзац: «Над толпой ползла, всё выше подымавшаяся, чёрно-лиловая туча. Надвигалась гроза». Вряд ли стоит лишний раз напоминать, что мотив грозы часто служит знаком надвигающейся опасности (вспомним хотя бы хрестоматийную пьесу А.Н. Островского, где гроза создаёт эмоциональный фон самоубийства Катерины).
Далее следует эпизод с «дамой в лиловом», за которой из окна трамвая следит Живаго. Серия последовательных исчезновений и возвращений дамы в поле зрения героя даёт (по принципу метафоры) повод к философскому «отступлению»:
«Он подумал о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает».
Мысль о «скрещеньях судеб» пронизывает весь роман, во многом определяя его необычную структуру, и её появление в одном из кульминационных моментов повествования, без сомнения, очень показательно. Кроме того, как будто вскользь брошенное слово «переживать» подспудно вводит в сознание читателя неназываемое представление о смерти, смертности. Это представление нейтрализуется абстрактно- стью контекста, в котором оно возникло, в результате чего читательские подозрения снова «отменяются».
Тем временем гроза вступает в свои права («Сверкнула молния, разразился гром»), и тут же ход событий резко набирает скорость. Ранее «притиснутый к окну», доктор пытается «открыть окно вагона» и тем самым разорвать сковавшую его «обессиливающую дурноту». Кстати, пространственная узость – древнейший способ изображения нравственного смятения и ужаса, с которым мы знакомы ещё по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского.
Юрий Андреевич хочет вырваться из трамвая наружу, а в символическом плане – заново обрести самого себя, вернуть широту жизненного дыхания. Радикальное решение проблемы не увенчивается успехом, и эта неудача предвещает гибель Живаго. Юрию Андреевичу приходится «протискиваться через толпу», чтобы выйти на мостовую.
Близость улицы создаёт ощущение того, что «…ещё не всё потеряно, что ему стало лучше». Устами своего героя (хорошо нам знакомая несобственно-прямая речь) автор призывает и нас, читателей, рассчитывать на лучшее. И снова резкий поворот, на этот раз уже последний: «[Живаго] ступил со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделал шаг, другой, третий, рухнул на камни и больше не вставал».
Автор наконец полностью раскрывает нам свои карты: оттягиваемое, сокрытое от нас, но всё же предвидимое событие совершается. Эмоциональное потрясение, которое мы при этом испытываем, является результатом именно этой описанной здесь сложной писательской стратегии. Финальная фраза главки наполняет употреблённый ранее глагол «переживать» тем конкретным смыслом, которой уже ранее предчувствовал чуткий читатель: «И она, дама в лиловом, мадемуазель Флери, пошла вперёд, в десятый раз обогнав трамвай и, ничуть того не ведая, обогнала Живаго и пережила его».
Очень важно, что Юрия Андреевича убивает духота, отсутствие воздуха – то, что, как говорил Блок, убило Пушкина. По замыслу Пастернака, главный герой его романа «должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Если судить по стихотворениям, составившим последнюю, 17-ю, часть романа, Живаго поэт гениальный, его вполне можно счесть наследником Блока. Смерть героя, таким образом, обретает символическое значение общей судьбы русского поэта. К тому же на дворе 1929 год – «начало времени, когда отсутствие воздуха становится невыносимым», и, стало быть, «в гибели героя есть не только метафизический, но и исторический знак».
5 / 5. 1
.
[править]Главные действующие лица
- Юрий Андреевич Живаго — доктор, главный герой романа
- Антонина Александровна Живаго (Громеко) — жена Юрия
- Лариса Фёдоровна Антипова (Гишар) — жена Антипова
- Павел Павлович Антипов (Стрельников) — муж Лары, революционный комиссар
- Александр Александрович и Анна Ивановна Громеко — родители Антонины
- Евграф Андреевич Живаго — генерал-майор, единокровный брат Юрия
- Николай Николаевич Веденяпин — дядя Юрия Андреевича
- Виктор Ипполитович Комаровский — московский адвокат
- Катенька Антипова — дочь Ларисы
- Михаил Гордон и Иннокентий Дудоров — одноклассники Юрия по гимназии
- Осип Гимазетдинович Галлиулин — белый генерал
- Анфим Ефимович Самдевятов — юрист, большевик
- Ливерий Аверкиевич Микулицын (Товарищ Лесных) — предводитель «Лесных братьев»
- Марина — третья гражданская жена Юрия
- Киприян Савельевич Тиверзин и Павел Ферапонтович Антипов — работники Брестской железной дороги, политкаторжане
- Мария Николаевна Живаго (Веденяпина) — мать Юрия
- Пров Афанасьевич Соколов — псаломщик
- Шура Шлезингер — подруга Антонины Александровны
- Марфа Гавриловна Тиверзина — жена Савелия