История написания
При написании произведения автор опирался на свои знания. А.П. Платонов служил помощником машиниста в депо начиная с 1915 по 1917 год, и благодаря полученному опыту реалистично описал происходящие события. Именно в этот период своей жизни он начал работать над произведением «В прекрасном и яростном мире». Это было сложное время для Платонова. В стране были политические репрессии, преследования и страх. Многие люди стали жертвами необоснованных гонений, в их число также входил Платонов. Он родился в простой, трудовой семье. Андрей Павлович был старшим ребёнком из 12 детей. Ещё в детстве начал работал на железной дороге. В 1917 году, когда окончилась революция, писатель примкнул к большевикам, приняв за истину их щедрые обещания и громкие призывы. Андрей Павлович пошёл на Гражданскую войну добровольно, стал корреспондентом и освещал события, происходившие в красной армии. После войны вступил в партию и вкладывал все силы в обустройство деревни: строил гидростанцию, сооружал инфраструктуру в поселении. Но конфликтные ситуации, происходящие у него с партийными работниками, привели его к тому, что его исключили из этой ячейки. Неоднократные попытки восстановится результатов не дали. Всё разочарование в своих убеждениях, Платонов отразил в книгах. Андрей Павлович насмехался над репрессивными способами, которые использовались для достижения пятилеток. Душевные переживания автора можно понять, прочитав его повесть «Впрок». На его видение мира обратили внимание как читатели, так и партийные работники.
Что означает название
Заголовок в книге «В прекрасном и яростном мире» изменяли три раза. Последний стал меньше всего привязанным к какой-либо личности. Однако он отображал, очевидные вещи для читателя: как писатель и персонажи рассказа относятся к окружающему миру. О чём рассказ Повествователя по имени Константин назначают в бригаду к машинисту депо пользующимся уважением у начальства — Александру Васильевичу Мальцеву. И невзирая на то, что Мальцеву только 30 лет, никто не может сравниться с ним в профессионализме. Рассказчику, А. В. Мальцев представляется человеком невнимательным, равнодушным. Который не доверяет помощникам, постоянно держит на контроле сделанную работу. Через год, когда внезапная вспышка молнии ослепила бригадира и за малым не свершилась авария, его освобождают от работы. Спустя время у Мальцева восстанавливается зрение, и следователи подозревают, что бригадир лжёт. Машиниста отправляют в тюремное заключение. Неожиданно повествователь узнаёт, что в одном из университетов есть прибор Теслы. Это устройство может самостоятельно осуществлять вспышки молнии. Рассказчик предлагает устроить эксперимент над бывшим бригадиром, после чего А. В. Мальцев снова теряет зрение. Благодаря этому его выпускают из тюремного заключения. Немного позже, Константин становится главным машинистом в депо. Он предлагает бывшему бригадиру Мальцеву, проехать с ним на поезде. В конце книги у Мальцева восстанавливается зрение и с Константином они начинают дружить.
Краткое содержание
Глава I
Александр Васильевич Мальцев по праву считается « в Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом ». Несмотря на молодой возраст – всего тридцать лет – он уже имеет « квалификацию машиниста первого класса » и приличный опыт вождения скорых поездов. Когда на станции появляется новейший пассажирский паровоз, именно Мальцева назначают работать на эту мощную машину.
Предыдущий помощник Мальцева успешно выдерживает экзамен на машиниста, а на пустующее место назначают Константина, чему он несказанно рад. Александру Васильевичу же « все равно, кто у него будет состоять в помощниках ». Перед поездкой он внимательно следит за работой Кости, но после « собственными руками » проверяет состояние паровоза.
Костя искренне восхищается профессионализмом своего наставника, который водит « состав с отважной уверенностью великого мастера », и мечтает походить на него.
Глава II
Константин работает помощником у Мальцева уже около года. 5 июля они берут состав с опозданием на четыре часа, и диспетчер просит « сократить, сколь возможно, опоздание поезда ». Александр Васильевич соглашается, и герои отправляются в путь.
Желая сэкономить драгоценные минуты, Мальцев во всю мощь гонит состав вперед, « навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта ». Машинист невольно восхищается красотой разбушевавшейся природной стихии и невольно сравнивает ее с работой вверенной ему машины.
Поезд попадает в пыльный вихрь, и становится трудно не только видеть, но даже дышать. Однако состав продолжает пробиваться вперед, « в смутный, душный мрак ». Неожиданно вспыхивает « мгновенный синий свет »: это молния чуть было не попала в паровоз, « да маленько промахнулась ».
Костя замечает, что Мальцев « стал хуже вести машину ». Он думает, что это от усталости, и начинает сам внимательно смотреть на путь и сигналы. Константину удается вовремя заметить « туманное облако красного света » – встречный состав. На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.
Глава III
Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.
Он пытается объяснить, что еще « долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность », а потому не сразу понял, что ослеп, но ему никто не верит. В итоге Мальцева сажают в тюрьму, а Константин продолжает работать.
Глава IV
Зимой Костя навещает своего брата, студента, и узнает, что в университете есть « в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии ». В голове у него зарождается некий план.
По возвращении домой Костя еще раз тщательно обдумывает свое предположение, а после пишет следователю, который вел дело Мальцева. В письме он настойчиво просит « испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов », и таким образом доказать особую чувствительность его организма на внешнее влияние электричества.
Долгое время ответа нет, но после следователь сообщает о согласии областного прокурора на столь необычный эксперимент. Спустя несколько дней Костю вызывает к себе следователь и сообщает о результатах проведенного опыта. Мальцев, пройдя в полной темноте под установкой Тесла, вновь « не видит света — это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой ». Но только в этот раз зрение у машиниста не восстанавливается.
Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.
Глава V
Следующим летом Константин успешно сдает « экзамен на звание машиниста» и начинает ездить самостоятельно. Каждый раз, подавая паровоз под состав, он замечает слепого Мальцева, сидящего на скамейке.
Описание героев
Константин Повествователь является помощником Мальцева — главного бригадира. Спустя время он становится машинистом. Константин ведёт рассказ от первого лица, и читатель видит происходящее именно его глазами. Свою работу он знает хорошо. Ведь сам требовательный Мальцев обучал Константина. Бригадир перед читателем предстаёт как человек равнодушный, мрачный, не разговорчивый, но преданный своей работе. Константин принимает попытки защитить своего наставника, который чуть не совершил аварию. Однако, имея благие намерения, действует он противоречиво: настаивает на эксперименте с молнией. Чтобы убедиться, действительно ли от неё можно потерять зрение. Проведя такой опыт, Мальцев снова теряет зрение. После этого случая у Константина меняется мнение, и они становятся друзьями. Если сравнивать рассказчика с бригадиром, то он более открыт в общении с людьми, способен сочувствовать чужим людям. Чувствительный, страстный – негодует на Александра Васильевича и в то же время сочувствует ему. В заключении произведения он проявляет искреннюю радость, что все решилось благополучно. Мальцев Александр Васильевич В Тулубеевском депо его причисляют к специалисту, лучшему машинисту. Может умело выйти из сложной ситуации. До пункта назначения он прибывает гораздо раньше назначенного срока. Мальцеву руководство доверило управлять пассажирским поездом, т.к. было уверено в его профессионализме. Он осознаёт, что незаменим в работе. Только труд придаёт ему силы и вдохновение. И перестав заниматься любимым делом, он лишается смысла жизни.
Популярные сегодня темы
Весна! Как радостно звучит это слово, после морозной, снежной зимы. Такое далекое и холодное зимнее солнце, становится теплым и греющим. Его яркие лучики согревают нас с каждым днем все сильнее и сильнее.
Произведение является составной частью цикла литературных творений, который объединяются наличием общего героя в лице гениального сыщика Шерлока Холмса.
Басня Обоз имеет довольно понятный, простой и банальный смысл. Перед нами история о двух конях, которые спускают возы с горки и первый конь действует предельно осторожно, а второй его ругает
«Айвенго» Вальтера Скотта является образцом рыцарского романа. В нем есть все элементы, присущие жанру. Главный герой – доблестный рыцарь без страха и упрека.
На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.
Темы
Темы, поднимаемые писателем в рассказе «В прекрасном и яростном мире» Талант. Автор описал человека, который не может жить без работы. Все мысли его были о работе. Благодаря этому Мальцев стал мастером своего дела и приобрёл почёт и почтение у руководства. Личность человека и общество. Писатель показал отрицательные стороны тех людей, кто громогласно заявляет о своей помощи людям, но на деле этого не происходит. Машинист Мальцев хоть и не ярый борец за права народа, но сделал на порядок больше, чем те, кто таким хотел казаться. Дружба. Человеку, который избегает общения, нелегко найти друзей. Но Константину удалось наладить дружеские отношения с Мальцевым. Труд. Смотря на машиниста, с какой любовью он относится к работе, отдавая все свои силы, читатель осознаёт цену труда. Герои рассказа почитают труд и показывают, что именно по работе нужно оценивать человека. Совесть. Благодаря Константину, организовавшему эксперимент с молнией, следователь почувствовал укор совести за то, что несправедливо обвинил Мальцева. Главная идея Что хотел рассказать автор? Стремление всё идеализировать, переходит у Мальцева в злость, отстранённость и равнодушие к людям. Великодушный позыв к справедливости, превращается в жестокость и отнимает зрение у машиниста. Благодаря таким людям, как машинист Мальцев, окружающий мир становится лучше. Побеждая страдания и боль, но никак по-другому.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
План урока «В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ». ТАЛАНТ МАСТЕРА И ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА
План урока
«В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ».
ТАЛАНТ МАСТЕРА И ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
- Объявление темы и цели урока.
- Восприятие учащимися учебного материала.
- Подведение итогов урока.
- Сообщение домашнего задания.
Цели урока
Образовательные цели:
- обучить учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка;
- передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа;
- показать нравственный смысл рассказа.
Развивающие цели:
- развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти, развитие устной и письменной речи;
- совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения, характеристики героев.
Воспитательные цели:
- формирование нравственных качеств;
- развитие творческих способностей;
- воспитание компетентного читателя.
Компетенции:
- уметь производить анализ текста художественного произведения;
- уметь давать характеристику литературного героя;
- уметь составлять план.
Форма урока:
практикум.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование:
денотатный граф (на доске), толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, текст рассказа “В прекрасном и яростном мире”.
Метод:
частично поисковый.
Методические приемы:
работа над планом, объяснение учителя, словарная работа, сообщение ученика, комментированное чтение, элементы анализа художественного текста, приемы технологии критического мышления: денотатный граф, эссе, синквейн.
Образовательные технологии:
элементы технологии развития критического мышления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания
(чтение учащимися составленного цитатного плана рассказа, обсуждение)
.
Примерный цитатный план рассказа “В прекрасном и яростном мире”:
- “Он скучал от своего таланта, как от одиночества”.
- “Дальше ты поведешь машину, я ослеп”.
- “Мальцева отдали под суд”.
- “Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?”
- “Ты видишь теперь весь свет!”
III. Объявление темы и цели урока.
IV. Восприятие учащимися учебного материала.
1 этап. Вызов.
Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подготовку 12–15 минут).
Первая группа
.
Аналитическая беседа.
– Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева? (Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив: Мальцев был еще молод – ему было лет тридцать, «но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда», «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Во-вторых, Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту «вдохновенного артиста». В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: «как пустые», но тут же добавляет: «я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, – даже воробей… привлекал взор Мальцева…» Обратим внимание на возвышенную лексику, которая способствует утверждению мысли автора о таланте героя («отважный», «вдохновенный», «властвующий», «взор»). В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод первой главы: (читаем от слов: «И правда, мы не могли понять его умения»).)
– Каково авторское отношение к труду машинистов? (Рассказчик любуется паровозом как произведением искусства, машина, вызывает «чувство воодушевления», «особую растроганную радость… – столь же прекрасную, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». То есть для рассказчика дело машиниста, паровозы – наравне с вершинами искусства, вызывают восторг. Но при этом рассказчик только любуется машинами, талант же принадлежит избранному – Мальцеву.)
– Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам, был равнодушен к ним?(«Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта…».)
Вторая группа.
Что значит выражение «скучал от своего таланта»? (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда, что больше него никто не любит паровозы. Поэтому он был одинок – ведь никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», «скучал от своего таланта» – то есть чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.)
Талант машиниста Мальцева.
– Как А.П. Платонов показывает талант машиниста Мальцева? (Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив. Во-вторых, А.П. Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту “вдохновенного артиста”. В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: “Я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу…” В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод 1 главы…)
– Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам, был равнодушен к ним? (“Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта…”)
– Что значит выражение “скучал от своего таланта”? (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда. Никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, “ему было грустно с нами”, он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.)
Третья группа.
– Каким мы видим Мальцева в роковой день 5 июля? (Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. «Он понимал, что работа и мощность нашей машины могли идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью». Мальцев изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству: «Глаза его, привыкшие к дыму, огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением». Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: «Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту».)
– Почему поездка 5 июля оказалась последней для Мальцева? (Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд «на автомате», чувствуя, но не видя окружающее. Тем самым Мальцев допустил целый ряд нарушений: прошел мимо желтого светофора, красного, сигналов путевых обходчиков, из-за него взорвались петарды. Костя догадался, что Мальцев ослеп от близкого разряда молнии.)
Роковой день 5 июля.
– Каким мы видим Мальцева в роковой день 5 июля? (Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. Он изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству. Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: “Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту”.)
– Почему поездка 5 июля оказалась последней для Мальцева? (Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд “на автомате”, чувствуя, но не видя окружающее.)
Четвертая группа.
– Когда и при каких обстоятельствах мы узнаем имя помощника Мальцева? (Когда Мальцев называет его по имени, просит вести паровоз. Когда наступает критический момент, он понимает, что ослеп, что стал обычным, смертным человеком. Когда нужны становятся человеческое понимание и участие.)
– Как автор изображает следователя? (Следователь изображен недоверчивым, равнодушным человеком. Он не верит ни Мальцеву, ни его помощнику: «Он… заскучал от меня, как от глупца».)
– Как анализируют случившееся Костя и Мальцев? (Мальцев видел мир в своем воображении. Следователю же нужны факты, а не «воображение». Формально следователь прав. И Костя, и сам Мальцев соглашаются с этим. Поэтому закономерным является заключение Мальцева в тюрьму.)
Помощник Мальцева.
– Дайте характеристику образа помощника Мальцева.
– Когда и при каких обстоятельствах мы узнаем имя помощника Мальцева? (Когда Мальцев называет его по имени, просит вести паровоз. Когда наступает критический момент, он понимает, что ослеп, что стал обычным, смертным человеком. Когда нужны становятся человеческое понимание и участие.)
– Почему Костя после случившейся с Мальцевым трагедии не успокаивается, думает о происшествии?(Костя оказывается неравнодушным человеком: он пытался помочь своему учителю-машинисту, защищал Мальцева перед следователем, сам расследовал причины происшествия, нашел способ доказать невиновность обвиняемого.)
Какой смысл вложен в слова Кости: “Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!”? (Мальцев видит мир новыми, прозревшими глазами. Это и “внутреннее” прозрение – обретение веры. И хотя Костя “не был другом Мальцева”, но желание “защитить его от горя судьбы” совершило чудо. Благодаря таланту человека, Костя чувствует Мальцева “как родного сына”.)
Пятая группа.
Анализ начала и финала рассказа.
– Известно, что труднее всего написать первую и последнюю фразы, так же как и начать и закончить любую работу. Как это сделал А.П. Платонов? Чем хороша первая фраза рассказа? (А.П. Платонов начинает рассказ так, что сразу вводит читателя в действие: “В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев”. В этой фразе обозначено место действия, главный герой; сказано, чем этот герой занимается в жизни, отмечено его особое мастерство, уважительное к нему отношение людей.)
– Прокомментируйте последнюю фразу рассказа: “Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”. А.П. Платонов называет наш мир “прекрасным и яростным”. Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает “избранных, возвышенных людей”.)
– Зачем Костя взял Мальцева на паровоз? (Костя видел, что «происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей». Он «решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – …чувствовал свою особенность человека… пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать». Костя действовал по наитию «особенного человека».)
– Как передает автор ощущения Мальцева, когда он снова оказался на паровозе? («Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством».)
– Что помогло Мальцеву снова прозреть? (Волнение, которое он испытал при возвращении к делу своей жизни. Волнение, которое передалось Косте: «Я промолчал, волнуясь всем сердцем».)
– Какой смысл вложен в слова Кости: «Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!»? (Мальцев видит мир новыми, прозревшими глазами. Он прозрел и потому, что поверил в дружескую поддержку, в неравнодушие человека. Это прозрение «внутреннее» – обретение веры. Всегда спокойный, суровый Мальцев заплакал, Костя в ответ поцеловал его. И хотя Костя «не был другом Мальцева», но желание «защитить его от горя судьбы» совершило чудо. Так проявился у Кости талант человека. Эта его особенность внушила Косте уверенность в возможностях своих и своего учителя. Благодаря таланту человека, Костя чувствует Мальцева «как родного сына», хотя сам сначала чувствовал себя младшим и по возрасту, и по способностям.)
– «Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова? (Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости.)
– А теперь о последней фразе рассказа. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.)
Словарная работа.
Найти в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой значения слов “букса”, “инжектор”, “петарда”, “реверс”, “тендер”. Составить словарик. (см. Приложение 1
)
– Как вы считаете, почему в рассказе так много непонятных большинству слов, терминов? Какую роль они играют? (Непонятные слова заинтересовывают читателя, делают героев людьми особыми. Такие слова придают значительность, весомость и таинственность героям, говорят о таланте мастера.)
2 этап. Осмысление. Работа в группах.
Учащиеся с помощью своих товарищей отвечают на поставленные вопросы (работают с текстом рассказа “В прекрасном и яростном мире”, подбирают ключевые слова и словосочетания из текста для составления своей части денотатного графа).
(В условиях групповой работы дети получают возможность высказать свою точку зрения в группе и лишь после этого “озвучить” ее перед классом. Работа в группах способствует развитию навыков общения, умений критически мыслить, высказываться, убеждать и вести дискуссию. Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания.)
3 этап. Рефлексия. Размышление и обобщение. Построение денотатного графа.
Один представитель из группы выступает по своему заданию, дает развернутый ответ по своей части денотатного графа и заполняет свою колонку в схеме на доске, а все остальные составляют схему в тетради.
Итогом работы является денотатный граф, составленный на основе ответов выступающих учащихся (см.Приложение 2
).
Итоговый вопрос:
– Как же, по А.П. Платонову, можно преодолеть цепкую силу яростных сил жизни?
V. Подведение итогов урока.
– Что удалось на уроке?
– Что не удалось на уроке?
– Сочините синквейн, опираясь на прочитанный рассказ.
Пример синквейна:
Мир, Прекрасный, яростный, Радует, печалит, тревожит. Нужно помогать друг другу. Жизнь.
VI. Сообщение домашнего задания.
На выбор:
- устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление;
- сочинение эссе на тему: “Проблема взаимопомощи в современном мире”.